Тема Измерение в психологии

Тема Измерение в психологии. Типы шкал.

История применения математики в описании и установлении закономерностей психологических явлений связана со становлением психологии как научной дисциплины. Было сделано достаточно много попыток объяснить психологические закономерности с помощью математического аппарата. Трудность применения была связана с возможностями измерения психологических явлений. Большое значение для развития измерения в психологии принадлежит классической психофизики, основы которой были заложены Г. Т.Фехнером. В дальнейшем в рамках данного направления С.С.Стивенсом были предложены типы шкал измерения, получившие распространение не только в психологии, но и в других дисциплинах.

При изучении данной темы необходимо измерение рассматривать как процедуру, при помощи которой присваиваются числа вещам таким образом, что некоторые отношения между числами соответствуют некоторым отношениям и операциям над вещами, которым они присвоены. Суть измерения заключается в приписывании объектам числовых значений так, чтобы отношения, имеющиеся в эмпирической системе, адекватно отображались на числовом множестве. Таким образом, в процедуре измерения выделяются три составляющие:

  • объект измерения. Свойство, явление, которое мы хотим перевести в числовые показатели.
  • используемые средства (шкалы).

    Правила, с помощью которых происходит приписывание числовых форм. Правила по С.С.Стивенсу связаны с возможными преобразованиями объекта, отношениями.

  • результат измерения. Зависит от используемой шкалы, а также от того, какую числовую совокупность мы выбираем. Для измерения знаний по предмету можно использовать пятибалльную шкалу, а можно и стобалльную.

Сложность проведения измерения психологических объектов заключается не столько в разработке способов, сколько в описании и концептуализации, операционализации объекта измерения. При решении задач по данной теме необходимо привлекать знания, полученные по другим дисциплинам, для описания объектов измерения, выделять различные его состояния, а также определять возможные преобразования, которые с ним можно делать (например, отнести к одному классу, упорядочить).

7 стр., 3223 слов

По психологии Психологические факторы отчуждения в подростковом возрасте

... городская педагогическая гимназия-лаборатория» Реферат по психологии Психологические факторы отчуждения в подростковом возрасте Выполнила: ... при помощи подросткам, столкнувшихся с данной проблемной. Гипотеза: Существует связь между ... измерения. Отчуждение подростка в отношениях со своими сверстниками является особо острой проблемой: следствием отчуждения является нарушение социальных и психологических ...

Это позволит выделить операции, определить тип шкалы, с помощью которой можно приписать числовые характеристики измеряемому объекту. Тип шкалы зависит от характера основных эмпирических операций, производимых с данным объектом.

Пример

Определить, в какой шкале представлено измерение — телефонный номер.

Телефонный номер представляет собой результат измерения. Теперь необходимо выделить тот объект, который измерялся, и описать допустимые преобразования множества эмпирических объектов.

Объектом измерения является абонент. Таким образом, телефонный номер является некой количественной характеристикой абонента.

Рассмотрим возможные преобразования, которые можно сделать между элементами множества абонентов. Упорядочить абонентов мы не можем, для этого необходимо вводить критерий, который должен был бы найти отражение в числовых характеристиках номера. Таким образом, мы можем только осуществить операцию равенства, отнесенности к одному классу. Если несколько человек пользуются одним телефоном, то они равны, их можно отнести к одному классу. Если они пользуются разными телефонами, то они не принадлежат одному классу. Таким образом, мы можем с данными объектами произвести эмпирическую операцию — «определение равенства», что соответствует шкале наименований (С.С.Стивенс).

На основании данного анализа мы делаем вывод, что телефонный номер — результат измерения с помощью номинативной шкалы. Он выступает как имя, позволяющий идентифицировать класс.

Один и тот же объект измерения можно операционализировать различными способами. То, каким образом мы его описываем, задаем, определяет и те операции, которые с ним можно делать. В связи с этим одно и то же явление можно измерить с помощью различных шкал. При проведении исследования стремятся к тому, чтобы применить шкалу большей мощности, которая позволяет производить больше операций, преобразований, что позволяет выделять более сложные количественные закономерности.

