ТЕМА: Предмет, задачи и методы психологии.

1. Предмет психологии, ее задачи.

2. Психология в структуре современных наук.

3. Основные отрасли психологии.

4. Основные методы психологических исследований.

 

— 1 -Предмет психологии, ее задачи.

Исследование внутреннего мира человека, общих закономерностей его взаимодействия с внешним миром осуществляет специальная наука – психология (от греч. psiche – душа и logos – наука).

Греческая буква y(пси) – символ психологии.

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. По-видимому, люди начали задумываться над существованием некоего духовного начала, направляющего их поведение, в очень далекие доисторические времена. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку, например некую «Тень», обитающую в теле и покидающую его после смерти, или Богов, которых считали ответственными за все действия людей. Позднее греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с теломи контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. Аристотель в трактате «О душе» заложил основы психологии как самостоятельной области знаний. Так первоначально психология выступала как наука о душе.

Важно отметить, что понятие «душа» у всех «племен и народов» ассоциируется с внутренним миром человека — его сновидениями, переживаниями, воспоминаниями, мыслями, чувствами, желаниями. Внутренний мир человека весьма отличен от внешнего, о чем свидетельствуют те же сновидения.

 

Происхождение слова «психология»

Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии.

Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевсаверховное божество грековпревратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки.

2 стр., 791 слов

Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки

Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки. План: 1. Изменение представлений о предмете психологии в первой половине XIX в. 1 2. Первые программы возникновения психологии как самостоятельной науки. 2 2.1. Вильгельм Вундт (1832-1920). 2 2.2. Иван Михайлович Сеченов (1829-1905). 2 2.3. Франк Брентано (1838-1917). 2 Изменение представлений о предмете психологии в первой половинеXIXв. ...

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея – смертная, обретшая бессмертие, – стала символом души,ищущей свой идеал.

Психея, или Психе, — в греческой мифологии олицетворение души, дыхания. Психе отождествлялась с живым существом. Дыхание ассоциировалось с ветром, дуновением, полетом, вихрем, поэтому душа обычно изображалась порхающей бабочкой или летящей птицей. По Аристотелю, Психе и есть «душа» и «бабочка». На основе различных мифов о Психее римский писатель Апулей (ок. 125 — ок. 180 н.э.) создал книгу «Метаморфозы», в которой в поэтической форме представил странствия человеческой души в поисках любви.

Мнения историков о том, кто изобрел слово “психология”, расходятся. Одни считают его автором Меланхтона, другие – философа Гоклениуса, который применил слово “психология” в 1590 году.

Слово «психология» стало общеизвестным в 18 веке в научных кругах Европы благодаря деятельности немецкого философа Христиана Вольфа (1679 – 1754 гг).

В книгах “Эмпирическая психология” (1732г.) и “Рациональная психология” (1734 г.) Вольф использовал термин “психология”.

Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисципли­ны, во втором — для описания поведения или психических особенностей отдель­ных лиц и групп людей.

Житейские психологические знания очень приблизительны, расплыв­чаты и во многом отличаются от научных знаний:

1. житейские психологические знания конкретны, привязаны к кон­кретным ситуациям, людям, задачам. Научная же психология стремится к обобще­нию, для чего используются соответствующие понятия.

2. житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это обусловлено способом их получения — случайным опытом и его субъектив­ным анализом на бессознательном уровне. В отличие от этого научное познание основано на эксперименте, а полученные знания вполне рациональны и осознава­емы.

3. существуют различия в способах передачи знаний. В силу конкретности и интуитивности житейские знания передаются из уст в уста, от поколения к поколению, с большим трудом, а часто эта переда­ча просто невозможна. Как пишет Ю. Б. Гиппенрейтер, «вечная проблема «отцов и детей» состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов». В науке знания по психологии накапливаются, сохраняются веками и передаются посредством научной литературы (письменно), а также устно в рамках лекций (при обучении), конференций, семинаров и в других формах.

4 стр., 1723 слов

Психика, психические явления, поведение человека

Психика, психические явления, поведение человека Психика — свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Психика проявляется в трех основных видах психических явлений: психические процессы, психические состояния и психические свойства. Рассмотрим некоторые из психических явлений. ...

4. научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии.

Отношения научной и житейской психологии многозначны: научная психология опирается на житейский психологический опыт, извлекает из него свои исследовательские задачи, и житейским опытом научное знание проверяется.

В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIX вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осо­знаваемые, но и неосознаваемые явления. Таким образом, психология — это наука о психике и психических явлениях.

Рис. Основные различия житейских и научных психологических знаний

 

 

В современном общественном сознании слова «душа» и «психика» фактически являются синонимами: научная психология предпочитает использовать термин «психика», религиозные мыслители и некоторые философы говорят о «душе».

Психика — сложнейший феномен, возможно, самое сложное, что есть в мире. Поэтому дать исчерпывающее определение психики не представляется возможным. Психика – это «субъективный образ объективного мира».

Психика субъективный внутренний мир человека, опосредующий взаимодействие человека с внешним миром. Современными психологическими словарями психика определяется как «форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая регулятивную функцию в их поведении (деятельности)»*, как «высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем»**.

3 стр., 1284 слов

Восстановление сознания и психической деятельности после травмы мозга: междисциплинарный подход»

НИИ нейрохирургии им. акад. Н.Н.Бурденко РАМН Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова Всемирная Федерация Нейрохирургических Обществ   Международная конференция     Восстановление сознания и психической деятельности после травмы мозга: междисциплинарный подход»   ПЕРВОЕ ОПОВЕЩЕНИЕ Июля 2008 г. г. Москва, Россия ГЕНЕРАЛЬНЫЕ СПОНСОРЫ: ООО «ЭКСТЕН МЕДИКАЛ» ОАО « ...

* Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1997. С. 291.

** Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Ростов н/Д: Феникс, 1998. С. 279.С

Предметом психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.

Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.

Классификация психических явлений. (существуют различные точки зрения на структуру психических явлений.)

Общепринято разделять психические явления на три основных класса:

психические процессы,

— психические состоянии,

— психические свойства личности.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведе­ния человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, т. е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым, прежде всего, относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов формируются опреде­ленные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы: познаватель­ные, эмоциональные и волевые.

К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощуще­ние, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внима­ние. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе.

3 стр., 1334 слов

Учёт половых и психических особенностей в процессе становления личности ребёнка в семье

... относятся пластичность высшей нервной и психической деятельности, подражаемость и внушаемость, эмоциональность. Процесс воспитания оптимизируется благодаря развитию у малыша ... семей, столько и вариантов воспитания личности. Кроме того, человек может и не стать личностью, если у него нет ... < context/detail/id/4749373/>, Г.С. Психология здоровья дошкольника / Г. С. Никифорова < context ...

Эмоциональные психические процессы. В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чув­ства, настроения и эмоциональный стресс.

Волевые психические процессы — наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др.

Иногда выделяют как самостоятельную еще одну группу психических процессов — неосознаваемые процессы. В нее входят те процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания.

Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой и выступают в качестве первичных факторов формирования психических состояний человека.

Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Они, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. Психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или тормозить деятельность. К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние. Следует отметить, что психические состояния могут быть чрезвычайно сложными явлениями, имею­щими объективную и субъективную обусловленность, но характерной для них общей особенностью является динамичность. Исключение составляют психические состояния, обусловленные доминирующими характеристиками личности, в том числе и патохарактерологическими особенностями. Подобные состояния могут быть весьма устойчивыми психическими явлениями, характеризующими личность человека.

Следующий класс психических явлений — психические свойства личности — характеризуется большей устойчивостью и большим постоянством. Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенно­сти личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер. Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие (наиболее характерные для человека) психические состояния определяют непо­вторимость человека, его индивидуальность.

3 стр., 1332 слов

1.человек как личность

Вопросы по § 1. Человек как личность Главное качество человека, состоящее в способности усваивать достижения культуры, осознанно включаться в жизнь общества, быть её субъектом – это: биологическое; социальное (общественное); духовное; культурное. К характеристикам человека как биологического существа относится наличие: мышления; членораздельной речи; психики; высокоорганизованного мозга. Не ...

Характеризуя задачу психологии, С. Л. Рубинштейн пишет: «Психологическое познание — это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей».

Основная задача психологии — установить основные закономерности психической деятельности, проследить пути ее развития, вскрыть лежащие в ее основе механизмы.

А также психология изучает:

нейрофизиологические основы психической деятельности;

— сознание человека как высшую форму психики;

— обусловленность психики человека социально-историческими факторами;

— закономерности формирования психических образов мира и воплощения этих образов во внешней, практической деятельности человека;

— структуру психики человека;

— отражательно-регуляционную сущность познавательных, волевых и эмоциональных процессов,

— индивидуально-психологические особенности личности,

— психологию конкретных видов человеческой деятельности.

Современная научная психология все глубже познает закономерности психической деятельности человека – закономерности психического отражения действительности и психической регуляции поведения, выявляет условия и средства оптимизации человеческой деятельности.

 

 

Основные категории и принципы психологии

основные принципы психологии:

принцип детерминизма(принцип, согласно которому все в природе порождается действием материальных причин и законов. ПСИХИКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ОБРАЗОМ ЖИЗНИ И ИЗМЕНЯЕТСЯ С ИЗМЕНЕНИЕМ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ),

— принцип единства психики и деятельности (принцип психологии, утверждающий неразрывное единство сознания и деятельности — СОЗНАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАХОДЯТСЯ В НЕПРЕРЫВНОМ ЕДИНСТВЕ. СОЗНАНИЕ ОБРАЗУЕТ ВНУТРЕННИЙ ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА),

— принцип развития (ПСИХИКА МОЖЕТ БЫТЬ ПРАВИЛЬНО ПОНЯТА, ЕСЛИ ОНА РАССМАТРИВАЕТСЯ В НЕПРЕРЫВНОМ РАЗВИТИИ, КАК ПРОЦЕСС И РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).

Основные категории.

Категории– это предельно широкие понятия, в которых отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов и явлений действительности и познания. Категории являются научными средствами организации знания о психической реальности. Категории отражают психические явления не только глобально, но в специфических характеристиках. Категории отражают существующие теоретические схемы, которые, в свою очередь, обобщают факты.

Совокупность научных категорий образует категориальный строй науки. Категориальный строй – предельно общая, глубинная, исторически развивающаяся познавательная структура, отображающая психическую реальность в её цельности и специфических характеристиках.

Оснлвными в психологии являются категории “образа”, “мотива”, “действия”, “личности”.

Категория образа.

Категория психического образа издревле выступала в качестве основы представлений о душе и сознании. В категории образа представлена реальность, которая существует независимо от мысли о ней и степени познанности человеческим умом.

Знание об окружающем мире, данное в форме ощущений, восприятий, представлений, мыслей, отделенное от самих вещей, явлений и телесных органов, их порождающих, подтолкнуло людей к пониманию независимого существования образов.

Категория мотива.

“Мотив” происходит от латинского слова “мовео”, означающего “двигаю”. Мотив – это то, что двигает поведением человека, ради чего он тратит свою жизненную энергию. Категория “мотива” используется для обозначения всех психологических образований и процессов, побуждающих и направляющих поведение.

Категория действия.

Деятельность, действия и операции – это инструментальные воплощения активности человека.

Деятельность – самая крупная единица анализа активности. Результатом деятельности является динамика переживаний, выражающих отношение субъекта и реализацию его потребности в деятельности..

Деятельность состоит из действий. Действия имеют целенаправленность. Действия, как правило, осознанны, так как их цели ясно осознаются человеком.

Категория личности.

Категория личности является интегративным центром многих понятий и ряда категорий.

Личность обладает целостностью. Условные деления личности на индивидные качества, волю, мотивационную сферу, процессы познания являются научными конструктами, необходимыми для психологического анализа. На практике все люди усматривают друг в друге целостность, которая существует не только как внешнее проявление, но и существует внутренне.

 

2. Психология в структуре современных наук.

Подчеркивая единство науки вообще, великий физик Макс Планк писал, что наука представляет собой внутренне единое целое. Её разделение на отдельные отрасли обусловлено не столько природой вещей, сколько ограниченностью способности человеческого познания. Рассматривая взаимосвязь психологии с другими науками, будем осознавать, что существует единый континуум научного знания и науки.

Современная психология занимает промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Психология находится в родственных отношениях с философией, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах.

При делении наук на группы по признаку предмета изучения выделяют есте­ственные, гуманитарные и технические науки. Первые изучают природу, вторые — общество, культуру и историю, третьи связаны с изучением и созданием средств производства и орудий труда. Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Рис.Классификация А. Кедрова

 

Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания.

Несколько иначе подошел к вопросу об определении места психологии в системе наук выдающийся швейцарский психолог Ж. Пиаже (1896—1980).

Традиционно вопрос о связи психологии с другими науками рассматривается в таком аспекте: что психология может получить от других наук. Такая постановка вопроса была логичной, поскольку психология — одна из самых молодых наук («математика существует уже 25 веков, а психология едва один век!»)*. В своем докладе на XVIII Международном психологическом конгрессе, который состоялся в Москве в 1966 г., Пиаже поставил вопрос иначе: что может дать психология другим наукам?

* Пиаже Ж. Психология, междисциплинарные связи и система наук // XVIII Международный психологический конгресс. М., 1969. С. 128.

 

Ответ Ж. Пиаже знаменателен: «Психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития»*. Пиаже отмечает, что испытывает чувство гордости по поводу того, что психология занимает ключевую позицию в системе наук. «С одной стороны, психология зависит от всех других наук… Но, с другой стороны, ни одна из этих наук невозможна без логико-математической координации, которая выражает структуру реальности, но овладение которой возможно только через воздействие организма на объекты, и только психология позволяет изучить эту деятельность в ее развитии»**. Плодотворное будущее психологии автор видит в развертывании междисциплинарных связей.

* Пиаже Ж. Психология, междисциплинарные связи и система наук. С. 128; см. также: Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. М.: Гардарики, 2001.

** Пиаже Ж. Указ. соч. С. 152.

 

 

3. Отрасли психологии.

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений.

Основное место занимает общая психология, изучающая основные формы психической деятельности и составляющая стержень всей системы психологических дисциплин.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ ИЗУЧАЕТ СУЩНОСТЬ И ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ, РАЗВИВАЕТСЯ НА ОСНОВЕ ДОСТИЖЕНИЙ ВСЕХ ОТРАСЛЕЙ, В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ОБОГАЩАЕТ И НАПРАВЛЯЕТ ИХ ОБЩЕЙ ТЕОРИЕЙ

В состав общей психологии, кроме теоретического эволюционного введения в науку о психической деятельности, входит рассмотрение ряда специальных разделов. К ним относятся:

• анализ познавательных процессов (начиная от ощущений и восприятий, кончая наиболее сложными формами мышления; этот раздел включает в свой состав анализ основных условий протекания психических процессов и анализ законов внимания, памяти, воображения и т. д.);

• анализ процессов аффективной жизни (потребностей человека, сложных форм переживаний);

• анализ психологического строения деятельности человека и регуляции его активности;

• анализ психологии личности и индивидуальных различий.

 

Традиционно ОТРАСЛИ выделяют по принципам:

— ПО ХАРАКТЕРУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – выделяют ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.

ПО ПРИНЦИПУ РАЗВИТИЯ(психология животных, сравнительная психология, психология развития, детская психология и т.п.):

Возрастная психология изучает закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психология старости).

Детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития.

Сравнительная психологияизучает психику животных.

Специальная психология изучает отклонения в развитии психики.

— ПО ПРИНЦИПУ ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА (социальность, отношения человека к обществу — социальная психология, психология личности, психология группы, психология класса, этнопсихология и т.д.).

Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

Психология личности изучает психологические особенности личности.

 

На современном этапе развиваются и такие отрасли как:

Психология рекламы занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту продукт, будь то зубная паста или избирательная программа политического деятеля.

Космическая психология анализирует психологические особенности деятельности космонавта. Психология религии пытается понять и объяснить поведение верующих в целом или представителей различных сект.

Дифференциальная психология – изучает индивидуальные различия в психике людей. Экологическая психологиязанимается изучением наиболее эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах, где протекает деятельность человека. Особое внимание она уделяет проблемам шума, загрязнения среды токсичными веществами и отбросами и их влияния на психику человека, проблемам взаимовлияния природы и человека.

 

Важным является выделение отраслей «по цели деятельности (получение или применение нового знания): фундаментальные и прикладные науки; по предмету исследования: психология развития, творчества, личности и т.д.

На основе связей психологии с другими науками можно выделить психофизиологию, нейропсихологию, психогенетика, психолингвистика, математическую психологию. Развитие сложных отношений психологии с различными сферами практики наблюдается в организационной, психологии спорта, педагогической психологии и т.д.»

В последние годы в нашей стране интенсивно развивается практическая психология. Можно согласиться с мнением В.Н. Дружинина, который указывает, что «практическая психология отчасти остается искусством, отчасти базируется на прикладной психологии как системе знаний и научно обоснованных методов решения практических задач»*. Однако есть основания полагать, что наметилась тенденция к становлению практической психологии как особого вида психологической науки. Специфика практической психологии в том, что она не предметна, а объектна. Она больше ориентирована на целостную характеристику личности, в большей степени использует описания и типологии.

* Современная психология / Пол ред. В.Н. Дружинина. М.: Инфра-М, 1999. С. 8-10.

В настоящее время не существует законченной классификации психологических отраслей. Психология — наука молодая, находящаяся в процессе интенсивного развития, поэтому в ней постоянно возникают новые области, что приводит к появлению новых отраслей.

 

Методы психологии

Наличие достаточно объективных, точных и надежных методов – одно из основных условий развития каждой науки (Лурия).

Метод (от греч. methodos – путь к…) — способ достижения результатов в познании предмета и объекта изучения.

Разработанность психологии зависит от уровня развития методов исследования, т.е. от того, как добываются ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТЫ.

Что такое психологический факт?

это определенные акты поведения человека, в котором проявляются особенности его личности, особенности тех или иных сторон психики;

– это и акты совместной деятельности группы, проявление общего настроения, акты общения между людьми.

Общая цель всех методов исследования заключается в ТОЧНОЙ РЕГИСТРАЦИИ психологических фактов для последующего теоретического анализа.

Эффективность исследования определяется правильной взаимосвязью методологии, методов и методик исследований.

Широкое применение получилаклассификация методов исследования предложеннаяБорисом Герасимовичем Ананьевым

 

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ «Поперечных срезов» ЛОНГИТЮДНЫЙ — длительный — много методик КОМПЛЕКСНЫЙ
Сопоставление различных групп испытуемых ВЫБОРОЧНОЕ КОМПЛЕКСНОЕ Участие представителей разных наук
Положит. Отрицат. Какой-то пси- хич. процесс Психическое развитие в целом
Можно быстро получить статистические достоверные данные о воз. различиях психич. процессов. Данные усредняются без учета индивид. особенностей. Систематическое изучение развития одних и тех же людей на протяжении длительного времени. Возможность установления связей и зависимостей между явлениями разного рода.
Не вскрывается сам процесс развития, его природа и движущие силы. Положит. Отрицат.
Устанавливаются качественные особенности развития психич. процессов и личности, и выявляются их причины. Опасно распространять данные исследования на всех. Может быть преувеличена роль инд. различий.
II. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Наблюдение и самонаблюде- ние Экспери-ментальные методы Психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью и беседа) Анализ процессов и продуктов деятельности Биографические методы
III. МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ
КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ КАЧЕСТВЕННЫЙ
Статистика Дифференциация материала по группам, вариантам. Описание случаев.
IV. ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ СТРУКТУРНЫЙ
Интерпретация собранного материала в характеристиках развития. Устанавливаются «вертикальные» связи между уровнями развития. Устанавливаются «горизонтальные» структурные связи между всеми изучаемыми характеристиками.

 

Метод наблюдения

Наблюдение – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения.

Наблюдение является одним из самых старых и на первый взгляд наиболее простых, один из методов сбора данных путем прямо­го зрительного и слухового контакта с объектом изучения. Корректное исполь­зование научного наблюдения требует профессиональной подготовки, в ходе которой приобретаются специальные знания и качества, необходимые для объективной психологической интерпретации данных.

Специфическая особенность этого метода состоит в том, что при его использовании исследователь не воздействует на предмет изучения, не вызывает интересующие его явления, а ждет их естественного проявления.

Метод наблюдения характеризуется универсальностью (применимостью к изучению широкого круга явлений), гибкостью, минимальными требованиями к аппаратному обеспечению. Существенной особенностью его в отличие от житейских наблюдений является наличие цели или, направленность на решение определенных задач, планомерность, а также систематичность — регулярность его проведения в течение всего периода исследования.

Основные характеристики метода наблюдения — целена­правленность, планомерность.

Основные требования к методу наблюдения:

1. проводится в естественных условиях;

2. Наблюдение должно иметь конкретную цель. Чем уже и точнее цели наблюдения, тем легче регистрировать результаты и делать достоверные заключения.

3.Количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены. Чем точнее и детальнее сформулированы вопросы об исследуемых признаках и чем вернее определены критерии их оценок, тем большую научную ценность имеют получаемые сведения.

4. Сведения, получаемые путем различных наблюдений, должны быть сравниваемыми: с применением одинаковых критериев; с сопоставлением данных, полученных через равные промежутки времени; в одних и тех же оценках и т.д.

5. Наблюдатель должен заранее знать, какие ошибки могут иметь место при наблюдении и предупреждать их

Любое наблюдение реализуется с по­мощью специальной методики, которая содержит описание всей процедуры наблюдения — определенная программа (схема), в которой подробно указываются установленные наукой показатели того или иного свойства; единицы наблюдения (поведения), на которые расчленяется непрерывный поток наблюдения. В программе также определяется язык и форма описания. Наличие подобной схемы обостряет наблюдательность, дает план и систему наблюдения.

Главные ее моменты следующие:

а) выбор объекта наблюдения и ситуации, в которой он будет наблюдаться;

б) программа наблюдений: перечень тех сторон, свойств объекта, которые будут фиксироваться.

в) способ фиксации получаемой информации.

Результаты подробно фиксируются (записями, фото, звукозаписями и т.п.), заносятся в специальные протоколы или дневник наблюдения, где отмечается фамилия наблюдаемого (наблюдаемых), дата, время и цель; наблюдаемые факты; примечания и выводы.

 

Разновидности обсервационного метода определяются целями, объектом, ситуацией исследования. Обычно различают следующие виды наблюдения:

1. Объективное /– самонаблюдение.

2. Полевое /лабораторное.

3. Индивидуальное / коллективное.

4. Случайное / преднамеренное.

5. Систематическое / несистематическое.

6. Сплошное / выборочное.

7. Констатирующее / оценивающее.

8. Стандартизированное / нестандартизированное.

9. Включенное / не включенное.

10. Прямое / косвенное.

 

Эксперимент

Уже более 100 лет в психологии действуютэкспериментальные методы. Главное отличие психологического эксперимента от других психологических методов заключается в том, что он дает возможность внутреннему психическому явлению адекватно и однозначно проявиться во внешнем поведении, доступном объективному наблюдению. Эксперимент предполагаетактивное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется искомый психологический факт.

Сущность данного метода основано на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.

От наблюдения эксперимент отличается 4 особенностями:

1) в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление, а наблюдатель не может активно вмешиваться в наблюдаемые ситуации;

2) экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса;

3) в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий (переменных), чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс;

4) эксперимент позволяет варьировать также и количественное соотношение условий, допускает математическую обработку полученных в исследовании данных.

Главным достоинством эксперимента является то, что он позволяет надежнее других психологических методов делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого феномена с други­ми феноменами, научно объяснить происхождение явления и его развитие. Адекватность и однозначность объективизации экспериментально вызываемых психических явлений достигаются за счет целенаправленного жесткого контроля условий их возникновения и протекания. С. Л. Рубинштейн писал на этот счет: «Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступными для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психического процесса. Для этого нужно, варьируя условия протекания внешней деятельности, найти ситуацию, при которой внешнее протекание акта адекватно отражало бы его внутреннее психическое содержание. Задача экспериментального варьирования условий при психологическом эксперименте заключается прежде всего в том, чтобы вскрыть правильность одной единственной психологической интерпретации действия или поступка, исключив возможность всех остальных».

Осуществление главной цели экспериментального метода – предельно возможной однозначности в понимании связей между явлениями внутренней психической жизни и их внешними проявлениями – достигается благодаря следующим основным особенностям эксперимента:

1) инициатива экспериментатора в появлении интересующих его психологических фактов;

2) возможность варьирования условий возникновения и развития этих явлений;

3) строгий контроль и фиксация условий и процесса их протекания;

4) изоляция одних и акцентирование других факторов, обусловливающих изучаемые феномены, дает возможность выявления закономерностей их существования;

5) возможность повторения условий эксперимента позволяет многократную проверку получаемых научных данных и их накопление, что значительно повышает их надежность;

6) варьирование условий предполагает не только присутствие или отсутствие каких-то элементов экспериментальной ситуации, но и их количественные изменения, что позволяет выявленные закономерности представлять в строгих количественных выражениях.

эксперимент метод, при котором исследователь сам вызывает интересующие его явления и изменяет условия их протекания с целью установления причин возникновения этих явлений и закономерностей их развития. Кроме того, получаемые научные факты могут неоднократно воспроизводиться благодаря управляемости и строгому контролю условий, что дает возможность их проверки, а также накопления количественных данных, на основе которых можно судить о типичности или случайности изучаемых явлений.

Достоинства экспериментального метода несомненны. Он позволяет психологу:

1) не выжидать, когда исследуемая особенность проявится в деятельности испытуемого, а самому создать условия ее максимального проявления;

2) повторить опыт необходимое число раз (для этого существуют разные формы одного и того же теста, например несколько форм 16-PF Кэтгелла, формы А-В-С Айзенка и т.д.);

3) выявленная особенность может быть замерена у разных детей в тех же условиях и у одного ребенка в разных условиях, что повышает надежность полученных данных;

4) эксперимент удобнее в плане стандартизации полученных материалов, их количественного обсчета.

Вместе с тем и у эксперимента есть и ряд недостатков:

1) любой эксперимент всегда ограничен определенным набором действий, задач, ответов и поэтому никогда не дает повода для широких обобщений в плане целостного представления о развивающемся человеке;

2) эксперимент – это всегда только срез с деятельности, личности в данный конкретный момент, поэтому он требует обязательного повторения.

Виды эксперимента

лабораторный (искусственный) эксперимент проводится в специально оборудованных помещениях. Благодаря искусственности условий и регламентации поведения испытуемого (через инструкцию) лабораторный эксперимент отличается особо высокой степенью достоверности, надежности и точности результатов.

Главным недостатком является низкий уровень так называемой «экологической валидности», т.е. возможное несоответствие естественным жизненным ситуациям. Обусловлена эта «отдаленность от жизни» следующими основными факторами. Во-первых, выпадением из экспериментальной ситуации существенных для изучаемого явления условий.

Естественный эксперимент. Одним из первых метод естественного эксперимента стал исполь­зовать русский ученый А. Ф. Лазурский. Организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспе­риментатор не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их такими, какие они есть. Предъявление независимой переменной как бы «вплетено» естественным образом в обычный ход его деятельности. В зависимости от вида выполняемой деятельности и соответствующей ситуации различают и виды естественного эксперимента: в условиях общения, трудовой, игровой, учебной, военной деятельности, в условиях быта и досуга.

Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению людей. Однако следует иметь в виду, что результаты естественного эксперимента не все­гда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строгого контроля за влиянием разнообразных факторов на изучаемое свойство. С этой точки зрения лабораторный эксперимент выигрывает в точности, но при этом уступает в степе­ни соответствия жизненной ситуации.

Констатирующий эксперимент -позволяет регистрировать тот или иной феномен или уровень его развития у детей.

Формирующий эксперимент – это метод активного воздействия на испытуемого, способствующий его психическому развитию и личностному росту.Главные сферы применения этого метода – педагогика, возрастная и педагогическая психологии. Активное воздействие экспериментатора заключается главным образом в создании специальных условий и ситуаций, которые, во-первых, инициируют появление определенных психических функций и, во-вторых, позволяют целенаправленно их изменять и формировать. Первое характерно и для лабораторного, и для естественного эксперимента. Второе – специфика рассматриваемой формы эксперимента. Формирование психики и личностных свойств – процесс длительный. Поэтому формирующий эксперимент обычно осуществляется продолжительное время. И в этом отношении может быть отнесен к лонгитюдному исследованию.

Чрезвычайно важны квалификация и добрые намерения экспериментатора. Исследования подобного рода не должны вредить физическому, психическому и нравственному здоровью людей.

Преимущественное применение формирующего эксперимента в педагогике привело к пониманию этого метода как одной из форм психолого-педагогического эксперимента.

 

Тест– система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности. Тестирование – краткое, стандартизованное, обычно ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления в сравниваемых величинах индивидуальных различий.

Заметный вклад в диагностическое тестирование внесли работы Д. М. Кэттелла (он-то и ввел в 1890 г. термин «умственный тест»), Э. Крепелина (первые тесты памяти, утомляемости и отвлекаемости) и его ученика А. Эрна, создавшего тесты восприятия, памяти, ассоциаций и моторных функций для изучения взаимосвязи психических функций в анализе личности, интеллекта. Первые школьные тесты были разработаны Г. Эббингаузом. А. Бине и его сотрудниики разработали нтеллектуальные тесты.

Принято различать: тесты достижения, тесты интеллекта, тесты креативности, тесты критериально-ориентированные, личностные и проективные тесты Тест, созданный для измерения одного свойства, называется гомогенным. Совокупность гомогенных тестов, связанных общей концепцией или теорией измерения разных свойств личности, образует гетерогенный тест.

Тест достижений – одна из методик психологической диагностики, позволяющая выявлять степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками.

Тест интеллекта – методики предназначенные для выявления умственного потенциала индивида. В большинстве случаев в тесте интеллекта испытуемого на специальном бланке предлагается установить указанные инструкцией логические отношения классификации, аналогии, обобщения и др. между терминами и понятиями, из которых составлены его задачи. Иногда задачи строятся из рисунков, геометрических фигур и т.д.

Тесты креативности – совокупность методик для изучения и оценки творческих способностей личности. Способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации были выделены среди интеллектуальных способностей в особый тип и названы креативными.

Тесты критериально-ориентированные – методики позволяющие выявить, насколько испытуемый владеет знаниями и навыками умственных действий, которые необходимы и достаточны для выполнения определенных классов учебных или профессиональных заданий. Критерием служит наличие или отсутствие этих знаний. По своей сущности эти тесты представляют собой инструмент обратной связи в организации процесса обучения; другими словами, позволяют обнаружить при анализе результатов конкретные недочеты умственного развития как отдельных индивидов, так и целых групп, и наметить меры их ликвидации.

Личностные тесты – методы с помощью которых измеряются различные стороны личности индивида: установки, ценностные ориентации, отношения, эмоциональные, мотивационные и межличностные свойства, типичные формы поведения. Известно несколько сот разновидностей личностных тестов. Они обычно имеют одну из трех форм: 1) шкалы и опросники; 2) ситуационные тесты или тесты действия, использующие перцептивные, когнитивные или оценочные задачи, оценку себя, своих личностных конструктов; 3) проективные методы. Имеются тесты из смешанных форм.

Проективные тесты– это группа методик, предназначенных для диагностики личности, в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию (интерпретировать какой-либо сюжет, завершить незаконченные предложения или высказывания одного из действующих лиц сюжетной картинки и т.д.) Предполагается, что характер ответов определяется особенностями его личности, “проецируемой” на стимульный материал. В качестве последнего выступают, сюжетные картинки (тест тематической апперцепции и др.), незаконченные предложения или высказывания действующих лиц на сюжетной картинке (тест Розенцвейга), неопределенные фигуры (тест чернильных пятен Роршаха) и т.д.

 

Однако тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уров­ню профессиональной подготовки и опыту практической работы психолога, а также требуют наличия достаточно высокого уровня интеллектуального развития у испытуемого.

 

Опрос представляет собой метод, основанный на получении необходимой ин­формации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Есть несколько вари­антов проведения опроса. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Выделяют три основных вида опроса: устный, письменный и свободный.

Устный опрос, как правило, применяется в тех случаях, когда необходимо ве­сти наблюдение за реакциями и поведением испытуемого. Этот вид опроса позво­ляет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, поскольку во­просы, задаваемые исследователем, могут корректироваться в процессе исследо­вания в зависимости от особенностей поведения и реакций испытуемого. Однако данный вариант опроса требует больше времени для проведения, а также наличия специальной подготовки у исследователя, поскольку степень объективности от­ветов очень часто зависит от поведения и личностных особенностей самого исследователя.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей за сравнительно небольшое время.

Существует несколько его разновидностей, но обычно он состоит из перечня утверждений (участники отвечают, согласны они или нет) или вопросов, на которые дается ответ.

Вопросы могут быть либо открытыми, либо закрытыми. Открытый вопроспредполагает развернутый ответ, включающий некоторую описательную информацию. На закрытый вопросможно ответить «да» или «нет» или выбрать один из представленных вариантов ответа.

· Открытый: Как, по Вашему мнению, необходимо воспитателю общее образование?

· Закрытый: Считаете ли Вы, что родители должны научить ребенка читать?

Свободный опрос — разновидность письменного или устного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов заранее не определяется. При опросе данного типа можно достаточно гибко менять тактику и содержание исследования, что по­зволяет получить разнообразную информацию об испытуемом. В то же время стандартный опрос требует меньше времени и, что самое главное, полученная ин­формация о конкретном испытуемом может быть сопоставлена с информацией о другом человеке, так как в данном случае перечень вопросов не меняется.

Беседа

От опроса метод беседы отличается большей свободой проведения процедуры. Как правило, беседа проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого. Беседа используется в разных вариантах. В одних случаях исследователь создает условия для ее естественного возникновения. В этом случае собеседник не подозревает, что он является предметом изучения. В других случаях человек соглашается на беседу, зная, что он является испытуемым.

Интервью — метод получения значимой для обследования психолого-педагогической и социальной информации с помощью устного опроса. Обычно проводится в форме беседы, но в отличие от нее содержит более регламентированный список вопросов. Может использоваться для получения сведений не только о самом интервьюируемом, который знает об этом, но и о других людях, событиях и т.д

Виды интервью:

— стандартизированное интервью (включает заранее определенные вопросы, одинаковые для всех);

— нестандартизированное интервью (более гибкое, включающее варьирующиеся вопросы);

— полустандартизированное интервью (объединяет особенности 1 и 2-го видов).

 

Преимущество метода интервью заключается в его многосторонности и возможности получить весьма подробную информацию. Хотя обычно опрашивающий задает стандартный набор вопросов, опытный интервьюер способен извлечь довольно много информации, задавая дополнительные вопросы и делая уточнения. Присутствие интервьюера снимает проблему неясных вопросов, так как он всегда может объяснить непонятное. (Иногда возникают проблемы с отбором участников, поскольку возможность проинтервьюировать значительные части популяции зачастую отсутствует, так как люди отказываются принимать участие в исследовании, их невозможно найти или они живут в таких районах, которых исследователи стараются избегать).

Часто также проводятся групповые интервью, например интервью фокус-групп.

Интервью как специфическая форма беседы может исполь­зоваться для получения сведений не только о самом интервью­ируемом, который знает об этом, но и о других людях, событи­ях и т.д.

В ходе беседы, интервью может быть дана экспертная оцен­ка.

Анкетирование эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования вопросы.

Эффективность данного метода во многом зависит от качества анкеты, разработать которую достаточно непросто.

Главная трудность его применения — разработка корректного перечня вопросов, включаемых в анкету.

Подготовка анкеты — ответственное, требующее профессионализма дело. При составлении анкеты учитываются:

1) содержание вопросов,

2) их форма — открытые и закрытые, на последние следует ответ «да» или «нет»,

3) их формулировка (ясность, без подсказки ответа и т.д.),

4) количе­ство и порядок следования вопросов.

Прежде всего необходимо продумать целесообразность и корректность анкетного изучения. Подбирая вопросы, следует расположить их в порядке возрастания трудности: от простых и нейтральных в первой трети анкеты, к наиболее трудным, главным, интимным и значимым, требующим анализа и размышления во второй трети. В конце рекомендуется вновь вернуться к вопросам несложным.

Вопросы должны быть четкими, ясными, лаконичными, доступными пониманию учащихся. Среди них могут быть как прямые, так и косвенные, как личные, так и безличные вопросы. Необходимо включать взаимоконтролирующие вопросы. Недопустимы внушающие, подсказывающие, требующие стереотипных ответов.

Анкеты могут быть “открытыми” и “закрытыми” (селективными).

В первые из них рекомендуется включать не более 5-7 вопросов, во вторые — 15-20. Вся процедура анкетирования не должна превышать 30 мин.

Анкетирование может быть устным, письменным, индивиду­альным, групповым, но в любом случае оно должно отвечать двум требованиям — репрезентативности и однородности выборки.

Неоспоримым достоинством анкеты является массовость обследования, удобная форма фиксации ответов, его оперативность, относительно несложная обработка информации, включающая применение математического аппарата (ма­териал анкетирования подвергается количественной и качествен­ной обработке).

При всех своих достоинствах этот метод имеет и ряд недостатков. Его нельзя назвать достаточно гибким и объективным, полно охватывающим интересующее исследователя явление. При обработке результатов “открытых” анкет могут возникать трудности в классификации ответов. Ее недостатком является и то, что нельзя предвидеть реакцию испытуе­мых на ее вопросы и изменить в ходе исследования ее содержание.

Обычно этот метод используется в качестве вспомога­тельного метода исследования.

Анализ продуктов деятельности (творчества) — исследовательский метод, представляющий собойизучение материализованных результатов психической деятельности учащихся (всех форм воспроизведения знаний, сочинений, рисунков, всевозможных поделок). Это метод опосредствованного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и иде­альных (тексты, музыка, живопись и т.д.) продуктов его дея­тельности. Этот метод широко и часто интуитивно использу­ется в педагогической практике в форме анализа ученических изложений, сочинений, конспектов, комментариев, выступлений, рисунков и т.д. Однако в ходе научного исследования метод ана­лиза продуктов деятельности (творчества) предполагает опреде­ленную цель, гипотезу и способы анализа каждого специфиче­ского продукта (например, текста, рисунка, музыкального про­изведения).

Именно анализ материализованных результатов психической деятельности (всех форм воспроизведения знаний, сочинений, рисунков, всевозможных поделок) позволяет судить не только об уровне соответствующих знаний, умений и навыков, но и диагностировать учебные способности и другие особенности личности. В этом случае необходимо соотнести продукты деятельности с теми условиями, в которых они создавались: степенью самостоятельности, количеством допущенных ошибок, затратами времени и т.п. В этих целях большую диагностическую информацию могут дать черновики.

Метод строится на основе учета количественных и качественных показателей. В продуктах деятельности отражается отношение к самой деятельности, уровень развития познавательных процессов, степень сформированности знаний, умений и навыков, творческие способности. В диагностических целях необходимо установить, что в изучаемом продукте обусловлено знаниями, умениями и навыкам, а что общими свойствами личности, в том числе способностями.

Так рисунок на свободную тему, например, позволяет судить о направленности личности, познавательных интересах. Более того, как установлено психологами, качество рисунка отражает умственные способности: уровень развития наблюдательности, воображения, устойчивости оперативной памяти, планирования, самоконтроля. Хотя плохой рисунок еще не свидетельствует о низком уровне умственного развития. Причиной здесь может быть и плохая постановка уроков рисования и другие факторы.

Вполне доступна методика эпистолярного сочинения, которое представляет собой письмо другу, реальному или воображаемому, от себя или от воображаемого автора. В результате можно за короткое время узнать обширную информацию о личности: ценностных ориентациях, намерениях, интересах, литературных способностях и многое другое.

 

 

Следует иметь в виду, что наиболее эффективное изучение психических явлений осуществляется при комплексном применении различных методов.