Методы психодиагностики 2

8

Забродин Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. –М., 2002.

(с.72-77)

< … Методы психодиагностической работы

В настоящее время психодиагностика располагает значительным ар­сеналом методов, позволяющих проводить психодиагностические обсле­дования. Все эти методы неоднократно классифицировались, обобщался опыт их практического применения и разработки. В настоящее время при­нято выделять несколько классов психодиагностических методов.

1. Методы изучения документации о человеке. Задача изучения до­кументации — сбор анамнестических данных и составление представле­ния об особенностях поведения, об истоках нормального и аномального развития. В комплексном изучении человека каждый из специалистов должен уметь читать документацию коллег и черпать из нее те сведения, которые необходимы ему для составления полного психологического пор­трета человека, полной картины его функционирования и развития.

Так, например, важным документом для психолога, работающего в сфере образования и занятости, является педагогическая характеристика учащегося, отражающая данные о продолжительности его обучения и вос­питания в соответствующем учебном заведении, подробный анализ успе­ваемости, поведения, мероприятий, проведенных в целях повышения ус­певаемости (индивидуальная помощь, консультации и т.д.).

Эти данные могут оказаться полезными, например, при анализе особенностей профессионального становления и оснований выбора будущей профессии, при исследовании обучаемости, при прогнозировании темпов профессионального развития учащихся. Можно использовать также и другие документы, которые доступны психологу: личное дело, биографию, характерис­тику, отзывы окружающих, историю его семьи и т.п.

2. Методы изучения продуктов деятельности. Эти методы широко используются на практике.

Анализируя конечный результат деятельности человека, можно понять особенности процесса его работы, а значит подойти к пониманию особенностей его психики и некоторых черт его личности. В продуктах деятельности человека очень часто и довольно верно отражается его отношение к действительности, к миру и к людям, природе, уровень развития умственных, сенсорных и моторных навыков, аффективной и волевой сферы.

Для правильной оценки результатов деятельности человека необхо­димо знать:

11 стр., 5423 слов

Особенности ВНД человека. Развитие речи в онтогенезе и её нарушения

... Заикание .6 Ринолалия .7 Нарушение голоса Заключение 1. Особенности высшей нервной деятельности человека Для животных роль условных сигнальных раздражителей играют предметы и явления (свет, звук, ... работу артикуляционных органов, обеспечивающих верное произношение каждого звука (1989). В онтогенезе развитие и становление фонетической и фонематической сторон речи происходит постепенно. В овладении ...

• психологические механизмы получения того или иного результата;

• условия, в которых они получены;

• типичные затруднения в достижении того или иного результата для разных групп испытуемых, в том числе трудных и отстающих;

• методы, позволяющие обнаружить подлинные причины затруднений на каждом из этапов жизни.

3. Метод наблюдения. Наблюдение позволяет судить о состоянии тех или иных психических функций в процессе спонтанной деятельности и поведения человека при минимальном вмешательстве со стороны психолога. Наблюдение должно обеспечивать естественность психических проявлений и при этом быть целенаправленным.

При наблюдении надо четко фиксировать его результаты. Степень активности исследователя во время наблюдения может быть различной: от пассивного — без всякого вмешательства в наблюдаемую деятельность — до систематического наблюдения (например, в процессе систематизированных занятий).

Научное наблюдение отличается тем, что сбор фактов определяется задачей исследования и направлен на раскрытие той зако­номерности, которая изучается исследователем.

Ценность различных видов наблюдения неодинакова. Пассивное наблюдение дает сведения о естественном поведении человека. В это время исследователь видит его как целостную личность, может зафиксировать особенности его взаимоотношений с другими людьми, с его окружением, товарищами, коллегами, руководителями и подчиненными.

К недостаткам, ограничивающим сферу применения этого метода, относятся: выжидательная позиция исследователя, отсутствие возмож­ности повторного наблюдения, описательная форма фиксации наблюде­ний, необходимость длительного времени для получения достоверных сведений.

Активное наблюдение (наблюдение в процессе систематизированных занятий) широко применяется в отечественной и зарубежной психоло­гии и педагогике и представляет собой одну из модификаций метода по­левого или натурного эксперимента, а именно: метода естественного экс­перимента, разработанного учеником В.М. Бехтерева А.Ф. Лазурским12.

Наиболее важными видами наблюдения при психологическом или психолого-педагогическом обследовании являются наблюдение за основ­ными видами деятельности человека: профессиональным трудом, игрой, повседневным поведением, общением. Они позволяют, помимо всего про­чего, оценить состояние человека, в частности его работоспособность.

