Кафедра «Прикладная психология» 2

«ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА 1 »

Дисциплина: «Психология и педагогика»

Контрольная работа

Выполнил: Проверил:

Студент группы

Курбонов С.

Санкт-петербург

ПГУПС

2014 Психология.

Задание№3

Метод самонаблюдения всегда субъективен. Человек не всегда видит себя со стороны. Человек может быть не всегда адекватным в сложных психологических ситуациях.  К основным недостаткам метода наблюдения относится то, что установки, интересы, психологические состояния, личностные особенности наблюдателя могут весьма сильно влиять на результаты наблюдения

Человек склонен менее критически оценивать свои действия. Таким образом результаты будут менее объективны нежели результаты наблюдения и анализа психический явлений на примере другого человека, особенно незнакомого. Таким образом, невозможно в полной мере познание психических явлений только с помощью наблюдения (тем более только самонаблюдения).

Наблюдение, сохраняя свое значение, должно дополняться другими методами исследования

Задание№4

1 этап – психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет тому назад. Развитие этого этапа психологии связано с работами древнегреческих философов. В частности, Демокрит считал, что душа — частица природы и подчиняется ее законам. Гиппократ — разработал учение о темпераментах. Представитель идеалистической философии Платон считал, что душа нематериальна и бессмертна. Платон также разработал учение об «идеях» — вечных и неизменных сущностях, образующих незримый высший мир, лежащий по ту сторону природы. Аристотель — автор первой известной работы по психологии — «О душе».  Таким образом, на первом этапе психология понималась как наука о душе.

3 стр., 1215 слов

Существует ли у человека Душа? — философско-критическое ...

... о существовании души. 1. Что есть душа? Душа — понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных; в религии, идеалистической философии и психологии душа — нематериальное, ... частью всего наследия Ренессанса было возрождение принципов объективного наблюдения. Значимыми стали исследования в области души человека в философии Нового времени. В частности, эта проблема ...

2 этап – психология как наука о сознании. Возникла в ХVII веке. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение за самим собой (интроспекция) Рене Декарт ввел понятие рефлекса — ответной реакции организма на раздражение. Некоторые ученые пошли дальше и вообще отказались от концепции души, пытаясь свести все виды деятельности человека к механическим движением. В частности, подобные взгляды пропагандировали английский философ Томас Гоббс, а затем Жюль Ламетри, написавший книгу «Человек-машина». Еще одно направление научной мысли этого периода — «эмпиризм», который отстаивал приоритет опыта над чистым разумом. Его яркий представитель — Джон Локк, выдвинувший гипотезу «чистой доски», то есть пустого сознания, с которым человек приходит в этот мир и которое постепенно заполняется в процессе жизненного опыта. Выдающийся русский естествоиспытатель Иван Михайлович Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга» попытался объяснить многие психические явления с позиций рефлекторной теории.

3 этап–психология как наука о поведении . Возникла в ХХ веке. Основным методом изучения считалось наблюдение за поведением людей.

Американский психолог Джон Уотсон указал на несостоятельность деккарто-локковской концепции сознания и заявил, что психологии следует оказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, то есть на поведении человека. Одним из видных представителей этого направления был Б. Ф. Скиннер, который показал, что живые существа способны к эффективному обучению способом «проб и ошибок».

4 этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности психики (объективная психология).

Человек рассматривается как часть природы. Психо – физиологические процессы, происходящие в человеке и процессы взаимодействия человека с окружающим миром изучаются как объективные закономерности природы. Данный этап начался с первой трети ХХ века и продолжается до настоящего времени. Представителем этого направления можно считать Ивана Петровича Павлова, который открыл ряд закономерностей психической деятельности. Среди ученых, представителей данного этапа, можно назвать Джеймса Олдса , впервые вскрывшего механизмы возникновения эмоций, Роджера Сперри, открывшего межполушарную ассиметрию мозга,  Абрахама Маслоу , создавшего концепцию «пирамиды актуальных потребностей», и других исследователей.

Развитие психики и сознания

Задание №7

А) бессознательное

Б)бессознательное

В)сознательное

Г)бессознательное

Д)сознательное

Деятельность и ее освоение

Задание №2

А)навыки

Б)умение

В)умение

Г)привычка

Д)умение

Е)навыки

Внимание

задание№11

Ощущение цвета

Красный цвет

Синий цвет

Темп дыхания

учащает

нормализует

Пульс

учащает

снижает

Кровяное давление

повышает

снижает

Сердцебиение

учащает

нормализует

Память. Представления.

Задание №4

А) запоминание — обучение

Б) память — сохранение

В) представление — чувственный образ

Мышление.

Задание№10

Лес – вес – век –чек- чес- час- чай –рай- рой -бой- бор

Миг- маг- май – чай — час

Час – чай – рай – рой – род – год

Год – гид – гад – газ – раз – рай – чай — час – чес –вес –век

Век – вес – бес – бас — бар – бор – боа -бра -эра

Муха –мура –тура – тара – кара – каре – кафе – кафр – каюр – крюк – урюк – урок – срок – сток – стон – слон

День – пень- пена – вена – вина – виза – ваза – фаза – фара – кара – кора –кожа – ложа – ложь – рожь – роль – ноль -ночь

Заяц — паяц – пай – пар – вар – вор – вол

Лень – пень – пенс – перс – пирс – тирс – тиас – трас – трус — труд

Воображение

Задание№4

Как можно вообразить то, свидетелем чего не мог быть, или то, чего никогда не было и быть не могло?

