Взаимосвязь мотивации достижения и саморегуляции в учебной деятельности студентов 1 курса

Содержание

Введение.

Темой данной курсовой работы является: «Взаимосвязь мотивации достижения и саморегуляции в учебной деятельности студентов 1 курса». Основными составляющими этой работы являются теоретическая часть, которая включает в себя обзор литературы по проблеме исследования и описание его предмета, основные подходы к исследованию, а также краткую характеристику основных методов измерения, и эмпирическая часть, где описывается порядок организации и проведения исследования, также описаны использованные методы в исследовании, процедуры обработки и анализа исходных данных.

Данная тема достаточно актуальна, так как в современных условиях проблема человеческой активности занимает особое место. Становление субъекта деятельности, способного осознанно ставить жизненные цели и добиваться их, способного брать на себя ответственность за принятие решения, детерминировано той стратегией поведения, которая формируется в процессе социализации. Такую стратегию поведения обеспечивает мотивация достижения, отражающая ценностное отношение индивида к себе как личности и субъекту деятельности.

В настоящее время социально — экономическая ситуация становится все более динамичнее, изменяется рынок труда. Работодатели заинтересованы в поиске и отборе высококвалифицированных кадров. Многие выпускники профессиональных учебных заведений остаются невостребованными как специалисты, испытывают существенные затруднения в применении полученных знаний на практике. На наш взгляд, это связано с недостаточной сформированностью системы субъектной регуляции деятельности, которая характеризует человека не как носителя определенного набора профессиональных знаний, умений, навыков, а как профессионала, субъекта профессиональной деятельности, удерживающего ее предметность в многообразии изменяющихся условий и способного к самореализации и самораскрытию. В связи с этим вопросы изучения субъектных качеств человека, закономерностей и механизмов их развития в период профессионального обучения являются значимыми на современном этапе развития человеческого общества.

Объект исследования — мотивация достижения.

Предмет — взаимосвязь мотивации достижения и саморегуляции.

Цель исследования — выявить взаимосвязь мотивации достижения и саморегуляции.

17 стр., 8316 слов

Взаимосвязь мотивации достижения и черт личности студентов факультета психологии

... факультета психологии 2 курса". Объект исследования – мотивация достижения. Предмет – взаимосвязь мотивации достижения и черт личности. Цель исследования – выявить взаимосвязь мотивации достижения и черт личности. В соответствии ... или свойство личности, обеспечивающее устойчивость деятельности достижения по отношению к внешним (ситуационным) воздействиям. Мотив достижения - не статичное свойство. Это ...

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. На основе изучения литературы по теме исследования выявить основные подходы к изучению мотивации достижения.

2. Изучить опыт осознанной регуляции деятельности как условие успешности обучения студентов.

3. изучить взаимосвязь мотивации достижения и саморегуляции.

В качестве гипотезы исследования выступило следующее предположение: мотивация достижения успеха имеет позитивную связь с саморегуляцией, которая выражается в настойчивости, самоуверенности, добросовестности, самодостаточности (независимостью), организованности.

В исследовании приняли участие студенты 1 курса ЧГПУ. Общий объем выборки составил 40 человек.

В данном исследовании использовались следующие методы:

— теоретический анализ литературы по проблематике мотивации достижения и саморегуляции;

— психодиагностический метод: методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса, групповая оценка личности (ГОЛ), 16-факторный личностный опросник Р. Кэттелла;

— метод математической обработки данных: корреляционный анализ (коэффициент корреляции Пирсона).

Глава 1. Теоретические основы изучения мотивации достижения и саморегуляции в учебной деятельности.

1.1 Мотивация достижения и саморегуляция как предмет исследования.

1.1.1 Подходы к определению понятий: мотивация и мотив.

Концепции и теории мотивации, относимые только к человеку, начали появляться в психологической науке начиная с 20-х гг. XX в. Первой была теория мотивации К. Левина (1926).

Вслед за ней были опубликованы работы представителей гуманистической психологии — А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса.

В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по — разному. В одном случае — как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение и деятельность (К. Мадсен; Ж. Годфруа), в другом случае — как совокупность мотивов (К.К. Платонов), в третьем — как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. [8]

11 стр., 5305 слов

Психологическая диагностика мотивации личности

... деятельности . Своеобразные подходы к своей личности одобряет, так как считает, что не следует равнять всех людей под один шаблон. Тест «Мотивация ... нам право говорить о том, что при достижении какой-либо определенной цели, испытуемый реже может ... видам направленности: 90 Проведенное исследование позволило нам выявить у испытуемого уровни направленности личности, которая выражается в потребностях ...

Кроме того, мотивация рассматривается и как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И.А. Джидарьян, 1976).

Дж. Аткинсон предлагает рассматривать мотивацию как единство личностных детерминант, т. е. устойчивых мотивов личности и характеристик непосредственной ситуации (т.е. ситуационных детерминант).

У В.К. Вилюнаса термин «мотивация» используется для обозначения всей совокупности психологических образований и процессов, побуждающих и направляющих поведение на жизненно важные условия и предметы, определяющих пристрастность, избирательность и конечную целенаправленность психического отражения и регулируемой им активности. Такая широкая трактовка соответствует пониманию мотивации как того, что лежит в основе обусловленности поведения. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека, М., 1990То есть мотивация выступает как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В.К. Вилюнас).

Для Левина мотивация выступает как актуальный процесс, который направляет и побуждает целенаправленное поведение. [4]

Мотивация как движущая сила человеческого поведения, безусловно, занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая ее основные структурные образования: направленность личности, характер, эмоции, способности, деятельность и психические процессы. [1]

Мотивация — это внутренняя детерминация поведения и деятельности, которая, конечно же, может быть обусловлена и внешними раздражителями, окружающей человека средой. Но внешняя среда воздействует на человека физически, в то время как мотивация — процесс психический, преобразовывающий внешние воздействия во внутреннее побуждение.

2 стр., 634 слов

Интуитивные процессы личности

... позволяет судить о целостности и гармоничности в развитии личности. Список литературы Плющева О.А. (МГСА) Интуитивные процессы личности. ... Интуитивные процессы личности Интуиция - одна из форм познания человеком окружающей действительности. ... Сформированная модель мира - достаточно жесткая и стабильная структура, где мотивы, цели, установки, идеалы и нормы могут создать гипертрофированность отдельных ...

С точки зрения Ильина, мотивация и мотивы всегда внутренне обусловлены, но могут зависеть и от внешних факторов, побуждаться внешними стимулами. При этом необходимо учитывать, что обстоятельства, условия, ситуация приобретают значение для мотивации только тогда, когда становятся значимыми для человека, для удовлетворения потребности, желания.

Е.П. Ильин на основе критического анализа существующих трактовок мотива и мотивации, предлагает трактовать мотивацию как динамический процесс формирования мотива.

Все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Например, согласно схеме В.Д. Шадрикова, мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними — знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т. д. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм. [8]

Итак, можно сделать вывод о том, что в настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному:

— как совокупность факторов, детерминирующих поведение (К. Мадсен, 1959; Ж. Годфруа, 1992);

— как совокупность мотивов (К.К. Платонов, 1986);

— как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность, как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед-Эминов, 1998);

— как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И.А. Джидарьян, 1976);

— как совокупная система процессов, отвечающих за побуждения и деятельность (В.К. Вилюнас, 1990); Кондратьева М.В. Мотивация достижения успеха в структуре личности в современной психологии

6 стр., 2536 слов

Маслоу А. — основатель концепции самоактуализации. Мотивация и личность

... Маслоу - основатель концепции самоактуализации. Мотивация и личность.В 20-е гг. на ... . Также понятно, что творческая деятельность может носить компенсаторный или улучшающий ... является продуктом либо наследственных (генетических) факторов, либо влияния окружающей следы (особенно ... сторону самоактуализации. Самоактуализация - это продолжающий процесс.3. Самоактуализация должна существовать как самость ...

— как особая сфера, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии (Дж. Аткинсон, А. Маслоу);

— как динамический процесс формирования мотива (Е.П. Ильин).

Подводя итог сказанному, я считаю необходимым отметить, что мотивация является основой любой деятельности, так как именно в ней заключен механизм личной активности, заинтересованности человека в деятельности. В нашей работе мы будем рассматривать мотивацию как процесс побуждения к деятельности определенным мотивом для достижения поставленной цели. Именно с точки зрения мотивации можно говорить о нацеленности личности на удовлетворение своих потребностей, запросов, на формирование активности в деятельности, на определение своей жизненной ориентации.

В психологии мотив связывают с функцией побуждения, с направленностью деятельности, регуляционным и смыслообразующим ее элементами. Он служит основанием для выбора целей, средств и способов действий, «энергизирует» поведен…

**************************************************************

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector