Европейская философия XVII-XIX вв.

Философия Древнего Востока.

В восточной мысли религиозное и философское начала более переплетены, чем в греческой. На Востоке религиозные представления менее индивидуализированы, носят характер общих представлений, что сближает их с философскими построениями.
Восточная религиозно-философская мысль не обретала статус систематической теоретической дисциплины, навязываемой всем извне по определенному алгоритму. Она была частью жизни и передавалась от Учителя к ученику.

Философия буддизма развилась из учения Сиддхархи Гаутамы (ок. 583-483 гг. до н.э.), названного впоследствии Буддой. Это религиозно-философское учение имело созерцательный характер. Философская позиция буддизма представляет собой естественный результат простого наблюдения, когда поток сознания является цепью беспрепятственно и мгновенно изменяющихся моментов. В связи с этим представителям всех философских школ буддизма свойственна ярко выраженная психологическая интерпретация бытия, в которой заложены тенденции к субъективному идеализму. Внешний материальный мир является составной частью психической жизни человека. Нет ничего устойчивого, настоящего кроме вихря элементов бытия. Отсюда центральное место в буддийской философии занимает идея всеобщей изменчивости, а также всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности.

Родоначальником древнекитайской философии считается Конфуций, живший в 551 – 479 гг. до н.э. Центральное место в учении Конфуция занимает категория ли – «ритуал», «правила», «закон». По его мнению, ли объединяет традиционные установления и этические нормы, существовавшие в идеализируемую им эпоху Западного Чжоу.
Овладение духовными ценностями прошлого, полагал Конфуций, позволяет человеку правильно понимать «веления Неба». Конфуцианское учение о знании подчинено социальной проблематике. Для Конфуция знать – «значит знать людей», а познание природы его не интересует. Всякое учение должно дополняться размышлением: «учиться и не размышлять – напрасно терять время».Конфуций признавал, что «все течет» и что «время бежит не останавливаясь», но тем не менее он заботился о том, чтобы в обществе все оставалось неизменным. Ключ к управлению народом он видел в силе нравственного примера вышестоящих нижестоящим.

Основателем даосизма является Лао-цзы (VI-V вв. до н.э.).

даосизм серьезно занимается вопросами объективной картины мира в абстрактно-философском категориальном аспекте – проблемами бытия, небытия, становления, единого, многого и т.п. Отсюда делались выводы относительно человека и общества. Основная философская идея «Дао дэ цзина» состоит в том, что многообразный мир и жизнь людей не управляются ни «волей неба», ни духами, а движутся по определенному естественному пути – дао. Дао рассматривается как основа и закон всего сущего, оно недоступно восприятию наших органов чувств.

14 стр., 6944 слов

Философский аспект учения Карен Хорни

... отведена роль классика неофрейдизма, возникшего на волне критики и модернизации учения Зигмунда Фрейда. Постфрейдовское развитие психоанализа привело к появлению нескольких ответвлений ... ё ценностей и противоречий. Учитывая последние изменения, Хорни небезосновательно полагала, что учение Фрейда является несколько устаревшим, механистическим, обездушенным. Фрейд предостерегал от оценочных суждений ...

Средневековая философия.

Средние века – эпоха интересная и крайне увлекательная для современного человека. Она охватывает 12 веков – более тысячи лет. И философия средневековья, кратко рассказанная, играет не последнюю роль в формировании мировоззрения средневекового человека.
Средневековая философия не просто тесно связана с античной, она является ее непосредственным продолжением на протяжении многих веков. Беря за основу философскую мысль античного мира, она долгое время заимствовала многое из трудов древних мыслителей. Одновременно она была теснейшим образом связана со Священным Писанием и позднее оказывается в подчинении у теологии (богословии), учении о Боге, рассказывающем и объясняющем его деяния.
Философия средневековья, кратко изложенная – это засилье религии и теологии. Средневековый человек был крайне религиозен. Для него непреложной истиной было существование мира божественного и противоположного ему, населенного духами, бесами и прочей нечистью. Никто не ставил под сомнение существование Рая или Ада. Поэтому главной чертой средневековья был теоцентризм. Theos в переводе с греческого — Бог. Эта концепция ставила божественное начало во главу всего.