4. Метод беседы. Беседа представляет собой специально организован­ный метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного об­щения по заранее составленной программе.

Метод беседы широко используется для определения ориентировки че­ловека в окружающем пространстве и времени (круг представлений, воз­можность обобщении), выявления особенностей и мотивов его поведения, отношения к себе и к миру и т.д. Этот метод позволяет непосредственно в ходе беседы раскрыть причины личностных проблем и затруднений (на работе, в учебе, в отношениях с людьми), а также оценить характерные осо­бенности личности (предпочтения, склонности, интересы и др.).

6 стр., 2936 слов

Какие существуют трудности в использовании различных методов ...

... в сочетании с другими методами. Наблюдение входит составной частью и в два других метода – беседу и эксперемент. Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное ... чтобы не нанести ни малейшего вреда здоровью и развитию испытуемых. Эксперименты, противоречащие нравственным и этическим нормам, запрещены. Компенсировать переменчивость педагогических процессов ...

Таким образом, беседа дает некоторые представления об уровне разви­тия трудовой, познавательной и учебной деятельности и свойствах лично­сти. Содержание беседы варьируется в зависимости от реальной ситуации, особенностей обсуждаемой проблемы и индивидуальных особенностей изучаемого. При изучении особенностей психического развития метод бесе­ды используется чаще всего как исходный этап для первичного знакомства либо как один из вспомогательных методов.

Важной разновидностью метода беседы является метод интервью, ко­торый в дальнейшем проявляется в многочисленных методах опроса и их модификациях.

5. Применение методов наблюдения и беседы подготавливает возмож­ность использования для более точного и детального изучения возник­шей проблемы одного из самых сильных и специфичных методов психо­логического исследования —. метода эксперимента. Метод эксперимента состоит в моделировании определенных жизненных ситуаций и предпо­лагает сбор данных в специально смоделированных и заранее сконструи­рованных условиях. Моделирование как одна из разновидностей экспе­римента заключается в том, что экспериментатор организует выполнение изучаемых действий в непривычных, несколько искусственных услови­ях. Например, если необходимо выяснить одну из частных особенностей интеллектуальной деятельности учащегося — возможность осмысления логических связей, — эксперимент может состоять в том, что испытуе­мому предлагается для чтения специально составленный текст, а затем его просят пересказать основное содержание, составить план и т.д.

Общим моментом при проведении всех экспериментов является то, что испытуемому предлагается по определенной инструкции выполнить задание, представляющее собой модель обычной интеллектуальной, иг­ровой или какой-либо другой деятельности.

Таким образом, моделируемые в эксперименте акт, деятельность, дей­ствие или процесс должны быть преобразованы в достаточно ясно моти­вированное, простое, доступное для понимания действие. Кроме того, мо­тивировка этого действия не должна провоцировать негативные реакции, а наоборот — способствовать установлению контакта с испытуемым, что позволит провести обследование более глубоко и тщательно.

Метод эксперимента, как и другие психологические методы, должен обеспечить выявление не только негативных, но и позитивных возмож­ностей человека, дать объективное представление о психологическом со­стоянии человека, а, кроме того, в ряде случаев — обеспечить получение сведений о его обучаемости.

Проведение эксперимента требует определенной подготовки. Экспе­римент практически всегда проводится только после подробного изуче­ния документации, сбора анамнеза, проведения беседы и наблюдения. Все эти этапы позволяют составить предварительное представление об испы­туемом и наметить стратегию его изучения. Нужно сказать, что метод эксперимента лежит в основе создания особых практически-ориентирован­ных процедур психологического обследования, которые известны ныне под самостоятельным названием психологических тестов.

Такое рассмотрение метода эксперимента имеет очень важное мето­дологическое значение. Действительно, процедура любого тестирова­ния состоит в организации для обследуемого определенной экспериментальной ситуации. Более подробно практическое значение подобной трактовки методов тестирования и эксперимента рассмотрено в после­дующих главах книги.

6 стр., 2585 слов

Психологические условия и факторы снижения конфликтности личности ...

... «руководитель-подчиненный». 2. Экспериментально изучить социально-психологические особенности личности руководителей и подчиненных, влияющих на конфликты ... руководителей и подчиненных. Методы исследования - эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, ... сфера деятельности – торговля аудио, видео и бытовой техникой) – 35 человек (10 руководителей среднего ...

6. Психодиагностические тесты. Наиболее привычными и достаточно широко освещенными в научной и практической литературе оказались вопросы, относящиеся к классической технике психодиагностики — пси­ходиагностическим тестам. Эти вопросы включали в себя историю и про­исхождение тестов, правила их построения и критерии их эффективнос­ти, правила и порядок применения разных по своей природе тестов и подходы к комплексному психодиагностическому обследованию.

Проблема психологических тестов принадлежит к числу наиболее сложных, противоречивых и наиболее запутанных проблем общей, диф­ференциальной и педагогической психологии. На это указывал еще в 20-х годах В. Штерн, писавший, что по отношению к тестам «в преувеличенных надеждах и преждевременных требованиях нет недостатка, так же как и в бессмысленных нападках и бесплодной критике».

Несмотря на сложность проблемы применения тестов в психодиагно­стике, они очень часто используются в практике психодиагностических обследований. Многообразие психодиагностических методов объясняет­ся различием целей, которые достигаются в процессе их использования, и теоретических концепций, на базе которых они разрабатываются. Ак­тивность применения таких методов для решения различных практичес­ких задач периодически меняется. Это обусловлено рядом причин, отно­сящихся как к особенностям самих методов, так и к оценке получаемых с их помощью результатов, определяющих в конечном итоге практическую полезность психодиагностики.

Цели применения методов психодиагностики зависят от содержания прикладных задач, предполагающих оценку и учет индивидуально-психо­логических особенностей субъекта. Для профориентации — это выявление способностей, для профессионального отбора — оценка успешности в той или другой профессиональной деятельности, для расстановки кадров — оп­ределение соответствия индивидуальных особенностей и функциональных обязанностей, для оценки психологической совместимости в совместной деятельности — выявление возможностей по оказанию взаимного влияния. Концепции, составляющие методологическую основу методов психо­диагностики, меняются в зависимости от результатов теоретических и экспериментальных исследований в области общей психологии и различ­ных ее разделов, а также косвенно зависят от воззрений и предпочтений их авторов. Одной их ключевых проблем разработки методологической базы психодиагностики является определение места и роли модели лич­ности в психодиагностике. Проблема эта в настоящее время полностью не решена, поскольку ее решение предполагает комплексное соединение знаний из различных разделов психологии.>

(С.228-238)

6 стр., 2632 слов

Анализ психологических особенностей деятельности руководителя ...

... деятельности. Объект исследования: деятельность руководителя первичного звена управления на промышленном предприятии. Предмет исследования: психологические особенности деятельности руководителя ... Планирование деятельности участка 3.      Контроль 4.      Управленческое взаимодействие (подготовка информации руководству) 5.      ...

< Методы изучения личности руководителя

Оценка свойств личности необходима для прогнозирования индиви­дуального и группового поведения, правильной расстановки кадров, под­бора руководителей. В экспериментальной персонологии изучение лич­ности представляет собой совокупность приемов измерения личностных характеристик. Несмотря на то, что чаще всего выбор тех или иных при­емов оказывается зависимым от принятого данным исследователем оп­ределения личности, существует вполне научное представление о том, как и какими методами можно изучать личностные особенности человека. Естественно, что аналогичные методы и приемы применяются для изуче­ния личности руководителя.

Наблюдение — это изучение личности в условиях естественной и при­вычной для него деятельности: игровой, учебной, производственной. На­блюдение приводит к накоплению фактов, на основе которых можно сде­лать заключение о профессиональной пригодности руководителя, успешности усвоения им профессиональных знаний и навыков, способ­ностей к решению конкретных производственных и управленческих за­дач. Путем наблюдения можно получить данные об особенностях памяти и внимания, восприятия и мышления, о типологических свойствах тем­перамента, чертах характера и т.п.

Беседа осуществляется в условиях индивидуального или группового изучения собеседников. Чтобы беседа была продуктивной, необходимо заранее тщательно продумать ее тематику, сформулировать вопросы и ру­ководить течением беседы до получения определенного результата. Иногда беседу можно заменить анкетированием, когда вопросы и ответы посту­пают в письменной форме.

С помощью анализа результатов деятельности (отчетов, рефератов, рационализаторских и деловых предложений, сконструированных планов и моделей, принятых решений) можно определить мотивацию характера, способность к теоретической, практической и управленческой деятельно­сти руководителей.

Психологическое тестирование — это специально разработанные задачи (пробы) для определения различных свойств индивида. Тесты допускают использование математической статистики, поэтому дают более точные дан­ные, чем наблюдения и беседы, приближаясь в этом плане к эксперименту.

Для целей исследования личности могут использоваться три основ­ных вида тестов:

• собственно личностные, применяемые для измерения индивиду­альных свойств человека. Балльная оценка данной личностной характеристики основывается не на единственном ответе, а на совокупности от­ветов, которые вместе образуют шкалу, предназначенную для измере­ния рассматриваемого свойства. Опросник может измерять как одну, так и несколько личностных качеств (например, широко известные тесты Ай-зенка по определению темперамента и самооценке психических состоя­ний, тест Кетелла «Особенности характера», тест Шмишека «Акцентуа­ция характера»);

• интеллектуальные, применяемые для определения уровня умственного развития и его соответствия возрасту человека (например, тесты Бине, Векслера, ШТУР и др.);

• профессиональные, применяемые для профессионального отбора людей, изучения мотивации и пригодности к определенным видам деятельности (например, профессиональный опросник Липпмана, тест ДДО Климова).

24 стр., 11965 слов

Направленность и мотивы деятельности личности

... Джидарьян), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В. К. Вилюнас). Рассмотрению вопросов потребностно-мотивационной сферы личности и посвящена данный реферат. 1. Общая характеристика мотивационной ...

Успешность протекания управленческого процесса, настроение людей организации, отношения между сотрудниками зависят от множества факторов: непосредственных условий работы, профессиональных качеств кадровых работников, уровня управленческого состава и др. И одну из первых ролей в ряду этих факторов играет личность руководителя. Лич­ность руководителя, его опыт, деловые и характерологические особенно­сти играют ведущую роль в управлении организациями.

Знание психологических особенностей личности и умение учитывать их при подборе кадров, а в особенности руководящих, является одним из основных условий высокой эффективности деятельности организаций всех уровней. Для этих целей чаще всего используются такие методы, как наблюдение, анкетирование и личностное тестирование. Комбинация дан­ных приемов, построенная применительно к задачам конкретной органи­зации, составляет в своей совокупности психологическую технологию изу­чения личности руководителя в его профессиональной деятельности.

В работах, посвященных изучению личности руководителя, отмеча­ется, что нельзя говорить о качествах личности руководителя вообще, т.е. в отрыве от конкретного содержания его деятельности и сопутствующих ей факторов. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что некоторые качества, встречающиеся при анализе деятельности руководителей про­изводства, отсутствуют в характеристиках руководителей научных кол­лективов, и наоборот. Вместе с тем можно выделить общие требования к личности руководителя со стороны его профессиональной деятельности.

1. Социальная направленность. Руководитель как официальное лицо должен хорошо знать законодательные и нормативные акты, регулирую­щие деятельность вверенного ему коллектива. Он должен знать и понимать основные феномены и факторы, определяющие важнейшие сферы жизни государства, такие, как политика, экономика, право и т.д.

2. Развитые организаторские способности. Одно из основных качеств руководителя — умение организовать совместную работу людей. Одна из основных задач управления — создать условия для проявления активно­сти, инициативы, творчества людей, развития их активной мотивации. В ряде исследований показано, что требования к организаторским способ­ностям включают в себя требования к следующим психологическим свой­ствам личности: способность отражать с достаточной полнотой психоло­гию управляемой группы в ходе решения совместных задач; практическая направленность ума — овладение знаниями и умениями в области прак­тической психологии, готовность применить их в процессе решения орга­низаторских задач; психологический такт — наличие чувства меры во вза­имоотношениях с людьми; требовательность — способность предъявлять к людям адекватные требования в зависимости от особенностей ситуа­ции; критичность — способность обнаружить и выразить значимые для данной деятельности отклонения от условий, диктуемых поставленной задачей; склонность к организаторской деятельности — потребность в ней и стеничность при ее выполнении.

3. Высокая компетентность в определенной профессиональной деятельности в соответствии с профилем руководимого коллектива, так как руководитель не вообще управляет людьми, а управляет их деятельностью для решения определенного круга профессиональных задач. Однако в силу своей работы, связанной с организацией людей, руководитель должен вла­деть системой знаний и в смежных областях (педагогике, психологии, ло­гике, этике), тогда он сможет четко определять цели деятельности, уметь их обосновать и убедить, а иногда и заставить людей верить в необходи­мость их достижения,

14 стр., 6776 слов

Личностные и деловые качества руководителей. Стиль руководства

... качества руководителя Одно из основных личностных (психологических) качеств руководителя - его мышление. В процессе практической деятельности руководитель должен ... преимущества накопленного опыта с оригинальными, новаторскими методами руководства; - оперативно, то есть быстро реагируя на ... Поэтому важным профессиональным качеством для него является умение осуществлять деловое общение с людьми вне ...

4. Опыт. Эффективность управленческой деятельности руководите­ля находится в прямой зависимости от его опыта. Однако при этом необ­ходимо отметить, что одинаковый стаж работы у разных руководителей не означает одинакового уровня их профессионального мастерства. Дан­ное понятие состоит из трех взаимосвязанных элементов: управленчес­ких знаний, умений и навыков. Управленческие знания закладывают в процессе образования (в большинстве случаев, конечно, высшего).

Управ­ленческие умения представляют собой применение этих знаний на прак­тике. Эти умения руководителя зависят как от объективной структуры его деятельности, так и от его общих способностей. К ним можно отнести умение найти подход к человеку (общий язык), умение слушать, прово­дить совещания. Соответственно сказанному выше, при изучении личности руководителя большое значение имеют упомянутые ранее структур­ные параметры личности, такие, как способности, темперамент, характер, роля, эмоции и чувства, направленность.

Взаимоотношения подчиненных с руководителем, психологический климат коллектива, результаты его работы зависят также от стиля руководства и управления, реализуемого руководите­лем. В связи с этим существует специальный подход к оценке эффектив­ности руководителя, который основан на таком понятии, как стиль руководства (управления).

Стиль руководства (управления) — «это при­вычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организа­ции». Стиль руководства определяется степенью делегирования руко­водителем своих полномочий (распределением полномочий между ру­ководителем и подчиненным); степенью участия подчиненных в принятии решений; типами власти, которые использует руководитель.

В соответствии с концепцией Курта Левина в психологии управле­ния выделяются авторитарный (автократический), демократический и либеральный стили руководства.

Для авторитарного стиля руководства характерны централизация, концентрация власти в руках одного руководителя. Он единолично при­нимает решения, жестко определяет всю деятельность подчиненных, не давая им возможности проявить инициативу. Подчиненные должны ис­полнять только то, что приказано, при этом они получают минимум необходимой информации. Руководство подменяется командованием. Деятельность подчиненных жестко контролируется. Основные используемые типы власти: власть, основанная на принуждении, и традиционная власть. При демократическом стиле руководства власть децентрализована. Этот стиль строится на двойной основе: делового и личного авторитета. Руководитель консультируется с подчиненными в процессе выработки решения, хотя право окончательного выбора оставляет за собой. Подчи­ненные получают достаточно информации, чтобы иметь представление о перспективах работы. Инициатива всячески стимулируется. Руководи­тель делегирует часть своих полномочий. В данном случае могут быть ис­пользованы любые типы власти, но преимущественно применяется власть, основанная на поощрении или на примере. Такой стиль бывает оптима­лен в некоторых видах производства, управлении учебными заведения­ми, творческими коллективами, порождая более теплый психологичес­кий климат в коллективе.

21 стр., 10162 слов

Руководство по организации деятельности психолого-медико-педагогических ...

... в своей деятельности органами управления образованием и образовательными учреждениями»; ·        данное Руководство также призвано помочь в организации деятельности ПМПК.   ... организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) в системе образования Российской Федерации» и проекта положения о ПМПК, предоставленного руководителям ПМПК на ...

Либеральный стиль руководства строится на полном доверии к ис­полнителям. Руководитель-либерал допускает полную свободу действий своих подчиненных в пределах их функциональных обязанностей, власт­ные полномочия используются минимально. Такой стиль допустим в твор­ческих коллективах, так как дисциплина поддерживается за счет созна­тельности и самоорганизации сотрудников, ценящих руководителя как лидера — «генератора идей». Однако этот стиль управления может быть неэффективным в сложных экстремальных ситуациях.

На практике встречаются и иные формы взаимодействия руководи­теля и подчиненных, но они основаны на рассмотренных трех стилях уп­равления. Как и выбор типа власти, стиль управления зависит от конк­ретной ситуации, когда руководитель должен применять различные стили руководства. Так, в обычных условиях наиболее эффективным оказыва­ется демократическое руководство. В сложной критической ситуации це­лесообразнее использовать элементы авторитарного стиля.

