Бщее представление о психологии как науке.

Общее представление о психологии как науке.

  1. Научная и житейская психология: основные понятия, различия между ними. 3(9 –19), 6(208 – 215), 8
  2. Проблема ассимиляции реально-психологического опыта человека 6(208 – 215), 8.
  3. Место психологии в системе наук о человеке. Отрасли современной психологии. 1, 2, 3.
  4. Психология как наука о душе: античные представления о взаимоотношениях души и тела. 2(20 – 25), 3(22 – 29), 5(диалог 2), 4(57 – 63), 7(30 – 52).
  5. Психология как наука о сознании: интроспективная психология. 9, 5
  6. Психология как наука о поведении: бихевиоризм. 9, 5
  7. Гештальтпсихология и психоанализ. 9, 5
  8. Отечественная психология. 9, 5

Литература

  1. Любые учебники по психологии.
  2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. – М., 1988
  3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. – М., 1996
  4. Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 1992.
  5. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. – М, 1995.
  6. Олпорт Г. Личность: проблема науки или и искусства? / Психология личности. Тексты. – М, 1982.
  7. Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И.

    Развитие и современное состояние зарубежной психологии. – М., 1980.

  8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995.
  9. Ждан А.Н. История психологии. – М., 1990.

Развитие психики в филогенезе. Сознание как высшая стадия психического отражения

  1. Стадии развития психики: элементарная сенсорная, перцептивная стадия психического развития, интеллект животных. 1(45-53), 2(209-230-239), 3(3-10).
  2. Групповые формы поведения и процессы коммуникации у животных. 4(79-81), 5(59-81), 6, 5
  3. Основные закономерности развития психики животных. 4(63-68),2(251-261), 7,10
  4. Социальное поведение животных. 8, 9, 10, 19 (223-245)
  5. Предпосылки появления сознания. 12(68- ), 18, 11
  6. Структура сознания (по А.Н. Леонтьеву, К.К. Платонову) 12(62-68), 16(124-158, 265-280).
  7. Сознаваемые и неосознаваемые психические процессы. Понятие установки (по Д.Н. Узнадзе).

    15(202-309), 17(353-375), 18,14(146-350)

Литература

  1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1986.
  2. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.
  3. Общая психология / Под ред. В.В. Богословского. – М, 1981.
  4. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1986
  5. Тинберген Н. Поведение животных. – М., 1985.
  6. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. – М., 1993
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии; в 2т. – М., 1989. т.1. с.146-155.
  8. Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. – М., 1977. с.9-12, 27-59, 140-144, 244-246.
  9. Тинберген Н. Социальное поведение животных. – М., 1995.
  10. Фабри К.Э. Орудийные действия животных.// Серия «Биология», №4, 1980.
  11. Гиппентейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1998.
  12. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М., 1988.
  13. Штейнмец А.Э. Пособие для самостоятельной работы по общей психологии. – Смоленск. 1986. задачи№ 12, 15-18.
  14. Узнадзе Д.Н. Теория установки. – М-Воронеж. 1997.
  15. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни // Психология бессознательного. – м., 1989.
  16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.,1977.
  17. Бассин Ф.В. проблема бессознательного (о неосознаваемых формах высшей нервной деятельности).

    4 стр., 1656 слов

    Основные стадии эволюционного развития психики по А.Н. Леонтьеву

    ... совершать бессмысленные движения нападения по отношению к камертону. Отражение животных, стоящих на этой стадии развития психики, подчиняетсязакону разнородной суммации, который, как было показано выше, установил ... называл двухфазными задачами. С его точки зрения, животные, которые способны решать такие задачи, находятся уже на следующей стадии развития психики - на стадии интеллекта. В чем ...

    – М., 1968.

  18. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. – М.,1995.
  19. З.А.Зорина, И.И.Полетаева Зоопсихология. Элементарное мышление животных. – М., 2001. – 320с., с.

