Учебно-методическое пособие 8

23

ДЕПОРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

по курсу

«Возрастная психология»

(в помощь студентам для подготовки к экзамену,

написанию курсовых и дипломных работ)

Подготовила: преподаватель МСПК МГППУ

кандидат психологических наук Л.Г. Уляева

Москва – 2002г.

ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ1

ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии

1. Возрастная психология или, правильнее, психология развития человека связана с изучением возрастной динамики развития человеческой психики, особенностей онто-и микрогенеза психических процессов и психологических качеств личности качественно изменяющегося во времени человека в контексте разнообразных витальных и социокультурных процессов.

2. Как наука, возрастная психология выполняет функции описания, объяснения, прогноза, коррекции процессов развития.

3. Предмет возрастной психологии— закономерные изменения человеческой психики во времени, влекущие за собой новые изменения, и связанные с этим факты и явления психической жизни

4. Теории возрастного развития используют в качестве отправного пункта систему «субъект—среда». Характер отношений между субъектом и средой определяет содержание теории возрастного развития и ее теоретическую принадлежность (научное направление).

5. Практическое применение знаний по возрастной психологии связано с решением шести основных задач; ориентация в жизненном пути; определение условий развития и изменений; прогноз стабильности и изменчивости свойств личности; объяснение целей развития и коррекции; планирование коррекционных мероприятий; оценка коррекции развития.

6. В качестве основных методов возрастной психологии выступают наблюдение и эксперимент в их многочисленных разновидностях.

27 стр., 13188 слов

Отклоняющееся развитие (дизонтогения). Психологическая диагностика ...

... с выраженными отклонениями в интеллектуальном развитии", "психология детей с недоразвитием познавательной сферы" и др. Современная специальная психология включает психологию детей с задержкой психического развития, расстройствами эмоциональноволевой сферы и поведения, ...

Периодизация возрастного развития

1. Развитие на разных этапах становления этого понятия рассматривалось как рост, созревание, совершенствование, дифференциация, научение, запечатление, социализация.

2. Развитие может быть проанализировано с точки зрения охватываемых им временных дистанций, в качестве которых выступают филогенез, антропогенез, онтогенез и микрогенез.

3. Деление временной дистанции на своеобразные и неповторимые этапы составляет проблему периодизации развития.

4. Построение периодизации зависит от теоретических ориентаций автора: так, периодизация С. Холла создана по аналогии со ступенчатообразным построением других процессов развития; периодизации 3.Фрейда, Ж.Пиаже и др. связаны с выделением какого-либо одного признака психического развития; периодизации Э.Эриксона, Л.С. Выготского, В.И. Слободчикова ориентированы на существенные внутренние закономерности самого процесса развития.

Категории возраста

1. В науке принято выделять абсолютный (календарный или хронологический) возраст и условный возраст (возраст развития).

2. Основные системы отсчета, в которых психология описывает человеческий возраст: 1) индивидуальное развитие (онтогенез); 2) социально-возрастные процессы и социально-возрастная структура общества; 3) возрастной символизм.

3. В психологии в пределах онтогенеза можно говорить о биологическом, психологическом, социальном возрасте субъекта, а также о субъективном, переживаемом возрасте личности (возрастное самосознание).

4. Понятием возраста объединяются два ряда развития, которые Л. С. Выготский назвал натуральным (развитие организма) и социальным (приобщение индивида к культуре путем обучения, воспитания, социализации в широком смысле слова).

Наиболее емкий и употребительный современный научный термин для описания («индивидуального развития — «жизненный путы». Современная наука уделяет особенно много внимания проблеме качественных сдвигов, скачков, кризисов в развитии, с которыми соотносится смена возрастов.

Тема 2. Основные закономерности и динамика психического развития растущего человека

Историография человеческого развития

1. Прежде чем развитие человека стало специальным предметом научно-психологического анализа, оно осмыслялось в философии и культуре (живописи, литературе), фольклоре, что до сих пор придает изучению развития человека междисциплинарный характер.

2. Историография развития человека представлена в работах Ф. Арьеса. Он проследил социокультурный процесс осмысления человеком качественных изменений в своем развитии путем анализа истории живописи, литературы, системы образования, истории игр, костюма, ритуалов, календарных праздников и т.д. на протяжении XIII—XIX вв.

3. Л. Демозу принадлежит идея создания психоистории — самостоятельной отрасли знания, которая не описывает отдельные исторические периоды и факты, а устанавливает общие законы и причины исторического развития, коренящиеся во взаимоотношениях детей и родителей.

Становление психологии развития человека

1. Собственно психологическое изучение развития ребенка сформировалось как ветвь сравнительной психологии в конце XIX в., но процесс развития осмыслялся задолго до оформления психологии в самостоятельную научную отрасль в философии, медицине, педагогике.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... К. Маркс – вводит необходимость разделения труда и развитие кооперации. Ф. Энгельс – «Следует различать управление вещами и управление людьми» 3. Период систематизации (до 1960 г.) на основе ... функции. Законы и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей их действия проявляются только в деятельности человека. Использование законов представляет собой ...

2. Идея развития как таковая зародилась в трудах Аристотеля, развивалась в педагогических трудах Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега и др., обосновывалась в философских работах Г. В. Ф, Гегеля, подтверждалась медицинскими исследованиями И. Прохазки, была закреплена эволюционными идеями К. Линнея, Ж. Б. Ламарка, Ч. Дарвина и исследованиями по физиологии высшей нервной деятельности И. М, Сеченова, И. П. Павлова и др.

3. Оформление в конце XIX в. психологии развития как самостоятельной научной дисциплины было подготовлено следующими условиями: 1) развитием экспериментальной психологии; 2) использованием эволюционного метода в анализе психического развития ребенка; 3) накоплением эмпирического материала, связанного с развитием ребенка; 4) интенсивным развитием промышленности; 5) новым уровнем общественной жизни, подготовившим необходимость создания института школ и специальных программ для обучения детей.

4. Превращению психологии развития в научную отрасль способствовала публикация книги В. Прейера «Душа ребенка», в которой были заложены основы научной методики в изучении детства, дан образец систематического сбора научно пригодного материала, касающегося психогенезиса.

5. Психология развития как наука обретает три направления исследований: 1) собственно область детской психологии; 2) сравнительная психология, ориентированная на выявление различий в развитии животных и человека; 3) психология народов как прообраз современной культурно-антропологической психологии.

6. С именем С. Холла связано выдвижение идеи создания специальной комплексной науки о детях — педологии.

7. С именем А. Бине связано формирование экспериментальных методик исследования развития.

Теория развития эндогенного и энзогенного направления

1. Исходя из отношений противопоставленности субъекта и среды, различают два научных направления: эндогенное, где основной движущей силой считается субъект, и экзогенное, где движущей силой считается среда.

2. К ранним теориям эндогенного направления традиционно относят теории Аристотеля, Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, К. Бюлера, А. Гезелла и др. — во всех них присутствует идея разворачивания наследственно заданных свойств в развитии. В. Штерну принадлежит идея, что главную роль в разворачивании наследственности играет собственная активность ребенка: чем более он активен, чем энергичнее преодолевает среду, тем больше возможностей для разворачивания наследственных факторов.

3. Если в биогенетических вариантах мы имеем дело с отождествлением роста и развития, то в бихевиоризме (Б. Скиннер, Э. Торндайк, С. Бижу, Д. Баер) речь идет об отождествлении развития с научением, приобретением ребенком нового опыта под воздействием среды (экзогенное направление).

В концепции Р. Сирса, изучавшего отношения родителей и детей и практику воспитания, бихевиоризм соединен с идеями психоанализа.

Трактовка развития в психоанализе

1. На основе общих тезисов психоанализа о структуре личности 3. Фрейд сформулировал идеи генеза детской психики и детской личности: стадии детского развития соответствуют стадиям перемещения зон, в которых находит свое удовлетворение первичная сексуальная потребность. В этих стадиях отражаются развитие и взаимоотношение между Id, Ego и Super-Ego.

14 стр., 6649 слов

Психоаналитическая концепция детского развития (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер)

... единая, психология разделилась на от­дельные школы, которые по-разному рассматривают предмет пси­хологии и предлагают разные методы исследования психики, в том числе и психического развития детей. ... подвергался преследованиям. Зарубежные психоаналитические общества собрали значительную сумму денег и фактически выкупили Фрейда у немцев, которые разрешили ему уехать в Англию. Однако его болезнь ...

2. 3. Фрейд описал следующие стадии развития человека: оральная (0-12 месяцев), анальная (1-3 года), фаллическая (3-5 лет), латентная (6—12 лет), генитальная (12—18 лет и далее).

3. Открытую им мотивационно-аффективную либидозную привязанность к родителям противоположного пола 3. Фрейд предложил называть эдиповым комплексом (для мальчиков) и комплексом Электры (для девочек).

4. А. Фрейд представляла личность состоящей из Id, Ego и Super-Ego. Id, в свою очередь, она делила на сексуальную (либидо) и агрессивную (мортидо) составляющие. Развитие либидозных потребностей, по А. Фрейд, соответствует оральной, анально-садистической, фаллической, латентной, предпубертатной и пу-бертатной стадиям. Соответствующие стадии развития агрессивности проявляются в таких видах поведения, как кусание, пле-вание, цепляние (оральная агрессивность); разрушение и жестокость (проявление анального садизма); властолюбие, хвастовство, зазнайство (на фаллической стадии); дисоциальные начала (в предпубертате и пубертате).

5. Для развития Ego А. Фрейд наметила приблизительную последовательность развития защитных механизмов -, вытеснение, реактивные образования, проекции и переносы, сублимация, расщепление, регрессии и т.д.

6. Анализируя развитие Super-Ego, А. Фрейд описывала идентификацию с родителями и интериоризацию родительского авторитета.

7. Согласно эпигенетической теории жизненного пути личности Э. Эриксона, целостный процесс развития включает в себя соматическое развитие, развитие сознательного Я и социальное развитие. Любой человек проходит, по Э. Эриксону, восемь стадий жизненного пути, связанных с формированием разных форм эго-идентичности на основе физиологического созревания и решения задач, поставленных обществом на каждом этапе развития.

8. Э. Эриксоном введены понятия эго-идентичности и групповой идентичности, модуса органа и модальности поведения.

Проблемы социализации

1. Социализацию в самом общем виде определяют как влияния среды в целом, приобщающие индивида к участию в общественной жизни, обучающие его пониманию культуры, поведению в группах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей.

2. Основные институты социализации (община, семья, школа) изменяются и развиваются в соответствии с культурно-исторической эволюцией общества.

3. Материнство как старейший институт социализации основан на безусловном отношении матери к своему ребенку. Мать воплощает для ребенка эмоциональный полюс социальных отношений, отец — рациональный.

4. Отцовство, по мнению М. Мид, как институт социализации появился позже института материнства и связано с таким социальным нововведением, как необходимость самцов кормить самок и детенышей.

Когнитивное направление в возрастной психологии

1. Когнитивные теории развития ведут начало из философской теории познания и ориентированы на решение задачи адаптации индивида к окружающей социальной и предметной среде. Основная цель этого направления — выяснить, в какой последовательности развертываются познавательные структуры, обеспечивающие адаптацию.

2. Ж. Пиаже представлял развитие как последовательный процесс адаптации когнитивных структур ребенка к среде. Ему принадлежат знаменитые исследования детского эгоцентризма, формирования понятий, описание стадий развития мышления ребенка: стадии сенсомоторного интеллекта, стадии конкретных операций, стадии формальных операций.

3 стр., 1339 слов

Двигательно-пластическая выразительность и ее развитие в дошкольном детстве

... двигательно-пластической выразительности детей 3 — 7 лет. Средством развития двигательно-пластической выразительности в дошкольном детстве выступает освоение языка выразительных движений. Обычно оно происходит в повседневной жизни — стихийно и ...

3. Л. Колберг, основываясь на представлениях когнитивной психологии и идеях Ж. Пиаже и Л. С. Выготского о том, что развитие морального сознания ребенка идет параллельно его умственному развитию, описал уровни развития морального сознания: доморальный (предконвенциональный), конвенциональной морали и автономной морали.

Культурно-историческое направление в возрастной психологии

1. Согласно Л. С. Выготскому, психическое развитие человека должно рассматриваться в культурно-историческом контексте его жизнедеятельности и обучение должно всегда предшествовать развитию.

2. В развитии поведения ребенка Л. С. Выготский предлагал различать две сплетенные линии — естественное созревание и культурное совершенствование (овладение культурными способами поведения и мышления).

3. Л. С. Выготскому принадлежат такие важные понятия психологии развития, как: социальная ситуация развития, новообразование, зона ближайшего развития, стабильный и критический возраст (в его периодизации они чередуются), интериоризация.

4. Согласно А. Н. Леонтьеву, культура как общий источник психического развития ребенка выступает в этой своей функции только тогда, когда ребенок выполняет деятельность, направленную на присвоение общественных способностей, опредмеченных в виде элементарных орудий, предметов обихода, языка, произведений искусства и т.д.

5. По Д. Б. Эльконину, все виды детской деятельности общественны по своему происхождению, содержанию и форме, поэтому ребенок с момента рождения и с первых стадий своего развития является общественным существом, а присвоение ребенком достижений человеческой культуры всегда носит деятельностный характер.

6. А. Баллон исходил из биологических понятий анаболизма и катаболизма, которые он рассматривал широко, как относящиеся не только к организму, но и к личности в целом.

7. Одно из новых направлений в психологии развития — экологическая психология (У. Бронфенбреннер, К. Ригель и др.).

Второй раздел Психология возрастного развития

Тема 3. Психическое развитие в период младенчества

Феномен детства

1. Детством называется период развития, когда активно усваиваются базовые элементы социального опыта до достижения субъектом социальной и психологической зрелости.

