Общее представление о психологии как науке.
- Научная и житейская психология: основные понятия, различия между ними. 3(9 –19), 6(208 – 215), 8
- Проблема ассимиляции реально-психологического опыта человека 6(208 – 215), 8.
- Место психологии в системе наук о человеке. Отрасли современной психологии. 1, 2, 3.
- Психология как наука о душе: античные представления о взаимоотношениях души и тела. 2(20 – 25), 3(22 – 29), 5(диалог 2), 4(57 – 63), 7(30 – 52).
- Психология как наука о сознании: интроспективная психология. 9, 5
- Психология как наука о поведении: бихевиоризм. 9, 5
- Гештальтпсихология и психоанализ. 9, 5
- Отечественная психология. 9, 5
Литература
- Любые учебники по психологии.
- Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. – М., 1988
- Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. – М., 1996
- Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 1992.
- Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. – М, 1995.
- Олпорт Г. Личность: проблема науки или и искусства? / Психология личности. Тексты. – М, 1982.
- Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И.
Развитие и современное состояние зарубежной психологии. – М., 1980.
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995.
- Ждан А.Н. История психологии. – М., 1990.
Развитие психики в филогенезе. Сознание как высшая стадия психического отражения
- Стадии развития психики: элементарная сенсорная, перцептивная стадия психического развития, интеллект животных. 1(45-53), 2(209-230-239), 3(3-10).
- Групповые формы поведения и процессы коммуникации у животных. 4(79-81), 5(59-81), 6, 5
- Основные закономерности развития психики животных. 4(63-68),2(251-261), 7,10
- Социальное поведение животных. 8, 9, 10, 19 (223-245)
- Предпосылки появления сознания. 12(68- ), 18, 11
- Структура сознания (по А.Н. Леонтьеву, К.К. Платонову) 12(62-68), 16(124-158, 265-280).
- Сознаваемые и неосознаваемые психические процессы. Понятие установки (по Д.Н. Узнадзе).
15(202-309), 17(353-375), 18,14(146-350)
Литература
- Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1986.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.
- Общая психология / Под ред. В.В. Богословского. – М, 1981.
- Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1986
- Тинберген Н. Поведение животных. – М., 1985.
- Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. – М., 1993
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии; в 2т. – М., 1989. т.1. с.146-155.
- Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. – М., 1977. с.9-12, 27-59, 140-144, 244-246.
- Тинберген Н. Социальное поведение животных. – М., 1995.
- Фабри К.Э. Орудийные действия животных.// Серия «Биология», №4, 1980.
- Гиппентейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1998.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М., 1988.
- Штейнмец А.Э. Пособие для самостоятельной работы по общей психологии. – Смоленск. 1986. задачи№ 12, 15-18.
- Узнадзе Д.Н. Теория установки. – М-Воронеж. 1997.
- Фрейд З. Психопатология обыденной жизни // Психология бессознательного. – м., 1989.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.,1977.
- Бассин Ф.В. проблема бессознательного (о неосознаваемых формах высшей нервной деятельности).
4 стр., 1656 слов
Основные стадии эволюционного развития психики по А.Н. Леонтьеву
... совершать бессмысленные движения нападения по отношению к камертону. Отражение животных, стоящих на этой стадии развития психики, подчиняетсязакону разнородной суммации, который, как было показано выше, установил ... называл двухфазными задачами. С его точки зрения, животные, которые способны решать такие задачи, находятся уже на следующей стадии развития психики - на стадии интеллекта. В чем ...
– М., 1968.
- Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. – М.,1995.
- З.А.Зорина, И.И.Полетаева Зоопсихология. Элементарное мышление животных. – М., 2001. – 320с., с.
Общение как социально-психологическое явление Понятие группы в психологии (4 ч)
- Общение: понятие, функции, виды и типы (императивное, манипулятивное, диалогическое) 5(66-117), 9 (93-98), 11(244-275)
- Коммуникативная сторона общения 3, 5, 8(20 – 55)
- Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения) 1(116-137), 4(51-94, 11-28), 8(76-87), 9(107-113)
- Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения) 1(137-160), 2(142-147), 6(190-198), 9(114-119)
- Способы оптимизации общения 3, 9(96-98), 7, 8(25-55)
- Определение, функции, границы, классификации малых групп. Социально-психологическая характеристика малой группы. 1, 8(128-131), 9, 10(162-165)
- Механизм групповой динамики. 1, 8(142-156,), 9,10(170-178)
- Способы воздействия в процессе общения. 10(352-374), 12(с.150) Эффективность групповой деятельности 1, 8(184-194),9, 10(129 – 134)
Литература
- Андреева Г.М.
Социальная психология. – М., 1997
- Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1995.
- Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М., 1995
- Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. – Киев., 1989.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1997.
- Коломинский Я.Л. Алгоритм общения // Популярная психология. Хрестоматия / Составитель В.В. Мироненко. — М., 1990
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М., 1979
- Хрестоматия по социальной психологии / Под ред. Кутасовой Т.В. – М., 1995
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М., 1995.
- Основы социально-психологической теории /Под ред. Бодалева А.А. , Сухова А.Н. – М., 1995.
- Ломов Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. – М.,1984
- Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995.
Деятельность. Личность.
- Понятие деятельности (Леонтьев А.Н., Платонов К.К., Рубинштейн С.Л.) 2(75-93), 5, 6, 23
- Динамика деятельности. Интериоризация и экстериоризация действий. 1,5,
- Определение навыка и процесс его формирования. 1,5
- Игра, учебная и профессиональная деятельность.3(9-48), 4(157-218), 6(т.2 с.7,42,55,75), 7(481-509), 8(57-116; 180-232), 9(238-262).
- Этапы развития личности в онтогенезе. Фазы становления личности. 11(221-232), 12(150-159), 15(55-110), 18, 19
- Виды формирования личности (стихийное, целенаправленное, самоформирование).
7 стр., 3474 слов
Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия – Минск: Харвест, 1999г., 480с
... 592 с. Дополнительная литература по дисциплине «Клиническая психология, психология общения, психология управления» Александровский Ю.А. Психиатрия и психофармакотерапия. Избранные лекции ... в условиях ГО и ЧС» Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия – Минск: Харвест, 1999г., 480с. ... Н.А. Проблемы гражданско-правового обеспечения прав личности в договоре на оказание медицинской помощи. ...
11(232-237), 14(233-280).
Формирование направленности личности как системообразующего свойства. 19(310-340),7
- О соотношении биологического и социального в развитии личности. 13(83-118), 17
- Самосознание личности: основные компоненты (самооценка, уровень притязаний, ценностные ориентации), взаимосвязь и закономерности развития. 19
Литература
- Гиппентейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1998.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М., 1988.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. – М.,1996.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте. – М-Воронеж.1995.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.,1977.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб, 2002
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. – М, 1996.
- Климов Е.А. Основы психологии. — М., 1997.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы личности. – М., 1984
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М,1984
- Леонтьев А.Н. Формирование личности // Психология личности. Тексты. / Под ред Гиппенрейтер Ю.Б.
– М., 1982
- Брушлинский А.В. О соотношении биологического и социального в развитии личности // Теоретические проблемы психологии личности. – М., 1994
- Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. – М., 1987.
- Петровский А.В. Быть личностью – М.,1990.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.,1977.
- Рубинштейн С.Л. Направленность личности // Хрестоматия по психологии/ Под ред. В.В. Мироненко, Петровского А.В. – М., 1987.
- Асмолов А.Г. Психология личности – М.,2002.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Понятие личности в трудах А.Н. Леонтьева и проблема исследования характера. // Вестник МГУ, №4, 1983.