Для философов средневековья Бог – это основа и первопричина всего. Все учения той эпохи, так или иначе, были связаны с ним. Средневековая философия основывалась на нескольких принципах: креационизм, теоцентризм, монотеизм и провиденциализм.
Основные философские учения и концепции средневековья:
1. Схоластика – представляла собой единство логики Аристотеля и христианского богословия. Она занималась вопросами веры и доказательствами существования Бога.
2. Патристика – это философия лидеров христианства до 7 века. Они заложили основу христианского мировоззрения и внесли неоценимый вклад в формирование этики и эстетики.
3. Мистика – в общепринятом смысле – это вера в существование мира сверхъестественных сил. Также это особый род философской познавательной деятельности.
Наиболее яркими средневековыми философами были епископ Блаженный Августин, святой Фома Аквинский и Григорий Палама. Это представители Запада. На Востоке философскую мысль успешно развивали великий ученый и врач Ибн-Сина и философ и математик Аль-Фараби.Философия средневековья, используя знания античного мира, успешно развивалась и сформировала такиенауки, как формальную логику и гносеологию.

7. Эпоха Возрождения — переход от Средневековья к Новому времени (XIV-XVII вв.)Средневековая философия оформила принцип абсолютной личности — Бога; земная жизнь человека — подготовка к загробной под руководством церкви. Переход к городскому образу жизни, развитие промышленности выявляют значимость человека, его творческую активность.В новых воззрениях — преемственность от средневековья и античности.Возрождение античного наследия (Н. Кузанский, М, Фичино, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Дж. Бруно).Вершина античной философии — неоплатонизм; единое благо — мировой Ум — мировая Душа — Космос. В средневековой философии это трансформировалось в: Бог-Отец — Христос — Святой Дух — все сущее. Сдвиг в сторону субъекта — абсолютной личности. В эпоху Возрождения — еще шаг в эту сторону — к атропоцентризму: в центре мироздания — человек. Теоцентризм сохраняется.Однако интересует человек: его природа, самоценность, творчество, красота и самоутверждение. Образуются два центра, совместить которые не удается. Однако цельность философских систем интересует меньше, чем человек. Философы эпохи Возрождения максимально использовали античный и средневековый неоплатонизм: от первого — эстетическое внимание к телесному, природному; от второго — понимание человека как одухотворенной личности (антропологический неоплатонизм).

5 стр., 2439 слов

Психология диалога и мир человека

– Том 1. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2015. – 224с. Отв. редакторы: Л.Г. Дмитриева, доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии образования и развития БГПУ им. М. Акмуллы Г.В. Дьяконов, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования и развития БГПУ им. М. Акмуллы В сборнике освещаются актуальные теоретические и практические проблемы ...

Эстетическое — доминирующий аспект философии эпохи Возрождения, но без утраты духовного. В искусстве сюжеты из Библии, но воплощение — через изображение реальных людей, автопортреты. К знанию Библии добавляется энциклопедическая образованность. Красота должна быть математически строгой. Математика оформляет субъективное (показатель: выработана геометрическая концепция линейной перспективы — объективного порядка зрительного восприятия).Гуманизм. Этика нарождавшейся энергичной буржуазии. Антропоцентризм — переворот в мировоззрении. Как проявление — противостояние схоластике, ее критика, осмеяние. Право на поиск истины, критика догматизма. Основной вопрос – благородство человека. Оно — в доблести духа (не в родовитости, не в богатстве), которую человек сам в состоянии довести до совершенства через науку, искусство, труд. Утилитаризм — цель жизни и добродетель — польза. Личные интересы согласовываются с чужими, принося другим пользу и радость, что невозможно без дружбы и любви.Ориентация гуманизма на свободомыслие, справедливое общество с республиканским строем.Основные идеи эпохи Возрождения.1. Антропоцентризм. 2. Гуманизм.3. Творческая сущность человека.4. Личностно-материальное понимание мира.5. Эстетическое понимание действительности.6. Антисхоластика: развенчание авторитетов и догм за религиозные реформы.7. Геометрически-структурное понимание мира; соотношение бесконечно большого и малого.8. Пантеизм: бог — природа; в центре — героическая личность.

Европейская философия XVII-XIX вв.

В Европе философия XVIII в. продолжает и развивает идеи XVII в. В этот период происходит дальнейшая разработка философской мыслью достижений науки и общественной практики.Философские сочинения пишутся и издаются на языке народа, который знакомится с сочинениями мыслителя.Основные мысли философии XVIII в.:

– исходный пункт философствования – человек разумный;

– законы природы и разума не отличаются, потому что законы природы переходят в законы разума;

– философия в первую очередь – это искусство жить в соответствии с законами разума;

– философия – основание всех наук;

– главная причина неудач человека – в недостатке морального сознания;

– человек не свободен в своих действиях, потому что он включен в систему необходимых связей;

13 стр., 6044 слов

Экзистенция как смысл бытия человека

... в правильности этого самого определения. Если рассматривать бытие человека, то можно его обозначить как существование как таковое человека, людей и предметов вокруг него, его идеалов, ... проблему определения значимости и наполненности человеком своего бытия. Теоретическая значимость данной работы на самом деле является очень большой. Про философию экзистенциализма можно рассказывать очень долго, ...

– религия и мораль не совместимы, совместимы только атеизм и мораль.

Онтологические проблемырассматриваются философами XVIII в.:

– в материалистическом аспекте;

– в атеистическом аспекте.

В философии XVIII в. большое развитие получает материализм во взглядах на объяснение явлений природы. Выдающееся историческое значение имеет французский материализм, потому что он:

– выступал против средневековой схоластики и всех тех учреждений, которые несли на себе печать антигуманизма Средневековья;

– обосновывал свое миропонимание и человеческие интересы.

Самым ярким выразителем философских взглядов французского материализма был Поль Генрих Дитрих Гольбах(1723–1789).

Он написал поучительные атеистические памфлеты: «Система природы», «Разоблаченное христианство», «Религия и здравый смысл», «Карманный богословский словарь» и др. Его произведение «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного», появившееся в печати в 1770 г., содержало изложение важнейших онтологических проблем: материи; природы; движения; пространства; времени; причинности; случайности; необходимости и др. Дени Дидро(1713–1784) дает свое понимание важнейших онтологических проблем в работах: «Философские принципы материи и движения», «Мысли об объяснении природы», «Письмо о слепых в назидание зрячим». Дидро ввел диалектику в рассмотрение проблем бытия. По мнению Дидро, чувствует вся материя (это точка зрения гилозоизма),но различают:– «чувствительность инертную»;– «чувствительность деятельную». Французский материализм попытался преодолеть разрыв между природой (растительным, животным миром) и человеком.Проблемы гносеологиинаряду с онтологическими являются важнейшими в философии XVIII в. Источником знаний философы XVII в. называют внешний и внутренний мир человека.Материалисты видели роль как чувственного, так и рационального моментов в познании: разум не может отрываться от чувств, но он и не должен чрезмерно доверять им.Методами познания являются:

– наблюдение;– эксперимент.Переход от мышления чувственного к абстрактному, по мнению философов-материалистов, происходит как непрерывный процесс: вслед за желанием, памятью возникает сравнение и суждение.

 

 

Современная философия.

 

10. Бытие и небытие как атрибуты реальности. В современной европейской философии проблема бытия остается по-прежнему самой фундаментальной проблемой, как и во всей предшествующей истории философии. Занимаясь бытием, философия отстаивает свою специфику перед наукой, религией, искусством и др. Онтология – учение о бытии как таковом.Философия с глубокой древности различает понятия бытия и сущего. Сущее – это совокупность окружающих нас вещей и предметов, но среди многообразия вещей и предметов можно найти то, что является общим для них всех. Общий признак всего мира заключается в том, что мир вообще существует. Это и выражается в понятии бытия. Бытие – последнее, о чем допустимо спрашивать, но оно еще не может быть традиционным образом определено. В любой проблеме особенно касается это духа, сознания, материи есть что-то последнее, что само не может быть определено. Таким образом, философия категория бытия – чистое существование, не имеющее причин, бытие – причина самого себя, самодостаточное ни к чему не сводимое и ни из чего не выводимое. Бытие – не просто существование, но и то, что гарантирует существование. Все конкретные вещи, предметы, окружающие человека не вечны. Они возникают и исчезают, уходя тем самым в небытие. Таким образом, бытие – антипод небытия. Вопрос о соотношении бытия и небытия является одним из важнейших в философском осмыслении мира. Понятие бытия сходно с такими понятиями, как действительность, реальность, существование, но не является их полным синонимом. Философское понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий, вещей, предметов, кроме одной их черты – их существование.

2 основных способа существования бытия:1.Материальное бытие – мир физических явлений, природы в целом.2.Духовное бытие – мир психических явлений, сознание в целом (Франк)«Внутренний мир человека, взятый в целом, есть не менее реальность, чем явление материальности мира. Мы наталкиваемся на него как на камень или на стену. Садизм, бездушное властолюбие и мания величия Гитлера были для недавно к несчастью эмпирической реальностью, не менее объективной и гораздо более грозной и могущественной, чем ураган или землетрясение. Тоже самое применимо и к повседневным явлениям нашей жизни. Упрямство или каприз человека, его враждебное отношение или антипатию к нам иногда гораздо труднее преодолеть, чем справиться с материальным препятствием. И с другой стороны добросовестность, благожелательность, ровное, спокойное отношение окружающих нас людей есть часто большая опора нашей жизни, чем все материальные блага» (Франк «Реальность и человек»).Вопрос о соотношении основных способов бытия составляет содержание основного вопроса философии. Вопрос о способах существования бытия не может быть сведен только к основным способам бытия. Комбинация двух основных способов бытия порождает еще несколько разновидностей бытия, которые могут быть рассмотрены как относительно самостоятельные способы, не сводимые только к материальному или духовному бытию.1)Бытие человека делят на: природный и духовный (психологический) миры (все вместе диалектическое единство).2)Бытие вещей, созданных человеком – физический и духовный миры.3)Бытие общества – бытие вещей и природный мир.4)Духовный мир человека – субъективный и объективный духовные образования.Вместе с тем совместная деятельность людей в социуме сопровождает объективное духовное образование и включает в себя: человеческая речь (язык), религия, мораль право, искусство и др. Субъективное – духовный мир отдельного человека со всеми его уровнями, начиная от бессознательного и до самосознания.Между ними существует внутренняя органичная связь.

11. материя и ее эвалюция. Материя (от латинского «вещество») – философская категория — название для вещества всех веществ, у материалистов это субстанция (носитель всех свойств) и первоначало по отношению к сознанию.

Эволюция понятия «материя»:

1) вещественное начало мира, совокупность первоэлементов (древние греки);

2) носитель свойств: массы, протяженности, неделимости, непроницаемости (рационалисты-естествоиспытатели нового времени);

3) объективная реальность, данная нам в ощущениях (марксизм-ленинизм).

Материальный мир сложно организован ‑ чтобы постигнуть, его группируют в классы: физический, химический, биологический, социальный. Все систематизируется или структурируется путем выявления: 1) единого материального носителя, 2) однотипных (типовых) структур, 3) принципа, позволяющего расположить соответствующие явления по иерархии от низшего к высшему.

В неживой природе иерархия такова: вакуум — элементарные частицы — атомы — молекулы — макротела (твердые, жидкие, газообразные) — планеты — звезды — галактики — метагалактики.

В живой: протоплазма — клетка — организм (особь) — вид (популяция) — биоценоз — биогеоценоз (экосистема).

Специфический вид материальной системы ‑ человеческое общество. Его подсистемы: семьи — классы — нации и др.

 

 

12. фундаментальные принципы и понятия гносеологииГносеология —(от греч. gnosis — знание и logos — учение) употребляется в двух основных значениях: 1) как учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности как таковой; 2) как философская дисциплина, предметом исследования которой является одна форма познания — научное познание (в этом случае используется термин «эпистемология»).Гносеология раздел философии, в котором изучаются проблемы природы и возможностей познания, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.

Основные принципы Основные разделы
Тождество мышления и бытия (принцип познаваемости мира); диалектика процесса познания; общественная практика (основа познаваемости мира). Учение об отражении; учение о познании человеком объективного мира; учение о происхождении и развитии познания; учение о практике как основе познания; учение об истине и критериях ее достоверности; учение о методах и формах, в которых осуществляется познавательная деятельность человека, общества.
Основные формы познания
Чувственное познание Рациональное познание
Ощущение, восприятие, представление. Понятие, суждение, умозаключение.
Иррациональные формы познания (интуиция и т. д.).
     

13. структура и динамика познавательного. Структура познавательного процесса ‑ система уровней и элементов сознания. Два основных уровня: чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание характеризуется:

— непосредственным отражением (феномены);

— индивидуальной множественностью (разнообразностью) и конкретностью;

— внешними и поверхностными характеристиками объекта в форме образа.

Его основные элементы:

ощущение – отражение отдельных свойств внешних предметов и внутренних состояний познающего органами чувств, это исходный строительный материал познания;

восприятие – целостное отражение, интегрирование отдельных ощущений в единый образ, который одновременно синтезируется и выделяется из окружающей среды;

представление – воспроизводство в сознании чувственных образов без непосредственного контакта с ним на основе памяти и воображения, оно соединяет прошлое-настоящее-будущее и дает базу для перехода к рациональному мышлению.

Рациональное познание отличается:

— постижением сущностных свойств и законов действительности (ноуменов);

— отражением универсально-всеобщего (общественно-значимого) в виде абстрактно-идеальных концептов (идей);

— опосредованностью языком и культурной традицией.Его элементы:

понятие – форма мышления, фиксирующая общие существенные свойства определенного класса (вида, подвида) явлений; языковой эквивалент понятия ‑ слово или словосочетание; понятие отражает сверхчувственное с помощью сравнения, абстрагирования, обобщения, идеализации, определения;

суждение ‑ форма мышления, нечто утверждающая или отрицающая о предмете (да или нет, истинно или ложно и другие аналогичные оценки).

Суждение ‑ соединение двух или нескольких понятий для получения нового знания, в языке это предложение или высказывание, в философии суждения связывают с рассудком (судом над опытом);

умозаключение ‑ форма мышления, связующая суждения в новый вывод, бывают индуктивные (от частного к общему) и дедуктивные (от общего к частному) суждения.

Помимо чувственного и рационального уровней важную роль в познании играетинтуиция ‑ механизм моментального и непосредственного (без логических выведений и доказательств) схватывания знаний об объекте.

В истории философии, как правило, абсолютизировали одну из сторон познания: рационализм – всеобщность разума, эмпиризм и сенсуализм – чувственный опыт, интуитивизм и мистицизм – интуицию. Современная философия ратует за системную взаимосвязь всего этого и много другого, а также за уместные приоритеты (к примеру, разум приоритетнее в философии, чувства ‑ в искусстве, интуиция ‑ в религии и т.п.).

14. Проблема человека в философии и науке. Важность проблемы человека связана с тем, что философия призвана решать комплекс мировоззренческих проблем, а они непосредственно связаны с местом человека в мире, со степенью его свободы, со смыслом жизни, с отношением человека к обществу и природе, с осмыслением перспектив развития человечества.

Проблема человека решалась по-разному различными философскими школами и направлениями, среди которых можно выделить основные: объективно-идеалистическое понимание сущности человека, субъективно-идеалистическое, метафизически-идеалистическое, диалектико-материалистическое, иррациональное. Особое значение эта проблема имеет в диалектико-материалистической философии. В ней была обозначена цель общества: обеспечение свободного развития каждого человека, его всестороннего развития. Важность решения проблемы человека связана с тем, что человек это творец истории общества, и без понимания сущности человека невозможно понять исторический процесс. Человек явление очень сложное, поэтому исследование человека это задача медицины, физиологии, педагогики, психологии, психиатрии, эстетики, культурологии и др., т.е. целого комплекса наук. Специфика философского подхода состоит в том, что в философии человек рассматривается как целостность, человек и мир человека в его основных проявлениях. Еще некоторые античные философы, и в их числе Аристотель, поняли основную сущность человека, называя его общественным животным. Важна мысль о сочетании в человеке природного и социального. Здесь существуют два односторонних подхода. Первый это натуралистический подход к человеку, преувеличивающий значение в нем природного начала, влияющего на его жизнь и поведение, а значит и на развитие общества. Натуриалистический подход продолжил представления о неизменности природы человека, не поддающейся никаким влияниям. Социалистический подход — это признание в человеке только социального начала и игнорирование при этом биологической стороны его природы. Конечно, человек это прежде всего существо социальное, но в то же время он является высшей ступенью в развитии живых организмов на Земле. На понимание сущности человека очень большое влияние оказывала и оказывает в настоящее время не столько философия, как религия. Так, ранее христианство выделяло в человеке прежде всего его разум, его нравственные начала, необходимые для жизнедеятельности общества. А средневековое христианство, с одной стороны, считало человека подобием бога, а с другой, средоточием земных демонических сил. Но так или иначе церковь всегда обращалась к духовному началу в человеке. Большинство современных ученых считает, что сущность человека в том, что он отличает ценностное от прагматичного. Способность понимать и адекватно оценивать реальный мир вот в чем заключается отличительная особенность человека. И еще человек обладает физической и духовной способностью к самосовершенствованию.

15. философская концепция нтропосоциогенеза. Антропогенез — становление чел., социогенез — форм-ние общества. Они в сов-ти составляют антропосоциогенез. В соотв.с эвол-труд теорией: чел произошел от обезьяны. Первоначально решающую роль в производстве и быту играли навыки, умения, а не разум. Это дает основания утверждать, что человек в своем развитии проходит стадии: — умелого — прямостоящего — разумного. труд, мышление и речь сформировали человека. Для него характерно: индивидуальное поведение, членораздельная речь, культура. Нравственность — один из факторов антроп-за. Она лежит в основании чел. психики и ее первичных соц. проявлений.Рассмотрим осн. модели антропосоциогенеза:1.креационистская концепция происхождения чел – утв-ет, что человека создал Бог;2.трудовая концепция — явл марксистским вариантом развития эволюционистской концепции Дарвина. Труд не только позволил чел выжить но и стал источником чел общества и культуры, необход условием развития сознания и языка.3.игровая концепция развития культуры и чел. Й. Хейзинга. (Homo Ludens-жить играя, чел играющий).

Игра позволила людям освободиться от гнета повседневности и необходимости, бороться за выживание, попробовать разные модели поведения, научиться жить по специальным правилам.4.психоаналитическая концепция(З. Фрейд).

Культура в основании которой лежат страх и стыд, разрывает естествен связь чел и природы.5.семиотическая модель(семиотика-теория знаков)=К. Леви-Строс и Э. Кассирер. Культура-есть особая знаково-символическая реальность,основу кот сост язык.

16.Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человека.

Высшей, абсолютной ценностью является человеческая жизнь.
Жизнь является всеобщим необходимым условием осуществления всех иных (реальных и утопических) целей, задач, мечтаний, которые человек ставит перед собой. В отличие от животного человек осознает свою смертность, понимает, что жизнь не бесконечна. Поэтому он стремится продлить свою жизнь, приобщиться к вечному, оставить о себе память. Но это удается человеку лишь в том случае, если его жизнь была наполнена смыслом. Выяснение, уяснение и поиск этого смысла выступают, таким образом, предварительными условиями человеческого бессмертия.
 
Таким образом, поиск смысла жизни для человека является естественным процессом и вытекает он из естественной же потребности самоощущения значимости своей жизни для других и самого себя. Смысл жизни не может быть определен окончательно, потому что он не задан наперед, а формируется человеком на каждом конкретном этапе своего бытия. Любые конкретные привязки к отдельным смыс-ложизнеиным ценностям имеют смысл, но не могут охватить все целое. Смысл жизни не может быть исчерпан даже самым полным перечнем смысложизненных ценностей.
Поэтому, если и возможно, то лишь самое абстрактное (а поэтому и малоценное в практическом отношении) его определение; смысл жизни заключается в самой жизни, в том, чтобы жить подлинной жизнью, быть Человеком при всех обстоятельствах и даже вопреки им.
Смерть — завершающий момент существования живого существа. Неотъемлемой чертой религий является представление о смерти как о конце плотской, земной жизни и переходе к вечной — бестленной, духовной.
Проблема смерти порождает вопрос о цели и смысле жизни. В этом вопросе есть субъективная и объективная сторона. Субъективная сторона проблемы смысла жизни решается каждым человеком по своему, в зависимости от мировоззренческих установок.
Человек как биологическое индивидуальное существо смертен. Он не представляет собой исключения из материальных, в том числе биологических, систем. Как и всё. что обладает бытием, рано или поздно заканчивает своё существование и переходит в небытие, так человек завершает свою жизнь процессом умирания. От всех других живых существ человек отличается более всего тем, что на протяжении всей своей индивидуальной жизни он никогда не достигает «целей» жизни родовой, исторической; в этом смысле он постоянно нереализуемое, адекватное существо.
Человек не удовлетворяется ситуацией. И эта неудовлетворенность содержит в себе причины творческой деятельности, не заключенные в непосредственных ее мотивах. Поэтому призвание, задача каждого человека — всесторонне развивать все свои способности и по мере возможностей вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который она реализует через общество, но таков же и смысл жизни общества и человечества в целом.
Жизнь человека продолжается в его детях, внуках, последующих поколениях. Человек создает различные предметы, орудия труда, научные труды, совершает новые открытия. Сущность человека выражается в его творчестве, в котором он самоутверждается и посредством которого обеспечивает своё социальное и более длительное, чем у индивида, существование.
 
 

17.

18.

19. основной вопрос философии. Основной вопрос философии — вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным — дух или природа, материя или сознание — и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир. Последовательное решение О. в. ф. возможно лишь при учете обеих его сторон. Философы, являющиеся сторонниками материализма, признают первичным материю, бытие, вторичным — сознание и считают сознание результатом воздействия на субъекта объективно существующего внешнего мира. Философы-идеалисты принимают за первичное идею, сознание, рассматривая их как единственно достоверную реальность. Поэтому, с их т. зр., познание не является отражением материального бытия, а есть лишь постижение самого сознания в форме самопознания, анализа ощущений, понятий, познания абсолютной идеи, мировой воли и т. п. Промежуточную, непоследовательную позицию в решении О. в. ф. занимают дуализм, агностицизм. Прежней философии был присущ метафизический подход к решению О.-в. ф., проявляющийся либо в недооценке активности сознания, в сведении познания к пассивному созерцанию (метафизический материализм), в отождествлении сознания и материи (Вульгарный материализм), либо в преувеличении активности мысли, в возведении ее в абсолют, оторванный от материи (Идеализм), либо в утверждении их принципиальной несовместимости (дуализм, агностицизм).

Только марксистская философия дала всестороннее материалистическое, научно обоснованное решение О. в. ф. Первичность материи она видит в том, что: 1) материя является источником сознания, а сознание — отражением материи; 2) сознание — результат длительного процесса развития материального мира; 3) сознание есть свойство, функция высокоорганизованной материи головного мозга; 4) существование и развитие человеческого сознания, мышления невозможно без языковой материальной оболочки, без речи; 5) сознание возникает, формируется и совершенствуется в результате материальной трудовой деятельности человека; 6) сознание носит общественный характер и определяется материальным общественным бытием. Отмечая абсолютную противоположность материи и сознания лишь в пределах О. в. ф., диалектический материализм одновременно указывает на их взаимосвязь и взаимодействие. Будучи производным от материального бытия, сознание обладает относительной самостоятельностью в своем развитии и оказывает обратное активное воздействие на материальный мир, содействуя его практическому освоению и преобразованию. Человеческое сознание, опираясь на практику, способно к достоверному познанию мира. Вопрос об отношении материи и сознания, будучи основным, определяет не только решение частных проблем, но и характер мировоззрения в целом, дает надежный критерий для различе-, ния осн. философских направлений. Поэтому научная формулировка О. в. ф. позволяет последовательно провести принцип партийности философии, четко разграничить и противопоставить материализм и идеализм, решительно отстаивать научное мировоззрение диалектического материализма.

20. Сознание, сущность и структура.Сознание представляет собой высшую, свойственную только человеку функцию головного мозга, заключающуюся в целенаправленном отражении свойств и отношений внешнего предметного мира. Оно является субъективным образом объективного мира. Сознание выступает в двух основных формах: индивидуальной и коллективной, (общественной).

Сейчас мы рассмотрим индивидуальное сознание, а общественное – несколько позже в разделе «социальная философия».Сущностью сознания является целенаправленное отражение внешнего мира, предварительное мысленное построение действительности и предвидение результатов деятельности людей. Философский подход дает интегральное представление о сознании. В общих чертах сознание – это способность идеального воспроизведения реального мира. К основным признакам сознания относятся: а)отражение, б)отношение, в)целеполагание, г)управление.Вопрос об источниках сознания в течение длительного времени является предметом пристального внимания философов и представителей специальных наук. Выделяют, во-первых, внешний предметный и духовный мир, который отражается в сознании в виде конкретно-чувственных образов и понятий. Во-вторых, в качестве источника сознания рассматривают социокультурную среду, общие понятия, этические, эстетические ценности, социальные идеалы, правовые нормы и т.д. В-третьих, источником сознания выступает весь духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний. И, наконец, в-четвертых, источником сознания выступает мозг как макроструктурная природная система. Не только условно-рефлекторная деятельность мозга, но и его биохимическая организация воздействуют на сознание и его состояние.Сознание в ставшем, системно-структурном плане выступает как внутренний мир, который непосредственно дан субъекту. Это не что иное как мир субъективной реальности. По содержанию понятие «сознание» является более узким по сравнению с понятием «психика человека». Психика состоит из сознания и бессознательного. В сознании можно выделить три основные сферы: 1) когнитивную /познавательную/, 2) эмоциональную и 3) мотивационно-волевую. Сознание – это прежде всего знание. Без знания нет сознания. Когнитивную сферу составляют познавательные способности, процесс познания /этапы, уровни/ и результаты познавательной деятельности человека. Эмоциональную сферу составляют: 1)собственно чувства /радость, горе, любовь, ненависть/, 2)аффекты /ярость, ужас, отчаяние/, 3)страсти и эмоциональное самочувствие или настроение. Мотивационно-волевая сфера представлена мотивами, интересами, потребностями. Взаимосвязь этих сфер сознания дает цельность, интегрирующим ядром которой выступает мышление. Сознание в собственном смысле слова не исчерпывает всего богатства внутренней психической жизни человека. Наряду с сознанием во внутреннем мире человека существует еще уровень бессознательного. Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся контролю со стороны сознания. Бессознательными являются: сновидения, гипнотические состояния, состояния невменяемости и т.д. Важнейшим свойством сознания является идеальность. Идеальное может быть как индивидуальным, так и общественным. Оно обладает следующими признаками: противоположность материальному, принадлежность к субъективной реальности. Сознание обладает специфическими функциями, которые делают его инструментом познания, общения, действия. Можно выделить четыре основных функции сознания: 1) познавательную, 2) оценочно-ориентационную, 3) целеполагающую и 4) управленческую. Познавательная функция сознания является самой общей и всеохватывающей, она обеспечивает получение знаний о природе, обществе и человеке.. Как отношение между субъектом и объектом сознание присуще только человеку. В отличие от животного, которое тождественно со своей жизнедеятельностью, человек делает свою жизнедеятельность предметом своей воли и сознания. Познавательная функция сознания связана с получением и обработкой информации, источником которой, в конечном счете, является чувственный опыт. Основную работу здесь осуществляют механизмы восприятия, памяти и мышления. Важной функцией сознания является оценка явлений действительности, включая самого человека. Как и творчество, оценка базируется на отражении. Особую роль в осуществлении оценочно-оринтировочной функции играют эмоции, которые в отличие от знаний не дают информации об объектах, а характеризуют отношение человека к ним. Если какие-либо явления, события отвечают его жизненным ценностям, то это вызывает положительные эмоции, если же не отвечают, то возникают отрицательные эмоции. Таким образом, в эмоциях выражается оценка значимости объектов для личности. Основой целеполагающей функции сознания являются мотивации, которые выступают как совокупность побуждений, стремлений, определяющих целенаправленность действий человека. Следующей функцией сознания является управленческая, которая реализуется с помощью воли. Волевое управление поведением предполагает, с одной стороны, свободу, а с другой – ответственность человека за свои поступки. Волевое управление поведением опирается на знание, стимулируется эмоциями и направляется мотивацией. В зависимости от того, какая из функций является ведущей, можно различать разные типы сознания и в соответствии с этим разные типы личности – мыслители, лирики, политические деятели.