2. Детство — категория историческая. Мы можем говорить только о детстве данного ребенка, живущего в данную эпоху, в данных социальных условиях, хотя есть и общие черты с другими поколениями.

3. Детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включить в систему общественного воспроизводства, поскольку он еще не может овладеть орудиями труда в силу их сложности. Из-за усложнения орудий труда появляется необходимость выделения длительного процесса овладения ими, превращающегося в самостоятельную деятельность.

4. Д. Б. Эльконин описал два парадокса детства. Первый: человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни, у него нет почти никаких готовых форм поведения, хотя по физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек — наиболее совершенное существо в природе. Второй парадокс: за тысячелетия человеческий опыт увеличился во много тысяч раз, за это время новорожденный ребенок практически не изменился.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­стоятельности ребенка; - у малыша формируются культурно- ... При ограниченной возможности младенца к проявлениям активности бытовые процессы наполняют его жизнь разнооб­разными стимулами - сенсорными, эмоциональными, удовле­творяя потребность в ...

Пренатальное развитие и рождение

1. Пренатальный период — время жизни от зачатия до рождения. Нервная система формируется с 3—4-й недели внутриутробной жизни, отделы ЦНС начинают функционировать уже в материнском организме.

2. Акт рождения ребенка сопровождается сильным стрессом как для матери, так и для новорожденного. Его организм отвечает на это необычайно мощным выбросом в кровь гормонов стресса (адреналина и норадреналина).

Считается, что большая доза этих гормонов способствует установлению привязанности между матерью и ребенком и обеспечивает активность новорожденного.

Новорожденность

1. Период новорождённости длится от момента рождения примерно до конца первого месяца жизни.

2. Главная особенность новорождённости связана со тем, что ребенок отделяется от матери физически, но не биологически. Вследствие этого все его существование в это время занимает как бы срединное положение между внутриутробным развитием и последующими периодами постнатального детства.

3. К моменту рождения ребенок обладает лишь системами наследственно закрепленных механизмов — безусловных рефлексов, облегчающими приспособление к новым условиям жизни.

4. Центральным новообразованием новорождённости является появление индивидуальной психической жизни ребенка. Для нее характерны два главных момента — преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды. Все впечатления новорождённый переживает как субъективные состояния.

Младенчество

1. Младенчество — период, длящийся до конца первого года жизни ребенка.

2. Будучи даже биологически беспомощным существом, зависящим от ухаживающего за ним взрослого, ребенок является максимально социальным существом. Но будучи вплетенным в социальное, он лишен основного средства общения — речи. В противоречии между максимальной социальностью ребенка и минимальными возможностями общения заложена основа всего развития в младенческом возрасте.

3. Первая специфическая форма реагирования именно на человека получила название «комплекса оживления». Он включает в себя улыбку, вокализации и двигательную активность младенца навстречу взрослому.

4. Развитие моторики младенца подчинено определенной схеме: движения совершенствуются от грубых, крупных, размашистых к более мелким и точным, причем сначала совершенствуются движения ручек и верхней половины тела, затем — ножек и нижней части тела.

5. Сенсорика младенца развивается быстрее, чем двигательная сфера, хотя обе они связаны.

6. В младенчестве появляются первые формы подражания, первые применения орудий и употребление слов, выражающих желание.

7. Основное новообразование младенческого возраста — первоначальное сознание психической общности со взрослым, с матерью, предшествующее выделению собственного «Я».

8. Общение, формирующееся в первом полугодии жизни ребенка, М. И. Лисина назвала ситуативно-личностным.

9. Фрустрация базовых социальных потребностей ребенка приводит к тяжелой форме отставания в психическом развитии — госпитализму.

10. Во втором полугодии интенсивно развивается понимание ребенком речи окружающих взрослых, появляется автономная речь.

8 стр., 3917 слов

Основные виды деятельности и их развитие у человека

... жизни, общения, познания себя и окружающего мира, развития себя как личности, самоутверждения, создания материальных и духовных ценностей и личного достатка. Труд — это целесообразная деятельность ... в зависимости от возраста, профессиональной подготовленности, состояния здоровья и т. д. Особенности конкретной профессии отражают содержание определенной трудовой деятельности, хотя ее элементы ...

Тема 4. Психическое развитие ребенка в раннем детстве

1. Раннее детство охватывает возраст от 1 до 3 лет.

2. Уже в кризисе первого года жизни складываются основные противоречия, переводящие ребенка на новый этап развития. Во-первых, автономная речь как средство общения обращена к другому, но лишена постоянных значений, что требует ее преобразования в форму, которая понятна другим и используется как средство общения с другими и управления собой. Во-вторых, манипуляции с предметами должны смениться деятельностью с предметами по их общественно закрепленному назначению. В-третьих, из только осваивающего самостоятельное передвижение в пространстве существа ребенок должен превратиться в существо, для которого ходьба — лишь средство для достижения других целей, а не самостоятельное действие. Соответственно, три важных новообразования раннего детства — речь, предметная деятельность и ходьба.

3. В раннем детстве обнаруживается связанность ребенка с конкретной ситуацией: поведение ребенка целиком определяется ситуацией, он не привносит в нее знаний о других возможных вещах и явлениях. Это связано со своеобразным единством между сенсорными и моторными функциями, тесной связанностью восприятия и эмоционального отношения.

4. Восприятие является ведущей психической функцией этого периода, что обусловливает специфику других психических функций: память проявляет себя в узнавании, мышление — как его наглядно-действенная форма и т.д. Общение со взрослым принимает в раннем детстве сначала форму ситуативно-делового, а к концу возраста — внеситуативно-познавательного общения. Центральным новообразованием возраста является возникновение у ребенка сознания, выступающего для других в виде собственного «Я». К трем годам обнаруживается осознание себя как отдельного активного субъекта, самоуправляющегося, имеющего свои чувства, желания и возможности. Все это проявляется в знаменитом кризисе 3 лет.

5. Основные симптомы кризиса 3 лет: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие (своенравие), протестное поведение, обесценивание требований взрослых, ревность, деспотизм.

6. Конструктивное содержание кризиса связано с нарастающей эмансипацией ребенка от взрослого. Кризис 3 лет — это перестройка социальных отношений ребенка, смена его позиции по отношению к окружающим взрослым и прежде всего к авторитету родителей — он пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими.

Тема 5. Специфика и условия развития детей в дошкольном детстве

1. Дошкольный возраст длится с трех до шести-семи лет жизни. Основная потребность дошкольника — жить общей жизнью со взрослыми — в современных исторических условиях напрямую не удовлетворяется, и жизнь ребенка проходит в условиях опосредствованной, а не прямой связи с миром. Такую связь осуществляет игра как ведущая деятельность ребенка.

2. Сущность игры, по Л. С. Выготскому, состоит в том, что она есть исполнение обобщенных желаний ребенка, основным содержанием которых является система отношений со взрослыми. Характерная черта игры состоит в том, что она позволяет ребенку выполнять действие при отсутствии условий реального достижения его результатов, поскольку мотив его заключен не в получении результата, а в самом процессе выполнения действия.

3. В игре и других видах деятельности дошкольника (рисовании, самообслуживании, общении) рождаются такие новообразования, как: иерархия мотивов, воображение, начальные элементы произвольности, понимание норм и правил социальных взаимоотношений и др.

4. На протяжении всего дошкольного детства ребенок интенсивно общается со взрослыми. Формы этого общения: сначала внеситуативно-познавательная (3—5 лет), в конце возраста — внеситуативно-личностная (после 5 лет).

Хотя взрослый остается центром мира детей примерно до 7 лет, уже в раннем дошкольном детстве появляется потребность в общении с другими детьми, удовлетворяющими потребность в доброжелательном внимании и выполняющими программу игрового сотрудничества и сопереживания.

5. Восприятие, внимание, память в дошкольном детстве характезуются нарастанием элементов произвольности, мышление приобретает форму наглядно-образного (осваиваются и элементы понятийного мышления), речь начинает выполнять функции планирования и регуляции деятельности, активно развивается воображение.

6. Развитие личности дошкольника связано с появлением соподчинения мотивов, нарастанием произвольности поведения, освоением ряда нравственных норм, психосексуальной идентификацией, формированием приблизительной временной перспективы, обретением более адекватной и устойчивой самооценки, появлением элементов социальной и личностной рефлексии, развитием высших чувств, дифференциацией внешнего и внутреннего мира и т.д.

Кризис 6-7 лет и психологическая готовность к школе

1. К концу дошкольного возраста складывается целая система противоречий (например, противоречие между возросшими интеллектуальными возможностями ребенка и специфически «дошкольными» способами их удовлетворения), свидетельствующая о формировании психологической готовности к школьному обучению. Становление ее предпосылок обусловлено кризисом 6-7 лет, который Л. С. Выготский связывал с утратой детской непосредственности и возникновением осмысленной ориентировки в собственных переживаниях (обобщением переживаний).

2. Л. И. Божович связывает кризис 6-7 лет с появлением системного новообразования — «внутренней позиции», выражающей новый уровень самосознания и рефлексии ребенка: он хочет выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, каковой в современных культурно-исторических условиях оказывается обучение в школе.

3. Структура психологической готовности к школе представлена мотивационной готовностью, готовностью познавательной сферы (интеллектуальной готовностью), социально-психологической и эмоционально-личностной готовностью. Предпосылки готовности создаются в рамках игровой деятельности дошкольника.

4. К 6-7 годам выделяются две группы детей: 1) дети, которые по внутренним предпосылкам уже готовы стать школьниками и осваивать учебную деятельность; 2) дети, которые, не имея еще этих предпосылок, продолжают оставаться на уровне игровой деятельности.

Тема 6. Специфика и условия развития в младшем школьном возрасте

1. В современной периодизации психического развития младший школьный возраст охватывает период от 6—7 до 9—11 лет, В школе система «ребенок—взрослый» дифференцируется на «ребенок—родители» и «ребенок—учитель». Последняя начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения с другими детьми.

2. Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте становится учение. Но в момент прихода в школу учебной деятельности как таковой еще нет, она должна быть создана в форме умений учиться.

3. Парадокс учебной деятельности состоит в том, что предметом изменения становится сам ребенок как субъект, осуществляющий эту деятельность. Учебная деятельность поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем w был» и «чем он стал».

4. В осваиваемой учебной деятельности формируются основные возрастные новообразования: интеллектуальная рефлексия, произвольность, внутренний план действия. В рамках овладения учебной деятельностью перестраиваются, совершенствуются все психические процессы.

5. Вторая по значению деятельность младшего школьника — труд в двух характерных для этого возраста формах: в форме самообслуживания и в форме изготовления поделок.

6. Все виды деятельности способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, память, воображение, восприятие приобретают характер большей произвольности, ребенок осваивает способы самостоятельного управления ими, чему помогает прогресс в речевом развитии. В умственном плане осваиваются классификации, сравнения, аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, становящиеся предпосылками будущего формирования формально-логического мышления.

7. Младший школьный возраст является периодом фактического складывания психологических механизмов личности, образующих в совокупности качественно новое, высшее единство субъекта — единство личности, появление «Я-концепции». Ребенок приобретает черты большей индивидуальности в поведении, интересах, ценностях, личностных особенностях.

Тема 7. Характеристика психологических особенностей подростков

1. Средний школьный возраст (от 9-11 до 14-15 лет) принято в психологии называть отроческим, или подростковым.

2. Процесс формирования новообразований, отличающих подростка от взрослого, растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и «детское», и «взрослое».

3. Л. С. Выготский центральным и специфическим новообразованием отрочества считал чувство взрослости — возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым.

4. Ведущие позиции начинают занимать общественно полезная деятельность и общение со сверстниками.

5. Возраст характеризуется перестройкой мотивационной сферы (в том числе наполняются новым смыслом и уже существующие мотивы), интеллектуальной сферы (в частности, появляются элементы теоретического мышления и профессиональная направленность интересов и жизненных планов), сферы взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но более всего — личностной сферы, самосознания.

6. Э. Эриксон говорит о формировании «Я — идентичности в этом возрасте.

Тема 8. Психологические особенности юношеского возраста

1. Юность охватывает период от 14—15 до 18 лет и подчеркивает в человеке момент сознательного самоопределения.

2. В психологических периодизациях А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина акцент ставится на новом типе ведущей деятельности — учебно-профессиональной. Л. И. Божович связывает юношество с определением своего места в жизни и внутренней позиции, формированием мировоззрения, моральным сознанием и самосознанием.

3. Переход к юношеству связан с расширением диапазона фактически доступных человеку или нормативно обязательных социальных ролей, с расширением сферы жизнедеятельности.

4. Важнейшими новообразованиями интеллектуальной сферы в юношеском возрасте становятся: развитие теоретического (гипотетико-дедуктивного, абстрактного) мышления, философская рефлексия; тяга к абстрагированию, широким обобщениям, поиску общих закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами; склонность преувеличивать силу своего интеллекта, уровень знаний и самостоятельности. Увеличивается степень индивидуализации в интересах и способностях, формируется индивидуальный стиль умственной деятельности.

5. Юношеский возраст связан с формированием активной жизненной позиции, самоопределением, осознанием собственной значимости, формированием убеждений и ценностей.

6. В социальном плане юношам свойственны осознание себя в качестве частицы, элемента социальной общности (социальной группы, нации и т.д.), выбор своего будущего социального положения и способов его достижения. Расширяется круг личностно значимых социальных отношений, нарастает потребность в дружеском, интимном общении.

7. В эмоционально-личностном плане юношеский возраст уязвим, так как ему свойственны противоречивость уровня притязаний и самооценки, противоречивость образа «Я», внутреннего мира и т.д. Нормы психического здоровья для юношей значительно отличаются от тех же норм для взрослых.

8. Центральное психологическое новообразование юношеского возраста — становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я». Это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, с новой стадией развития интеллекта, с открытием своего внутреннего мира и его эмансипацией от взрослых. Юноши особенно чувствительны к своим внутренним психологическим проблемам, склонны переоценивать их значимость.

9. В юношеском возрасте отмечается тенденция подчеркнуть собственную индивидуальность, непохожесть на других.

10. Опасностью этой стадии, по Э. Эриксону, является ролевое смешение, диффузия (спутанность) «Я»-идентичности. За кризисом идентичности следует либо обретение «взрослой идентичности», либо задержка в личностном развитии (синдром патологии идентичности).

Тема 9. Психология взрослого человека

Молодость

1. Границы молодости условно располагают на отрезке от 18—20 до 30 лет. С этим периодом жизни связывают становление самостоятельности и ответственности человека за свои поступки, способности принимать «смысложизненные» решения, закрепление мировоззренческих ориентаций, построение устойчивого «образа мира», определение перспектив и целей жизни и т.д.

2. Исследователи подчеркивают двоящийся характер молодости: обладая всей совокупностью прав вести взрослую жизнь, молодой человек далеко не всегда способен найти и реализовать в ней себя.

3. В молодости заканчивается общесоматическое развитие, достигают своего оптимума физическое и половое созревание. В молодости человек начинает осмысленно строить будущее, ориентируясь на всю возрастную перспективу в целом, а не только на овладение ценностями и целями ближайшего возрастного периода, как это было на всех предыдущих ступенях развития.

4. В молодости обнаруживается стремление к личностной экспансии, самовыражению (особенно в выборе профессии, профессиональном самоопределении, в карьере), построению жизненной стратегии.

5. Поиск партнера для жизни, отделение от родительской семьи, приобретение профессии и начало собственной профессиональной и личностной жизни — условия для выработки собственного индивидуального жизненного стиля, обретения и реализации индивидуальных смыслов жизни. Смысл жизни — одна из основных категорий, которыми оперирует молодость.

7. В эмоциональном плане для молодого человека самопринятие — важнейшее условие самореализации. В молодости человек способен отнестись к себе реалистично и критично, принять минусы своего развития.

8. Для молодости особое значение имеет выстраивание системы личных нравственных, культурных, духовных ценностей, сопряженное с осознанием собственной уникальности и неповторимости.

9. Поскольку возраст предполагает осознание наличия разнообразнейших возможностей жизнеутверждения, стремление перемениться, стать другим, обрести новое качество выражается в кризисе молодости, обобщенным и передаваемым.

10. В молодости особое значение имеет самоощущение, внутренняя душевная жизнь. У человека появляется новый интерес к самому себе не только как к индивиду или личности, но как к экзистенции, явлению более высокого порядка — воплощению предназначения свыше, призвания и т.п.

11. В социальном плане ведущее место занимает поиск партнера и вступление в брак, с которыми связаны новые социальные роли (супруг, сексуальный партнер, родитель), в эмоциональном— любовь.

Взрослость (зрелость)

1. Взрослость (зрелость) соотносят с возрастом от 30 до 55—65 лет. Отрасль научного знания, связанную с анализом взрослости, называют акмеологией.

2. В физиологическом плане взрослость связывают с оптимальным функционированием всех систем организма; в социальном и юридическом планах — с возможностью соблюдать нормы и правила социальной жизни, занимать определенные статусные позиции, демонстрировать уровень своих социальных достижений (образование, профессия, укорененность в социальных сообществах и т.д.), нести ответственность за собственные решения и поступки.

3. Психологически взрослость соотносится с собственным отнесением человеком себя к определенной возрастной когорте (для последнего очень важно наличие семьи и опыт родительства), с переживанием собственной жизни среди людей; отношением не только к себе самому, к своему «Я», но и к более широкому контексту осуществления жизни, возможности повлиять на мир и изменить его, вписывания себя в универсум.

4. Э. Эриксон считал взрослость центральной стадией жизненного пути человека, характеризующейся переживанием нужности другим.

5. Основные новообразования возраста — производительность (ге-неративность) и порождение (продолжение рода) — реализуются в заботе о воспитании нового поколения, продуктивной трудовой деятельности, индивидуальном творчестве.

6. Если ситуация развития во взрослости неблагоприятная, имеет место регрессия к обсессивной потребности в псевдоблизости: появляется чрезмерная сосредоточенность на себе, приводящая к косности и застою, личностному опустошению — кризису зрелости.

7. Со взрослостью принято связывать такие новые личностные характеристики, как: 1) умение брать на себя ответственность; 2) стремление к власти, инициатива и организаторские способности; 3) способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других; 4) самостоятельность, уверенность в себе и целеустремленность; 5) склонность к философским обобщениям; 6) защита системы собственных принципов и жизненных ценностей; способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой воли; 7) формирование индивидуального жизненного стиля; 8) стремление оказывать влияние на мир и «отдавать» индивидуальный опыт молодому поколению; 9) реализм, трезвость в оценках и чувство «сделанности» жизни; 10) стабилизация системы социальных ролей и др.

Старение и старость

1. Период старости наступает при пересечении человеком условной границы в 60—65 лет, но процент людей этого возраста, не считающих себя стариками, в мире с каждым годом нарастает в связи с общим прогрессом медицины, социальным прогрессом и повышением качества жизни.

2. Процесс старения неоднороден. Традиционно выделяют пожилой возраст (60-75 лет), старческий возраст (75-90 лет) и долгожительство (старше 90 лет).

3. Старость — явление в большей степени социального, чем физиологического порядка, психопогически развитие продолжается и в старости.

4. Э. Эриксон считал старость стадией развития личности, на которой возможно либо обретение такого качества, как интегративность — целостность личности, либо переживание отчаяния от того, что жизнь почти кончена, но прожита она не так, как хотелось и планировалось.

5. Основным новообразованием старости Э. Эриксон предложил считать мудрость как форму такого независимого и в то же время активного взаимоотношения человека с его ограниченной смертью жизнью, которая характеризуется зрелостью ума, тщательной обдуманностью суждений, глубоким всеобъемлющим пониманием.

6. На работу психических функций в старости влияет трудовая деятельность, осуществляемая или продолжаемая человеком, так как она приводит к сенсибилизации включенных в нее функций и тем самым способствует их сохранности.

7. Душевное здоровье стареющего человека определяется его вовлеченностью в общение. Сужение социальных связей связано с прекращением обязательной профессиональной деятельности, с постепенным «вымыванием» возрастной когорты сверстников, с нарастающей усталостью от интенсивных социальных контактов.

8. После 60 лет постепенно приходит осознание социального отчуждения стариков от последующих поколений, которое переживается болезненно, особенно в обществах, где нет необходимой социальной поддержки старости.

9. У людей преклонного возраста постепенно перестраивается мо-тивационная сфера: ведущими потребностями становятся телесные потребности, потребность в безопасности и надежности.

10. Как правило, старики не строят долгосрочных планов — это связано с общим изменением временной жизненной перспективы. Психологическое время меняется в старости, и большее значение теперь имеет жизнь в настоящем и воспоминания о прошлом, чем будущее.

11. «Вечно молодыми» хотят остаться только нереализовавшиеся и незрелые пожилые люди, с неустоявшейся самооценкой, депривированные и фрустрированные жизнью, а для большинства стариков более ценным оказывается чувство «реализованности» возраста.

12. Особое значение имеют осуществление пожилыми людьми творческой деятельности, вспышки новых способностей (особенно творческого плана).

Смерть как кризис индивидуального существования

1. Смерть в современной психологии осмысляется как кризис индивидуальной жизни, последнее критическое событие в жизни человека.

2. Ф. Арьес считал, что установки человека в отношении смерти на определенном этапе исторического развития непосредственно связаны с самосознанием и осмыслением человечеством самого себя. Он выделяет пять этапов изменения этих установок: «прирученная смерть», «смерть своя», «смерть далекая и близкая», «смерть твоя», «смерть перевернутая».

3. Отношение к смерти в историко-культурной перспективе менялось по нескольким направлениям: 1) развитие индивидуального самосознания; 2) развитие защитных механизмов против сил природы; 3) трансформация веры в загробное существование; 4) трансформация веры в связь между смертью и грехом, страданием.

4. Многие исследователи считают, что психологически страх смерти не врожденное, а приобретаемое в ходе жизни свойство психики (считается, что для животных категория смерти не существует и животные смерти не боятся).

5. Приводя данные исследования умирающих больных, Э. Кюблер-Росс говорит о пяти стадиях изменения отношения человека к собственной смерти: стадии отрицания, гнева, торга, депрессии, принятия.

6. Р. Моуди указывает, что пережитый опыт умирания производит на многих людей умиротворяющее воздействие. Они а) перестают бояться смерти; б) производят переоценку основных представлений; в) изменяют образ жизни.

7. Особый вопрос современности, имеющий нравственную подоплеку, — индивидуальное право человека на добровольную смерть и проблема эвтаназии (убийства из милосердия).

Литература

Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. — М., 1977.

Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.

Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.

Аверин В. А. Психология детей и подростков. — СПб., 1994.

Александер Ф., Слисник Ш. Человек и его душа. Познание и врачевание от древности и до наших дней. М.: Изд. группа «Прогресс» — «Культура», 1995.

Александрова М. Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. — Л.: ЛГУ, 1974.

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л., 1969.

Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. — М., 1973.

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука,1977.

Аргайл М. Психология счастья. М.: Прогресс, 1990.

Аршавский И. А. Основы возрастной периодизации//Возрастная физиология. Руководство по физиологии. — Л.: Наука, 1975.

Арьес Ф. Возрасты жизни//Философия и методология истории. — М., 1977.

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. — М.: Прогресс, Прогресс-Академия, 1992.

Арьес Ф. Века детства. — Обнинск, 1993 (или: Журнал практического психолога. 1997. № 1).

Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. — Екатеринбург: Изд-во Уральск, ун-та, 1999.

Байярд P., БайярдДж. Ваш беспокойный подросток. — М.: Просвещение, 1991.

Балахонов А. В. Ошибки развития. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.

Бауэр Т. Психическое развитие младенца. — М.: Прогресс, 1985.

Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. — СПб.: Изд-во международного фонда истории науки, 1991.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986.

Блюм Г. Психоаналитические теории личности. — М.: КСП, 1996.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.,1968.

Бочаров В. В. Антропология возраста. — СПб.: Изд-во СП6ГУ, 2000.

Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. — М.: Педагогика, 1990.

Брусиловский А. И. Жизнь до рождения. Эмбриология человека. — М.: Знание, 1991.

Будницкая И. И., Катаева А. А. Ребенок идет в школу. — М.: Педагогика, 1985.

Бурльер Ф. А. Старение и старость. — М.: Мир, 1962.

Бурменская Г. В., Обухова Л. Ф., Подольский А. И. Современная американская психология развития. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.

Валлон А. От действия к мысли. — М.: Просвещение, 1957.

Валлон А. Психическое развитие ребенка. — М.: Просвещение, 1968.

Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоение языка. — М.: Просвещение, 1987.

Внешняя среда и психическое развитие ребенка/Под ред. Р. В. Тонко-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, Э. Хабинаковой. — М.: Медицина, 1984.

Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1989.

Возрастные особенности учащихся и их учет в организации учебно-питательного Процесса/Под ред. В. В. Давыдова, Д. И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1975.

Выготский Л. С. Мышление и речь//Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. — М.: Педагогика, 1982.

Выготский Л. С. Кризис первого года жизни//Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. — М.: Педагогика, 1984.

Выготский Л. С. Кризис трех лет//Собр. соч. Т. 4. — М.: Педагогика, 1984.

Выготский Л.С. Кризис семи лет//Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984.

Выготский Л. С. Младенческий возраст//Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984.

Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка//Собр. соч. Т. 6. М.: Педагогика, 1984.

Выготский Л. С. Проблема возраста//Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. — М.: Педагоги-, 1984.

Выготский Л. С. Раннее детство//Собр. соч. Т. 4. — М.: Педагогика, 1984.

Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. римитив. Ребенок. — М.: Педагогика-Пресс, 1993.

Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. — М., 1984.

Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до 7 лет. — М., 1992.

Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. — М., 1978.

Гамезо М. В., Герасимова В. С., Орлова Л. М. Младший школьник. Психодиагностика и коррекция развития. — М., 1995.

Гарбузов В. И. От младенчества до отрочества. — Л., 1991.

Головаха Е., Кроник А. Психологическое время личности. — Киев: Наукова умка, 1984.

Готовность детей к школе: Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. — М., 1989.

Граф С., ХэлифаксД. Человек перед лицом смерти. — М.: Изд-во Транс-персонального института, 1996.

Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников. — М., 1988.

Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. — М.: НПО «Образование», 1996.

Дети с нарушениями общения. Ранний детский аутизм /К. С. Лебединская, О. С. Никольская и др. — М., 1989.

Деятельность и взаимоотношения дошкольников/Под ред. Т. А. Репиной. М., 1987.

Джайнотт X. Дж. Родители и дети. — М.: Педагогика, 1986.

Диагностика умственного развития дошкольников/Под ред. Л. А. Венгера, В. В. Холмовской. — М.: Педагогика, 1978.

Дольто Ф. На стороне ребенка. — СПб.: Петербург-XXI век, 1997.

Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. — М.: Педагогика, 1985.

Дубровина И. В. Об индивидуальных особенностях школьников. — М.: Педагогика, 1975.

Ермолаев О.Ю., Марютина Т. М.. Мешкова Т. А. Внимание школьника. М., 1987.

Жутикова Н. В. Учителю о практике психологической помощи. — М., 1988.

Зак А. 3. Развитие теоретического мышления у младших школьников. — М., 1984.

Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В 2 т. — М.: Педагогика, 1986.

Захаров А. И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. — СПб.: Союз, 1998.

Зеньковский В. В. Психология детства. — Екатеринбург: Деловая книга, 1995.

Зинченко В. П. Культурно-историческая психология: опыт амплификации//Вопросы психологии. 1993. № 4.

Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. — М.: Тривола, 1994.

Зорза P., Зорза В. Путь к смерти: Жить до конца. М.: Прогресс, 1990. Изучение мотивации поведения детей и подростков/Пол ред. Л. И. Бо жович, Л. В. Благонадежиной. — М.: Педагогика, 1972.

Изучение развития и поведения детей/Ред. Л. П. Липпситт, Ч. К. Спай-кер. — М.: Просвещение, 1966.

Индивидуальные варианты развития младших школьников/Под ред. Л. В. Занкова, М. В. Зверевой. — М., 1973.

Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей. — Л.: Медицина, 1988.

Исенина Е. И. Дослювесный период развития речи у детей. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1986.

Исследование развития познавательной деятельности/Под ред. Дж. Бру-нера, Р. Олвер, П. Гринфилд. — М.: Педагогика, 1971.

История зарубежной дошкольной педагогики/Сост. Н. Б. Мчелидзе и др. — М.: Просвещение, 1986.

Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. — М.: Педагогика, 1991.

Калиновский П. Переход. Последняя болезнь, смерть и после. — М.: Новости, 1991.

Канунго М. Биохимия старения. — М.: Мир, 1982.

Карандашев В. Н. Жить без страха смерти. — М.: Смысл, Академический проект, 1999.

Карандашев Ю. Н. Основы возрастной диагностики психического развития в раннем детстве. — Минск: МГПИ им. М. Горького. 1993.

Карандаше» Ю. Н. Психология развития. Введение. — Минск: Каранда-шевЮ.Н.,1997.

Карлссон Л., Карлссон В., Оккерман М. Ребенок от 0 до 2 лет. — М.: Знание, 1983.

Карсаевская Т. В., Шаталов А. Т. Философские аспекты геронтологии. — М., 1978.

Kite М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. — М.: Педагогика, 1991.

Клупт М. А. Время в жизни человека (демографический аспект).

М.: Мысль, 1985.

Коган Л. Н. Человек и его судьба. М., 1988. Козлова Г. 3. Возрастные группы в научном коллективе. — М., 1983.

Кошова С. И., Семенова Е., Демикова Н. С., Блинникова О. Е. Наследственные синдромы и медико-генетическое консультирование. — Л.: Медицина, 1987.

Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. — М.: Просвещение, 1988.

Кон И. С. Возрастные категории в науках о человеке и обществе//Социологические исследования. 1978. № 3.

Кон И. С. Открытие «Я». — М.: Политиздат, 1978.

Кон И. С. Психология старшеклассника. — М., 1980.

Кон И. С. В поисках себя. — М.: Политиздат, 1984.

Кон И. С. Дружба: Этико-психологический очерк. — М.: Политиздат, 1987.

Кон И. С. Ребенок и общество. — М.: Наука, 1988.

Кон И. С. Психология юношеского возраста. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999.

Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. — М,: Когито-Центр; изд-во «Институт психологии РАН», 1997.

Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок: Психологическая готовность к школе. — М.: Знание, 1987.

Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991.

Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000.

Кудрявцев В. Т. Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода. Ч. 1. — Рига: Педагогический центр «ЭКСПЕРИМЕНТ». 1999.

Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Исследование познавательной активности учащихся вечерней школы. Самоорганизация познавательной активности личности как основа готовности к самообразованию. — М.: Педагогика, 1977.

Курцмен Дж., Гордон Ф. Да сгинет смерть! — М.: Мир, 1972. Лабиринты одиночества. Пер. с англ./Сост. Н. Е. Покровский. — М.: Прогресс, 1989.

Лаврин А. П. Хроники Харона: Энциклопедия смерти. — М.: Московский рабочий, 1993.

Лаврин Л. Тысяча и одна смерть. — М.: Ретекс, 1991.

Лангмейер И., Матейчек 3. Психологическая депривация в детском возрасте. — Прага: Авиценум, 1984.

Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971

Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка//Проблемы развития психики. — М., 1981.

Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры//Проблемы развития психики. — М., 1981.

Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — М.: Педагогика, 1983.

Лешли Дж. Работать с маленькими детьми: поощрять их развитие и решать их проблемы. — М., 1991.

Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. — Калуга, 1994.

Липкина А. И. Самооценка школьника. — М., 1976.

Лисина М. И. Проблема онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 1986.

Лич П. Ребенок от рождения до пяти лет. М.: Педагогика, 1985. (СПб.: Лениздат, 1993).

Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.: Медицина, 1977.

Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия/Ред.-сост. В. С. Мухина. — М.: Просвещение, 1991.

Лукоянов Е. К. Если вашему ребенку трудно учиться. — М.: Знание, 1980.

Лупан С. Поверь в свое дитя. — М.: Эллис Лак, 1993.

Макферлайн А., Макферсон А. Дневник подростка. — М.: Медицина, 1992.

Маркова А. К. Психология усвоения языка как средства общения. — М.: Педагогика, 1974.

Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. — М.: Педагогика, 1983.

Марцинковская Т.Д. История детской психологии. М.: Владос, 1998.

Массен П., Конджер Дж., Каган Дж., Хьюстон А. Развитие личности ребенка. — М., 1987.

Матейчек 3. Родители и дети. — М.: Просвещение, 1992.

Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. — М., 1984.

Мерлин В. С. Психология индивидуальности. — М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1996.

Мид М. Культура и мир детства. — М.: Наука, 1988.

Миллер С. Психология игры. — М.: Университетская книга, 1999.

Моргун В. Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.

Моуди Р. Жизнь после жизни. — М.; Рига, 1991.

Мудрик А. В. Современный старшеклассник: Проблемы самоопределения. — М., 1977.

Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. — СПб.: СП6ГУ, 1999.

Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. — М.: Педагогика, 1981.

Мухина В. С. Проблемы генезиса личности. — М.: Педагогика, 1985.

Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. — М.: Просвещение, 1986.

Нарциссов Р. П. О материнстве. — Пущино, 1985.

Натанзон Э. Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. — М., 1984.

Негневицкая Е. И., Шахнармич А. М. Язык и дети. — М.: Наука, 1981.

Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет. — М.: Педагогика, 1992.

Обухова Л. Ф. Этапы развития детского мышления. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.

Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.

Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: Тривола, 1995.

Общение и речь. Развитие речи у детей в общении со взрослыми/Под ред. М. И.Лисиной. — М.: Педагогика, 1985.

Общение и формирование личности школьника/Под ред. А. А. Бодале-ва, Р. Л. Кричевского. — М., 1987.

Особенности обучения и психического развития школьников 13—17 лет/ Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова. — М.: Педагогика, 1988.

Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста/Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. — М.: Педагогика, 1988.

Первый год жизни вашего ребенка/Сост. Л. Ф. Островская. — М.: Педагогика, 1983.

Перре-Клермон А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. — М.: Педагогика, 1991.

Петрунек В. П., Таран Л. Н. Младший школьник. — М., 1981.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1969.

Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977.

Покровская Т. И., Нарицына Р. М. Сомато-психическое развитие детей в зависимости от антенатального периода. Л.: Медицина, 1978.

Помощь родителям в воспитании детей/Общ. ред. В. Я. Пилиповского — М.: Прогресс, 1992.

Практическая психология образования/Под ред. И. В. Дубровиной. — М.:Сфера, 1997.

Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогический аспект/Под ред. Н. Н. Полдьякова, Н. Я. Михайленко. — М., 1987.

Проблемы постнатального сомато-психического развития/Под ред. Г. К. Ушакова, Г. Гельнитца, Г. Эггерса. — М.: Медицина, 1974.

Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование/Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1990.

Психологические проблемы юности/Под ред. А. В. Петровского. М., 1969.

Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных Процессов/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. — М.: Просвещение, 1964.

Психология личности и деятельности дошкольника/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. — М.: Просвещение, 1965.

Психология личности и образ жизни/Отв. ред. Е. В. Шорохова. — М., 1987.

Психология развивающейся личности/Под ред. А. В. Петровского. — М. Педагогика, 1987.

Психология современного подростка/Под ред. Д. И. Фельдштейна. М. Педагогика, 1987.

Пузырей А. А. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского и современная психология. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.

Пэрну Л. Я воспитываю ребенка. — СПб.: Лениздат, 1992.

Развитие личности и деятельности дошкольника/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1965.

Развитие личности ребенка/Под ред. А. М. Фонарева. — М.: Прогресс, 1987.

Развитие логической памяти удетей/Под ред. А. А. Смирнова. — М.: Педагогика, 1976.

Развитие мышления и умственное воспитание лошкольника/Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. — М.: Педагогика, 1985.

Развитие общения дошкольников со сверстниками/Под ред. А. Г. Рузской. — М., 1989.

Развитие общения у дошкольников/Под ред. М. И. Лисиной, А. В. Запорожца. — М.: Педагогика, 1974.

Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного вос-питания/Подред.Л.А. Венгера. — М.: Педагогика, 1986.

Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности/Под ред. В. В. Давыдова. — М., 1983.

Развитие психофизиологических функций у взрослых людей/Под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой. — М.: Педагогика, 1972.

Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования/Под ред. А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович. — М.: Педагогика, 1986.

Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб.: Питер, 1999.

Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. — М.: Мир, 1994.

Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. — М.: Педагогика, 1988.

Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М.: Педагогика, 1988.

Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. — Л.: ЛГУ, 1990.

Рязанцев С. Философия смерти. — СПб.: Спикс, 1994.

Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2001.

Сапогова Е. Е. Своеобразие переходного периода у детей 6—7-летнего возраста//Психология дошкольника. Хрестоматия/Сост. Г. А. Урунтаева. — М.: Академия, 1997.

Сапогова Е. Е. Шестилетний ребенок: Вопросы и ответы. — Тула: Приокское книжное издательство, 1992.

Сколько вам лет? Линия жизни глазами психолога/Под ред. А. А. Кроника. — М.: Школа-Пресс, 1993.

Слободчиков В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека//Вопросы психологии. 1986 № 6

Слободчиков В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития//Вопросы психологии. 1991. № 2.

Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. — М.: Школьная Пресса, 2000.

Снайдер М., Снайдер P., Снайдер-мл. Р. Ребенок как личность: становление культуры справедливости и воспитание совести. — М.: Смысл; СПб.: Гармония, 1994.

Соколова В. Н., Юзефович Г. Я. Отцы и лети в меняющемся мире. — М.: Просвещение, 1991.

Спиваковская А. С. Как быть родителями. О психологии родительской любви. — М.: Педагогика, 1986.

Степанова Е. И. Умственное развитие и обучаемость взрослых. — Л., 1981.

Степанова Е. И. Психология взрослых. Экспериментальная акмеология. — СПб.: Алетейя, 2000.

Сталин В. В. Самосознание личности. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.

Субботский Е. В. Как рождается личность. — М.: Знание, 1978.

Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. — М.: Просвещение, 1991.

Тайсон P., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития. — Екатеринбург: Деловая книга, 1998.

Талызина Н. Ф. Формирование учебной деятельности младших школьников. — М., 1988.

Толстых А. В. Опыт конкретно-исторической психологии личности. — СПб.: Алетейя, 2000.

Толстых Н. Н. Социальная ситуация развития и проблема возраста/Формирование личности в онтогенезе. — М.: Педагогика, 1991.

Уайт Б. Первые три года жизни. — М.: Педагогика, 1982.

Умственное воспитание и речевое развитие в детском саду/Под ред. Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина. М.: Педагогика, 1984.

Феномен долгожительства/Огв. ред. С. И. Брук. М., 1982.

Фельдштейн Д. И. Психология воспитания подростка. — М.: Педагогика,

1978.

Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. — М.: Педагогика, 1989.

Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. — М.: Флинта, 1997.

Флейвелл Д. X. Генетическая психология Жана Пиаже. — М.: Просвещение, 1967.

Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992.

Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту/Под ред. И. В.Дубровиной. — М.: Педагогика, 1987.

Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. — М.: Наука, 1989.

Фрейд 3. Психология бессознательного. — М.: Просвещение, 1989.

Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности. — М.: МЦ «Система» при

МК ВЛКСМ, 1990.

Фромм А. Азбука для родителей. — Л.: Ленато, 1991.

Фромм Э. Искусство любить//Фромм Э. Душа человека. — М.: Республика, 1992.

Фромм Э. Человек для себя. — М.: Прогресс, 1992.

Хелус 3. Понимаете ли вы ученика? — М., 1987.

Хоментаускос Г. Т. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989.

Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. — М.: Прогресс-Универс, 1993.

Хуземан Ф. Об образе и смысле смерти. История, физиология и психология проблемы смерти. — М.: Энигма, 1997.

Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. — М.: Прогресс, 1993.

Чистович Л., Кожевникова Е. Разум, чувства и способности младенца. Пособие для любопытных родителей. — СПб.: Петербург-XXI век, 1996.

Чуприкова Н. И. Психология умственного развития. Принцип дифференциации. — М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1997.

Шахматов Н. Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. — М.: Медицина, 1996.

Шванцара И. и колл. Диагностика психического развития. — Прага: Авиценум, 1978.

Шевцов А. А. Введение в общую культурно-историческую психологию. — СПб.: Тропа Троянова, 2000.

Эльконин Д. Б. Детская психология. — М.: Учпедгиз, 1960.

Эльконин Д. Б. Психология игры. — М.: Педагогика, 1978.

Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989.

Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. — М.: Тривола, 1994.

Эриксон Э. Детство и общество. — СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Прогресс, 1996.

Янкова 3. А., Ачильдиева Е. Ф., Лосева О. К. Мужчина и женщина в семье. — М.: Финансы и статистика, 1983.

Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990.

Франус Э. Развитие младенца. Варшава: Нашаксегарня, 1961.

Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. — М.: Педагогика-Пресс,1993.

1Данное учебно-методическое пособие подготовлено на основе публикаций Е.Е. Сапоговой