Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: В 2 тт: — М.: Смысл, 2006. — 448с

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Кафедра Психологии

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к самостоятельной работе студента

По дисциплине

Общая психология

Модуль 6. Психология памяти, внимания, воображения

Направление подготовки: 30 300 — Психология

Профиль подготовки: 30 300.62 Психология

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная, очно-заочная

Тула 2011

ЛИСТ согласования

Методические указания к самостоятельной работе составлены доцентом кафедры психологии ТулГУ М.В.Клементьевой и обсуждены на заседании кафедры психологии гуманитарного факультета

протокол № 9 от «12» мая 2011 года

Зав. кафедрой ____________________ Е.Е.Сапогова

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий кафедрой психологии _______________ Е.Е.Сапогова ___________

личная подпись дата

Содержание

Пояснительная записка …
Тематика и основное содержание заданий самостоятельной работы … …
Список литературы для самостоятельной работы … …
Основные требования к усвоению материала и порядок оценивания …

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания к самостоятельной работе предназначены для студентов 3 курса направления 30 300 и позволяют самостоятельно освоить практический материал дисциплины «Общая психология».

Методические указания содержат тематику, основное содержание заданий самостоятельной работы, списки рекомендуемой литературы, а также требования к уровню освоения материала.

Изучение данного раздела является необходимой частью профессиональной подготовки психолога, поскольку знание и понимание психологии, познавательных процессов в целом, а также механизмов, закономерностей и феноменов внимания, памяти и воображения позволит студентам анализировать конкретные ситуации, проводить самостоятельные исследования, подготовиться к освоению навыков оказания психологической помощи, овладеть рядом практических профессиональных приемов, применяемых в конкретной работе.

Цель выполнения самостоятельной работы — сформировать теоретические основы изучения памяти, внимания и воображения в психологической науке, варианты психологической интерпретации сущности, природы, механизмов, движущих сил развития памяти, внимания и воображения в онтогенезе

Задачи выполнения самостоятельной работы:

— выработать знания, умения и навыки самостоятельного анализа, аргументации и интерпретации основных теоретико-методологических положений общей психологии о сущности психических явлений;

— задать логическую систему научных категорий и понятий, с помощью которых в психологии описываются психические процессы и явления памяти, внимания и воображения, выстроить логические связи между понятиями;

— сформировать представление о феноменах психических процессов и явлений памяти, внимания и воображения, ознакомить студентов с основными закономерностями и спецификой их проявления

Тематика и основное содержание заданий

самостоятельной работы

самостоятельная работа предполагает следующие виды работ:

Задание 1. Самостоятельное изучение следующих тем:

— Память и научение: коннекционистский подход к исследованию памяти

— Философский анализ памяти А. Бергсона

— Культурно-историческое направление психологии памяти

— Кодирование информации в долговременной памяти

— Мнемотехника: характеристика и виды

— Теории забывания в информационном подходе

— Психоаналитическая трактовка феноменов забывания

— Характеристика возрастных изменений мнемических процессов

— Проблема внимания в гештальтпсихологии

— Обсуждение вопросов психологии внимания с позиций бихевиоризма: критика, переформулировка и примеры экспериментальных исследований

— Развитие методов и приёмов экспериментального изучения и диагностики внимания в прикладных психологических дисциплинах

—. Воспитание и внимание

-Развитие воображения

На основе изученных тем студент составляет опорную схему «Развитие памяти, внимания и воображения в онтогенезе» — графической, аналитической, системной и т. д. (1 страница формата А2).

Лист делится вертикально на три равные части (память, внимание, воображение), в графах горизонтально представлены возрасты индивидуального развития человека. Задача: показать генезис и динамику развития памяти, внимания и воображения человека от возникновения функции в структуре психики до ее распада. Необходимо графически, схематически, иллюстративно описать каждый этап развития, используя символы, рисунки, иллюстрации, фотографии и т. п., словесную метафору, подобрать фрагменты художественных и научных текстов, а также собственную краткую характеристику. Все материалы совокупно должны создавать единую картину.

ЗАДАНИЕ 2. Составление опорных конспектов по теоретическому содержанию 1−11 разделов модуля:

— «Психология памяти»;

— «Психология внимания»;

— «Психология воображения»;

По каждой тем студент представляет конспект в форме опорной схемы на тетрадном развороте с указанием основных теоретических тезисов раздела (не менее 10); 2) глоссария.

Опорные схемы конструируются, используя принципы построения «MIND MAP».

Основные принципы создания «карты»:

1) начинать нужно с центра листа, использовать не менее 3 цветов, рисуя центральный образ-символ темы;

2) затем нарисовать несколько ответвлений, на концах которых написать основные идеи рассматриваемой проблемы;

3) все линии должны быть соединены через центральный образ: чем ближе к нему, тем линии толще;

4) нарисуйте тонкие линии, расходящиеся от основных идей, и напишите данные, свидетельствующие в пользу ваших идей и положений;

5) старайтесь иллюстрировать символами и образами каждый блок текстовой информации;

6) придумайте свой собственный код (шрифт, цвет);

7) для каждой идеи используйте свою линию такой же длины как слово/образ;

8) выделяете ключевые моменты и показывайте связи;

9) завершите карту, сделав ее максимально эстетически выразительной.

ЗАДАНИЕ 3. Конспектирование научных работ. На основе самостоятельного изучения 3 из перечисленных ниже научных работ составить опорные конспекты в форме компиляции наиболее значимых, с точки зрения студента, цитат (извлечений, отрывков) из текста и собственных комментариев студента. В комментариях нужно отразить собственное (оригинальное, подлинное) понимание научного текста; интерпретацию (объяснение) наиболее важных, с точки зрения самого студента, отрывков текста; возникшие в ходе знакомства с научным текстом, новые размышления о прочитанном, о действительности, о себе и т. п. При составлении конспекта важно выделить те моменты, которые стали понятными после прочтения текста, а также те, которые содержат информацию о ранее неизвестных студенту явлениях.

Конспект оформляется в форме таблицы из двух граф (1 графа — «отрывки из текста», 2 графа — «комментарии») или в форме опосредованного диалога с автором, где последовательное чередование цитат из текста с последующим комментарием студента оформляется с использованием разных шрифтов.

Список научных работ (студент выбирает по одной работе из каждого блока):

1 блок

1) Выготский Л.С. Развитие мнемических и мнемотехнических функций. // История развития высших психических функций. // Психология развития человека. — М.: Смысл, 2004, -- С. 454−470.

2) Норман Д. Семантические сети. Схемы: пакеты знаний. Схемы, сценарии и прототипы. Мысленные образы. // Хрестоматии по психологии памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. -М.: ЧеРо, 2002, С. 350 — 370.

3) Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте. // Проблема развития и распада высших психических функций. // Психология развития человека. — М.: Смысл, 2004, -- С. 582−594. (или Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте. // Хрестоматии по психологии памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. -М.: ЧеРо, 2002, С.616−625)

4) Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания. // Хрестоматии по психологии памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. -М.: ЧеРо, 2002, С.420−436

2 блок

5) Ланге Н.Н. Исторический очерк теорий внимания. Биологическое определение и разновидности внимания. Первичный эффект волевого внимания. Колебания внимания. Роль движения в процессе волевого внимания. // Хрестоматии по психологии внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. -М.: ЧеРо, 2005, С. 373 -420;

6) Найссер У. Внимание и проблема емкости. // Хрестоматии по психологии внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. -М.: ЧеРо, 2005, С. 650 — 671;

7) Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. // Хрестоматии по психологии внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. -М.: ЧеРо, 2005, С.467−506;

8) Гальперин П.Я. К проблеме внимания. // Хрестоматии по психологии внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. -М.: ЧеРо, 2005, С. 534−542; 5)

9) Келер В., Адамс П. Восприятие и внимание. // Хрестоматии по психологии внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. -М.: ЧеРо, 2005, С. 436 — 453.

10) Вунд В. Фантазия как основа искусства. Пер. Зандера Л.А. Издание т-ва М.О. Вольфа. 1914

3 блок

11) Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — Спб.: СОЮЗ, 1997, 96с.;

12) Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., Воронеж, 1996 (или Брушлинский А.В. Воображение и познание // Вопросы философии, 1967. -- № 1;

13) Ильенков Э.В. О воображении / Нар.образов. 1968. -- № 3. — С.3−42;

14) Кудрявцев В.Т. Творческая природа психики.// Вопросы психологии. — 1990. — № 3.;

15) Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб.: СОЮЗ, 1997, -- С. 3 — 53

16) Рибо Т. Творческое воображение. Спб., 1901. С. 132−140

17) Сапогова Е.Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника. — Тула: Приок.кн.изд-во, 1993, -- С. 172 -215

При составлении конспекта научной работы необходимо отметить следующие аспекты (вопросы):

ü область и предмет исследований автора;

ü философские и методологические положения, принимаемые автором (предмет и задачи психологии, методы психологического исследования и др.);

ü авторская характеристика научной ситуации (оценка достижений, основные проблемы и пробелы в знаниях, перспективы развития психологии);

ü обзоры исследований, содержащиеся в данной работе;

ü выводы автора;

ü цели работы, поставленные автором;

ü положения автора, разделяемые с другими авторами или заимствованные у других авторов и, положения, с которыми автор не согласен;

ü оригинальные положения автора: их теоретическое и эмпирическое обоснование;.

ü к какой психологической школе принадлежит автора и как он относится к другим к школам психологической мысли;

ü в чем сущность исследовательского подхода автора?

ü какие (и почему) положения, выводы и данные, содержащиеся в работе, являются, на Ваш взгляд, недостаточно обоснованными, спорными, принципиально ошибочными или просто непонятными?

ü что в данной работе Вас особенно заинтересовало и почему?

ü какие параллели Вы находите между идеями данной работы и тем, что Вам уже известно из прочитанных или читаемых в настоящее время курсов психологии?

Рекомендации по подготовке к чтению и конспектированию научных работ

1. Начните с беглого просмотра содержания, названий разделов, рисунков и подписей к ним; при этом подумайте, что вам, на первый взгляд, кажется интересным.

2. Затем распланируйте свое время: когда, т. е. в какие дни, и сколько времени (не менее часа) в данный день вы можете посвятить изучению данной работы. Неоткладывайте чтение на последние дни периода сдачи!

3. Читайте всю работу последовательно, не пропуская вводные материалы примечания. При этом отмечайте места:

(а) в которых вы находите ответы на вопросы;

(б) с материалом, прямо или косвенно связанным с другими учебными предметами и с вашей курсовой работой;

(в) которые у вас вызывают вопросы, недоумения и/или несогласие;

(г) которые у вас вызывают особенный интерес и/или собственные мысли, запишите их.

Выделенные места — «цитаты» — внесите в таблицу, в графу 2.

4. Перечитайте отобранные места и в своих конспектах кратко, своими словами, запишите ответы («комментарий») на вопросы (в графу 3 таблицы)

СПИСОК литературы для самостоятельной работы

Основная

1. Общая психология: учебник для вузов: в 7 т. Т.1. Соколова Е.Е.Введение в психологию .— М.: Академия, 2008 (2005).

2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для вузов — М.[и др.]: Питер, 2006 (2004).— 320с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учеб. пособие для вузов.— М.[и др.]: Питер, 2006 .— 713с.

Дополнительная

Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: В 2 тт: — М.: Смысл, 2006. — 448с

2. Гостев А.А. Психология вторичного образа. — М.: Институт психологии РАН, 2007. — 512с.

3. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. — Спб.: Питер, 2010. — 320с.

4. Когнитивная психология памяти / Под ред. У.Найссера. — М.:Прайм-Еврознак, 2005. — 640с.

5. Общая психология. В 7-ми томах. Том 3. Память. — М: Академия, 2006. — 320с.

6. Общая психология. В 7-ми томах. Том 4. Внимание. — М: Академия, 2006. — 320с.

7. Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. -М.: ЧеРо, 2005. — 858с.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — Спб: Питер, 2009. — 720с.

9. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. — СПб: Питер, 2006. — 592с.

10. Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека. — М.: Изд-во МГУ, 1985. — 80с.

11. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения.- М: Прогресс, 1980. — 528с.

12. Агафонов А.Ю., Волчек Е.Е. Психология мнемических явлений. — М.: Универс-групп, 2005. — 120 с.

13. Адам Д. Восприятие, сознание, память. — М.:Мир, 1983. — 152с.

14. Альтшуллер Г. С. ТРИЗ — значит победа. Алгоритм решения изобретательских задач АРИЗ-85-В // Правила игры без правил. Петрозаводск, 1989.

15. Анастази А. Психологическое тестирование. — СПб: Питер, 2009. — 688с.

16. Беддели А. Ваша память. Руководство по тренировке и развитию. — М: Эксмо-Пресс, 2001. — 320с.

17. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. — М.: Харвест, 2001. — 1408с.

18. Блонский П.П. Память и мышление. — СПб.: Питер, 2001. — 288 с.

19. Брушлинский А.В. Воображение и творчество// Научное творчество. — М.: Наука, 1969. — 231с.

20. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. — М.: МПСИ, 2003. — 408с.

21. Веккер Л.М. Психика и реальность. Едина теория психических процессов. — М.:Смысл, 2000. — 688с.

22. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб.: СОЮЗ, 1997. -- 96с.

23. Выготский Л.С. История развития высших психических функций.// Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2004. — С. 208 — 375, С. 418 -- 470.

24. Выготский Л.С. Проблема развития и распада высших психических функций. Лекции по психологии. // Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2004. — С. 582 — 595, С. 636 --653.

25. Гальперин П.Я., Кабыльниицкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974, -- 102 с.

26. Гиппенрейтер Ю.Б. Деятельность и внимание // А.Н.Леонтьев и современная психология / Под ред. А.В.Запорожца и др. М., 1983.

27. Гоноблин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М.: Педагогика, 1972.

28. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. М., 1988.

29. Делез Ж. Различие и повторение. СПб., 1998.

30. Дементий Л.И., Лейфрид Н.В.Психологический практикум «Внимание». — Омск:ОмГУ, 2003. — 64с.

31. Дементий Л.И., Лейфрид Н.В.Психологический практикум «Память». — Омск: ОмГУ, 2003. — 124с.

32. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Смоленск: Смол.гос.пед.ин-т, 1974. --154с.

33. Дьяченко О.М. Пороцкая Е.Л. Роль слова в развитии воображения дошкольника. — В кн: Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками. /Под ред. Л.А.Вергера. — М: Интор, 1996. С.78−97.

34. Дьяченко О.М., Кириллова И.О. О некоторых особенностях развития воображения // Вопросы психологии. — 1980. — № 2

35. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1986. — 96 с.

36. Иванова Е. О гендерных особенностях памяти // Гендерные исследования. — 1999. — № 3.

37. Исследования памяти/ Под ред. Н.Н.Корж. — М.: Наука, 1989. — 216с.

38. Йейтс Ф. Искусство памяти. — СПб.: Университетская книга, 1997

39. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. //Вопросы психологии. 1993. — 1993. — № 2.

40. Зинченко В.П. Величковский Б.М. Вучетич Г. Г. Функциональная структура зрительной памяти. М.: МГУ, 1980.

41. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. — М.: МОДЭК, 1996. — 544с.

42. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. — СПб., Питер, 2002. — 320 с.

43. Ильенков Э.В. О воображении / Нар.образов. 1968. -- № 3. — С.3−42

44. Клацки Р. Память человека: Структуры и процессы. — М.: Мир, 1979. — 320с.

45. Клементьева М.В. Автобиографическая память. Память детства. — Тула: Издательство ТулГУ, 2008. — 62с.

46. Колеватов В.А. Социальная память и понимание. — М.: Мысль, 1984. — 190 с.

47. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. — М.: Изд-во МГУ, 1989.—182 с.

48. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. — М., 1977.

49. Кудрявцев В.Т. Творческая природа психики.// Вопросы психологии. — 1990. — № 3.

50. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. — СПб.: Питер, 2002. — 224 с.

51. Лебедев В. Миры воображения: Руководство по интерактивной имагогике. — М.: Ин-т Психотерапии, 2002. — 229 с.

52. Лезер Ф. Тренировка памяти. — М.: Мир, 1979.

53. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Academia: 2004. — 352с.

54. Лорейн Г. СуперПамять. — М.: Эксмо-Пресс, 2006. — 383 с.

55. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. — М.: Педагогика, 1974.

56. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. — М.: Эйдос, 1994 — 96с.

57. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1976.- 255с.

58. Никитина Т. Самоучитель по развитию памяти. — М.: AD&T, 2002. — 304 с.

59. Норман Д. Память и научение / Пер. с англ. Н.Ю. Алексеенко; Под ред. П.В. Симонова. — М.: Мир, 1985. — 159 с.

60. Нуркова В.В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности. — М.: Смысл, 2000. — 320с.

61. Пармон Э.А. Роль фантазии в научном познании. Минск: Изд-во Университетское, 1984. — 176 с.

62. Психология высших когнитивных процессов./ Под ред. Т.Н.Ушаковой. — М.: ИП РАН, 2004. — 304с.

63. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. -М.: ЧеРо, 2000. — 816с.

64. Полуянов Ю.А. Перспективы реализации идей Л.С.Выготского в детском художественном творчестве. //Вопросы психологии. — 1997. — № 1.

65. Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей дошкольного возраста / под ред. О.М. Дьяченко, А.и. Булычевой. — М., 1996.

66. Рибо Т. Творческое воображение. Спб., 1901. — 318 с.

67. Рибо Т. Эволюция общих идей. — М.:ЛКИ, 2007. — 224с.

68. Родари Дж. Грамматика фантазии: введение в искусство придумывания историй: пер. с итал. — 2 Изд. — М.: Прогресс, 1990. — 192 с.

69. Роговин М.С. Проблемы теории памяти. — М.: ЛКИ, 2007. — 192с.

70. Розов А.И. Фантазия и творчество. К постановке вопроса // Вопр.философии. 1966. -- № 9. — 112−116

71. Сапогова Е.Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника. — Тула: Приок.кн.изд-во, 1993, -- С. 172 -215

72. Сергеев Б. Тайны памяти. — М.: Северо-Запад, 2006. — 304с.

73. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. Попытка свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы. — М.: Либроком, 2009. — 130с.

74. Смирнов А. Проблемы психологии памяти. — М.: Наука, 1966. — 422с.

75. Смол Г. Библия памяти. — М.: АСТ, 2007. — 320с.

76. Спенсер Г., Циген Т. Ассоциативная психология. М., 1998.

77. Страунинг А., Страунинг М. Игры по развитию творческого воображения по книге Дж. Родари, Ростов-на-Дону, 1992.

78. Стрельцова Л.Е. Литература и фантазия. — М.: Просвещение, 1992.- 256с.

79. Триандис Г., Малпасс Р., Дэвидсон Э. Психология и культура. // История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986.

80. Узнадзе Д.Н. Общая психология. — М.: Смысл, 2004. — 413с.

81. Фарман И.П. Воображение в структуре познания. — М.: Ин-т Философии РАН, 1994. — 215с.

82. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. — СПб.:Питер, 1999.

83. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

84. Фрейд З. Воспоминания Леонардо да Винчи о раннем детстве. — СПб.: Азбука-классика, 2006. — 224 с.

85. Фресс П. Пиаже Ж. Экспериментальная психология.: М. Прогресс, 1973. Вып. 4.

86. Херманн Д. Язык памяти. — М.: Эксмо-Пресс, 2002. — 256 с.

87. Хорн Г. Память, импринтинг и мозг — М.: Мир, 1988.

88. Хофман И. Активная память: Экспериментальные исследования и теории человеческой памяти. — М.: Прогресс, 1986. — 308 с.

89. Цзен Н.В. Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. — М.: Физкультура и спорт, 1988.

90. Шадриков В.Д. Менатльное развитие человека. — М.: Аспект-Пресс, 2007. — 288с.

91. Шильник Л. Между ушами. Феномены мышления, интуиции и памяти. — М.: НЦ ЭНАС, 2008. — 336с.

92. Юнг К.Г. Структура психики и архетипы. — М.: Академический проект, 2007. — 303с.

Основные требования к усвоению материала и

порядок оценивания

Общие требования к освоению материала по модулю «Психология памяти, внимания, воображения» дисциплины «Общая психология» обусловлены целями и задачами преподавания курса.

Студент должен продемонстрировать на экзамене

знаниеправил организации методики психодиагностики развития памяти, внимания, воображения и их последующую математико-статистическую обработку данных и их интерпретаций; природы памяти, основные факты и закономерности психологии памяти, виды памяти, процессы и механизмы памяти, аномалии памяти, принципы организации памяти; природу внимания, его виды и свойства; природу воображения, его связь с действительностью и эмоциями, механизмы, виды и функции воображения и фантазии); правила организации программ и методик развития и тренировки памяти, внимания и воображения, а также программ, направленных на предупреждение отклонений в развитии памяти, внимания, воображения; теоретические и экспериментальные основы исследования памяти, внимания и воображения;

умениеприменять стандартные программы, направленных на предупреждение отклонений в развитии памяти, внимания, воображения; применять психодиагностические методики развития памяти, внимания, воображения ситуации, адекватных контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций; прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования памяти, внимания и воображения в норме и психологических отклонениях; определять специфику функционирования памяти, внимания и воображения человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам; пользоваться и понятиями о психологических феноменах памяти, внимания, воображения, категориях и методах психологии памяти, внимания, воображения; применять полученные знания в анализе психологических теорий, существующих в отечественной и зарубежной науке; выделять собственно психологическое знание от других видов знания о человеке; устанавливать взаимосвязи между отдельными категориями и понятиями психологии;

владениеприемами выбора стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в развитии памяти, внимания, воображения; критериями выбора психодиагностических методик развития памяти, внимания, воображения, адекватных контингенту респондентов с последующей математической обработкой; методами и методиками психологической диагностики уровня развития памяти, внимания, воображения в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека; основными приемами профилактики и коррекции развития памяти, внимания и воображения, а также критериями выбора психокоррекционных методик развития памяти, внимания, воображения; навыками приобретения новых научных знаний, использования форм самообразования в области психологии внимания, памяти и воображения.

Студент допускается к экзамену при условии полного выполнения учебного плана.

Общее количество баллов за текущую аттестацию — 60, из которых, за каждое выполненное задание:

за каждую опорную схему студент получает по 3 балла,

за конспекты научных работ — 6 баллов.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector