Программа учебного курса «история психологии»

31

Санкт- Петербургский государственный университет

Факультет психологииж

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета

психологии

Цветкова Лариса Александровна

_____________________________

«_____» _______________ 2008 г.

(дата, подпись)

Федерального компонента цикла ОПД

Автор: Якунин Валерий Александрович, д. пс. н., профессор

Рецензент: Машков В.Н., д. пс. н., профессор

Аллахвердов В.М., д. пс. н., профессор

Санкт – Петербург, 2008г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс истории психологии является составной частью общепсихологической и теоретической подготовки студентов, специализирующихся в области психологии

Главная цель курса «История психологии» состоит в формировании у студентов и слушателей адекватного представления о развитии системы психологических знаний. Достижение этой главной цели предполагает реализацию следующего ряда основных задач, которые заключаются в том, чтобы:

  • раскрыть теоретические и методологические основы психологической историографии;
  • показать конкретно-историческую обусловленность формирования психологических идей, направлений и школ в развитии психологических знаний;
  • раскрыть историческую связь времен: прошлого настоящего и будущего, т.е. преемственность в возникновении и развитии психологических идей;
  • представить развитие всемирной психологии как единый интернациональный процесс, раскрыть историческую взаимосвязь психологических знаний, развиваемых в разных странах мира и вместе с тем формирование в них особых научных традиций и направлений;
  • показать роль и значение междисциплинарных связей в становлении психологии как науки;
  • раскрыть историческую феноменологию (конкретно-историческое своеобразие) развития категориального строя психологии;
  • описать особенности развития основных методов психологии и их зависимость от философских, методологических, теоретических позиций, которых придерживались мыслители прошлого;
  • отобразить процесс преобразования психологических знаний в систему психологической науки, представить современные тенденции и перспективы дальнейшей дифференциации интеграции психологических знаний;
  • дать критический анализ подходов зарубежных авторов к освещению истории психологии;
  • охарактеризовать психологическое наследие видных ученых прошлого и современности, дать адекватную оценку научного вклада отдельных мыслителей, школ и стран в развитие мировой психологии.

Перечисленные выше задачи следует рассматривать как перечень тех конечных результатов, к которым благодаря совместным усилиям, должны прийти как преподаватель, так и студенты к моменту завершения изучения названного учебного курса.

7 стр., 3378 слов

Отрасли психологии. Психологические знания в науке и практике. ...

... концепций Вопросы для обсуждения: 1. Введение в психологию человек. Определение психологии человека как науки. Задачи и место психологии в системе наук. Отрасли психологии. Психологические знания ... психологии, ее основные отрасли, основные этапы развития психологии как науки, сущность основных современных психологических ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К УЧЕБНОМУ КУРСУ ПО ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ

История психологии как область научного знания имеет своим предметом ретроспективное воссоздание процесса возникновения и дальнейшего развития научных представлений о психике в их преемственной связи и конкретно-исторической обусловленности от истоков до наших дней.

История психологии как учебный предмет имеет своей основной елью и задачей для студентов изучение поступательного развития мировой психологии как науки о психики человека и животных от древности до настоящего времени.

В результате изучения этой учебной дисциплины студенты должны :

ЗНАТЬ:

основные этапы развития психологической мысли;

— общие тенденции в развитии психологических взглядов в различные исторические периоды;

— философскую и естественнонаучную линию развития психологии до выделения ее в самостоятельную науку;

— возникновение и развитие основных психологических школ и прикладных направлений в психологии ХХ-го столетия;

— основные идеи и положения, выдвигаемые отдельными мыслителями прошлого и настоящего;

20 стр., 9582 слов

Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи

... объективности. Этот принцип предусматривает изучение психического развития, его механизмов и закономерностей согласно основам детской психологии, а не других наук или по аналогии с психических особенностей ... Часто, находясь под влиянием социальных стереотипов, педагог искаженно воспринимает и интерпретирует психологические факты Различают несколько видов наблюдения: полное и частичное, включенное и ...

— систему вновь вводимых в контексте историко-психологического знания научных понятий и терминов;

— основные труды выдающихся мыслителей прошлого и настоящего.

УМЕТЬ:

— изложить и критически оценить взгляды отдельных ученых;

— раскрыть преемственность в развитии взглядов отдельных мыслителей прошлого;

— определить роль и влияние различных мыслителей прошлого и настоящего на дальнейшее и современное развитие психологии;

— показать различие в понимании природы психического представителями различных научных школ и направлений;

— показать национальные традиции и специфику развития психологии в различных странах.

Тематический план

учебного курса «История психологии»

для студентов заочного отделения

Название основных тем

Л.

С

МГЗ

С.Р.

1

Предмет истории психологии

1

2

4

2

Психологические воззрения в древности

1

4

3

Психология в средневековый период и в эпоху Возрождения

1

4

4

Психология Нового времени

1

4

5

Развитие психологии в ХVIII-ХIХ веках

1

4

6

Развитие психологии внутри естествознания

1

4

7

Оформление психологии как самостоятельной науки

1

4

8

Возникновение и развитие основных отраслей психологии

1

4

9

Основные научные школы в зарубежной психологии ХХ века

1

1

4

10

Отечественная психология в первой половине ХХ столетия

1

1

4

11

Развитие отечественной психологии на современном этапе

1

1

2

4

12

Современная зарубежная психология

1

1

4

ИТОГО часов:

12

4

4

48

ОБЩАЯ ТРУДОЕМКОСТЬ УЧЕБНОГО КУРСА

68

ЭКЗАМЕН

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

1. Предмет истории психологии

Методология отечественной психологической историографии. Проблема периодизации. Основные способы изложения истории психологии. Исторический обзор отечественной и зарубежной историографии психологии. Значение и актуальные проблемы истории психологии.

Семинарские занятия

ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ

Становление понятийного аппарата психологии как предмет ее историографии

Основные способы освещения истории психологии

Проблема периодизации.

Значение и задачи историко-психологических исследований.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.

Раздел 1.

1. Философский вопрос о соотношении идеального (психического) и материального (телесного) в психологии и ее истории принять определять как проблема (Какая?):

  1. биосоциальная,
  2. психобиологическая,
  3. психогностическая,
  4. психопраксическая
  5. психосоциальная,
  6. психофизическая.

2. Как называется способ освещения истории психологии посредством характеристики научных взглядов мыслителей прошлого?

1) географический,

2) категориальный,

3) ораслевой,

4) персонологический,

5) хронологический.

3. Для чего, по Вашему мнению, следует изучать историю психологии? – Для того, чтобы:

  1. расширить свой кругозор,
  2. придать своим знаниям стройный характер,
  3. установить связь прошлого, настоящего и будущего.

ЛИТЕРАТУРА:

О с н о в н а я:

  1. Ждан А.Н. История психологии. М.,2003.
  2. Марцинковская Г.М. История психологии. М., 2002.

3. Якунин В.А. История психологии. СПб., 2001.

4. Ярошевский М.Г. История психологии. М.,1995.

Д о п о л н и т е л ь н а я:

  1. Хрестоматия по истории психологии. М.,1980.

.

2. Психологические воззрения в древности

Психологические взгляды ранних древнегреческих мыслителей. Представления о душе философов Милетской школы — Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. Понимание природы души Гераклитом Эфесским. Зарождение идеи нервизма в учении Алкмеона. Психологические воззрения Эмпедокла и Анаксагора. Гиппократ и его учение о типах темперамента. Возникновение и противостояние противоположных течений в философии и психологии древности. Материализм философско-психологической концепции Левкиппа-Демокрита. Объективный идеализм в философско-психологических взглядах Сократа-Платона.

Новые подходы в объяснении природы психического; учение Аристотеля о душе. Психологические взгляды стоиков. Философско-психологические идеи в период распада Греции и возвышения Рима; учение Эпикура о душе и психологические представления Лукреция Кара. Этико-психологические идеи позднего стоицизма. Изучение анатомо-физиологических основ психики в древности. Достижения и открытия александрийских врачей Герофила и Эразистрата в области анатомии и физиологии нервной системы и головного мозга. Психофизиология Галена. Общие итоги и оценки развития психологических воззрений в античный период.

Семинарские занятия

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ В ДРЕВНОСТИ

  1. Возникновение и противостояние идеалистического и материалистического взглядов на природу психического.
  1. Учение Аристотеля и стоиков о душе.
  2. Древние философы о познавательных способностях и побудительных силах души.
  3. Развитие в древности представлений об анатомо-физиологических основах психики
  4. Эволюционные идеи в психологических воззрениях античных мыслителей

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.

1. Что в качестве первоосновы мироздания принимал Демокрит?:

  1. апейрон,
  2. атомы,
  3. воздух,
  4. гомеомерииЮ
  5. огонь.

2. Кто из древних мыслителей помещал душу в головной мозг.

Алкмеон,

Аристотель,

Гален,

Демокрит.

3. Кто из философов древности выделял в составе души растительные, животные и разумные способности?

Анаксагор,

Анаксимандр,

Анаксимен,

Аристотель,

Демокрит.

4. Каким из ниже упоминаемых терминов обозначается представление античных мыслителей о всеобщей одушевленности природы:

антропопсихизм,

биопсихизм

гилозоизм,

нейропсихизм.

5. Назовите имя философа, чьим учеником был Аристотель?

Гераклит,

Демокрит,

Платон.

ЛИТЕРАТУРА:

О с н о в н а я:

1. Ждан А.Н. История психологии. М.,2003.

2. Марцинковская Т.Д. История психологии.М.,2002.

3. Якунин В.А. История психологии. СПб.,2001.

4. Ярошевский М.Г. История психологии. М.,1995.

Д о п о л н и т е л ь н а я:

1. Хрестоматия по истории психологии. М.,1980.

3. Психология в средневековый период и в эпоху возрождения

Зарождение интроспективного подхода в психологии средневекового периода. Источники христианского воззрения на психику и ранняя схоластика. Неоплатонизм:

Богословская интерпретация учения Платона о душе в работах Плотина и Августина.

Возрождение учения Аристотеля: развитие его идей на Востоке и в Европе. Арабо-язычная психология: взгляды Авиценны. Аверроэса и Альгазена. Богословская обработка учения Аристотеля Ф.Аквинским. Материалистические тенденции в философии и психологии средневековья: Д.Скотт, Р.Бэкон и В.Оккам. Общие черты развития психологии в период разложения феодального общества. Критика богословия и схоластики. Философско-психологические идеи и представления Л.Валла, П.Помпонацци, Б.Телезио, Л.Вивеса, Г..Меланхтона и Гоклениуса. Научные взгляды Г.Перейра, А.Везалия и Леонардо да Винчи.

Семинарские занятия

  1. ПСИХОЛОГИЯ В СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ПЕРИОД И В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  1. Источники христианского воззрения на психику.
  2. Материалистические тенденции в средневековой психологии.
  3. Неоплатонизм и томизм богословской психологии.
  4. Общие особенности развития психологических взглядов в Эпоху Возрождения

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.

1. Кто из богословов средневековья следовал за учением Платона?

Авиценна,

Аквинский,

Плотин.

2. Как называют учение Фомы Аквинского?

деизм,

теизм,

томизм.

3. Сторонником какого из называемых ниже течений средневекового периода, по разному определявших природу понятий, является В.Оккам:

концептуализм,

номинализм

реализм.

ЛИТЕРАТУРА:

О с н о в н а я:

1. Ждан А.Н. История психологии. М.,2003.

2. Марцинковская Т.Д.История психологии.М.,2002

3. Якунин В.А. История психологии. СПб.,2001.

4. Ярошевский М.Г. История психологии. М.,1995.

Д о п о л н и т е л ь н а я:

1. Хрестоматия по истории психологии. М.,1980.

4. Психология нового времени

Общие тенденции в развитии философии и психологии XVII столетия. Оформление эмпирического и сенсуалистического направления в философии и психологии Нового времени. Философско-психологические взгляды английских материалистов Ф.Бэкона, Т.Гоббса, а также Д.Локка. Дуализм в философско-психологической системе Р.Декарта. Природа «страстей» по Р.Декарту и его принцип машинообразности. Детерминистическое учение Б.Спинозы. Психологические взгляды Г.Лейбница и его учение о монадах. Психофизическая проблема и основные способы ее решения различными мыслителями Нового времени. Общие итоги и значение психологических концепций XVII столетия для последующего развития психологии.

Семинарские занятия

  1. ПСИХОЛОГИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

  1. Основные тенденции в развитии философии и психологии Нового Времени.
  2. Характеристика психологических взглядов отдельных философов XVII в.
  3. Психофизическая проблема и основные способы ее решения.
  4. Сенсуалистическое и рационалистическое направления в развитии психологии сознания

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.

1. Кого принято считать родоначальником эмпирического направления в философии и психологии Нового Времени?

Ф. Бекона,

Р. Декарта,

Г. Лейбница,

Д. Локка,

Б. Спинозу.

2. Какое из перечисленных ниже понятий было впервые введено Д. Локком?

апперцепция,

интуиция,

рефлексия.

. Кем из философов Нового Времени психика впервые была сведена к самосознанию?

Ф. Беконом,

Р. Декартом,

Г. Лейбницем,

Д Локком,

Б. Спинозой.

4. Кем в истории науки был впервые описан рефлекторный механизм работы тела?

В.М. Бехтеревым,

Р. Декартом,

Д. Локком,

И.П. Павловым,

И.М. Сеченовым.

5. Какую теорию для объяснения проблемы соотношения психического и физического (психофизической проблемы) предложил Б.Спиноза?

теорию психофизического взаимодействия,

теорию психофизического монизма,

теорию психофизического параллелизма.

ЛИТЕРАТУРА:

О с н о в н а я:

1. Ждан А.Н. История психологии. М.,2003.

2. Марцинковская. История психологии.М.,2002

2. Якунин В.А. История психологии. СПб.,2001.

3. Ярошевский М.Г. История психологии. М.,1995.

Д о п о л н и т е л ь н а я:

Смирнов А.А. История и современное состояние психологической науки в СССР. М., 1975.

Хрестоматия по истории психологии. М.,1980.

Ярошевский М.Г., Анцыферова Л И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. -М., 1974.

5.Развитие психологии в xv111-XIX веках

Развитие английской психологии в ХVIII-ХIХ веках

Раздвоение локковского сенсуализма на материалистическое и идеалистическое крыло в английской психологии и философии XVII столетия. Материалистические взгляды Д.Толанда, Д.Гартли и Дж.Пристли. Субъективный идеализм Дж.Беркли и Д. Юма в понимании ими природы сознания. Зарождение ассоциативной психологии. Развитие ассоциативного направления в трудах Д.Милля и Д.Ст.Милля. Новые подходы в ассоциативной психологии второй половины XIX века — А.Бэн и Г.Спенсер.

Психологические взгляды французских мыслителей ХУIII-ХIХ вв.

Французский материализм ХVIII столетия и его идейные источники. Обоснование природного детерминизма в философско-психологических взглядах Ж.Ламетри, Д.Дидро. К.Гельвеций и его идеи о социальной детерминации психики человека. Социологическое направление во французской психологии ХIХ столетия: О.Конт, Э.Дюркгейм, Г.Тард, Г.Лебон, Л.Брюль.

Русская психология в ХУIII-ХIХ веках.

Петр 1, его реформы в области науки и образовании. «Ученое гнездо» Петрово. Философские взгляды В.Н.Татищева и А.Д.Кантемира. Материалистические идеи М.В.Ломоносова и их влияние на развитие психологии. Психологические взгляды Н.И.Новикова, Я.П. Козельского. Психологическая концепция А.Н.Радищева. Идеализм и психологические взгляды Д.М.Веланского и А.И.Галича. Развитие материалистической линии в русской психологии ХIХ столетия: психологические взгляды А.И.Герцена, В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова и Н.Г.Чернышевского.

Развитие немецкой психологии в XVIII-XIX вв.

Идеализм в философско-психологических взглядах Х.Вольфа, И.Канта, И.Фихте, Г.Гегеля, Ф.Брентано, Э.Гуссерля, К.Штумпфа, Э.Маха и Р.Авенариуса. Материалистический монизм в философской антропологии Л.Фейербаха. Вопросы психологии в трудах К.Маркса и Ф.Энгельса.

Семинарские занятия

5. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ХVIII-ХIХ ВЕКАХ

  1. Возникновение и развитие ассоциативной психологии в Англии.
  2. Социальный детерминизм в философско-психологических концепциях французских мыслителей.
  3. Русская психология и развитие в ней материалистической традиции.

Идеализм в немецкой психологии ХVIII-ХIХ столетия.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.

1. Кто является родоначальником ассоциативной психологии?

  1. Д. Гартли,
  2. Э. Кондильяк,
  3. Д. Милль.

2. Какая из перечисляемых теорий была выдвинута И. Кантом?

  1. учение об адаптивной функции сознания,
  2. учение об априорных формах сознания,
  3. учение о специфической энергии органов чувств и нервов.

3. Кем в истории психологии было впервые введено понятие «порог сознания»?

  1. В. Вундтом
  2. И. Гербартом,
  3. Г. Фехнером.

4. Какой метод, по В. Вундту, является основным в психологии?

  1. наблюдение,
  2. эксперимент,
  3. экспериментальная интроспекция.

5. Какое название получила точка зрения Д. Милля на работу сознания?

  1. «поток сознания»,
  2. «ментальная механика»,
  3. «ментальная химия»,
  4. «статиика сознания».

6. Родоначальником какого направления в философии и психологии является О. Конт?

  1. позитивизм,
  2. прагматизм,
  3. экзистенционализм,
  4. эмпиризм.

7. Кому из представителей ассоциативной психологии принадлежит идея развития психики в филогенезе и онтогенезе?

  1. А. Бэну,
  2. Д. Гартли,
  3. Д. Миллю,
  4. Г. Спенсеру,
  5. Д. Юму.

ЛИТЕРАТУРА:

О с н о в н а я:

1. Ждан А.Н. История психологии. М.,2003

2.Марцинковская Т.Д.История психологии.М.,2002

2. Якунин В.А. История психологии. СПб.,2001.

3. Ярошевский М.Г. История психологии. М.,1995.

Д о п о л н и т е л ь н а я:

1. Ананьев Б.Г. Очерки истории русской психологии в XVIII-XIXвв.М.,1947.

2. Смирнов А.А. История и современное состояние психологической науки в СССР М, 1975.

Хрестоматия по истории психологии. М.,1980.

Ярошевский М.Г., Анцыферова Л И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М.1974.

6. Развитие психологии внутри естествознания

Естественнонаучные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку.

Общие успехи развития естествознания в XIX столетии. «Личное уравнение» в астрономии и проблема измерения времени психических реакций. Влияние идей Ч.Дарвина на развитие психологии. Развитие рефлекторного учения. Достижения физической оптики, акустики и сенсорной физиологии. Развитие анатомии и физиологии головного мозга. Психиатрия и ее роль в развитии естественнонаучной психологии.

Семинарские занятия

  1. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ ВНУТРИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

  1. Проблема измерения «Личного уравнения» в астрономии.
  2. Предпосылки и развитие сенсорной физиологии в Х1Х столетии.
  3. Влияние идей дарвинизма на развитие психологии.
  4. Проблема внутримозговой локализации психических функций в анатомии и физиологии головного мозга.
  5. Развитие представлений о рефлекторных основах психики в нервно-мышечной физиологии.
  6. Психиатрия и ее роль в становлении психологии как науки.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.

1. А кто из отечественных естествоиспытателей впервые поставил и ответил на вопрос о том, кому и как разрабатывать психологию?

  1. В.М. Бехтерев,
  2. И.П. Павлов,
  3. И.М. Сеченов.

2. Как называется такая точка зрения, при которой психика человека отождествляется с психикой животных?

  1. антропоморфизм,
  2. антропопсихизм,
  3. психоморфологизм.

3. В рамках какой области физиологии развивалась рефлекторная теория?

  1. нейрофизиология,
  2. нервно-мышечная физиология,
  3. сенсорная физиология.

4. В какой области знаний выделялись такие две противостоящих точки зрения на природу душевных заболеваний, как «психики» и «соматики»?

  1. психология,
  2. психиатрия,
  3. физиология.

5. Кто из называемых ученых обосновал идею внутримозговой локализации и дифференциации психических способностей?

  1. Ф. Галль,
  2. И. Прохазка,
  3. П. Флуранс.

6. Кем из естествоиспытателей была создана психофизика?

  1. Г. Гельмгольц,
  2. И. Мюллер,
  3. Г. Фехнер.

7. Какая из упоминаемых областей психологии связана с измерением порогов чувствительности?

  1. психометрия,
  2. психофизиология,
  3. психофизика.

ЛИТЕРАТУРА:

О с н о в н а я:

1. Ждан А.Н. История психологии. М.,2003.

2. Ярошевский М.Г. История психологии. М.,1995.

3. Якунин В.А.История психологии. СПб.,2001.

Д о п о л н и т е л ь н а я:

1. Ананьев Б.Г. Очерки истории русской психологии в ХVIII-ХIХ вв.М.,1947.

2. Смирнов А.А. История и современное состояние психологической науки в СССР М,1975.

3. Хрестоматия по истории психологии. М.,1980.

4. Ярошевский М.Г., Анцыферова Л И. Развитие и современное состояние зарубежной

психологии. М.1974.

7. Оформление психологии как экспериментальной и самостоятельной науки

Возникновение экспериментальной психологии в Германии. Г.Фехнер и основание психофизики. Г.Гельмгольц и создание экспериментальной психофизиологии. Измерение времени психических реакций в опытах Э.Экснера и Ф.Дондерса (психометрия).

В.Вундт и его реформаторская роль в оформлении психологии как экспериментальной и самостоятельной науки. Организация первых психологических лабораторий в Германии. Основные направления первых экспериментальных исследований. Опыты Г.Эббингауза по изучению памяти. Вюрцбургская психологическая школа и первые экспериментальные исследования в области мышления.

Развитие экспериментального направления в психологии в других странах мира.

Возникновение экспериментальной психологии в России. И.М.Сеченов как идейный вдохновитель естественнонаучной перестройки психологии. Роль В.М.Бехтерева и других передовых естествоиспытателей, русских невропатологов и психиатров в создании первых психологических лабораторий и развитии экспериментальной психологии в России.

Развитие экспериментального направления в Америке конца XIX столетия. Идейные противоречия структурной и функциональной психологии. Возникновение экспериментальной психологии в Америке как результат импорта идей и ученых стран Западной Европы.

Английская психология в конце Х1Х века. Кризис ассоциативной традиции. Становление экспериментального направления, организация первых психологических лабораторий.

Статистическое направление в английской психологии: Ф.Гальтон и Ч.Спирмен.

Развитие экспериментального направления во Франции. Роль психиатров в становлении французской экспериментальной психологии. Основание первых психологических лабораторий во Франции, проведение в Париже! Международного психологического конгресса (1899г.).

Психологические взгляды и исследования Т.Рибо, А.Бине, П.Жане.

Семинарские занятия

  1. ОФОРМЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ

  1. Основание психофизики.
  2. Создание экспериментальной психофизиологии.
  3. Психометрия как область измерения времени психических реакций
  4. Теоретические платформы естественнонаучной перестройки психологии.
  5. Организация первых психологических лабораторий в мире.
  6. Расширение предметной области экспериментальной психологии.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.

1. С чьим именем связано оформление психологии как самостоятельной науки?

  1. В. Вундта,
  2. Г. Гельмгольца,
  3. Г. Фехнера.

2. В какой стране была открыта первая психологическая лаборатория?

  1. Америка,
  2. Англия,
  3. Германия,
  4. Россия,
  5. Франция.

3. В каком городе открыли первую психологическую лабораторию в дореволюционной России?

  1. Казань,
  2. Киев,
  3. Москва,
  4. Одесса,
  5. Санкт-Петербург.

4. Кого в России называют русским Вундтом?

  1. В.М. Бехтерева,
  2. Н.Н. Ланге,
  3. И.М. Сеченова,
  4. Г.И. Челпанова.

5. На изучение какой стороны сознания переносит экспериментальный метод Г.Эббингауз?

  1. внимание,
  2. воля,
  3. мышление,
  4. память,
  5. эмоции.

6. Опыты ученных какой немецкой психологической школы привели к краху вундтовскую ассоциативную психологию?

  1. Вюрцбургской,
  2. структурной
  3. функциональной.

7. Представители какой зарубежной психологической школы в начале ХХ столетия выступили за перевод психологии на объективные методы исследования?

  1. бихевиоризм,
  2. гештальт-психология,
  3. фрейдизм.

ЛИТЕРАТУРА:

О с н о в н а я:

1. Ждан А.Н. История психологии. М.,2003

2. Марцинкрвская Т.Д.История психологии.М.,2002.

3. Якунин В.А. История психологии. СПб.,2001.

4. Ярошевский М.Г. История психологии. М.,1995.

Д о п о л н и т е л ь н а я:

  1. Ананьев Б.Г. Очерки истории русской психологии в XVIII-XIX вв.М.,1947.ъ
  2. Смирнов А.А. История и современное состояние психологической науки в СССР М,1975.
  3. Хрестоматия по истории психологии. М.,1980.
  4. Ярошевский М.Г., Анцыферова Л И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М.1974.

8. Возникновение и развитие основных отраслей психологии

Кризис вундтовской «физиологической психологии». Возникновение новых направлений, научных школ и первых прикладных отраслей психологии. Экспериментальная зоопсихология. Возникновение экспериментальной дидактики, детской и педагогической психологии. Оформление дифференциальной психологии.

Возникновение психотехники и психологии труда. Начало развития медицинской психологии. Зарождение экспериментального направления в социальной психологии

Семинарские занятия

8. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПСИХОЛОГИИ

8.1. Исторические и идейные предпосылки дифференциации психологических знаний.

8.2. Становление и развитие специальных отраслей психологии (генетическая психология, дифференциальная психология и персонология, социальная психология и др.)

  1. Оформление прикладных направлений в психологии (психотехника и психология труда, экспериментальная дидактика и педагогическая психология, патопсихология и медицинская психология)

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.

1. Основателем какой первой прикладной отрасли психологии является Г. Мюнстерберг?

  1. психология душевно больных,
  2. психотехника,
  3. экспериментальная дидактика.

2. С именем какого психолога связано оформление дифференциальной психологии в Германии?

  1. А. Бинэ,
  2. Ф. Гальтона,
  3. В. Штерна.

3. Кто из ученых с мировым именем занимался изучением «психологии народов»?

  1. В.М. Бехтерев,
  2. В. Вундт,
  3. О. Конт.

4. Кто из отечественных психологов первым стал разрабатывать проблемы индивидуальной психологии и психологии личности?

  1. М.Я. Басов,
  2. А.Ф. Лазурский,
  3. Г.И. Россолимо.

5. В создании какой прикладной области психологии в России принял заметное участие А.П. Нечаев?

  1. зоопсихологии,
  2. медицинской психологии,
  3. педагогической психологии,
  4. психологии труда,
  5. социальной психологии.

ЛИТЕРАТУРА:

О с н о в н а я:

1. Ждан А.Н. История психологии. М.,2003

2.Лихи Т. История современной психологии. М.2002.

3. Психологическая наука в России ХХ столетия. М.,1997.

4. Шульц Д., Щульц С. История современной психологии. М., 2002.

5. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М.,2004.

6. Ярошевский М.Г. История психологии. М.,1995.

Д о п о л н и т е л ь н а я:

1. Ананьев Б.Г. Очерки истории русской психологии в ХVIII-XIX вв.М.,1947.

2. Петровский А.В. История советской психологии. М.,1967.

3. Смирнов А.А. История и современное состояние психологической науки в СССР М,1975.

4. Хрестоматия по истории психологии. М.,1980.

5. Ярошевский М.Г., Анцыферова Л И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М.1974.

9. Основные научные школы в зарубежной психологии хх столетия

Бихевиоризм и необихевиоризм. Критика субъективного подхода в ассоциативной психологии. Идейные источники бихевиоризма: философский позитивизм, эволюционное учение Ч.Дарвина и Г.Спенсера, функциональная психология, зоопсихология Э.Торндайка, рефлекторное учение И.П.Павлова и В.М.Бехтерева. Поведение как предмет психологии. Объективный метод изучения поведения. Законы научения. Предпосылки пересмотра объяснительной модели «стимул- реакция» в современном бихевиоризме. Необихевиоризм и его разновидности: когнитивный, мотивационно-целевой и операциональный.

Гештальт-психология. Критика психологического атомизма (элементализма) в ассоциативной психологии. Генетическая первичность целостности психики по отношению к ее элементам как основной объяснительный принцип гештальт-психологии. Опыты М.Вертгеймера в области восприятия и мышления. Законы восприятия. Целостность психики и поведения у животных в опытах В.Келлера. К.Левин и теория психологического поля. Роль потребностей и мотивации в организации и динамике поведения человека.

Закономерности групповой психодинамики в социальной психологии К.Левина.

Фрейдизм и неофрейдизм. Критика психологии сознания. З.Фрейд о роли бессознательного в регуляции поведения человека. Нереализованные потребности и влечения как основное содержание сферы бессознательного. Основные разделы психоанализа. Теория вытеснения. Психологическая структура личности: Сверх-Я, Я и

Оно. Толкование сновидений. Психопатология обыденной жизни. Учение о детской сексуальности. Природа неврозов и их формы. Учение о психозащитах. Принципы и техника психоаналитической терапии. Сексуальность и общество. Сексуальность и история.

Сексуальность и религия.

Критика ортодоксального пансексуализма З.Фрейда и возникновение неофрейдизма. Глубинная психология: индивидуальная психология А.Адлера и аналитическая психология К.Юнга. Социальный неофрейдизм: концепция невротической личности в работах К.Хорни, межличностная психиатрия Г.Салливена, социальный психоанализ Э.Фромма.

Гуманистическая психология. Критика бихевиоризма и фрейдизма родоначальниками гуманистического направления в психологии. Э.Маслоу и его концепция самоактуализирующейся личности. Идеи трансперсональной психологии.

К.Роджерс и личностно-ориентированный подход в психологии и психиатрии. Идеи о врожденности потенциалов саморазвития личности и враждебности по отношению к ним социального окружения. Гуманизация социальной среды как основное условие самоактуализации личности. Субъективный опыт как основа организации поведения. Личностный рост и его механизмы. Основные понятия в теории личности К.Роджерса: организм и организмическая оценка, феноменальное поле, самовосприятие и самопринятие, Я-концепция, ее формирование, конгруэнтность и неконгруэнтность, полноценно-функционирующая личность, эмпатическое понимание. Личностно-ориентированная терапия и консультирование. Принципы гуманистической психологии в сфере образования.

Семинарские занятия

9. ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ ХХ СТОЛЕТИЯ

  1. Возникновение фрейдизма. Неофрейдизм и его современные формы.
  2. Бихевиоризм и его современные модификации.
  3. Гештальт-психология.
  4. Гуманистическая психология.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.

1. Кто является родоначальником бихевиоризма?

  1. В. Джемс,
  2. Э. Торндайк,
  3. Д. Уотсон.

2. Какая из психологических школ выступила против сведения психики к сознанию?

  1. гештальт-психология,
  2. психология актов,
  3. фрейдизм.

3. По мнению представителей какой школы поведение животных и человека строится по принципу «проб и ошибок»?

  1. бихевиоризм,
  2. гештальт-психология.
  3. фрейдизм.

4. Кто из представителей гештальт-психологии является основателем индивидуальной и групповой психодинамики?

  1. М. Вертгеймер,
  2. Г.Гольдштейн,
  3. В. Келлер,
  4. К. Коффка,
  5. К. Левин.

5. Представителей какой психологической школы вводят понятие «промежуточный переменной», обуславливающей поведение животных и человека?

  1. бихевиоризма,
  2. гештальт-психология,
  3. гуманистической психологии,
  4. фрейдизма,
  5. культурно-исторической психологии.

6. Какая сторона психики определяет поведение человека по З. Фрейду?

  1. аффективная,
  2. когнитивная,
  3. побудительная.

7. Что видел А. Адлер в качестве главной детерминанты поведения человека?

  1. влечения,
  2. комплекс неполноценности,
  3. страхи,
  4. тревожность,
  5. чувство одиночества.

8. Родоначальником какой психологической школы является К. Роджерс?

  1. ассоциативной психологии,
  2. бихевиоризма,
  3. гештальт-психологии,
  4. гуманистической психологии,
  5. культурно-исторической психологии,
  6. фрейдизма.

9. Кем из представителей гуманистического направления в психологии было введено понятие «конгруэнтность личности»?

  1. Д. Бюдженталь,
  2. А. Маслоу,
  3. К. Роджерс,
  4. В. Франкл.

10. Что, по мнению К. Роджерса, выступает главным фактором организации поведения человека?

  1. бессознательные импульсы,
  2. внешние стимулы,
  3. осознаваемый субъективный опыт.

ЛИТЕРАТУРА:

О с н о в н а я:

1. Ждан А.Н. История психологии. М.,2003

2. Марцинковская Т.Д. История психологии. М.2002.

3. Лихи Т. История современной психологии. М., 2002.

4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.,1997.

5. Шульц Д., Щульц С. История современной психологии. М., 1995.

5. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М.,2004.

6. Ярошевский М.Г. История психологии. М.,1995.

Д о п о л н и т е л ь н а я:

  1. Петровский А.В. История советской психологии. М.,1967.
  2. Смирнов А.А. История и современное состояние психологической науки в СССР М,1975.
  3. Хрестоматия по истории психологии. М.,1980.
  4. Ярошевский М.Г., Анцыферова Л И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М.1974.

10. Отечественная психология в первой половине хх столетия

Основные течения в русской психологии предреволюционного периода- философско-умозрительное, эмпирическое и естественнонаучное .

Вопросы психологии в трудах В.И.Ленина и марксистско-ленинская перестройка психологии, борьба за ее теоретическое единство: преодоление светского и богословского идеализма в психологии, критика рефлексологии и реактологии, педологии и психотехники, выступление против попыток соединить марксизм с бихевиоризмом, фрейдизмом и гештальт-психологией. Развитие на марксистско-ленинской основе концепции единства сознания и деятельности С.Л.Рубинштейном и культурно-исторической теории Л.С.Выготским. Развитие различных специальных и прикладных отраслей психологии в период между двумя мировыми войнами. Психологические исследования в годы Великой отечественной войны. Психология послевоенного периода. Павловская сессия и ее негативное влияние на развитие психологии в 50-х годах.

Семинарские занятия

  1. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ в ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ СТОЛЕТИЯ

  1. Русская психология в предреволюционный период.
  2. Борьба за идеологическое единство в психологии довоенного периода
  3. Развитие психологической теории и прикладных исследований в предвоенные годы.
  4. Развитие психологии в период Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.

1. К какому из ведущих в предреволюционной отечественной психологии направлений относится Г.И. Челпанов?

естественнонаучному,

философско-умозрительному,

эмпирическому.

2. Кому из русских ученых принадлежит учение о 1-ой и 2-ой сигнальных системах?

В.М. Бехтереву,

И.П. Павлову,

И.М. Сеченову.

3. Кого следует считать главным идеологом марксистско-ленинской перестройки психологии?

  1. К.Н. Корнилова,
  2. Л.С. Рубинштейна,
  3. Г.И. Челпанова.

4. Кем был разработан в отечественной психологии принцип единства сознания и деятельности?

  1. Б.Г. Ананьев,
  2. Л.С. Выготский,
  3. А.Н. Леонтьев,
  4. А.Р. Лурия,
  5. С.Л. Рубинтейн.

5. С критикой извращений в какой области психологии вышло в 1936 году особое постановление советского правительства?

  1. зоопсихология,
  2. реактология,
  3. рефлексология,
  4. педология,
  5. психотехника.

6. Какая психологическая теория была разработана в предвоенные годы Л.С. Выготским?

  1. ассоциативная,
  2. субъектно-деятельностная,
  3. культурно-историческая,
  4. психоаналистическая,
  5. гуманистическая.

7. Кто из упомянутых ниже отечественных психологов в годы войны более других занимался восстановлением у раненых воинов психических функций?

  1. Б.Г. Ананьев,
  2. А.Н. Леонтьев,
  3. А.Р. Лурия.

8. Кому из советских психологов первому принадлежит идея о ведущей роли воспитания в психическом развитии человека?

  1. Б.Г. Ананьеву,
  2. Л.С. Выготскому,
  3. А.Н. Леонтьеву,
  4. С.Л. Рубинштейну.

ЛИТЕРАТУРА:

О с н о в н а я:

1. Ждан А.Н. История психологии. М.,2003

2. Психологическая наука в России ХХ столетия. М.,1997.

3. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М.,2004.

Д о п о л н и т е л ь н а я:

1. Петровский А.В. История советской психологии. М.,1967.

2. Смирнов А.А. История и современное состояние психологической науки в СССР М,1975.

3. Хрестоматия по истории психологии. М.,1980.

  1. РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Возрождение психологической науки в 60 — 70-е годы. Начало широкомасштабной подготовки психологических кадров, открытие первых психологических факультетов в Москве и Ленинграде, а также новых научных учреждений и психологических журналов.

Развитие психологической теории в 60-70-е годы. Концепция деятельности в трудах. Н. Леонтьева и сотрудников его научной школы. Научное наследие Б.Г. Ананьева и развитие Ленинградской психологической школы. Становление и развитие психологических центров в других регионах страны. Становление отечественной психологии как много отраслевой науки. Возникновение и расцвет инженерной, социальной и медицинской психологии в 60-70-е годы. Основные тенденции в развитии отечественной психологии на современном этапе.

  1. РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

  1. Возрождение психологической науки в 60-70-е годы

11.2 Психологическая наука на службе практике

  1. Основные научные школы и психологические центры в современной России.
  2. . Перспективы развития отечественной психологии.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.

1. Что, по представлению А.Н. Леонтьева, является главным фактором развития психики человека?

  1. наследственность,
  2. предметная деятельность,
  3. социальные обстоятельства.

2. Кто является главой Санкт-Петербургской (Ленинградской) психологической школы в послевоенный период?

  1. Б.Г. Ананьев,
  2. А.Н. Леонтьев,
  3. С.Л. Рубинштейн.

3. Первую в нашей стране лабораторию социальной психологии открыл (кто)?

  1. А.А. Бодалев,
  2. Е.С. Кузьмин,
  3. Б.Д. Парыгин.

4. Кто из отечественных ученых современности разрабатывал в области психологии личности теорию отношений?

  1. А.Ф. Лазурский,
  2. В.С. Мерлин,
  3. В.Н. Мясищев,
  4. К.К. Платонов,
  5. В.А. Ядов.

5. Кому из отечественных психологов советского периода принадлежит заслуга в создании инженерной психологии?

  1. В.П. Зинченко,
  2. Б.Ф. Ломов,
  3. К.К. Платонов.

6. Кем была пересмотрена в советское время павловское учение об основных свойствах нервной системы?

  1. П.К. Анохиным,
  2. Н.А. Бернштейном,
  3. А.Р. Лурией,
  4. Б.М. Тепловым,
  5. В.Д. Небылицыным.

7. В какой области является ведущим специалистом глава Пермской психологической школы в послевоенный период?

  1. нейропсихология,
  2. общая психология,
  3. педагогическая психология,
  4. психология личности,
  5. психология труда.

ЛИТЕРАТУРА:

О с н о в н а я:

1. Ждан А.Н. История психологии. М.,2003

2. Психологическая наука в России ХХ столетия. М.,1997.

3. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М.,2004.

Д о п о л н и т е л ь н а я:

1. Петровский А.В. История советской психологии. М., 1967.

2. Смирнов А.А. История и современное состояние психологической науки в СССР М, 1975..

3. Хрестоматия по истории психологии. М.,1980.

  1. СОВРЕМЕННАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Производные от основных психологических школ новые направления в современной зарубежной психологии. Когнитивная психология: теория познания и обучения Д.Брунера, эпистимология Ж.Пиаже, теория конструктов Д.Келли.Экзистенционально-гуманистическая психология Д.Бюдженталя и теория смысла В.Франкла. Интеракционизм в зарубежной психологии. Социальный бихевиоризм. Социометрия Д.Морено. Ролевые концепции личности в зарубежной психологии. Трансактная психологии Э Берна. Психосинтез Р.Ассаджиолли. Гештальт-терапия Ф.Перлза. Нейро-лингвистическое программирование Р.Бэндлера и Д Гриндера.

  1. Ассимиляция принципов и идей основных психологических школ в современных направлениях зарубежной психологии
  1. Общая характеристика:

когнитивной психологии,

интеракционизма

экзистенциональной психологии

транзактной психологии

психосинтеза

гештальт-терапии

нейро-лингвистического программирования

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.

1. К какому направлению в современной зарубежной психологии относится Д. Брунер?

  1. интеракционизм,
  2. когнитивная психология,
  3. необихевиоризм,
  4. трансактная психология,
  5. социометрия,
  6. экзистенциональная психология.

2. В какой современной психологической школе абсолютизируется роль осознаваемого субъективного опыта?

  1. Гуманистическая психология,
  2. необихевиоризм,
  3. неофрейдизм.

3. Кто считается основателем трансактивной психологии?

  1. Э. Берн,
  2. Д. Келли,
  3. Д. Морено,
  4. В. Франкл.

4. В какой области практики возникли такие направления в современной психологии, как гештальт-терапия, нейро-лингвистическое программирование и психосинтез?

  1. бизнес,
  2. медицина (психиатрия),
  3. политика,
  4. производство.

5. Кто из ниже перечисляемых зарубежных психологов принадлежит к психоаналитическому направлению?

  1. А. Бандура,
  2. Д. Бюдженталь,
  3. А. Маслоу,
  4. Д. Келли,
  5. Г. Салливен.

ЛИТЕРАТУРА:

О с н о в н а я:

3.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.,1997.

4.Шульц Д., Щульц С. История современной психологии. М., 1995.

6.Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М.,1983.

Д о п о л н и т е л ь н а я:

  1. Хрестоматия по истории психологии. М.,1980.

.ПЕРЕЧЕНЬ

Примерных вопросов к зачетам и экзамену по истории психологии

1.Становление понятийного аппарата психологии как предмет истории психологии.

2.Основные категории психологии в их исторической перспективе.

3.Принципы отечественной психологии в их истории и развитии.

4.Основные проблемы психологии и способы их решения в истории психологии.

5.Основные способы изложения истории психологии.

6.Значение и актуальные задачи психологической историографии.

7.Общая характеристика развития психологических воззрений в античную эпоху.

8.Прдставление о душе философов Милетской школы.

9.Гераклит о душе.

10.Зарождение идей нервизма в античное время.

11.Представления древних мыслителей о границах психического.

  1. Проблема локализации души в античный период.
  2. Возникновение эволюционных идей в древности.
  3. Представления об анатомо-физиологических основах психики в античную эпоху.
  4. Психологические представления Эмпедокла
  5. Анаксагор и его учение о «Нусе».
  6. Природа темперамента по Гиппократу.
  7. Ассоциативный механизм в античных учениях о душе.
  8. Зарождение материалистического и идеалистического понимания природы психического в античный период.
  9. Природа психического в учении Демокрита.
  10. Учение Платона о душе.
  11. Строение души в учениях Демокрита и Платона.
  12. Механизм восприятия в представлениях античных мыслителей.
  13. Платон о бессмертии души.
  14. Аристотель о душе и ее способностях.
  15. Психологические взгляды стоиков.
  16. Гуморальная природа психической активности в учениях древности.
  17. Учение Эпикура о душе.
  18. Основные достижения и открытия Александрийских врачей.
  19. Психофизиология Галена.
  20. Лукреций Кар и его философско-психологические взгляды.
  21. Общие итоги и оценка развития психологических воззрений в античное время.
  22. Общая характеристика развития психологии в Средневековый период.
  23. Развитие средневековой психологии на Востоке — Авиценна, Альгазен, Аверроэс.
  24. Особенности развития психологии в средневековой Европе.
  25. Неоплатонизм и томизм в философии и психологии Средневекового периода.
  26. Учение Ф. Аквинского о душе.
  27. Развитие материалистических тенденций в Средние века.
  28. Преемственность в истории развития психологических взглядов античного и средневекового периода.
  29. Психология в эпоху Возрождения: основные тенденции в развитии философско-психологических взглядов.
  30. Общие черты в развитии психологии Нового времени.
  31. Возникновение сенсуалистического и рационалистического направлений в философии и психологии Нового времени.
  32. Картезианское учение о сознании.
  33. Р.Декарт о «страстях души».
  34. Р.Декарт и его рефлекторное учение.
  35. Ф.Бэкон и оформление эмпирического направления в философии и психологии.
  36. Ф.Бэкон и его учение о человеческих «Призраках».
  37. Т.Гоббс и его представления о природе психического.
  38. Психологическая система взглядов Д.Локка
  39. Д.Локк как предвестник ассоциативной психологии.
  40. Детерминистическое учение Б.Спинозы о психике.
  41. Природа аффектов в учении Б.Спинозы.
  42. Философско-психологическая концепция Г.Лейбница
  43. Г.Лейбниц и его монадология.
  44. Теория предустановленной психофизической гармонии в монадологии Г.Лейбница.
  45. Немецкая психология в XVIII веке: Х.Вольф и И.Кант.
  46. Учение И.Канта об априорных формах сознания.
  47. Возникновение ассоциативной психологии.
  48. Д.Гартли и Д.Юм как родоначальники ассоциативной психологии
  49. Субъективно-идеалистическое направление в английской ассоциативной психологии.
  50. «Ментальная механика» и «Ментальная химия» Д.Милля и Д.Ст.Милля.
  51. Р.Декарт и оформление французского материализма в XVIII столетии.
  52. Влияние локковского сенсуализма на развитие психологии в Европе.
  53. Сенсуализм Э.Кондильяка.
  54. Русская психология в XVIII веке.
  55. А.Н.Радищев: о человеке, его смертности и бессмертии.
  56. Социологическое направление во французской философии и психологии XIX века.
  57. О.Конт о месте психологии в системе наук.
  58. О.Конт и биосоциальная проблема.
  59. Биосоциальный дуализм в работах Э.Дюркгейма, Л.Брюля и Г.Лебона.
  60. Ассоциативное направление в развитии немецкой психологии XIX века.
  61. Учение И.Гербарта о сознании, его статике и динамике.
  62. Философские основы «физиологической психологии» В Вундта.
  63. Функциональная психология в Германии:Ф.Брентано,Э.Гуссерль.К.Штумпф.
  64. Теория психофизической нейтральности в работах Э.Маха и Р.Авенариуса.
  65. Вопросы психологии в трудах К.Маркса и Ф.Энгельса
  66. Психофизический монизм в философской антропологии Л.Фейербаха.
  67. Материалистическая линия в русской философии и психологии XIX стлетия.
  68. Н.Г.Чернышевский о предмете и методах психологии.
  69. Обновление ассоциативной английской традиции в трудах А.Бэна и Г.Спенсера.
  70. Г.Спенсер об эволюции психики и об адаптивной роли сознания.
  71. Основные направления в развитии психологии внутри естествознания.
  72. Атрономия и ее роль в последующем развитии психологии.
  73. Физическая оптика и акустика и их значение в развитии сенсорной физиологии и психофизиологии.
  74. И.Мюллер и его учение о специфической энергии нервов и органов чувств.
  75. Вебер и его опыты в области осязания.
  76. Эволюционное учение Ч.Дарвина и его роль в естественнонаучной ориентации психологии.
  77. Значение развития нервно-мышечной физиологии и рефлекторного учения в последующем преобразовании психологии в самостоятельную науку.
  78. Анатомия и физиология головного мозга, их развитие и роль в естественно-научной перестройке психологии.
  79. Психиатрия и ее роль в развитии естественно-научной психологии.
  80. Оформление психометрии как экспериментальной области измерения времени психических реакций.
  81. Создание Г.Фехнером психофизики.
  82. Экспериментальная психофизиология Г.Гельмгольца
  83. Г.Гельмгольц: его эмпирическая теория зрения и резонантная теория слуха.
  84. В.Вундт и его реформаторская роль в оформлении психологии как самостоятельной и экспериментальной науки.
  85. Организация первых психологических лабораторий в Германии и в других странах.
  86. Основные направления первых экспериментальных исследований.
  87. Опыты Г.Эббингауза по изучению памяти.
  88. Экспериментальное изучения мышления в Вюрцбургской школе.
  89. Кризис ассоциативной психологии.
  90. И.М.Сеченов и его роль в естественнонаучной перестройке психологии.
  91. Организация первых психологических лабораторий в России.
  92. Вклад В.М Бехтерева в развитие отечественной психологии.
  93. И.П.Павлов и значение его опыта изучения высшей нервной деятельности для психологии.
  94. Содержательная и функциональная психология в Америке в конце XIX века.
  95. Роль Т.Рибо в оформлении экспериментальной психологии во Франции.
  96. А.Бине и его место в истории французской психологии.
  97. Э.Торндайк как предвестник бихевиоризма.
  98. Оформление экспериментальной психологии в Америке.
  99. Возникновение и развитие экспериментального направления в Англии.
  100. Ф.Гальтон и его роль в развитии английской психологии.
  101. Зарождение статистического направления в психологии.
  102. Дифференциальная психология, ее оформление и развитие в России и за рубежом.
  103. А.Ф.Лазурский и его вклад в развитии общей и индивидуальной психологии а также психологии личности(характерологии).
  104. Зарождение экспериментальной дидактики(педагогической психологии) в России и за рубежом.
  105. Оформление психотехники и психологии труда за рубежом и в России.
  106. Начало экспериментально изучения психики у душевно-больных в конце XIX — начале ХХ века, оформление медицинской психологии в России и за рубежом.
  107. Основные направления в отечественной психологии дореволюционного периода.
  108. Начало марксистско-ленинской перестройки в отечественной психологии.
  109. Критика реактологии.
  110. Критика рефлексологии.
  111. Преодоление «педологических извращений» в отечественной психологии.
  112. Фрейдизм в России и его преодоление в предвоенные годы.
  113. Бихевиоризм в России и его критика.
  114. Развитие прикладных отраслей в отечественной психологии в довоенный период.
  115. Экспериментальная зоопсихология в России в предвоенные годы.
  116. С.Л.Рубинштейн и разработка им философских основ психологии в 30-е и в послевоенные годы.
  117. Л.С.Выготский и разработка им культурно-исторической концепции развития психики.
  118. Отечественная психология в годы Великой Отечественной войны.
  119. Развитие психологии в послевоенные годы и роль в этом развитии Павловской сессии 1951 года
  120. Возникновение бихевиоризма в зарубежной психологии и его современные формы.
  121. Гештальт-психология и ее судьбы.
  122. Зарождение фрейдизма, его основные разделы, положения и критика.
  123. Основные направления в неофрейдизме и их характеристика: глубинная психология и социальный фрейдизм.
  124. Возрождение отечественной психологической науки в 60-70-е годы.
  125. Психологическое наследие Б.Г.Ананьева.
  126. Концепция деятельности в трудах А.Н.Леонтьева и его сотрудников.
  127. Психологическая школа Б.М.Теплова.
  128. В.С.Мерлин и Пермская психологическая школа в послевоенные годы.
  129. Современное состояние отечественной психологии.
  130. Возникновение гуманистической психологии.
  131. Э.Маслоу и его концепция самоактуализирующейся личности.
  132. К.Роджерс и его личностно-ориентированный подход в психологии и психиатрии.
  133. Социальный бихевиоризм.
  134. Когнитивное направление в современной зарубежной психологии.
  135. Трансактная психология Э.Берна.
  136. Интеракционизм в зарубежной психологии.
  137. Психосинтез Р. Ассаджиолли.
  138. Гештальт-терапия Ф.Перлза
  139. Нейролигвистическое программирование Р.Бэндлера и Д.Гриндера.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАОЧНИКОВ

1. Философский вопрос о соотношении идеального (психического) и материального (телесного) в психологии и ее истории принять определять как проблема (Какая?):

  1. биосоциальная,
  2. психобиологическая,
  3. психогностическая,
  4. психопраксическая
  5. психосоциальная,
  6. психофизическая.

2. Как называется способ освещения истории психологии посредством характеристики научных взглядов мыслителей прошлого?

  1. географический,
  2. категориальный,
  3. отраслевой,
  4. персонологический,
  5. хронологический.

3. Для чего, по Вашему мнению, следует изучать историю психологии? — Для того, чтобы:

  1. расширить свой кругозор,
  2. придать своим знаниям стройный характер,
  3. установить связь прошлого, настоящего и будущего.

4. Что в качестве первоосновы мироздания принимал Демокрит?:

  1. апейрон,
  2. атомы,
  3. воздух,
  4. гомеомерию
  5. огонь.

5. Кто из древних мыслителей помещал душу в головной мозг.

  1. Алкмеон,
  2. Аристотель,
  3. Гален,
  4. Демокрит.

6. Кто из философов древности выделял в составе души растительные,

животные и разумные способности?

  1. Анаксагор,
  2. Анаксимандр,
  3. Анаксимен,
  4. Аристотель,
  5. Демокрит.

7. Каким из ниже упоминаемых терминов обозначается представление античных мыслителей о всеобщей одушевленности природы:

  1. антропопсихизм,
  2. биопсихизм
  3. гилозоизм,
  4. нейропсихизм.

8. Назовите имя философа, чьим учеником был Аристотель?

  1. Гераклит,
  2. Демокрит,
  3. Платон.

9. Кто из богословов средневековья следовал за учением Платона?

  1. Авиценна,
  2. Аквинский,
  3. Плотин.

10. Как называют учение Фомы Аквинского?

  1. деизм,
  2. теизм,
  3. томизм.

11. Сторонником какого из называемых ниже течений средневекового периода, по разному определявших природу понятий, является В.Оккам:

  1. концептуализм,
  2. номинализм
  3. реализм.

12. Кого принято считать родоначальником эмпирического направления в философии и психологии Нового Времени?

  1. Ф. Бекона,
  2. Р. Декарта,
  3. Г. Лейбница,
  4. Д. Локка,
  5. Б. Спинозу.

13.Какое из перечисленных ниже понятий было впервые введено Д. Локком?

  1. апперцепция,
  2. интуиция,
  3. рефлексия.

14. Кем из философов Нового Времени психика впервые была сведена к самосознанию?

  1. Ф. Беконом,
  2. Р. Декартом,
  3. Г. Лейбницем,
  4. Д Локком,
  5. Б. Спинозой.

15. Кем в истории науки был впервые описан рефлекторный механизм работы тела?

1. В.М.Бехтеревым,

2.Р. Декартом,

3. Д Локком,

4. И.П. Павловым,

5. И.М. Сеченовым.

16. Какую теорию для объяснения проблемы соотношения психического и физического (психофизической проблемы) предложил Спиноза?

  1. теорию психофизического взаимодействия,
  2. теорию психофизического монизма,
  3. теорию психофизического параллелизма.

17. Кем в истории психологии было впервые введено понятие «порог сознания»?

  1. В. Вундтом
  2. И. Гербартом,
  3. Г. Фехнером.
  1. Какой метод, по В. Вундту, является основным в психологии?

1.наблюдение,

2.эксперимент,

3.экспериментальная интроспекция.

19. Какое название получила точка зрения Д. Милля на работу сознания?

1. «поток сознания»,

2. «ментальная механика»,

3. «ментальная химия»,

«статика сознания».

20. Родоначальником какого направления в философии и психологии является О. Конт?

  1. позитивизм,
  2. прагматизм,
  3. экзистенционализм,
  4. эмпиризм.

21. Кому из представителей ассоциативной психологии принадлежит идея развития психики в филогенезе и онтогенезе?

  1. А. Бэну,
  2. Д. Гартли,
  3. Д. Миллю,
  4. Г. Спенсеру,
  5. Д.Юму.

22. Кто из отечественных естествоиспытателей впервые поставил и ответил на вопрос о том, кому и как разрабатывать психологию?

  1. В.М. Бехтерев,
  2. И.П. Павлов,
  3. И.М. Сеченов.

23.Как называется такая точка зрения, при которой психика человека отождествляется с психикой животных?

  1. антропоморфизм,
  2. антропопсихизм,
  3. психоморфологизм.

24. В рамках какой области физиологии развивалась рефлекторная теория?

  1. нейрофизиология,
  2. нервно-мышечная физиология,
  3. сенсорная физиология.

25. В какой области знаний выделялись такие две противостоящих точки зрения на природу душевных заболеваний, как «психики» и «соматики»?

  1. психология,
  2. психиатрия,
  3. физиология.

26. Кто из названных ученых обосновал идею внутримозговой локализации и дифференциации психических способностей?

  1. Ф. Галль,
  2. И. Прохазка,
  3. П. Флуранс.

27. Кем из естествоиспытателей была создана психофизика?

  1. Г. Гельмгольц,
  2. И. Мюллер,
  3. Г. Фехнер.

28. Какая из упоминаемых областей психологии связана с измерением порогов чувствительности?

  1. психометрия,
  2. психофизиология,
  3. психофизика.

29. С чьим именем связано оформление психологии как самостоятельной науки?

  1. В. Вундта,
  2. Г. Гельмгольца,
  3. Г. Фехнера.

30. В какой стране была открыта первая психологическая лаборатория?

  1. Америка,
  2. Англия,
  3. Германия,
  4. Россия,
  5. Франция.

31. В каком городе открыли первую психологическую лабораторию в дореволюционной России?

Казань,

Киев,

Москва,

Одесса,

Санкт-Петербург.

32. Кого в России называют русским Вундтом?

  1. В.М. Бехтерева,
  2. Н.Н. Ланге,
  3. И.М. Сеченова,
  4. Г.И. Челпанова.

33. На изучение какой стороны сознания экспериментальный метод Г.Эббингауз?

  1. внимание,
  2. воля,
  3. мышление,
  4. память,
  5. эмоции.

34.Опыты ученых, какой немецкой психологической школы привели к краху вундтовскую ассоциативную психологию?

Вюрцбургской,

структурной

функциональной.

35.Представители какой зарубежной психологической школы в начале XX столетия выступили за перевод психологии на объективные методы исследования?

  1. бихевиоризм,
  2. гештальт-психология,
  3. фрейдизм.

36. Основателем какой первой прикладной отрасли психологии является Г. Мюнстерберг?

  1. психология душевно больных,
  2. психотехника,
  3. экспериментальная дидактика.

37. С именем какого психолога связано оформление дифференциальной психологии в Германии?

  1. А. Бинэ,
  2. Ф. Гальтона,
  3. В. Штерна.

38. Кто из ученых с мировым именем занимался изучением «психологии народов»?

  1. В.М. Бехтерев,
  2. В.Вундт,
  3. О. Конт.

39. Кто из отечественных психологов первым стал разрабатывать проблемы индивидуальной психологии и психологии личности?

  1. М.Я. Басов,
  2. А.Ф. Лазурский,
  3. Г.И. Россолимо

40. В создании какой прикладной области психологии в России принял заметное участие А.П. Нечаев?

  1. зоопсихологии,
  2. медицинской психологии,
  3. педагогической психологии,
  4. психологии труда,
  5. социальной психологии.

41. Кто является родоначальником бихевиоризма?

  1. В. Джемс,
  2. Э. Торндайк,
  3. Д. Уотсон.

42. Какая из психологических школ выступила против сведения психики к сознанию?

гештальт-психология,

психология актов,

фрейдизм.

43. По мнению представителей какой школы поведение животных и человека строится по принципу «проб и ошибок»?

  1. бихевиоризм,
  2. гештальт-психология.
  3. фрейдизм.

44.Кто из представителей гештальт-психологии является основателем индивидуальной и групповой психодинамики?

  1. М. Вертгеймер,
  2. Г.Гольдштейн,
  3. В. Келлер,
  4. К. Коффка,
  5. К. Левин.

45. Представителей какой психологической школы вводят понятие «промежуточный переменной», обуславливающей поведение животных и человека?

  1. бихевиоризма,
  2. гештальт-психология,
  3. гуманистической психологии,
  4. фрейдизма,
  5. культурно-исторической психологии.

46. Какая сторона психики определяет поведение человека по 3 Фрейду?

  1. аффективная,
  2. когнитивная,
  3. побудительная.

47. Что видел А. Адлер в качестве главной детерминанты поведения человека?

  1. влечения,
  2. комплекс неполноценности,
  3. страхи,
  4. тревожность, чувство одиночества.

48. Родоначальником какой психологической школы является К. Роджерс?

  1. ассоциативной психологии,
  2. бихевиоризма,
  3. гештальт-психологии,
  4. гуманистической психологии,
  5. культурно-исторической психологии,
  6. фрейдизма.

49. К какому из ведущих в предреволюционной отечественной психологии направлений относится Г.И. Челпанов?

  1. естественнонаучному,
  2. философско-умозрительному,
  3. эмпирическому.

50. Кому из русских ученых принадлежит учение о 1-ой и 2-ой сигнальных системах?

  1. В.М. Бехтереву,
  2. И.П. Павлову,
  3. И.М. Сеченову.

51. Кого следует считать главным идеологом марксистско-ленинской перестройки психологии?

  1. К.Н. Корнилова,
  2. Л.С. Рубинштейна,
  3. Г.И. Челпанова.

52. Кем был разработан в отечественной психологии принцип единства сознания и деятельности?

  1. Б.Г. Ананьев,
  2. Л.С. Выготский,
  3. А.Н. Леонтьев,
  4. А.Р. Лурия,
  5. С.Л. Рубинтейн.

53. С критикой извращений в какой области психологии вышло в 1936 году особое постановление советского правительства?

зоопсихология,

реактология,

рефлексология,

педология,

психотехника.

54. Какая психологическая теория была разработана в предвоенные годы Л.С. Выготским?

  1. ассоциативная,
  2. субъективно-деятельностная,
  3. культурно-историческая,
  4. психоаналистическая,
  5. гуманистическая.

55. Кто из упомянутых ниже отечественных психологов в годы войны более других занимался восстановлением у раненых воинов психических функций?

  1. Б.Г. Ананьев,
  2. А.Н. Леонтьев,
  3. А.Р. Лурия.

56. Кому из советских психологов первому принадлежит идея о ведущей роли воспитания в психическом развитии человека?

  1. Б.Г. Ананьеву,
  2. Л.С. Выготскому,
  3. А.Н. Леонтьеву,
  4. С.Л. Рубинштейну.

57.Что, по представлению А.Н. Леонтьева, является главным фактором развития психики человека?

  1. наследственность,
  2. предметная деятельность,
  1. социальные обстоятельства.

58. Кто являлся главой Санкт-Петербургской (Ленинградской) психологической школы в послевоенный период?

  1. Б.Г. Ананьев,
  2. А.Н. Леонтьев,
  3. С.Л. Рубинштейн.

59. Первую в нашей стране лабораторию социальной психологии открыл (кто)?

  1. А.А. Бодалев,
  2. Е.С. Кузьмин,
  3. Б.Д. Парыгин.

60. Кто из отечественных ученых современности разрабатывал в области психологии личности теорию отношений?

  1. В.С. Мерлин,
  2. В.Н. Мясищев,
  3. К.К. Платонов,
  4. В.А. Ядов.

61. Кому из отечественных психологов советского периода принадлежит заслуга в создании инженерной психологии?

  1. В.П. Зинченко,
  2. Б.Ф. Ломов,
  3. К.К. Платонов.

62. Кем была пересмотрена в советское время павловское учение об основных свойствах нервной системы?

  1. П.К. Анохиным,
  2. Н.А. Бернштейном,
  3. Б.М. Тепловым,
  4. В.Д. Небылицыным.

63. В какой области является ведущим специалистом глава Пермской психологической школы в послевоенный период?

  1. нейропсихология,
  2. общая психология,
  3. педагогическая психология,
  4. психология личности,
  5. психология труда.

64. К какому направлению в современной зарубежной психологии относится Д. Брунер?

  1. интеракционизм,
  2. когнитивная психология,
  3. необихевиоризм,
  4. трансактная психология,
  5. социометрия,
  6. экзистенциональная психология.

65. В какой современной психологической школе абсолютизируется роль осознаваемого субъективного опыта?

  1. гуманистическая психология,
  2. необихевиоризм,
  3. неофрейдизм.

66. Кто считается основателем трансактного анализа?

Э. Берн,

Д. Келли,

Д. Морено,

В. Франкл.

67. В какой области практики возникли такие направления в современной психологии, как гештальт-терапия, нейро-лингвистическое программирование и психосинтез?

  1. бизнес,
  2. медицина (психиатрия),
  3. политика,
  4. производство.

68. Кто из ниже перечисляемых зарубежных психологов принадлежит психоаналитическому направлению?

  1. А. Бандура,
  2. Д. Бюдженталь,
  3. А. Маслоу,
  4. Д. Келли,
  5. Г. Салливен.

Программу составил

доктор психологических наук,

заслуженный деятель науки РФ,

профессор: В.А. Якунин

Санкт-Петербург, 2008 г.