Античная школа. Средневековые университеты

Федеральное агентство по образованию Пермский государственный технический университет Березниковский филиал Кафедра ОНД Реферат по курсу: «Психология и Педагогика» на тему: «Античная школа. Средневековые Университеты» Выполнила: студентка гр. ХТНВ-03д Кузнецова Л. С Проверила: ст. преподаватель Плетнева Л.В. Березники, 2006 Содержание Введение 1. Античная школа 2. Средневековые Университеты 1. Университет и его становление 2. Образование в Средневековом Университете 1. Образование в раннем Средневековье (5−11 вв.) 2. Образование феодалов. 3. Образование в период развитого Средневековья (11−15 вв.) 3. Концепции Университета 4. Учебный процесс 1. Факультет 7 свободных исскуств 2. Организация учебного процесса 21 Заключение 25 Литература 27 Введение Любой прогресс общественного развития связан с передачей культурно-исторического опыта от поколение к поколению.

Вполне естественно, что, делая открытия в познании мира (гуманитарные, технические, естественно- научные), люди стремились передать эти знания потомкам.

Определенной стадии развития каждого общества, как правило, соответствует и определенная система образования и воспитания. В каждом обществе существует свой механизм получения образования. Пока сумма знаний об окружающем мире была небольшой (на ранних этапах развития человеческого общества) и сводилась скорее к опыту приспособления к окружающей действительности, а не к ее познанию, вопрос о способах передачи этих знаний не требовал от людей специального осмысления.

Но на более поздних этапах культурного развития, с появлением основ не только эмпирического, но и теоретического научного познания, великие мыслители стали обращаться к анализу путей эффективности процесса передачи накопленных знаний.

Так появились первые педагогические теории и практические модели обучения и воспитания. Так, средние века в нашем сознании ассоциируются прежде всего с тремя их институтами — Церковью, Империей и Университетом. Из них два первых пришли в средние века из античности, и лишь университет рожден именно средними веками. Раннее Средневековье иногда называют «темными веками». Переход от античности к Средневековью сопровождался в Западной Европе глубоким упадком культуры. Не только варварские вторжения, погубившие Западную Римскую империю, привели к гибели культурных ценностей древности. Не менее разрушительным, чем удары вестготов, вандалов и лангобардов, стало для античного культурного наследия враждебное отношение со стороны Церкви.

8 стр., 3802 слов

Основные тенденции развития образования в современном мире 2

... ; Основные тенденции развития образования в современном мире Содержание. Введение. 1. Основные направления развития современного образования.    ... развития образования в современном мире: Ø   смена парадигмы «образование=обучение» парадигмой «образование=становление», Ø   Превращение знаний в основной общественный капитал, Ø   Развитие концепции непрерывного образования ...

Монастырские и церковные школы представляли собой самые первые учебные заведения Средневековья. И хотя Христианская Церковь сохраняла лишь выборочные, нужные ей остатки древней образованности (в первую очередь латынь), именно в них продолжалась культурная традиция, связывавшая разные эпохи. Но время шло. Растущим городам и крепнувшим государствам требовалось все больше образованных людей.

Нужны были судьи и чиновники, врачи и учителя. Пришел черед образования высших школ — университетов. Сперва посмотрим античные школы, затем и образование в Средневековых Университетах. 1.

Античная школа

Термин «античность» происходит от латинского слова antiqus — древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием.

Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности — античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-культурным комплексом. Главными, стержневыми в античной культуре были религия и мифология. Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества.

Затем — античное рабовладение. Оно было не только основой экономики и общественной жизни, оно было и основой мировоззрения людей того времени. Античная греческая и греко-римская философия имеют более чем тысячелетнюю историю — с 6 в. до н.э. до 529 года н.э. В истории античности различается несколько этапов. 1. Эпоха натуралистов. Между 6 и 5 веками до н.э. мы видим представителей разных школ: ионийцев, пифагорейцев, элеатов, атомистов, эклектиков. 2. Софисты и Сократ стали первыми гуманистами, они попытались ответить на вопрос, в чем же суть человека. 3. Платон и Аристотель дали важнейшие образцы большого философского синтеза. 4. Эллинистический период эпохи завоеваний Александра Македонского закончился вместе с языческой эрой кинизма, эпикуреизма, стоицизма, скептицизма, эклектизма. 5. Религиозный период неоплатонизма и его модификаций. 6. Христианская мысль в лице Филона Александрийского, попытавшегося синтезировать Ветхий Завет и греческую мысль.

14 стр., 6969 слов

Мифологическая картина мира 2

... , на основе которого развивается явленный Мир. Эти элементы, или стихии, - огонь, вода, земля, воздух. (В восточной традиции ... Например, в китайской мифологии это - дерево, огонь, металл, вода и земля.) К универсальным категориям относится также понятие жизненной ... как область образов, физиологически обусловленных, но под влиянием социальных запретов оттесненных в настоящее время из области ...

Это подготовило средневековую цивилизацию и европейское христианство.

Ниже приведен краткий обзор философских школ периода античной классической философии (имеются два направления: идеалистическое, и материалистическое).

Материалисты (Ставят проблему архе — первоначала мира): • Милетская школа (624−547 д.н.э.).

Представитель — Фалес. Архе — это вода. Мир произошел из воды, в воде зародилась жизнь. • Анаксимандр (610−546 д.н.э.).

Архе — это апейрон, проматерия, из которой возник мир, являющий собой сочетание противоположностей: теплое и холодное, сухое и влажное.

Из этой проматерии возникают четыре превоэлемента: огонь, вода, земля, воздух. Наш мир один из множества других миров. • Анаксимен (585−525 д.н.э.).

Архе — воздух. В зависимости от степени уплотнения появляются: вода, огонь, земля, камень, металл, ветер, облака. • Ксенофан (580−487 д.н.э.).

Все в мире состоит из воды и земли.

Боги — порождение людского ума. Бог — это сама природа. • Парменид (540−480 д.н.э.).

Ставит вопрос о путях познания окружающего мира. Нельзя доверять чувствам, нужно руководствоваться рациональным познанием. • Зенон (490−430 д.н.э.).

Ставит вопрос о природе движения. Движение- диалектика прерывного и непрерывного. Отрицание движения- обман чувств. Чувствам доверять нельзя. • Гераклит (544−483 д.н.э.).

Мир никем не создан, он вечен, он закономерно воспламеняется и угасает. Из чистого разума, логоса путем раскола и борьбы произошло множество вещей.

11 стр., 5055 слов

Субъективный мир человека как объективная реальность

... субъективного мира человека как объективной реальности 1.1 Субъективная и объективная реальность 1.2 Субъект и объект познания Глава ... с его выводом относительно природы субъекта согласиться никак нельзя. Необходимый характер конечной причинности субъекта. Представляется возможным ... и познавательная деятельность субъекта. В этом плане кантовская «вещь в себе» не есть объект. Существуют многие ...

Все течет, но в этом течении властвует логос, как закон. Мудрость — познание разума, быть мудрым означает склониться перед логосом и подчиниться ему. Только таким путем человек может обрести душевную ясность (высшее счастье).

• Эмпедокл (487−424 д.н.э.).

Четыре начала, корня мира: земля, вода, огонь, воздух. Эти корни пассивны, но на них действуют активные силы: вражда и дружба. Под их влиянием корни мира постоянно перемешиваются.

Образование жизни: из четырех корней под влиянием дружбы возникают части животных, происходит соединение отдельных частей. Случайные, неоправданные соединения порождают чудовищ. • Анаксагор (500−428 д.н.э.).

Нельзя употреблять термины — возникает и уничтожается. Надо говорить — смешивается и разделяется. В основе всех вещей существуют семена геометрии, это проматерия. Ничто не возникает изначально и ничто не пропадает. Нус (ум) — сила, разделяющая и сливающая.

Источник движения противостоит материи. • Демокрит (460−371 д.н.э.).

В основе материи лежат атомы. Пустота вне атома, пространство вне материи. Если бы не было пустоты, то невозможно было бы разделить яблоко. Атомы различаются формой: огонь из шарообразных, земля из кубических и т. д. Демокрит выделял два вида качества: Первичное качество, зависящее от свойств атомов: плотность, величина, рыхлость. Вторичное качество — вещь воспринимается человеком: горячее, холодное, вкус, запах. Представление о космосе, по мнению Демокрита миры бесчисленны и различны по размерам, одни миры растут, другие разрушаются; погибают друг от друга.

Идеалисты: • Орфей. Требует вести чистую жизнь, религиозные церемонии. Вино должно восприниматься как символ слияния с богом. Главный бог Вакх-бог вина. • Пифагор (580−500 д.н.э.).

Говорил о бессмертии души. Тело — гробница души. Необходимо выбраться из круга перевоплощения. Изучать науки. Труд — идеал презренных, только разум достоен почитания. Чувственное познание не является истинным.

6 стр., 2931 слов

Антропология в системе знаний о человеке

... смотрели на антропологию, как на науку, систематизирующую знания человека о его культуре, истории, психологии, биологии, ... «интегративной антропологии». Антропология: комплекс наук и проект интеграции знаний о человеке [Электронный ресурс]: -- Электрон. Дан. - Режим ... наукой. Антропология воссоединяет в себе совокупность различных знаний о человеке (как естественнонаучных, так и религиозно-философских ...

Математика — деятельность логики и мысли. Вся вселенная — гармония и числа. Софисты: • Протагор (480−410 д.н.э.).

«Человек есть мера всех вещей — сущих в их бытии и не сущих в их небытии». Поэтому невозможна общезначимая истина. Все относительно. Для одного и того же человека никогда одно и то же не бывает истинным. Ничего не существует. Если бы что-либо существовало, то оно было бы непознаваемо. Если бы даже что-нибудь существовало, и оно было бы познаваемо, то знания о нем нельзя было бы сообщить другим. • Сократ (469−399 д.н.э.) — родоначальник педагогики Древней Греции, один из крупнейших философов своего времени.

Он имел много учеников, которых обучал ведению диалога, полемике, логическому мышлению. Сократ был противником догматизма, считал, что все надо подвергать критическому анализу, т. е. думать и рассуждать, ничего не принимая на веру, во всем сомневаться. Цель философии — научить человека, как надо жить. Выделяет два вида знаний: конкретное и абстрактное. «Я знаю то, что я ничего не знаю». С этого начинается путь познания. Источник знания — внутренний голос.

Знание уже находится в душе человека, надо его только оттуда извлеч. Итог познания — три основные добродетели: умеренность, храбрость, справедливость. • Платон (427−347 д.н.э.) Внес большой вклад в педагогику, написав множество сочинений в форме диалогов и основав в Афинах собственную школу. Эта школа получила название Платоновской академии и сыграла значительную роль в развитии античного идеализма, способствовала развитию математики и астрономии.

В основе педагогической теории Платона лежит идея о том, что восторг и познание — единое целое, и обучение должно быть связано с положительными эмоциями (само слово «школа» в переводе с греческого означает «досуг», а досуг всегда связан с чем-то приятным).

Существует два мира: мир идей — истинное бытие, мир изменчивых непостоянных вещей. Вещи — смесь бытия и небытия, идеального и не идеального. Наш мир — мир теней, отражение истинного мира. Парадокс знаний — если ты что-то знаешь, то зачем тебе это познавать.

3 стр., 1212 слов

Проблема воспитания интереса к знаниям и потребности самообразования у учащихся

... Здравствуй, лето // Начальная школа. - 1996. 6. - С.56-58. 7. Бондаревская В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию ... Роль комплексного подхода к физическому воспитанию дошкольников в подготовке их обучения в школе // Роль физического воспитания к обучению в школе.. СБ. Науч. тр ... досуга в лагере и в школе. - М., 1999. 11. Занков Л.В. О проблеме воспитания и развития. -М.: Сов ...

Если ты ничего не знаешь, то, как найдешь, что искать. Учение о душе — душа бессмертна, является причиной самой себя. В ней находятся все предзнания. Предзнание — знание о сущности вещей. Сущность вещи — идея. Платон приходит к мысли, что идеи существуют в другом мире. Платон выделяет идеальное время, когда люди рождались из земли, не нуждались в жилище, занимались философией.

Затем возникла необходимость борьбы, самосохранения. Идеальное время уходит в прошлое. Возникает государство. Идеальное государство — правят не многие, но способные, одаренные от природы, с многолетней подготовкой. Каждый занимается своим делом. Произведения: «Апология», «Пир», «Государство», «Законы» и т. д. • Аристотель (384−322 д.н.э.).

Внес свой вклад в педагогику, впервые сформулировав такие основные требования к образованию, как необходимость учета возрастной периодизации; рассмотрение воспитания как средства укрепления государства; обязательность государственного характера образования, где граждане должны получать одинаковое воспитание как целостного процесса образования.

Аристотель считал, что важнейшей задачей образования является воспитание интереса и любви к природе, потребности осмысливать отношения человека в ней. Большое внимание Аристотель уделял нравственному воспитанию, считал, что «из привычки так или иначе сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков». В целом он рассматривал воспитание как единство физического, нравственного и умственного, причем, по его мнению, физическое воспитание должно предшествовать интеллектуальному.

Система наук — теоретическая (познание ради самих знаний); практическая (рекомендации для поведения человека); творческая (познание с целью принесения пользы).

8 стр., 3910 слов

Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования

... воспитания;- проанализировать перспективы развития физического воспитания в системе педагогического образования.Глава I. Физическое воспитание в системе педагогического образования ... формирование у преподавателя следующих знаний и умений в сфере культуры здоровья: - ... "Культура жизнедеятельности" для учащихся старших классов общеобразовательной школы // Теория и практика физической культуры. - 2003 ...

Главная проблема — отношение единичных вещей и общих понятий (идей).

Идеи существуют не реально, а как результат нашего познания. Характеристики сущности: количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание.

Первый принцип — несотворимость материи. Материя вечна, но она существует как возможность вещей. Она пассивна и неподвижна. Активное начало — форма, источник движения, который существует вне материи. В результате действия формы на материю получается вещь. Бог бестелесен, его сущность — невозможность. Наивысшая действительность — это ум. Человек — политическое животное.

Труды: «Метафизика», «Физика», «Политика», «О животных» и др. Примерно в то же время (4−1 вв. д.н.э.) в Древней Спарте сформировалась другая воспитательная модель, где культивировались выносливость, беспрекословное послушание и умение побеждать. Основные признаки этой воспитательной системы (жестокость и суровость воспитания, множественные лишения и наказания воспитанников, их ранее отлучение от семьи) позволили использовать название «спартанское воспитание» как нарицательное для обозначения строгого воспитания в суровых условиях.

В наше время существуют школы (особенно в Великобритании), где используются основные принципы спартанского воспитания: умение, послушание и стремление побеждать. Таким образом, можно утверждать, что основы педагогической теории и практики обучения были заложены уже 5−1 вв. д.н.э. Многие положения великих мыслителей того времени находят свое место и в современных педагогических концепциях. 2. Средневековые Университеты Педагогика Средневековья (14−16 вв.) характеризуется двумя основными признаками: во-первых, не создавались отдельные самостоятельные педагогические теории, а использовались компоненты философских систем для построения реального образовательного процесса.

Во-вторых, педагогические воззрения находились под сильным влиянием религии, и все взгляды на воспитание развивались исключительно в пределах религиозной идеологии. Схоластика, догматизм, механическое заучивание, обучение не на родном, а на латинском языке — эти и другие признаки обучения отражают общую социальную обстановку «мрачного Средневековья» с его нетерпимостью ко всему, что выходило за рамки религиозных канонов.

Такая поляризация не могла не привести к активизации гуманистических тенденций. И в противовес схоластическому воспитанию средних веков возникли прогрессивные идеи мыслителей эпохи Возрождения. 2.1.

Университет и его становление

Сам термин universitas первоначально означал «целостность», «совокупность». Например: universitas rerum — совокупность всех вещей; universitas — вселенная. Термин universitas litterarum означал «все отрасли наук», буквально, «совокупность всех книжных знаний», в отличие от практических знаний (ремесла, военное дело, торговля).

В то же время слово universitas означало также «товарищество», «купеческая гильдия», «цех», «коммуна» (universitas civium — «городская коммуна»).

Поэтому союз, «цех» преподавателей и учеников представлял своего рода «научный цех», «гильдию ученых и учеников», universitas magistrirum et scholarium или universitas studentium («товарищество преподавателей и учащихся») или же одним словом studentes (учителя, учащиеся).

Впрочем встречаются и такие словосочетания как magistri et discipuli («учителя и ученики»), означавшие собственно корпорацию с особыми выборными органами самоуправления и большими привилегиями.

В конце XII в начале XIII в. товарищества, корпорации учителей и студентов стали именоваться просто universitas, т. е. «университетами». Но вначале, формальная, легитимная и организационная структура университетов была копией цеховой организации.

Первым в Западной Европе был основан университет в г. Болонья.

Возникшая еще в XI веке высшая правовая городская (т.е. отделенная от церкви) школа в 1088 г. получила статус университета. «Один из наиболее древних университетов — Болонский — имел полное основание считать первым годом своего существования 1088 г когда в скромной обстановке на берегах Рено от имени императора Фридриха Барбароссы была объявлена его организация». В нем читались лекции по римскому праву.

За ней следует высшая медицинская школа в Салерно, Парижский университет (1200), Кэмбриджский (1209), Пражский, основаный Карлом IV в апреле 1348, Венский (1365), Гейдельбергский (1385) и многие другие. Итальянские и французские (особенно Парижский) университеты были образцами для подражания и формирования университетов в других странах. Отличие Парижского университета от прочих состояло в том, что объединяться здесь начали не школяры, а преподаватели, которые сами были студентами старших курсов. 2.2.

Образование в Средневековом Университете

Образование в раннем Средневековье (5−11 вв.) В этот период практически все грамотные люди принадлежали к одному сословию (духовенству).

Их обучение проходило в школах, созданных опять же представителями духовенства.

Наиболее типичными были монастырские, соборные и приходские школы. Монастырские школы делились на внутренние и внешние.

Они давали наиболее полное образование по сравнению с другими. Большим плюсом обычно была возможность доступа к монастырской библиотеке. Да и большинство наиболее образованных людей того времени были монахами. Внутренние монастырские школы предназначались только для монахов и послушников данного монастыря, готовящихся к поступлению в монахи. Если аббат монастыря давал свое разрешение или уже была соответствующая традиция, то в монастырские школы могли брать и учеников со стороны. Это могли быть представители белого духовенства, монахи из других монастырей и даже миряне. Монастырские школы, принимавшие чужаков, назывались внешними.

При кафедрах епископов и крупных соборах нередко существовали соборные или кафедральные школы для подготовки будущих священнослужителей. Изредка существовали школы, созданные обычными священниками в своих приходах. Такие школы назывались приходскими. Там обучали только подростков, и уровень образования там был минимален. Приходские, внешние монастырские и соборные школы посещали мальчики 7 — 15 лет. Они изучали чтение на латыни, письмо, счет, церковное пение.

Педагогики как таковой еще не было, ее в известной мере заменяли мысли о религиозно — нравственном воспитании детей, содержавшиеся в богословской литературе. Во внутренних школах образование было более широкое. Прежде всего, изучался латинский язык. Санкт-галленский аббат Соломон требовал, чтобы младшие ученики приветствовали его латинской прозой, средние — ритмическими стихами, которые сочинялись на слух, а старшие — метрическими стихами, которые сочинялись по книгам.

Схема школьной программы была алкуиновской. Сначала изучалось чтение, счет и церковное пение, затем грамматика с чтением доступных авторов и элементами остальных свободных наук. Для немногих способных проводились индивидуальные занятия по богословию. Пользовались учебниками Алкуина, Беды Достопочтенного, Исидора Севильского, Боэция, Марциана Капеллы, Доната, их комментировали, на полях выписывали переводы латинских слов (глоссы).

Широко использовали античных авторов.

Начинающие ученики читали Катона, Вергилия, потом переходили к Плавту, Цицерону. Очень любили читать платоновский диалог «Тимей». К текстам третьей ступени трудности относились Вергилий, Гораций, Овидий, Саллюстий. Писали сочинения в стихах и прозе на латыни. Из греческого языка брались азбука, отдельные слова и фразы символа веры, молитв и литургии. Знатоков греческого языка было немного. Риторические приемы не использовались, к Цицерону обращались не часто.

Постепенно объем знаний увеличивался. Почти в каждом монастыре существовали мастерские по переписке. Многие монастырские школы уже начинают специализироваться на отдельных науках: Мец — на музыке, Тур — на медицине, Комбре — на математике. Появляются бродячие студенты. Это один из источников вагантства. И все же главной заботой монастырей была не филология, а богословие. Составлялись и переписывались комментарии к Священному Писанию. 2.2.2.

Образование феодалов

Говоря об образовании, нельзя не упомянуть и об образовании феодалов. Оно было направлено в первую очередь на воспитание рыцарей. Упор делался на развитие качеств необходимых воину и в меньшей степени светскому человеку. При этом даже элементарная грамотность долгое время не считалась обязательной. Так крупный английский военачальник 15 века Джон Талбот, граф Шусберри был неграмотен. В соответствии с семью свободными искусствами существовали и семь рыцарских добродетелей, составлявшие содержание воспитания мальчиков: = 692; умение ездить верхом; = 692; умение плавать; = 692; умение владеть копьем; = 692; умение фехтовать; = 692; умение охотиться; = 692; умение играть в шахматы; = 692; умение слагать стихи и играть на музыкальных инструментах.

Все эти навыки приобретались при дворе сюзерена. С 7 до 14 лет служили пажом, потом — оруженосцем. В 21 год происходило посвящение в рыцари. К концу средневековья для знатных рыцарей считалось необходимым знать французский язык, ставший к тому времени языком придворных кругов.

Отдельные руководства по воспитанию детей высшей феодальной знати начали появляться в XII — XIII вв. Одно из наиболее известных — сочинение Винцента из Бовэ (XIII в.) «О наставлении сыновей правителей и благородных людей», которое составлено в основном из выдержек из различных источников. Воспитание женщин оставалось сугубо домашним. Дочери феодалов воспитывались в семье под надзором матерей и специальных воспитательниц.

Эта традиция сложилась еще на заре средневековья. Впоследствии женщин нередко обучали чтению и письму капелланы и монахи. Широко стала применяться практика отдавать девочек из знатных семей на воспитание в женские монастыри. Здесь воспитывали и обучали латыни, знакомили с Библией, приучали к благородным манерам. Вероятно, грамотность женщин была шире, чем среди рыцарей. В известной мере это было связано с тем, что католическое духовенство стремилось оказать влияние на светских феодалов через их жен, воспитывавшихся в монастырях в духе религиозности.

Не случайно в числе приданого были книги религиозного содержания. Воспитание девочек, принадлежавших к непривилегированным сословиям, ограничивалось приучением вести хозяйство, обучением рукоделию и религиозным наставлениям. 2.2.3. Образование в период развитого Средневековья (11−15 вв.) В начале II тысячелетия в Европе начинают действовать новые социально — экономические и политические факторы: развитие городов и появление городских коммун, подъем сельского хозяйства, развитие торговли.

Развитие новых форм торговли и в определенной степени ремесла вызывает необходимость в грамотных людях. Это привело к увеличению количества школ, для которых было также готовить грамотных преподавателей. Расширяются связи с мусульманскими территориями. Знакомству с более высокой арабской культурой способствовали и крестовые походы, и различные взаимоотношения (от войны до союза) в Испании и Южной Италии.

Культурные последствия всех этих явлений весьма значительны. Начали расширяться знания европейцев в области математики, астрономии, географии, медицины и других наук. Развитие наук вызывает необходимость в специализации. Появляются новые социальные группы, усложняются различные формы государственных образований. Кроме того, для Европы была характерна конкуренция различных институтов власти, например, папства и империи. Это приводило к усложнению права и росту различных управленческих структур.

Резко растет необходимость в грамотных людях и специалистах, что привело к возникновению новой системы высшего образования, т. е. к созданию университетов. 2.3.

Концепции Университета

Университет работал на открытом рынке образования. С самого начала студенты имели право выбора университета, преподавателя и факультета. Преподаватели также имели право выбора университета. Было обычной практикой, что преподаватель, проработав несколько лет в одном месте, переезжал в другое.

А за наиболее известными учителями устремлялись и студенты. В этих условиях не могло быть и речи о таком же строгом контроле, как в монастырской школе. И эта свобода приводила к тому, что университеты намного лучше улавливали нужды общества. Необходимость в специалистах, которую уже не могли удовлетворить монастырские школы, привела к появлению новых институтов. Так, в городах появляются городские школы (магистратские, цеховые, гильдейские).

Здесь впервые начали обучать детей на родном языке, обращать внимание на сообщение полезных знаний.

Но были необходимы и институты, дающие высшее образование. Поэтому начинают складываться внецерковные союзы ученых. Именно так возникли медицинская школа в Салерно, юридические школы в Болонье и Падуе. Необходимость появления новых форм образования понимали и власти. Начиная с 12 века, появились первые университеты. Они создавались как высшие образовательные учреждения. Название пошло от латинского слова «универсум», т. е. сообщество.

Чтобы стать университетом, учреждению нужно было получить папскую буллу (указ) о своем создании. Своей буллой папа римский выводит эти школы из-под контроля светской и, частично, местной церковной власти. Папы узаконивали существование университета. Важнейшей привилегией университета было право на присвоение ученых степеней (линциаты, доктора и т. д.).

Разумеется, и другие учреждения выдавали дипломы о своим выпускникам: академии, различные школы и т. д, Но они признавались только там, где существовала власть, узаконившая эти учреждения, например в родном городе.

А дипломы университетов признавались всем католическим миром. Получивший диплом человек мог преподавать и работать в любой католической стране. Только в 14−15вв. университет станет отдельным академическим учреждением. Широко была развита практика получения образования у отдельных светских ученых. Но только в Западной Европе возник университет как специальная организация для образования.

Его специфику определяли три важнейших момента — автономия, выборность властей и дискуссия как основа обучения и науки. Важнейшим отличием университета была его значительная независимость от различных властей, будь то церковные или светские. Власть в университете выбиралась, и здесь большую роль играл авторитет, завоеванный в дискуссиях. Университет обладал целым рядом прав и привилегий: — право изучать не только семь свободных искусств, но и право (гражданское и каноническое), теологию, медицину. — право получать часть бенефициальных церковных доходов на обучение. — право обладателя степени из одной школы преподавать в любом другом университете без дополнительных экзаменов (ius ubique docendi).

— особая подсудность для школяров — по своему выбору или перед учителями или местным епископом вместо общей подсудности городским судьям.

Так в Париже они подлежали суду ректора или парижского прево (королевский наместник Парижа), но не местному суду горожан. — право издавать свои законы, статуты и распоряжения, регламентирующие оплату труда преподавателям, приемы и методы обучения, дисциплинарные нормы, порядок проведения экзаменов и т. д. Были и другие привилегии, носившие в основном местный характер.

Таким образом, перед нами, по сути, идея «ученого цеха». Везде стало складываться общее обозначение «studentes»: так именовались не только учащиеся, но все, кто «штудирует», т. е. посвящает себя научным занятиям, учителя и ученики. Таким образом, эти ассоциации организовывались по образцу ремесленных и купеческих гильдий и стремились добиться корпоративности, т. е. утвержденного высшей властью права иметь общую собственность, избираемых должностных лиц, составленные самими членами ассоциации статуты, печать, собственный суд. Борьба за эти права тянулась долго и новое слово «университет» вызывало такую же неприязнь, как слово «коммуна». К 1500 году в Европе существовало уже 80 университетов, численность которых была самая разная.

В парижском университете в середине 14 века обучалось около трех тысяч человек, в пражском к концу 14 века — 4 тысячи, в краковском — 904 человека. 2.4.

Учебный процесс

Обучение в университетах происходило в несколоко циклов. Первым (по возрастающей сложности предметов и социальной значимости) был общеобразовательный факультет (facultas artium) или так называемый «факультет свободных искусств», а в дальнейшем философский факультет, где проходило углубленное изучение «семи свободных искусств». Следующим после философского факультета был медицинский, затем юридический и, наконец, самый престижный — теологический.

Методика преподавания на всех факультетах была строго канонизирована. Аксиоматический уровень образования на любом факультете представлял собой строго определенный набор текстов.

Текстуальным каноном на низшем факультете были логические сочинения Аристотеля, так называемый «Органон», на медицинском факультете базисными текстами были работы Гиппократа и Галена, на юридическом — церковное право (canones et decreta) и римское право (Кодекс Юстиниана), на теологическом — Священное писание и прочие догматические тексты. 2.4.1. Факультет 7 свободных исскуств В средние века не было отделения высшего образования от среднего, поэтому в университетах и существовали младший и старшие факультеты.

После изучения латыни в начальной школе школяр (scolarius) в 15−16, а иногда даже в 12−13 лет поступал в университет на подготовительный факультет. Здесь он изучал «семь свободных искусств» (septem artes liberales), состоявшие из двух циклов- «тривиум» (trivium — «перекресток трех путей знаний»: грамматика, риторика, диалектика) и «квадривиум» (quadrivium — «перекресток четырех путей знания»: музыка, арифметика, геометрия, астрономия).

На обучение на факультете свободных искусств уходило в среднем примерно пять-семь лет. Этот срок мог быть меньше или больше в зависимости от конкретного студента и местных традиций.

Проучившийся первые 2 года получал степень бакалавра, прослушавший полный курс магистра свободных искусств. Теперь они имели право преподавать на своем факультете или продолжить обучение на других Факультет Свободных искусств заканчивали примерно треть студентов.

Обучение медицине и праву занимало еще примерно шесть лет. Богословию учились минимум 8 лет. А чаще обучение затягивалось на 15−16 лет. Только после изучения «философии» предоставлялось право поступать на старшие факультеты: юридический, медицинский, богословский. 2.4.2.

Организация учебного процесса

У одного преподавателя могли вместе учиться люди самых разных возрастов, да и уровень подготовки мог сильно различаться.

Не существовало и твердого понятия о том, сколько должен проучиться тот или иной студент. Срок обучения мог измениться в любую сторону. Причинами могли быть как способности конкретного студента, так и его положение. Посмотрим на примере подготовительного факультета, что представлял собою процесс обучения. Учебные занятия в университете были рассчитаны на весь учебный год. Разделение на полугодия или семестры появляется лишь к концу средневековья в германских университетах.

Правда, учебный год делился на две неравных части: большой ординарный учебный период (magnus ordinarius) с октября, а иногда с середины сентября и до Пасхи, а также «малый ординарный учебный период (ordinarius parvus) с Пасхи и до конца июня. Учебный план, однако, составлялся на весь учебный год. Три основные формы преподавания: Лекции. Полное, систематическое изложение учебного предмета, по программе, изложенной в статутах, в определенные часы называлось lectio.

Эти лекции делились на ординарные (обязательные) и экстраординарные (дополнительные).

Дело в том, что в средние века школяры не слушали курс какой-то определенной науки, скажем, курс философии или римского права и т. п. Тогда говорили, что такой-то преподаватель читает или такой-то студент слушает такую-то книгу. Одни книги считались более важными и обязательными (ординарными) для учащегося, другие — менее важными и необязательными (экстраординарными).

Различие лекций обусловило и разделение преподавателей на ординарных и экстраординарных.

Для ординарных лекций, как правило, назначались утренние часы (с рассвета и до 9 часов утра), как более удобные и рассчитанные на более свежие силы слушателей, а экстраординарные читались в послеобеденные часы (с 6 до 10 часов вечера).

Лекция продолжалась 1−2 часа. Перед началом лекции преподаватель делал краткое вступление, в котором определял характер работы над книгой и не гнушался саморекламой.

Главная задача преподавателя заключалась в том, чтобы сличить различные варианты текстов и дать необходимые разъяснения. Статуты запрещали студентам требовать повторения или медленного чтения. Школяры должны были являться на лекции с книгами. Это делалось для того, чтобы заставить каждого слушателя непосредственно знакомиться с текстом. Книги же в то время были очень дороги, поэтому школяры брали тексты напрокат. Уже в XIII веке университеты начали накапливать рукописи, копировать их и создавать собственные образцовые тексты.

Аудиторий в современном смысле слова долго не существовало. Каждый преподаватель читал определенному кругу своих учеников в любом нанятом помещении или у себя дома. Болонские профессора одни из первых стали устраивать школьные помещения, а с XIV века города стали создавать общественные здания для аудиторий. Так или иначе, школяры, как правило, группировались в одном месте. В Париже это была улица Соломы (Фуар), названная так потому, что студенты сидели на полу, на соломе, у ног учителя.

Позднее появилось подобие парт — длинные столы, за которыми умещалось до 20 человек. Кафедра стала устраиваться на возвышении, под балдахином. Repetitio. Это подробное объяснение отдельного текста с разных сторон, с учетом всех возможных сомнений и возражений. В Парижском университете чаще это была проверка всех относящихся к определенной частной проблеме источников по различным рукописям и просмотр соответствующих комментариев в различных сочинениях. В германских университетах они проходили в форме диалога между учителем и учеником.

Учитель задавал вопросы и по ответам судил об успехах ученика. Была и еще одна форма — повторение части прочитанного. В это же время готовились к диспутам. Диспуты. Одной из самых распространенных форм преподавания был диспут (disputatio).

Руководство университетов придавало им очень большое значение. Именно диспуты должны были научить школяров искусству спора, защите приобретенных знаний.

В них на первое место выдвигалась диалектика. Темы диспутов были самые разнообразные. Разрешались и шуточные вопросы, но не предосудительного характера, хотя с точки зрения нашей морали они и могут показаться таковыми: Университетские власти стремились на диспутах к академизму. Запрещались резкие выражения, крики и оскорбления. Но тем не менее диспуты действительно часто переходили в сражения магистров и школяров. Не спасал и дубовый барьер и в дело шли не только весомые, но и увесистые оргументы По окончании обучения студент выдерживал экзамен.

Его принимала группа магистров от каждой нации во главе с деканом. Студент должен доказать, что читал рекомендованные книги и участвовал в положенном количестве диспутов (6 у своего магистра и 3 общеуниверситетских).

Интересовались здесь и поведением школяра. Затем его допускали к публичному диспуту, на котором полагалось ответить на все вопросы. Наградой была первая степень бакалавра.

Два года бакалавр ассистировал магистру и получал «право на преподавание» (licentio docendi), становясь «лиценциатом». Спустя полгода он становился магистром и должен был прочесть торжественную лекцию перед бакалаврами и магистрами, дать клятву, устроить пир. Бакалавры и магистры. И содержательно, и формально процесс получения знаний был достаточно жестко регламентирован. Учащийся проходил курс избранного им факультета в строго установленном порядке: чтобы иметь право по истечении положенного срока представиться к экзамену, он должен был прослушать в указанной последовательности указанное число определенных лекций и быть участником определенного числа диспутов.

После того, как испытуемый сдавал этот экзамен, он становился обладателем первой ученой степени — звания бакалавра (baccalaurius).

Далее цикл лекций, диспутов и сдача очередного экзамена повторялись, но по усложненной программе, и присваивалась новая ученая степень «магистра» (magister) или доктора (doctor), причем обычно «магистр» работал на более «низких» факультетах, а «доктор» — на высших.

Формальная поступенчатая система была на первый взгляд весьма эффективной. Однако все без исключения знания, усваиваемые на лекциях и диспутах и демонстрировавшиеся затем на экзаменах, были чисто академическими, никоим образом не связанные с реальными профессиональными навыками. Если мы возьмем два типа знаний, имеющих место в философии Аристотеля, «теоретическое» (theoreia) и «практическое» (praxis), то первое было гипертрофированно, а второе игнорировалось.

В результате, покидая alma mater, выпускник оказывался «книжным человеком» (homo literatus), часто не способным решать какие-либо практические задачи. Стоит отметить, что вплоть до XVII в. выпускники медицинского факультета не занимались лечением. Заканчивая эту главу, имеет смысл немного вспомнить о высших науках. Их было три Теология, Юриспруденция и Медицина. Теология (Богословие).

Основное преподавание велось по «Сентенциям» Петра Ломбарда, включавшее в себя мнения наиболее авторитетных теологов по различным спорным моментам Библии.

Юриспруденция. Безусловно, наибольшее количество студентов, перешедших на высшие курсы, специализировалось по этой дисциплине. Следует учесть, что существовало несколько источников законов. Это: — Каноническое право, основанное на решениях церковных соборов, пап и других иерархов церкви. — Римское право. Основным здесь был кодекс византийского императора Юстиниана.

В этом кодексе уделялось большое внимание различным видам собственности. Но в практической деятельности юристам необходимо было также знать и местные законы. Свои законы издавали различные феодальные правители, например король Франции. Вообще, свои правила и законы мог устанавливать каждый более менее независимый государь, будь то феодал или город. Отношения между ними также регулировались законами, будь то нормы службы, количество и размеры различных поборов, разделение различных полномочий и т. д. В результате в каждой провинции существовали свои местные законы, которые могли копировать или противоречить общему праву.

Медицина. Включала в себя учение о четырех жидкостях, которые главенствуют в человеке крови, слизи, желчи и черной желчи. Считалось, что болезни проистекали от нарушения соотношения этих жидкостей. В лечении большую роль играли кровопускания и клизмы. Широко использовались различные благовония.

Заключение

К сожалению, философия некоторых античных школ не представляет интереса с точки зрения духовного развития личности.

Что же будет с человеком, который последует невежественному учению? Его личное невежество будет усиливаться, это очень опасно, т.к. фундаментальное невежество — основная черта животных. Пожалуй, есть три исключения — школы Пифагора, Сократа и Демокрита, но и они имеют недостатки — адепты этих школ только говорят о необходимости «повышения духовного уровня», или, в случае школы Пифагора — выхода из круговорота перевоплощений, четкая система способов достижения этой цели у них отсутствует (добродетели Сократа являются необходимым, но не достаточным условием).

Несмотря на все свои недостатки, средневековый университет все же давал возможность получить неплохое образование.

В университетах обучались такие известные деятели культуры, как Пьер Абеляр, Петр Ломбардский, Фома Аквинский, Дунс Скотт, Вильям Оккам и др. Средневековые университеты были сложным организмом, стоявшим в центре культурной жизни Европы и чутко реагировавшим на все перипетии социальной и классовой борьбы.

В них концентрировалась развитие науки того времени. Велика роль средневековых университетов в развитии культуры. Они способствовали интернациональному культурному общению. Университетская среда, построеная на свободомыслии и выборности власти, способствовала формирования нового менталитета, основанного на уважении к личности человека и умению выдвигать и отстаивать в спорах новые идеи.

Литература

1. «История философии» под редакцией Г. Ф. Александрова, Б.Э. Быховского, М.Б. Митина, П. Ф. Юдина. Том I — Философия античного и феодального общества. 2. Большая Советская Энциклопедия.

Москва «Большая Энциклопедия». Гл. Редактор А. М. Прохоров. Москва 1989 год. 3. «Средневековая система образования и университеты» al/univer-f.htm 4. «Институцифлизация европейского знания» n/notes/notes11/n01113.html.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector