Тема 1.Тесты интеллекта

2011-2012 уч.г.

Семинарские занятия по дисциплине «Основы психодиагностики»

для студентов ФСПиП, ДО, специальности «Психология», 3 курс, 6 семестр.

Цель занятия: уточнить проблемы и направления исследования интеллекта; закрепить знания о тестах интеллекта, формировать умения и навыки по их практическому применению и составлять по данным обследования соответствующее психологическое заключение.

Ключевые понятия: интеллект, тесты интеллекта, субтесты, «сырые» баллы, стандартный IQ-показатель, стандартизация, валидность, надежность, вербальный интеллект, невербальный интеллект, социальный интеллект, способности.

I. Вопросы для подготовки с последующим обсуждением на занятии:

1. Понятие «тесты интеллекта» и их количественный показатель.

2. Вербальные тесты интеллекта:

— «Методика Э.Ф. Замбицявичене» и др.

3. Невербальные тесты интеллекта:

— тест «Нарисуй человека» Ф.Гудинаф-Харриса» («Рисунок человека»);

— «Тест интеллектуального потенциала П.Ржичан» (ТИП) (в адаптации Л.И. Вассерман и др.).

4. Индивидуальные тесты интеллекта:

— «Шкалы измерения интеллекта Д.Векслера» (общая характеристика).

5. Групповые тесты интеллекта:

— «Групповой интеллектуальный тест» (ГИТ) Дж. Ванны.

6. Тесты интеллекта для специфических популяций:

— «Культурно-свободный тест интеллекта» (Р.Кеттелл).

II. Выполнение практических заданий на занятии.

Аутодиагностика с использованием методики «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) С.Хобфолла. Упражнение в обработке и интерпретации данных, в составлении рекомендаций по итогам обследования.Литература:Карпович Т.Н. Психологическая диагностика социального интеллекта личности – Мозырь, 2007.

III. Самостоятельная контролируемая работа.

Оформление и представление рефератов, кроссвордов, контрольных заданий по теме занятия.

Литература основная:

4 стр., 1585 слов

10 Метод тестов в психологии

... ню образования, профессиональным особенностям. Вербальный тип заданий наиболее распространен среди тестов интеллекта, те­стов достижений, при оценке специальных способностей. Невербальные тесты — это такой тип методик, ... обеспечивают овладение разными видами занятий и умений, которые человек реализует во многих видах деятельности. Общие способности отождествляются с интеллектом, и поэтому часто они ...

  1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика — СПб.: Питер, 2005.
  2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагности­ке. — СПб., 1999.
  3. Вассерман Л.И. и др. Потенциал интеллектуального развития: тестовая методика психологической диагностики. – СПб., 2008.
  4. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб., 2007.
  5. Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности / В.А. Сонин (автор-составитель).

    – СПб., 2004.

  6. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М., 1997.
  7. Сыромятников И.В. Психодиагностика. – М., 2005.
  8. Урбина С., Анастази А. Психологическое тестирование. — М., 2004.
  9. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2008.

Литература дополнительная:

  1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб., 2007.
  2. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб., 2004.
  3. Основы психологии. Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Р.на/Д., 2000.
  4. Психологические тесты: Тестирование интеллекта. Психологическое тестирование. Профессиональное тестирование / Сост. Ахмеджанов Э. – М., 1996.
  5. Психологические тесты-1: Профессиональная пригодность. Имидж и интеллект. Оценка потенциала личности / Сост. Коновалов В.Д. – М., 1996.
  6. Романова Е.С. Психодиагностика. – СПб., 2006.
  7. Ушаков Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория / РАН, Ин-т психологии. – М., 2003.
  8. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. – СПб., 2002.

Тема 2.«Шкалы измерения интеллекта д.Векслера»

Цель занятия: уточнить и закрепить знания о специфике диагностической работы со шкалами Д.Векслера по измерению интеллекта, формировать навыки и умения по их практическому применению.

Ключевые понятия: вербальная шкала, невербальная шкала, субтесты, общий интеллектуальный показатель, вербальный интеллектуальный показатель, невербальный интеллектуальный показатель, «сырые» баллы, шкальные оценки, конверсионная таблица, стандартный IQ-показатель.

  1. Вопросы для подготовки с последующим обсуждением на занятии:
  1. Структура «Интеллектуальной шкалы Д.Векслера для детей» (от 5 лет до15 лет 11 мес.).
  2. Общие рекомендации по выставлению оценок по «Интеллектуальной шкале Д.Векслера для детей».
  1. Выполнение практических заданий на занятии.

1. Анализ инструкций и содержаний заданий в каждом из субтестов в «Интеллектуальной шкале Д.Векслера для детей»:

— «Общая осведомленность»;

— «Общая понятливость»;

— «Арифметический»;

— «Нахождение аналогий и сходства»;

— «Словарь»;

— «Воспроизведение цифровых рядов»;

— «Завершение картинок»;

— «Последовательные картинки»;

— «Составление орнаментов из кубиков»;

28 стр., 13556 слов

Изучение эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

... Рассмотреть понятие эмоционального интеллекта и подходы к его изучению в психологии. Изучить особенности формирования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. 2. Провести анализ исследований эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста. 3. ...

— «Составление фигур из разрозненных деталей»;

— «Кодирование»;

— «Лабиринты».

2. Упражнение в обработке диагностических данных по «Интеллектуальной шкале Д.Векслера для детей»:

— перевод «сырых» значений по каждому субтесту в шкальные оценки;

— перевод суммированных шкальных оценок по вербальному и невербальному показателю в стандартную форму;

— суммирование стандартных оценок по вербальному и невербальному показателю и вычисление общего показателя IQ;

— вычисление итогового вербального показателя IQ на основе стандартной оценки;

— вычисление итогового невербального показателя IQ на основе стандартной оценки.

  1. Самостоятельная контролируемая работа.

Оформление и представление рефератов, кроссвордов, контрольных заданий по теме занятия.

Литература основная:

  1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагности­ке. — СПб., 1999 и др.
  2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб., 2007.
  3. Измерение интеллекта детей / Под ред. Ю.З. Гильбуха. – Киев, 1992.
  4. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб., 2007.
  5. Сыромятников И.В. Психодиагностика. – М., 2005.
  6. Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д.Векслера /WISC/ — СПб., 1992.
  7. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2008.

Литература дополнительная:

  1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — М., 2004.
  2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика — СПб.: Питер, 2005.
  3. Истратова О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. – Ростов на/Д., 2008.
  4. Основы психологии. Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Р.на/Д., 2000.
  5. Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. — СПб., 2002.

Тема 3.Изучение интеллекта в русскоязычной психологии.

Цель занятия: закрепить знания об особенностях измерения интеллекта (уровня умственного развития) в русскоязычной психологии, уточнить специфику диагностической работы с тестами по определению уровня умственного развития, формировать навыки и умения по их практическому применению.

Ключевые понятия: умственное развитие, процент выполненных заданий, социально-психологический норматив, тестовый профиль испытуемого, интерпретация данных, коррекционность теста, профориентация, качество обучения, способности.

  1. Вопросы для подготовки с последующим обсуждением на занятии:
  1. Проблемы изучения интеллекта в отечественной психологии.
  2. Тесты интеллекта:

— «Школьный тест умственного развития» (ШТУР) и его модификации;

8 стр., 3958 слов

Ж.С. Сафронова Психодиагностика. Проективные методики (рисуночные тесты)

... дерево и человека. Помните, что этот тест не на художественные способности, поэтому рисуйте, как вы можете и ... представляющих собой рисуночные тесты, особое значение имеют следующие данные. Ориентация в задании. Способность к критической оценке ... свойственен людям художественного склада, с развитой фантазией, творческими способностями, чувством юмора. «Автопортрет в интерьере» – изображение человека ...

— АСТУР (тест умственного раз­вития);

— «Краткий ориентировочный тест» (КОТ) (В. Н. Бузин).

II. Выполнение практических заданий на занятии.

  1. Упражнение в обработке данных по тесту АСТУР:

— вычисление процента выполненных заданий и соотнесение его с уровнем умственного развития;

— графическое построение тестового профиля испытуемого;

— социально-психологический норматив.

2. Интерпретация диагностических данных:

— интерпретация данных тестирования по отдельным субтестам, их совокупности и по тесту в целом;

3. Упражнение в составлении психологического заключения.

III. Самостоятельная контролируемая работа.

Оформление и представление рефератов, кроссвордов, контрольных заданий по теме занятия.

Литература основная:

  1. Журнал «Психологическая диагностика» — 2008, №4.
  2. Истратова О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. – Ростов на/Д., 2008.
  3. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб., 2007.
  4. Психологические тесты для профессионалов / [авт.-сост. Н. Ф. Гребень]. – Минск, 2008.
  5. Сыромятников И.В. Психодиагностика. – М., 2005.

Литература дополнительная:

  1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагности­ке. — СПб., 1999.
  2. Основы психологии. Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко, «Феникс», 2000.
  3. Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. — СПб., 2002.
  4. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. В 2-х кн. – М., 2000.
  5. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2008.

Тема 4.Психологическая диагностика способностей

Цель занятия: закрепить знания об особенностях применения диагностических методик по изучению способностей, формировать навыки и умения по выявлению общих и специальных способностей у людей разных возрастов и составлять по данным обследования соответствующее психологическое заключение.

Ключевые понятия: общие способности, специальные способности, диагностические методики изучения способностей, прогностичность тестов способностей.

I. Вопросы для подготовки с последующим обсуждением на занятии:

1. Возможности психодиагностики в измерении способностей.

2. Методики изучения общих способностей:

— тест «Определение общих способностей» (Г.Айзенк);

— тест «Практическое мышление взрослых» (М.К. Акимова, Т.В. Козлова, Н.А. Ференс).

3. Методы диагностики специальных способностей:

— сенсорные тесты;

— моторные тесты;

— тесты технических способностей;

— изучение успешности обучения по школьным дисциплинам: ТПМ, ЛОГО и др.

4. Методики по исследованию познавательных способностей:

3 стр., 1445 слов

Графические методы в диагностике личности.Проблема исследования ...

... диагностике личности». Цель исследования – теоретически изучить возможности графических методов в диагностике личности. Объект исследования: графические методы психодиагностики. Предмет: возможности применения графических методов в исследовании личности. Задачи: 1. На основе данных литературы ... Гудман // Практикум по арт-терапии. – СПб. : Питер, 2000. 7. Дилео, Дж. Детский рисунок: диагностика и ...

— «Комбинаторные способности» и др.

5. Изучение способностей в процессе профориентации:

— «КОС», «ДДО» и др.

II. Выполнение практических заданий на занятии.

Работа в парах с использованием методики «КОС». Упражнение в обработке и интерпретации данных, в составлении рекомендаций по итогам обследования.Литература:Истратова О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. – Ростов на/Д., 2008.

III. Самостоятельная контролируемая работа.

Оформление и представление рефератов, кроссвордов, контрольных заданий по теме занятия.

Литература основная:

  1. Журнал «Психологическая диагностика» — 2008, №2, (в №3 см. исправление).
  2. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности / В.А. Сонин (авт.-сост.).

    – СПб., 2004.

  3. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб., 2007.
  4. Психологические тесты для профессионалов / [авт.-сост. Н. Ф. Гребень]. – Минск, 2008.
  5. Сыромятников И.В. Психодиагностика. – М., 2005.
  6. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей. Психодиагностика взрослых / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2008, 2009.

Литература дополнительная:

  1. Большая энциклопедия психологических тестов. Под ред. А.А. Карелина. – М., 2007.
  2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб., 2007.
  3. Москвина Л. Энциклопедия психологических тестов. – Саратов, 1996.
  4. Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. — СПб., 2002.
  5. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. – СПб., 2003.
  6. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: В 2-х кн. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – М., 2000.

Тема 5.Психологическая диагностика креативности.

Цель занятия: уточнить и закрепить знания по психологической диагностике креативности, проблемности её исследования, формировать навыки и умения по применению тестов креативности в профессиональной деятельности.

Ключевые понятия: креативность, творческое мышление, тесты креативности, метод креативного поля, оригинальность, гибкость, беглость, тщательность разработки.

I. Вопросы для подготовки с последующим обсуждением на занятии:

1. Понятие «креативность» и проблемы её исследования.

2. Изучение креативности за рубежом.

3. Русскоязычные исследования твор­ческих способностей:

— тест «Диагностика творческого мышления у д-ов» (адаптация методики Е.П. Торренса Е.С. Беловой, Е.И. Щеблановой);

— тест «Диагностика невербальной креативности» (адаптация субтеста «Завершение картинок» теста Торренса А.Н. Ворониным);

— тест «Диагностика вербальной креативности» (адаптация теста С.Медника А.Н. Ворониным, Л.Г. Алексеевой, Т.В. Галкиной) (подростковый и взрослый варианты);

9 стр., 4207 слов

Методы диагностики в психологии

... тесты личности и интеллектуальные тесты; по характеру умственных действий: вербальные, невербальные. Классификации психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В.Столину Авторы объединяют методы психодиагностики в ... изучения личности, а в особенности желаний, импульсов, мотивов, сновидений, фантазий, раннего развития и эмоциональных расстройств. В-третьих, – это система научной психологии, то ...

— «Метод креативного поля» Д. Б. Богоявленской.

II. Выполнение практических заданий на занятии.

Работа с содержанием методики Вартега «Круги», обработка и интерпретация данных. Литература:Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. — СПб., 2002).

III. Самостоятельная контролируемая работа.

Оформление и представление рефератов, кроссвордов, контрольных заданий по теме занятия.

Литература основная:

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002.
  2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагности­ке. — СПб., 1999.
  3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб., 2007.
  4. Журнал «Психологическая диагностика». – 2008, №3.
  5. Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. — СПб., 2002.
  6. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб., 2007.
  7. Кыштымова И.М. Психосемиотическая методика диагностики вербальной креативности // Психологический журнал, 2008, том 29, №6, с.56-65.

Литература дополнительная:

  1. Истратова О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. – Ростов на/Д., 2008.
  2. Основы психологии. Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Р.на/Д., 2000.
  3. Сыромятников И.В. Психодиагностика. – М., 2005.
  4. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2008.

Тема 6.Методики определения функциональной асимметрии и снс

Цель занятия: закрепить знания о разнообразии диагностических средств по изучениюфункциональной асимметрии и свойств нервной системы, формировать навыки и умения адекватного применения на практике психодиагностических методик в исследовании моторных и сенсорных асимметрий человека и свойств нервной системы у детей школьного возраста.

Ключевые понятия: функциональная асимметрия,моторная асимметрия, сенсорная асимметрия, ведущее полушарие, доминантно-латеральный профиль личности, свойства нервной системы, сила-слабость нервной системы, подвижность-инертность нервной системы.

  1. Вопросы для подготовки с последующим обсуждением на занятии:
  1. Понятие о функциональной асимметрии личностного развития.
  2. Определение моторной асимметрии человека.
  3. Определение сенсорной асимметрий человека.
  4. Методика выявления ведущего полушария.
  5. Диагностика доминантно-латерального профиля личности.
  6. Методики по изучению СНС:

— «Теппинг-тест» (Е.П. Ильин);

— «Схема наблюдения по определению сильной и слабой нервной системы»;

— «Схема наблюдения по определению подвижной и инертной нервной системы».

18 стр., 8583 слов

Контрольная — Психология диагностики лжи и скрываемых обстоятельств ...

... 40 СПИСОК  использованной  литературы…………………… 42 1. Правовая психология личности, ее составляющие. Социализация личности.  Задача правового развития личности, строящей свою жизнь в согласии с нормами права — ... она делает, но и тем, как она делает. Операциональные компоненты психологии личности, играющие роль способов и средств достижения целей, определяемых направленностью, ...

  1. Выполнение практических заданий на занятии.

Работа в парах: определение ведущего полушария, рисование «лежащей» восьмёрки; обработка и интерпретация данных, формулировка рекомендаций.

  1. Самостоятельная контролируемая работа.

Оформление и представление рефератов, кроссвордов, контрольных заданий по теме занятия.

Литература основная:

  1. Брагина Н.Н., Доброхотова ТА. Функциональные асимметрии человека. – М.: Медицина, 1988.
  2. И.Макарьев. Если ваш ребёнок – левша. – СПб., 1995.
  3. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. – М. : Изд-во МГУ, 1984.
  4. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб., 2007.
  5. Психологические тесты для профессионалов / [авт.-сост. Н. Ф. Гребень]. – Минск, 2008.

Литература дополнительная:

  1. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб., 2004.
  2. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребёнка от 1 года до 3 лет. – М., 1999.

Тема 7.Многофакторные личностные опросники.

Цель занятия: закрепить знания об особенностях диагностической работы с применением многофакторных личностных опросников, формировать навыки и умения применения опросников черт личности на практике и составлять по данным обследования соответствующее психологическое заключение.

Ключевые понятия: модель личности, черты личности, личностные опросники, многофакторные опросники, полюса фактора, названия фактора, стандартные баллы, профиль личности, пики профиля.

I. Вопросы для подготовки с последующим обсуждением на занятии:

1. Многофакторные опросники Р.Кеттелла:

— 16PF– версия А (187 вопросов);

— 16PF– версия С (105 вопросов);

— 13PF– сокращённый вариант (79 вопросов) и др.

2. Личностный опросник Г.Ю. Айзенка (EPI) (для взрослых; для подростков).

3. Исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма (опросник Г.Ю. Айзенка) (для взрослых, адаптация Т.Н. Курбатовой).

4. Личностный опросник EPQдля взрослых (Г. Айзенк, С. Айзенк).

II. Выполнение практических заданий на занятии.

Работа с содержанием опросника16PF– версия С (105 вопросов), аутодиагностика, упражнение в обработке и интерпретации данных.Литература: Батаршев А. В. Психодиагностика пограничных расстройств личности и поведения. – М., 2004.

III. Самостоятельная контролируемая работа.

Оформление и представление рефератов, кроссвордов, контрольных заданий по теме занятия.

Литература основная:

  1. Батаршев А. В. Психодиагностика пограничных расстройств личности и поведения. – М., 2004.
  2. Батаршев А. В.Диагностика черт личности и акцентуаций: Практическое руководство. – М., 2006.
  3. Волков Б.С. и др. Методология и методы психологического исследования. – М., 2005.
  4. Глуханюк Н.С., Белова Д.Е. Психодиагностика (практикум): Уч.п. – М., 2005.
  5. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р.Кеттелла — СПб., 2001.
  6. Пономарева М. А. Психодиагностика личности. — Минск: Тесей, 2008.
  7. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Ред. Крылов А.А., Маничев С.А. — СПб., 2006.
  8. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб., 2007.
  9. Ратанова Т.А. Психодиагностические методы изучения личности: – М., 2004.
  10. Сыромятников И.В. Психодиагностика. – М., 2005.
  11. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей. / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2008.
  12. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика взрослых/ Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2009.

Литература дополнительная:

6 стр., 2913 слов

Личность в Российской социологии и психологии

... человеком, которого она признаёт великим, Михайловский вычленяет исторический момент, общественный строй, личность героя, психологию массы и какие-то «пока неизвестные причины, которые превращали людей в ... впервые в истории советской психологии обратился при изучении поведения к системе культурных знаков. Ещё в 1925г. он назвал искусство средством преобразования личности. Чтобы понять сложные ...

  1. Большая энциклопедия психологических тестов. Под ред. А.А. Карелина. – М., 2002.
  2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагности­ке. — СПб., 1999.
  3. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб., 2004.
  4. Истратова О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. – Ростов на/Д., 2008.
  5. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. — Санкт-Петербург: Речь. 2005.
  6. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: В 2-х кн. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – М.
  7. Романова Е.С. Психодиагностика. – Санкт-Петербург [и др.], 2005.

Тема 8.Типологический подход в исследовании личности

Цель занятия: обобщить и закрепить знания о диагностических средствах по изучению типа личности, формировать навыки и умения применения типологических опросников на практике и составлять по данным обследования соответствующее психологическое заключение.

Ключевые понятия: тип личности, типологические опросники, клинические шкалы, базисные шкалы, контрольные шкалы, шкала коррекции, шкала достоверности, шкала лжи, условные баллы, т-баллы, нормативные показатели, личностный профиль испытуемого, интерпретация профиля.

I. Вопросы для подготовки к занятию:

1. Понятие «тип личности» и его изучение.

2. «Миннесотский многоаспектный личност­ный опросник» (MMPI).

3. Опросник «Мини-мульт» (Ф.Б.Березин, М.П. Мирошников).

4. Опросник «Тип личности» Дж.Холланда.

5. Опросник Д.Кейрси для определения социального типа личности.

6. «Психодиагностический тест» (ПДТ) Л.Т. Ямпольского.

II. Выполнение практических заданий на занятии.

Работа с содержанием личностного опросника «Мини-мульт» (Ф.Б.Березин, М.П. Мирошников); аутодиагностика; упражнение в обработке результатов, в составлении психологического заключения. Литература: Батаршев А. В. Психодиагностика пограничных расстройств личности и поведения. – М., 2004.

III. Самостоятельная контролируемая работа.

Оформление и представление рефератов, кроссвордов, контрольных заданий по теме занятия.

Литература основная:

  1. Батаршев А. В. Психодиагностика пограничных расстройств личности и поведения. – М., 2004.
  2. Деятельность практического психолога / авт.-сост.: Г.В. Лагонда, О.А. Пшеничная. – Мозырь, 2008.
  3. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб., 2007.
  4. Психологические тесты для профессионалов / [авт.-сост. Н. Ф. Гребень]. – Минск, 2008.
  5. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. — Санкт-Петербург: Речь. 2005.
  6. Сыромятников И.В. Психодиагностика. – М., 2005.
  7. Тесты для выбирающих профессию / сост. А.М. Кухарчук и др. – Мн., 2008.
  8. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей. Психодиагностика взрослых/ Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2009.

Литература дополнительная:

6 стр., 2624 слов

Психодиагностика личности с помощью восьмицветового теста Люшера

... рассмотреть психодиагностику личности с помощью восьмицветового теста Люшера. Для достижения оставленной цели, необходимо решить следующие задачи: 1.Проанализировать зарубежную и отечественную литературу по ... что бессознательные переживания, порожденные неосознаваемыми влечениями человека, доступны объективной диагностике, так как отражаются в характере быстрых словесных ассоциаций, непроизвольных ...

  1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагности­ке. — СПб., 1999.
  2. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб., 2004.
  3. Истратова О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. – Ростов на/Д., 2008.
  4. Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-психологических свойств и межличностных отношений: Практическое руководство. – СПб., 2002.
  5. Батаршев А. В. Психология индивидуальных различий: от темперамента к характеру и типологии личности. – М., 2000.
  6. Батаршев А. В.Диагностика черт личности и акцентуаций: Практическое руководство. – М., 2006.

Тема 9.Диагностика акцентуаций характера.

Цель занятия: обобщить и закрепить знания о диагностических средствах по изучению типа акцентуации характера и темперамента, формировать навыки и умения применения на практике диагностических методик по выявлению тапа акцентуации характера и темперамента и формулировать соответствующие рекомендации.

Ключевые понятия: характер, темперамент, акцентуации характера и темперамента, застревающий тип, возбудимый, демонстративный и т.д. тип личности, стандартизация тестового балла, среднее значение, профиль личности по типам акцентуаций, интерпретация данных.

I. Вопросы для подготовки с последующим обсуждением на занятии:

1. Акцентуация характера: концепция К.Леогарда.

2. Характерологический опросник К. Леонгарда.

3. Опросник акцентуированных черт личности Г. Шмишека.

4. Опросник К.Леогарда – Г.Шмишека по определению акцентуации характера.

5. Патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко (ПДО).

II. Выполнение практических заданий на занятии.

Работа в парах с содержанием «Опросника К.Леогарда – Г.Шмишека по определению акцентуаций характера»; упражнение в обработке результатов, в составлении психологического заключения. Литература: Батаршев А. В. Психодиагностика пограничных расстройств личности и поведения. – М., 2004.

III. Самостоятельная контролируемая работа.

Оформление и представление рефератов, кроссвордов, контрольных заданий по теме занятия.

Литература основная:

  1. Батаршев А. В. Психодиагностика пограничных расстройств личности и поведения. – М., 2004.
  2. Пономарева М. А. Психодиагностика личности. — Минск: Тесей, 2008.
  3. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. — Санкт-Петербург: Речь. 2005.
  4. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб., 2007.
  5. Ратанова Т.А. Психодиагностические методы изучения личности: – М., 2004.
  6. Сыромятников И.В. Психодиагностика. – М., 2005.
  7. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей. Психодиагностика взрослых/ Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2009.

Литература дополнительная:

  1. Большая энциклопедия психологических тестов. Под ред. А.А. Карелина. – М., 2007.
  2. Волков Б.С. и др. Методология и методы психологического исследования. – М., 2005.
  3. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб., 2004.
  4. Истратова О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. – Ростов на/Д., 2008.
  5. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: В 2-х кн. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – М., 2000.

Тема 10.Изучение сниженного настроения, астении и нервно-психического напряжения

Цель занятия: обобщить и закрепить знания о диагностических средствах по изучению эмоционально-волевой сферы личности, формировать навыки и умения применения на практике диагностических методик по выявлению сниженного настроения, астении и нервно-психического напряженияи формулировать соответствующие рекомендации.

Ключевые понятия: эмоциональная сфера, волевые особенности личности, стресс, психотравмирующее воздействие, активность, настроение, астенические состояния, нервно-психическое напряжение, работоспособность.

I. Вопросы для подготовки с последующим обсуждением на занятии.

1. Оценка нервно-психического напряжения, астении, сниженного настроения:

— «Опросник нервно-психического напряжения» (Немчин Т. А.);

— «Шкала астенического состояния» (Малкова Л. Д., Чертова Т. Г);

— «Шкала сниженного настроения» ( Зунг В., Балашова Т. Н.)

2. Методы диагностики людей, перенёсших психотравмирующее воздействие (по Никишиной).

3. Методика измерения ригидности (по Батаршеву).

4. Исследование утомляемости и работоспособности человека:

— методика «Счёт по Крепелину» («Таблицы Крепелина») (в адаптации Р.О. Серебряковой).

II. Выполнение практических заданий на занятии.

Работа в парах с содержанием методики «Счёт по Крепелину» («Таблицы Крепелина») (Р.О. Серебрякова); упражнение в обработке результатов, в построении графика работоспособности, в формулировке рекомендаций. Литература: Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. – Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб., 2006

III. Самостоятельная контролируемая работа.

Оформление и представление рефератов, кроссвордов, контрольных заданий по теме занятия.

Литература основная:

  1. Батаршев А. В. Психодиагностика пограничных расстройств личности и поведения. – М., 2004.
  2. Никишина В.Б., Василенко Т.Д. Психодиагностика в системе социальной работы. – М., 2004.
  3. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. – Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб., 2006
  4. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб., 2007.

Литература дополнительная:

  1. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб., 2004.
  2. Истратова О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. – Ростов на/Д., 2008.
  3. Пономарева М. А. Психодиагностика личности. — Минск: Тесей, 2008.
  4. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. — Санкт-Петербург: Речь. 2005.

Тема 11.Методики изучения тревожности.

Цель занятия: закрепить знания о разнообразии диагностических средствах по изучению уровня тревожности у людей разных возрастов, формировать навыки и умения применения на практике диагностических методик по выявлению высокого уровня тревожности и формулировать соответствующие рекомендации.

Ключевые понятия: тревожность, полезная тревожность, проективный метод, опросники, высокий уровень тревожности, личностная тревожность, ситуативная (реактивная) тревожность, шкала тревожности, «сырые» балы, стандартные баллы, шкала лжи, возрастные показатели, интерпретация данных обследования.

I. Вопросы для подготовки с последующим обсуждением на занятии.

1. Методики диагностики тревожности у детей:

— «Тест тревожности» (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен);

— «Шкала явной тревожности» (CMAS) (А. Кастанеда, Д.Палермо и др.; адаптация А.М. Прихожан);

— «Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан».

2. Опросник исследования тревожности у старших подростков и юношей (А.Д. Андреева, модификация опросника Ч.Д. Спилбергера).

3. Методики диагностики тревожности у взрослых:

— «Шкала явной тревожности» (MAS) (Дж. Тейлор) и др.

II. Выполнение практических заданий на занятии.

Аутодиагностика. Самооценка ситуативной и личностной тревожности пометодикеЧ.Д.Спилбергера-Ю.Л. Ханина (адаптация Т.Н. Курбатовой); упражнение в обработке результатов, интерпретации и формулировке рекомендаций. Литература: Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Ред. Крылов А.А., Маничев С.А. — СПб., 2006.

III. Самостоятельная контролируемая работа.

Оформление и представление рефератов, кроссвордов, контрольных заданий по теме занятия.

Литература основная:

  1. Батаршев А. В. Психодиагностика пограничных расстройств личности и поведения. – М., 2004.
  2. Пономарева М. А. Психодиагностика личности. — Минск: Тесей, 2008.
  3. Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. — СПб., 2002.
  4. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. – Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб., 2006
  5. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей. Психодиагностика взрослых/ Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2009.

Литература дополнительная:

  1. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб., 2007.
  1. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб., 2004.
  2. Истратова О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. – Ростов на/Д., 2008.

Тема 12.Диагностика эмоционального выгорания, эмпатии и состояния агрессии

Цель занятия: обобщить и закрепить знания о разнообразии диагностических средствах по изучению эмоционального выгорания, эмпатии и состояния агрессии, формировать навыки и умения применения на практике диагностических методик по изучению эмоциональной сферы личности в различных ситуациях её жизни.

Ключевые понятия: эмоциональное выгорание, фазы эмоционального выгорания, симптомокомплексы, агрессия, агрессивность, враждебность, мотивационная агрессия, инструментальная агрессия, эмпатия, виды эмпатии.

I. Вопросы для подготовки с последующим обсуждением на занятии.

1. Диагностика уровня эмоционального выгорания:

— опросник «Эмоциональное выгорание» (В.В. Бойко).

2. Диагностика эмпатии:

— «Методика экспресс-диагностики эмпатии И.М. Юсупова» и др.

3. Диагностика состояния агрессии и агрессивности:

— «Опросник Басса-Дарки»;

— «Методика диагностики агрессивности» (А.Ассингер).

II. Выполнение практических заданий на занятии.

Работа в парах с содержанием методики В.В. Бойко«Эмоциональное выгорание»; упражнение в обработке и интерпретации данных, в формулировке рекомендаций. Литература: Батаршев А. В. Психодиагностика пограничных расстройств личности и поведения. – М., 2004. – С. 286. Пономарева М. А. Психодиагностика личности. — Минск: Тесей, 2008. – С. 101.

III. Самостоятельная контролируемая работа.

Оформление и представление рефератов, кроссвордов, контрольных заданий по теме занятия.

Литература основная:

  1. Батаршев А. В. Психодиагностика пограничных расстройств личности и поведения. – М., 2004.
  2. Пономарева М. А. Психодиагностика личности. — Минск: Тесей, 2008.
  3. Ратанова Т.А. Психодиагностические методы изучения личности: – М., 2004.
  4. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: В 2-х кн. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – М., 2000.
  5. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей. Психодиагностика взрослых/ Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2009.

Литература дополнительная:

  1. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб., 2004.
  2. Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. — СПб., 2002.
  3. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. В 2-х кн. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Диагностика. Коррекционные приемы и упражнения. – М., 2000.
  4. Романова Е.С. Психодиагностика. – Санкт-Петербург [и др.], 2005.

Тема 13.Методики диагностики мотивации.

Цель занятия: закрепить знания об особенностях диагностического изучения мотивационной сферы личности, формировать навыки и умения применения на практике диагностических методик по изучению учебных и другого вида мотивов для последующей формулировки рекомендаций по их формированию (при необходимости).

Ключевые понятия: мотив, мотивация, соподчинение мотивов, социально значимые мотивы, познавательные мотивы, учебная мотивация, внешние мотивы, мотив достижения успеха, мотив избегания неудач, страх отвержения, стремление к принятию, аффилиация.

I. Вопросы для подготовки с последующим обсуждением на занятии.

1. Методы исследования мотивационной сферы личности.

2. Изучение мотивационной сферы дошкольника.

3. Диагностика познавательных мотивов школьников:

— методика «Изучение познавательной потребности» (В.С. Юркевич);

— методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам» (Н.Г. Казанцева).

4. Изучение мотивационной сферы в юношеском возрасте и у взрослых:

— «Измерение мотивации достижения успехов и избегания неудач» (модификация ТАТ Х.Хекхаузена);

— «Опросник для измерения мотивации достижения А.Мехрабиана» (ТМД) (модификация М.Ш. Магомед-Эминова).

II. Выполнение практических заданий на занятии.

Работа с содержанием «Опросника для измерения мотивации достижения А.Мехрабиана» (ТМД) (модификация М.Ш. Магомед-Эминова), обработка и интерпретация данных, формулировка рекомендаций. Литература: Глуханюк Н.С., Белова Д.Е. Психодиагностика (практикум).

– М., 2005.

III. Самостоятельная контролируемая работа.

Оформление и представление рефератов, кроссвордов, контрольных заданий по теме занятия.

Литература основная:

  1. Глуханюк Н.С., Белова Д.Е. Психодиагностика (практикум).

    – М., 2005.

  2. Немов Р.С. Психология. В З-х кн. Кн. 3 «Психодиагностика». — М., 1998. – С. 371.
  3. Пономарева М. А. Психодиагностика личности. — Минск: Тесей, 2008.
  4. Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. — СПб., 2002.
  5. Ратанова Т.А. Психодиагностические методы изучения личности: – М., 2004.
  6. Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности / В.А. Сонин (автор-составитель).

    – СПб., 2004.

  7. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995.
  8. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей. Психодиагностика взрослых / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2008-2009.

Литература дополнительная:

  1. Батаршев А. В. Психодиагностика пограничных расстройств личности и поведения. – М., 2004.
  2. Большая энциклопедия психологических тестов. Под ред. А.А. Карелина. – М., 2007.
  3. Истратова О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. – Ростов на/Д., 2008.
  4. Психологические тесты. Под ред. А.А. Карелина. В 2х кн. — М., 2003.

Тема 14.Диагностика межличностных отношений в группе

Цель занятия: обобщить и закрепить знания об особенностях диагностического изучения межличностных отношений в группе, формировать навыки и умения применения на практике диагностических методик по изучению межличностных отношений в группе с целью последующей работы психолога по их оптимизации.

Ключевые понятия: межличностные отношения, социометрия, референтометрия, аттракциометрия, опросники, аутосоциометрия, психологический климат, групповая сплочённость, индекс удовлетворённости отношениями, индекс изолированности.

I. Вопросы для подготовки с последующим обсуждением на занятии.

1. Межличностные отношения как объект исследования.

2. Методики диагностики межличностных отношений в группе:

— игра «Секрет» Т.Репиной;

— методика «Два домика» Т.Д. Марцинковской.

— «Социометрия», основные требования к её проведению;

— аутосоциометрия и референтометрия;

— «Аттракциометрия»;

— методы косвенной оценки межличностных отношений.

— «Определение индекса групповой сплочённости» (Сишор);

— «Изучение психологической атмосферы» (А.Ф. Фидлер);

— Q-сортировка (Стефенсон);

— «Личностный дифференциал».

II. Выполнение практических заданий на занятии.

Работа с содержанием опросника «Изучение психологической атмосферы» (А.Ф. Фидлер), обработка и интерпретация данных, формулировка рекомендаций. Литература: Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей. Психодиагностика взрослых / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2008.

III. Самостоятельная контролируемая работа.

Оформление и представление рефератов, кроссвордов, контрольных заданий по теме занятия.

Литература основная:

  1. Ганошенко Н.И., Тихомирова И.В. Рисуночная методика «Разноцветные домики» // Психолог в детском саду. – 2007. — № 3.
  2. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. — Мн., 1997.
  3. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. — Мн., 2000.
  4. Межличностные отношения. Психологический практикум : метод. рекомендации / сост.: И. Б. Дерманова, Е. В. Сидоренко. – Санкт-Петербург, 2005.
  5. Общая психодиагностика: диагностика межличностных отношений: учебно-метод. комплекс / сост.: О. П. Кошкина, С. А. Мурашкевич. – Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2006.
  6. Слепкова В.И. и др. Психологическая диагностика семейных отношений. – Мозырь, 2006.
  7. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – М., 2003.
  8. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. – М., 1990.

Литература дополнительная:

  1. Большая энциклопедия психологических тестов. Под ред. А.А. Карелина. – М., 2007.
  2. Волков Б.С. и др. Методология и методы психологического исследования. – М., 2005.
  3. Диагностика и коррекция детско-родительских отношений : Учебно-метод. пособие / Авт.-сост. Погодина Е.К. — Витебск : Изд-во УО «ВГУ им.П.М.Машерова», 2002.
  4. Психологические тесты. Под ред. А.А. Карелина. В 2х т. — М., 2003.
  5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога . В 2-х кн. – М., 1999.
  6. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг / под ред. Ю.М. Жукова. – М., 2004.

Тема 15.Диагностика межличностных отношений в семье

Цель занятия: обобщить и закрепить знания об особенностях диагностического изучения межличностных отношений в семье, формировать навыки и умения применения на практике диагностических методик по изучению межличностных отношений в семье с целью последующей работы психолога по их оптимизации.

Ключевые понятия: семья, межличностные отношения, детско-родительские отношения, отношения в супружеской паре, сиблинговые взаимоотношения, шкалы опросника, шкала лжи, обработка данных, стандартные баллы, процентильный ранг, интерпретация.

I. Вопросы для подготовки с последующим обсуждением на занятии.

1. Проблемы и направления изучения межличностных отношений в семье.

2. Методики изучения детско-родительских отношений:

— «Родителей оценивают дети» (РОД) (Фурманов И.А., Аладьин А.А.);

— «Тест-фильм» Рене-Жиля и его модификации и др.

3. Методики изучения родительско-детского взаимодействия:

— опросник «Анализ семейного воспитания» (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкий);

— «Опросник родительского отношения» (ОРО) (А.Я. Варга, В.В.Столин) и др.

4. Изучение отношений в супружеской паре:

— «Удовлетворенность браком» (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко) и др.

5. Изучение сиблинговых взаимоотношений:

— «Методика диагностики сиблингового общения» (М.В. Кравцова) и др.

II.Выполнение практических заданий на занятии.

Аутодиагностика. Работа с содержанием опросника «ОРО» (А.Я. Варга, В.В.Столин), обработка и интерпретация данных, формулировка рекомендаций. Литература: Слепкова В.И. и др. Психологическая диагностика семейных отношений. – Мозырь, 2006.

III. Самостоятельная контролируемая работа.

Оформление и представление рефератов, кроссвордов, контрольных заданий по теме занятия.

Литература основная:

  1. Диагностика и коррекция детско-родительских отношений : Учебно-метод. пособие / Авт.-сост. Погодина Е.К. — Витебск : Изд-во УО «ВГУ им.П.М.Машерова», 2002.
  2. Слепкова В.И. и др. Психологическая диагностика семейных отношений. – Мозырь, 2006.
  3. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – М., 2003.
  4. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей. Психодиагностика взрослых / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2008.

Литература дополнительная:

  1. Большая энциклопедия психологических тестов. Под ред. А.А. Карелина. – М., 2007.
  2. Волков Б.С. и др. Методология и методы психологического исследования. – М., 2005.
  3. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. — Мн., 1997.
  4. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. — Мн., 2000.
  5. Межличностные отношения. Психологический практикум : метод. рекомендации / сост.: И. Б. Дерманова, Е. В. Сидоренко. – Санкт-Петербург, 2005.
  6. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг / под ред. Ю.М. Жукова. – М., 2004.
  7. Общая психодиагностика: диагностика межличностных отношений: учебно-метод. комплекс / сост.: О. П. Кошкина, С. А. Мурашкевич. – Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2006.
  8. Психологические тесты. Под ред. А.А. Карелина. В 2х т. — М., 2003.
  9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога . В 2-х кн. – М., 1999.
  10. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. – М., 1990.