Познание человека человеком как научная проблема

Источник: Бодалев А.А. Личность и общение.

М.: Педагогика, 1983. 272с.

Качества личности, способствующие успешному общению.

  1. Направленность личности на других людей (другой человек как ценность) способствует успешности общения, выбору более соответствующих особенностям другого человека способов взаимодействия с ним, способствует раскрытию личностного потенциала человека, с которым общаемся.
  2. Характеристики интеллектуальной, эмоциональной сфер.
  1. Интеллектуальная сфера (познавательные процессы):
  • большой объем внимания, умение его распределять, высокая устойчивость;
  • наблюдательность человека (способность фиксировать мельчайшие колебания во внешнем поведении и заключать об истинном характере изменений в настроении);
  • хорошая память (не путать имена, помнить лица, не забывать, что выводит из себя и т.п.);
  • мышление: способность анализировать поступки , видеть за ними мотивы, определять поведение в различных ситуациях);
  • интуиция – постижение особенностей, характеризующих личность другого человека, путем непосредственного их усмотрения, без обоснования с помощью доказательств (мгновенное обобщение в виде мысленного замыкания непосредственно от исходных данных к результату);
  • развитое социальное воображение (умение поставить себя на место другого человека).
  1. Эмоциональная сфера. Способность сопереживать другим людям.

3. Умение выбирать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним.

4. Личностные черты, прежде всего образующие склад характера, определяют общий рисунок поведения при общении с другими людьми.

Проблема отражения людьми друг друга в процессе различных видов деятельности. Познание и взаимное воздействие людей друг на друга – обязательный элемент любой совместной деятельности. От того, как люди отражают и интерпретируют облик и поведение и оценивают друг друга, во многом зависят характер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в совместной деятельности. Главные виды деятельности, в которых люди выступают субъектами познания других людей, — общение и труд. Процесс общения – вид взаимодействия людей, в котором последние выступают по отношению друг к другу одновременно (или последовательно) и объектами и субъектами. Каждый человек выступает по отношению к партнерам по общению не только как объект и субъект воздействия, но одновременно и как объект и субъект познания. Достижение положительного результата в общении связано с адекватным чувственным отражением друг друга общающимися субъектами, накоплением и правильным обобщением ими информации друг о друге. Большое значение в интерпретации чувственных данных отражения облика и поведения других людей и регуляции взаимодействия с ними в общении имеет опыт труда, познания и общения, накопленный человеком в ходе жизни.

11 стр., 5238 слов

Психофизиологические механизмы адаптации человека в профессиональной ...

... Для психологов особую важность имеют определения психической адаптации человека, т.е. такие процессы взаимодействия с социальной и физической средой, которые затрагивают все ... реальной профессиональной жизни со сформировавшимися представлениями и ожиданиями. Несоответствие профессиональной деятельности ожиданиям вызывает кризис профессиональных экспектаций [5], переживание которого выражается ...

Отражение человеком других людей нельзя рассматривать как нечто статичное. Развитие индивида как субъекта познания других людей проходит много фаз и этапов, которым соответствуют и глубокие изменения в структуре индивидуального сознания.

Условием взаимодействия между людьми является непрерывное получение информации каждым из его участников о различных сторонах и компонентах процесса взаимодействия. Информация складывается

  1. из сигналов, получаемых человеком непосредственно о других участниках в ходе совместной деятельности;
  2. из информации, поступающей через посредство экстеро-, пропро- и интерорецепторов, сигнализирующих о ходе собственного участия в деятельности, достигнутых результатах, его состоянии и пр.;
  3. из информации о внешних для всех участников деятельности условиях, в которых развертывается совместная деятельность; из информации об общих итогах деятельности. Вместе все эти виды информации образуют сложный комплекс.

В зависимости от требований момента значимыми оказываются то одни, то другие стороны, которые наиболее четко в данный момент и отражаются человеком. Каждая из групп сигналов характеризуется многокомпонентностью.

Особенности, образующие внешний облик и поведение человека, многообразны, и все они для других людей могут выступать носителями определенной информации и играть роль сигналов. Признаки – сигналы, из которых слагаются внешний облик и поведение человека, имеют для других людей осведомительное значение и выполняют регулятивную, или прагматическую функцию. Будучи отраженными, признаки – сигналы актуализируют в сознании воспринимающего субъекта большую или меньшую систему знаний, которую он привык связывать с каждым из этих сигналов, и предупреждают его о необходимости определенного поведения по отношению к тому человеку, которому этот признак – сигнал присущ.

Осведомительная и регулятивная функции сигнала тесно связаны, но не полностью покрывают друг друга. Субъект может воспринять значительное число признаков – сигналов. Как правило, лишь часть этих сигналов становится регулятором поведения познающего субъекта при взаимодействии с воспринимаемым человеком. Остальные признаки – сигналы составляют избыточную информацию. Когда в ходе взаимодействия появляются новые задачи, происходит перераспределение ролей признаков, отражаемых познающим субъектом. Признаки, которые в предыдущей совместной деятельности имели для познающего субъекта только осведомительное значение, теперь начинают выполнять регулятивную функцию.

4 стр., 1980 слов

Технологии социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста

... деятельности людей пожилого возраста. Объект исследования: процесс организация социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста. Предмет исследования: технологии социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста. Гипотеза исследования: организация социально-культурной деятельности с людьми ... знания. Культурологические аспекты деятельности людей «третьего возраста» отражены ...

Чем ограниченнее опыт общения индивида, тем меньше его способность (возможность) воспринять сигналы, которые несут только осведомительную, но не регулятивную информацию о взаимодействующем с ним человеке. Смысловая наполненность сигнализации о другом человеке может не использоваться при организации взаимодействия с этим человеком (потенциальный сигнал).

Виды поступающей информации:

  • общеосведомительная – информация о внешних и внутренних устойчивых особенностях другого человека, накапливается и сохраняется длительное время, используется при общей оценке актуальных и потенциальных возможностей человека и влияет на выработку общего подхода к нему;
  • более конкретная и ограниченная осведомительная информация, говорит о готовности другого человека к деятельности определенной сложности и длительности и о характерном для него поведении в условиях этой деятельности;
  • текущая оперативно – регулятивная информация о поведении, состоянии и возможностях человека, получаемая при взаимодействии с ним в данный момент в совершенно конкретных условиях при совместном решении определенной задачи и используемая немедленно.

Положение людей по отношению друг к другу в процессе совместной деятельности, их права и обязанности могут быть и одинаковыми, и различными. При сходстве задач деятельности и совпадении в главном путей решения этих задач характер признаков, которые в каждом из участников имеют сигнальное значение, для обоих участников одинаков. При несходстве задач, осуществляемых в деятельности каждым участником, и несовпадении способов, с помощью которых эти задачи каждый из них решает, характер регулятивных признаков в партнере по деятельности для каждого – свой.

Одинаковость объективных условий и тождественность требований, предъявляемых к каждому участнику деятельности, заставляют последних выделять и оценивать совпадающие в содержании особенности в облике и действиях друг друга. Неодинаковость объективных условий деятельности и нетождественность требований, предъявляемых к каждому из участвующих в ней людей, вынуждают их фиксировать друг в друге не совпадающие в содержании особенности.

Взаимодействие людей друг с другом может быть как непосредственным (прямое восприятие поведения), так и обусловленным и осложненными опосредствующими звеньями (результаты действий машин, восприятие материальных результатов деятельности и информация о результатах деятельности).

Значимость сигнала, т.е. субъективное отношение человека к поступающей информации, влияет на широту охвата сигналов информации, преимущественный отклик на одни и полное или частичное игнорирование других сигналов, на скорость переработки получаемой информации.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Формы взаимодействия людей: речевая форме; осуществление физических действий, направленных на достижение определенной цели; сочетание предыдущих форм. Формы, в которые облекается информация, поступающая от одного человека к другому, неодинаковы в разных видах деятельности. В зависимости от видов совместной деятельности находятся количество каналов связи, по которым поступает информация к одному участнику от других, и то, какая из форм информации является главной. В одних случаях наибольшую информацию могут нести и доминировать при построении образа другого человека сигналы, отражаемые зрительным анализатором, в другом – слуховым, в третьем – кинестетическим и т.д.

Сигналы, носящие осведомительный характер и не приобретающие регулятивного значения, превращаются в индифферентные и постепенно оттормаживаются.

Исходя из своего прошлого опыта общения с разными категориями людей в разных обстоятельствах, индивид ожидает от другого человека в каждой из ситуаций одни формы действий чаще, а другие реже. Это ожидание является субъективным выражением объективного факта вероятности сигнала.

Необходимое условие взаимодействия людей – непрерывное получение человеком информации о результатах его собственных действий в этом процессе, то управление человеком своим поведением достигается с помощью механизма обратной связи. Благодаря действию механизма обратной связи человек на основе достигаемого в ходе взаимодействия с другими людьми результата может корректировать свое последующие поведение, заменяя использованные способы воздействия новыми, которые кажутся более эффективными.

Когда по какой-либо причине механизм обратной связи начинает работать с перебоями, человек, взаимодействующий с другими людьми, не фиксирует всех их действий, отражает их выборочно, случайно, вне связи друг с другом, неправильно их интерпретирует и, соответственно, неадекватно на них отвечает. Контакт между людьми разлаживается, взаимодействие нарушается.

Человек как объект познания

Человек – не только субъект, но и объект познания, и в качестве такового он предстает перед людьми как индивид, как личность, как индивидуальность. Как индивид он характеризуется определенными морфоконституционными, нейротипологическими, половыми и возрастными особенностями. Как личность – представитель определенной социальной группы. Как индивидуальность – неповторимый продукт, единичный результат конвергенции совершенно конкретных естественных и общественных условий и обстоятельств, формировавших его как субъекта труда, познания и общения.

Особенности, характеризующие человека как индивида, как личность и как индивидуальность, всегда запечатлеваются в образах и понятиях, которые возникают у взаимодействующих с ним людей. В повседневном общении каждый человек отражает физический облик других людей, их речь, особенности выразительного поведения, одежду, различные детали оформления внешности, выполняемые ими действия, выделяет признаки, которые могут говорить об их профессии, переживаемом состоянии и т.д.

Физический облик человека характеризуется типом сложения, половыми, возрастными и расовыми особенностями. Тип сложения определяется конституцией (совокупность морфологических, функциональных и реактивных особенностей организма, сложившихся на основе определенной наследственности и воздействий конкретной среды).

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Сопоставляя, дифференцируя и оценивая анатомические признаки, образующие облик человека, взаимодействующие с этим человеком люди судят о его поле, расовой принадлежности, возрасте, состоянии здоровья и пр. Помимо анатомических признаков, которые образуют физический облик человека, важным компонентом его внешнего облика являются так называемые функциональные признаки. К ним относятся мимика, жестикуляция, походка, осанка, голос, речь.

Важнейшим элементом в физическом облике человека является лицо. Лицо – важнейший инструмент общения, большинство людей в процессе общения чаще всего концентрируют свое внимание на лицах партнеров и больше всего на глазах, которые оказываются видимым центром человека для воспринимающего субъекта. На лице расположены важнейшие дистантрецепторы, от лица исходит голос, слышимый другим человеком. Сокращения лицевых мышц изменяют выражение лица и сигнализируют о состояниях человека. Привычка смотреть в лицо партнера по общению и более или менее тонко отмечать смену выражений развивается у каждого человека постепенно, начиная с первых недель жизни. Появление ее дает ребенку возможность предвидеть действия взрослого с «таким» лицом и соответственно строить свое поведение.

Точность и тонкость дифференцирования выражений лиц и соответствующих им состояний у разных людей неодинаковы. На характер интерпретации мимических движений влияет ситуация взаимодействия (П.М.Якобсон).

Значение характеристик личности для опознания и переживаемого человеком состояния изучала К.Д.Шафранская. Чем сильнее выражено качество экстравертированности у личности, тем больше такая личность опирается при опознании состояния человека на его экспрессию и тем меньше принимает во внимание всю ситуацию, в которой находится человек, состояние которого надо определить. «Экстраверты – смотрят, интроверты – думают».

По жестам партнера можно заключить об отношении воспринимаемого человека к какому-то событию, лицу, предмету и т.п., о желании человека, о его состоянии. Особенности жестикуляции, наблюдаемые длительное время, могут оказаться одним из оснований для вывода о каком-то качестве воспринимаемого человека (о суетливости, склонности к мелодраматичности и т.п.).

Для определения состояния, переживаемого человеком, особое значение имеет непроизвольная жестикуляция.

Характерная для человека осанка и типичные позы являются одним из компонентов облика человека, также влияющих на характер впечатления, которое о нем складывается у взаимодействующего с ним индивида. Осанка придает фигуре общий вид и зависит от привычного положения корпуса и головы. Осанка классифицируется как прямая, сутуловатая и сгорбленная, как вялая и бодрая. Сарбин и Хардик пришли к выводу, что определенные позы связываются с определенными действиями или качествами личности.

Походка человека также обогащает наше впечатление о нем. Она может сигнализировать о состоянии человека, о перенесенных заболеваниях, о роде занятий (походка альпиниста, моряка, солдата).

Все индивидуальные варианты походок можно свести к определенным средним формам и в них выделить объединяющие их признаки. Походка каждого человека характеризуется рядом черт: ритмом, скоростью, давлением на поверхность, длинной шага, эластичностью, определенностью направления и изменчивостью. Походке может быть присуща большая или меньшая естественность. Неестественность в походке появляется у человека при состоянии «скованности», чрезмерного напряжения. Эта неестественность может быть связана и с телесными аномалиями. Р.Покорны указывает, что раскачивание при ходьбе – признак аккуратности, точности, иногда педантичности; свидетельство тщеславия.

5 стр., 2020 слов

Составные части имиджа делового человека: внешний облик, личностные ...

... для всех? Это манеры, внешний облик, походка, одежда, взгляд и улыбка, макияж и прическа. Манеры делают человека таким, что он становится признаваемым людьми. В манерах воссоздается образ ... д. Многие исследователи отмечают существование некоторого качества, которое делает личность неотразимой в глазах других и позволяет осуществлять загадочное влияние. Лебон назвал это ...

Выделяют особенные признаки походки (элементы движений при ходьбе, которые связаны с отдельными положениями тела в целом или его частей) – положение носков ног при ходьбе и стоянии, движения рук, пяточная или пальцевая ходьба, содвижения бедер, поясные движения, движения плечами.

Голос — один из компонентов облика, влияет на впечатление, производимое человеком на окружающих. Голоса различаются по высоте, тембру, манере произношения и являются тонким инструментом выражения состояния и некоторых других особенностей их владельцев. Голосу каждого человека присущи определенный ритм, отрывистость или плавность произношения, характерность интонаций, большая или меньшая музыкальность. Олпорт установил, что восприятие голоса дает человеку знание о состоянии владельца, его возрасте (точность до 10 лет), физический облик человека, экстравертированность или интравертированность.

Голос передает переживания человека, отношение к тому или иному факту, самочувствие и темперамент человека, раскрывает некоторые черты характера (уверенность – неуверенность).

В создании впечатления о воспринимаемом человеке большую роль играет речь. Устной и письменной речи любого человека присущ ряд индивидуальных особенностей: скорость речи, длина фраз, типичные конструкции предложений, использование прилагательных, глаголов, жаргонных слов, метафор, грамматические ошибки и оговорки, расстановка ударений и др. Стиль речи, характерный для воспринимаемого человека, оценивается другой личностью с точки зрения соответствия определенным речевым эталонам, сформировавшимся у этой личности, и сказывается на общем мнении, которое складывается у нее о воспринимаемом человеке.

Присущие каждому человеку временные и устойчивые состояния наиболее адекватно и тонко выражаются, как правило, одним — двумя способами экспрессии. Для одного таким выделяющим личность способом оказываются характерные изменения в выражении глаз, для другого – движения рук, для третьего – изменения в походке и позе, для четвертого – голос т.д.

Помимо признаков, образующий физический облик человека и его выразительное поведение, компонентом внешнего облика человека являются его одежда, прическа, украшения и прочие предметы и признаки, с помощью которых достигается то или иное внешнее «оформление» облика человека. Этот компонент облика может свидетельствовать о деятельности человека (военная форма, рабочий комбинезон), о его национальной принадлежности, служить дополнительным признаком возраста, о вкусах и привычках человека. От оформления облика зависит впечатление, которое складывается о нем у воспринимающих его людей. В зависимости от деятельности, соединяющей людей, и от особенностей личности самих общающихся этот компонент внешности в одних случаях осознается больше, в других меньше. Оформление внешности человека оценивается, как правило, окружающими его людьми с позиций усвоенных ими этико-эстетических норм.

2 стр., 713 слов

Особенности познавательной сферы и личности

... по главным предметам с 1 класса. Особенности познавательной сферы и личности 1. Особенности восприятия (ширина, глубина, объективность, схватывание); 2. Особенности внимания (постоянство, ... произвольного внимания, его сосредоточенность, устойчивость, способность к распределению), b. осмысленность восприятия учебного материала, быстрота его осмысления, c. уровень и характер преднамеренной ...

Большую роль в общении выполняют фиксирование и психологическая интерпретация людьми тех движений партнеров, которые совершаются в связи с задачами, вытекающими из совместно выполняемой ими деятельности. Положение тела человека в пространстве относительно горизонтали и вертикали, движения, им совершаемые, а также положение отдельных частей тела относительно друг друга и тела в целом и движения этих частей сигнализируют о намерениях воспринимаемого человека, о выполняемой им работе, о владении им определенными навыками, о степени развития привычек, о его возрасте. Интерпретация и оценка этих движений и действий зависит от опыта познающего субъекта.

Движения и действия составляют поведение человека. Воспринимая движения, действия, поступки, деятельность человека, люди проникают в их внутреннее психологическое содержание, познают убеждения, потребности, интересы, чувства, характер, способности личности.

Восприятие человека человеком (характеристика процесса)

Основные процессы, посредством которых человек принимает и перерабатывает информацию, поступающую от другого человека, — ощущение, восприятие, представление, мышление.

Особенности формирования образа человека.

Чувственный образ, первая ступень познания, формируется как процесс построения изображения. Образ человека, как образ восприятия, представляет собой совокупность элементов, находящихся в определенном соотношении с совокупностью элементов, составляющих облик отражаемого человека.

Восприятие человека человеком характеризуется предметностью: свойства облика человека отражаются в образе как принадлежащие человеку, т.е. как свойства этого человека. Восприятию человеком человека присущи объективированность и субъективность, целостность и структурность.

Важнейшие опознавательные признаки человека для воспринимающих его людей – очертания лица, общий силуэт тела. Целостный образ возникает постепенно и становление его связано с пространственно-временными условиями, в которых человек отражает объект. Действие этих условий всегда сказывается и на формирующемся образе другого человека. Люди с нормальным зрением в условиях хорошей видимости выделяют человека из окружения, когда человек находится на расстоянии 2 км. На расстоянии 1 км они видят общий контур человека. На расстоянии 700м – восприятие движений рук и ног; 400м – виден головной убор, 300м – голова, плечи, овал лица, цвет одежды. 200м – лицо, кисти рук, 60 м – глаза, нос, пальцы, 20м – все детали облика другого человека. В условиях меньшей видимости показатели восприятия человека на расстоянии оказываются иными.

Различение цвета каждого из элементов внешнего облика человека: раньше распознаются цвета элементов внешности, относящиеся к верхней половине фигуры. В облике медленно движущегося человека в первую очередь правильно воспринимается цвет крупных компонентов и деталей.

Изменения зрительного образа в условиях постепенного изменения расстояния между объектом наблюдения и наблюдателем были изучены М.Д.Александровой и Б.Ф.Ломовым. Они выделили 5 фаз в процессе становления зрительного образа:

  1. грубое различение общих пропорций объекта и его положения;
  2. фаза «мерцающей» формы;
  3. грубое различение основных деталей, прежде выделяются наиболее крупные детали, не зависимо от того, где они находятся, если детали равны, то раньше воспринимаются детали, расположенные сверху и справа;
  4. глобально-адекватное восприятие;
  5. дифференцированный образ.

Восприятию человека человеком присуща константность: несмотря на изменения освещенности, удаленности от наблюдателя, образ воспринимаемого человека остается относительно постоянным.

Восприятие человека человеком характеризуется осмысленностью. Посредством слов, которыми обозначают воспринимаемого (колхозник, ученый и т.п.), в образ его включается обобщенное знание о данной категории людей, сложившееся в результате общественной практики и более или менее усвоенное воспринимающим субъектом.

В.Н. Панферов Направление, в котором идет рассматривание лиц – сверху вниз, от волос к губам.

Л.Н. Иванская Особенности запечатления лица человека по фотографии с последующим воспроизведением по памяти. Степень сходства портрета с оригиналом – 61,17%. У женщин показатели выше средних данных, у мужчин – ниже. Отдельные элементы лица обладают различной степенью трудности воспроизведения. Наиболее легко воссоздаются такие элементы как волосы и лицевые пропорции, наименее успешно – глаза, нос, уши, овал лица.

На первый план в восприятии выступают те качества в облике, экспрессии и действиях воспринимаемого, которые в данных условиях приобретают особое значение.

Влияние отношения на восприятие человека человеком. Я.Рейковски, В.Виттрайх, К.Готтшальдт. Виттрайх считает, что на восприятие влияют отношения, установившиеся в жизни между воспринимаемым и воспринимающим субъектами. Чувство страха по отношению к воспринимаемому, преклонение перед ним оказывают сильное влияние на воспринимающих лиц.

Общие особенности понимания людьми друг друга

Внутреннее психическое содержание человека (убеждения, потребности, интересы, чувства, характер, способности) обязательно выражается у него в движениях, действиях, поступках. Воспринимая движения, действия,. поступки, деятельность человека, люди проникают в его внутреннее психологическое содержание, познают его убеждения, потребности, интересы, чувства, характер, способности.

Однако доказано, что способ поведения личности может не полностью соответствовать или вообще не соответствовать характеру отношения, имеющегося у личности к какой-то стороне действительности. Поэтому восприятие поведения другого человека не всегда может дать правильную информацию о том, какое отношение к действительности ему присуще.

Брунер, Блейк установили, что отношение человека к вещам улавливается и правильно оценивается обычно быстрее, чем отношение к людям.

На характер оценки человека как личности другими влияет количество информации, вольно или невольно представляемое о себе людям, для которых он является объектом познания. Количество информации о другом человеке не должно быть слишком большим – у окружающих людей может сложиться неадекватное представление. Саймонс и Холландер показали, что правильное понимание человека как личности образуется у общающихся с ним людей при не очень длительном и тесном знакомстве. В противном случае проявляется явление фаворитизма по отношению к старым знакомым или необъективность негативного характера в оценке недругов. Субъект будет с опозданием фиксировать или не замечать изменения во внутреннем мире другого человека и строить свое поведение по отношению к последнему исходя из устаревших представлений о его личности («эффект ореола»).

Содержание понятия, которое формируется у человека о личности другого, определяется тем, насколько человек сам сформирован как личность, как субъект познания и общения.

В содержание понятия личности входят, как правило, лишь те качества, которые человек, исходя из своего опыта общения с людьми и познании их, успел в этой личности рассмотреть в конкретных условиях своего взаимодействия с нею. В очень многих случаях познание человеком другой личности сводится к отнесению ее на основании оценки ее поведения и действий лишь к определенной категории людей (хороший специалист, слабый студент и т.п.).

Вынося оценку особенностям личности нового человека, индивид опирается на обобщения, сформировавшиеся у него при познании других людей. Два вида обобщений: обобщения, отражающие случайные связи – «житейские обобщения» и обобщения, верно фиксирующие связи между особенностями поведения личности и ее внутренним миром.

У каждого человека под влиянием общества формируются общие нравственно-эстетические требования к другим людям и образуются воплощающие эти требования более или менее конкретные эталоны, пользуясь которыми он дает оценку окружающим его людям. Одновременно складываются требования к людям, связанные с занимаемым ими конкретным положением в обществе и выполняемой ими ролью в определенном виде деятельности. Соответственно этим требованиям у него возникают и определенные эталоны, с которыми он сопоставляет лиц, выполняющих данную общественную функцию. Существуют эталоны о людях, соответствующих требованиям полностью, а также в меньшей степени или совсем не соответствующих.

Эти эталоны формируются у индивида в процессе совместной деятельности, постоянно обогащаются новыми чертами, переосмысливаются, становятся более обобщенными. Их функция в процессе познания – роль мерки, которую прикладывают к личности и дают возможность отнести эту личность к какому-либо классу в той системе типов, которая сформировалась у познающего субъекта.

Формирование эталонов, как правило, стихийный процесс, не осознаваемый. Эталоны – результат анализа и синтеза человеком получаемых им при взаимодействии с людьми впечатлений. Эталоны, актуализирующиеся у человека при оценке им другой личности, отличаются различной степенью обобщенности и выступают в различных формах. Это может быть образ конкретного человека, являющийся в глазах индивида персонифицированным носителем того или иного положительного или отрицательного качества или группы качеств. Это может быть более обобщенный образ «хорошего мальчика», «героя», «лентяя» и т.п. Это могут быть сложившиеся в предшествующем опыте человека понятия о типах личности и характерной для каждого из них совокупности качеств, а также о поведении человека, обладающего этими качествами.

У всех людей в связи с конкретным видом деятельности, которым они по преимуществу заняты, и характером общения главным образом с определенными категориями людей помимо эталонов, относимых к большим группам людей, формируются специальные, частные эталоны, имеющие более ограниченное приложение. У каждого человека, воплощаясь в образно-понятийную форму, развиваются эталоны плохого и хорошего учителя, рабочего, студента, руководителя, родителя и т.д. При частом общении с определенной категорией людей у человека развивается более дифференцированное понимание типов лиц, представляющих данную деятельность, профессию, специальность, возраст, пол и т.д., и соответственно увеличивается число оценочных эталонов.

Стереотипизация – приписывание познаваемой личности целых наборов определенных качеств на основе отнесения ее по увиденным в ней отдельным качествам к какому – либо классу лиц. Оценочные стереотипы – наборы качеств, которые человек придает познаваемой им личности. В стереотипах всегда находит выражение запас теоретических и практических знаний, которыми располагает человек, о каждом народе, о каждом из общественных классов, о поле, возрасте, профессии. Стереотипы начинают срабатывать уже тогда, когда оцениваемые люди отличаются друг от друга только своими физическими характеристиками – наружностью.

Дж.Брунер, Х.Перлмуттер установили, что суждения людей о новом для них человеке в сильной степени обусловлены имеющимися у этих людей представлениями о национально-этнических группах, к которым они относят оцениваемого человека. Не меньшее значение в формировании впечатления о другом человеке имеют стереотипы, которые актуализируются в сознании оценивающего лица, когда оно располагает информацией об общественно-профессиональном статусе оцениваемой личности (социально-статусные стереотипы).

З.С.Семенова показала, что социальная роль, которая приписывается человеку, сказывается не только на характере качеств, которыми наделяют воспринимающие его люди, но и на полноте и прочности усвоения ими информации, которая от этого человека исходит.

Явление стереотипизации развертывается, после того как познающий другого человека субъект установит его принадлежность к какой-то социальной общности, определит его социальную роль, статус и т.п. выявление принадлежности познаваемого человека к какому-то «классу», «типу», «категории» людей влечет за собой создание у познающего лица установки на дальнейшее фиксирование в человеке — объекте познания определенных качеств.

Особенности психических процессов, наиболее заметно проявляющихся в познании людей.

Наблюдательность – умение фиксировать в поведении человека малозаметные, но психологически значимые детали; способность индивида различать незначительные изменения в микро- и макроэкспрессии других людей.

Воображение – процесс мысленного воссоздания чужих чувств и намерений, развертывающийся в ходе непосредственного взаимодействия с другим человеком. Деятельность воображения в этом случае протекает на основе прямого восприятия человеком поступков, экспрессии, содержания речей, качества деятельности другой личности. Способность с помощью воображения проникать в состояние другого человека формируется у человека постепенно, и развита она у разных людей неодинаково. Степень проявления воображения у одного и того же человека подвержена колебаниям.

Выделяют несколько уровней деятельности воображения этого вида.

  1. Низший уровень, воображение пассивно.
  2. Неупорядоченная, эпизодически проявляющаяся деятельность воображения; возникновение по ходу общения отдельных отрывочных представлений о переживаниях другого человека.
  3. Способность к мысленному воссозданию особенностей переживаний другого человека на протяжении всего процесса взаимодействия с ним. Признаки: «слежение» за состоянием партнера по общению осуществляется непроизвольно, имеет постоянный характер; свертывание процесса воображения и вместе с тем вхождение индивида в состояние другого человека сразу, в каждый момент общения с ним.

Интуиция – способность постижения особенностей, характеризующих личность другого человека, путем непосредственного их усмотрения, без обоснования с помощью доказательства. Осмысление данных восприятия осуществляется у познающего субъекта в этих случаях путем мгновенного обобщения в порядке мысленного замыкания непосредственно от исходных данных к результату; у него происходит быстрая мобилизация прошлого опыта на постижение сути какого-либо поступка, факта поведения или всей личности другого человека.

Способность интуитивно определять состояние другого человека, его отношение к делу, судить о нем как о личности развивается у индивида по мере накопления опыта общения и совместной деятельности с разными людьми, в ходе анализа и обобщения им этого опыта. Интуиция, один из способов осознания человеком действительности, представляет собой феномен, в котором тесно связаны восприятие, мышление и чувство. Широкий и разнообразный запас хорошо систематизированных впечатлений о других людях, накопленный человеком в ходе прямого контакта с людьми и преломленный им сквозь призму научно-теоретических знаний о личности, — важнейшее условие высокой продуктивности интуиции.

Каждый человек познается и оценивается окружающими его людьми в соответствии с морально-эстетическими критериями, действующими в обществе.

Эмпатия – правильно осознавать характер эмоционального состояния другого человека, эмоционально откликаться и подстраиваться под него. Эмпатия – сложное психологическое образование, в котором познавательные и эмоциональные процессы связаны друг с другом. Внимание к мельчайшим колебаниям в экспрессивном поведении человека, восприятие в целом этого поведения, правильное оценивание переживаний, которые за ним стоят, и причин, которые их вызывают, а также умение мысленно войти в состояние этого человека – обязательное условие возникновения у личности состояния сонастроенности на переживания другого человека. Сама сонастроенность влияет на ход и результаты дальнейшего познания личностью этого человека.

Результаты познания эмоционального состояния другого человека личностью и характер ее собственного эмоционального отклика на эти состояния в большой степени зависят от мотивов, ведущих для личности при ее общении с другими людьми, они зависят от устойчивости этих мотивов.

Формы эмпатии:

Непосредственная и импульсивная форма – сопереживание личностью чувствам человека, с которым она общается.

Сочувствие – более опосредована раздумьями по поводу состояния другого человека и несет в себе большое желание действенно помочь ему. Сочувствуя человеку, личность осознает не только знак и модальность, но и содержание своего переживания, и свое отношение к объекту эмпатии, также способ выхода из ситуации, которую она наблюдает. Сочувствие помимо его большей осознанности и обобщенности отличается от сопереживания и большей инициированностью его мотивацией, за которой стоят усвоенные личностью нормы гуманистической морали.

Формирование первого впечатления о другом человеке (Бодалев а.А.)

Первое впечатление – сложный психологический феномен, включающий в себя чувственный, логический и эмоциональный компоненты. В него входят особенности облика и поведения человека, оказавшегося объектом познания. Первое впечатление содержит также более или менее осознаваемые и обобщенные оценочные суждения. В нем всегда присутствует эмоциональное отношение к тому человеку. Который оказался предметом восприятия и оценки.

Первое впечатление формируется, как при специальном намерении оценить человека с какой-либо точки зрения, так и при отсутствии такого намерения.

Факторы, которые определяют характер формирующегося впечатления о ранее незнакомом человеке:

  1. особенности внешнего облика и поведения человека, о котором формируется мнение;
  2. ситуация, в условиях которой происходит познание другого человека;
  3. собственные личностные качества познающего.

  1. Особенности внешнего облика и поведения человека.

При формировании мнения о качествах личности человека, которого мы видим впервые, немалое значение имеет общая эстетическая выразительность облика этого человека и, в частности, степень соответствия физической наружности человека сложившемуся у нас в прошлом идеалу красоты.

«Ореол» физической привлекательности вызывает «сдвиг» в оценках не только тогда, когда объектом их оказываются черты личности, но и тогда, когда оценивается конкретный результат деятельности человека или его отдельный поступок.

Молодым людям предлагали оценивать очерк, написанный женщиной, портрет которой прилагался, и они оценивали этот очерк более высоко, когда считали, что его написала красивая женщина.

«Эффект красоты» сильно влияет на содержание формирующегося понятия о личности только в момент образования первого впечатления о человеке. В последующем оценивание этого человека другими людьми все больше начинает определяться характером взаимодействия их с этим человеком, ценностью в их глазах его дел и поступков.

Особенности телосложения, конституция человека, рассматриваемая в целом, в первый момент восприятия его другими людьми тоже влияют на формирующееся о нем впечатление.

В одном эксперименте группу взрослых испытуемых попросили охарактеризовать личностные особенности мужчин, которые различались типом телосложения.

Тип телосложения

Полный, с округлыми формами

Мускулистый, атлетического телосложения

Высокий, худощавый

Личностные особенности

Несильный, старомодный, болтливый, сердечный, добродушный, сговорчивый, доверчивый, эмоциональный, открытый к людям, любящий житейский комфорт, любитель поесть.

Сильный, мужественный, смелый, уверенный в себе, энергичный, дерзкий, инициативный.

Высокий, тонкий, нервный, честолюбивый, подозрительный, чувствительный к боли, любящий уединение, скрытный.

Характерное для человека выражение лица воздействует на впечатление о человеке.

Взгляд другого человека влияет на отношение к нему.

В одной небольшой аудитории новый преподаватель, впервые читая лекцию, по просьбе экспериментатора на одну группу студентов подолгу неотрывно смотрел, а от другой, взглянув на нее мельком, сразу отводил глаза. В итоге студенты из первой группы оценили его как властного и уверенного в себе человека, а вторые отнесли его к очень стеснительным людям.

Принятая человеком поза влияет на формирующееся впечатление о человеке.

Людей, выступающих в роли объектов формирования первого впечатления, просили в одних случаях наклонять свой корпус вперед, а в других случаях отклонять его назад. Оказалось, что в первом случае люди – и мужчины и женщины – нравились больше, чем во втором. Женщины нравились сильнее, если они сидели в спокойной позе и с неперекрещенными руками и ногами.

Особенности речи и голоса.

Напряженность в голосе женщины не ведет к приписыванию ей негативных характеристик, напряженность в голосе мужчин заставляет людей думать, что он не очень владеет собой, обладает невысоким интеллектом, уязвим и т.д. Многословие у мужчин воспринимается как серьезный недостаток в их личности, у женщин – как почти нормальное состояние.

Особенности оформления внешности.

Объект формирования впечатления – один и тот же человек, но в каждой новой группе меняется одежда или прическа, украшения и т.п. например, когда человек был в военной форме, ему устойчиво приписывались дисциплинированность, аккуратность, настойчивость; когда в обычном штатском костюме – внутренняя раскованность, открытость по отношению к другим, свобода в проявлении чувств.

Люди в очках (Э.Холл) кажутся более умными и прилежными, чем тогда, когда они были без очков.

Использование косметики сверх меры – дурной вкус, отсутствие одухотворенности, интеллектуальная недалекость, сильное желание обратить на себя внимание мужчин.

На содержание складывающегося у людей мнения о личности впервые воспринимаемого человека влияют не только сила и яркость проявления в его внешнем облике и поведении определенного качества или частота, с которой это качество обнаруживает себя, но и последовательность, в которой познающие другого человека люди получают знания о разных сторонах его личности.

Фактор пространства.

  1. Ситуация, в условиях которой происходит познание другого человека.

Роль социального фона, на котором разворачивается процесс познания. Как много людей находится около человека, какие они, каков их облик и как они себя ведут – все это воздействует на то, какие особенности во внешнем облике другого человека мы отметим раньше и лучше, как мы их оценим в целом и какие черты личности или состояние мы припишем этому человеку или как к нему отнесемся.

На фоне невысоких людей рослый человек кажется еще выше. На фоне смеющихся лиц спокойное лицо сильнее привлекает к себе внимание воспринимающего эти лица человека.

В одном опыте мужчину с неброской наружностью представляли двум группам незнакомых ему людей. В одну из групп он был приглашен в сопровождении женщины с яркой привлекательной внешностью, в другую – женщиной некрасивой и неаккуратно одетой. Первая группа положительные качества мужчины оценила значительно выше, чем вторая, и общее отношение к нему со стороны первой группы также оказалось более благоприятным.

  1. Собственные личностные качества познающего.

Зависимость восприятия и понимания другого человека от индивидуальных качеств воспринимающего.

Исследования Г.В. Дъяконова. У людей, принадлежащих к одной половой группе, первые впечатления о человеке оказываются более сходными, чем у людей, представляющих разные половые группы. Первое впечатление более полно и правильное у лиц с высшим гуманитарным образованием. С увеличением возраста испытуемые обнаружили тенденцию более пространно высказываться о человеке – объекта первого впечатления. Однако, у лиц пенсионного возраста были отмечены наивысшая полнота впечатления и резкое уменьшение его правильности.

Механизм проецирования – познающий субъект «вкладывает» свои состояния в другую личность, приписывает ей черты, которые присущи ему самому. Явление интерпретации чужого эмоционального состояния путем «приближения» к своему. Эксперимент Мюррея. Одна из групп его испытуемых изображала сценки, в которых фигурировало резко агрессивное поведение. Затем испытуемые этой группы, а также испытуемые контрольной группы, должны были оценивать незнакомых им ранее лиц.

Оказалось, что предварительно созданное эмоциональное состояние привело к тому, что первая группа отмечала в незнакомом человеке такие черты. Как злобность, агрессивность, в то время как другая группа эти черты не фиксировала.

Тенденция приписывать собственные качества или собственные состояния другим людям особенно сильно выражена у лиц, отличающихся малой самокритичностью и слабым проникновением в собственную личность.

Полнота и характер оценки другого человека зависят от таких качеств оценивающего, как степень его уверенности в себе, как присущее ему отношение к другим людям и связанная с этим отношением всегда имеющаяся у него (но не всегда осознаваемая) «теория» личности.

Боссом и Маслоу выяснили, что уверенные в себе люди часто оценивают других людей как доброжелательных и расположенных к ним, неуверенные в себе – как тяготеющих к холодности и не расположенных к ним.

Сформированный у человека общий взгляд на других людей, место, занимаемое ими в имеющейся у него системе ценностей, всегда и постоянно воздействует на характер впечатления, которое складывается у человека о любом другом лице.

Впечатление, которое складывается о другом человеке, в большой степени обусловлено его представлениями о структуре личности, т.е. о том, какие черты каким качествам в ней должны сопутствовать.

Насколько верным и глубоким оказывается знание о человеке, возникающее у субъекта при первом восприятии.

Первые восприятия дают индивиду знание об основных особенностях внешнего облика ранее незнакомого человека – о его поле, росте, телосложении, примерном возрасте, характере оформления внешности. В первом впечатлении почти всегда находят отражение какие-то проявления экспрессии и какие-то действия человека, являющегося объектом восприятия и оценки. Образ человека, складывающийся у индивида на основе первого впечатления, всегда содержит неточности, а оценка им черт личности этого человека может оказаться поспешным обобщением.

Познание людьми друг друга является обязательной стороной их взаимодействия и условием регулирования каждым из них своего поведения в соответствии с обстоятельствами и решаемыми в этом взаимодействии задачами. Образы восприятия, представления и формирующиеся у индивида понятия о других людях, концентрируя в себе информацию об этих людях, дают ему возможность действовать по отношению к каждому из них целесообразно.

Восприятие человека человеком – непосредственное наглядно-образное отражение одним человеком другого.