Обязательное наличие процедуры непосредственного манипулирования независимой переменной.

Экспериментальная психология (конспект).

 

Экспериментальная психология в отличии от других научных дисциплин характеризуется такой фундаментальной особенностью, как признание за собой невозможности решения определенного круга проблем:

ü 1. не решает метафизические проблемы и обладающие высокой степенью абстракции;

ü 2. не решает проблемы ценностного порядка (хорошо-плохо);

ü 3. не решает проблемы вне конкретной теории.

 

Эксперимент- организованное исследователем взаимодействие между испытуемым (или группой) и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия.

 

Для постановки психологического эксперимента необходима реализация следующих действий:

ü 1. непосредственное манипулирование исследователем определенным условием, которое предполо-жительно способно влиять на поведение и рассматривается в качестве причины этого поведения;

ü 2. формирования 2х или более групп участников эксперимента;

ü 3. наблюдение и фиксирование изменений в поведении участников.

 

Основными характеристиками эксперимента являются:

ü переменные;

ü выборка.

 

Конкретная область поведения человека, изучаемая в ходе эксперимента исследования обозначается понятием: переменная.

 

Выделяется 3 вида переменных:

ü независимая;

ü зависимая;

ü внешняя.

1 Независимая – условие, манипулируемое, изменяемое экспериментатором, причина различий в поведении участников исследования. Любая независимая переменная должна быть более 2х уровневая (100, 200, 300гр).

Виды независимых переменных:

Ø активная;

Ø атрибутивная.

 

Активная переменная — доступна непосредственному манипулированию (то, что можно изменить).

Атрибутивная переменная — недоступна манипулированию (цвет глаз, пол…).

От сюда следует первый фундаментальный признак экспериментального исследования:

обязательное наличие процедуры непосредственного манипулирования независимой переменной.

2 Зависимая переменная – является мерой результата эксперимента, т.е. следствием, которая разного уровня независимой переменной оказывает на поведение участника.

15 стр., 7003 слов

1.Исследования отечественных ученых в суицидологии: школа а.Г. Амбрумовой

... проводятся в отделе экстремальных состояний (Кризисном Центре) Московского НИИ психиатрии. Эти исследования связаны, прежде всего, с именем профессора А.Г. Амбрумовой. Московской школой разработана концепция ... они придают интерес жизни, способствуют проявлению интенсивных эмоций, а также стимулирует исследование неизвестного и познание всего нового”. 5. Эдвин Шнейдман. Типология индивидов, играющих ...

 

3 Внешние переменные (контролируемые) — это условие, которое, помимо независимой переменной, также может оказывать влияние на изменение зависимой переменной.

 

2-ой и 3-ий признаки экспериментального исследования:

v наблюдение и фиксирование изменений;

v контроль внешних переменных.

 

Выделяют следующие контролируемые внешние переменные:

ü эллюминация — исключение влияния внешних переменных;

ü создание константных (постоянных) условий;

ü двойной слепой метод (экспериментатор не предупреждает).

Выборка — это группы участников, подвергаемая воздействию.

Отбор испытуемых ведется путем рандомизации. Каждый участник имеет равный шанс, чтобы попасть как эспериментную, так и в контрольную группу.

 

Требование к выборке:

Ø содержательный критерий — выборка должна соответствовать по содержанию гипотезе;

Ø критерий репрезитативности — должна отражать генеральные свойства качеств и количеств.

 

Отчет:

v 1. кто и чем занимался;

v 2. четкое описание выборки;

v 3. выдвижение гипотезы;

v 4. описание переменных и их уровни;

v 5. непосредственная процедура, графическое изображение;

v 6. описание полученного результата;

v 7. вывод.

 

Виды эксперимента:

v 1. По действительности проведения и полноте процедуры:

Ø 1.1. реальный (конкретный) эксперимент, проводится в действительности в конкретных экспериментальных условиях;

Ø 1.2. мысленный или абстрактный эксперимент — это опыт не выполнимый в действительности.

 

ü 1.2.1. идеальный эксперимент — это эксперимент, в котором на зависимую переменную отсутствуют любые влияния, кроме одной независимой переменной.

ü 1.2.2. бесконечный эксперимент — охватывает все возможные экспериментальные ситуации для всей генеральной совокупности.

ü 1.2.3. безупречный эксперимент — сочетает в себе черты идеального и бесконечного.

 

v 2. По цели эксперимента:

Ø 2.1. исследовательский эксперимент — несет поисковую функцию, нацелен на получение новых знаний об объекте и предмете изучения;

Ø 2.2. диагностический эксперимент — не дает нового знания, выполняется с целью обнаружения и измерения каких либо качеств объекта;

Ø 2.3. демонстрационный эксперимент — имеет иллюстративный характер, проводится в познавательных либо развлекательных целях.

 

v 3. По уровню исследования:

Ø 3.1. предварительный или пилотажный эксперимент — осуществляется для уточнения изучаемой проблемы, на основании полученных результатов решается вопрос о необходимости дальнейшего исследования;

Ø 3.2. основной эксперимент — полномасштабное исследование, выполняемое с целью получения новых данных;

Ø 3.3.. контрольный эксперимент — его итоги сравниваются с результатами основного эксперимента и не должны уступать им.

7 стр., 3129 слов

Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций

... ситуации. В эксперименте приняли участие 30 человек испытуемых (возраст 35-45 лет). Выбранных нами испытуемых ... трудных жизненных ситуаций. Гипотеза исследования – когнитивная оценка трудных жизненных ситуаций имеет разную ... ситуации. Понятие ситуации нередко даже не определяется в психологической литературе. Для некоторых психологов любой аспект эксперимента, не включающий интраперсональные переменные, ...

 

v 4. По типу воздействия на испытуемого:

Ø 4.1. внутренний эксперимент — где психические явления вызываются или изменяются непосредственно волевым усилием испытуемого, а не воздействием из внешнего мира;

Ø 4.2. внешний эксперимент — появление или изменение психических явлений достигается за счет внешних воздействий на органы чувств.

 

v 5. По типу экспериментальной ситуации:

Ø 5.1. лабораторный;

Ø 5.2. естественный;

Ø 5.3. формирующий — это метод активного воздействия на испытуемого, способствующий его психическому развитию и личностному росту;

Ø 5.4. эксперимент дублирующий реальность — моделирует конкретные ситуации реальной жизни, выводы таких экспериментов приложимы к конкретным людям в условиях конкретной деятельности, т.е. результаты имеют не высокий уровень обобщения;

Ø 5.5 эксперимент улучшающий реальность — изменению подвергаются только некоторые подлежащие изучению переменные, остальные переменные стабильны.

 

v 6. По мозможности влияния экспериментатора на независимую переменную:

Ø 6.1. спровоцированный эксперимент — экспериментатор сам воздействует на независимую переменную;

Ø 6.2. эксперимент, на который ссылаются — уровни независимой переменной осуществляются без вмешательства экспериментатора.

 

v 7. По количеству независимых переменных:

Ø 7.1. однофакторный;

Ø 7.2. многофакторный.

v 8. По числу испытуемых:

Ø 8.1. индивидуальный;

Ø 8.2.групповой.

v 9. По типу изменения независимой переменной:

Ø 9.1. количественный;

Ø 9.2. качественный.

v 10. По способу выявления связей между переменными:

Ø 10.1. интропроцедурный эксперимент — в нем все эксперим. ситуации предъявляются одному и тому же контингенту испытуемых;

Ø 10.2 интерпроцедурный эксперимент — в нем разным контингентам испытуемых предъявляются одинаковые экспериментальные ситуации;

Ø 10.3. кросспроцедурный эксперимент — в нем разным контингентам испытуемых предъявляются не одинаковые ситуации.

 

Выделяют следующие варианты экспериментальных гипотез (Готтсданкер) и особенностей их проверки:

ü 1. контргипотеза — это альтернатива основному предположению, возникает автоматически;

ü 2. третья конкурирующая экспериментальная гипотеза — об отсутствии влияния независимой переменной на зависимую переменную;

ü 3. точная экспериментальная гипотеза — это предположение об отношении между единичной независимой переменной и зависимой переменной, только в лабораторных условиях;

ü 4. экспериментальная гипотеза о максимальной или минимальной величине — это предположение о том, при каком уровне независимой переменной, зависимая примет максимальное или минимальное значение;

ü 5. экспериментальная гипотеза об абсолютных и пропорциональных сотношениях — это точное предположение о характере постепенного (количественного) изменения зависимой переменной, с постепенным изменением независимой переменной;

8 стр., 3860 слов

Эксперимент

... действие независимой переменной. Таким образом, зависимая переменная является функцией от независимой переменной; она «зависима» от изменений, вызванных влиянием экспериментатора на независимую переменную. Хотя логика экспериментального метода проста, в действительности процесс постановки эксперимента довольно ...

ü 6. экспериментальная гипотеза с одним отношением — это предположение между одной независимой переменной и одной зависимой переменной.

ü 7. комбинированная экспериментальная гипотеза — предположение об отношении между определенным сочетанием двух или нескольких независимой переменных с одной зависимой переменной.

 

Деятельность экспериментатора и поведение испытуемых.

 

Экспериментальный процесс можно представить в 2-х ипостасиях:

v процесс общения исследователя с испытуемым;

v процесс выполнения каждым из них своих спецефических, но взаимосвязанных функций, направленных на получение единого результата.

Работу экспериментатора и испытуемого следует рассматривать как совместную деятельность с присущими признаками:

v 1 пространственное и временное соприсутствие;

v 2 наличие организующего и руководящего элемента (в лице экспериментатора);

v 3 наличие единой цели (в форме успешного выполнения экспериментальных задач);

v 4 разделение процесса деятельности между участниками;

v 5 возникновение в процессе деятельности межличностных отношений.

 

Испытуемый может участвовать в эксперименте добровольно или по принуждению.

Основные факторы общения, которые искажают результаты эксперимента:

v ошибки отношения к наблюдаемому, связаны с пониманием испытуемым критериев принятия решения при выборе реакции;

v ошибки связанные с мотивацией испытуемого — испытуемый может быть мотивирован любопытством, гордостью, тщеславием и действовать не в соответствии с целями экспериментатора, а в соответствии со своим пониманием целей и смысла эксперимента;

v ошибки личностного влияния связанные с влиянием испытуемого личности экспериментатора.

 

Поведенческие проявления, являющиеся причинами нарушения валидности и надежности эксперимента:

v Эффект Плацебо — основан на механизмах внушения и самовнушения (обнаружен медиками, испытуемый считает что препарат или действия врача способствуют выздоровлению);

v Эффект Хотторна — испытуемый учавствуя в экспеименте, расценивает данные участия как проявление внимания к ним лично (проявился при исследовании на фабриках);

v Эффект социальной фасилитации (эффект аудитории) — усиление доминантной реакции в присутствии значимых людей (Эффект Зайонцаприсутствие экспериментаторов изменяет поведение человека).

 

Зависимости эффекта фасилитации:

ü влияние оказывает лишь компетентный, значимый наблюдатель;

4 стр., 1607 слов

Исследование позиционных эффектов запоминания

... соответствующий бланк обработки (Приложение 1). 1.4 Экспериментальный план В качестве независимой переменной в данном эксперименте выступает позиция слова в списке. Вся последовательность из ... мною было проведено исследование, предмет, цель и задачи которого обозначены ниже. Предмет исследования: позиционные эффекты запоминания. Цель исследования: исследовать позиционные эффекты запоминания и ...

ü влияние проявляется при более сильном усложнении задачи;

ü соревнование и увеличение наблюдателей усиливает эффект;

ü «тревожные» испытывают более выраженные затруднения;

ü действие «эффекта Зайонца» заключается в том, что присутствие внешнего наблюдателя повышает мотивацию испытуемого.

Приемы снижающие влияние личности испытуемого на результата эксперимента:

Ø 1. Метод Плацебо в слепую или двойной слепой опыт — подбираются эдентичные контрольные экспериментальные группы, экспериментатор не знает, какая группа получает нулевое воздействие, а какая подвергается реальному манипулированию;

Ø 2. Метод обмана — основан на целенаправленном введении испытуемых в заблуждение, экспериментатор придумывает ложную цель игипотезу исследования, при этом содержание ложной гипотезы варьируется в зависимости от характера эксперимента;

Ø 3. Метод скрытого эксперимента — является модификацией метода обмана с той лишь разницей, что ипытуемому не надо давать ложную информацию о целях и гипотезе, так как он уже обманом вовлечен в исследование и не знает об этом;

Ø 4. Метод независимого измерения зависимых переменных — эксперимент проводится по обычному плану, но эффект воздействия измеряется не в ходе эксперимента, а в не его, например в учебной или трудовой деятельности;

Ø 5. Контроль восприятия испытуемым ситуации — применение схемы постэкспериментального интервью.

Ошибки ожидания экспериментатора:

Эффект пигмалиона — проявляется в случаях, если исследователь вносит изменения, заинтересован в подтверждении или опровержении гипотезы (психических феномен оправдывания ожидания), добиваясь чтобы испытуемый «работал под гипотезу», создавая привлигированные условия лишь для экспериментальной группы.

 

Методы контроля влияния экспериментатора:

v 1. Автоматизация исследования;

v 2. Участие экспериментаторов не знающих цели исследования;

v 3. Участие нескольких экспериментаторов.

 

Типы ошибок экспериментаторов при оценке рузультатов:

Ø занижение очень высоких результатов;

Ø избегание крайних оценок;

Ø завышение значимости одного свойства или одного задания из серии;

Ø особое значение заданию, после выделения личностной черты испытуемого;

Ø оценка опосредована в связи личностью;

Ø влияние событий, эмоционально связанных с конкретным испытуемым.

Методы контроля влияния экспериментатора:

v 1. автоматизация исследования — влияние экспериментатора сохраняется при вербовке и первичной беседе;

v 2. экспериментатор не знает целей исследования;

v 3. участие нескольких экспериментаторов и использование планов.

Экспериментальные планы.

 

Экспериментальный план — это порядок действий экспериментатора со специально отобранными группами участников исследования.

 

Классификация экспериментальных планов проводится по следующим критериям:

v 1. Строго или истинного эксперимента:

Ø доэкспериментальные;

Ø истинноэкспериментальные;

11 стр., 5324 слов

Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования

... условие правильности метода. Классификация методов исследования. Одной из наиболее признанных и известных классификаций методов психолого-педагогического исследования является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым. Все методы он разделил на четыре группы: • организационные; • эмпирические; ...

Ø квазиэкспериментальные планы.

v 2. Количество осуществляемых экспериментальных воздействий:

Ø с одной независимой переменной;

Ø факторные планы (много переменных).

v 3. Разделение экспериментальных планов на качественные и количественные.

Качественными называются эксперименты, в которых уровни независимой переменной заданы в классификационных признаках. Порядок и величина данного признака позволяет переходить к количественным эксперимента.

 

v 4. Осуществление эксперимента в соответствии с интроиндивидуальными и межгрупповыми схемами предъявлением условий независимой переменной.

 

К доэкспериментальным планам относят:

ü 1 исследование единичного случая — подразумевает однократное воздействие на группу, при этом контроль внешних переменных и независимой переменной полностью отсутствует;

ü 2 план с предварительным и итоговым тестированием одной группы.

 

Недостатки:

Ø отсутствует контрольная выборка, поэтому нельзя утверждать, что изменения вызваны именно воздействием независимой переменной;

Ø не позволяет контролировать эффект естественного развития;

Ø не позволяет контролировать эффект тестироавния, т.е. воздействие предыдущего обследоания на последующее.

Ø сравнение статистических групп для неэквивалентных групп с тестированием после воздействия с помощью этого плана нельзя учесть эффект естественного развития, при этом следует учитывать, что различие в результатах могут быть обусловлены не экспериментальным воздействием, а различием в составе групп.

 

Истинные экспериментальные планы.

 

План истинного, экспериментального исследования отличается следующими признаками:

Ø 1. применение одной из стратегий создания эквивалентных групп, чаще всего рандомизация;

Ø 2. наличие экспериментальной и как минимум одной контрольной группы;

Ø 3. завершение эксперимента тестированием и сравнением результатов между экспериментальной и контрольной группами.

План для одной независимой переменной:

v 1. план для двух рандомизироаванных групп, с тестированием после воздействия (план Фишера);

v 2 план для двух рандомизироавнных групп с обязательным предварительным и итоговым тестированием (тест воздействия Ретест);

v 3 план Соломона — включает исследование двух эксприментальных и двух контрольных групп, являет собой соединение двух предыдущих планов;

v 4 лонгитюдный — для двух контрольных и одной экспериментальной группы. Необходим для проверки сохранения во времени эффекта воздействия независимой переменной на зависимую.

Эспериментальные схемы:

ü 1. межгрупповая экспериментальная схема — это предъявление каждого из условий независимой переменной разным группам испытуемых;

ü 2. интроиндивидуальная экспериментальная схема — это предъявление одному испытуемому всех исследуемых условий.

 

План для одной независимой переменной и нескольких групп:

ü 1. план для трех групп и трех уровней независимой переменной – является самым простым вариантом;

3 стр., 1070 слов

Эффективность психологических тестов

... эмпирической валидности (empirical validity). Выбирается критерий (независимая переменная), с которой связываются результаты теста. К примеру, критерием для теста готовности к школе может стать общая оценка ... данном языке. Смысл вопросов должен передаваться с учетом религиозных взглядов данной группы. Также необходимо учитывать и некоторые эффекты, наблюдаемые при заполнении людьми тестовых ...

ü 2. факторный план — факторные эксперименты являются многомерным исследованием для проверки сложных гипотез. Для установления зависимости между несколькими независимыми и несколькими зависимыми переменными.

 

В нем проверяется два типа гипотез:

Ø гипотезы о раздельном влиянии каждой из независмых переменных;

Ø гипотезы о взаимодействии переменных, а именно как присутствие одной из независимых переменных влияет на эффект воздействия другой.

 

Квазиэкспериментальный план- это план исследования, при котором экспериментатор отказывается от полного контроля за переменными ввиду его неосуществимости по объективным причинам.

 

Виды:

v планы для неэквивалентных групп;

v планы экспостфакта — экспериментатор не воздействует на испытуемого, в качестве воздействия выступает некоторое реальное событие из жизни, отбирается группа испытуемых, которая подверглась воздействию и группа не испытавшая его. Затем проводится тестироавние в обеих группах, результаты сравниваются. Основное применение — это клиническая психология.

 

Психологические методы исследования — основные приемы получения научных знаний и психической реальности.

Основные методы эмпирических исследований (по Ананьеву):

v организационные методы (сравнительный, лангитюдный, комплексный) — группа методов, применяемых на потяжении всего исследования и представляющие различные пдходы к его организации в целом;

v эмпирические методы (наблюдение, эксперимент, тесты, опросники, биографический) — группа методдов непосредственного или опосредственного сбора эмпирических данных о предмете исследования;

v методы обработки данных (количественный, математическо-статистический, качественный (по группам)).

v интерпритационные методы (генетический (анализ феномена), структурный (связи феноменов).

 

Наблюдение — один из основных общенаучных эмпирических методов исследований, заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии тех или иных особеностей психики и поведения человека.

 

Виды наблюдения:

ü включенное;

ü выключенное.

Ограничения наблюдения:

Ø не может целенаправленно варьировать условия;

Ø сложность повторного наблюдения.

Метод опроса- один из наиболее распространенных методов психологического исследования.

 

Формы опроса:

v беседа;

v анкетирование;

v тестирование.

Беседа — вспомогательный частнонаучный метод психологического исследования, заключается в получении информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.

Анкетирование — это сбор фактов на основе письменного самоотчета испытуемого по специально составленной программе.

Тесторование — это сбор фактов о психической реальности с использованием стандартизированных инструментов — тестов.

4 стр., 1585 слов

10 Метод тестов в психологии

... предметом мыслительной деятельности учащихся. Тесты способностей. Это ... тесты интеллекта, тесты способностей, тесты личности; особое место в этом делении занимают тесты достиже­ний, не предназначенные для решения собственно психологиче­ских проблем. Тесты интеллекта. Предназначены для исследования ... тесты — это такой тип методик, который позволяет одновременно проводить испытания с очень большой группой ...

 

Тест — метод психологического измерения, состоящий из сериикратких заданий и направленный на диагностику индивидуальной выраженности свойств состояния личности.

Виды тестов:

Ø тест-опросник;

Ø тест-задание;

Ø проективный тест.

Тест-опросник- основан на сиситеме заранее продуманных, тщательно отработанных и проверенных относительно валидности и наджежности вопросов, по ответам на которые можно судить об уровне выраженности свойств личности.

Тест-задание- включает серию специальных заданий, по итогам выполнения котторых судят о наличии (отсутствии) и уровне выраженности изучаемых свойств.

В проективных тестах заложен механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества человек склонен приписывать неструктуриванному стимольному материалу теста, например чернильным пятнам.

 

Метод экспертных оценок- заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественно обоснованными суждениями и формальной обработкой результатов. Наиболее важный момент — выбор экспертов.

Метод анализа процесса и продуктов деятельности — предполагает изучение материализованных результатов психической деятельности человека, материальных продуктов его предшествующей деятельности. Чаще используется как вспомогательный.

Биографический метод — способ исследования проектирования жизненного пути личности, основанный на изучении документов ее биографии. Предусматривает метод контент-анализа.

Методология — учение о научном методе вообще и о методах отдельных наук.

Наука — этот исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности.