Психология понимания задания

Дисциплина «Психология понимания»

1. Тестовые вопросы для итоговой аттестации студентов: требования:

  • Не менее 8 штук.
  • Строго по предложенному формату тестов (см.Приложение 1)
  • Тестовые вопросы должны предусматривать проверку различных образовательных результатов (знания, умения и способы, действия) в следующем соотношении:
  • Соотношение тестовых вопросов:
  • на проверку знаний – 2 вопроса
  • на проверку умений и способов – 3 вопроса
  • на проверку действий – 3 вопроса.

2. Кейсы для итоговой аттестации студентов:

Не менее 2 штук.

Строго по предложенному формату кейсов (см.Приложение 1)

ТЕСТ

1. НА ЗНАНИЕ

Организация самопознания как части воспитательной работы включает в себя:

  1. формирование определенных представлений о себе и их систематизация, получение знаний путем ответа на констатирующие вопросы, источником знаний является «Я — познающее»;
  2. осмысление знаний, умение обнаружить смысл поступков, источник знания — «Я познаваемое», получение знаний путем ответа на причинные вопросы;
  3. направленность не на поиск новых знаний, а на их осмысление; умение обнаруживать смысл поступков, способность отвечать на причинные вопросы о своем характере, мировоззрении, отношении к себе и другим людям;
  4. направленность на формирование нового смысла того, что человек уже знал о себе, получение знаний путем ответа на констатирующие вопросы,источником знаний является «Я — познаваемое».

2. НА ЗНАНИЕ

Результатом организованного самопонимания младшего школьника является —

  1. новые знания о себе;
  2. новый смысл о себе;
  3. понимание самого себя;
  4. оценивание самого себя.

3. НА УМЕНИЕ

При проектировании программы воспитания детей младшего школьного возраста с использованием технологии саморазвития личности следует опираться на следующие принципы:

  1. ведущая роль теоретического знания выражается в овладении детьми методологией своей деятельности (учебной и внеучебной), в осознании действия самоуправляющих механизмов личности; мотивация — совершенствование себя; наряду с познавательными мотивами широко используются внутренние, социальные и эстетические мотивы; (правильный ответ)
  2. ведущая роль теоретического знания, мышления выражается в дедуктивном структурировании подаваемого материала; мотивация познавательная;
  3. приоритет отдается формированию способов умственных действий; делается ставка на активизацию познавательного интереса и познавательной потребности;
  4. деятельность направлена лишь на удовлетворение познавательной потребности, на изменение личностью самой себя как субъекта учения — познания, т.е. представляет собой на внутриличностном уровне процесс самообучения.

4. НА УМЕНИЕ

7 стр., 3490 слов

Дидактические функции проверки и учета знаний и умений, учащихся по физике

... знания учащихся попроверяемым вопросам программы. Как показываютнаблюдения, полнота проверки часто учителями не осуществляется, многие сторонызнания не подвергаются проверке. Например, не проверяется умение переноситьновые знания ... его ответу. Стимулом учебного труда являетсясправедливая его оценка. Функции проверки проявляются в отдельных этапахпроцесса обучения в разной степени. За проверкой нельзя ...

Формирование самопознания состоит из определенных этапов. Расположите в том порядке в котором необходимо их формировать у младшего школьника

  1. закрепление и фиксирование какого — либо качества, личностной черты, или поведенческой характеристики в сознании;
  2. обнаружение личностной черты, качества или поведенческой характеристики;
  3. оценивание того или иного качества личности, сравнивание его с неким образцом, который сами создает для себя, либо с общепринятыми и усвоенными образцами;
  4. принятие или непринятие какого — либо качества, личностной черты, или поведенческой характеристики;
  5. анализ какого — либо качества, личностной черты, умения, способности или поведенческой характеристики

5. НА УМЕНИЕ

При формировании у младшего школьника эмпатического понимания выделите условие при котором оно будет формироваться:

  1. чтобы понять ребенок должен объект понимания соотнести с желаниями;
  2. чтобы понять ребенок должен соотнести объект понимания с опытом;
  3. чтобы понять ребенку необходимо соотнести понимаемое с аффективно-эмоциональным отношением к объекту понимания

6. НА ДЕЙСТВИЕ

Разрабатывая программу саморазвития младшего школьника через этапы — самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализацию соотнесите их с планируемыми результатами:

Формы саморазвития:

  1. самоутверждение;
  2. самосовершенствование;
  3. самоактуализацию

Планируемые результаты:

17 стр., 8334 слов

Возрастная характеристика подростка средней школы и её особенности

... в школьную программу. На каждом этапе онтогенетического развития человек приобретает ряд личностных качеств и свойств, которые в дальнейшем являются фундаментом для возникновения новых ... своих ровесников. Индивидуальное развитие также может проходить неровно: интеллектуальное формирование опережает личностное и наоборот. Неоднозначные, неустойчивые представления подростка о себе и окружающих ...

а) удовлетворенность собой, своими достижениями, жизнью, деятельностью, отношениями с окружающими людьми;

б) ощущение осмысленности жизни, понимание, что другие признали твою уникальную индивидуальность;

в) ощущение своей нужности полезности, появление чувства превосходства, способствующего преодолению препятствий.

7. НА ДЕЙСТВИЕ

Разрабатывая программу формирования самопознания расположите ее этапы в том порядке в котором необходимо их формировать у младшего школьника

  1. закрепление и фиксирование какого — либо качества, личностной черты, или поведенческой характеристики в сознании;
  2. обнаружение личностной черты, качества или поведенческой характеристики;
  3. оценивание того или иного качества личности, сравнивание его с неким образцом, который сами создает для себя, либо с общепринятыми и усвоенными образцами;
  4. принятие или непринятие какого — либо качества, личностной черты, или поведенческой характеристики;
  5. анализ какого — либо качества, личностной черты, умения, способности или поведенческой характеристики

8. НА ДЕЙСТВИЕ

Разрабатывая программу курса школы «Самосовершенствование личности», по саморазвитию и формированию культуры самовоспитания, который построен с учетом возрастных потребностей и возможностей представьте структуру по классам (1 — 4 класс, 5,6,7,8,9,10,11классы):

«Найди себя» (самоопределение);

«Познай себя» (психология личности);

«Сделай себя сам» (самовоспитание);

«Начало этики» (саморегуляция поведения);

«Реализуй себя» (самоактуализация);

«Научи себя учиться» (самообразование);

«Утверждай себя» (самоутверждение);

«Управляй собой» (самоуправление);

КЕЙС

СИТУАЦИЯ КЕЙСА 1

Классная руководительница четвертого класса участвовала в городской конференции, и ее в это время заменяла другая учительница. В первый же день выхода на работу к ней подошла мама лучшей ученицы и рассказала о том, что ее дочь пришла домой очень расстроенная и она еле смогла выспросить у дочери в чем дело. Оказалось, что при ответе подготовленного домашнего задания, когда девочка начала отвечать, новая учительница прерывала ее дополнительными вопросами, которые, как показалось девочке, были заданы недовольным тоном. Девочка начала запинаться так как она к этому не привыкла, так как все время получала похвалу и одобрение. Она говорила маме, что буквально похолодела от неудачи, ведь она на всегда считала, что готовится и отвечает лучше всех в классе. Девочка рассердилась и отказалась продолжать ответ. «Она, наверное, злая и я ей не понравилась» — решила девочка. Уже дома она сказала маме, что наверное учительница просто хотела уточнить те моменты, которые не совсем поняла из ответа. А мама испугалась, что девочка не может переживать неудачу, тем более, что скорее всего эта неудача была только в ее представлении и любую критику она воспринимает как направленную лично на нее.

7 стр., 3064 слов

Задание по педагогике и психологии

... педагогическую деятельность. - Елец, 2005. Митина Л.М.Учитель как личность и профессионал. - М., 1994. Мищенко А.И. Введение ... к применению имеющихся знаний в новых нестандартных ситуациях. Основным отличительным признаком исследовательской деятельности является ... учащихся. Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. ЗАДАНИЯ ДО ПСИХОЛОГИИ №2. ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕДСИХОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ...

ЗАДАНИЯ КЕЙСА

  1. Проанализируйте ситуацию и выделите четыре последовательные ступени развития самопонимания.
  2. Выделите в тексте ситуации начало каждой ступени.
  3. Определите, что могло стать причиной возникновения такой формы поведение.
  4. Над какой ступенью формирования самопонимания следует поработать педагогу?
  5. Разработать методические рекомендации для родителей, помогающие осознать ситуацию и найти из нее выход

ОТВЕТ

первая ступень представлена событием, способствовавшим началу умственной работы, побудившей человека попытаться понять себя

вторая ступень характеризуется несовпадением происшедшего и ожидаемого. В результате срабатывают защитные механизмы и человек обращается не к анализу психологических особенностей личности партнера по общению, сколько к приписыванию другому негативных качеств

третья ступень характеризует самопонимание того, как и почему человек именно так, а не иначе понимает других людей

четвертая ступень представлена самопониманием, относящимся к качествам собственной личности

КЕЙС

Кейс – это профессиональная задача. Требования к кейсу для магистрантов:

  • содержит типовую задачу
  • предусматривает планирование магистрантом последовательности действий (НЕ выбор действия из списка; тогда это будет тест)
  • предусматривает конкретный ответ, а не общие рассуждения
  • задания кейса содержат «деятельностные» слова: «спроектировать», «выделить», «переписать» и т.д.
  • правильный ответ кейса – тот, с которым согласны опытные учителя (то есть нормативная модель действий)

Ситуация кейса (дается подробное описание контекста (условий), описание действий участников, приводится их прямая речь и т.п.)

Задания кейса (поэтапные, разносторонние)

Задания кейса, например, могут быть такими:

1. Выделить оперативную педагогическую задачу и предложить ее решение (т.е. описать и объяснить неотложную реакцию учителя на ситуацию)

2. Раскрыть психологические, педагогические, физиологические, медицинские, правовые, этические, ценностные и др. факторы, смыслы и контексты ситуации

3. Охарактеризовать ситуацию с позиций всех ее субъектов (т.е.:

  • непосредственных участников;
  • возможных участников;
  • других субъектов, непосредственно не участвующих в данной ситуации, но чья деятельность могла ее спровоцировать, и д.)

4. Выделить тактическую или стратегическую педагогическую задачу в контексте данной ситуации. (То есть почему вообще могло такое произойти? Над какими отношениями, качествами, мотивами участников следует работать педагогу?) Исходя из нее проанализировать возможные технологии

6 стр., 2815 слов

Задание 1 Нравственные типы личности

... героический аристократ и религиозный герой - хорошо совместимы и дополняем друг друга. Задание 2 Тип личности Отношение к работе Как взаимодействовать? Подчиненный Управляющий Партнер Потребительский ... Наставничество, «мягкое» управление. Уступчив, но не слишком податлив. Соблюдает договоренности. Соблюдать договоренности. Задание 3. 1. Определение ЛЮБОВЬ в самом общем смысле — отношение к кому- ...

5. Разработать методические рекомендации учителю класса ИЛИ спроектировать фрагмент ООП начальной школы (в контексте данной ситуации) ИЛИ другое

СИТУАЦИЯ КЕЙСА 2

Десятилетнего Костю воспитывает одна мама. Между сыном и матерью до недавнего времени было полное взаимопонимание. С первого класса учился только на «5». Учительница говорила, что он способный ребенок. Но примерно полгода назад начались из школы звонки и записки о плохом поведении. На вопросы о причинах происходящего ребенок не отвечает. Из отзывчивого и доброго мальчика он превратился в замкнутого и нервного. В школу идет с большой неохотой, просит маму: «Можно мне остаться дома, я не хочу в школу». Когда ходит в школу, то на уроках постоянно вертится, бросает реплики, вставляет, к месту и не к месту, едкие замечания, пытается рассмешить класс, т. е. любыми средствами пытается обратить на себя внимание.

Запрос матери: «Пожалуйста, помогите разобраться, что происходит с мальчиком?».

ЗАДАНИЯ КЕЙСА

  1. Сформулируйте гипотезы о возможных причинах данного поведения ребенка;
  2. Проанализируйте какая форма саморазвития проявляется в данном случае;
  3. Определите сферы, необходимые для диагностического обследования;
  4. Дайте определенные рекомендации маме для решения данной ситуации.