Понятие об экспериментальной (педагогической) психологии

  1. Понятие об экспериментальной (педагогической) психологии

Экспериментальная психология – область прикладных научных исследований, конечная цель которых состоит в том, чтобы ставить и на научной основе решать практические задачи.

Задачи-проблемы экспериментальной (педагогической) психологии:

Проблема 1.Ускорение психологического развития детей и взрослых людей.

Суть проблемы заключается в том, что в современной жизни используются не все резервы психологического развития, имеющиеся у людей разного возраста. Данные резервы полностью даже не выявлены и не изучены. При этом не вполне ясно как эффективно распорядиться тем, что уже доподлинно известно. Например, известно, что у каждого нормального, физически здорового ребенка есть зона потенциального развития (Л.С. Выготский).

Но до настоящего времени еще не ясно как эту зону практически определить, создать, если возможно, реализовать или расширить.

Проблема 2.Определение и преодоление кризисов возрастного развития.

Суть проблемы. Из психологии возрастного развития известно, что эти кризисы имеют место и существенно препятствуют ускоренному психологическому развитию человека. Но как точно определить или предугадать момент наступления кризиса? Как его преодолеть, если он уже наступил? На эти вопросы ответы существуют, но они носят гипотетический характер и мало способствуют практическому разрешению возрастных кризисов.

Проблема 3.Диагностика и управление сенситивными периодами в развитии.

Суть проблемы. Данная идея является в основном теоретической и не дает удовлетворительных ответов на ряд весьма существенных вопросов, связанных с практическим управлением и использованием сенситивных периодов развития. Сколько таких периодов имеется в жизни ребенка? Когда и при каких условиях они наступают? Можно ли как-то регулировать начало и конец наступления сенситивного периода? По каким признакам можно судить о том, что он наступил или завершился? Ни один из данных вопросов не имеет пока не только практического, но и удовлетворительного теоретического решения.

5 стр., 2121 слов

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Е.Ф. Рыбалко АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ Все усиливающийся интерес к онтогенетическим проблемам обусловлен тем, что практически значимыми становятся такие задачи, как научное обоснование профотбора и профессиональной ориентации и переориентации на разных возрастных ступенях, включая пожилой возраст, обучение не только детей, но и взрослых, переобучение и улучшение профессиональной ...

Проблема 4. Выбор содержания обучения, соответствующего реальным возможностям ребенка и перспективам его психологического развития.

Суть проблемы. До сих пор не ясно, соответствует ли предметное, эмпирически сложившееся содержание обучения детей их реальным возможностям и полностью ли оно обеспечивает реализацию потенциала психологического развития. Можно ли сделать так, чтобы дети в школе могли усваивать гораздо более сложный по содержанию, значительный по объему материал по каждому из учебных предметов? С одной стороны, ответ на этот вопрос простой – нет, учитывая трудности в освоении школьниками современных учебных программ. Но свидетельствует ли это о том, что в усложнении учебных предметов достигнут предел? Очевидно, также нет. В разрешении этого противоречия и заключается суть поставленной проблемы.

Проблема 5. Превращение методов и средств обучения в развивающиеся в психологическим смысле, т.е. повышающие уровень познавательного, личностного и межличностного развития человека.

Суть проблемы. Известно и используется немало разнообразных методов и средств обучения. Что дает каждый из них для психологического развития человека (ребенка)? Соответствуют ли все эти методы и средства возможностям человека (ребенка)? Нельзя ли их усовершенствовать таким образом, чтобы они действительно вели к ускоренному развитию? Ответы на эти вопросы не являются очевидными и достаточно простыми.

Проблема 6. Профессионально-психологическая подготовка и повышение квалификации специалистов (преподавателей).

Проблематика экспериментальной психологии не исчерпывается перечисленными вопросами. Были названы только некоторые из них, касающиеся образования детей и взрослых людей.

Отрасли экспериментальной психологии:

  • Научные направления– ориентированы на получение теоретических знаний, необходимых для общего, принципиального решения проблем, связанных с познанием человека, его психологии, поведения.
  • Прикладные направления, в которых на научной основе ставятся и решаются практические задачи, связанные с совершенствованием деятельности человека, улучшением его поведения и повышением уровня психологического развития, вырабатываются практические рекомендации.

Направления исследований в психологии:

8 стр., 3985 слов

Тестовые задания по дисциплине «Психология и развитие человека»

... Психология развития: A. Наука изучающая закономерности развития человека в сочетании с развитием в зоопсихологии; B. Отрасль науки направленная на исследование психики человека; C.отрасль психологической ... над сознательным. 64.Задачи психологии развития: A.Создание методов исследования эмоций у человека; B.Дифференциация физиологических особенностей; C.Разработка индивидуального обучения в обучающем ...

  • Научно-познавательныепсихологические (психолого-педагогические)исследования,в которых добываются знания, которые обогащают науку, но не всегда находят практическое применение.
  • Прикладныепсихологические (психолого-педагогические)исследования, в которых выдвигаются и научно проверяются гипотезы и предложения, практическая реализация которых должна дать существенный эффект (например учебно-воспитательный): практика обучения и воспитания, подготовка специалистов, в том числе преподавателей, руководителей (системы образования).

Основные признаки экспериментального психологического исследования:

  1. Наличие проблемы, т.е. актуального и жизненно значимого вопроса, который требует решения и на который невозможно найти правильный ответ без проведения специального экспериментального научного исследования.
  2. Наличие такого гипотетического решенияданнойпроблемы, которое не является очевидным и требует доказательства или проверки.
  3. Наличие научной гипотезы– четко логистически непротиворечиво сформулированного предположения о том, как в принципе может быть разрешена проблема.
  4. Подготовка и проведение научного эксперимента,предназначенного для проверки этой гипотезы.

5. Сравнение экспериментально установленных результатов с данными, имеющимися до проведения исследования, с использованием достоверных и точных методов математической статистики.

Тема 2. Способы и средства научного решения проблем экспериментальной (педагогической) психологии

Наиболее убедительными средствами решения проблем педагогической психологии выступают экспериментальные исследования.

Прикладной научно-практический экспериментпозволяет получить достоверные знания, касающиеся состоятельности прикладных теоретических гипотез и эффективности содержащихся в них практических рекомендаций.

11 стр., 5091 слов

Этические проблемы эксперимента

СОДЕРЖАНИЕ Введение Этические проблемы Социально-психологические теории личности Социально-психологические проблемы эксперимента Социально-психологический аспект эксперимента: анализ и история развития Заключение Список использованной литературы ВВЕДЕНИЕ Возникнув на стыке двух наук - психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Это приводит к тому, что ...

Прикладные теоретические исследования. Их отличие от экспериментальных состоит в том, что авторы данных исследований не ставят эксперимент. Они или опираются на уже известные факты, или изучают литературу, или обобщают жизненный опыт и на основе мысленного соотнесения того, что есть в действительности, с тем, чем располагает наука, формулируют в гипотетической форме выводы и практические рекомендации. Практика (педагогическая) является в данном случае критерием истинности сделанных выводов и предложенных рекомендаций, одновременно выступая и как естественный эксперимент по установлению их достоверности.

С конца XIX века обоснованность претензий той или иной области знаний на научность определяется степенью представленности в ней эксперимента, подобного физическому, уровнем контроля независимых и зависимых переменных, применением современныхметодов математической статистикидля доказательства значимости используемых фактов.

Экспериментальная проверка предлагаемых решений обязательна, например тогда, когда имеется не один, а несколько альтернативных вариантов решенияодной и той же проблемы. Правильно организованный, тщательно проведенный психологический (психолого-педагогический) эксперимент позволяет наилучшим образом ответить на многие вопросы. Он начинается с точного определения проблемы исследования. Проблемы, выбираемые для эксперимента, должны отвечать следующим критериям; актуальности, новизне и практической значимости.

Актуальность научной проблемы – важный аргумент в пользу ее выбора для исследования. А. означает необходимость решения проблемы в данный момент времени, ее своевременность, соответствие потребностям дня.

Научная новизна относится не самой проблеме, а к предлагаемому решению. Новизна устанавливается в результате широкого и глубокого изучения имеющихся попыток решения проблемы.

Практическая значимость определяется тем, насколько найденное решение проблемы позволяет изменить реальное состояние дел в лучшую сторону.

  1. Типология психологических (психолого-педагогических) исследований

Настоящий научный эксперимент требует тщательной и длительной подготовки, в ходе которой осуществляются:

7 стр., 3426 слов

Проблема валидности эксперимента в психологии

Проблема валидности эксперимента в психологии Необходимость более тесной интеграции теоретических и прикладных исследований в психологии, интенсивного развития практической психологии [11, 12], наконец, наблюдающийся в последние годы существенный прогресс как философской [19], так и специальной [24] методологии научного познания, в том числе в области психологии [17], — все это побуждает со всей ...

  1. Выделение темы и предварительное определение проблемы исследования.
  2. Подбор и анализ литературы.
  3. Уточнение определения проблемы, гипотез и задач исследования.
  4. Подбор, разработка и апробация психодиагностических и исследовательских методик.
  5. Выбор схемы организации и проведения эксперимента.
  6. Подготовка и проведение эксперимента.
  7. Обработка и анализ полученных данных выводов и практических рекомендаций.
  8. Формулировка на основе полученных данных выводов и практических рекомендаций.

Практически почти каждый из названных этапов подготовки, организации проведения эксперимента, за исключением только некоторых, может выступать и как вполне самостоятельное исследование. В этой связи выделяют, кроме эксперимента еще шесть видов психолого-педагогических исследований:

  1. Обзорно-аналитическое
  2. Обзорно-критическое
  3. Теоретическое
  4. Эмпирическое описательное
  5. Эмпирическое объяснительное
  6. Методическое

Обзорно-аналитечкое исследование предполагает подбор и изучение литературы по теме с последующим систематическим изложением и анализом проработанного материала, рассчитанного на то, чтобы в полном объеме представить и критически оценить исследования, посвященные избранной теме. Основная задача состоит в том, чтобы по имеющимся литературным данным определить общее состояние дел, выделить вопросы, на которые ответы уже найдены, а также вопросы, на которые еще предстоит найти ответы.

Информационный материал, накопленный в результате изучения литературы, представляется в виде научного реферата, где кроме обзора проведенных исследований и краткого изложения их результатов содержится обстоятельный анализ имеющихся данных. Если подобного рода исследование выполняется не как самостоятельное, а как часть более сложного исследования, например как начальный этап планируемого эксперимента, то письменный текст, полученный в его результате, может стать отдельной главой в описании экспериментальной работы.

5 стр., 2117 слов

Презентация на тему: Методология и методы научного исследования

... проблемы исследования. Правила выделения объекта и предмета исследования в зависимости от формулировки темы. Целеполагание и реализация принципов минимизации задач научного исследования. Гипотеза исследования, виды гипотез, ... понятий научного исследования 6.Гипотеза. Формулировка гипотезы исследования. Выбор и обоснование методов проверки гипотезы 11 7.Педагогический эксперимент Выделение методов ...

Из всех выделенных выше видов исследований обзорно-аналитическое является наименее трудоемким. К нему предъявляются следующие требования:

  1. соотнесенность содержания анализируемой литературы с избранной темой;
  2. полнота списка изученной литературы;
  3. глубина проработки первичных литературных источников в содержании реферата;
  4. систематичность изложения имеющихся литературных данных;
  5. логичность и грамотность текста реферата, аккуратность его оформления и правильность с точки зрения имеющихся на данный день библиографических требований.

В заключении реферата рекомендуется делать выводы, касающиеся состояния дел по изучаемой проблеме: кратко и точно сформулировать, что уже сделано по избранной проблеме, что предстоит сделать для того, чтобы полностью ответить на все вопросы, связанные с данной проблемой.

Обзорно-аналитическое исследование может носить критический характер и называться обзорно-критическим. В этом случае, кроме обязательной обзорно-аналитической части, в нем должны быть представлены подробная и аргументированная критика того, что уже сделано по проблеме, и соответствующие выводы. Критический анализ может содержать и собственные размышления автора реферата по поводу того, что описывается в нем, в том числе идеи, касающиеся возможного решения поставленной проблемы. Такими размышлениями время от времени может перемежаться текст реферата или они могут быть выделены в отдельный его раздел, являющийся переходным междуаналитической, критической и конструктивно-теоретической частямиработы.

Теоретическим называется исследование, в котором, кроме обзора и критического анализа литературы, имеются собственные теоретические предложения автора, направленные на решение поставленной проблемы. Это авторский вклад в теорию решаемой проблемы, новое ее видение, оригинальная точка зрения. К исследованию теоретического типа, кроме уже описанных, предъявляются следующие требования:точность определения используемых понятий и логичность, непротиворечивость рассуждений.

7 стр., 3473 слов

Что такое экспериментальная гипотеза, как она формулируется и в чем ее отличие от исследовательского вопроса?

... провести эксперимент по их непосредственной проверке. Готтсданкер выделяет следующие варианты экспериментальных гипотез: a) контргипотеза — экспериментальная гипотеза, альтернативная к основному предположению (возникает автоматически); b) третья конкурирующая экспериментальная гипотеза — экспериментальная гипотеза ...

В основу эмпирического, или опытного исследования положены литературные данные, не понятия, а реальные достоверные факты. Такое исследование обычно проводится с использованием определенных методов сбора и анализа фактов, поэтому, как правило, содержит в себе методическую часть. Эмпирическое исследование не предполагает создания искусственной экспериментальной ситуации для выявления и сбора необходимых фактов. В исследовании подобного типа ученый или практик просто наблюдает, фиксирует, описывает, анализирует и делает выводы из того, что происходит в жизни без их личного вмешательства. В этом отличие эмпирического исследования от экспериментального. Эмпирическое исследование можетописательнымиобъяснительным. В исследованиипервого типаопытным путем добываются и описываются некоторые новые факты, касающиеся малоизученных объектов и явлений.Объяснительноеэмпирическое исследование включает в себя не только сбор и анализ, но и объяснение причин и причинно-следственных зависимостей между фактами, при котором неизвестное объясняется через известное.

В особую группу выделяются так называемые методические исследования. Их основная цель заключается в том, чтобы разработать, обосновать и проверить на практике по критериямвалидности, надежности, точности и однозначностинекоторую новую психодиагностическую методику или создать методику, формирующую некоторое психологическое качество. Еслисоздаваемая методика тесового типа, то для нее обязательно устанавливаются тестовые нормы, а также точно описываются и выверяются процедура, правила проведения, способы анализа и интерпретации получаемых данных. Если жесоздаваемая методика формирующего типа, то во-первых, должно быть представлено ее развернутое теоретическое обоснование, во-вторых, дано подробное описание того, что и как с помощью этой методики формируется, в-третьих, указано, где, как и когда на практике эту методику можно применять.

Психолого-педагогический эксперимент

    Эксперимент – это особый вид исследования, направленного на проверку научных и прикладных гипотез-предложений вероятностного характера, требующих строгой логики доказательства, опирающегося на достоверные факты, установленные в эмпирических исследованиях. Это наиболее сложный и трудоемкий , но наиболее точный и полезный в познавательном плане метод. Только в тщательно продуманном, правильно организованном и проведенном эксперименте можно получит наиболее доказательные результаты, особенно касающиеся причинно-следственных зависимостей.

    Эксперимент = Гипотеза + теоретическое доказательство + статистическое доказательство

    Основные правила эксперимента:

    1. Четкая формулировка проблемы, целей, задач исследования, проверяемых в нем гипотез.
    2. Установление критериев и признаков, по которым можно будет судить о том, насколько успешно прошел эксперимент, подтвердились или не подтвердились предложенные в нем гипотезы.
    3. Точное определение объекта и предмета исследования.
    4. Выбор и разработка валидных и надежных методов психодиагностики состояний исследуемого объекта и предмета исследования до и после проведения эксперимента.
    5. Использование непротиворечивой и убедительной логики доказательства того, что эксперимент прошел успешно.
    6. Определение подходящей формы представления результатов проведенного эксперимента.
    7. Характеристика области научного и практического применения результатов эксперимента, формулировка практических выводов и рекомендаций, вытекающих из проведенного эксперимента.

    Под проблемойэксперимента понимается глобальный, еще не решенный в науке или практике вопрос.Целямиэксперимента называются те промежуточные и конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения. Разница состоит в том, что формулировка проблемы обычно является общей, а формулировки целей достаточно конкретными. В проблеме лишь указывается на некоторый трудноразрешимый вопрос, а формулировки целей содержат в себе результаты, которые должны быть получены в процессе решения данной проблемы. В эксперименте может быть несколько целей, одни из которых являются промежуточными, а другие – конечными.

    Задачи представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования с начала и до конца.

    Для того, чтобы эксперимент прошел успешно, все его цели и задачи необходимо регулировать как можно более определенно и четко. Уже на этапе формулировки промежуточных целей и задач эксперимента можно установить, может ли он дать требуемые результаты. Это произойдет лишь в том случае, если сами формулировки целей и задач эксперимента не вызывают к себе вопросов и каждое из содержащихся в них понятий верицируемо и опреационализируемо.

    Гипотеза – это утверждение предположительного характера, научное суждение, для выдвижения и экспериментальной проверки которого требуются веские основания научного и практического характера. Гипотеза будет научно состоятельной, если отвечает следующимтребованиям:

    1. Формулировка гипотезы должна быть максимально точной и сравнительной простой. В ней не должно содержаться неопределенных, неоднозначно трактуемых терминов и понятий.
    2. Гипотеза должна быть принципиально проверяемой, т.е. доказуемой экспериментальным путем.
    3. Гипотеза должна объяснять весь круг явлений, на которые распространяются содержащиеся в ней утверждения.

    Понятие – это совокупность суждений о наиболее общих и специфических признаках предмета или явления, определяемого при помощи данного понятия.

    Логика доказательства в психолого-педагогическом эксперименте

      Доказательство экспериментальной гипотезы состоит из трех основных компонентов:

      • фактов
      • аргументов
      • демонстрации справедливости предложенной гипотезы, вытекающей из этих аргументов и фактов

      Факты и аргументы, как правило, представляют собой идеи, истинность которых уже проверена или доказана. В силу этого, они могут без специального доказательства их справедливости приводится в обоснование истинности или ложности гипотезы. Демонстрация – это совокупность логических рассуждений, в процессе которых из аргументов и фактов выводится справедливость гипотезы.

      Для того чтобы доказательство было убедительным, в нем также необходимо следовать определенным правилам.

      Одно из них гласит – гипотеза, аргументы и факты должны быть суждениями, ясно и точно определенными. В противном случае оно может быть опровергнуто или подвергнуто сомнению.

      Гипотеза – на всем протяжении доказательства должна оставаться тождественной, т.е. одной и той же. Нарушение этого правила обычно ведет к тому, что, несмотря на затраченные усилия, гипотеза остается не доказанной.

      Факты и аргументы, приводимые в процессе доказательства гипотезы, не должны противоречит друг другу, так как это также сводит доказательство на нет. Аргументы и факты, приводимые в подтверждение гипотезы, сами должны быть истинными и не подлежать сомнению.

      Часто встречающаяся ошибка в доказательстве гипотезы следующая: экспериментально установленная последовательность событий и фактов, их статистически достоверная связь – корреляция ошибочно принимаются за свидетельство существования причинно-следственной зависимости между этими событиями или фактами. Например, из того, что за некоторым событиемАвсегда и неизменно следует другое событиеБ(за весной – лето; за положением часовой стрелки на цифре 1 – ее переход на цифру 2 на часах),нередко делают вывод о том, что предшествующее событие является причиной последующего. Причиной считается такая зависимость, при которой появление событияАне только неизбежно ведет за собой появления событияБ,но и само событиеБможет явиться лишь тогда, когда до него уже имело место событиеА. В приведенных примерах это не так. Вполне можно представить себе такой случай, что часы остановятся после того, как стрелка окажется на цифре 1, и тогда она не попадет на цифру 2; может случиться экологическая катастрофа, которая сделает климат постоянным, например, превратит его в вечную зиму или вечное лето, и в этом случае закономерная смена времен года не наступит. В том и в другом примерах подлинные причины последовательного появления событий находятся вне тех событий, которые мы рассматриваем; они-то и придают закономерный характер временной последовательности событий.

      Основная логическая схема доказательства включает в себя проведение исследований не на одной, а на двух и более группах испытуемых, одна из которых – экспериментальная,а другие –контрольные. При этом экспериментальная группа предназначается для установления достоверных статистических зависимостей между изучаемыми переменными, а контрольные группы – для того, чтобы, сравнивая получаемые в них результаты с теми, которые установлены на экспериментальной группе, отклонять альтернативные причинно-следственные объяснения выявленной статистической зависимости. В экспериментальной группе выделяется и целенаправленно изменяется переменная, которая рассматривается как вероятная причина объясняемого явления, а в контрольной группе ничего этого не происходит. В завершении эксперимента оцениваются и сравниваются между собой изменения, которые в экспериментальной и контрольной группах произошли в другой переменной –зависимой. Если окажется, что в экспериментальной группе эти изменения больше, чем в контрольной, то делается вывод о том, что подлинной их причиной являются именно те вариациинезависимой переменной, которые имели место в экспериментальной группе.

      Существует несколько вариантов практической реализации этой общей схемы.

      1. Метод единственного различия.Схематически его можно представить так:

      А, Б, В, Г ————— Д, Е

      А, Б, В, Г + ————— Д, Е

      В данном случае фиксируется единственное различие между экспериментальной и контрольной группами по признаку Г, которое в завершении эксперимента должно привести к появлению единственного различия по признаку. На этом основании делается вывод о том, что изменение Г и есть причина замеченных изменений в Е.

      2. Метод сопутствующих изменений (обобщенный вариант метода единственного различия).

      А, Б, В, Г ————— Д, Е

      А, Б, В, Г + ————— Д, Е

      А, Б, В, Г ++ ————— Д, Е

      А, Б, В, Г +++ ————— Д, Е

      Если, варьируя величину признака Г, мы получаем изменение только одного признака Е, то Г можно рассматривать в качестве наиболее вероятной причины Е.

      3. Метод единственного сходства

      А, Б, В, Г ————— Д, Е

      И, К, Л, Г ————— М, Е

      Н, О, З, Г ————— П, Е

      С, Т, У, Г ————— Ф, Е

      Если при разнообразных вариациях признаков неизменным остается единственное сходство (в данном случае: Г – Е), то составляющие его переменные рассматриваются как причина (Г) и следствие (Е).

      Для того чтобы получаемые в экспериментальной и контрольной группах результаты были сопоставимыми, необходимо, чтобы эти группы по существенным признакам были эквивалентными, т.е. такими, в которых уравнено влияние всех других релевантных переменных, кроме предполагаемой причины предполагаемого следствия.

      Помимо общих логических схем, следование которым в организации и проведении эксперимента помогает выявлению причинно-следственных связей, этой же цели могут служить планы экспериментов. Основных планов два:

      1. Эксперимент, организованный по плану типа «типа после».

      Экспериментальные и контрольные группы оцениваются только по окончании эксперимента и не оцениваются в начале. Если в итоге обнаруживается существенная разница между экспериментальной и контрольной группами, не предполагавшаяся вначале, то можно сделать вывод о том, что отмеченные после эксперимента различия между этими группами были вызваны именно теми, экспериментальными действиями, которые предпринимались в отношении экспериментальной группы. Однако в этом случае в качестве альтернативной остается и требует специального опровержения гипотеза о том, что изначально экспериментальная и контрольные группы не были одинаковыми, что и вызвало зафиксированные между ними различия по окончанию эксперимента.

      1. Эксперимент, организованный по плану типа «до и после».

      В данном случае предполагаемые причины и следствия оцениваются и до, и после эксперимента. Делается это как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Тем самым заранее отбрасывается альтернативная гипотеза о том, что обнаруженные по окончании эксперимента различия между экспериментальной и контрольной группами были вызваны теми различиями, которые имелись еще до начала проведения эксперимента.

      3. Статистический анализ экспериментальных данных и способы наглядного представления результатов Глоссарий

      Методы статистической обработки результатов эксперимента– математические приемы, формулы, способы количественных расчетов, с помощью которых количественные показатели, получаемые в ходе эксперимента, можно обобщать, приводить в систему, выявляя скрытые в них закономерности.

      Выборочное среднее значениекак статистический показатель представляет собой среднюю оценку изучаемого в эксперименте психологического свойства.

      Дисперсиякак статистическая величина характеризует, насколько частные значения отклоняются от средней величины в данной выборке.

      Медиана– значение изучаемого признака, которое делит выборку, упорядоченную по величине данного признака пополам.

      Мода– количественное значение исследуемого признака, наиболее часто встречающееся в выборке.

      Интервал – группа упорядоченных по величине значений признака, заменяемая в процессе расчетов средним.

      Регрессионное исчисление– метод математической статистики, позволяющий свести частные, разрозненные данные к некоторому одному линейному графику, приблизительно отражающему внутреннюю взаимосвязь, и получить возможность по значению одной из переменных приблизительно оценивать вероятное значение другой переменной.

      Факторный анализ – позволяет определить совокупность внутренних взаимосвязей, возможных причинно-следственных связей, существующих в экспериментальном материале. В результате факторного анализа обнаруживаются так называемые факторы – причины, объясняющие множество частных (парных) корреляционных зависимостей. Фактор математико-статистическое понятие. Будучи переведенным на язык психологии (эта процедура становится содержательной или психологической интерпретацией факторов), он становится психологическим понятием. Например, в 16-факторном личностном тесте Р. Кеттела, каждый фактор связан с определенными чертами личности человека. С помощью выявленных факторов объясняют взаимозависимость психологических явлений.

      3.1. Методы статистической обработки результатов эксперимента

      Некоторые из методов математико-статистического анализа позволяют вычислять элементарные математические статистики,характеризующие выборочное распределение данных, напримервыборочное среднее, выборочная дисперсия, мода, медиана и ряд других. Другие методы, напримердисперсионный анализ, регрессионный анализ позволяют судить о динамике измененияотдельных статистик выборки.С помощью третьей группы методов:корреляционного анализа, факторного анализа, методов сравнения выборочных данныхможно достоверно судить о статистических связях, существующих между переменными величинами, которые исследуют в данном эксперименте.

      Все методы математико-статистического анализа условно делятся на первичные и вторичные. Первичныминазывают методы, с помощью которых можно получить показатели, отражающие результаты производимых в эксперименте изменений. Имеются в виду те, которые применяются, например в психодиагностических методиках и являются итогом начальной статистической обработки результатов. Сюда относятся, например определение выборочной средней величины, выборочной дисперсии, выборочной медианы.

      Выборочное среднее значениехарактеризует степень его развития в целом у той группы испытуемых, которая была подвергнута констатирующему обследованию (например, психодиагностическому).

      Сравнивая непосредственно значение двух или нескольких выборок, мы можем судить об относительной степени развития у людей, составляющих эти выборки, оцениваемого качества.

      Выборочное среднее определяется при помощи следующей формулы:

      где x – выборочная средняя величина или среднее арифметическое значение по выборке;n – количество испытуемых в выборке или частных психодиагностических показателей, на основе которых вычисляется средняя величина; – частные значения показателей у отдельных испытуемых. Всего таких показателейn, поэтому индексkданной переменной принимает значения от 1 доn; … — принятый в математике знак суммирования величин тех переменных, которые находятся справа от этого знака. Выражение … соответственно означает сумму всехxk с индексом от 1 доn.

      Вторичныминазываются те методы, с помощью которых на базе первичных данных выявляют скрытые в них статистические закономерности. С помощью этих методов проверяются или опровергаются гипотезы, связанные с экспериментом. Эти методы сложнее и требуют от исследователя хорошей подготовки в области элементарной математики и статистики.

      3.2. Способы табличного и графического представления результатов эксперимента

      Таблицы– упорядоченные по горизонтали и вертикали наборы количественных и качественных показателей, заключенных в рамки или без них. Таблицы строятся и оформляются не произвольно, а в соответствии с определенными правилами.

      Если их более двух в тексте, они нумеруются. Слово «таблица» пишется справа, и ставится номер по порядку без знака №. Непосредственно под словом, посередине располагается название таблицы (по центру).

      Таблица имеет заголовки, которые указывают на то, что представлено в отдельных столбцах, а также рубрикацию по строкам, где обозначены особенности представляемого материала. Формы и способы построения типичных таблиц:

      • таблица, не имеющая названия, без общего заголовка и примечаний;
      • таблица, разграфленная, с названием и заголовком
      • таблица, разграфленная, с названием, заголовками и примечанием.

      График на плоскостипредставляет собой линию, которая изображает зависимость между двумя переменными, аграфик в пространстве– плоскость, представляющую зависимость между тремя переменными. При использовании двухмерного графика по горизонтальной линии на плоскости обычно размещаютнезависимую переменную, которая изменяется по намерению экспериментатора и рассматривается в качестве возможной искомой причины. По вертикали располагаютзависимую переменную, которая является или рассматривается в качестве предполагаемой причины.

      В трехмерном графике по линиям X и Y в его горизонтальной плоскости чаще размещают независимые переменные, а по линии в вертикальной плоскости –зависимую переменную.

      Гистограммы– этостолбчатые диаграммы, состоящие из вертикальных прямоугольников, расположенных основаниями на одной прямой. Их высота отражает степень и уровень развитости того или иного качества у испытуемого. Цифры, указывающие на частоту встречаемости качества и выборке испытуемых, размещаются или внутри столбцов гистограммы, или над ними, или по вертикальной оси графика. Иногда для наглядности, особенно в том случае, если гистограмма соответствует трехмерному пространству, ее изображают как объемную.

      4. Подготовка и проведение экспериментального психолого-педагогического исследования

      4.1. Подготовка экспериментально исследования

      1. Начинается с конкретизации, уточнения его проблемы, целей и задач, так как от них зависит выбор вида исследования. Определяя вид исследования, важно исходить из принципа экономии сил и ресурсов. Этот принцип формулируется следующим образом: материальные, временные и интеллектуальные затраты на проведение исследования должны быть соразмерными его проблеме, целям, задачам и вместе с тем минимально достаточными для того, чтобы решить поставленную проблему, достичь тех целей, которые изначально интересовали исследователя.

      Соотнося вид исследования с характером решаемой проблемы, целями и задачами, можно расположить все психолого-педагогические исследования следующим образом:

      1. Обзорно-аналитическое
      2. Обзорно-критическое
      3. Теоретическое
      4. Эмпирическое описательное
      5. Эмпирическое объяснительное
      6. Методическое
      7. Экспериментальное

      Экспериментальное исследование предполагает предварительное проведение первых четырех типов исследований

      Если проблема исследования сравнительно проста и его задача состоит в том, чтобы лишь предварительно, но основательно ознакомиться с состоянием дел в науке и практике, то обычно ограничиваются организацией и проведением обзорно-аналитическогоисследования.

      Если в качестве дополнительной цели ставится задача критически оценить сложившееся состояние дел, то обращаются к обзорно-критическомуисследованию.

      Если автор планируемого исследования, кроме двух отмеченных выше задач, ставит перед собой цель найти новое, недостающее теоретическое решение заинтересовавшей его проблемы (без чего невозможно правильно сформулировать гипотезу для экспериментальной части исследования) – избирается третий вид исследования – теоретическое.Речь в нем идет не о констатации сложившегося положения дел и не о его критике, а о поиске и предложении способов нового теоретического решения возникшей проблемы.

      Когда такое решение найдено и необходимо, с одной стороны, придать ему статус теории, а не концепции (теория– это система положений, истинность которых уже проверена и доказана, аконцепция– совокупность предположительных взглядов, требующих доказательства их истинности), а с другой стороны, перейти от теории к практике, опытным путем подтвердив или опровергнув теоретические выводы, обращаются к эмпирическому описательному, объяснительному или экспериментальному исследованиям. В результатеэмпирического описательногоисследования организуется сбор данных и фактов, которые в распоряжении ученого предоставляет сама жизнь. В результатеэмпирического объяснительного исследования находят научное объяснение известным фактам. В итогеэкспериментального исследования ученый сам создает такую ситуацию, которая позволяет собрать и проанализировать новые нужные факты. В итоге экспериментального исследования ученый сам создает такую ситуацию, которая позволяет собрать и проанализировать новые нужные факты.

      Отдельное место занимает методическое исследование.Оно требует особого рода знаний и умений и обычно осуществляется специалистами по конструированию и адаптации психодиагностических методик, например.

      2. После того как в соответствии с принципом экономии сил и ресурсов определен оптимальный вид предстоящего исследования, приступают к теоретической разработке проблемы исследования. Эта работа обычно начинается с конкретизации темы исследования, выяснения объекта и предмета исследования. Уточнение темыпредставляет собой определение тех конкретных вопросов, на которые данное исследование призвано ответить.Проблема обычно шире его темы и включает в себя список логических связанных вопросов, которые напрямую соотносятся с содержанием проведенного обзора и анализа литературы, с разработанной теорией, касающейся исследуемой научной проблемы. Для каждого этапа и каждой части планируемого исследования необходимо сформулировать свои частныевопросы, соотнеся их с названием темы.

      Например, проблемой экспериментального исследования может стать совершенствование методов обучения детей. Во-первых, различных методов обучения много, во-вторых, их совершенствование может пониматься по-разному, в-третьих, достаточно широк диапазон возрастов детей, которые обучаются при помощи данных методов. Даже если предположить самый простой из возможных случаев, а именно то, что каждая из перечисленных переменных может иметь два возможных значения, то и тогда различных вариантов определения темы исследования может быть как минимум восемь. Естественно, что получить полностью удовлетворительные и исчерпывающие ответы на восемь разных вопросов в одном исследовании невозможно, так как каждый из них требует самостоятельного исследования. Поэтому, планируя исследование, с самого начала необходимо уточнять, сужать и конкретизировать тему.

      3. После этой процедуры определяют объект и предмет исследования, выбирают адекватные средства психолого-педагогической оценки – диагностики состояния данного объекта под углом зрения избранного предмета исследования до и после проведения эксперимента. Объектомназывается тот материальный или идеальный объект, который в данном случае изучается, т.е. с которым проводится планируемое экспериментальное исследование. Объектом эксперимента могут стать люди или группа людей, один или несколько неодушевленных, в том числе абстрактных объектов (понятия, гипотезы, теории и т.п.), связанных с системой образования.

      Определение предметаисследования по своему объекту и содержанию всегда намного уже, чем детальная характеристика объекта исследования в совокупности всевозможных его свойств. Предмет должен соответствовать его теме и тому, что далее утверждается в гипотезах и проверяется в самом эксперименте. Гипотезы в их уточненных формулировках являются дополнительным определением предмета исследования, поэтому их конкретизация – один из важнейших этапов в подготовке исследования.

      4. За этим следует выбор экспериментальных и контрольных групп, составление плана и программы исследования. В этом плане задачи должны соотноситься с конкретными сроками их реализации и располагаться в определенной последовательности.

      Практически в каждом эксперименте на зависимую переменнуюоказывает влияниенезависимая переменная, а также множество других факторов, и если не контролировать их реальное воздействие на зависимую переменную, то трудно быть вполне уверенным в том, что зафиксированное в эксперименте изменение зависимой переменной действительно обусловлено именно вариациями независимой переменной а не чем-либо иным.

      5. Следующий этап – подбор и апробация необходимых диагностических (в том числе и психодиагностических) методик, а также выбор средств статистической обработки результатов, нужных для точного, уверенного доказательства гипотез. Диагностические методики в эксперименте должны подбираться таким образом, чтобы с их помощью можно было правильно оценивать величину всех независимых переменных до и после эксперимента. Такие методики должны быть не только валидными и надежными, но и требовать минимума времени для их проведения. Так же следует определить время, необходимое для полного проведения обследования всех испытуемых в экспериментальной и в контрольной группах с помощью данной методики.

      6. Следующий этап – определение времени, места и процедурыпоэтапного проведения эксперимента. Время обычно выбирается таким образом, чтобы испытуемые были в нормальном, привычном для них физическом и психологическом состоянии, никуда не спешили, не были чем-то особенно озабочены. Обстановка и место проведения исследования также не должны вызывать у испытуемых не свойственной им в повседневной жизни напряженности, должны сводить к минимуму возможное действие посторонних факторов, способных повлиять на результате эксперимента.

      Процедура проведения эксперимента есть совокупность и последовательность действий, предпринимаемых исследователем для реализации принятой программы. Процедурный этап включает в себя, в частности, обеспечение нужного настроя у испытуемых, составление текста и выбор формы предъявления общей инструкции, определение характера поведения экспериментатора во время эксперимента, включая способы контроля с его стороны за действиями испытуемых.

      7. В заключении подготовительного этапа эксперимента разрабатываются его общий планипрограмма. Они обычно представляют собой письменные документы, в которых определены основные этапы проводимого исследования, их последовательность, время, необходимое для практической реализации каждого этапа, сроки выполнения и ожидаемые результаты. Эти документы являются руководством к действию и одновременно выступают как средство контроля за правильностью проводимого эксперимента.

      4.2. Проведение эксперимента

      Эксперимент начинается с проведения пилотажного или пробногоисследования. Его задача – проверка того, насколько хорошо продуман и подготовлен эксперимент, правильно ли определена его тема, точно ли сформулированы его гипотезы, хорошо ли подобраны психологические методики, средства статистической обработки и способы интерпретации полученных результатов.

      Пилотажное обследование зачастую обнаруживает существенные недочеты в общем замысле и отдельных элементах планируемого эксперимента, которые трудно предвидеть заранее. Если проведенный пилотажный эксперимент дал положительные результаты, то после устранения замеченных недостатков приступают к проведению основного эксперимента. Если недостатки обнаруживаются, то эксперимент перерабатывают и проверяют заново в ходе повторного пилотажного исследования.

      В основном эксперименте собирают первичные данные, необходимые для доказательства предложенных гипотез. Нередко в ходе проведения основного эксперимента обнаруживаются новые, неожиданные и интересные результаты, которые заранее не планировались. Их также необходимо собирать и обобщать, так как анализ подобных данных может привести к новым полезным выводам, касающимся предложенных гипотез, темы и проблемы исследования.

      4.3. Анализ результатов

      Если данные, полученные в эксперименте, качественного характера, то правильность делаемых на основе их выводов полностью зависит от интуиции, эрудиции и профессионализма исследователя, а также от логики его рассуждений. Если же эти данные количественного типа, то сначала проводят их первичную, а затем вторичную статистическую обработку. Приступая к вторичной статистической обработке, исследователь должен определить, какие из вторичных статистик ему следует применить. Решение принимается на основе учета характера проверяемой гипотезы и природы первичного материала, полученного в результате проведения эксперимента.

      Результаты количественного и качественного анализа материала, первичной и вторичной обработки материала используются для доказательства правильности предложенных гипотез.

      Выводы из исследования должны быть приведены в соответствие с реальными фактами. Их нельзя делать поспешно. Выводы должны строго вытекать из того, что на самом деле доказано. Выводы предлагаются в виде кратких и конкретных утверждений, формулировки которых опираются на факты, существование которых до начала проведения исследования лишь гипотетически предлагалось. Объем и содержание понятий, используемых в выводах, должны соответствовать объему и содержанию понятий, имеющихся в новых формулировках экспериментальных гипотез.

      4.4. Практические рекомендации и программа их внедрения

      Необходимо, чтобы на основе выводов были сформулированы и по возможности внедрены в жизнь практические психолого-педагогические рекомендации. Внедрение предполагает выработку соответствующей программы и ее последующую реализацию. Для этого необходим анализ жизненной психолого-педагогической ситуации и ее соотнесение с полученными экспериментальными данными. Этот анализ предполагает выяснение следующих вопросов:

      1. С какими конкретными проблемами педагогической практики связаны полученные экспериментальные данные?
      2. Что можно положительно изменить в этой практике, исходя из результатов проведенного эксперимента?
      3. Как лучше это сделать с минимальными материальными затратами и с максимальной пользой для жизни?
      4. В какой последовательности целесообразно внедрять полученные результаты в жизнь?
      5. Как проконтролировать и оценить возможный эффект от внедрения?
      6. По каким критериям можно будет определить, что процесс внедрения успешно завершился?

      Рассмотрим каждый из этих вопросов более подробно.

      Поиск ответа на первый вопрос предполагает анализ полученных в эксперименте результатов с точки зрения потребностей психолого-педагогической практики. Допустим, что эксперимент обнаружил следующее: вновь предлагаемая и экспериментально доказанная методика обучения математике при одной и той же программе дает лучшие результаты, чем старая методика. В этом случае, сравнивая обе программы мы обнаруживаем, что последнюю нужно изменить в соответствии с полученными экспериментальными данными.

      Ответ на второй вопрос представляет собой конкретизацию первого вопроса. Однако с педагогической практикой следует соотносить каждый конкретный вывод, сделанный в результате проведенного эксперимента.

      Третий вопрос относится к непосредственному переходу от теории к практике. Методика подобных расчетов еще не разработана в деталях, но основное, что должно приниматься во внимание, известно. Это следующее:

      • дополнительные материальные затраты, необходимые для того, чтобы от старого перейти к новому;
      • время, необходимое для этого;
      • количество людей и конкретные исполнители;
      • реальные материальные выгоды от внедрения нового;
      • возможные потери;
      • ориентировочные сроки получения полноценного положительного результата.

      Если ответы на все эти вопросы окажутся удовлетворительными, то тогда можно приступать к внедрению экспериментальных результатов в практику. Такое бывает далеко не всегда. Именно по этой причине многие проведенные экспериментальные исследования остаются лежать на полках библиотек.

      В группу экспертов, оценивающих результаты внедрения должны включаться независимые специалисты и практики. Экспертная комиссия определяет сроки, критерии и признаки оценки успешного внедрения, согласуя их с автором эксперимента.

      После чего создается программа внедрения, которая представляет собой документ, в котором даны подробные и достаточно четкие ответы на все вопросы, связанные с внедрением результатов в практику и намечен план осуществления этой работы. Программа и план согласуются с автором эксперимента.