17 стр., 8213 слов

Элементы здорового образа жизни 2

... какое последующее, этого никоим образом нельзя определить с помощью каких-либо признаков, постижимых ... , всепроникающая величина, инвариантная в силу преобразований Галилея. В такой трактовке несколько утрачивается ... время, мы при проведении высокоточных измерений обнаружим между невзаимодействующими процессами связь, ... служат органайзеры, записные книжки, записи номеров телефона ручкой на руке и т ...

Пример

Такое свойство как «успешность обучения» можно по-разному представить и соответственно измерить с помощью различных шкал. Если мы под успешностью обучения понимаем освоение требуемого уровня знаний, то в этом случае эмпирическое множество данного объекта будет включать элементы «освоил», «не освоил». Преобразования, которые возможно сделать с этими элементами, установить классы. Поэтому шкала, с помощью которой будем приписывать числовые значения, номинативная.

«Успешность обучения» можно представить и через оценочные показатели. У кого более высокие оценки по предмету, тот более успешен. При таком понимании задается другое эмпирическое множество, описанное элементами, которые можно упорядочить: менее успешно, успешно, более успешно. С этим элементами можно делать уже больше преобразований: не только разделять на классы, но и упорядочивать. В таком случае мы сможем уже приписывать числовые формы с помощью порядковой (ординальной) шкалы.

В случае конструирования нами единицы, позволяющей задать шаг описания изменений уровня успешности, уже применяется шкала равных интервалов.

Однако не все свойства чисел и не все свойства объектов могут быть приведены во взаимнооднозначное соответствие.

В результате измерения с полученными числовыми характеристиками мы можем делать только те преобразования, которые допустимы с объектом.

11 стр., 5344 слов

Методические указания по курсу «Общая психология» для студентов очной формы обучения специальностей технических направлений

... Мир, 1992. 41. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. ... ощущений. Понятие чувствительности, ее измерение Восприятие как психический процесс Раскройте ... ПО КУРСУ “Общая психология” для студентов очной формы обучения специальностей технических направлений. ... успешно овладе­вать той или иной деятельностью, называют .... ЛИТЕРАТУРА 1. Березин С.В. Турусова. Общая психология ...

Пример

Если используются такие числовые формы как 1, 2, 3, 4, которые обозначают, тип темперамента (флегматик, сангвиник, холерик, меланхолик), то над этими числами мы не можем совершать операции сравнения, сложения, деления, т.к. они не допустимы для измеряемого объекта. Сравнить классы (тип темперамента), если не дан критерий, невозможно, поэтому и с числами мы не можем производить сравнения. Поэтому единственно возможной операцией в данном случае является установление равенства.

Значение числовых оценок важно, прежде всего, тем, что они позволяют применять математические методы к данным эмпирических исследований, а затем формулировать количественные законы.

Вопросы для размышления:

  1. С чем связаны трудности применения метрических шкал в психологии?
  2. Проблема измерения психологических явлений является довольно сложной. Какие бы вы выделили возможности и трудности применения измерения в психологии?

Список литературы:

  1. Зарочинцев К.Д., Худяков А.И. Экспериментальная психология. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — С.100−169.
  2. Берка К. Измерения: понятия, теории, проблемы. — М.: Прогресс, 1987. — 320 с.
  3. Гусев А.Н., Михалевская М.Б., Измайлов Ч.А. Измерение в психологии. — М: УМК «Психология», 2005, — 320 с. (1997)
  4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — СПб.: Питер, 2007. — 370 с.
  5. Стивенс С.С. Математика, измерение и психофизика // Экспериментальная психология / Под ред. С.С. Стивенса. — М.: Мир, 1960. — Т.1. — С. 19 — 89.
  6. Тюменева Ю.А. Психологическое измерение. — М.: Аспект-Пресс. 2007.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector