Тест по философии — итоговый — 100 вопросов

Вопрос 1. Философия, как наука – это:

— знание о делах божественных и человеческих.

— любовь к мудрости.

— огромный пласт человеческого знания и духовной деятельности.

— мировоззренческая и общеметодологическая основа познания.

Вопрос 2. Диалектика сущности и явления характеризует следующее понимание их взаимосвязи:

— каждый объект представляет собой единство явления и сущности, т.е. внешнего и внутреннего содержания.

— диалектическая связь между общим и единичным.

— направленность развития от простого к сложному.

— все перечисленные.

Вопрос 3. Что характерно для эпистемной линии в философии?

— понимание философии в качестве высшей науки.

— отождествление философии с теологией.

— утверждение в качестве субстанции только одного начала.

— рассмотрение действительности как постоянно развивающейся.

Вопрос 4. Каково главное основание различий между диалектикой и метафизикой – в выяснении:

— существуют ли тесные взаимодействия и всепроникающие связи между явлениями и предметами? Диалектика – да. Метафизика – нет.

— в чем заключается источник развития? Диалектика – во внутренней противоречивости объекта. Метафизика – источник развития чисто внешние причины.

— что происходит в результате развития или изменения? Диалектика – становление нового качества, нового объекта с новыми противоположностями. Метафизика – происходят частичные изменения, преимущественно количественные.

— все перечисленные.

Вопрос 5. Основа синергетического подхода заключается в следующем:

— недостижимость жесткой обусловленности и программирования тенденций развития (эволюции) сложноорганизованных систем.

— созидательный потенциал хаоса (случайности) самодостаточен для возникновения новых организационных форм.

— любая сложная система имеет несколько направлений развития (альтернатива сценариев), осуществляющаяся в точках бифуркации (ветвления).

— все перечисленные.

Вопрос 6. Познание – это:

— сложный процесс, результатом которого может быть как истинное (адекватное) или неадекватное знание о мире (заблуждение).

— достижение представления о действительности.

— воссоздание образа предмета.

— естественное продолжение чувственного уровня осмысления действительности.

6 стр., 2662 слов

Диалектика и метафизика

... противоположностей). Материалистическая диалектика К.Маркса в качестве первичной признает диалектически развивающуюся объективную материальную действительность, отражением которой выступают категории и законы мыслительной деятельности людей. Антиподом диалектики является метафизический метод. Термин «метафизика» (от лат. ...

Вопрос 7. Суждения – это:

— форма рациональности, которая объединяет ряд понятий по правилам формальной логики в законченную мысль.

— знание, заключенное в самих понятиях суждения.

— система суждений, в котором новое знание выводится из предварительных суждений.

— приближение к теории, определенный фрагмент теории.

Вопрос 8. В гносеологическом аспекте сознание – это:

— субъективный образ объективного мира.

— выражение активности человеку по отношению к миру.

— содержание «субъективного образа», исходящее как от предмета (оно объективно), так и от субъекта, который наделяет объект дополнительными свойствами, характеристиками, своим собственным видением.

— все перечисленное.

Вопрос 9. Философия истории и общественных процессов анализирует исторический процесс с точки зрения:

— исторического времени.

— смысла и направленности истории.

— прогресса и регресса исторического движения.

— все перечисленное.

Вопрос 10. Восприятие – это:

— чувственный образ внешних характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств.

— психическая и духовная способность человека выбрать цель и средства ее достижения.

— чувственный образ внешних характеристик предметов и процессов материального мира.

— индивидуализированный акт принятия чего-либо.

Вопрос 10. Идеализация – это:

— метод познания.

— прием научного исследования, заключающийся в том, что человек силой мысли образует объекты, не существующие в действительности, но имеющие свои прообразы.

— отвлечение от неглавных, несущественных характеристик объекта, от условий, в которых существует реальный прообраз (например, идеальный газ, абсолютная текучесть т.д.).

— все перечисленное.

Вопрос 11. Материя – это:

— понятие, обозначающее отличительный признак очевидной пространственной телесности.

— вся объективная реальность, данная человеку в его ощущениях.

— весь существующий мир чувственно отражаемых объектов, представленный в самых разных формах бытия и движения.

— обозначение действительности.

Вопрос 12. Сенсуализм – это:

направление в теории познания, согласно которому чувственность является главным источником достоверного, истинного знания, а рассудок и разум выполняют лишь вспомогательные, классифицирующие функции.

— слитный, целостный, нерасчлененный — характеризует первоначальное состояние процесса, когда еще все находится в единстве и нет выделения каких-либо частей.

— философская концепция, подвергающая сомнению возможность получения истинного знания.

— диалектико-логическая операция, ведущая к появлению нового качества и исчезновению (относительному) старого качества.

Вопрос 13. Кто относится к представителям субъективного идеализма?

— Плотин, Бёме, Ясперс.

— Кант, Юм.

— Гольбах, Фейербах, Энгельс.

— Платон, Гегель.

11 стр., 5013 слов

Глава I. Теоретические вопросы развития просодической стороны ...

... 3 ребёнка с ринолалией, 3 ребёнка без нарушений речи. Глава I. Теоретические вопросы развития просодической стороны речи у детей с ринолалией Понятие «ринолалия» в психолого-педагогической литературе ... просодической стороны речи еще в дошкольном возрасте, так как эта работа стимулирует развитие связной речи, позволяет избежать таких недостатков высказывания как монотонность, нерасчленность речи, ...

Вопрос 14. Сущность материалистического понимания истории состоит в том, что:

— производство и вслед за ним обмен его продуктов составляют основу всякого общественного строя.

— исторический процесс, общественное бытие носят объективный характер.

— главной движущей силой, преобразовывающие жизнь общества, являются народные массы.

— все перечисленное.

Вопрос 15. Специфические черты социальная закономерность проявляются в том, что:

— общественные отношения принимают форму общественных интересов, потребностей, целей.

— социальные законы по характеру своей деятельности — статистические.

— спецификой социальных законов является их историчность.

— все перечисленное.

Вопрос 16. Что НЕ относится к социальным законам:

— закон определяющей роли способа производства по отношению к другим сферам деятельности.

— закон определяющей роли экономического базиса по отношению к надстройке.

— закон соответствия производственных отношений уровню и характеру производственных сил.

— закон абсолютной самостоятельности общественного сознания.

Вопрос 17. Какие концепции НЕ связаны с категориями пространства и времени:

— субстанциальная концепция.

— реляционная концепция.

— однородность и необратимость.

— статичность и динамика.

Вопрос 18. Что НЕ относится к концепциям личности:

— личность как функциональная (ролевая) характеристика человека.

— личность как сущностная характеристика человека.

— личность как индивидуальная изменчивость в процессе жизни.

— совокупность индивидуальных свойств личности.

Вопрос 19. Каковы наиболее важные результаты философии европейского Возрождения:

— методы экспериментально-математического исследования природы.

— детерминистское истолкование действительности, противоположное теологическому истолкованию.

— формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение субъектов, с которыми человек соприкасается в своей жизни, человеческими качествами) законов природы.

— все перечисленное.

Вопрос 20. Философия от других видов знания и других форм духовной деятельности отличается следующими параметрами:

— философия строит отношения человека с миром с позиций разума и размышления.

— философия – одна из первых форм теоретического знания вообще, она является прародительницей имеющихся у человечества наук.

— философия не существует иначе, как в системе понятий, и усвоение философии идет, прежде всего, через овладение ее понятийным аппаратом.

— все перечисленные.

Вопрос 21. Кому принадлежит данное высказывание: «Я утверждаю, что никаких вещей нет. Мы просто привыкли говорить о вещах; на самом деле есть только мое мышление, есть только мое «Я» с присущими ему ощущениями. Материальный мир нам лишь кажется, это лишь определенный способ говорить о наших ощущениях»?

— материалисту.

— объективному идеалисту.

— дуалисту.

— субъективному идеалисту.

Вопрос 22. О каком историческом типе мировоззрения идет здесь речь: «Это — целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции»?

6 стр., 2943 слов

Вопрос 1 Человек как биосоциальная система. Соотношение природного ...

... «индивид». Понятие «индивид» зачастую употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных ... преступника). Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии, социологии. Социология содержит множество теорий личности, которые отличаются друг ...

— мифологии.

— религии.

— философии.

— науке.

Вопрос 23. Некоторые христианские богословы утверждают, что весь мир. Вся Вселенная были созданы Богом за шесть дней, а сам Бог представляет собой бестелесный интеллект, всесовершеннейшую Личность. Какому философскому направлению соответствует такой взгляд на мир?

— пантеизму.

— субъективному идеализму.

— объективному идеализму.

— вульгарному материализму.

Вопрос 24. С утверждением: «Мышление является таким же продуктом деятельности мозга, как желчь – продуктом деятельности печени» согласился бы представитель:

— метафизического материализма.

— диалектического материализма.

— вульгарного материализма.

— естественнонаучного материализма.

Вопрос 25. Направление западноевропейской философии, отрицающее познавательную ценность философии, наличие у неё собственного, самобытного предмета:

— философия жизни.

— прагматизм.

— неотомизм.

— позитивизм.

Вопрос 26. Кто является автором следующих произведений: «Весёлая наука», «По ту сторону добра и зла», «Человеческое, слишком человеческое»?

— Фридрих Ницше.

— Мартин Хайдеггер.

— Анри Бергсон.

— Людвиг Фейербах.

Вопрос 27. Направление современной философии, являющееся материалистическим:

— неотомизм.

— марксизм.

— экзистенциализм.

— феноменология.

Вопрос 28. Термин «экзистенциализм» происходит от французского слова, которое в переводе на русский язык означает:

— любовь.

— познание.

— существование.

— развитие.

Вопрос 29. Форма бытия, находящаяся в центре внимания экзистенциализма:

бытие природы.

— индивидуальное бытие человека.

— бытие общества.

— бытие Абсолютного Духа.

Вопрос 30. Положения об абсолютной свободе человека, его заброшенности и одиночестве, о пограничной ситуации, способной открыть истинную сущность человека, обосновывались в философии:

— неопозитивизма.

— экзистенциализма.

— структурализма.

— психоанализа.

Вопрос 31. Направление философии, в котором человек рассматривается как самодетерминирующееся, самосозидающее существо:

— фрейдизм.

— экзистенциализм.

— феноменология.

— прагматизм.

Вопрос 32. Экзистенциалистскому взгляду на человека соответствует утверждение о том, что:

— в нашей жизни всё случайно, непредсказуемо, а потому надо плыть по течению и надеяться на везение.

14 стр., 6701 слов

Бытие, материя, сознание, как исходные философские категории

... философии свойственно стремление искать в бытии некую прочную основу пестрого мира явлений, потому что только на прочное можно опереться как в познании, ... и эмпириокритицизм": "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, ... вопрос и в том смысле, что обе неразрывные стороны лежащего в его основе противоречивого отношения (как бытие, ...

— человеческие поступки определяются бессознательными желаниями, о которых мы можем не догадываться.

— что бы человек ни предпринимал, всё, в конечном счёте, зависит не от него, а от судьбы, рока.

— человек обречён быть свободным и нести за свои поступки абсолютную ответственность.

Вопрос 33. К важнейшим особенностям русской философии нельзя отнести

— стремление к целостному познанию.

— нравственно-антропологический характер.

— до-систематический, до-логический характер.

— эмпирико-сенсуалистический характер.

Вопрос 34. Одной из сквозных идей русской философии является идея апокатастазиса, суть которой в:

— спасении всех людей без исключения: и праведников, и грешников.

— построении свободного теократического государства.

— оправдании Бога, снятии с него ответственности за существующее на земле зло.

— воскрешении всех когда-либо живших на земле людей.

Вопрос 35. Для древнерусской мысли характерна:

— объективность, безоценочность.

— переоценка внешнего материального бытия.

— интерес к общественно-политической проблематике.

— абстрактное теоретизирование.

Вопрос 36. Работа «О человеке, о его смертности и бессмертии», являющаяся одним из первых философско-антропологических произведений в истории русской мысли, была написана

— А.С. Хомяковым.

— А.Н. Радищевым.

— Даниилом Заточником.

— М.А. Бакуниным.

Вопрос 37. Вопрос о роли и месте России в истории человечества был поставлен в «Философических письмах»:

— В. Соловьевым.

— П. Чаадаевым.

— А. Хомяковым.

— А. Герценом.

Вопрос 38. Первое «Философическое письмо» было опубликовано в журнале:

— Современник.

— Колокол.

— Телескоп.

— Европеец.

Вопрос 39. Русский философ, в книге «Самопознание» писавший: «Своеобразие моего философского типа прежде всего в том, что я положил в основание философии не бытие, а свободу»:

— Николай Бердяев.

— Владимир Соловьёв.

— Александр Герцен.

— Лев Шестов.

Вопрос 40. Русский мыслитель … в работе «Самопознание» заявил, что положил в основание философии не бытие, а свободу:

— Н.А. Бердяев.

— В.С. Соловьев.

— А.И. Герцен.

— Н. Федоров.

Вопрос 41. Причина, первоисточник зла в мире по Н.А. Бердяеву:

— несотворенная свобода.

— государственная власть.

— стихийные силы природы.

— косная материя.

Вопрос 42. Дуализм духа и материи, Бога и природы характерен для философии

— К.Э. Циолковского.

— Л. Шестова.

— Н.А. Бердяева.

— Л.Н. Толстого.

Вопрос 43. По мнению Л. Шестова, достичь невозможного человек может лишь благодаря:

— вере в Бога.

— научному знанию.

— смирению.

— любви к ближнему.

Вопрос 44. Согласно Л. Шестову, главным врагами человека в «борьбе за невозможное» являются:

— одиночество и страх.

10 стр., 4744 слов

150 вопросов с ответами по Философии

... Вопрос 25. Философ Бенедикт Спиноза основной целью философии считал: - цельное познание ... предположение в каком-либо виде знания. - исторически изменяющаяся ... Вопрос 27. Основной диалектический закон: - закон единства и борьбы противоположностей. - закон перехода количественных изменений в качественные. - закон ... анализ и синтез (обобщение). - все перечисленные. Вопрос 33. Сущность научного познания ...

— смерть и отчаяние.

— разум и мораль.

— вера и любовь.

Вопрос 45. Основа бытия, существующая сама по себе независимо ни от чего другого – это:

— субстанция.

— сознание.

— интенция.

— атрибут.

Вопрос 46. Равноправие материального и духовного первоначал бытия провозглашает:

— дуализм.

— монизм.

— скептицизм.

— релятивизм.

Вопрос 47. Существование множества исходных оснований и начал бытия утверждает:

— плюрализм.

— эмпиризм.

— релятивизм.

— агностицизм.

Вопрос 48. Утверждение, соответствующее метафизическому пониманию материи:

— материя вечна, несотворенна и неуничтожима.

— материя тождественна веществу.

— материя создана Богом.

материя в своей основе состоит из идеальных форм.

Вопрос 49. Атомистическую гипотезу строения материи впервые выдвинул:

— Августин.

— Спиноза.

— Демокрит.

— К. Маркс.

Вопрос 50. Суть космогонической гипотезы «Большого взрыва» состоит в предположении о том, что:

— вселенная погибнет в результате взрыва ядра галактики.

— в центре галактики происходят регулярные взрывы, изменяющие пространственно-временные характеристики вселенной.

— вселенная возникла в результате взрыва микроскопической частицы.

— через несколько миллиардов лет солнце взорвётся и уничтожит землю.

Вопрос 51. Какая из нижеперечисленных пар прилагательных не используется при философском анализе природы?

— органическая и неорганическая.

— искусственная и естественная.

— материальная и духовная.

— первозданная и рукотворная.

Вопрос 52. Кто из названных учёных-философов впервые установил, что солнечная активность влияет на самочувствие людей?

— Циолковский

— Королёв.

— Вернадский.

— Чижевский.

Вопрос 53. Мыслитель, с именем которого обычно связывают открытие сферы бессознательного в психике человека:

— Платон.

— Г. Гегель.

— К. Г. Юнг.

— З. Фрейд.

Вопрос 54 К основным методам исследования бессознательного в психоанализе не относится:

— анализ трансфера.

— анализ убеждений.

— анализ сновидений.

— анализ свободных ассоциаций.

Вопрос 55. Одна из инстанций, которую Зигмунд Фрейд выделил в структуре личности:

— самость.

— оно.

— пра-Мы.

— персона.

Вопрос 56. Зигмунд Фрейд выделил в структуре психического аппарата три инстанции. Среди нижеперечисленных инстанций укажите лишнюю, т.е. ту, которую Фрейд не выделял:

— сверх-Я.

— оно.

— пра-Мы.

— я.

Вопрос 57. Мыслитель, полагавший, что человек движим, прежде всего, сексуальными инстинктами

— Г. Гегель.

— Ф. Ницше.

7 стр., 3475 слов

Вопрос №2. Этапы научного анализа досуговой деятельности

... с СССР) на более высокий уровень. После этого анализ КДД возобновился на новой теоретической основе, в рамках ... алкоголизм, наркомания, граффити на стенах и т.п. Вопрос №8. Организация культурно-досуговой деятельности Организация КДД – это наличие ... из одной страны в другую, нельзя забывать о местных законах, обычаях, традициях и т.п. + досуговые занятия, осуждаемые обществом: ...

— З. Фрейд.

— Ж.-П. Сартр.

Вопрос 58. Согласно Карлу Роджерсу, «Я-концепция» состоит из четырёх основных элементов. Что из нижеперечисленного не входит в их число?

— Я-реальное.

— Я-идеальное.

— Я-воспоминание.

— Я-экзистенциальное.

— Я-зеркальное.

Вопрос 59. Познавательное отношение состоит из трех основных сторон (элементов).

Укажите, какая среди указанных сторон здесь лишняя?

— субъект познания.

— средства познания.

— цель познания.

— объект познания.

Вопрос 60. Не относятся к видам средствам познания:

— концептуальные.

— технические.

— адекватные.

— физиологические.

Вопрос 61. Абсолютизировало законы механики применительно к социальной философии философское направление:

— экзистенциализма.

— французского материализма XVIII века.

— феноменологии.

— постмодернизма.

Вопрос 62. Философское направление, абсолютизировавшее законы механики применительно к социальной философии:

— экзистенциализм.

— французский материализм XVIII века.

— феноменология.

— постмодернизм.

Вопрос 63. Соединение выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое:

— синтез.

— абстрагирование.

— аналогия.

— индукция.

Вопрос 64. Метод, не применяющийся в научно-техническом познании:

— комбинационно-синтезирующий.

— герменевтический.

— эксперимент.

— анализ.

Вопрос 65. Метод приближенных вычислений наиболее широко используется в:

— гуманитарных науках.

— естественных науках.

— технических науках.

— математических науках.

Вопрос 66. Согласно Т. Куну, «признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решения» — что именно:

— исследовательская программа.

— научная революция.

— теория.

— парадигма.

Вопрос 67. «Это – социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему социально значимых черт человека»:

— индивид.

— самость.

— индивидуальность.

— личность.

Вопрос 68. Сущность проблемы биологического и социального в человеке состоит в вопросе о:

— приоритете материальных, либо духовных потребностей.

— взаимодействии и соотношении генов и воспитания.

— формах борьбы за существование в человеческом обществе.

— соотношении сознательных и бессознательных факторов в детерминации человеческих поступков.

Вопрос 69. Если предсказанные теорией эмпирические следствия не обнаруживаются на практике, то тогда говорят о:

— верификации знания.

— фальсификации знания.

— апробации знания.

— конгруэнтности теории и опыта.

Вопрос 70. Эвристичность относится к:

— логическим критериям научности.

6 стр., 2634 слов

Субъективное и объективное знание в теориях познания

... Научные исследования рассматриваются как познание законов Природы, существующих вне человека. Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. ... того, что было вчера. Обоснование Декартом теории непрерывного творения мира ставило под вопрос само понимание причинности и возможности познания этого мира. Кант вписал в нее ...

— эмпирическим критериям научности.

— внелогическим критериям научности.

— вероятностным критериям научности.

Вопрос 71. В соответствии с прагматической концепцией истинности, истина – это:

— результат соглашения между учеными.

— свойство знания соответствовать действительности.

— продукт научной деятельности, соответствующий предшествующим знаниям.

— то, что полезно, что помогает нам успешно решать проблемы.

Вопрос 72. Способность постижения истины путём непосредственного её усмотрения без обращения к логическим аргументам:

— интеллект.

— интуиция.

— созерцание.

— наблюдение.

Вопрос 73. В современной теории познания переосмысление познающего субъекта идет по пути:

— абстрагирования от личностных качеств человека.

— субъект познания рассматривается как живая целостная человеческая личность.

— познающий понимается как трансцендентальный субъект.

— «смерть субъекта».

Вопрос 74. Закон диалектики, отвечающий на вопрос об источнике развития:

— закон единства и борьбы противоположностей.

— закон перехода количественных изменений в качественные.

— закон о взаимопереплетении причин и следствий.

— закон изменения материи.

Вопрос 75. Ключевым моментом диалектической концепции является принцип:

— противоречия.

— системности.

— дополнительности.

— запрета.

Вопрос 76. Закон диалектики, характеризующий направление, форму и результат процесса развития:

— отрицания отрицания.

— переход количественных изменений в качественные.

— единство и борьба противоположностей.

— закон сохранения и превращения энергии.

Вопрос 77. Совокупность существенных необходимых свойств вещи составляют её:

— количество.

— качество.

— объём.

— масштаб.

Вопрос 78. Внутреннее содержание предмета в единстве всех его свойств и отношений выражает категория:

— сущности.

— существования.

— количества.

— бытия.

Вопрос 79. Теория самоорганизации сложных систем:

— синергетика.

— бифуркация.

— монадология.

— материализм.

Вопрос 80. Теория научного познания именуется:

— онтологией.

— аксиологией.

— эпистемологией.

— эволюционной эпистемологией.

Вопрос 81. Что из нижеперечисленного не относится к основным чертам научного знания?

— обоснованность.

— доказательность.

— неопровержимость.

— системность.

Вопрос 82. По функциональному предназначению, целям исследования знания делятся на:

— фундаментальные и прикладные.

— точные и приближенные.

— достоверные и вероятностные.

— естественнонаучные и технические.

Вопрос 83. Чувственное познание отличается от рационального тем, что:

— первое оперирует фактами, второе – рациональными аргументами.

— первое эмоционально, второе – нейтрально.

13 стр., 6297 слов

ВОПРОС: Структура философского знания

... философии выделяют: онтологию и теорию познания, историю философии, эстетику, этику, логику, ... ВОПРОС : ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ — особый этап в истории западно-европейской философии, характеризующийся утверждением новой, специфической формы ... Какого-либо общепринятого понимания структуры философского знания в настоящее время не существует. ... законы и категории мышления и бытия; логика - учение о формах ...

— первое базируется на ощущениях, второе – на доводах разума.

— первое более адекватно, чем второе.

Вопрос 84. Форма рационального познания:

— ощущение.

— представление.

— понятие.

— восприятие.

Вопрос 85. Мысль, выделяющая и обобщающая предметы на основе указания на их существенные и необходимые свойства:

— умозаключение.

— суждение.

— понятие.

— силлогизм.

Вопрос 86. Высказывание, в котором нечто утверждается или отрицается

— умозаключение.

— суждение.

— понятие.

— опровержение.

Вопрос 87. Форма мышления, в которой отражается наличие связи между предметом и его признаком, между предметами, а также факт существования предмета

— суждение.

— понятие.

— восприятие.

— ощущение.

Вопрос 88. Форма эмпирического познания:

— суждение.

— гипотеза.

— факт.

— проблема.

Вопрос 89. Утверждение, основанное на объединении множества родственных фактов – это:

— гипотетический мультиплет.

— теоретический закон.

— эмпирическое обобщение.

— рациональный синтез.

Вопрос 90. Научное допущение, предположение, нуждающееся в дополнительном обосновании – это:

— умозаключение.

— гипотеза.

— верификация.

— интерпретация.

Вопрос 91. Высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определённой области действительности:

— апория.

— эмпирический базис.

— парадигма.

— теория.

Вопрос 92. К важнейшим функциям научной теории можно отнести:

— коммуникативную.

— эмоциональную.

— побудительную.

— систематизирующую.

Вопрос 93. Научная гипотеза относится к:

— концептуальным средствам познания.

— техническим средствам познания.

— трансцендентным средствам познания.

— физиологическим средствам познания.

Вопрос 94. Данное определение: «Исследование объекта в контролируемых или искусственно созданных условиях» относится к:

— наблюдению.

— измерению.

— эксперименту.

— идеализации.

Вопрос 95. Преднамеренное, целенаправленное восприятие объекта, явления с целью изучения его свойств, особенностей протекания и поведения:

— ощущение.

— моделирование.

— эксперимент.

— наблюдение.

Вопрос 96. Процедура мысленного расчленения целого на части

— дедукция.

— индукция.

— анализ.

— синтез.

Вопрос 97. Совокупность неповторимых черт, отличающих данного индивида от всех других – это:

— индивидуальность.

— персона.

— человек.

— личность.

Вопрос 98. Индивидуальное сознание – это:

— выражение повседневных нужд и потребностей людей.

— отражение индивидуального бытия конкретной личности.

— система знания, присущая выдающейся личности.

— психологическое образование, представляющее собой систему социально значимых черт человека.

Вопрос 99. «Все в мире предопределено, человек абсолютно несвободен», считают представители:

— фатализма.

— волюнтаризма.

— иррационализма.

— рационализма.

Вопрос 100. Общественно-экономическая формация – это:

— общество с присущей ему формой правления.

— общество с присущим ему экономическим базисом и возвышающейся над ним политико-юридической надстройкой.

— локальная замкнутая цивилизация.

— совокупность взаимоотношений людей в конкретном пространстве.