<…> Оптимальным является тип руководителя с высоким официальным, профессиональным и личным статусом. Разли­чия между руководителем и лидером связаны с тем, что в любой организа­ционной структуре имеются два типа отношений между людьми: формаль­ные и неформальные. Лидером никогда нельзя стать, если члены группы не воспринимают конкретное лицо как лидера. Руководитель же обычно на­значается указом сверху. Руководство и лидерство являются способами организации и управления деятельностью людей в трудовом коллективе, только в одном случае это возможно в силу должностных полномочий, а в другом — благодаря неофициальным межличностным отношениям.

Важным свойством руководителя-лидера является умение быть уп­равляющим, не афишируя этого. Немалую роль для решения этого воп­роса играет завоеванный авторитет, благодаря которому руководитель также становится лидером группы, а его приказания выполняются в силу веры в его компетентность, талантливость. Выделяют три формы автори­тета: формальный авторитет, моральный авторитет и функциональный ав­торитет. Формальный авторитет формируется из набора властных пол­номочий и прав, которые дает руководителю занимаемый пост. Сам по себе такой авторитет не может обеспечить высокую степень влияния ру­ководителя на своих подчиненных. Моральный авторитет зависит от нравственных качеств руководителя. Функциональный авторитет определяется компетентностью руководителя, его деловыми качествами, от­ношением к своей профессиональной деятельности.

Логично, что руководитель, пользующийся авторитетом, располага­ет к себе людей, положительно влияет на них. К решениям авторитет­ного и неавторитетного руководителя подчиненные относятся по-разно­му. В первом случае указания выполняются без дополнительного административного нажима, во втором случае — распоряжения вызывают сложные внутренние переживания и противоречия. Формирова­ние авторитета зависит и от подчиненных. Они поддерживают действия руководителя, признанного ими лидером и авторитетом. Можно сказать, что авторитет лидера-руководителя является действенным фактором повышения эффективности руководства.

29 стр., 14296 слов

Профессиональные качества руководителя, психологические особенности ...

... удовлетворенность членством в коллективе; · мотивация членов коллектива; · самооценка коллектива; · авторитет руководителя. К непсихологическим относятся: · производительность, качество продукции; · экономичность; · нововведения; · ... 3. Определить методики формирования психологических качеств личности руководителя. Методы исследования: анализ управленческой литературы, наблюдение, тестирование. ...

Психологическая оценка руководителя. Отбор и подбор руководителей

Как известно, для эффективного руководства необходимы образо­вание, профессионализм, личная культура и этика, а также наличие организаторских способностей.

В психологии управления за последние годы накоплен определенный опыт подбора и оценки кадров, в том числе руководителей. Важность про­ведения такой работы очевидна, хотя зачастую предприятия игнорируют предложенные им методики отбора. Основной функцией подбора и рас­становки руководителей является установление факта пригодности того или иного человека к определенной социальной роли руководителя.

Одним из центральных вопросов социально-психологической оценки личности будущих руководителей по праву считается вопрос о том, что оценивать. Традиционно оценка кандидатов на должность осуществляет­ся на основе создания модели личности как некоторой совокупности про­фессионально-деловых и личностных качеств, наличие которых считает­ся необходимым для руководителя, занимающего данную должность. Процедура оценки предполагает сопоставление личностных переменных, образующих своеобразную идеальную модель, с личностными перемен­ными, имеющими непосредственное отношение к оцениваемому. Степень их совпадения позволяет установить соответствие работника занимаемой должности. Теоретическим основанием данного подхода служит предпо­ложение о наличии связи между личностными особенностями исполни­теля и степенью успешности реализации им профессиональной роли.

Методы подбора руководящих кадров могут быть основаны как на пси­хологической, так и на иной основе. В связи с этим существуют три группы методов: прогностический, включающий в себя использование анкетных данных, письменных и устных характеристик, личных бесед, психологи­ческих тестов; практический метод, основанный на оценке результатов практической деятельности; имитационный метод, когда испытуемому предлагается решать конкретную ситуацию. В качестве примера возьмем прогностический метод для проверки соответствия руководителей зани­маемой должности.

Методы психодиагностики — Стр 2

Рассмотрим последовательно процесс психологического отбора руко­водителей на должность. Он включает в себя:

• предварительный отбор — ориентация в предыдущем опыте претен­дента (анализ биографических, анкетных данных);

• психологическое тестирование;

• изучение личностных особенностей кандидатов с помощью интер­вью и групповой оценки;

• имитационное моделирование (игровая ситуация);

• институт испытательного срока.

На этапе предварительного отбора организации широко используют спектр биографических методов, при интерпретации результатов которых применяются присущие конкретной организации критерии. Анализ био­графических данных проводится с опорой на основополагающие ценнос­ти организации, которые могут быть зафиксированы в официальных до­кументах фирмы, либо существовать в виде неписаных законов и являться своего рода традицией. Наибольший акцент при таком анализе делается на возраст, пол и образование. Заметим, что возрастной критерий жестко влияет на принятие решения именно на этапе предварительного отбора.

Использование биографических методов в ходе предварительного от­бора имеет и ряд ограничений:

• постоянное изменение окружения требует периодического измене­ния биографических критериев;

• если организация ориентируется на большое число биографических критериев, го руководители по стилю руководства будут очень похожи друг на друга. Поэтому в случае радикальных изменений в организации придется заменить практически всех руководителей;

• проверка подлинности биографических данных требует значитель­ного времени.

Среди дополнительных мероприятий, проводимых в ходе предвари­тельного отбора, существенная роль отводится анализу рекомендаций и свидетельств, которые представляет кандидат. Этот метод дает возможность получить представление о профессиональном прошлом кандидата, его степени известности, авторитете.

Анализ прошлого опыта претендента становится возможным в случае применения метода несистематизированного тестирования. В ходе мето­да кандидату предъявляется обобщенное описание требований будущей деятельности, а он должен описать конкретные события из своей жизни, свидетельствующие, с его точки зрения, о его готовности к эффективно­му выполнению этой деятельности. Несмотря на то, что метод основыва­ется на самооценке своих прошлых достижений, это не уменьшает его эф­фективность.

Использование в профессиональном отборе на должность психоди­агностической информации, получаемой при помощи тестов, пережило как период массового применения так и период критики (см. выше).

В настоящее время многие организации систематически используют пси­хологическое тестирование для подбора руководящих кадров. Однако нельзя сказать, что тестовые психодиагностические процедуры в профес­сиональном отборе руководителей унифицированы в достаточной сте­пени. Тестовые батареи создаются исходя из концептуальных предпоч­тений организаторов отбора. В течение продолжительного времени остается весьма популярным психодиагностический комплекс, предназ­наченный для определения способности к управлению людьми, который включает в себя исследование интеллектуального, коммуникативного и волевого потенциалов личности.

В качестве примера практического воплощения такого подхода мож­но привести использованный Н. Кудряшовой метод оценки личностных, деловых и профессиональных качеств для психодиагностики способности к управленческой деятельности.

1. Личностные качества: а) способность чутко относиться к подчинен­ным, умение найти индивидуальный подход к каждому; б) тактичная тре­бовательность; в) умение создать спокойную дружественную обстановку в коллективе, поддерживать сознательную дисциплину в коллективе; г) способность заражать энергией и мобилизовать подчиненных словом и личным примером; д) умение выражать свои мысли четко и доступно; е) умение ставить общественные интересы выше личных; ж) эмоциональ­ная сдержанность; з) моральная устойчивость, честность и принципиаль­ность; и) способность объективно оценивать людей, правильно воспри­нимать критику; к) чувство юмора.

2. Деловые качества: а) стремление советоваться с подчиненными при решении важных для коллектива вопросов; б) способность оперативно при­нимать правильные решения, быстро переключать внимание с одного объекта на другой; в) умение распределять задания в соответствии с возможно­стями исполнителей; г) желание предоставить подчиненным свободу твор­чества и эксперимента; д) умение контролировать подчиненных; е) способ­ность действовать с некоторым риском, не ожидая указаний свыше.

3. Профессиональные качества: а) профессиональные знания, умения, навыки; б) знания, связанные с организацией технологий; в) стремление повышать свою квалификацию, навыки самообразования; г) умение эф­фективно пользоваться информацией.

Результаты предварительного отбора и психологического тестирова­ния изучаются специалистами кадровых служб. Процесс отбора может ог­раничиваться этим этапом либо сопровождаться последующим интервью и/или техникой групповой оценки.

Интервью организуется на основе анкетных данных, рекомендаций и результатов психологического тестирования. К проблемным вопросам в использовании интервью относится зависимость результатов интервью от характеристик интервьюера, от способов, которыми он пользуется при обработке информации, и от субъективных критериев принятия решения. Метод групповой оценки в основном используется за рубежом и для нас пока не имеет особого значения (исключение составляет предложен­ный К. К. Платоновым метод обобщения независимых характеристик личности — МОНХ).

Имитационный метод предполагает применение какого-либо варианта деловой игры или тренинга. Специфическим вариантом имитационного ме­тода является институт испытательного срока. Он включает в себя мероп­риятия для увеличения вероятности правильного выбора руководителя.

Таким образом, разнообразие конкретных методов обеспечивает прин­ципиальную возможность создания технологически и психологически обоснованных процедур отбора руководителей, которые сводят риск оши­бочного решения к минимуму, позволяют построить грамотный психоло­гический портрет руководителя и применить этот портрет в решении за­дач оценки, отбора и подбора руководителя.

В целом же каждый руководитель сам стремится к повышению эф­фективности своей управленческой деятельности и укреплению автори­тета. Поэтому он заинтересован в такой информации, которая дала бы воз­можность узнать свои личностные особенности в сравнении с другими, более эффективно использовать свои положительные и нейтрализовать отрицательные качества.

Вместе с тем руководители весьма неохотно идут на тестирование, психологическая диагностика для многих из них — явление неизведан­ное и поэтому вызывающее беспокойство и неуверенность в себе. Руководитель готов подвергаться любым испытаниям, касающимся его дело­вых качеств, но не готов раскрыть свои личностные особенности. Он опа­сается, что эта информация станет известна подчиненным, не всегда на­строенным благожелательно. Именно поэтому у них психодиагностика вызывает внутреннее сопротивление, несмотря на актуальную потребность иметь объективную информацию о себе.

Разрешить это противоречие позволяет самооценка руководителя. Са­мооценка, являясь источником критической информации, оказывает вли­яние на самосознание руководителя, способствует активизации самовос­питания и саморазвития, позволяет более целенаправленно корректировать свои качества. Именно самооценка позволяет избавиться от чувства неиз­вестности и постепенно преодолеть психологический барьер по отношению к тестам. Однако методика самооценки может быть использована лишь для построения предварительных выводов о качестве руководства и пригодно­сти к руководящей деятельности и должна быть дополнена наблюдениями за деятельностью и специальным тестированием реальных руководителей. Часто в практической деятельности руководителей возникают слож­ные вопросы и трудные моменты. В ходе одного исследования был прове­ден опрос руководителей, чтобы выяснить, необходимо ли им психологи­ческое консультирование: 30% ответили отрицательно, 70% — положительно. При этом необходимая психологическая помощь может быть весьма раз­нообразной и может быть как индивидуальной, так и групповой.

Индивидуальная психологическая помощь обычно осуществляется пси­хологом путем применения индивидуальной беседы, консультации. При этом надо отчетливо понимать, что обращение к специалисту не служит признаком какого-то психического заболевания, хотя зачастую такое кон­сультирование необходимо в стрессовых ситуациях. Индивидуально-пси­хологическое консультирование проводится прежде всего с целью помочь личности разобраться с собственными проблемами и трудностями. Задача психолога заключается, по сути, в стимулировании и поддержке человека. Необходимыми условиями психологического консультирования яв­ляются добровольное согласие на получение консультации, а также дове­рие консультируемого, его активность и творческое, исследовательское отношение к собственным проблемам. Принимать или не принимать ока­зываемую помощь всегда остается делом консультируемого.

Групповая психологическая помощь заключается в участии в группо­вых тренинговых процедурах. Влияние группы на человека чрезвычайно велико, поэтому в ходе такого психологического консультирования чле­ны группы получают не только информацию и обратную связь, но также поддержку от людей, имеющих сходные проблемы и переживания.

Подводя итог обсуждению, можно утверждать, что для эффективно­го управления нужно быть не только руководителем, но и лидером одно­временно. Стать лидером человеку позволяют такие черты личности, как уверенность в себе, острый ум, сильная воля, организаторские способно­сти. Однако этого недостаточно, и на практике человек, обладающий та­кими качествами, может и не стать лидером. Поэтому действительным лидером становится тот, кто необходим группе для оптимального разре­шения критической (проблемной) ситуации.

Существенное влияние на то, как воспринимают руководителя под­чиненные, считают ли его лидером, оказывает стиль управления. При ана­лизе лидерства и руководства оказалось, что руководитель не может быть лидером, если он не пользуется авторитетом в своем коллективе. Руко­водитель должен научиться согласовывать свой лидерский потенциал с предписанными ему функциями власти. >