Метод наблюдения и самонаблюдения.

І СЕМЕСТР

МОДУЛЬ 2

Лекция № 3 (6)

Тема: «Эмпирические методы психологических исследований»

План

1. Метод наблюдения и самонаблюдения.

2. Метод эксперимента.

3. Психодиагностические методы.

4. Анализ продуктов деятельности и биографический методы.

 

Метод наблюдения и самонаблюдения.

Группа эмпирических методов в психологии традиционно, начиная с тех пор, как психология выделилась в самостоятельную науку, считается основной.

Самыми первыми методами изучения психологических явлений были наблюдение, самонаблюдение и опрос.

Метод наблюдения в психологии является одним из самых старых и на первый взгляд наиболее простых. Он основывается на планомерном восприятии деятельности и поведения людей, которое проводится в обычных жизненных условиях без какого-либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя. Наблюдение в психологии предполагает полное и точное описание наблюдаемые явлений, а также их психологическое толкование.

Наблюдениевыступает в психологии в двух основных формах – как самонаблюдениеили интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное наблюдение. Традиционная интроспективная психология считала самонаблюдение единственным или, во всяком случае, основным методом психологии. Когда объектом, с которым взаимодействует психолог, выступает сам. Это было реализацией в методах исследования той общей позиции, согласно которой психика превращалась в замкнутый в себе внутренний мир.

Познание собственной психики посредством самонаблюдения всегда осуществляется в той или иной мере опосредованной через наблюдение внешней деятельности. Таким образом, совершенно отпадает возможность превращать самонаблюдение – как того хочет радикальный идеализм – в единственный или основной метод психологического познания. Вместе с тем, так как реальный процесс самонаблюдения в действительности всегда является одной из сторон и присутствует в объективном наблюдении, экспериментатору в ходе психологического исследования надо направлять своими вопросами испытуемого не на то, чтобы он сообщал, каким ему представляется то, что он делает и переживает, а на то, чтобы он по заданию экспериментатора совершал сплошь и рядом им самим неосознанные закономерности, согласно которым в действительности объективно протекают соответствующие процессы. Наблюдение и в психологии должно вестись в основном объективными методами.

15 стр., 7240 слов

Психология управленческого воздействия в деятельности руководителя

... фило­софских учений и школ, эти методы направлены на более совершенное самоуправление своей психической деятельностью, безотносительно к влиянию внешнего социального окружения. ... Сущность управленческого воздействия руководителя Теоретические основы психологии воздействия. Психология воз­действия - одно из базовых направлений современной психологии уп­равления, что объясняется прямым выходом ...

Объективное наблюдение. Применение метода наблюдения должно исходить из единства внутреннего и внешнего, субъективного и объективного. Это самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методов в психологии. Научное наблюдение непосредственно соприкасается с обыкновенным житейским наблюдением. Необходимо поэтому прежде всего установить общие основные условия, которыми вообще должно удовлетворять наблюдение, чтобы быть научным методом.

Первое основное требование – наличие четкой целевой установки: ясно осознанная цель должна руководить наблюдателем. В соответствии с целью должен быть определен план наблюдения, зафиксированный в схеме. Плановость и систематичность наблюдения составляют самую существенную черту его как научного метода. Они должны исключить элемент случайности, свойственный житейскому наблюдению. Таким образом, объективность наблюдения зависит прежде всего от его плановости и систематичности. И, если наблюдение исходит из четко осознанной цели, то оно должно приобрести избирательный характер. Наблюдать все вообще в силу безграничного многообразия существующего невозможно. Всякое наблюдение поэтому носит избирательный, или выборочный, частичный характер.

Наблюдение становится методом научного познания лишь постольку, поскольку оно не ограничивается простой регистрацией фактов, а переходит к формулировке гипотез с тем, чтобы проверить их на новых наблюдениях. Действительно научно-плодотворным объективное наблюдение является в том случае, когда оно связано с установлением и проверкой гипотез. Отделение субъективного истолкования от объективного и выключение субъективного производится в самом процессе наблюдения, соединенного с постановкой и проверкой гипотез. Психологическое истолкование внешних данных само непосредственно не дано, оно должно быть найдено на основе гипотез, которые должны быть в наблюдении проверены, т.е. описание должно переходить в объяснение – от этого зависит судьба научного исследования.

Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том, что оно позволяет изучать психические процессы в естественных условиях. Однако объективное наблюдение, сохраняя свое значение, по большей части должно дополняться другими методами исследования. К процедуре наблюдения предъявляют следующие требования:

а) определение задачи и цели (для чего? С какой целью?);

б) выбор объекта, предмета, ситуации (что наблюдать?);

в) выбор способа наблюдения, например влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);

г) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);

д) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

Однако наблюдение не может быть свободно от субъективности позиции психолога. Не будучи в состоянии (по различным причинам, в том числе техническим) зафиксировать все изменения ситуации, психолог выделяет в ней те элементы, которые считает наиболее важными, невольно игнорируя другие; однако то, что именно он выделяет, и то, как он оценивает эти изменения, определяется не только его научными взглядами, опытом, квалификацией, но и сложившимися стереотипами оценок, этическими принципами, установками и пр. Достаточно обычна в психологии ловушка, в которую попадает исследователь: стремясь найти подтверждение своей гипотезы, он может бессознательно игнорировать события, ей противоречащие.

15 стр., 7313 слов

Методы исследования и этапы псих экспериментов

... этих фактов называются методами научного исследования. Основные методы научного исследования в психологии - наблюдение и эксперимент, а вспомогательные – общение и ... предмет которой — индивидуальные различия между людьми и их группами. Экспериментальная психология превратилась в научную дисциплину, которая стремится обобщить знания о методах исследования для всех направлений психологии (эксперимент ...

Разумеется, психологи стараются избежать подобной субъективности, прибегая к различным способам, направленным на то, чтобы сделать результаты исследования более достоверными. К ним относится, например, осуществление наблюдения не одним, а несколькими психологами, ведущими независимые протоколы (впоследствии можно обсудить и сопоставить итоги), непременное планирование наблюдения, составление специальных шкал оценки поведения объекта (с обоснование критериев оценки), использование технических средств (аудио- и видеотехники, зеркало «Газелла» и др.).

 

Метод эксперимента.

История науки доказала ведущую роль экспериментального метода в получении научных знаний. Достаточно вспомнить тот факт, что психология отделилась от философии в самостоятельную отрасль знаний только в середине XIX столетия, когда началось систематическое экспериментирование в психологии (В.Фехнер, Э.Вебер, В.Вундт и др.).

Что же такое эксперимент? Эксперимент – это исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает следующее:

1. Исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него, т.е. занимает активную позицию в организации ситуации исследования.

2. Экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление.

3. В эксперименте имеется возможность неоднократного воспроизведения результатов.

4. Эксперимент позволяет установить допускающие математическую формулировку количественные закономерности.

Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступными для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психического процесса. При рассмотрении эксперимента как научной деятельности можно обозначить систему необходимых исследовательских этапов и задач:

I — теоретический этап исследования (постановка проблемы).

На этом этапе решаются следующие задачи:

а) формулировка проблемы и темы исследования, название темы должно включать основные понятия предмета исследования,

б) определение объекта и предмета исследования,

в) определение экспериментальных задач и гипотез исследования. При этом важно, чтобы название темы включало основные понятия предмета исследования.

Границы предмета исследования следует устанавливать, одновременно учитывая следующие моменты:

1) цель и задачи исследования;

2) объект исследования;

3) материальные и временные возможности экспериментирования;

4) результаты научной разработки вопроса, которые зафиксированы в частной объяснительной теории.

Обращение к объяснительной теории направлено на выяснение известных фактов, влияющих на объект исследования и его свойства, что позволяет определить круг решенных задач и нерешенных проблем и сформулировать гипотезы и задачи конкретного эксперимента. Этот этап может рассматриваться как относительно самостоятельная исследовательская деятельность теоретического характера;

II — методический этап исследования. На этом этапе разрабатывается методика эксперимента и экспериментальный план.

5 стр., 2148 слов

Эксперимент как метод исследования. Психологический эксперимент

... между экспериментатором и испытуемым…………..12 5. Список литературы……………………………………………………….15 1. ЭКСПЕРИМЕНТ. ВИДЫ ЭКСПЕРИМЕНТА. Экспериме́нт (от лат. experimentum — проба, опыт) в научном методе — метод исследования ... ситуация, а P — личность испытуемого, психика, или «внутренние процессы». То есть, грубо говоря, так как психические процессы невозможно «увидеть», в психологическом эксперименте на ...

Разработка экспериментального плана предполагает два момента:

1) составление рабочего плана и последовательности процедур опыта;

2) математическая модель обработки экспериментальных данных, т.е. математическую модель обработки результатов эксперимента.

III — экспериментальный этап. На этом этапе осуществляется непосредственное проведение опытов, связанное с созданием экспериментальной ситуации, наблюдением, управлением ходом эксперимента и измерением реакций испытуемых.

Основная проблема этого этапа состоит в создании у испытуемых идентичного понимания задачи их деятельности в эксперименте. Эта проблема решается через воспроизводство одинаковых условий для всех испытуемых и инструкцию, которая имеет свой целью привести всех испытуемых к единому пониманию задачи, выполняя роль своеобразной психологической установки.

IV — аналитический этап. На этом этапе осуществляется количественный анализ результатов (математическая обработка), научная интерпретация полученных фактов; формулирование новых научных гипотез и практических рекомендаций. Относительно математических коэффициентов статистики следует помнить, что они являются внешними по отношению к сущности изучаемых психических явлений, описывая вероятность их проявления и отношения между частотами сравниваемых событий, а не между их сущностями. Сущность явлений раскрывается посредством последующей научной интерпретации как сопоставления эмпирических фактов по логике причинно-следственных отношений, смоделированных в экспериментальной ситуации.

Эксперимент отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает организацию психологом ситуации исследования. Это позволяет осуществлять то, что невозможно в наблюдении – относительно полный контроль переменных. Понятие «переменная» нуждается в пояснении, это – одно из основных понятий для описания эксперимента (хотя его можно отнести и к наблюдению).

Под переменной понимается любая реальность, которая может изменяться в экспериментальной ситуации (цвет стен, уровень шума, время суток, состояние испытуемого, состояние экспериментатора, перегорающая лампочка и т.д.).

Если в наблюдении психолог не в состоянии часто даже предвидеть изменения, то в эксперименте возможно эти изменения планировать и не допускать возникновения неожиданностей.

Таким образом, фактор, изменяемый экспериментатором, называется независимой переменной; фактор, изменение которого вызывает независимая переменная, называется зависимой переменной.

Манипулирование переменными – одно из важных преимуществ экспериментатора перед наблюдателем. В самом деле, если исследователя интересует, как мы говорили, преимущественно связь явлений между собой, то экспериментатор может, создав определенную ситуацию, внести в нее новый элемент и определить, возникает ли то изменение в ситуации, которого он ожидает как следствие произведенного им изменения; психолог же, пользующийся наблюдением, вынужден в аналогичной ситуации ждать возникновения изменения – того, которое экспериментатор произвел по своему усмотрению.

Гипотеза, проверяемая в эксперименте, формулируется как предполагаемая связь между независимой и зависимой переменными; для проверки ее экспериментатор должен ввести зависимую переменную и выяснить, что будет происходить с независимой. Например, выдвинута гипотеза о том, что уровень шума в помещении влияет на скорость возникновения утомления (чем выше уровень шума, тем быстрее наступает утомление).

23 стр., 11459 слов

Исследование развития психомоторных способностей старших школьников ...

... в школе, но и в тренировочном процессе спортивных секций. Объект исследования. Психомоторные способности старших школьников. Предмет исследования. Развитие психомоторных способностей у старших школьников средствами нетрадиционных видов гимнастики. ...

В этом случае экспериментатор организует ситуацию, предлагая, например, приглашенным испытуемым выполнять какую-либо деятельность (скажем, перемножать числа) при определенном шумовом фоне; по уровню продуктивности и точности работы через определенное время фиксирует утомление (это время может быть индивидуально для каждого испытуемого), результаты обобщаются. В следующий раз экспериментатор приглашает испытуемых, предлагает им аналогичную деятельность, но повышает уровень шума относительно предыдущего, т.е. вводит независимую переменную, и выявив время наступления утомления, делает вывод о том, что это время в среднем уменьшилось, т.е. гипотеза подтверждена (уменьшение времени – изменение зависимой переменной).

Однако вывод о правомерности исходной гипотезы может оказаться преждевременным, если не соблюдено одно важное условие: в данной ситуации должны быть проконтролированы остальные переменные, т.е. они должны быть эквивалентны в первом и втором опытах. В самом деле, ведь на скорости наступления утомления может сказаться очень многое: время суток, семейная ссора, погода, самочувствие и т.д.. То есть должно соблюдаться то, что в обиходе называется «при прочих равных условиях». Разумеется идеальное воспроизведение невозможно: однако контроль переменных – если не всех, то многих – эксперимент позволяет осуществлять.

Итак, мы описали основные преимущества эксперимента. Возникает естественный вопрос, в чем его недостатки. Как и в ситуации с наблюдением, недостатки оказывается обратной стороной преимущества. Организовать экспериментальное исследование так, что является испытуемым, чрезвычайно сложно: относительно полный контроль переменных возможен лишь в специальных условиях, например, в оборудованной лаборатории (лабораторный эксперимент), но человек, пришедший в лабораторию, как правило, знает, зачем. Это означает более чем вероятную скованность испытуемого, сознательную или бессознательную тревогу, боязнь оценки и пр.

От лабораторного эксперимента отличают в связи с этим естественный эксперимент, идея которого принадлежит русскому психологу А.Ф.Лазурскому (1874-1917): предлагается промежуточный между наблюдением и экспериментом метод исследования, при котором психолог активно влияет на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности для испытуемого (например, проверка гипотез относительно факторов, определяющих успешность обучения, может осуществляться в учебной ситуации, когда ее изменения ученик будет воспринимать как естественный ход урока).

Помимо лабораторного и естественного эксперимента, иногда выделяется полевой, предполагающий использование минимума оборудования в ситуации, близкой к естественной.

По иному основанию различают констатирующий и формирующий эксперимент. Это различие особенно важно для возрастной и педагогической психологии, хотя и не только для них. Дело в том, что к развитию психики можно подходить как к явлению, относительно независимому от обучения и воспитания (полагая, что обучение должно как бы подстраиваться к развитию, следовать за ним, и тогда задачей психолога оказывается констатация связей, складывающихся в процессе развития (например, в исследованиях Ж.Пиаже), но можно рассматривать развитие как «ведомое» обучением и воспитанием (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин) и тогда психолог, ставящий эксперимент, не может игнорировать сам процесс обучения, определяющий развитие. Формирующий эксперимент предполагает выявление закономерностей развития психики ребенка в процессе активного, целенаправленного воздействия экспериментатора на испытуемого, т.е. формирования его психики. Другое название для формирующего эксперимента – психолого-педагогический, обучающий, воспитывающий.

9 стр., 4500 слов

18.Характеристика малоформализованных методов: наблюдение, беседа, ...

... и оказания психологической помощи. Если метод беседы используется для получения диагностической информации, то это диагностической интервью. Если метод беседы используется для снижения тревожности, ... то это уже клиническое интервью. Их нельзя противопоставлять, они связаны ...

Психодиагностические методы.

Помимо исследования, построенного на наблюдении и экспериментального исследования, возможно психодиагностическое исследование. На его основе проверяются, как правило, гипотезы о зависимостях между различными психологическими характеристиками; выявив их особенности (измерив, описав) у достаточного количества испытуемых, оказывается возможным на основании сответствующих математических процедур выявить их взаимосвязь. Для этого используется психодиагностические методы, т.е. методы выявления и измерения индивидуальных особенностей на основе процедур и техник, подтвердивших свою эффективность. Иногда психодиагностическое исследование предполагает охват достаточно большого количества испытуемых, что позволяет снизить требования к контролю переменных во время диагностики (это преимущественно относится к методикам, создаваемым для массовой диагностики), во многих же случаях требования к психодиагностическому исследованию те же, что к эксперименту; имеется в виду контроль переменных, но не манипулирование.

Наблюдение, эксперимент и психодиагностическое исследование мы выделили как относительно самостоятельные методы исследования. Следует различать случаи, когда наблюдение и психодиагностика входят составной частью в эксперимент. Естественно, что во время эксперимента за испытуемым наблюдают, что изменение его состояния регулируется (если это необходимо) средствами психодиагностики; однако как метод исследования ни наблюдение, ни психодиагностика в данном случае не выступают. Психодиагностика, кроме того, может выступать самостоятельной областью деятельности практического психолога, ориентирующегося при этом не на исследование, а на обследование.

К психодиагностическим методам относятся психологические тесты. Английское слово тест означает «проба» или «испытание». Термин был введен в практику психологических исследований в конце прошлого столетия американским ученым Дж. Кэттелом. Широкое распространение и практическое значение тесты приобрели с тех пор, как А.Бине совместно с Т.Симоном разработал свою систему для определения умственного развития или одаренности детей. Что же такое тест? Тест — это краткое, стандартизированное испытание, не требующее, как правило, сложных технических приспособлений, поддающееся математической обработке данных.

9 стр., 4155 слов

Почему педагогическая деятельность относится к разряду творческих?

... описание новых приемов обучения, новых принципов административной деятельности, распространения книг среди народа, анализ свободно возникающих школ. ... напротив - рассматривалось как необходимая предпосылка успеха школьной деятельности. Яснополянская школа для крестьянских детей помещалась рядом с ... науке он излагал в форме рассказа. Этим методом обучения Толстой владел в совершенстве. Его рассказы ...

Метод тестов в первоначальном своем специфическом значении вызывал целый ряд серьезных возражений. Важнейшие из них следующие. Когда два индивида решают или не решают один и тот же тест, то психодиагностическое значение этого факта может быть самым различным – одно и тоже достижение может быть обусловлено разными психологическими процессами. Внешний факт решения или нерешения теста не определяет еще внутренней природы соответствующих психических актов. В первоначальном варианте при помощи тестов пытались делать заключение о личности на основании статистической обработки внешних данных. Эта ошибка еще более усугублялась, когда на основании того же тестового материала пытались ставить прогноз, предполагая, что уровень, установленный посредством тестового испытания на одном этапе развития, будет характеризовать данного испытуемого и впредь. Когда индивидам, прошедшим различные пути развития и формировавшимся в разных условиях, представляют одни и те же стандартные тесты и на основе их решения непосредственно делают вывод об одаренности подвергшихся этому испытанию лиц, то допускают явную ошибку, не учитывая зависимость результатов от условия развития.

Все это не означает, тем не менее, что тестирование непригодно для исследования. В настоящее время метод тестов применяют в психологии наряду с другими методами. С его помощью стремятся выявить определенные способности, навыки, умения (или их отсутствие), наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности, выявить степень пригодности для работы в той или иной области и т.д.

Диагностическая ценность теста в значительной степени зависит от уровня научного эксперимента и достоверности психологического факта, который был положен в основу теста, т.е. от того, каким образом был сконструирован данный тест: явился ли он результатом большой предварительной экспериментальной работы или был следствием приблизительных, случайных и поверхностных наблюдений. Недостаточно обоснованные и проверенные психологические тесты могут стать причиной серьезных ошибок, способных причинить значительный ущерб в области профотбора, в педагогической практике, при диагностике дефектов и временных задержек психического развития к числу наиболее распространенных средств познания явлений психологии относятся всевозможные опросы. Цель опроса состоит в получении информации от объективных и субъективных факт со слов самих испытуемых.

Всё разнообразие методов опроса, применяемых в психологических исследованиях, можно свести к двум основным типам: 1) опрос «лицом к лицу» — интервью, проводимое исследователем по определенному пиану; 2) заочный опрос — анкеты, предназначенные для самостоятельного заполнения. Устный опрос является методом, традиционным для психологических исследований, и издавна используется психологами разных научных школ и направлений.

Однако опросам как методам сбора первичной информации свойственна известная ограниченность. Их данные во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых и нередко свидетельствуют, даже при условии полной искренности со стороны опрашиваемых, не столько об их искренних мнениях и настроениях, сколько о том, какими они их изображают.

В тоже время существует множество сторон, изучение которых невозможно без использования опросов. Область применения опросов в педагогических исследованиях довольно обширна:

8 стр., 3889 слов

Интервью как основной метод психологического консультирования

... с заранее данными вопросами). Границы между этими видами интервью подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования. Степень свободы участников интервью определяется наличием ... помощи тем, что клиенту отводится более активная роль. 2. Интервью как основной метод психологического консультирования Интервью – способ получения социально психологической информации с помощью устного ...

— на ранних стадиях исследования, в процессе работы по разведывательному плану, используется только интервьюирование. С помощью данных интервью устанавливаются переменные, относящиеся к изучаемой проблеме, и выдвигаются рабочие гипотезы;

— опрос выступает как основное средство сбора первичной информации для получения данных, позволяющих измерить взаимосвязь изучаемых переменных;

— опрос служит для уточнения, расширения и контроля данных, полученных как другими методами, так и путем той или иной формы опроса. Выделяют два вида интервью: так называемые стандартизованные и нестандартизированные.

В стандартизированном интервью формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Исследователю не разрешается переформулировать какие-либо вопросы или вводить новые, а также изменять их порядок. Методика нестандартизированного интервью, наоборот, характеризуется полной гибкостью и варьируется в широких пределах. Исследователь, который руководствуется лишь общим планом интервью, имеет право сам, в соответствии с конкретной ситуацией формулировать вопросы и изменять порядок пунктов плана.

Одним из разновидностей опроса выступает беседа, предусматривающая выявление интересующих психолога связей на основе эмпирических данных, полученных в живом двустороннем общении с испытуемым. Беседа, как правило, выступает в качестве вспомогательного метода: при анализе ее хода и результатов перед психологом встает ряд трудно разрешимых проблем, касающихся откровенности испытуемого, его отношения к психологу; при недостаточном психологическом контакте возможна боязнь испытуемого «потерять лицо», подозрительность, недоверие и, как следствие, стремление уйти от ответов в стереотипные, стандартные высказывания, соответствующие принятым – по мнению испытуемого – этическим и иным нормам. Хорошее же отношение к психологу может вызвать бессознательное стремление угодить ему, «порадовать» ожидаемым ответом. Сам же психолог (как и в ситуации наблюдения) также не свободен от субъективности; несмотря на то, что беседа заранее планируется и основные вопросы определяются до ее начала, в ходе живого общения психолог с трудом может абстрагироваться от личностного отношения к испытуемому – с вытекающими последствиями. Точнее будет сказать: использование беседы как основного метода возможно при соответствующей квалификации психолога, предполагающей умение установить контакт с испытуемым, дать ему возможность максимально свободного выражения и одновременно «отделить» личные отношения от содержания беседы. В работе ряда ведущих психологов мира беседа использовалась как самостоятельный метод исследования («клиническая беседа» Ж.Пиаже, «психоаналитическая беседа» З.Фрейда).

Одним из вариантов беседы является интервью, которое используется в психологических и социальных исследованиях. В интервью выявляются мысли, взгляды, факты из жизни респондента, его отношение к политическим событиям, ситуациям, социальных явлений и др.

Выделяют два вида интервью: так называемое стандартизированные и нестандартизированные.

8 стр., 3842 слов

Эмпирическое исследование влияния предметной деятельности дошкольников ...

... признаков объекта возникает при выполнении предметной деятельности. У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям. Исследование З.М. Богуславской показало, что на ... даже самых примитивных, по своим возможностям далеко опережают подобные машины. Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной ...

В стандартизированном интервью формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Исследователю не разрешается изменять какие-либо вопросы или вводить новые. Методика нестандартизированного интервью, наоборот, характеризуется полной гибкостью и варьируется в широких пределах. Исследователь, который руководствуется лишь общим планом интервью, имеет право сам, в соответствии с конкретной ситуацией формулировать вопросы и изменять порядок пунктов плана.

Анкетирование (заочный опрос) тоже имеет свою специфику. Считается, что к заочному опросу целесообразнее прибегать в случаях, когда необходимо либо выяснить отношение людей к острым дискуссионным или интимным вопросам, либо опросить большое число людей в сравнительно небольшой срок. Основное преимущество анкетирования состоит в возможности массового охвата большого количества лиц. Анкета гарантирует анонимность в большей степени, чем интервью, и потому опрашиваемые могут давать более искренние ответы. Однако анкетирование нельзя проводить, не имея определенных рабочих гипотез. К методу интервью предъявляются не столь строгие требования. Преимущество нестандартизированного интервью – получение более глубокой информации, гибкость опроса; недостаток – сравнительная узость охвата опрашиваемых. Обычно рекомендуется сочетание анкетирования и интервью, так как эта методика нараду с охватом большого числа опрашиваемых в сравнительно короткий срок позволяет получить материал для глубокого анализа.

Социометриякак метод психологического исследования применяется для выяснения референтности каждого человека, который входит в состав группы. В этом методе используются ряд выявления мнения, приемов, направленных на выявления мнения, оценки, отношения членов группы друг к другу, мотивов межличностных выборов в группе, межличностные отшения в малых группах и др.

 

Анализ продуктов деятельности и биографический метод.

Анализ продуктов деятельности как метод исследования возможен при наличии объективных (материальных или материализованных) результатов деятельности человека, таких как архивные материалы, черновые записи, дневники, чертежи, варианты эскизов и рисунков и др. Их анализ дает основу для распространенного воссоздания закономерностей психической деятельности личности, ее психического свойства.

Этим методом широко пользуются в исторической психологии для изучения психологии человека в давнопрошедшие исторические времена, недоступные для непосредственного наблюдения или экспериментирования, чтобы понять закономерности его общественно-исторического развития.

Метод широко и очень плодотворно используется в детской психологии – изучаются продукты детского творчества для психологического изучения ребенка.

Разновидностью метода изучения продуктов деятельности является биографический метод. Материалом здесь служат письма, дневники (в том числе типа «дневников матери»), биографии, характеристики, почерки и т.д. Во многих случаях с целью психологического исследования используется не один, с несколько методов, каждый из которых дополняет другие, раскрывая новые стороны психической деятельности.

 

Основные понятия и ключевые слова:метод наблюдения, самонаблюдение, интроспекция, объективное наблюдение, эксперимент, лабораторный эксперимент, естественный эксперимент, тест, опрос, интервью, беседа, анкетирование, социометрия, анализ продуктов деятельности, биографический метод.

Рекомендованная литература:

1. Анастази А. Психологическое тестирование. – Кн. 1,2. – М., 1982.

2. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. – Киев, 1978.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1982 г.

4. Гипенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций – М.: ЧеРо, 1997.

5. Загальна психологія: Підручник / О.В.Скрипченко, Л.В. Долинська та ін.. – К.: Либідь, 2005.

6. Немов Р.С. Психология: В 3-х кН. Кн. 1: Общие основы психологии. – 2-е изд. – М. 1998 г.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологи. – СПб.: Питер, 1999.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключается сущность метода наблюдения?

2. Каковы особенности метода эксперимента и его отличие от метода наблюдения?

3. В чем заключается сущность лабораторного и естественного эксперимента?

4. Какие задачи решаются на 1-м теоретическом этапе исследования?

5. Что разрабатывается на 2-м этапе исследования?

6. Что осуществляется на 3-м экспериментальном этапе исследования?

7. На что направлен 4-й аналитический этап исследования?

8. На что направлены психодиагностические методы?

9. В чем заключается сущность психологических тестов и каковы их разновидности?

10. Каково назначение методов беседы от интервью?

11. Чем отличается метод беседы от интервью?

12. Какова специфика анкетирования?

13. Какие задачи решает метод социометрии?

14. Каково назначение метода анализа продуктов деятельности и биографического метода?

Тестовые задания:

1. Какое утверждение относится к определению метода наблюдения?

А) исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает активную позицию исследователя;

Б) краткое стандартизированное испытание поддающиеся математической обработке данных;

В) психолог активно влияет на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности для испытуемого;

Г) планомерное восприятие деятельности и поведения людей, которое проводится без вмешательства о стороны наблюдателя.

 

2. Какое высказывание относится к определению метода эксперимента?

А) краткое стандартизированное испытание поддающиеся математической обработке данных;

Б) планомерное восприятие деятельности и поведения людей, которое проводится без вмешательства о стороны наблюдателя;

В) исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает активную позицию исследователя;

Г) психолог активно влияет на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности для испытуемого.

 

3. Какое определение относится к естественному эксперименту?

А) психолог активно влияет на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности для испытуемого;

Б) планомерное восприятие деятельности и поведения людей, которое проводится без вмешательства о стороны наблюдателя;

В) исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает активную позицию исследователя;

Г) краткое стандартизированное испытание поддающиеся математической обработке данных.

 

4. Какое утверждение характеризует метод теста?

А) планомерное восприятие деятельности и поведения людей, которое проводится без вмешательства о стороны наблюдателя;

Б) исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает активную позицию исследователя;

В) психолог активно влияет на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности для испытуемого;

Г) краткое стандартизированное испытание поддающиеся математической обработке данных.

 

5. Какое высказывание характеризует самонаблюдение?

А) краткое стандартизированное испытание поддающиеся математической обработке данных;

Б) психолог активно влияет на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности для испытуемого;

В) планомерное восприятие деятельности и поведения людей, которое проводится без вмешательства о стороны наблюдателя;

Г) когда объектом, с которым взаимодействует психолог, выступает он сам.

 

6. Какое высказывание относится к теоретическому этапу исследования?

А) осуществляется количественный анализ результатов, научная интерпретация полученных данных;

Б) осуществляется непосредственное проведение опытов;

В) формируется проблема и тема исследования, определяется объект и предмет исследования, определяются задачи и гипотезы исследования;

Г) разрабатывается экспериментальный план и определяются способы проведения исследовании.

 

7. Что относится к методическому этапу исследования?

А) разрабатывается экспериментальный план и определяются способы проведения исследовании;

Б) осуществляется количественный анализ результатов, научная интерпретация полученных данных;

В) формируется проблема и тема исследования, определяется объект и предмет исследования, определяются задачи и гипотезы исследования;

Г) осуществляется непосредственное проведение опытов.

 

8. Какое утверждение относится к экспериментальному этапу?

А) формируется проблема и тема исследования, определяется объект и предмет исследования, определяются задачи и гипотезы исследования;

Б) осуществляется количественный анализ результатов, научная интерпретация полученных данных;

В) разрабатывается экспериментальный план и определяются способы проведения исследовании;

Г) осуществляется непосредственное проведение опытов.

 

9. Какое высказывание относится к аналитическому этапу?

А) осуществляется непосредственное проведение опытов;

Б) осуществляется количественный анализ результатов, научная интерпретация полученных данных;

В) разрабатывается экспериментальный план и определяются способы проведения исследовании;

Г) формируется проблема и тема исследования, определяется объект и предмет исследования, определяются задачи и гипотезы исследования.

 

10. Какое утверждение относится к лабораторному эксперименту?

А) краткое стандартизированное испытание, не требующее сложных технических приспособлений, поддающихся математической обработке данных;

Б) относительно полный контроль переменных в специальных условиях;

В) получение информации от объективных и субъективных фактах со слов самих испытуемых;

Г) психолог активно влияет на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности для испытуемого.

 

11. Какое утверждение относится к естественному эксперименту?

А) психолог активно влияет на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности для испытуемого;

Б) получение информации от объективных и субъективных фактах со слов самих испытуемых;

В) краткое стандартизированное испытание, не требующее сложных технических приспособлений, поддающихся математической обработке данных;

Г) относительно полный контроль переменных в специальных условиях.

 

12. Что относится к психологическим тестам?

А) относительно полный контроль переменных в специальных условиях;

Б) психолог активно влияет на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности для испытуемого;

В) получение информации от объективных и субъективных фактах со слов самих испытуемых;

Г) краткое стандартизированное испытание, не требующее сложных технических приспособлений, поддающихся математической обработке данных.

 

13. Какое утверждение относится к методам опроса?

А) относительно полный контроль переменных в специальных условиях;

Б) получение информации от объективных и субъективных фактах со слов самих испытуемых;

В) психолог активно влияет на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности для испытуемого;

Г) краткое стандартизированное испытание, не требующее сложных технических приспособлений, поддающихся математической обработке данных.

 

14. Какое утверждение относится к методу беседа?

А) используется, когда необходимо выяснить отношение людей к острым дискуссионным или интимным вопросам за сравнительно небольшой срок опросить большое число испытуемых;

Б) выявляются мысли, взгляды, факты из жизни респондента, отношение к социальным и политическим явлениям;

В) направлена на выявление интересующих психолога связей на основе эмпирических данных, полученных в живом двустороннем общении с испытуемым.

 

15. Что относится к методу интервью?

А) выявляются мысли, взгляды, факты из жизни респондента, отношение к социальным и политическим явлениям;

Б) направлена на выявление интересующих психолога связей на основе эмпирических данных, полученных в живом двустороннем общении с испытуемым;

В) используется, когда необходимо выяснить отношение людей к острым дискуссионным или интимным вопросам за сравнительно небольшой срок опросить большое число испытуемых.

 

16. Какое высказывание характеризует метод анкетирования?

А) направлена на выявление интересующих психолога связей на основе эмпирических данных, полученных в живом двустороннем общении с испытуемым;

Б) выявляются мысли, взгляды, факты из жизни респондента, отношение к социальным и политическим явлениям;

В) используется, когда необходимо выяснить отношение людей к острым дискуссионным или интимным вопросам за сравнительно небольшой срок опросить большое число испытуемых.

 

17. Что относится к методу социометрии?

А) возможно при наличии объективных (материальных или материализованных результатов деятельности человека);

Б) применяется для выяснения референтности каждого человека, который входит в состав группы;

В) материалом для анализа служат письма, дневники (в том числе типа «дневников матери»), биографии, характеристики, почерки и т.д.

 

18. Какое утверждение относится к методу анализа продуктов деятельности?

А) применяется для выяснения референтности каждого человека, который входит в состав группы;

Б) материалом для анализа служат письма, дневники (в том числе типа «дневников матери»), биографии, характеристики, почерки и т.д.;

В) возможно при наличии объективных (материальных или материализованных результатов деятельности человека).

 

19. Какое высказывание относится к биографическому методу?

А) материалом для анализа служат письма, дневники (в том числе типа «дневников матери»), биографии, характеристики, почерки и т.д.;

Б) возможно при наличии объективных (материальных или материализованных результатов деятельности человека);

В) применяется для выяснения референтности каждого человека, который входит в состав группы.