- Левин К., Дембо Т, Фестингер Л., Сирс Г. Уровень притязаний// Психология личности. Тексты. – М., 2000
- Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия – М., 1998.
- Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2002
- Давыдов В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности // Вопросы психологии. 2003, №2, с.42
Внимание
- Понятие о внимании. Значение внимания в жизнедеятельности человека. 2(169-174),6,9, 10
- Физиологические механизмы внимания.
4(9-14), 6
- Виды внимания, их сравнительная характеристика. Основные свойства внимания и их обусловленность. 5, 6,9, 10
- Развитие, формирование, управление вниманием. Внимательность как свойство личности. 1, 3(235 – 301), 6 (184-219, 239-242), 7 (32-38), 8, 10
Литература:
- Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьников. – М., 1980
- Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по психологии под ред. Петровского А.В. Составитель Мироненко В.В. – М., 1987
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977 (приложение)
- Нейрофизиологические механизмы внимания / Под ред. Е.Д.Хомской – М., 1979
- Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.А. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974
- Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырея, В.Я.Романова. – М.:МГУ, 1976
- Лурия А.Р. Внимание и память. – М.:МГУ, 1975
- Тамбиев А.Э., Медведев С.Д., Литвищенко О.В. Динамика развития основных свойств внимания в детском возрасте // Вопросы психологии.
15 стр., 7008 слов
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I
... обучении. 2. Педагогические способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких ... воздействие на обучающегося, предъявлять требования, добиваться их выполнения); педагогическое воображение (предвидение последствий своих действий); способность к распределению внимания.перцептивные ( ...
2003, №3, с.118
- Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М., 1999.
- Петухов В.В. Общая психология. Субъект познания. Хрестоматия. – М.:РПО – 1998. с.389 — 432
Ощущение и восприятие
- Возникновение ощущений. Ощущение – психический познавательный процесс. понятие, виды 9(13-31, 99-102), 2(5-11), 13 (146-181), 4(с.208)
- Основные свойства, виды, закономерности ощущений 2 (40 – 62, 83 – 90, 182 – 189, 199 – 212, 226 – 232), 4 (216 – 247, 253 – 256), 8, 12.
- Закон Вебера-Фехнера 2 (74-77), 4(216 — 217).
- Сенсорный голод 10, 11 (241 – 246),12
- Восприятие как психический процесс и как перцептивная организация личности: понятие, основные свойства (2; 5, задачи 68 и 69).
- Восприятие пространства, времени и движения; человека человеком (5, задача 70; 1; 3; 7).
- Основные определения темы: константность, избирательность, апперцепция, соотношение фигуры и фона, предметность, целостность (9; 7).
- Иллюзии восприятия. 1 (9 –111)
- Сенсорно-перцептивная организация личности (6).
Литература:
- Грегори Р.Л. Иллюзии.
— М., 1977.
- Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. — М., МГУ, 1978.
- Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. — М., МГУ, 1980.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1, с.124, 128 и далее.
- Штейнмец А.Э. Практические занятия для самостоятельной работы студентов. — Смоленск, 1988.
- Осгуд Ч. Перцептивная организация психики. Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. – М., 197…
- Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М., 1990.
- Зверева Н.В., Каримулина Е.Т. Исследование тактильной сферы в психологии // Вестник МГУ. – Серия 14. – 1997. — №2. – с.76 — 82
- Брунер Дж. Психология познания. — М., 1978.
- Лебедев В.И. Личность в экстремальных ситуациях. – М., 1989
- Леонов А.А., Лебедев В.И. Психологические проблемы межпланетарного полета //Хрестоматия по психологии / Под ред. Петровского А.В. – М., 1977
- Сергиенко Е.А. Влияние ранней зрительной депривации на интерсенсорное взаимодействие // Психологический журнал. – том 16. – 1995, №5, — с.32 – 46
- Леонтьев А.Н.
7 стр., 3261 слов
13. Психология характера
... во времени. Каждая из динамических характеристик соответствует содержательной. Относительная самостоятельность сторон характера проявляется в наличии двух взаимодополняющих друг друга процессов генерализации мотивов: Генерализация ... план, как ведущая сторона Х. Содержание Х. проявляется в форме индивидуальных эмоций, волевой или импульсивной активности, в виде сложившейся манеры поведения, привычек, ...
Избранные психологические произведения. Том 1. – М., 1989.
Память
- Память: определение, понятие и особенности видов памяти. 1, 2, 5, 3, 8, 9.
- Теории памяти и процессы памяти. 3,5, 8, 10, 11(часть 2)
- Индивидуальные особенности памяти. 2, 6, 7, 11(часть 3).
- Развитие памяти. 4, 5, 11 (часть 3, 4).
Литература.
- Середа Что такое память? / Психологический журнал № 6 1985г.
- Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. — М., 1961.
- Клацки Р. Память человека: структуры и процессы. – М., 1978.
- Ляудис В.Я. Память в процессе развития. – М., 1976.
- Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. – М., 1966.
- Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. // Хрестомаия по психологии под ред. А.В. Петровского. М.1987.
- Пекелес В. Феноменальная память. // Популярная психология. Хрестоматия. М. 1990.
- Хоффман Активная память. М., 1986
- Любые учебники по психологии.
- Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М. 1982.
- Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М. 1996.
Воображение.
- Воображение: понятие, виды их специфика и взаимосвязь, функции, приемы. 8, 4, 5, 6.
- Воображение как познавательный психический процесс. Воображение среди других психических явлений (связь с восприятием, памятью, мышлением, эмоциями, креативностью).
8, 5, 2.
- Воображение и творческая деятельность человека. 1, 2, 3, 6, 7, 9, 10.
- Развитие воображения. Приемы развития воображения. 1, 3, 6, 7, 9.
Литература.
- Дьяченко О, Кириллова А. Что можно сделать из квадрата? // Знание сила, 1981 № 6.
- Абраменкова В.В. Образ ядерной энергетики в детской картине мира. // Вопросы психологии 1990, № 5.
- Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.
- Брушлинский А.В. Воображение и творчество. // Научное творчество./ Под ред. Микулинского С.Р., Ярошевского М.Г. М., 1969.
- Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.1996.
- Розет И.М. Психология фантазии. Минск, 1977.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,1991.
- Любые учебники по психологии.
- Искусство в жизни детей. Опыт занятий с младшими школьниками. М.,1991.
- Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. //Хрестоматия по психологии. / Под ред. А.В. Петровского.
Эмоции и чувства
- Общая характеристика эмоций: понятие, функции, место в структуре деятельности. 1, 3, 5,6, 7,
- Внешние проявления и физиологические основы эмоций. 2, 4, 6, 7, 11.
- Виды и психологическая характеристика эмоциональных состояний: аффекты, собственно эмоции, чувства. Стресс. Закономерности эмоциональной жизни. 4, 5, 6, 10.
- Теории эмоций. 7,8,9.
Литература.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: МГУ.1976.
- Лебединский В.В. Аутизм как модель эмоционального дизонтогенеза.// Вестник МГУ, серия 14, № 2, 1996, с.18.
- Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Просвещение, 1986.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. – М.: МГУ, 1984.
- Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс,1979.
- Изард К. Эмоции человека. – М.: МГУ,1980
- Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. //Психология эмоций. Тексты. / Под ред. Вилюнаса В.К, Гиппенрейтер Ю.Б.
- Симонов П.В. Информационная теория эмоций. // Психология эмоций. Тексты. / Под ред. Вилюнаса В.К, Гиппенрейтер Ю.Б.
- Липер Р.У. Мотивационная теория эмоций. // Психология эмоций. Тексты. / Под ред. Вилюнаса В.К, Гиппенрейтер Ю.Б.
- Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М., 1983.
- Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. // Хрестоматия по психологии. / Под ред. Петровского А.В. – М.,1987, с.223
Способности
- Понятие о способностях, виды и уровни развития способностей. 1(244-247), 2(16-19; 7-8; 313-314), 4(175-179, 231-236), 6, 9(282-291),
- Задатки и способности. 1(247-252), 2(17-19;313), 4(3,176-178, 230)
- Структура специальных способностей. Способности и одаренность. 2(22-25, 32-34; 42-43), 3, 4(290), 5, 7, 9(326-337), 10(26-30, 119-200, 216-220),11(281-286).
- Развитие и формирование способностей. 1(252-255), 2(218,221), 5, 6, 8(222-231), 10(111-124,319), 12(331-349).
Литература.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1996.
- Теплов Б.М. Способности и одаренность. // Избранные психологические труды: В 2-х т. – М., 1985. – Т.1
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – М., 1997.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. – М.,1996.
- Лейтес Н. Дети с ранним развитием способностей. // Популярная психология. / Сост. В.В. Мироненко. М.: Просвещение. 1990.
- Чудновский В.Э. Актуальные проблемы психологии способностей // Вопросы психологии. – 1986. — №3, с. 78-89.
- Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» // Психологический журнал. – 1983. – т.4. — №5, с.3-11.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. – М – Воронеж., 1995.
- Одаренные дети. / Под общей редакцией Бурменской Г.В., Слуцкого В.М.
- Теплов Б.М. Способности и одаренность // Хрестоматия по психологии. / Под ред. Петровского А.В. – М.,1987.
- Лейтес Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей. // Хрестоматия по психологии. / Под ред. Петровского А.В. – М.,1987
Темперамент
- Понятие и структура темперамента. 1(325-338, 20-45), 2, 5, 12.
- Типы темперамента, их психологическая характеристика. 2
- Физиологическая основа темперамента: свойства и типы высшей нервной деятельности. 1(46-78), 3,4,
- Основные свойства темперамента. 1(79-103)
- Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. 1(144-170, 184- 194), 6, 7(108-117), 8, 9,10, 11.
Литература.
- Мерлин В.С. Психология индивидуальности. М-Воронеж.,1996.
- Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. – Пермь, 1973.
- Небылицин В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. – М., 1976.
- Небылицин В.Д. Избранные психологические произведения. – М., 1985.
- Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека. // Вопросы психологии. –1985. — №1.
- Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. – М., 1982.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на Дону.,1996.
- Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. – М., 1978.
- Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. – Казань., 1969.
- Толочек В.А. Индивидуальный стиль деятельности – устойчивость и изменчивость // Вопросы психологии. 1987, №4, с. 100-108.
- Щукин М.Р. О структуре индивидуального стиля трудовой деятельности // Вопросы психологии. 1984, №6, с. 26-32.
- Небылицин В.Д. Темперамент // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
Характер
- Подходы к определению характера в психологии. Взаимосвязь характерологических и конституциональных свойств личности. 2, 3(7-56, 57-87), 5(267-269), 8,
- Основные свойства характера. Структура характера. 1(63-74), 6(255-281), 7,
- Акцентуации характера: понятие, признаки, общая характеристика. 4(6-30, 185-202), 5(276-282),9, 10(332-493).
- Формирование характера. 1(74-81), 3(332-377), 5(282-290)
Литература.
- Ананьев Б.Г. Проблема формирования характера // Избранные психологические труды / Под ред. А.А. Бодалева и др. т.2. М., 1980.
- Бодалев А.А. Об изучении характера человека // Вестник МГУ. Серия 14, — №1. С. 53-63.
- Левитов Н.Д. Психология характера. М., 1969.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.,1983.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1998.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. – М-Воронеж., 1995.
- Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и характер// Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- Левитов Н.Д. Проблема характера в современной психологии // Вопросы психологии. 1970. №5.
- Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев., 1981.
- Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. // Редактор-составитель Д.Я. Райгородский. – Самара. 1997.