Учебная программа по дисциплине этика и психология делового общения

Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный институт трудовых и социальных отношений»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор учреждения образования

Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный институт трудовых и социальных отношений»

_____________ В.И. Толкачев

_____________ 2011 г.

Регистрационный № УД-________/р.

специальности переподготовки 1-26 02 85 «Логистика»

квалификации специалист по логистике — экономист

в соответствии с типовым учебным планом переподготовки,

утвержденным 20.10.2010г., регистрационный №25-17/287

Минск, 2011

Разработчик программы: А.И.Скринник, ст. преподаватель кафедры истории права и гуманитарных дисциплин.

Рекомендована к утверждению:

кафедрой истории права и гуманитарных дисциплин

Протокол заседания от _________ № ______

Научно-методическим советом учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный институт трудовых и социальных отношений»

Протокол заседания от __________№______

Введение

Современный специалист призван понимать природу человеческой психики, знать основные психические функции, понимать значение воли, эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека, уметь дать психологическую характеристику личности, ее темперамента, способностей, интерпретации собственного психического состояния, владеть простейшими приемами саморегуляции, а также осуществлять социально-психическое регулирование в трудовых коллективах. Этому посвящена дисциплина «Этика и психология делового общения».

12 стр., 5936 слов

Институт дополнительного профессионального образования

... посвящена наша работа. Важным фактом для написания нашего исследования послужило подписание Российской Федерацией документов Болонского соглашения1, требующих иного качественного инновационного подхода к подготовке самого преподавателя, ...

Дисциплина «Этика и психология делового общения» носит прикладной характер. Ее цель — способствовать формированию у деловых людей соответствующих психологических и нравственных качеств как необходимых условий их повседневной деятельности, которая протекает на основе общения друг с другом. Культура общения, в том числе его психологическая и нравственная культура, во многом определяет его эффективность — будет ли оно успешно развиваться в интересах партнеров или же станет малосодержательным, неэффективным.

Данная дисциплина базируется на таких разделах социальной психологии, как социальная психология личности и межличностных отношений. В то же время многие психические свойства субъектов делового общения могут быть объяснены на основе общей психологии. К тому же порой трудно отличить общую психологию, исследующую личность как субъекта деятельности и общения, и социальную психологию, рассматривающую личность и межличностное общение по сути с этих же позиций.

Содержание дисциплины «Этика и психологии делового общения» содержит вопросы о формах приветствия, представления, обращения; правилах ведения делового разговора; правилах поведения, а также выполнения требований, предъявляемых к одежде делового человека.

Основными задачами курса являются:

  1. Усвоение слушателями теоретических основ современного подхода в сфере развития человеческих ресурсов как наиболее существенного фактора повышения эффективности профессиональной деятельности.
  2. Усвоение слушателями базисных знаний для обеспечения эффективного индивидуального подхода к коллегам и подчиненным.
  3. Получение общих представлений о сущности и методах делового общения, основных требованиях, предъявляемых к личности современного специалиста и стилю его деятельности, индивидуально-типологических особенностях поведения.
  4. Получение сведений, позволяющих выработать для себя план самосовершенствования, обогатить и сбалансировать свою индивидуальность.

В результате освоения курса «Этика и психология делового общения» слушатель должен

знать:

  • Ключевые понятия и основные положения этики делового общения;
  • Основы создания атмосферы сотрудничества в деловом общении в группе;
  • Методы экспресс-диагностики собеседника и выбора надежной модели своего поведения для обеспечения эффективного общения;
  • Способы регулирования эмоциональных состояний в процессе делового общения с сотрудниками, партнерами.

Уметь:

  • Учитывать особенности личности в ситуациях делового общения;
  • Создавать атмосферу сотрудничества в деловом общении;
  • Правильно оценить себя, партнера по деловому общения и занимаемые позиции;
  • Использовать различные средства общения (вербальные и невербальные);
  • Правильно формировать свой имидж и подавать себя.

Дисциплина «Этика и психология делового общения» опирается на предварительное изучение слушателями социально-гуманитарных, управленческих дисциплин, предусмотренным учебным планом.

8 стр., 3966 слов

Этика как наука о нравственности, ее предмет и методы. Этика ...

Сущность морали, ее основные функции. Мораль это регулятор деловых и личных отношений , она дает ... было плохо людям, которые находятся рядом. 4. Основные категории этики. Важнейшими категориями этики являются: «добро», «зло», «ответственность», «справедливость», «долг». ... и их социального положения в нём В экономической науке — требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса. ...

Содержание программы

Тема 1. Этика. Мораль. Нравственность

Этика – практическая философия.

Этика – наука о добродетелях, едущих к счастью (Аристотель).

Этика – наука о должном, о всеобщем нравственном законе (И. Кант).

Этика – наука об искусстве жить (Э. Фромм).

Этика – наука о принципах истинной человечности (Я.А. Мильнер-Иринин).

Этика – наука о презумпции Человеческого достоинства (Н.К. Эйнгорн).

Противоречие авторитарной и гуманистической этики. Жизнесохраняющий и жизнесовершенствующий потенциал этики.

Мораль – хранительница общности, специфический вид социальной регуляции. Функциональное своеобразие морали: моральная сознательность, добрая воля, бескорыстие. Проблема гармонии личного и общественного блага. Основное моральное отношение. Социальная и индивидуальная вариативность морали как следствие противоречия абсолютного и относительного. Социумная приоритетность и социумная ограниченность морали: «Человек для морали или мораль для человека?» Современный поиск аутеничной морали.

Нравственность – ценностное измерение человека. Проблема взаимодействия общественной морали и индивидуальной нравственности. Нравственность как «повиновение в свободе» (Гегель).

Нравственность универсальный духовно-практический способ освоения мира. Специфические признаки нравственности: универсализация, гармонизация, гуманизация и деонтизация общества. «Человеческий смысл» нравственности человек как «ценностный центр всего», как «любовно утверждаемая действительность» (М.М.Бахтин).

Нравственно-гуманистическая перспектива бытия.

Тема 2. Культура и Жизнь общества и человека

Смыслы культуры. Cultura (лат.) возделывание, обработка, воспитание.

Культ-Ур(а) культ Света. Культура второе рождение Чело-Век(а).

Культура путь к единству, спасение от разобщенности. Культура концентрированная энергия Прошлого опыта. Культура активное творческое начало в Человеке, устремленное к Гармоничному и Возвышенному. Культура высокая энергия сохранения Жизни, ее развития и совершенствования. «Право на Культуру равно праву на Жизнь» ДС. Лихачев «Декларация прав Культуры».

Реалии культуры.

Культура. Псевдокультура. Антикультура. Материальная и духовная культура.

Культура человеческих отношений в различных сферах социальной и индивидуальной жизни.

Универсальность морально-нравственной культуры деятельности и отношений. Система моральных требований как основа морально-регулятивной культуры. Система нравственных ценностей как основа духовно-нравственной культуры.

25 стр., 12410 слов

Этика и психология деловых отношений

... интерактивной и коммуникативной сторон, виды и методы управления общением в деловых отношениях; – особенности вербального и невербального общения с иностранными партнерами; – этические и психологические ... повышения этической и психологической культуры деловых отношений и уметь ими пользоваться.   основные категории и понятия этики и психологии деловых отношений, место данной дисциплины ...

Насущная необходимость этизации всех видов культуры, их морально-нравственной доминантности.

Тема 3. Деловое общение как специфический вид социокультурной профессиональной деятельности

Общество – сложноорганизованная система. Хаос и гармония – динамичная оппозиция функционирования сложных систем. Антихаосная природа и гармонизирующий потенциал управления. Социокультурная специфика управленческой деятельности.

Планирование, регулирование и контролирование – конституциональные функции управления. Управление и манипулирование – морально-нравственные критерии различия.

Иерархия и субординация – структурно-функциональные основания управления. Субъект-объектная специфика управления. Равенство-неравенство –объективная оппозиция статусов субъектов управления.

Специфика управления в различных сферах социальной жизни: в экономике, политике, праве, науке, религии и т.д. Дело, предпринимательство, бизнес в контексте управления.

Тема 4. Этика и культура деловых отношений

Деловая этика совокупность принципов и норм автономно-совместной продуктивной деятельности. Принципы ведения дела. Надиндивидуальная и надкорпоративная природа деловой этики. Общезначимый статус ценностей деловой этики. Деловая этика – этика гражданственности и служения.

Этос рационального предпринимательства. Творческая природа предпринимательства. Непродуктивные виды предпринимательства: морально-нравственные последствия. Активность и ответственность – главные черты культурного предпринимательства. Социокультурное влияние предпринимательского образа жизни на все сферы общественных отношений.

Бизнес – инициативная хозяйственная деятельность. Инновационность, получение прибыли, накопление капитала – главные признаки бизнеса. Богатство и бедность, роскошь и нищета – объективные следствия накопления капитала. Этика перераспределения богатства: спонсорство, благотворительность, меценатство. Этика и культура конкуренции. Проблема риска: возможности этического мониторинга и морально-нравственной коррекции.

Тема 5. Предмет и сущность делового общения.

Предмет делового общения как исследования в области общения в деловой сфере, выявление норм и правил общения, принятых в конкретной области и ситуациях, условиях, прогнозирование и определение линии поведения, познание факторов (движущих сил), влияющих на поведение в деловом обсуждении.

Основания теоретической классификации видов общения: характеристика субъектов общения, ситуация общения, отношения к партнеру во время общения, пространство общения, сочетание различных оснований.

Классификация видов общения на основе характера субъекта общения: реального субъета с реальным (индивидуальное, представительное, групповое, диалог культур), реального объекта с субъективизированным (иллюзорным), реального с воображаемым (квазисубъектом), воображаемых партнеров.

Системный принцип делового общения: учет собственной системной сущности и системной сущности общающихся.

Аспекты делового общения и предмет исследования: перцептивный (формирование первого впечатления, восприятие и понимание в длительном общении, влияние контекста, проявление самоподачи); коммуникативный (барьеры непонимания); интерактивный (соотнесение ситуаций и действий, выбор правильных действий, позиции в общении, узнавание и понимание ситуации, стиль общения).

Системы средств делового общения: вербальные (устная, письменная речь), невербальные (тактильно-мышечная, облик, жесты, мимика, изображение, предметы).

Факторы, определяющие успех делового общения: личность организатора общения, теоретическая база, нравственные установки, подотовка к общению, опыт общения, интуиция, стиль поведения, состояние партнерства и степень его учета и др.

Тема 6. Проблемы общения. Стиль и ресурсы делового общения.

Структура общения. Трудности и барьеры общения. Ошибки, разрушающие общение. Барьер отрицательных эмоций, барьер восприятия речи, установки первого впечатления, коммуникативные просчеты.

Механизм воздействия в процессе общения. Трансактный анализ по Э.Берну. Ролевая теория общения, ее применение на практике. Основные потребности человека. Отношение к себе и другим. Самооценка. Жизненные позиции. Обращенность к партнеру. Правила фидбек. Практические указания как вести критический разговор. Взаимные соглашения.

Влияние представления людей о «правильном» поведении на выбор соответствующей линии в сложных ситуациях взаимодействия. Фактор справедливости.

Правила общения. Приемы правильного реагирования на критику в свой адрес. Приемы правильного реагирования на агрессивность поведения (вербальная агрессия).

Мужской и женский стиль общения.

Тема 7. Поиск личной согласованности менеджера (специалиста)

Индивидуальный ассесмент.

Слагаемые компетентности (характеристика менеджера, отображающая его соответствие кругу его обязанностей и полномочий): квалификация, ориентация, мотивация, эрудиция, аффилиация и достоинство, интуиция и стиль.

Индивидуальные различия. Способности. Интеллект. Черты характера. Влияние образования и культуры. Установки. Роли.

Личностные качества. Осознание своих сильных и слабых сторон и умение правильно компенсировать и «достраивать» их в соответствии с видом профессиональной деятельности.

Анализ ограничений в руководящей и управленческой работе и устранение или компенсация выявленных ограничений. Оценка стиля управления.

Речевое и неречевое общение.Манера говорить – важная отличительная черта личности. Выбор точного слова и культура речи. Субъеты речевого общения. Речевые барьеры общения. Подготовка к выступлению. Риторическая перегруппировка. Публичное выступление (выступление и заключение, ответы на вопросы, контроль движений тела).

Техника речи и контроль времени. Практика активного слушания. Основные рекомендации по подготовке и проведению публичного выступления. Формулы совершенствования ораторского искусства. Голос – звуковая визитная карточка.

Невербальное общение. Сигналы личности. Приобретение навыков чтения жестов. Зоны и территории. Трактовка сигналов глаз. Распознание внутренненго состояния собеседника и партнера по его жестам и позам. Использование теории НЛП в деловом общении. Проксемика. Расположение собеседников и партнеров за столами различных типов. Использование невербальных средств для повышения делового статуса. Действие цвета на состояние человека пространство общения..

Деловой этикет

Основные правила поведения при проведении деловых встреч и переговоров.

Стрессоустойчивость менеджера.

Стресс как процесс адаптации к требованиям окружающей среды. Причины стрессов. Ранние признаки профессионального выгорания. Степень соответствия интеллектуально-психологических способностей людей требованиям деятельности. Стрессы личной жизни. Фазы стресса. Физические проявления мтресса. Шкала социальной адаптации. Приемы и методы преодоления стрессовых ситуаций. Аутотренинг как средство восстановления равновесия. Музыка. Профилактика стресса. Шестиступенчатй плпн снижения стресса.

Тема 8. Ценностные ориентации менеджера. Формирование команды.

Ценностные ориентации менеджера. Список ценностей. Выработка ценностей. Философия команды. Кодекс поведения.

Групповое сотрудничество и общение. Группы формальные и неформальные. Мотивы вступления в группу. Смысл формирования команды. Намерения и цели команды. Факторы эффективности команды. Групповые нормы. Команда в работе. Этапы развития команды. Лидер команды и обеспечение мотивационной среды. Уровни поощрения. Рабочие нужды членов команды: ясность относительно результатов, структура контроля, форма и састота информации, расширение кругозора, повышение квалификации, планирование, карьерное продвижение и др.

Тема 9. Экспресс-диагностика личности в ситуациях делового общения.

Психогеометрический тест. Основная фигура. Субъективная форма. Описание фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг).

Тест Майерс-Бриггс. Совместимость в диадах квадрах.

Диагностика режима дня.

Учебно-методическая карта дисциплины «этика и психология делового общения»

Номер раздела, темы, занятия

Название раздела, темы, занятия;

перечень изучаемых вопросов.

Количество часов

Материальное обеспечение занятия (наглядные и методические пособия)

Литература

Форма контроля знаний

Лекции

Практические (семинарские) занятия

Лабораторные

занятия

самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Этика. Мораль. Нравственность.

4

СР – рефераты-презента

ции

5, 12, 2д, 9д

Круглый стол

  1. Этика – наука о добродетелях

  1. Мораль как специфический вид социальной регуляции

  1. Нравственность как ценностное измерение человека.

  1. Проблема взаимодействия общественной морали и индивидуальной нравственности

    Культура и жизнь общества и человека.

    4

    СР – рефераты-презента

    ции

    5, 12, 2д, 9д

    Круглый стол

    1. Смыслы культуры

    1. Реалии культуры

    1. Культура человеческих отношений в различных сферах социальной и индивидуальной жизни

    1. Универсальность морально-нравственной культуры деятельности и отношений.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

      Деловое общение как специфический вид социокультурной профессиональной деятельности

      2

      2

      Конспект лекций

      2, 3, 4, 6, 7, 8, 10, 11,4д, 6д

      опрос

      1. Социокультурная специфика управленческой деятельности

      1. Специфика управления в различных сферах социальной жизни

      1. Деловая этика как совокупность принципов и норм автономно-совместной продуктивной деятельности

      1. Этика перераспределения богатства

      1. Этика и культура конкуренции

        Предмет и сущность делового общения

        4

        1

        Конспект лекций

        2, 3, 4, 6, 7, 8, 10, 11,4д, 6д

        опрос

        1. Предмет делового общения

        1. Основания теоретической классификации видов общения

        1. Аспекты делового общения

        1. Системы средств делового общения

        1. Факторы, определяющие успех делового общения

          Проблемы общения. Стиль и ресурсы делового общения

          2

          1

          Конспект лекций

          2, 3, 4, 6, 7, 8, 10, 11,4д, 6д

          опрос

          1. Барьеры общения

          1. Механизм воздействия в процессе общения

          1. Правила общения

            Поиск личной согласованности специалиста

            2

            1

            Конспект лекций

            9, 5д, 7д, 8д

            опрос

            1. Индивидуальный ассесмент

            1. Речевое общение

            1. Невербальное общение

            1. Деловой этикет

            1. Стрессоустойчивость менеджера

              Ценностные ориентации менеджера. Формирование команды.

              1

              Практическая работа

              9, 4д, 5д, 7д, 8д

              1. Философия команды

              1. Смысл формирования команды

              1. Рабочие нужды членов команды

                Экспресс-диагностика личности в ситуациях делового общения.

                2

                Практическая работа

                1. Психогеометрический тест

                1. Тест Майерс-Бриггс

                Всего

                10

                8

                8

                Выполнение самостоятельной работы.

                Целью выполнения самостоятельной работы по курсу «Этика и психология делового общения» является самостоятельное освоение знаний темы 1-2 по данной учебной дисциплине. Самостоятельная работа выполняется в учебный период прохождения дисциплины в пределах часов, отведенных на самостоятельное изучение предмета.

                Самостоятельная работа должна быть выполнена в форме презентации в программе POWERPNT на выбранную тему, и построена на обобщенном изложении материала научной и методической литературы. Тему самостоятельной работы слушатель выбирает из предложенного перечня или самостоятельно.

                Защита самостоятельной работы происходит в форме круглого стола по тематике 1-2. В случае, если работа не представлена в срок без уважительных причин, слушатель не допускается к сдаче зачета по дисциплине. При необходимости преподаватель может отправить работу на доработку.

                Критериями положительной оценки выполнения самостоятельной работы являются:

                • полнота раскрытия учебной проблемы;
                • демонстрация знания литературных источников по проблеме;
                • аналитичность, логичность и последовательность раскрытия темы;
                • умение продемонстрировать и защитить работу-презентацию.

                При подготовке самостоятельной работы слушатель может обратиться за помощью к преподавателю, ведущему данный курс. Консультирование осуществляется в «Дни заочника» или в часы, отведенные для индивидуальных консультаций ст.преподавателя А.И.Скринник.

                Самостоятельная работа начинается с «Введения». В нем обосновывается актуальность темы, формулируются исследовательские задачи работы, дается краткий обзор исследованности проблемы в научной литературе и общая характеристика всего текста. Объем введения – 2-4 слайда. За «Введением» следует «Основная часть» СУРС. Она состоит из двух-трех определенных для раскрытия темы проблем. Объем основной части – 10-15 слайдов. Работу завершает «Заключение», которое состоит из самостоятельно сформулированных выводов, обобщающих изученный материал. Объем заключения – 1-3 слайда. За «Заключением» следует разместить «Список использованной литературы». Он оформляется на последнем слайде. Количество источников, необходимых для подготовки самостоятельной по дисциплине «Этика и психология делового общения», может составлять 6-10 наименований. При оформлении списка литературы следует придерживаться общих правил оформления источников

                Темы для самостоятельной работы.

                1. Мораль и право: Общее и особенное.
                2. Дискуссии о природе нравственности.
                3. «Золотое правило нравственности» в христианской этике (в древнерусской литературе, в конфуцианстве).
                4. Стыд и совесть: общее и особенное.
                5. Конформизм и коллективизм.
                6. Социальные функции морали.
                7. Справедливость и основное моральное отношение.
                8. Западные этические концепции ХХ столетия.
                9. Этические концепции русских философов начала ХХ столетия.
                10. Этическая ценность смерти.
                11. Проблема человеческого бессмертия.
                12. Объективное и субъективное в счастье.
                13. Этические стереотипы в анекдотах.
                14. Национальный нравственный идеал.
                15. Свобода совести: правовая и моральная оценка.
                16. Нравственные проблемы современного общества.
                17. Моральные ценности и нравы российского общества.
                18. Эстетическое и нравственное. Искусство и мораль.
                19. Этика – наука об искусстве жить (Э. Фромм).
                20. Этика – наука о принципах истинной человечности (Я.А. Мильнер-Иринин).
                21. Этика – наука о презумпции Человеческого достоинства (Н.К. Эйнгорн).
                22. Противоречие авторитарной и гуманистической этики.
                23. Жизнесохраняющий и жизнесовершенствующий потенциал этики.
                24. Культура путь к единству, спасение от разобщенности.
                25. Культура концентрированная энергия прошлого опыта.
                26. Культура – активное творческое начало в Человеке, устремленное к Гармоничному и Возвышенному.
                27. Культура высокая энергия сохранения Жизни, ее развития и совершенствования.
                28. «Право на Культуру равно праву на Жизнь» ДС. Лихачев «Декларация прав Культуры».
                29. «Человек для морали или мораль для человека?» Современный поиск аутеничной морали.
                30. Нравственность – ценностное измерение человека. Проблема взаимодействия общественной морали и индивидуальной нравственности.
                31. Нравственность как «повиновение в свободе» (Гегель).
                32. Система моральных требований как основа морально-регулятивной культуры.

                МАТЕРИАЛЫ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

                Вопросы для проведения зачета

                1. Социокультурная специфика управленческой деятельности.
                2. Планирование, регулирование и контролирование – конституциональные функции управления.
                3. Управление и манипулирование – морально-нравственные критерии различия.
                4. Специфика управления в различных сферах социальной жизни: в экономике, политике, праве, науке, религии и т.д.
                5. Деловая этика совокупность принципов и норм автономно-совместной продуктивной деятельности.
                6. Социокультурное влияние предпринимательского образа жизни на все сферы общественных отношений.
                7. Этика перераспределения богатства: спонсорство, благотворительность, меценатство.
                8. Этика и культура конкуренции.
                9. Теоретическая классификация видов общения.
                10. Классификация видов общения на основе характера субъекта общения.
                11. Системный принцип делового общения.
                12. Аспекты делового общения и предмет исследования
                13. Системы средств делового общения.
                14. Факторы, определяющие успех делового общения.
                15. Структура общения.
                16. Трудности и барьеры общения.
                17. Ошибки, разрушающие общение.
                18. Ролевая теория общения, ее применение на практике.
                19. Правила общения в случае критики и агрессивного поведения партнера.
                20. Слагаемые компетентности (характеристика менеджера, отображающая его соответствие кругу его обязанностей и полномочий).
                21. Анализ ограничений в руководящей и управленческой работе и устранение или компенсация выявленных ограничений.
                22. Речевое и неречевое общение.
                23. Практика активного слушания. Основные рекомендации по подготовке и проведению публичного выступления.
                24. Невербальное общение. Сигналы личности
                25. Использование теории НЛП в деловом общении.
                26. Расположение собеседников и партнеров за столами различных типов.
                27. Использование невербальных средств для повышения делового статуса.
                28. Основные правила поведения при проведении деловых встреч и переговоров.
                29. Стресс как процесс адаптации к требованиям окружающей среды.
                30. Профилактика стресса. Шестиступенчатый план снижения стресса.
                31. Групповое сотрудничество и общение.
                32. Группы формальные и неформальные. Мотивы вступления в группу.
                33. Факторы эффективности команды. Групповые нормы.
                34. Экспресс-диагностика личности в ситуациях делового общения.

                Список рекомендуемой литературы

                1. Основная:
                2. Барышева А.Д., Матюхина Ю.А., Шередер Н.Г. Этика и психология делового общения (сфера сервиса).

                  – М.: Альфа-Пресс, 2009. – 256 с.

                3. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. – М.: Дело, 2002. – 208с.
                4. Браим И. Культура делового общения. – Мн.: Экоперспектива, 2000. – 320с.
                5. Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Основы этики. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2010. – 364с.
                6. Замедлина Е.А. Этика и психология делового общения. – М.: РИОР, 2009. – 112с.
                7. Капшук О. Этика и психология делового общения руководителя и подчиненного. – М.: Феникс, 2008. – 224с.
                8. Коробкова С.Н. Этика делового общения. – СПб, 2003. – 203с..
                9. Кошевая И.П., Канке А.А. Профессиональная этика и психология делового общения: Уч. пос. ИНФРА-М: Форум, 2009. – 304с.
                10. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 415с.
                11. Поваляева М.А. Психология и этика делового общения.- Ростов н/Д, 2006. – 286с.
                12. Солоницина А.А. Профессиональная этика. – Изд-во Дальневост. ун-та, 2005. – 200c.

                Дополнительная:

                1. Большаков А.С. Как управлять людьми / А.С.Большаков. – Ростов н/Д: Феникс, Спб: Северо-Запад, 2007. – 253 с.
                2. Кисель, М.А. Историческое сознание и нравственность / М.А. Кисель. – М., 2000. – 302с.
                3. Кун Д. Основы психологии: Все тайны поведения человека. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 864с.
                4. Майерс Д. Социальная психология / пер. с англ. – СПб.: «Питер», 1997. – 688с.
                5. Никифоров Г.С. Надежность профессиональной деятельности. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2000. – 176с.
                6. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб.: «Питер», 2000. – 528с.
                7. Стаут Л.У. Настольная книга менеджера. /Стаут Л.У. пер.с англ.- М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2006. – 536с.
                8. Шепель В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния.—М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2004.—320с.
                9. Шрейдер, Ю.А. Лекции по этике / Ю.А. Шрейдер. – М., 2005. – 123с.