46-Понятие о внимании функции, свойства, виды. Развитие внимания

Вопрос № 46. Понятие о внимании: функции, свойства, виды. Развитие внимания.

Внимание – избирательная направленность сознания человека на определенный объект (предмет, явление), сосредоточенность на нем при одновременном отвлечении от др.

В. Вундт: внимание – субъективная сторона явлений сознания, апперцепция – их объективный результат. Внимание — процесс апперцепции, сопровождаемый чувством внутреннего усилия.

Э. Титченер: внимание – сенсорная ясность.

Джемс: внимание – пристрастное, осуществляемое посредством умственной деятельностью, обладание в ясном и четком виде одним из нескольких одновременно возможных рядов мысли (селекция).

Внимание – необходимый универсальный психический процесс, оно есть везде, но его содержание и специфику выделить очень трудно. Для этого его нужно рассматривать на уровне деятельности в целом. Две основные характеристики внимания: 1) необходимость селекции материала, 2) образование прошлого опыта (для сохранения нужно удерживать его некоторое время в сознании, необходима активность субъекта).

Внимание как усилие сознания, которое имеет ограниченный ресурс.

Функции внимания:

отбор значимых, релевантных, т.е. соответствующих потребностям данной деятельности, воздействий;

игнорирование несущественных, побочных, конкурирующих воздействий;

удержание (сохранение) данной деятельности до тех пор, пока не завершится познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель;

регуляция и контроль протекания деятельности.

Внимание может проявляться как в сенсорных, так и в мнемонических, мыслительных и двигательных процессах.

Виды внимания (по Добрынину) – в основе степень активности субъекта:

1. Непроизвольное внимание (пассивное) – это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей (возникает и поддерживается независимо от сознания человека).

Новизна, интерес, интенсивность раздражителя, эмоциональная окрашенность определяют возникновение непроизвольного внимания. Его можно разделить на 3 вида: вынужденное (мы всегда должны реагировать на стимул); эмоциональное (стимул, связанный с потребностью в зависимости от индивидуального опыта); привычное/профессиональное (определяется сугубо индивидуальным опытом).

6 стр., 2540 слов

Основные функции управленческой деятельности психологические особенности, функции управления

Содержание : Введение 1. Основные функции управленческой деятельности 1.1 Психологические особенности 2. Функции управления Заключение Список использованной литературы Введение Глубокие изменения, произошедшие в экономике нашей страны за последние годы, привели к пересмотру роли и значимости управленческого персонала на предприятии. В современных условиях бизнеса менеджмент осуществляет не только ...

2. Произвольное внимание (активное-волевое) – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, требует волевого усилия. Причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является постановка цели деятельности, сама практическая деятельность, за выполнение которой человек несет ответственность. Существует ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточенное внимание, например, практическое действие. Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека.

3. Послепроизвольное внимание целенаправленный характер, первоначально требует волевых усилий, затем человек «входит» в работу. Послепроизвольное внимание связано с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами, но почти нет волевых усилий.

Свойства внимания:

1. Устойчивость внимания – способность внимания определенное время сосредотачиваться на одном и том же объекте. Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Влияет на устойчивость внимания и активная деятельность с объектом внимания.

2. Концентрация внимания — способность человека сосредотачиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего остального (степень или интенсивность сосредоточенности внимания.

3.Распределение внимания способность человека выполнять несколько видов деятельности (возможность чел удерживать в сознании одновременно несколько разнородных объектов, выполнять сложную деятельность, состоящую из множества одновремененных операций).

Распределение внимания зависит от того, насколько связаны друг с другом различные объекты, насколько автоматизированы действия, между которыми распределяется внимание. Чем теснее эти связи, тем легче осуществляется распределение внимания.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

Уважаемые ребята! Просим вас ответить на вопросы анкеты, в которой перечислены профессиональные и личные качества учителя. Оцените его работу по 5-балльной шкале, где: 5 баллов – качество проявляется практически всегда; 4 балла – качество проявляется часто; 3 балла – качество проявляется не всегда; 2 балла – качество проявляется редко; 1 балл – качество практически отсутствует. Подписывать анкету ...

4.Переключаемость внимания сознательное и осмысленное перемещение внимание с одного объекта на другой (заключается в способности быстро выключаться из одних установок и включаться в другие, новые).

5. Объем внимания измеряется тем кол-вом объектов, кот воспринимаются одновременно с одинаковой степенью ясности и отчетливости (7+-2).

Объем внимания – изменчивая величина и зависит от того, насколько связано между собой то содержание, на которое направлено внимание и от умения осмысленно связывать и структурировать материал (Рубинштейн).

6. Отвлекаемость внимания непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой, возникает при действии посторонних раздражителей на человека занятого в этот момент другой деятельностью, м.б.: внешние раздражители и внутренние – возникает под влиянием сильных эмоций, переживаний.

7. Рассеянность внимания – под этим названиям обычно понимают два разных явления: 1) чрезмерный результат углубления в работу, когда человек ничего не замечает вокруг себя (мнимая рассеянность); 2) когда человек не в состоянии ни на чем долго сосредоточиться (подлинная рассеянность неустойчивость и отвлекаемость).

Различные свойства внимания в значительной мере независимы друг от друга: внимание хорошее в одном отношении, м.б. плохим в другом, направлении, высокая концентрация внимания может соединяться со слабой переключаемостью (рассеянный ученый).

Внимание неразрывно связано с сознанием. Если представить наше сознание графически, то следует нарисовать два круга (большой – зона неясного сознания, малый, который в нем – зона отчетливого сознания или зона восприятия. Внимание проявляется внутри восприятия, мышления; является стороной всех познавательных процессов сознания, в которых они выступают как деятельность (Рубинштейн).

Высшие формы произвольного внимания возникают у человека в процессе труда. Они продукт исторического развития. Труд направлен на удовлетворение потребностей человека. И сам по себе он может не вызывать непосредственного интереса, поэтому выполнение этой деятельности требует перехода непроизвольного внимания в произвольное внимание:

2 стр., 695 слов

Диагностика музыкальных способностей детей

Диагностика музыкальных способностей детей Фамилия Имя Класс Интонация Метроритмическое чувство Память Эмоциональная отзывчивость Диапазон Качество певческого голоса Личностные особенности Светлова Виктория 6 В 5 Пассивный абсолютный слух 5 Справилась со всеми заданиями 5 Эмоциональна, музыкальна, чутко чувствует музыку a - g² Уверенный, звонкий Открытая, идет на контакт, но слегка застенчивая. ...

1) Внимание может быть произвольным, т.е. обладать первой чертой ВПФ.

2) Произвольное внимание имеет место там, где предмет, на который оно направляется сам по себе его не привлекает. Поэтому, произвольное внимание носит опосредованный характер. Это вторая черта ВПФ.

3) Внимание носит социальный характер, потому что произвольное Внимание «есть приспособление к условиям высшей социальной жизни» (Т. Рибо).

Произвольное внимание социальное явление, которое появилось благодаря труду и обществу.

Проблема развития внимания

1) Развитие произвольного внимания тесно связано с формированием у ребенка волевых качеств. В школьном возрасте по мере расширения интересов и приучения к систематическому труду, восприятие ребенка как непроизвольное, так и произвольное продолжает развиваться.

Рубинштейн: а) в педагогическом процессе надо использовать непроизвольное внимание, б) содействовать развитию произвольного внимания. Надо использовать эмоциональный фактор (напр, яркость наглядных пособий), но заинтересованность должна быть связана с самим предметом обучения, трудовой деятельностью.

2) В развитии внимания ребенка существенным является его интеллектуализация: Внимание сначала опирается на чувственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи, отсюда расширяется объем внимания. Выводы: Произвольное является одним из проявлений волевого типа деятельности; – способность к произвольному вниманию формируется в систематическом труде (Рубинштейн).

Историческое развитие восприятия пытался проследить Выготский в своей культурно-исторической концепции: История развития внимания ребенка есть история развития организованности его поведения:

1) Первые недели-месяцы жизни – появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

2) Конец 1-го года – возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольных функций.

3) Начало 2-го года – обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструментов взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.

4) 2-3 года – достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного восприятия.

5) 4,5-5 лет – появление способности направлять восприятие под влиянием сложной инструкции взрослого.

6) 5-6 лет – возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).

Дошкольное развитие характеризуется преобладанием внешне опосредованного восприятия, т.е. восприятия, вызванного факторами внешней среды.

7) Школьный возраст – дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания. Характеризуется бурным развитием внутреннего внимания, т.е.внимания, опосредованного внутренними установками ребенка.

Выготский: Первоначально внимание ребенка осуществляется при помощи наследственных нервных механизмах организма по принципу доминанты. В доминантном нервном процессе. заложены органические основы внимания. У новорожденного есть только две доминанты — пищевая и связанная с переменой положения. Только потом у него появляется зрительная, слуховая и др. В основе развития внимания в этот период лежит органический процесс роста, созревания и развития нервного аппарата. Процессы развития внимания. не прекращаются. в течении. жизни и лишь происходит. некоторое. замедление темпов. В истории развития внимания. 2 линии: натуральная и культурная. Культурная начинается тоже в самом. раннем детстве при первых социальных. контактах ребенка. Состоит в том, что ребенок по мере врастания в окружающую соц. среду развивает и формирует ту основную операцию соц. поведения личности, которая. называется произвольным вниманием. Для того, чтобы проследить генетическую. историю этих высших механизмов внимания он использовал. историко-генетический метод. Ребенок стоял перед задачей овладеть процессом своего внимания посредством внешних. стимулов.

Добрынин. Внимание — направленность и сосредоточенность нашей деятельности. Внимание не является вне деятельной активности, а скорее ее добавочный феномен. Активность личности выражается и во внимании. И наше внимание (как и активность) отличается различными степенями и характерами активности: от пассивности до полной сознательности.

1. крайняя степень пассивности — вынужденное внимание из-за чрезвычайно сильных раздражений, экстенсивные влияния.

2. внимание вызывает соответствующий раздражитель нашему внутреннему состоянию, когда этот раздражитель поддерживает или противоречит. нашим желаниям.

3. нет полной активности и тогда, когда внимание. определенно целиком прошлым опытом, привычками (пассивное / непроизвольное внимание)

4. то, что связано с сознательно поставленными целями, что связано с нашей волей (то, что «надо»)

5. не совпадает ни с произвольным. ни с непроизвольным — если сначала читаем книгу из-за «надо» (произвольное внимание), а потом очень ей увлекаемся (непроизвольное)

Интересную теоретическую концепцию внимания предложил Гальперин. Основные положения этой концепции сводятся к следующему:

1. внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека;

2. по своей функции внимание представляет собой контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым;

3. в отличие от других действий, которые производят определенный продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особенного результата;

4. внимание как самостоятельный, конкретный акт, выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время, как внимание способствует его улучшению;

5.во внимании контроль осуществляется при помощи критерия, меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения;

6.произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану;

7.все известные акты внимания являются результатом формирования новых умственных действий.

Вид внимания

Основные характеристики

Механизмы функционирования

Условия возникновения

Непроизвольное

(естественное)

Отсутствие цели и волевой регуляции

Легкость возникновения и переключения

Доминанта

Ориентировачный рефлекс

Действие сильного контрастного эмоционального насыщенного значимого раздражителя

Произвольное

(искусственное)

Направленность в соответствии цели наличие волевой регуляции сопровождается утомлением

Вторая сигнальная система (речь)

Включение в деятельность, постановка цели

Послепроизвольное (открыл Добрынин)

Целенаправленность отсутствуют волевые усилия и утомления

Доминанта, которая характеризует возникающий в процессе данной деятельности интерес

Возникновение стойкого интереса к выполняемой деятельности

Физиологические основы внимания: внимание не имеет никакого специального нервного центра. Физиологически внимание обусловлено работой тех же самых нервных центров, с помощью которых осуществляются сопровождаемые вниманием психические процессы. Но оно означает наличие участков с повышенной и пониженной возбудимостью, взаимосвязанных в своей деятельности по закону отрицательной индукции: когда в каком-то определенном участке коры головного мозга начинается сильное возбуждение, то одновременно по индукции в других участках коры, не связанных с выполнением данной деятельности, возникает торможение, затухание или даже полное прекращение нервного процесса, в результате чего одни центры оказываются возбужденными, другие – заторможенными.

Внимание обеспечивается за счет явления доминанты: наличие в каждый данный момент в коре больших полушарий головного мозга участка (очага) с повышенной нервной возбудимостью, господствующего (доминирующего) над остальными частями коры. В результате этого и осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях.

Произвольное внимание формируется из непроизвольного. Но произвольное внимание может переходить в непроизвольное. Высшие формы произвольного внимания возникают у человека в процессе труда. Они продукт исторического развития. Труд направлен на удовлетворение потребностей человека. Продукт этого труда представляет поэтому непосредственный интерес. Но получение этого продукта связано с деятельностью, которая по своему содержанию и способу исполнения может не вызвать непосредственного интереса. Поэтому выполнение этой деятельности требует перехода от непроизвольного к произвольному вниманию. При этом внимание должно быть тем более сосредоточенным и длительным, чем более сложной становится трудовая деятельность человека в процессе исторического развития. Труд требует и он воспитывает высшие формы человеческого внимания.

Психологические теории внимания. Одну из наиболее известных теорий предложил Рибо. Он считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и произвольным вниманием Рибо усматривал особенно тесную зависимость. Он полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. Непроизвольное внимание так же всецело зависит от аффективных состояний.

Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но так же определенными изменениями физического и физиологического состояние организма. Как чисто физиологическое состояние внимание включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и др. реакций.

Основную роль движений Рибо обозначил следующим образом. Движение физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Для органов чувств – зрения и слуха – внимание означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением. Усилие, которое мы прилагаем, сосредоточивая и удерживая внимание в чем-то, всегда имеет под собой физическую основу. Ему соответствует чувство мышечного напряжения, а наступающее впоследствии отвлечение внимания связано. Как правило, с мышечным переутомлением.

Двигательный эффект внимания, по Рибо, состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них. В умении управлять движениями заключается и секрет произвольного внимания. Произвольно восстанавливая движения, связанные с чем-то, мы тем самым обращаем на это наше внимание.

4