ВОПРОС ╣ 14 Понятие о характере. Типы характера. Его черты, свойства

4

Вопрос № 14

Понятие о характере. Типы характера. Его черты, свойства.

Характер (от греческого – «черта») – отличительный признак, который приобретает человек, живя в обществе.

Характер — это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках.

Нет двух людей с одинаковым характером. Трудности, которые испытывают преподаватели, стремясь изучить характер учеников, обусловлены именно его неповторимостью у каждого.

Характер человека – это то, что определяет его значимые поступки. Если определенные формы поведения не случайны для данного человека, а постоянно и устойчиво проявляются в типичных обстоятельствах, значит, они характерологичны. Поэтому, зная характер, можно предвидеть поведение человека в определенной ситуации.

Мировоззрение личности составляет стержень характера. Люди без твердых убеждений никогда не могут иметь твердого характера.

Характер тесно связан с темпераментом.Темперамент влияет на форму проявления характера. От темперамента зависят многие черты характера, такие, как уравновешенность поведения, общительность, легкость или трудность включения в новую деятельность, выражение чувств. Однако тип темперамента не определяет сущности характера: флегматик может быть деятельным и трудолюбивым, а сангвиник суетливым и бесплодным.

И.П. Павлов рассматривал характер как «сплав» врожденных и приобретенных форм поведения. При этом он подчеркивал решающее значение среды и воспитания в формировании характера.

2. Структура характера

В структуре характера выделяют две группы черт.

Черта характера– это особенности личности, которые систематически проявляются в различных видах ее деятельности и по которым можно судить о ее возможных поступках в определенных условиях.

Группа первая — черты характера, в которых выражены убеждения и идеалы, направленность личности.

Эти черты характера, или особенности личности, являются моральными качествами и выступают либо добродетелями, либо пороками человека.

2 стр., 625 слов

Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению ...

... умение разбираться в людях. С помощью теста Томаса мы попробуем оценить наших кандидатов на поведения в конфликтных ... результаты отражают возможности индивида проявлять определенные формы поведения в конфликтных ситуациях. Социально-демографические характеристики Респондент 1 ... найдёт компромисс и попытается его не допустить. томас личность конфликт диагностика Вывод: В целом наше предположение ...

Например: коллективизм (человек ставит интересы коллектива и общего дела выше узколичных интересов) и эгоизм (человек проявляет заботу прежде всего о личном благополучии, для него существуют только его личные потребности и желания); чуткость и грубость и т.д.

Ко второй группеотносятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

4. Черты характера и отношения личности

Характер человека определяется его отношением к:

1. коллективу и отдельным людям;

2. труду и достижению целей;

3. самому себе;

4. вещам и деньгам.

Отношение к коллективуи отдельным лицам (родным, друзьям, малознакомым) обнаруживается в коллективизме, гуманности, чуткости, доброте, отзывчивости, честности, скрытности и т.д. Характер может быть понят и раскрыт только в общении с другими людьми.

Отношение к трудунаходит выражение в таких чертах характера как трудолюбие, добросовестность, аккуратность, инициативность, инертность, небрежность, косность, лень. Отношение к препятствиям в трудовой деятельности проявляется в волевых чертах характера: целеустремленности, выдержке и самообладании, настойчивости и упорстве, смелости и решительности, инициативности и самостоятельности.

Отношение к самому себенаходит выражение в таких чертах характера как скромность, самокритичность, застенчивость, робость, чувство достоинства, гордость, самомнение, честолюбие, уровень притязаний.

Отношение к вещам, деньгам раскрывается в таких чертах характера как аккуратность, неряшливость, расточительность, бережливость, жадность, организованность, честность и других.

Отрицательными чертами характераявляются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека – недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций и отстаивании взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности.

5. Формирование характера

В формировании характера решающее значение имеют первые 7-8 лет, дошкольный и младший школьный возраст, когда закладывается основа характера человека.

На формирование характера оказывают влияние в первую очередь условия жизни ребенка, та среда, в которой человек, растет (общение со взрослыми и сверстниками, книги, радио, телевидение, обычаи, традиции и пр.).

Очень серьезное влияние на формирование характера оказывают семейные условия, отношения в семье, стиль воспитания ребенка в семье.

С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок сталкивается с рядом новых и строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах.

2 стр., 910 слов

Аномалии характера личности. Психопатия и акцентуация характера ...

... подавленного - замкнуты. Во время душевного подъёма ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера. В период спада - склонны к апатии и раздражительности: что ... чувство собственной недостаточности. Слабым звеном сенситивных личностей является отношение к ним окружающих.   Психастенический тип. Главными чертами психастенического типа являются нерешительность и склонность к ...

Правила поведения в школе, обязанности развивают у школьника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие.

В школе ребенок у развивается сознание долга и ответственности перед коллективом класса, школы, чувство товарищества, коллективизм.

На воспитание характера детей влияют личный пример учителя, его поступки, отношение к детям и своей деятельности.

В психологии характера, наряду с понятием «черты характера», «особенности характера», существует и понятие «акцентуации характера».

Акцентуация характера– это усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, но граничащие с патологией.

Понятие «акцентуации» впервые ввел немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард. Им же была разработана и описана известная классификация типов акцентуации личности. В нашей стране получила распространение иная классификация, предложенная известным детским психиатром А. Е. Личко.

Характер многих подростков становится акцентуированным — крайний вариант нормы.

Выделяют 10 основных типов акцентуации.

1. Гипертимность. Люди, склонные к повышенному настроению, оптимисты, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят начатого до конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние неблагополучных компаний. Подростки склонны к приключениям, романтике.

2. Застревание. Склонность к «застреванию аффекта≫, к бредовым реакциям. Люди педантичные, злопамятные, долго помнят обиды, сердятся, обижаются. Сильно одержимы одной идеей.

3. Эмотивность. Аффектно-лабильные (неустойчивые).

Люди, у которых быстро и резко меняется настроение по незначительному для окружающих поводу.

От настроения зависит все — и работоспособность, и самочувствие и т. д.; тонко организована эмоциональная сфера; способны глубоко чувствовать и переживать.

4. Педантичность. Преобладание черт педантизма. Люди ригидны, им трудно переключаться с одной эмоции на другую. Любят, чтобы все было на своих местах, чтобы люди четко оформляли свои мысли. Бывают периоды злобно-тоскливого настроения, все их раздражает.

5. Тревожность. Люди меланхолического склада с очень высоким уровнем конституционной тревожности, не уверены в себе. Недооценивают, преуменьшают свои способности. Застенчивы, пугаются ответственности.

6. Циклотимность. Резкие перепады настроения. Хорошее настроение коротко, плохое длительно. При депрессии ведут себя как «тревожные», быстро утомляются, снижается творческая активность. При хорошем настроении — как гипертимные.

6 стр., 2702 слов

ЛИЧНОСТЬ И ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА

... формированием. Если, например, потребности, интересы, склонности, социальные установки, мировоззрение человека в целом могут меняться практически в течение всей жизни человека, то его характер, однажды сформировавшись, остается уже более ...

7. Демонстративное. Люди, у которых сильно выражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре внимания. Склонны носить яркую, экстравагантную одежду.

8. Возбудимость. Склонность к повышенной импульсивной реактивности в сфере влечения.

9. Дистимичность. Склонность к расстройствам настроения. Противоположность гипертимности. Настроение пониженное, пессимизм, мрачный взгляд на вещи, утомляем, предпочитает одиночество.

10. Экзальтированность. Склонность к аффективной экзальтации (близко к демонстративное, но там из-за характера, а здесь идут те же проявления, но на уровне эмоций, т. е. от темперамента).

Наиболее частыми нарушениями поведения в подростковом возрасте, возникающими на фоне акцентуации характера являются делинквентность (противоправное поведение), алкоголизация, токсикомания, наркомания, бродяжничество, суицидальное поведение и др. Поскольку они ситуативно обусловлены, быстрая смена обстановки, как правило, устраняет эти нарушения. Главное — не допустить необратимых изменений и упрочения опасных форм поведения.