Способы контроля независимых переменных

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

 

I. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ЯВЛЕНИЙ

Тема 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРОЦЕСС НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Особенности научной деятельности.

Дифференциация научных знаний.

3. Логико-гносеологические методы научного познания

Тема 2. СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

1. Особенности вне научного и научного познания:

2 Структура научных знаний

3. «Язык современной науки»: знаково-символические средства в науке.

Отношение научного исследования и научных знаний к объективной реальности.

Тема 3. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Структура психологических знаний

2. Объяснения и квазиобъяснения в психологии

Методологические принципы естественнонаучного исследования психики

 

II. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Тема 4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Общие основания для классификации методов исследования в психологии

Феноменологические методы исследования в психологии. Методы регистрации феноменов

Эмпирические методы исследования в психологии. Методы регистрации фактов

Теоретические методы исследования в психологии.

Общие стратегии исследования психических особенностей человека

Тема 5. МЕТОДЫ РЕГИСТРАЦИИ И «ИЗМЕРЕНИЯ» СВОЙСТВ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

1. В чем заключается процедура измерения?

Способы измерения объектов (операции измерения)

Способы построения шкал, обеспечивающих субъективное измерение психических явлений. Методы субъективного шкалирования (регистрации и измерения) в психологии

Методы объективной регистрации и измерения психических явлений в психологии

Тема 6. МЕТОДЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ И СВЯЗЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ. КОРРЕЛЯЦИОННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Тема 7. МЕТОДЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ. ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛОГИИ

Тема 7.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО МЕТОДА

Экспериментальное исследование как выявление причинно-следственных связей между явлениями в специально созданных, контролируемых и управляемых условиях

6 стр., 2764 слов

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИЙ 2

... прессии описанной выше методики аудиторского анализа). Многочисленные исследования были посвящены аппаратурному (объективному) анализу речи ... являются параметры, связанные с частотой основного тона; измерение изрезанности мелодического контура, дисперсии и средней ... реактивности. Наибольшее распространение полу­чил психофизиологический метод в виде модификации ассоциативно­го эксперимента, ...

Основные типы факторов (переменных), учитываемых при организации эксперимента.

Причинно-следственная (каузальная) связь в экспериментальном исследовании

Тема 7.2. КОНТРОЛЬ НЕЗАВИСИМЫХ, ЗАВИСИМЫХ И ПОБОЧНЫХ ПЕРЕМЕННЫХ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТА

Способы контроля независимых переменных

Дифференциация научных знаний

 

По общему характеру целей научные исследования можно разделить:

· Фундаментальные исследования – направленные на более глубокое познание объективной реальности без учета практического эффекта от последующего применения знаний.

· Прикладные исследования – опираются на результаты фундаментальных исследований и направлены на получение знаний, которые требуются для решения конкретных практических задач.

По различиям в объекте и предмете наукиделятся на группы:

· Естественные науки, где в качестве объектов исследования выступают природные явления.

· Гуманитарные и социальные науки, где в качестве объектов исследования выступают человечество, группы людей и отдельный человек.

· Точные науки, где в качестве объектов исследования выступают различные знаково-символические средства и способы построения знаково-символических систем.

· Технические науки, которые направлены на решение практических задач и конструирование искусственных объектов.

При проведении конкретных научных исследований можно выделить несколько типов целей:

· Поисковые исследования – попытка решить проблемы, которые никто не решал или не ставил.

· Критические исследования, проводимые с целью опровержения теории, модели, гипотезы, закона.

· Уточняющие исследования – установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты, в пределах которых проявляются эмпирические закономерности.

· Воспроизводящее исследование – точное повторение эксперимента предшественника для определения достоверности ранее полученных результатов.

 

3. Логико-гносеологические методы научного познания

 

Индуктивный метод естественнонаучного познания (Ф. Бекон): максимально широкое получение опытных (эмпирических) данных с их последующим обобщением.

Гипотетико-дедуктивный метод естественнонаучного познания (Г. Галилей, И. Ньютон): выдвижение гипотез и построение моделей, позволяющих объяснить факты и явления; планирование и проведение исследования с целью проверки верности гипотез; интерпретация полученных данных; вывод о подтверждении или опровержении гипотез.

Аксиоматический метод познания в точных науках: умозрительное введение (постулирование) предметов, фиксирование их с помощью знаково-символических средств и разработка правил преобразования и оперирования знаково-символическими средствами. Приложение логико-математических систем к описанию различных явлений.

 

Научная гипотеза

Гипотеза– это научное предположение, утверждение, истинность или ложность которого неизвестны, но могут быть проверены опытным путем. При этом:

2 стр., 854 слов

Исследования выявление значений, уровней и форм проявления эмпатий ...

... людям в кризисных ситуациях. Цель исследования выявление значений, уровней и форм проявления эмпатий как эффективных условий формирования психологической помощи В качестве объекта исследования выступает процесс оказания психологической помощи ...

· Научная гипотеза должна удовлетворять принципу фальсифицируемости – должна существовать возможность ее подтвердить или опровергнуть.

· По содержанию гипотезы можно разделить на гипотезы о наличии: а) предмета или явления; б) связи между предметами, явлениями (корреляции); в) причинной связи между предметами, явлениями (законе).

Следует различать:

· Теоретические предположения, которые входят в структуру теории в качестве объяснительных принципов и подлежат опосредствованному (косвенному) подтверждению или опровержению в специально спланированных эмпирических исследованиях.

· Эмпирические предположения, которые подлежат прямой эмпирической проверке.

· Статистические гипотезы о значимости различий в результатах (полученных данных), фиксируемых в экспериментальной и контрольной ситуациях.

 

 

3. «Язык современной науки»: знаково-символические средства в науке.

 

В филогенезе и онтогенезе знаковые системы возникают в следующей последовательности:

· Естественные знаковые системы, где базисными знаками могут выступать жесты, предметы, слова.

· Системы записи, где базисными знаками могут выступать изображения, символы (иконы, иероглифы), знаки (буквы).

· Знаково-символические системы, состоящие из произвольно вводимых формализованных знаков, символов, моделей.

Знаки и символы материальны, доступны чувственному восприятию, как и любая вещь.

Значение данного знака или символа определяется его предметной отнесенностью, а также местом и ролью в определенной системе знаков.

 

Три основных типа семиотических функций:

· Индексы – это обозначающие, неотделимые материально, пространственно, во времени от того, что они обозначают.

· Символы – это обозначающие, которые отличаются от того, что они обозначают, но имеющие определенное сходство с обозначаемым. Символ изображает какое-либо содержание или выражает отношение к какому-либо содержанию.

· Знаки – это обозначающие, которые отличаются от того, что они обозначают, носят условный характер и могут вводиться произвольно. Содержание знака не совпадает с его материальной характеристикой.

 

Знаки и символы характеризуются рядом отношений:

· Наличие материальной формы знака(звук, изображение, жест), что обеспечиваетвозможностьдля его зрительного или слухового восприятия.

· Наличие обозначаемого содержания, которое складывается из двух компонентов:

Предметная отнесенность – то, что словом обозначается и замещается: объекты, процессы и предметы, их свойства, признаки, связи и отношения, а также способы их преобразования.

Значение – система устойчивых обобщений (представлений, понятий), которые актуализируются в сознании субъекта при использовании знака. Субъект должен овладеть такими представлениями и понятиями, чтобы иметь возможность активно и самостоятельно пользоваться знаком в различных видах деятельности.

Значение слов распадается на:

а) референтное (денотативное) значение, в котором фиксируются элементы предметной отнесенности;

7 стр., 3362 слов

Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: ...

... автором (предмет и задачи психологии, методы психологического исследования и др.); ü ... работы – сформировать теоретические основы изучения памяти, внимания и ... идей, и напишите данные, свидетельствующие в пользу ... познание // Вопросы философии, 1967. -- № 1; 13) Ильенков Э.В. О воображении / Нар.образов. 1968. -- № 3. – С.3-42; 14) Кудрявцев В.Т. Творческая природа психики.// Вопросы психологии. ...

б) ассоциативное (коннотативное) значение, выходящее за пределы предметной отнесенности и связывающее слово с другими значениями – тем самым обозначаемое вводится в систему сложных межпредметных связей и отношений и одновременно анализируется, абстрагируется и обобщается.

· Наличие смысла,который может извлекаться субъектом из сообщения как:

Ситуативный (контекстуальный) смысл – извлечение человеком из системы стоящих за словом обобщений только тех, которые имеют отношение к данному моменту, к данному контексту, к данной ситуации.

Личностный смысл – индивидуальные, субъективные эмоционально-мотивационные отношения человека к обозначаемому в слове содержанию, ситуации и т.д.

При этом формирование значений и личностных смыслов, а также соотнесение их с языковыми средствами исходно осуществляется в совместных с другими людьми предметно-практических действиях.

 

Структура психологических знаний

 

В научной психологии следует условно противопоставлять знания описательные (феномены и факты) и знания объяснительные (теории).

· Феноменологическое познание: В психологии используется описание психических явлений, которые субъект наблюдает и познает путем самонаблюдения и самоанализа, путем интроспекции.

Результаты такого познания фиксируются на основе самоотчетов испытуемых, носят субъективно-описательный характер, составляют феноменологические данные – феномены.

· Эмпирическое познание – описание результатов непосредственно-чувственного восприятия получаемых в процессе внешнего наблюдения за другими людьми и результатами их практического взаимодействия с окружающим миром: описываются экспрессивные, поведенческие и коммуникативные особенности.

Результаты такого познания фиксируются на основе объективных методов измерения, носят объективно-описательный характер и составляют эмпирические данные – факты.

· Теоретическое познание – объяснение результатов эмпирического исследования (фактов) на основе предположений (гипотез) о неявных, ненаблюдаемых причинах, основаниях, сущностях. Результатом познания выступают объяснительные знания – научные теории, которые в последующем позволяют предсказывать новые явления и факты на основе объяснений.

В качестве постулатов и объяснительных принципов в психологии используются: философские положения, теоретические предположения (гипотезы) об особенностях формирования, развития, функционирования и структуре психических явлений.

Между тремя областями психологических знаний невозможно провести строгие границы и их выделение и противопоставление носит относительный характер

 

 

2. Объяснения и квазиобъяснения в психологии.

 

Объяснения – способ познания путем подведение явления, факта или события под некоторый общий закон, теорию, концепцию. Различают:

· Номологические объяснения (причинно-следственные), которые осуществляются путем установления закономерных отношений между явлениями, выступающими в качестве причин, которые предшествуют во времени и вызывают явления-следствия.

2 стр., 899 слов

Тема Измерение в психологии

... на числовом множестве. Таким образом, в процедуре измерения выделяются три составляющие: объект измерения. Свойство, явление, которое мы хотим перевести в числовые показатели. ... методы к данным эмпирических исследований, а затем формулировать количественные законы. Вопросы для размышления: С чем связаны трудности применения метрических шкал в психологии? Проблема измерения психологических явлений ...

«Жесткий» детерминизм – в основе лежат причинно-следственные законы.

Вероятностный детерминизм – опирается на статистические законы.

· Телеологические объяснения (финалистские), которые осуществляются путем раскрытия целей, намерений, мотивов, которым субъект подчиняет свое поведение и деятельность.

Псевдообъяснения (квазиобъяснения) – способ познания путем интерпретирования, истолкования явлений и событий, опирающийся на необоснованные и неподтвержденные объяснительные основания в которые верит объясняющий явления субъект.

· Понимание путем идентификации и эмпатии (рациональное и эмоциональное отождествление, психологическое понимание).

· Понимание путем интерпретации, истолкования фактов, событий, процессов без опоры на достоверные объективные законы (опора на мнения, герменевтический метод познания).

 

 

Феноменологические методы исследования в психологии. Методы регистрации феноменов

 

Направлены на регистрацию самоотчетов различных испытуемых о своих представлениях о психических особенностях (психических процессах, свойствах, переживаниях и т. д.), основания для анализа которых задаются исследователем.

 

Метод самонаблюдения (интроспекции) и самоотчета – на основе рефлексии и самоанализа последовательное описание субъектом представлений: а) о протекании психических процессов; б) о субъективных результатах их протекания. Изучение «сознательного опыта» испытуемых.

· При отсутствии феноменологических данных невозможно найти субъективно убедительное подтверждение тому, что психические явления существуют. Предположение о существовании психики как таковой, исходно строились на основе самонаблюдения (рефлексивных действий).

· Невозможность подтверждения или опровержения полученных данных; субъективность.

· При регистрировании феноменов возможны два типа самоотчетов: а) самоотчет субъекта о собственно психологических характеристиках ощущений, переживаний, мыслей, вызываемых различными свойствами воспринимаемых объектов или воздействующих стимулов; б) самоотчет субъекта о свойствах воспринимаемых объектов или воздействующих стимулов (характеристика опыта в терминах ощущений, переживаний и мыслей).

На этом основании противопоставляют: а) метод интроспекции, обеспечивающий получение данных о «непосредственном» субъективном опыте (при этом стараются избежать «ошибки стимула»); б) метод самонаблюдения, обеспечивающий получение объективных данных об «опосредствованном» восприятии субъектом различных предметов и явлений.

 

Беседа – целенаправленно организованный диалог, в ходе которого исследователь устанавливает психологические или поведенческие особенности другого человека (испытуемого).

 

Опрос и анкетирование – целенаправленно организованные графические способы регистрации данных о психических явлениях.

Очное и заочное анкетирование.

Открытые и закрытые вопросы.

Стандартизированные вопросники.

3 стр., 1447 слов

Методы психической саморегуляции

... Операторы, работающие на предприятиях электронной промышленности в Москве и Зеленограде, использовали методы психической саморегуляции для снижения утомляемости и значительной нагрузки на зрение, которые неизбежны ... психиатр Йоган Шульц предложил авторский метод саморегуляции, который он назвал аутогенной тренировкой. В основу своего метода Шульц положил свои наблюдения над людьми, которые впадали в ...

Проективные методы («проективные тесты»), используемые в психологии имеют ряд общих признаков.

Неопределенность материала или инструкции.

Возможность множества потенциальных и неоднозначных ответов.

Возможность многообразных и неоднозначных интерпретаций полученных данных.

«Рисунок дома», «фигура человека» (Гудинаф, Маховер), «тематический апперцепционный тест» (Розенцвейг), тест «чернильных пятен» (Роршах), метод свободных ассоциаций, метод незаконченного предложения.

 

Общие стратегии исследования психических особенностей человека

 

· Исследования путем «поперечных срезов» – организация исследования, при которой отобранные по определенным психологическим основаниям группы людей (исключая возрастные и временные основания), сравниваются с группами людей, отобранными по другим психологическим основаниям.

· Исследование путем «продольных срезов» – организация исследования, при которой у одной и той же группы испытуемых (лонгитюдное исследование) или в разновозрастных группах исследуются и измеряются особенности возрастных изменений (развития) психических функций через определенные интервалы времени.

· Сравнительно-генетический метод – неоднократное исследование и измерение путем поперечных и продольных срезов разных возрастных категорий испытуемых на протяжении определенного времени с последующим сопоставлением результатов.

· Метод формирования психических свойств и процессов (формирующий метод) – последовательная организация условий, которые обеспечивают формирование новых психических функций в соответствие с определенными теоретическими представлениями и прогнозами.

 

Научно-ориентированное исследование психических явлений необходимо предполагает постоянное накопление и расширение опытных данных. Для этого используются:

· Методы регистрации свойств, характеризующих психические явления («измерения»).

· Методы установления отношений и связей, характеризующих психические явления (корреляционные исследования).

· Методы выявления причинно-следственных связей, характеризующих психические явления (экспериментальные исследования).

 

Тема 5. МЕТОДЫ РЕГИСТРАЦИИ И «ИЗМЕРЕНИЯ» СВОЙСТВ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

 

1. В чем заключается процедура измерения?

 

Измерение заключается в регистрации состояний объекта или его свойств с помощью изменения состояний другого объекта (прибора).

В психологии, в отличие от других наук, существует два типа измерений:

· Измерение объективных характеристик поведения, общения, действий, а также измерение продуктов деятельности людей (регистрируются факты).

· Регистрация измерений, проводимых испытуемыми на основе самонаблюдения, самоотчета и методов субъективного шкалирования: а) «измерение» различных характеристик внешнего мира и других людей; б) «измерение» своей субъективной реальности собственных особенностей (регистрируются феномены).

7 стр., 3179 слов

Социометрический метод исследования групп

... такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях — реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-психологический анализ возможен относительно и ... одни из них имеют солидную традицию исследования (это по преимуществу большие, неорганизованные, стихийно возникшие группы, сам термин «группа» по отношению к которым весьма ...

 

Реализация и регистрация результатов измерений представляет собой операции установления взаимно однозначного соответствия между множеством предметов и знаково-символическими средствами.

При этом символы приписываются предметам по определенным правилам, которыми задается способ измерения.

· Эмпирические или феноменологические отношения устанавливаются на множестве измеряемых объектов.

· Задаются способы приписывания наименований или чисел множеству измеряемых объектов.

· Задаются способы возможных преобразований с именами и числами.

 

 

Способы измерения объектов (операции измерения)

Операции измерения) задают и определяют типы шкал:

Шкала наименований (номинативная шкала, шкала классификаций):

· Измеряемое множество явлений делится по определенным основаниям на подмножества (категории).

· Каждому из таких подмножеств (категории) присваиваются «имена» (термины, знаки, числа).

· Подсчитывается частота встречаемости объектов, соответствующих выделенным подмножествам (категориям).

· Устанавливается отношение равенства или неравенства между разными категориями объектов.

Шкала порядка (ранговая шкала):

· В измеряемом множестве явлений по определенным основаниям выделяется признак или свойство.

· Регистрируемые и измеряемые объекты линейно упорядочиваются в системе отношений «меньше — равно — больше» по выделенному основанию (признаку, свойству).

· Условной единицей измерения выступает ранг – порядковое расположение объектов в системе отношений «» по выделенному основанию (признаку, свойству).

Шкала интервалов:

· В измеряемом множестве явлений по определенным основаниям выделяется признак или свойство.

· Регистрируемые и измеряемые объекты линейно упорядочиваются в системе отношений «меньше — равно — больше» по выделенному основанию (признаку, свойству).

· Вводится эталон измерения (масштабная единица, единица измерения) за счет чего достигается возможность определять величину различий между объектами в степени выраженности определенного признака.

Встречается в исследованиях, где стандартизованные шкальные оценки выражены в единицах стандартного отклонения от среднего значения в выборочном нормальном распределении оценок у множества испытуемых.

Шкала отношений:

· В измеряемом множестве явлений по определенным основаниям выделяется признак или свойство.

· Регистрируемые и измеряемые объекты линейно упорядочиваются в системе отношений «меньше — равно — больше» по выделенному основанию (признаку, свойству).

· Вводится эталон измерения (масштабная единица, единица измерения) за счет чего достигается возможность определять величину различий между объектами в степени выраженности определенного признака.

· Определяется положение «естественного» нуля (которому соответствует полное отсутствие измеряемого признака), что позволяет устанавливать отношения «во сколько раз величина одного измеренного признака больше или меньше величины другого признака».

 

Измеряемые объекты и процессы, а также их признаки, свойства, связи, отношения могут характеризоваться:

8 стр., 3586 слов

Тестирование. Использование методик исследования индивидуально-типологических ...

... среде. Выявление «независимой переменой». Получение и анализ данных. Возможности и ограничения квазиэкспериментальных планов. Примеры квазиэкспериметов. Планы лабораторных работ Лабораторная работа №1 Тестирование (использование методик исследования индивидуально-типологических ...

· Дискретностью – делимостью на составляющие компоненты, элементы, части.

· Континуальностью – непрерывностью и объективной неделимостью на элементы или части.

 

 

Метод научно организованного наблюдения

Наблюдение – целенаправленное, организованное восприятие с последующей объективной регистрацией процессов и явлений.

· Относительная объективность результатов достигается тем, что: а) выделяются объективные единицы наблюдения; б) определяется способ регистрации данных, который может в последующем использоваться другими исследователями для получения аналогичных результатов; б) регистрация получаемых данных осуществляется несколькими независимыми исследователями (лабораториями).

Особенности метода:

· Активная организация процессов собственного восприятия при пассивности в организации ситуации.

· Опосредованность результатов наблюдения познавательными целями и задачами, а также определенными теоретическими представлениями.

· Невозможность проверить гипотезы о причинно-следственных связях.

Типы наблюдения:

· По степени организованности и планомерности: несистематическое и систематическое наблюдение.

· Открытое и скрытое наблюдение. «Включенное» наблюдение – разновидность скрытого.

· Прямое наблюдение и косвенное наблюдение (психические особенности фиксируются по их влиянию на наблюдаемые особенности поведения).

· Непосредственное и опосредствованное (с использованием вспомогательных средств) наблюдение.

Процедура исследования:

· Определение предмета наблюдения (тип и особенности поведения), объекта наблюдения (индивид или группа), ситуации наблюдения.

· Выбор регистрируемых поведенческих проявлений.

· Выбор способа наблюдения и регистрации данных (выбор регистрируемых критериев, параметров).

· Планирование наблюдения (ситуации, объект, время) и реализация наблюдения.

· Реализация наблюдения в соответствие с планом и регистрация соответствующих данных.

· Обработка и интерпретация полученных данных.

Способы регистрации результатов наблюдения.

Качественная фиксация получаемых данных – квалификация:

· Описание с использованием естественного языка.

· Описание с использованием специально разработанных («искусственных») знаково-символических средств, фиксирующих «единицы» наблюдаемых событий.

· Описание с использованием определенного набора психологических категорий с позиции определенной теории, которое включает интерпретацию и объяснение наблюдаемых событий.

Количественная фиксация получаемых данных – квантификация.

Квантификация повторяемости события (количество, частота), временных интервалов при наблюдении событий, интенсивности, выраженности признака.

 

Тема 6. МЕТОДЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ И СВЯЗЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ. КОРРЕЛЯЦИОННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

 

Корреляционное исследование проводится с целью подтверждения или опровержения гипотез о статистической связи между несколькими (двумя и более) выявленными и измеренными переменными (иногда причисляется к методам измерения).

· Предполагает измерение двух или большего количества свойств у одних и тех же явлений с последующим установлением отношений и связей между измеренными свойствами.

15 стр., 7003 слов

1.Исследования отечественных ученых в суицидологии: школа а.Г. Амбрумовой

... Выше упоминалось о 30-ти кратном риске суицида у депрессивных больных. По данным других исследований, суицидальный риск среди больных аффективными расстройствами в 48 раз выше чем ... поведения проводятся в отделе экстремальных состояний (Кризисном Центре) Московского НИИ психиатрии. Эти исследования связаны, прежде всего, с именем профессора А.Г. Амбрумовой. Московской школой разработана концепция ...

· Корреляционное исследование может строиться на основе наблюдений, использования вопросников и тестов, а также может приобретать некоторые особенности экспериментального метода.

 

Основные характеристики корреляционного исследования:

В результате сопоставления данных наблюдения и измерения устанавливаются статистические связи между различными параметрами объектов (изменение одного параметра сопровождается изменением другого параметра).

· При этом наличие корреляции не позволяет делать вывод о наличии причинно-следственных зависимостей между измеренными параметрами (переменными).

Вероятность или наличие таких зависимостей можно только предполагать.

· Вместе с тем, отсутствие корреляции позволяет сделать вывод об отсутствии причинно-следственных зависимостей между переменными.

 

Возможно несколько типов связей между двумя корреляционно связанными переменными:

· А является причиной В, или В является причиной А.

· Переменные А и В взаимно влияют друг на друга (причинно обусловливают друг друга).

· Переменные А и В вызваны какой-либо третьей переменной.

 

Корреляционное исследование возможно по отношению к установлению связей:

· Между результатами измерения разных признаков и свойств, реализованных в одной и той же группе испытуемых.

· Между результатами измерения одних и тех же признаков и свойств, реализованных в одной группе испытуемых в разное время.

· Между двумя сериями измерений, произведенных на разных группах испытуемых.

 

Различают два вида корреляционных связей:

· Положительная корреляция – повышение значения одной переменной статистически связано с повышением значения другой переменной.

· Отрицательная корреляция – повышение значения одной переменной статистически связано с понижением значения другой переменной.

Возможны «линейные» и «нелинейные» корреляционные отношения между переменными.

 

Тема 7. МЕТОДЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ. ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛОГИИ

 

Тема 7.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО МЕТОДА

 

Причинно-следственная (каузальная) связь в экспериментальном исследовании

 

Причинно-следственная (каузальная) связь устанавливается при наличии ряда условий:

· Действие независимой переменной предшествует изменениям зависимой переменной.

· Наличие закономерной (не случайной) связи в изменениях независимой и зависимой переменных (ковариация).

· Отсутствие влияния на зависимую переменную побочных переменных.

При этом возможны альтернативные интерпретации и теоретические объяснения устанавливаемой причинно-следственной связи.

 

Индуктивный метод эмпирического выявления причинно-следственных связей (Дж. Милль):

· Метод согласия: если два различных комплекса факторов вызывают один и тот же эффект, то он обусловлен факторами, общими для этих комплексов.

· Метод различия: если группа факторов при наличии фактора Х, вызывает эффект У, а та же группа факторов без фактора Х приводит к исчезновению эффекта У, то следовательно У обусловлен фактором Х.

 

Система операций с помощью которых выявляется причинно-следственная связь «если Х, то У» в эксперименте включает:

· Устранение влияния всех условий, кроме Х, и проверку, всегда ли сохраняется или порождается У.

· Сохранение влияния всех условий, кроме Х, и проверку, всегда ли исчезает У.

 

Следует различать различные типы каузальных связей:

· Физическая, физиологическая причинность – наличие материальной причинно-следственной связи в рамках объективного пространства и времени.

· Экономическая, социологическая, информационная причинность.

· Психологическая причинность – ненаблюдаемые причины (законы), которым подчиняются психические явления (ненаблюдаемые особенности их формирования, функционирования, структурной организации, развития): а) законы, которым подчиняется формирование психических функций у живых организмов в процессах взаимодействия с окружающим миром; б) законы определяющие особенности поведение живых организмов в объективном мире в зависимости от особенностей реализации психических функций.

 

Тема 7.2. КОНТРОЛЬ НЕЗАВИСИМЫХ, ЗАВИСИМЫХ И ПОБОЧНЫХ ПЕРЕМЕННЫХ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТА

 

Планирование эксперимента– это система процедур, обеспечивающих условия для реализации достоверного вывода о подтверждении или опровержении экспериментальной гипотезы о причинно-следственных связях на основе полученных данных.

 

При планировании эксперимента необходимо четко определить:

· Способы и средства управления и контроля независимых переменных.

· Способы и средства регистрации и измерения зависимой переменной.

· Способы и средства контроля возможного влияния внешних переменных.

 

 

Качественный анализ процедуры эксперимента

 

Валидность. Виды валидности:

· Внутренняя валидность – степень существования достоверной связи между независимой и зависимой переменными.

Чем больше вероятность того, что изменения зависимой переменной вызваны изменением независимой переменной, тем выше внутренняя валидность.

· Внешняя (экологическая) валидность – степень соответствия организации эксперимента и полученных результатов той области явлений, для исследования которой он проводится и на которую предполагается распространять получаемые в эксперименте результаты.

Определяет то, насколько результаты, полученные в эксперименте, могут быть распространены на другие аналогичные явления: а) на другие популяции или на генеральную совокупность; б) на другие условия и ситуации; б) на другое время.

· Теоретическая (конструктная) валидность – соответствие организации эксперимента и интерпретации экспериментальных данных той теории (теоретическому конструкту), на основе которой планировался эксперимент.

· Операциональная валидность – соответствие методик, способов измерения НП и ЗП, а такжеи плана эксперимента проверяемой экспериментальной и теоретической гипотезе.

· Валидность статистических выводов – корректность использования статистических процедур анализа полученных данных и опирающихся на них выводов.

Репрезентативность – степень избирательной и пропорциональной представленности (репрезентированности) в выборке испытуемых тех психических свойств, которые характеризуют психические особенности людей в изучаемой генеральной совокупности.

Воспроизводимость – возможность получить сходные данные другими исследователями, организующими такой же эксперимент в аналогичных условиях.

Надежность – устойчивость получения данных при повторении (воспроизведении) эксперимента на одной и той же выборке испытуемых.

 

Тема 7.3. ПЛАНЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПСИХОЛОГИИ

 

1. Основания для выделения разных планов экспериментальных исследований:

 

По характеру участия испытуемых в процедуре исследования:

· Межгрупповые (межсубъектные) планы – каждый испытуемый включается только в одну – контрольную или экспериментальную – группу, являясь участником одного типа экспериментальных ситуаций (условий).

При этом центральной трудностью является отбор эквивалентных по измеряемым показателям групп испытуемых.

Межсубъектные планы экспериментального исследования имеют ряд признаков: а) наличие экспериментальных и контрольных групп; б) эквивалентность используемых групп по заранее определенным основаниям; в) завершение исследования тестированием групп подвергавшихся и не подвергавшихся экспериментальному воздействию.

· Внутригрупповые (внутрисубъектные, интраиндивидуальные) планы – каждый испытуемый является участником всех экспериментальных ситуаций с разными условиями.

При этом центральной трудностью является устранение эффектов последовательности (эффектов порядка) предъявления задач испытуемым.

Внутрисубъектные планы экспериментального исследования имеют ряд важнейших признаков: а) систематическое комбинирование последовательности предъявляемых задач; б) контроль порядка предъявления задач разным испытуемым; в) завершение исследования сравнением данных, полученных при решении разных задач.

 

По характеру независимых переменных:

· Управляемая независимая переменная – управляемые экспериментатором внешние факторы, воздействующие на испытуемого.

· Субъективная независимая переменная – индивидуальные особенности испытуемых, специально отобранных по определенным основаниям.

 

По количеству независимых переменных:

· Однофакторный (простой) план исследования.

· Многофакторный (факторный) план исследования.

 

По числу уровней независимых переменных:

· Одноуровневое исследование: на экспериментальную группу оказывается воздействие одного уровня независимой переменной, на контрольную группу независимая переменная не воздействует («нулевой» уровень воздействия независимой переменной).

· Многоуровневое исследование: воздействие разных уровней одной независимой переменной оказывается на разные экспериментальные группы. При двух уровнях независимой переменной (при отсутствии «нулевого» уровня) может устанавливаться только качественная связь. При трех и более устанавливаются количественные связи и зависимости.

 

Однофакторные экспериментальные планы психологического исследования

 

Межсубъектный однофакторный план для одной управляемой независимой переменной и двух независимых групп без предварительного тестирования.

Экспериментальная группа: рандомизация – воздействие – тестирование.

Контрольная группа: рандомизация – отсутствие воздействия – тестирование.

Межсубъектный однофакторный план для одной управляемой независимой переменной и двух независимых групп с предварительным тестированием.

Экспериментальная группа: рандомизация – тестирование – воздействие – тестирование.

Контрольная группа: рандомизация – тестирование – отсутствие воздействия – тестирование.

Межсубъектный однофакторный план для одной субъективной независимой переменной и двух неэквивалентных (специально отобранных) групп без предварительного тестирования (с предварительным тестированием).

 

Внутрисубъектный однофакторный план для одной независимой переменной (управляемой или субъективной) с повторяемыми измерениями.

 

План для одной независимой переменной и четырех независимых групп с целью контроля эффекта предварительного тестирования с экспериментальным воздействием.

Экспериментальная группа: рандомизация – воздействие – тестирование.

Контрольная группа: рандомизация – отсутствие воздействия – тестирование.

Экспериментальная группа: рандомизация – тестирование – воздействие – тестирование.

Контрольная группа: рандомизация – тестирование – отсутствие воздействия – тестирование.

План для одной независимой переменной и четырех независимых групп с целью контроля сохранения эффекта воздействия во времени.

Экспериментальная группа: рандомизация – тестирование – воздействие – тестирование.

Контрольная группа: рандомизация – тестирование – отсутствие воздействия – тестирование.

Экспериментальная группа: рандомизация – тестирование – воздействие – отсроченное тестирование.

Контрольная группа: рандомизация – тестирование – отсутствие воздействия – отсроченное тестирование.

 

 

3. Уровневые планы для установления влияния трех и большего количества уровней независимой переменной на одну зависимую. «Если А1, А2, А3,…то В…».

 

Планы для установления характера зависимости между уровнями одной независимой переменной и величиной зависимой переменной.

При этом количество групп должно соответствовать числу уровней независимой переменной.

Экспериментальная группа: рандомизация – тестирование – воздействие 1 – тестирование.

Экспериментальная группа: рандомизация – тестирование – воздействие 2 – тестирование.

Контрольная группа: рандомизация – тестирование – отсутствие воздействия – тестирование.

Возможны линейные и нелинейные зависимости между НП и ЗП.

 

 

4. Факторные планы для установления влияния двух и большего количества независимых переменных на одну зависимую. «Если А1, А2, А3,…то В…».

 

Все независимые переменные должны сочетаться друг с другом.

Число экспериментальных групп соответствует числу сочетаний всех независимых переменных.

При этом между независимыми переменными могут быть различные отношения: конъюнкции или дизъюнкции, аддитивности или мультипликативности.

В факторном плане проверяется два типа гипотез:

Гипотезы о раздельном влиянии каждой из независимых переменных (основной эффект).

Гипотезы о взаимодействии переменных: как присутствие одной переменной влияет на эффект воздействия другой.

Планы для двух независимых переменных и соответственно:

Двух уровней (2х2).

Трех уровней (2х3).

Четырех уровней (2х4).

Планы для трех независимых переменных обычно строятся по правилу «латинского квадрата»: два уровня разных переменных встречаются в экспериментальном плане только по одному разу.

Этот прием используется и для контроля внешних переменных.

 

 

Доэкспериментальные и квазиэкспериментальные планы исследования.

 

При планировании и проведении эксперимента не всегда удается проконтролировать определенные внешние переменные.

· Исследование единичных случаев (уникальные психические особенности, ограниченность выборки, однократное тестирование).

· План с предварительным и итоговым исследованием одной группы.

· План для двух неэквивалентных групп (случайных групп) с тестированием после воздействия.

 

Планы исследования для неэквивалентных групп:

План для двух неэквивалентных групп с тестированием до воздействия и после воздействия.

· «Формирующий эксперимент» с участием одной группы или нескольких.

· «Формирующий эксперимент» с одним воздействием или серией воздействий.

Планы исследования для одного испытуемого.

Эксперимент с одним испытуемым возможен:

· Когда индивидуальными различиями можно пренебречь в отношении к изучаемым в эксперименте переменным и результаты могут быть перенесены на каждого члена популяции.

· Когда исследуется уникальность испытуемого и прямой перенос данных на популяцию неактуален.

Исследования «после свершившегося факта».

· Исследования посттравматического стресса, исследования в клинической психологии и нейропсихологии и др.

 

 

Методы статистической обработки полученных данных

Статистические оценки позволяют сделать вывод о достоверности сходства или различия между результатами разных измерений.

Преобразование экспериментальной гипотезы в статистическую гипотезу о степени вероятности:

· Сходства или различия результатов, полученных в одной группе испытуемых при проведении измерений в разное время (в разных ситуациях).

· Сходства или различия между разными группами испытуемых по определенным критериям.

· О наличии корреляционной связи между результатами измерений.

· О взаимодействии независимых переменных.

 

Вероятность того, что различия между двумя множествами проведенных измерений действительно существуют и не представляют собой действие случайных факторов, находится в прямой зависимости от трех условий:

· Величины усредненных различий между испытуемыми в сравниваемых выборках: случайность больших различий менее вероятна, чем случайность незначительных различий.

· Вариабельности (разбросе, дисперсии) измерений в сравниваемых выборках: чем меньше внутригрупповая изменчивость результатов измерений, тем меньше вероятность, что различия между двумя группами являются случайными.

· Количества проведенных наблюдений (измерений): вероятность случайности различий обнаруженных при большом количестве измерений меньше, чем вероятность случайности тех же различий в небольшом количестве измерений.

 

Анализ полученных результатов может предполагать множество различных процедур:

· Подтверждение и (или) опровержение теоретических гипотез: а) в рамках одной теории; б) в различных теоретических подходах.

· Объяснение результатов путем подведения полученных фактов и зависимостей под общий закон, теорию.

· Обобщение полученных результатов, которое может распространяться на различные феномены, факты, явления: на определенный диапазон поведения индивидов в сходных ситуациях; на определенную категорию субъектов; на отношения между определенными факторами среды и особенностями психики или поведения субъектов и т.д.

 

 

Литература:

Анастази А. Психология тестирования. В 2 книгах. М., 1982.

Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2003. – 688 с.

Вудвордс Р. Экспериментальная психология: Пер. с англ. – М.: Изд-во иностр. лит-ры., 1950.

Годфруа Ж. Что такое психология. 2 том. М.,1992.

Готстданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.,1982.

Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. – СПб.: Питер, 2004. – 558 с.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.,1995.

Дружинин В.Н. Структура и логика психологических исследований. М.,1994.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1997.

Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.

Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002. – 336 с.

Естественнонаучные основы психологии. / Под ред. А.А.Смирнова., А.Р.Лурия., В.Д.Небылицына. М.,1978.

Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 320 с.

Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 381 с.

Кэмпбелл Дж. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1980. – 390 с.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.,1984.

Милграм. С. Эксперимент в социальной психологии. – СПб.: «Питер», 2000. – 336 с.

Миллер С. Психология развития: методы исследования. – СПб.: Питер, 2002. – 464 с.

Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. – СПб.: Речь, 2007. – 392 с.

Поппер К.Р Предположение и опровержения: Рост научного знания. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. – 638 с.

Практические занятия по психологии для ИФК. М., 1971.

Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методики в психологической диагностике. – М.,1991. – 255 с.

Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2001.

Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М., 1995.

Философия и методология науки. В 2 частях. М.: SvR-Аргус, 1994.

Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Выпуск 1 и 2. М., 1966.

Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Выпуск 3. –М., 1970.

Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Выпуск 4. Научение и память. – М., 1973.

Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Выпуск 5. – М., 1975.

Хегенхан Б., Олсон М. Теории научения. – СПб.: Питер, 2004. – 474 с.

Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов. / Т.Г. Богданова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.Л. Григоренко и др.; Под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 383 с.

Вопросы к экзамену.

 

1. Общая характеристика науки, как человеческой деятельности. На какие мировоззренческие основания опираются ученые, включаясь в научные исследования. Постулаты естественнонаучного исследования. Общая характеристика научных знаний и их дифференциация по разным основаниям.

2. Общенаучные методы познания. Индуктивный, гипотетико-дедуктивный и аксиоматический методы получения научных знаний.

3. Основные этапы современной научной деятельности и их характеристика. Гипотеза, объект и предмет, цели и задачи в научном исследовании.

4. Структура современного научного знания. Эмпирическое познание и научный факт. Теоретическое познание и научная теория.

5. Научная гипотеза и ее роль в научном познании. Теоретическая, экспериментальная, статистическая гипотезы в научном исследовании.

6. Общая характеристика знаково-символических средств, на которые опирается современное научное познание. Знаковая ситуация: знак, предметная отнесенность, значение, смысл. Основные характеристики знаково-символических систем в науке. Виды знаково-символических действий.

7. Характеристика описательных и объяснительных знаний в психологии: явления, феномены, факты, теории.

8. Регистрация феноменов и фактов в психологии. Объективные данные, которые могут регистрироваться в качестве прямых и косвенных признаков психических явлений.

9. Объяснения и квазиобъяснения в психологии: причинно-следственные и телеологические объяснения, идентификация и интерпретация.

10. Методологические принципы, на которые опираются в отечественной психологии при исследовании психики.

11. Общая характеристика основных типов методов исследования психических явлений: феноменологические, эмпирические, теоретические методы.

12. Общие стратегии исследования психических явлений: стратегии «поперечных и продольных срезов» и «формирующие» методы.

13. Теоретические методы научного исследования в психологии. Феноменологические методы, используемые в научно-психологических исследованиях. Общая характеристика эмпирических методов психологического исследования.

14. Методы измерения в психологии. Типы шкалирования: номинативная шкала, порядковая шкала, шкала интервалов, шкала отношений. Методы тестирования как измерение. Типы тестовых процедур.

15. Корреляционное исследование. Типы корреляционных отношений между переменными. Положительная и отрицательная корреляционная связь. Тесная, средняя, умеренная, слабая корреляционная связь.

16. Общая характеристика экспериментального исследования. Типы организации эксперимента. Экспериментальная гипотеза и ее отличие от теоретической гипотезы.

17. Независимая (контролируемая) переменная, зависимая переменная, побочные переменные в организации эксперимента.

18. Способы контроля внешних (побочных) переменных при организации эксперимента.

19. Субъективные факторы, оказывающие влияние на результаты психологического исследования, и способы их контроля.

20. Способы формирования выборки и отбор испытуемых для получения экспериментальных данных. Генеральная совокупность (популяция) и выборка. Репрезентативность выборки.

21. Качественные характеристики процедуры эксперимента: внутренняя, внешняя, теоретическая, операциональная типы валидности, репрезентативность, надежность, воспроизводимость.

22. Особенности экспериментальных планов психологического исследования. Планы экспериментального исследования с одной независимой переменной.

23. План экспериментального исследования для установления характера зависимости между двумя уровнями одной независимой переменной. Установление эмпирических закономерностей.

24. Факторные экспериментальные планы для установления влияния двух и большего количества независимых переменных на одну зависимую.

25. Методы обработки результатов эксперимента. Группировка полученных данных: в форме таблиц; в форме гистограмм, в форме диаграмм; в форме графических зависимостей.

26. Методы обработки результатов эксперимента. Значение статистической обработки данных. Виды устанавливаемых статистических различий. Объяснение и интерпретация полученных результатов. Обобщение полученных результатов.

27. Привести примеры «классических» экспериментов, указав гипотезы и выделив зависимые, независимые и побочные переменные.

28. Привести пример организации научно ориентированного исследования в психологии, указав: тему, предмет и объект, цели и задачи, гипотезы, методы проверки гипотез.