Образы не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, чего он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего в такой именно конкретной форме в действительности и быть не может.

Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что нам дано в восприятии. Человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности сам он никогда не видел. Воображение может, далее, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего вообще не было.

Эмоции и воля.

Задание№1

А) страх — ужас

Б) гнев- ярость

В) стыд -застенчивость

Г) горе – страдание

Основы социальной психологии.

Задание№ 3

Сангвиник — выразительность мимики и пантомимики, быстрая перестройка и усвоение навыков, непоседливость.

Флегматик- сдержанность, терпеливость, длительная работоспособность, вялость, слабая эмоциональная возбудимость.

Холерик — повышенная активность, энергичность, эффективность, вспыльчивость, медленная смена чувств и настроений.

Меланхолик- слабая эмоциональная возбудимость, молчаливость, гиперсензитивность (высокая чувствительность), медленность в движении и речи.

Педагогика. Теория обучения

Задание№1

В начале обучения многие первоклассники не понимают конкретного значения отметки. Так как первоклассник не знает “стоимости” той или иной отметки; по этому он не умеет сравнивать результат своей деятельности с поставленной целью, поэтому принимает отметку учителя как отношение к себе. Получается, что вначале ученики вообще не понимают значения отметки, а когда начинают понимать, отметка у них затмевает все. Отметка становится самоцелью учения. Очень скоро важнейшим мотивом учения школьника становится стремление получить хорошую отметку, одобрение, похвалу учителя и родителей, желание не огорчать родных. Впрочем, поскольку отметка сопровождается комментарием учителя, правильное понимание ее значения наступает довольно быстро. 

Контроль и оценка учителя должны проводиться с учетом психологических возможностей и особенностей детей этого возраста (их эмоциональности, импульсивности, неумения сравнивать результаты своей деятельности с образцом и др.).

Необходимо по-разному относиться к оценке результата и процесса обучения первоклассников. Иногда эти два компонента деятельности вступают в противоречие: ребенок достигает правильного результата, но в процессе выполнения задания суетится, торопится, делает много исправлений, ненужных движений и т.п.

Учитель должен помнить, что получение правильного результата деятельности прямо зависит от сформированности у ребенка знаний и умений, тогда как процесс деятельности связан со многими качествами личности, которые в этом возрасте могут быть еще не развиты (сосредоточенность, внимательность, аккуратность и др.).

У первоклассников особенно ярко проявляется разный темп деятельности, поэтому часто получается, что учитель одними и теми же критериями у одного ребенка оценивает результат, а у другого — процесс деятельности. В результате появляется отрицательное отношение к этому процессу.

Основы теории воспитания.

Задание№4

Попустительский стиль:

 — Ребенок должным образом не направляется, его поступки и поведение никто не корректирует, он практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей. Так же он не умеет слушать не выполняет указаний родителей. Для родителей таких детей характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Они не придают значения проступкам детей, не видят в них ничего страшного, считают, что все дети такие и. В подобных случаях бывает трудно изменить благодушное настроение таких родителей, заставить их всерьез реагировать на проблемные моменты в поведении ребенка. Такие родители агрессивно настроены к тем, кто указывает на неправильное поведение их детей.

Взрослея, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им. Они не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей, как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.  В семьях, которые не могут контролировать поведение подростка, их поступки могут привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались. 

Основы педагогической деятельности

Задание№1

Педагогический профессионализм:

Учитель должен быть профессионалом своего дела.

Педагогический профессионализм определяется через понятие –«педагогическое мастерство» и имеет большую смысловую нагрузку.

Педагогическое мастерство — важнейшее профессиональное качество личности учителя. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться. Дать возможность подняться, поверить в свои силы вот задача учителя.

В описанной ситуации учитель ведет себя некомпетентно, бестактно, грубо, несправедлив, использует власть над учеником, оскорбляет. У учителя неадекватные формы и методы обучения, педагогически не оправданные взаимоотношения с учениками, что является препятствием на пути успешного учебно-воспитательного процесса.

Отрицательные качества, которых у учителя не должно быть:

1.Груб, агресивет, оскорбляет учеников, применяет физическую силу, бестактен, использует свою власть над учеником.

2. Не знает свой предмет, обладает ограниченным кругозором.

3.Необъективно ставит оценки, несправедливый, имеет любимчиков, оценивает не знания, а поведение, эгоистичен.

4. Не творчески работает, а выполняет работу формально.

5. Не любит свою работу.

6. Не уверен в себе, пассивен, замкнут.

7. Не признает права ученика на свое мнение.

Я бы предложила педагогам этой школы:

1)собрать педсовет,

2)обсудить с данным учителем вопросы воспитания и образования, 3)проанализировать его работу в данном учреждении дать некие рекомендации, советы,

4)если преподаватель не сделает правильных выводов и не изменит методов своего преподавания и ситуация останется прежней, придется расстаться.