Общение как социально-психологическое явление Понятие группы в психологии (4 ч)

  1. Общение: понятие, функции, виды и типы (императивное, манипулятивное, диалогическое) 5(66-117), 9 (93-98), 11(244-275)
  2. Коммуникативная сторона общения 3, 5, 8(20 – 55)
  3. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения) 1(116-137), 4(51-94, 11-28), 8(76-87), 9(107-113)
  4. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения) 1(137-160), 2(142-147), 6(190-198), 9(114-119)
  5. Способы оптимизации общения 3, 9(96-98), 7, 8(25-55)
  6. Определение, функции, границы, классификации малых групп. Социально-психологическая характеристика малой группы. 1, 8(128-131), 9, 10(162-165)
  7. Механизм групповой динамики. 1, 8(142-156,), 9,10(170-178)
  8. Способы воздействия в процессе общения. 10(352-374), 12(с.150) Эффективность групповой деятельности 1, 8(184-194),9, 10(129 – 134)

Литература

  1. Андреева Г.М.

    Социальная психология. – М., 1997

  2. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1995.
  3. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М., 1995
  4. Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. – Киев., 1989.
  5. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1997.
  6. Коломинский Я.Л. Алгоритм общения // Популярная психология. Хрестоматия / Составитель В.В. Мироненко. — М., 1990
  7. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М., 1979
  8. Хрестоматия по социальной психологии / Под ред. Кутасовой Т.В. – М., 1995
  9. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М., 1995.
  10. Основы социально-психологической теории /Под ред. Бодалева А.А. , Сухова А.Н. – М., 1995.
  11. Ломов Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. – М.,1984
  12. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995.

Деятельность. Личность.

  1. Понятие деятельности (Леонтьев А.Н., Платонов К.К., Рубинштейн С.Л.) 2(75-93), 5, 6, 23
  2. Динамика деятельности. Интериоризация и экстериоризация действий. 1,5,
  3. Определение навыка и процесс его формирования. 1,5
  4. Игра, учебная и профессиональная деятельность.3(9-48), 4(157-218), 6(т.2 с.7,42,55,75), 7(481-509), 8(57-116; 180-232), 9(238-262).
  5. Этапы развития личности в онтогенезе. Фазы становления личности. 11(221-232), 12(150-159), 15(55-110), 18, 19
  6. Виды формирования личности (стихийное, целенаправленное, самоформирование).

    7 стр., 3474 слов

    Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия – Минск: Харвест, 1999г., 480с

    ... 592 с. Дополнительная литература по дисциплине «Клиническая психология, психология общения, психология управления» Александровский Ю.А. Психиатрия и психофармакотерапия. Избранные лекции ... в условиях ГО и ЧС» Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия – Минск: Харвест, 1999г., 480с. ... Н.А. Проблемы гражданско-правового обеспечения прав личности в договоре на оказание медицинской помощи. ...

    11(232-237), 14(233-280).

    Формирование направленности личности как системообразующего свойства. 19(310-340),7

  7. О соотношении биологического и социального в развитии личности. 13(83-118), 17
  8. Самосознание личности: основные компоненты (самооценка, уровень притязаний, ценностные ориентации), взаимосвязь и закономерности развития. 19

Литература

  1. Гиппентейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1998.
  2. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М., 1988.
  3. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. – М.,1996.
  4. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте. – М-Воронеж.1995.
  5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.,1977.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб, 2002
  7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.
  8. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М, 1996.
  9. Климов Е.А. Основы психологии. — М., 1997.
  10. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы личности. – М., 1984
  11. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М,1984
  12. Леонтьев А.Н. Формирование личности // Психология личности. Тексты. / Под ред Гиппенрейтер Ю.Б.

    – М., 1982

  13. Брушлинский А.В. О соотношении биологического и социального в развитии личности // Теоретические проблемы психологии личности. – М., 1994
  14. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. – М., 1987.
  15. Петровский А.В. Быть личностью – М.,1990.
  16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.,1977.
  17. Рубинштейн С.Л. Направленность личности // Хрестоматия по психологии/ Под ред. В.В. Мироненко, Петровского А.В. – М., 1987.
  18. Асмолов А.Г. Психология личности – М.,2002.
  19. Гиппенрейтер Ю.Б. Понятие личности в трудах А.Н. Леонтьева и проблема исследования характера. // Вестник МГУ, №4, 1983.
  20. Левин К., Дембо Т, Фестингер Л., Сирс Г. Уровень притязаний// Психология личности. Тексты. – М., 2000
  21. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия – М., 1998.
  22. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2002
  23. Давыдов В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности // Вопросы психологии. 2003, №2, с.42

Внимание

  1. Понятие о внимании. Значение внимания в жизнедеятельности человека. 2(169-174),6,9, 10
  2. Физиологические механизмы внимания.

    4(9-14), 6

  3. Виды внимания, их сравнительная характеристика. Основные свойства внимания и их обусловленность. 5, 6,9, 10
  4. Развитие, формирование, управление вниманием. Внимательность как свойство личности. 1, 3(235 – 301), 6 (184-219, 239-242), 7 (32-38), 8, 10

Литература:

  1. Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьников. – М., 1980
  2. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по психологии под ред. Петровского А.В. Составитель Мироненко В.В. – М., 1987
  3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977 (приложение)
  4. Нейрофизиологические механизмы внимания / Под ред. Е.Д.Хомской – М., 1979
  5. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.А. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974
  6. Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырея, В.Я.Романова. – М.:МГУ, 1976
  7. Лурия А.Р. Внимание и память. – М.:МГУ, 1975
  8. Тамбиев А.Э., Медведев С.Д., Литвищенко О.В. Динамика развития основных свойств внимания в детском возрасте // Вопросы психологии.

    15 стр., 7008 слов

    ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

    ... обучении. 2. Педагогические способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких ... воздействие на обучающегося, предъявлять требования, добиваться их выполнения); педагогическое воображение (предвидение последствий своих действий); способность к распределению внимания.перцептивные ( ...

    2003, №3, с.118

  9. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М., 1999.
  10. Петухов В.В. Общая психология. Субъект познания. Хрестоматия. – М.:РПО – 1998. с.389 — 432

Ощущение и восприятие

  1. Возникновение ощущений. Ощущение – психический познавательный процесс. понятие, виды 9(13-31, 99-102), 2(5-11), 13 (146-181), 4(с.208)
  2. Основные свойства, виды, закономерности ощущений 2 (40 – 62, 83 – 90, 182 – 189, 199 – 212, 226 – 232), 4 (216 – 247, 253 – 256), 8, 12.
  3. Закон Вебера-Фехнера 2 (74-77), 4(216 — 217).
  4. Сенсорный голод 10, 11 (241 – 246),12
  5. Восприятие как психический процесс и как перцептивная организация личности: понятие, основные свойства (2; 5, задачи 68 и 69).
  6. Восприятие пространства, времени и движения; человека человеком (5, задача 70; 1; 3; 7).
  7. Основные определения темы: константность, избирательность, апперцепция, соотношение фигуры и фона, предметность, целостность (9; 7).
  8. Иллюзии восприятия. 1 (9 –111)
  9. Сенсорно-перцептивная организация личности (6).

Литература:

  1. Грегори Р.Л. Иллюзии.

    — М., 1977.

  2. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. — М., МГУ, 1978.
  3. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. — М., МГУ, 1980.
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1, с.124, 128 и далее.
  5. Штейнмец А.Э. Практические занятия для самостоятельной работы студентов. — Смоленск, 1988.
  6. Осгуд Ч. Перцептивная организация психики. Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др. – М., 197…
  7. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М., 1990.
  8. Зверева Н.В., Каримулина Е.Т. Исследование тактильной сферы в психологии // Вестник МГУ. – Серия 14. – 1997. — №2. – с.76 — 82
  9. Брунер Дж. Психология познания. — М., 1978.
  10. Лебедев В.И. Личность в экстремальных ситуациях. – М., 1989
  11. Леонов А.А., Лебедев В.И. Психологические проблемы межпланетарного полета //Хрестоматия по психологии / Под ред. Петровского А.В. – М., 1977
  12. Сергиенко Е.А. Влияние ранней зрительной депривации на интерсенсорное взаимодействие // Психологический журнал. – том 16. – 1995, №5, — с.32 – 46
  13. Леонтьев А.Н.

    7 стр., 3261 слов

    13. Психология характера

    ... во времени. Каждая из динамических характеристик соответствует содержательной. Относительная самостоятельность сторон характера проявляется в наличии двух взаимодополняющих друг друга процессов генерализации мотивов: Генерализация ... план, как ведущая сторона Х. Содержание Х. проявляется в форме индивидуальных эмоций, волевой или импульсивной активности, в виде сложившейся манеры поведения, привычек, ...

    Избранные психологические произведения. Том 1. – М., 1989.

Память

  1. Память: определение, понятие и особенности видов памяти. 1, 2, 5, 3, 8, 9.
  2. Теории памяти и процессы памяти. 3,5, 8, 10, 11(часть 2)
  3. Индивидуальные особенности памяти. 2, 6, 7, 11(часть 3).
  4. Развитие памяти. 4, 5, 11 (часть 3, 4).

Литература.

  1. Середа Что такое память? / Психологический журнал № 6 1985г.
  2. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. — М., 1961.
  3. Клацки Р. Память человека: структуры и процессы. – М., 1978.
  4. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. – М., 1976.
  5. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. – М., 1966.
  6. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. // Хрестомаия по психологии под ред. А.В. Петровского. М.1987.
  7. Пекелес В. Феноменальная память. // Популярная психология. Хрестоматия. М. 1990.
  8. Хоффман Активная память. М., 1986
  9. Любые учебники по психологии.
  10. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М. 1982.
  11. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М. 1996.

Воображение.

  1. Воображение: понятие, виды их специфика и взаимосвязь, функции, приемы. 8, 4, 5, 6.
  2. Воображение как познавательный психический процесс. Воображение среди других психических явлений (связь с восприятием, памятью, мышлением, эмоциями, креативностью).

    8, 5, 2.

  3. Воображение и творческая деятельность человека. 1, 2, 3, 6, 7, 9, 10.
  4. Развитие воображения. Приемы развития воображения. 1, 3, 6, 7, 9.

Литература.

  1. Дьяченко О, Кириллова А. Что можно сделать из квадрата? // Знание сила, 1981 № 6.
  2. Абраменкова В.В. Образ ядерной энергетики в детской картине мира. // Вопросы психологии 1990, № 5.
  3. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.
  4. Брушлинский А.В. Воображение и творчество. // Научное творчество./ Под ред. Микулинского С.Р., Ярошевского М.Г. М., 1969.
  5. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.1996.
  6. Розет И.М. Психология фантазии. Минск, 1977.
  7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,1991.
  8. Любые учебники по психологии.
  9. Искусство в жизни детей. Опыт занятий с младшими школьниками. М.,1991.
  10. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. //Хрестоматия по психологии. / Под ред. А.В. Петровского.

Эмоции и чувства

  1. Общая характеристика эмоций: понятие, функции, место в структуре деятельности. 1, 3, 5,6, 7,
  2. Внешние проявления и физиологические основы эмоций. 2, 4, 6, 7, 11.
  3. Виды и психологическая характеристика эмоциональных состояний: аффекты, собственно эмоции, чувства. Стресс. Закономерности эмоциональной жизни. 4, 5, 6, 10.
  4. Теории эмоций. 7,8,9.

Литература.

  1. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: МГУ.1976.
  2. Лебединский В.В. Аутизм как модель эмоционального дизонтогенеза.// Вестник МГУ, серия 14, № 2, 1996, с.18.
  3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Просвещение, 1986.
  4. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. – М.: МГУ, 1984.
  5. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс,1979.
  6. Изард К. Эмоции человека. – М.: МГУ,1980
  7. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. //Психология эмоций. Тексты. / Под ред. Вилюнаса В.К, Гиппенрейтер Ю.Б.
  8. Симонов П.В. Информационная теория эмоций. // Психология эмоций. Тексты. / Под ред. Вилюнаса В.К, Гиппенрейтер Ю.Б.
  9. Липер Р.У. Мотивационная теория эмоций. // Психология эмоций. Тексты. / Под ред. Вилюнаса В.К, Гиппенрейтер Ю.Б.
  10. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М., 1983.
  11. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. // Хрестоматия по психологии. / Под ред. Петровского А.В. – М.,1987, с.223

Способности

  1. Понятие о способностях, виды и уровни развития способностей. 1(244-247), 2(16-19; 7-8; 313-314), 4(175-179, 231-236), 6, 9(282-291),
  2. Задатки и способности. 1(247-252), 2(17-19;313), 4(3,176-178, 230)
  3. Структура специальных способностей. Способности и одаренность. 2(22-25, 32-34; 42-43), 3, 4(290), 5, 7, 9(326-337), 10(26-30, 119-200, 216-220),11(281-286).
  4. Развитие и формирование способностей. 1(252-255), 2(218,221), 5, 6, 8(222-231), 10(111-124,319), 12(331-349).

Литература.

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1996.
  2. Теплов Б.М. Способности и одаренность. // Избранные психологические труды: В 2-х т. – М., 1985. – Т.1
  3. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – М., 1997.
  4. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. – М.,1996.
  5. Лейтес Н. Дети с ранним развитием способностей. // Популярная психология. / Сост. В.В. Мироненко. М.: Просвещение. 1990.
  6. Чудновский В.Э. Актуальные проблемы психологии способностей // Вопросы психологии. – 1986. — №3, с. 78-89.
  7. Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» // Психологический журнал. – 1983. – т.4. — №5, с.3-11.
  8. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991.
  9. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М – Воронеж., 1995.
  10. Одаренные дети. / Под общей редакцией Бурменской Г.В., Слуцкого В.М.
  11. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Хрестоматия по психологии. / Под ред. Петровского А.В. – М.,1987.
  12. Лейтес Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей. // Хрестоматия по психологии. / Под ред. Петровского А.В. – М.,1987

Темперамент

  1. Понятие и структура темперамента. 1(325-338, 20-45), 2, 5, 12.
  2. Типы темперамента, их психологическая характеристика. 2
  3. Физиологическая основа темперамента: свойства и типы высшей нервной деятельности. 1(46-78), 3,4,
  4. Основные свойства темперамента. 1(79-103)
  5. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. 1(144-170, 184- 194), 6, 7(108-117), 8, 9,10, 11.

Литература.

  1. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. М-Воронеж.,1996.
  2. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. – Пермь, 1973.
  3. Небылицин В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. – М., 1976.
  4. Небылицин В.Д. Избранные психологические произведения. – М., 1985.
  5. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека. // Вопросы психологии. –1985. — №1.
  6. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. – М., 1982.
  7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на Дону.,1996.
  8. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. – М., 1978.
  9. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. – Казань., 1969.
  10. Толочек В.А. Индивидуальный стиль деятельности – устойчивость и изменчивость // Вопросы психологии. 1987, №4, с. 100-108.
  11. Щукин М.Р. О структуре индивидуального стиля трудовой деятельности // Вопросы психологии. 1984, №6, с. 26-32.
  12. Небылицин В.Д. Темперамент // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.

Характер

  1. Подходы к определению характера в психологии. Взаимосвязь характерологических и конституциональных свойств личности. 2, 3(7-56, 57-87), 5(267-269), 8,
  2. Основные свойства характера. Структура характера. 1(63-74), 6(255-281), 7,
  3. Акцентуации характера: понятие, признаки, общая характеристика. 4(6-30, 185-202), 5(276-282),9, 10(332-493).
  4. Формирование характера. 1(74-81), 3(332-377), 5(282-290)

Литература.

  1. Ананьев Б.Г. Проблема формирования характера // Избранные психологические труды / Под ред. А.А. Бодалева и др. т.2. М., 1980.
  2. Бодалев А.А. Об изучении характера человека // Вестник МГУ. Серия 14, — №1. С. 53-63.
  3. Левитов Н.Д. Психология характера. М., 1969.
  4. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.,1983.
  5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1998.
  6. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М-Воронеж., 1995.
  7. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и характер// Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
  8. Левитов Н.Д. Проблема характера в современной психологии // Вопросы психологии. 1970. №5.
  9. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев., 1981.
  10. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. // Редактор-составитель Д.Я. Райгородский. – Самара. 1997.