Методологические основы психодиагностической деятельности. Особенности диагностики различных возрастных групп

  1. Методологические основы психодиагностической деятельности. Особенности диагностики различных возрастных групп.

Психодиагностика как психологическая дисциплина служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой. Теоретические основы психодиагностики задаются соответствующими областями психологической науки: общая психология, дифференциальная психология, психология личности, психология развития и возрастная психология, социальная психология, педагогическая психология, психология труда, клиническая психология и психофизиология.

Методические средства психодиагностики основаны на следующих дисциплинах: экспериментальная психология, общий психологический практикум, математические методы в психологии.

Направления теоретической и методической работы в области психодиагностики определяются, главным образом, запросами психологической практики. В соответствии с этими запросами формируются специфические комплексы средств, соотносимые со сферами практической и исследовательской работы (образование, медицина, кадровый отбор и т.д.).

Психодиагностические методики находят свое применение во всех практически ориентированных психологических дисциплинах.

Психодиагностический метод имеет определенную специфику по отношению к традиционным исследовательским методам психологической науки – экспериментальному и неэкспериментальному (описательному).

Основой психодиагностического метода является его измерительно-испытательная направленность.

Требования:

  • стандартизация измерения, в основе которого лежит понятие нормы. Норма теста – это средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально-демографических характеристик;
  • требования к надежности и валидности инструмента измерения;
  • жесткая регламентация процедуры обследования
  • интерпретация.

Психодиагностический метод конкретизируется в трех основных диагностических подходах, которые охватывают практически все множество имеющихся диагностических методик:

7 стр., 3378 слов

Отрасли психологии. Психологические знания в науке и практике. ...

... психологию человек. Определение психологии человека как науки. Задачи и место психологии в системе наук. Отрасли психологии. Психологические знания в науке ... организм. 4. Психология человека и научно-технический прогресс. Методы психологии: организационные (сравнительный, ... психологического климата в коллективе, мотивацию сотрудников на активную деятельность и развитие организации, осуществление работы ...

  • «Объективный» подход – диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности.
  • «Субъективный» подход – диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания особенностей личности, поведения в тех или иных ситуациях.
  • «Проективный» подход – диагностика на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его неопределенности (слабоструктурированности) объектом проекции.

Также выделяют номотетический и идеографический подходы:

  • Номотетический подход – типизация на основе установленных закономерностей. Нацелен на выявление широких обобщений и установление универсальных законов, применимых к множеству частных случаев. Почти все психодиагностические методики соответствуют этому подходу.
  • Идеографический подход – учитывается своеобразие и уникальность личности. Описание и анализ конкретных, индивидуальных, единственных в своем роде случаев, явлений без стремления к обобщениям на другие аналогичные случаи.

Общие задачи и принципы психодигностического обследование детей разных возрастных групп

Недостаточный уровень развития сознания и самосознания дошкольников. Трудности, связанные с использованием в этом возрасте опросных методов. Особенности психодиагностики детей раннего возраста. Психодиагностика детей младшего и среднего школьного возраста. Психодиагностика детей старшего дошкольного возраста. Необходимость адаптации методов психодиагностики к детям разного возраста.

Психодиагностика детей раннего возраста в основном может быть только объективной, т.е. лишь в очень малой степени опираться на самооценку и самоанализ ребенка. Наибольшей ценностью в этом возрасте обладает психодиагностический материал, связанный с экспертной оценкой внешне наблюдаемых действий и реакций ребенка.

Поэтому основным средством сбора информации о детях в этом возрасте является наблюдение, а главным психодиагностическим методом — естественный эксперимент, в котором создается некоторая жизненная ситуация, достаточно хорошо знакомая ребенку. Наилучшие психодиагностические результаты у детей этого возраста можно получить, наблюдая за ними в процессе занятий ведущей для данного возраста деятельностью — предметной игрой.

При проведении психодиагностики детей младшего и среднего дошкольного возраста следует иметь в виду как изменение формы игры, так и возникновение нового вида социальной активности, ведущей за собой психологическое развитие ребенка, — межличностного общения. Дети этого возраста впервые начинают проявлять интерес к сверстникам как личностям и включаться с ними в совместные игры. Соответственно и методики психодиагностики следует разрабатывать так, чтобы они предполагали не только наблюдение за детьми в индивидуальной предметной деятельности, но и в коллективной игре сюжетно-ролевого плана. Ее участниками могут быть не только дети, но и взрослые. Такую игру с ребенком может, например, организовать и в психодиагностических целях провести сам психолог.

4 стр., 1867 слов

Диагностический подход на основе теории ж.Пиаже; теории развития ...

... деятельность, 3) подражание, 4) кон­троль, 5) созревание. Диагностический подход на основе теории ж.Пиаже Теория развития мышления ребенка, предложенная Ж.Пиаже, получила название “операциональной” (от слова ... контрольные структуры (дошкольное детство); 3) димензиональные контрольные структуры (мл. школьный возраст); 4) абстракт­ные или векторные контрольные структуры (юношество). Внутри каждого из ...

Кроме того, в этом возрасте в определенной мере уже можно опираться на данные самосознания детей и на оценки, которые сами они дают другим детям и. взрослым людям. Это особенно касается проявления различных индивидуальных качеств в общении с окружающими людьми.

В старшем дошкольном возрасте к названным видам деятельности добавляются игры с правилами и, кроме того, возникают элементарные рефлексивные (см. рефлексия) способности. Старшие дошкольники не только осознают и руководствуются в своем поведении некоторыми правилами межличностного взаимодействия, особенно в играх, и в определенных пределах могут, занимаясь тем или иным видом деятельности, например учением и игрой, анализировать собственное поведение в нем, давать оценки себе и окружающим людям. Это открывает возможность для использования в данном возрасте тех психодиагностических методик, которые обычно применяются для изучения психологии школьников и взрослых людей. Сказанное прежде всего относится к методам исследования познавательных процессов, но отчасти касается личности и межличностных отношений.

Все эти замечания и ограничения были учтены в подробно описываемом далее стандартизированном комплексе психодиагностических методик, предназначенных для изучения и определения уровня психологического развития детей дошкольного возраста, от трех до пяти-шести лет.