Интерпретация результатов теста 3

Идеографический тест

Бурлачук Л.Ф. «Словарь-справочник по психодиагностике», 2007.

Либиных идеографический тест — проективная методика исследования личности создана А.В.Либиным, В.В.Либиным и Е.В.Либиной — в 1984 г. (впервые опубликована в 1988 г.).

Тест основан на комбинации трех принципов психографического анализа личности:

· предпочтения семантики основных геометрических форм;

· конструктивные рисунки;

· психографическое изображение фигуры человека.

Стимульным материалом являются три элементарные геометрические формы: треугольник, круг и квадрат. Испытуемому предлагается нарисовать изображение человека, используя данные геометрические формы. Формы могут быть любого размера. Конструируется шесть рисунков. Три рисунка должны состоять из 10 геометрических форм. Четвертый — из 12, пятый — из неограниченного числа форм, а шестой — контур головы с лицом из 10 частей таких форм. Первый рисунок должен быть нарисован без исправлений. Каждому геометрическому символу присвоено значение основных свойств нервной системы: треугольнику — возбуждение, квадрату — торможение, кругу — энергия.

Были изучены 30 тысяч рисунков, полученных от детей и взрослых обоего пола в возрасте от 5 до 89 лет и представляющих разные социально-экономических, этнокультурные и профессиональные группы. Данные показали, что психографические параметры изображений связаны со свойствами индивидуальности различного уровня — от психофизиологических до личностных.

Авторами предложена типология, основанная на предпочтении семантики геометрических форм. Сообщается о валидности содержательной теста.

Назначение теста

Выявление индивидуально-типологических различий.

Инструкция к тесту

«Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна десяти. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишнее, если же вами использовано фигур меньше, чем десять, необходимо дорисовать недостающие. Выполните рисунок по данной инструкции».

2 стр., 769 слов

Назовите 2 формы армейских тестов и их назначение.

Приведите исторические данные донаучного использования психодиагностических процедур. Запишите имена исследователей и суть проводившихся ими испытаний. Средневековый Вьетнам   Г. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ...

Материал: испытуемым предлагается три листа бумаги размером 10×10 см, каждый лист нумеруется и подписывается. На листе № 1 выполняется первый пробный рисунок; далее, соответственно, на листе № 2 – второй, на листе № 3 – третий. После выполнения трех рисунков данные обрабатываются. При нарушении инструкции материал не обрабатывается.

Обработка результатов теста

Обработка данных производится следующим образом: подсчитывается количество затраченных в изображении человечка треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чисел, где

· сотни обозначают количество треугольников,

· десятки – количество кругов,

· единицы -количество квадратов.

Эти трехзначные цифры составляют так называемую «формулу рисунка», по которой происходит отнесение рисующих к соответствующим типам и подтипам, которые представлены в таблице.

Интерпретация результатов теста

Интерпретация теста основана на том, что геометрические фигуры, используемые в рисунках, различаются по семантике. Треугольник обычно относят к «острой», «наступательной» фигуре, связанной с мужским началом. Круг – фигура обтекаемая, более созвучна с сочувствием, мягкостью, округлостью, женственностью. Из элементов квадратной формы строить что-либо легче, чем из других, поэтому квадрат, прямоугольник интерпретируются как специфически техническая конструктивная фигура, «технический модуль».

Типы личности

I тип – «руководитель». Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности. Ориентированы на социально-значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающимся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах.

3 стр., 1205 слов

Развитие лидерских способностей у работающих 5 жилого корпуса АУ СОН ТО «Центр «Заря» в количестве 6 человек.

Введение Развитие лидерских способностей всегда было актуальной проблемой, однако в современном обществе эта проблема обрела наиболее острую необходимость в быстром и успешном решении. Под лидерскими способностями понимаются способности человека к определенным психологическим особенностям личности, являющиеся условием для достижения высоких лидерских результатов в сотрудничестве с подчиненными и ...

Формулы рисунков: 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640.

Подтипы:

· Наиболее жестко доминирование над другими выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820;

· ситуативно -у 703, 712, 721, 730;

· при воздействии речью на людей – вербальный руководитель или «преподавательский подтип» — 604, 613, 622, 631, 640.

Нужно помнить, что проявление данных качеств зависит от уровня психического развития. При высоком уровне развития индивидуальные черты развиты, реализуемы, достаточно хорошо осознаются. При низком уровне развития могут не выявляться в профессиональной деятельности, а присутствовать ситуативно, хуже, если неадекватно ситуациям. Это относится ко всем характеристикам.

II тип – «ответственный исполнитель» обладает многими чертами типа «руководитель», однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания.

Данный тип людей более ориентирован на «умение делать дело», высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, т.е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжения.

Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.

III тип – «тревожно-мнительный» -характеризуется разнообразием способностей и одаренности – от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое по сути является второй профессией. Физически не переносят беспорядок и грязь. Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

22 НФО «Мир через Культуру» Для группы первого года обучения, № 016 Человек. Его строение. Тонкий Мир. Семеричное строение человека. Сон – малая смерть… Подготовка к переходу в Тонкий Мир… Сотрудничество с Тонким Миром. Сотрудничество с Дальними Мирами… «Memento mori…»* Что буду делать «там»?.. Психология внетелесных переживаний Роберта Монро, США… Литература. Могут спросить – почему люди не ...

Формулы рисунков: 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460.

Подтипы:

· 415 – «поэтический подтип» – обычно лица, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической одаренностью;

· 424 – подтип людей, узнаваемых по фразе: «Как это можно плохо работать? Я себе не представляю, как это можно плохо работать». Люди такого типа отличаются особой тщательностью в работе.

IV тип – «ученый». Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают «концептуальным умом», отличаются способностью разрабатывать «на все» свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.

Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370.

Подтипы:

· 316 характеризуется способностями создавать теории, по преимуществу глобальные, или осуществлять большую и сложную координационную работу;

· 325 – подтип, характеризующийся большой увлеченностью познания жизни, здоровья, биологическими дисциплинами, медициной.

Представители данного типа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, театрально-зрелищная режиссура, мультипликация и т.д.

V тип – «интуитивный». Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощаемостью.

Легче работают на переключаемости от одной деятельности к другой, обычно выступают «адвокатами меньшинства», за которым стоят новые возможности. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что дает возможность заниматься техническими видами творчества.

Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, т.е. предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их свободы.

Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280.

Подтипы:

· 235 – часто встречается среди профессиональных психологов или лиц с повышенным интересом к психологии людей;

· 244 – обладает способностью литературного творчества,

· 217 – обладает способностью к изобретательской деятельности;

· 226 – большая потребность в новизне, обычно ставит очень высокие критерии достижений для себя.

VI тип – «изобретатель, конструктор, художник». Часто встречается среди лиц с «технической жилкой». Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще интравертированы, так же, как интуитивный тип, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме само контроля.

5 стр., 2170 слов

Сознание – высшая форма психической активности человека как социального существа — Отражение реальности в форме чувственных и умственных образов.

Сознание Философия ставит в центр своего внимания проблему сознания. Значение этой проблемы обнаруживается уже в том, что вид, к которому принадлежим мы, люди, обозначают как человек разумный. Исходя из этого можно с полным правом сказать, что философский анализ сущности сознания исключительно важен для правильного понимания места и роли человека в мире. Пожалуй, нет более сложного вопроса, чем ...

Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.

Формулы рисунков: 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046.

Подтипы

· 019 – встречается среди лиц, хорошо владеющих аудиторией;

· 118 – тип с наиболее сильно выраженными конструктивными возможностями и способностью к изобретениям.

VII тип – «эмотивный». Обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим людям, тяжело переживают жестокие кадры фильма, могут надолго быть выбитыми из колеи и быть потрясенными от жестоких событий. Боли и заботы других людей находят у них участие, сопереживание и сочувствие, на которое они тратят много собственной энергии, в результате становится затруднительной реализация их собственных способностей.

Формулы рисунков: 550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091.

VIII тип — «нечувствительный к переживаниям других». Обладает противоположной тенденцией эмотивному типу. Обычно не чувствует переживаний других людей или относится к ним с невниманием и даже усиливает давление на людей.

Если это хороший специалист, то он может заставить других делать то, что он считает нужным. Иногда для него характерна «черствость», которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собственных проблем.

Формулы рисунков: 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109.

Комментарий к тесту

Несмотря на относительную ненадежность диагностики, данная методика может служить хорошим посредником в процессе общения психолога-консультанта с консультируемым. Сообщая индивидуально-типовую характеристику, можно на основании особенностей построения изображения задать следующие вопросы (на которые обычно следует утвердительный ответ):

5 стр., 2028 слов

Основная образовательная программа 14

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский государственный педагогический университет им. а. и. герцена» ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ Педагогическая практика ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА по направлению 030300.68 Психология Магистерская программа Психологическое консультирование ...

· при наличии шеи: «Являетесь ли вы ранимым человеком; случается так, что вас слишком легко обидеть?»

· ушей: «Вас считают человеком, умеющим слушать?»

· кармашка на теле человека: «У вас есть дети?»

· на голове шляпы в виде квадрата или треугольника водном рисунке: «Вы, по-видимому, сделали вынужденную уступку и досадуете на это?»;

· при наличии «шляпы» во всех трех изображениях: «Можно ли сказать, что сейчас вы переживаете «полосу скованного положения»?

· полностью прорисованного лица: «Считаете ли вы себя общительным человеком?»

· одного рта на лице: «Любите ли вы поговорить?»

· одного лишь носа: «Чутко ли вы улавливаете запахи, любите ли духи?»

· изображение кружка на теле человечка: «В круг ваших забот входит необходимость отдавать кому-либо распоряжения?».

Теоретический комментарий

 

онструктивный рисунок человека из геометрических форм (тест идеографический — ТиГр ) — это формализованная проективная методика, основанная на выявлении стратегий предпочтения основных геометрических форм в процессе создания конструктивных рисунков фигуры человека. Интерпретация результатов тестирования методикой ТиГр основана на разработанной авторами стандартизованной процедуре оценки предпочтений и психографических изображений. Предпочтение определенных геометрических форм, используемых в качестве элементов построения изображения, отражает, благодаря механизму проекции, общую специфику восприятия и поведения человека.

Конструирование как метод изучения индивидуальных особенностей нашел довольно широкое применение в исследовательских и практических целях. В качестве стимульного материала в конструктивных заданиях довольно часто используются геометрические формы, а само конструирование используется и для изучения детских рисунков. Т.Лаак отмечает, что при решении задачи конструирования трансляция внутренней репрезентации в изображение находится в меньшей зависимости от чисто моторных навыков, чем при рисовании. Присущие свободному рисунку графические ограничения здесь практически отсутствуют.

Методика ТиГр предназначена для определения стилевых характеристик индивидуальности с помощью изучения стратегий предпочтения (семантики) основных геометрических форм. Предпочтения диагносцируются на основе анализа графических конструктивных изображений фигуры человека, выполненных обследуемым по стандартной инструкции.

2 стр., 963 слов

Этология с основами зоопсихологии. Классификация форм поведения животных. Основные положения теории Лоренца о развитии инстинктивного поведения.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ярославская государственная сельскохозяйственная академия» Кафедра зоотехнии Контрольная работа по курсу «Этология с основами зоопсихологии» Выполнил: студентка 3 курса технологического факультета Ярославль 2017 год Оглавление 1. ...

Обследуемому предъявляется набор стимулов, содержащий основные геометрические формы трех типов:

· ТФ — треугольные формы,

· ОФ — округлые,

· КФ — квадратные.

С их помощью по инструкции требуется изобразить графически заданный экспериментатором объект (в данном случае — фигуру человека) на листе бумаги. Размер форм и их расположение может быть любым. Первые три изображения делаются без изменения инструкции, одним из основных условий при этом является ограничение числа используемых геометрических форм. В сумму, равную 10, входят по несколько геометрических фигур каждого типа. Четвертое построение испытуемый делает без ограничения числа используемых элементов, необходимых для изображения заданного объекта. Пятое задание выполняется опять по первоначальной инструкции, но уже с небольшим изменением изображаемого объекта: требуется сконструировать из геометрических форм только лицо человека.

Обработка результатов, характеризующих выбор испытуемого, заключается в подсчете числа использованных элементов в каждом рисунке в определенной последовательности. Сначала в первом рисунке подсчитывается количество ТФ, затем ОФ и КФ, полученный результат (например, 631) за­писывается и означает, что данный обследуемый использовал в первом ри­сунке 6 треугольных, 3 округлых и 1 квадратную формы. Также записыва­ются результаты обработки по остальным конструктивным рисункам. Затем подсчитываются индексы предпочтений, коэффициенты асимметрии и дифференцированности, кодируются признаки графических изображений.

Выбор в качестве стимульного материала геометрических форм обосновывается следующими положениями.

Различные геометрические формы традиционно используются многими исследователями, применяющими техники рисования. Наиболее распространенными являются тесты срисовывания заданных образцов (Россолимо, 1913; Лурия, 1937; Бендер, 1948) и воспроизведения их по памяти. Эти разновидности тестов используются, в основном, для диагностики нарушений психических функций. Экспериментальными данными удалось также частично подтвердить предположение, что удачное-неудачное графическое воспроизведение заданной структуры отражает степень созревания нервной системы, а также аналитико-синтетические особенности переработки информации (Матейчек, 1974).

Проверка методик на валидность показала, что низкое качество рисунков при выполнении указанных тестов связано с нарушениями перцептивно-моторных функций. Помимо клинических исследований, использование геометрических форм в рисуночных методиках связано с анализом индивидуального развития, понимаемого как процесс перехода от первичных неупорядоченных структур к структурам, имеющим определенную форму. Оперирование геометрическими знаками рассматривается как частный случай проявления того, что человек во многих случаях использует одни и те же принципы структуризации, будь то морфогенетическое, кинематическое или психофизическое овладение пространства (Петухов, 1981).

В исследовании чешских психологов (Шванцара и др., 1974) анализировались детские спонтанные рисунки, «марания». Обнаружено, что на самой первой стадии дифференциации изображений выделяется шесть основных геометрических форм, с помощью которых осуществляется детское непроизвольное самовыражение.

Для человеческой психики свойственно кодировать окружающую действительность в виде геометрических символов. Известны клинические эксперименты К.Юнга (1949) с рисованием, в результате которых исследователь обнаружил спонтанное воспроизведение многими людьми, находящимися в определенном состоянии, первичных геометрических форм в виде архетипного символа — внешний круг с вписанным в него квадратом. При этом исключалась их предварительная осведомленность об этом распространенном в мифах и ритуальных изображениях совершенно различных культур образе. Таким образом подтверждалась гипотеза о том, что геометрический код является одним из основных алфавитов, используемых человеком в процессе освоения мира.

Наряду с индивидуальными символами, в конструктивном рисунке фигуры человека, используемом в качестве диагностического средства в тесте ТиГр , отражаются и архетипические признаки, присущие геометрическим формам (Вяч.Вс.Иванов, 1978; Топоров, 1990) и оказывающие влияние на восприятие семантических значений предпочитаемых форм. Среди исследователей архетипов существует несколько общепринятых положений, которые имеют отношение к разрабатываемому подходу:

· чем ближе символ соответствует внесознательному материалу, организованному вокруг архетипа, тем более сильный, субъективно значимый ответ вызывает он у субъекта;

· образ становится символом, когда он включает в себя значение большее, чем очевидно из его непосредственного восприятия;

· символические образы часто репрезентируют представления, которые мы не можем ясно определить или полностью понять.

Карл Юнг (1964) отмечал, что архетип — это тенденция формировать репрезентации, которые могут сильно различаться в деталях, не теряя основной структуры. Геометрические символы представляют собой своеобразную «азбуку», поняв которую, можно получить важную информацию о психическом и физическом состоянии человека. Геометрический код используется для унификации объектов — в ТиГр таким объектом является фигура человека — и является удобным средством для создания универсальных схем, иллюстрирующих единство разных аспектов взаимодействия человека с миром.

В работах структуралистов, семиотиков и культурологов часто отмечается противопоставление некоторых основных геометрических символов, например, круга и квадрата, отраженное в различных сферах человеческих представлений и деятельности: мифах и сказках, живописи и архитектуре. В дифференциально-психологическом исследовании это положение получило и экспериментальное подтверждение. Стратегии предпочтения используемых в ТиГр основных геометрических форм связаны между собой отрицательной корреляционной связью, и эта закономерность воспроизводится на выборках, различающихся по полу, национальному составу, возрасту, профессии. То есть зафиксированное в культурных образцах противопоставление геометрических символов отражает свойственные людям индивидуально-психологические различия, проявляющиеся в предпочтениях. Образно говоря, если языком сознания является слово, то основным языком внесознательной сферы психики является символ — геометрический и цветовой.

Коды в виде геометрических форм являются элементами эволюционно более ранних информационных стратегий, благодаря которым устанавливается контакт между психикой человека и окружающей действительностью. По мере того как возникали более сложные системы кодирования и передачи сигналов — язык, письменность, искусство — употребление простейших, первичных, символов становилось все более внесознательным, автоматическим, само собой разумеющимся.

Факты подтверждающие, что внесознательное разных людей включает в себя идентичные геометрически фигуры, символизирующие совершенно определенные состояния и отношения человека с миром, тем не менее не сразу привели к постановки задачи изучения существующих предпочтений, определяющих индивидуальные различия между людьми в оперировании формами.

Схожие по механизму формирования феномены, описывающие общепсихологические закономерности, были выявлены гештальт-психологами. Согласно постулатам этой школы, существуют «удобные» и «неудобные» для восприятия структуры, формы, фигурно-фоновые соотношения. Было положено начало исследованию (Witkin , 1961; Klein , 1954) помимо общих, частных, индивидуально-специфичных и типологических, закономерностей восприятия. Например, предпочтение субъектами с определенными психологическими особенностями восприятия определенных, более «удобных» для существующей у них перцептивной организации, форм или фигурно-фоновых соотношений по сравнению с другими.

Известно, что совершенно иное приложение формам нашел Г.Роршах (1913), предложив свой тест неопределенных геометрических форм, полученных с помощью чернильных пятен. Р.Хольцман (1957) поставил задачу по стандартизации этого самого распространенного в настоящее время и наиболее сложного проективного теста. Исследователю удалось добиться определенных результатов на основе широкого применения статистических процедур.

Геометрическая форма, очевидно, является первоэлементом, наиболее элементарным проявлением архетипа. Образуя значительный слой универсальных культурологических знаков и символов, геометрические формы, выступающие как отражение признаков внешнего мира, влияют на соответс­твующие структуры психики и могут моделировать при этом и новую реальность. В частности, на этом их свойстве основано использование геометрических символов для психофизического влияния на внесознательные области психического при разработке товарных знаков, эмблем и других рекламных атрибутов.

Изображение человека, равно как и геометрических форм, относится к архетипным образам. Наскальные рисунки человеческой фигуры, древнешумерское изображение человека, сделанное во 2 тыс. до н.э., и являющееся одним из первых в истории человечества, сконструированным из геометрических форм, наконец, настойчивые попытки ребенка изобразить самого себя и окружающих его людей — все это свидетельствует о значимости графического самопредставления для человека, использующего рисование как важнейшее средство самопознания и самовыражения. Известны лишь очень немногочисленные примеры, когда в культуре нации были совершенно не развиты навыки рисования, а навык конструирования является базовым элементом любого вида деятельности человека.

В психографическом тесте предпочтений исследуются также характеристики, актуализированные с помощью механизма проекции и описывающие следующие основные закономерности:

· зафиксированные во внесознательной сфере психики представления человека о своих индивидуально-типологических особенностях;

· признаки символического отношения к себе;

· соотношение в субъективном семантическом пространстве архетипичных представлений о явлениях внешнего мира.

В специальном исследовании, проведенном авторами в течение 1985-2000 гг., с помощью ТиГр было обследовано около 5000 человек. Исследование проводилось на различных группах обследуемых (норма) в условиях естественного (70% обследованной выборки) и лабораторного эксперимента.

Помимо необходимого для любой тестовой процедуры исследования надежности и валидности, стандартизация проективных методик решает немаловажную задачу поиска точек соприкосновения, перехода от изучения самой неопределенной части личности — мира субъективных ощущений и переживаний — к попытке объективного анализа индивидуальных проявлений.

Стандартизация любого проективного теста с позиций формального подхода становится возможной лишь при наличии определенных методологических и методических предпосылок.

Концепция теста предпочтения семантики основных геометрических форм сложилась под влиянием нескольких направлений в изучении природы индивидуальности человека.

Формальный подход к изучению человека предполагает определение структуры человеческой индивидуальности и репрезентативности анализируемых параметров. Основы такого понимания природы индивидуальных свойств были заложены И.П.Павловым (1929) в концепции о типах высшей нервной деятельности и получили развитие в исследованиях свойств нервной системы как основы формально-динамической сферы психики (Б.М.Теплов, В.Д.Небылицын, В.М.Русалов).

При этом изучение формальной динамики поведения направлено, в первую очередь, на выявление типологических особенностей индивидуальности.

В русле проективного подхода исследуются индивидуальные особенности, находящиеся на пересечении сознательных и внесознательных структур психики. В проекциях человека, лежащих в основе его оценок и базовых представлений о себе самом и окружающем мире, отражается специфика взаимоотношений человека со средой, прошлый и актуализированный опыт, функциональные состояния.

Семиотический и семантический анализ поведения позволяет обозначить координаты феноменов, реализующихся одновременно в двух сферах исследования человеческих проявлений — феноменологической и экспериментальной. Изучение механизмов синестезии и природы семантико-перцептивных универсалий дает возможность с помощью экспериментальных способов конкретизировать и уточнить традиционное определение архетипа.

Исходя из имеющихся классификаций рисунка конструктивные рисунки, получаемые с помощью ТиГр , описываются на основе следующих определений:

· свободный рисунок, выполняемый при неявно заданном реальном объекте;

· символическое изображение, сохранившее черты передаваемого образа и обладающее при этом свернутым значением символа;

· графическая проекция автопортрета рисовальщика.

Основные отличия ТиГр от традиционных проективных и графических методик заключаются в том, что данный тест:

· создается как формализованный проективный тест предпочтений, выявляемых с помощью графической репрезентации;

· строится на выполнении заданий, связанных, в первую очередь, с созданием конструктивного образа, а затем уже с процессом рисования;

· позволяет количественно оценивать базовые архетипы восприятия геометрические формы и образ человека, а также типовые предпочтения применительно к этим координатам;

· предназначен прежде всего для диагностики индивидуальных и типологических особенностей взрослых людей, относящихся к условной категории «нормы», в то время как практически все рисуночные техники ориентированы на изучение психологических особенностей детей и клиническое обследование взрослых;

· разрабатывается на единой концептуальной основе, позволяющей проводить комплексную оценку результатов и интерпретацию показателей;

· является частью психологической системы изучения и диагностирования стиля человека с помощью тестов предпочтения — графических, конструктивных, невербальных и вербальных альтернативных заданий;

· выбор геометрических форм при конструировании фигуры человека основан на внечувственном (неосознаваемом) восприятии и предполагает, что каждый человек обладает этой уникальной возможностью;

· с помощью ТИГР а можно не только зафиксировать наличие некого эмоционального изменения у человека, но и установить его истинную причину. Но выносить ответственные решения на основе результатов явно не следует, за исключением особых случаев.

 

Характер. Поведение. Интеллект.

АРыЛЬНИЧАТЬ. Бездельничать, вести праздный образ жизни.

БаЖИТЬ. Капризничать.

БОРКуХА. Болтливая женщина.

БУСаР. Неряшливый, нечистоплотный человек.

БыРУШКА. Непоседа.

ВАВиЛО. Неопрятный, неуклюжий человек.

ВАРОВоЙ, ВОРоВОЙ, ВОРоВЫЙ. Проворный, расторопный.

ВЛёТЫВАТЬ. Работать с большим напряжением, «вкалывать»

ЗАКОМуРИСТЫЙ. Любящий балагурить.

ЗИМОГОР. Драчун, хулиган.

ЗЛАОХиТНЫЙ.Ехидный.

ЗРЯШНОЙ. Непослушный.

ИКШуТКИ.Бранно о детях.

КАМёНОК. Хулиган.

КОМяТА. Опасный человек.

КОРШуН. Работящий, трудолюбивый человек, работяга.

ЛоКАС, ЛоКОС. Лентяй, бездельник. ЛоКАСА ГОНяТЬ. Бездельничать.

МОДеЛЫЙ. Плаксивый.

МОЛяВИНА. Бойкая девочка.

НЕКОШНоЙ. Бран. Непутевый (о человеке).

НЕЛоВКИЙ. Неуживчивый, своенравный, сварливый, непутевый.

НЕРУСиМКА. Нелюдимый человек.

НЕСОюЗНЫЙ. Несговорчивый, упрямый.

ШаВКАТЬ. Усердно работать.

ШАРОПаН. Лентяй, бездельник.

ШаТИТЬСЯ. 1. Идти, двигаться. // Идти медленно, неторопливо. 2. Ходить, бродить.

ШАТИ¢ТЬСЯ. Потерять рассудок, сойти с ума.

ШВЕЁ. Неспокойный, слишком подвижный, суетливый человек.

ШЕВеЛЬ. Медлительный, нерасторопный человек.

ШиНЯ. Медлительный, нерасторопный человек, тихоня.

ШИПиЦА, ЩИПиЦА. О беспокойном, неусидчивом человеке.

ШИПуЛЯ. Неприветливый, угрюмый человек.

 

Родственные и др. отношения

БОЖаТКА. Старший родственник (дядя, тетка, сестра, брат), обычно тот (та), кто держит ребенка при крещении, крестный (-ая).

впоследствии становится посаженым отцом, матерью, руководит свадебным церемониалом.

ВАТаГА.Семья.

ЗАКУДеЛИВАТЬ.Находиться в близких, любовных отношениях, «крутить роман».

КОЛЯДа. Подруга.

НАХоЖИЙ. Незаконнорожденный (о ребенке).

ОДНОРяДНЫЙ. Родившийся один (в отличие от близнецов).

ШАБЛа. Группа людей, компания.

 

Речь, коммуникация

аРаНДАТЬ. Экспр. Издавать громкие вопли с угрозами, ругаться.

ДЕКОВАТЬСЯ. Издеваться, глумиться. //Насмехаться.

ДОЧАБАТЬ. Изводить придирками, донимать.

ГаЛИТЬСЯ. Смеяться, насмехаться.

ГаЯТЬСЯ. Выражать своё недовольство грубыми словами, ругаться.

ЗУХАТЬ. Крикнуть, позвать кого-либо криком.

КАБАРа. Чепуха, ерунда.

КОЛЕДа, КОЛЕДа КОЛеДНАЯ, КОЛЯДа. Бранное слово.

КыГА. Бранное слово.

ЧЕВыКАТЬ. Много и быстро говорить.

ЧиШКА В НОС,ПаРА КОЛёС. Благопожелание человеку, который чихнул.

ШОЛЫГаНИТЬ. Кричать, шуметь.

ЩЕЧиТЬ. Говорить без толку, пустословить, болтать.

Неспециализированные действия

БуЧКАТЬ. Пить.

ВаБИТЬ. Соблазнять, склонять к чему-либо.

ВСТРЕПЕСТеТЬ. Зашуршать.

ВЫГаИВАТЬ.Приводить в должное состояние, в порядок: убирать, чистить, обрабатывать и т. п.

ВыПЕСТИТЬСЯ.Высвободиться, вырваться, выбраться.

ВыСТЕГНУТЬ.Вырвать из рук, выбить, вышибить. 2. Выронить.

ВыТАМЖИТЬ. Выпросить что-либо.

ВыТОРКАТЬ. Уничтожить, истребить.

ДОКОКНУТЬ. Экспр. Прожить, просуществовать до какого-либо срока, дожить.

ЕРЫКНУТЬСЯ. Повалиться, упасть.

ЁКНУТЬ. Переместиться, подвинуться.

ЖАХРОВаТЬ, ЖИХРОВАТЬ. Проживать, пребывать, иметь жилище где-либо.

ЖИЛОВаТЬ. Временно жить, проживать.

ЗАБОРКАТЬ. Застучать, зазвенеть.

ЗАВАРИВАТЬСЯ. Загорать, становиться смуглым под воздействием солнечных лучей.

ЗАКЛОЧИТЬ. Привести в беспорядок, спутать, взлохматить.

ЗАПУСТОМОИТЬ. Запачкать, загрязнить.

ЗАРаЧИВАТЬ. Зацеплять.

ЗАСОРОЧИТЬ. Ударить чем-либо колющим, режущим; ткнуть.

ЗАСТеГНУТЬ. Убить.

ИЗБАСиТЬ.Износить.

КЛЕВиТЬ. Огорчать, расстраивать.

КОЛоНУТЬ. Шлёпать.

КОРШиТЬ. Работать, заниматься чем-л.

ОБЛИНеТЬ. Бояться.

ОБМоЗГНУТЬ. Потерять первоначальный вид.

ОБРУСНиТЬ. Ободрать, оцарапать (кожу).

ОБРЮХаТЬСЯ. Провалиться, проваливаться.

ОБРюХОВАТЬ. Безл. Затягивать, засасывать.

ОКаТИТЬСЯ. Уснуть.

ОКыРКАТЬ. Очистить, отскоблить.

ОПРыСКАТЬ. Ободрать, очистить.

ШИРыХАТЬ. Чесать, расчесывать.

ТРУД. БЫТ.

Производственная деятельность

Полеводство

БРуСНиТЬ. Отбивать в ручную или с помощью специальных приспособлений головки с семенем льна (конопли) от стеблей.

БУКОРёНОК. Пугало, чучело для отпугивания птиц.

ВЫРеЦ. Рассадник в виде ящика, сруба, долбленого корыта на столбах или земляной насыпи, огороженной досками, для выращивания рассады капусты, брюквы и т. д.

ВыТЛИТЬСЯ. Прорасти (о семенах).

ГоИТЬ. Обрабатывать, возделывать землю, посевы: скашивать траву, пропалывать, удобрять и т. п.

ГОЛОВа.1. Верхняя, колосовая часть снопа. 2. Нижняя часть снопа по срезу стеблей.

ГУЗоВ Нижняя, без колосьев, часть снопа.

КоКША. Отходы после обработки злаковых (реже зерновых) культур.

МАТУШиТЬСЯ. О картошке: становиться твердым.

НАБРуСНИТЬ. Собрать что-либо пригоршнями, обрывая или обдирая со стебля, ветки.

ОБРуСИТЬ, ОБРуСНИТЬ. Очистить семя или зерна от семенных коробочек.

ОСТРОДыМ. ПОЙМаТЬ ОСТРОДыМА.Закончить уборку на поле.

 

Животноводство

ОКАМеЛЫШ. Бугорок на месте отпавшего рога у животного.

ОПёНЫШ. Основание рога коровы, шишковидный нарост на месте рога.

яГаРМА. Употребляется как бранное слово по отношению к непослушному животному.

Хозяйственная деятельность

БуК. Деревянный чан для кипячения и отбеливания белья и пряжи

БУЧИТЬ. Парить (белье, кудель), подвергать действию пара, кипятка со щелоком с целью очищения, отбеливания.

ВыБУЧИТЬ.Отстиратьпоследлительногозамачивания.

ГоИТЬ. 1. Прибирать, мыть, наводить порядок где-либо. 2. Делать чистым по составу, очищать.

КЛеЧ. Деревянный рычаг.

Охота и рыбалка

БОРаШЕК. Деревянная дужка, служащая креплением для подвижной части охотничьей ловушки.

ВаНДА, ВаНДОЧКА, ВаННА. Ловушка на рыбу, сплетенная из ивовых прутьев. ВаНДЕШНИК. Промежуток в перегораживающем реку рыболовном заколе, куда ставится ловушка на рыбу

ВеШНЯ.Снасть для ловли щук.

ГАВИТаН. Охотничья ловушка – петля.

ДОЛОБа.Звериный след на траве.

КАЛяБКА. Часть слопца – ловушки на мелких зверей.

КиШКА.Грузило рыболовной сети.

КОЛяБКА, КОЛяПКА. Деталь ловушки (на птицу).

КРОХаЛЬ. Длинный шест с берестяными лентами на конце, с помощью которого выгоняют рыбу из глубоких мест.

МОДеЯ. Лесной охотничий костер.

НоДИЯ, НоДЬЯ, НоТЬЯ, НоТЯ, НоЯ.1. Костер, возле которого в лесу ночуют охотники; представляет собой два тлеющих бревна, положенных друг на дружку. 2. Шалаш, сделанный охотником для ночевки.

Транспорт

БаЛО. Приспособление для загибания полозьев, дуг, колес.

БУНТа. Штабель особым образом сложенных бревен, приготовленных для сплава

БуСА. 1. Лодка, выдолбленная из одного куска дерева. 2. Лодка, состоящая из двух выдолбленных кусков дерева.

ВИДиЛИНА, ВИЗиЛИНА, ВИТиЛИНА. Поперечная перекладина, скрепляющая бревна плота.

ВОРоБИНА.Весло на плоту.

ЗАВЕРюХА. Палочка, которой закручивают ветвь, скрепляющую брёвна плота, чтобы вязка была крепче.

КОБЫЛиНА, КОБыЛКА. Поперечный брус, на котором укреплен руль плота.

КоПАНИ. Множ. Сани, на которых возят навоз на поля.

КОРОВаНКА. Жилое помещение на плоту.

МУТа. Поток бревен, плывущий по реке. МУТоЙ. Нареч. Беспорядочно, сплошным потоком, не связывая в плоты (о сплаве леса).

ОДЁР. Телега с высокими бортами для перевозки сена.

 

Дом

БЕЛиЛЬЦА. Перекладины у ножек стола.

БОРНуК, БОРОНДУЧоК. Крылечко.

ВЕПРЬ. Деревянный остов, каркас для сбивании глиняной печи.

ГоЙКА. Чистота, порядок.

ЗАПёШКА.Вьюшка в русской печи.

НаРБА, НаРБИНА. Перекладина; планка; поперечина, скрепляющая доски двери, пола, плота и т.п.

ОБНоСКА1. Полочка в углу комнаты для икон.

 

Утварь. Хозяйственные принадлежности

БЕЛуШКА. Пивная чаша, выдолбленная из дерева.

БРИЛа. Откидная крышка у заплечной корзины.

БУК, БУЧЕНИЦА. Устар. Деревянная кадка на ножках с отверстием сбоку для слива воды, в которой кипятили и отбеливали белье и пряжу. В бук наливали воду, нагревали её, опуская в нее раскаленные камни, затем клали белье, покрывая его сверху соломой, на которую сыпали золу и лили горячую воду для получения щёлока; воду в буке меняли несколько раз.

ВеКО. Плетеная из дранок крышка от лубочной посудины, имеющей форму решета.

ВЬюШКА. Приспособление для процеживания пива, сусла.

КУТыЛЬ. Узел, сверток; заплечный мешок.

МОВЧаНКА. Расписная деревянная чашка.

МоРДОЧКА. Плетенная из тонких прутьев решетка (фильтр), используемая для процеживания пива, для сушки грибов и др.

ОПАЛиЦА. Тяпка.

Пища. Приготовление пищи

БАРДАБа. Перекисшее тесто

БИЛиЖА. Простокваша.

БУРДОMаГA. Название слабоалкогольного напитка домашнего изготовления.

ВыЗОБАТЬ. Съесть, выпить полностью.

ГОЛоВКА.Дрожжевая заправка для пива.

ГРуДА.Раскаленные камни, которые кладутся в котел для варки пива. ГРуДУ САДиТЬ (НАСАДиТЬ). Опускать (опустить) раскаленные камни в котел для варки пива.

ГРуЗНОЕ МаСЛО.Сливочное масло.

ГуЩА. Творог.

ЕЛыЧ. Рассол, в который кладут для засолки овощи, рыбу, мясо и т. п.

КЛёК. Сорт пива.

ЛЮБОВиНА.Хорошее мясо, мякоть, филе.

МоЗГЛЫЙ. Прокисший (о продуктах).

НАОДаТЬСЯ. Напиться допьяна.

ОБеДНАЯ БеЛУШКА, ОБеДНАЯ ЧаША.Чаша, которой обносят всех гостей по очереди, угощая их пивом.

ОМоЗГЛЫЙ. Кислый (о молоке).

ОМоЗГНУТЬ. Скиснуть (обычно о молоке).

ЧЕЛПаН. 1. Круглый хлеб, каравай. 2. Хлеб, испеченный из ржаной муки и картофеля. 3. В свадебном обряде – каравай, который клали невесте на голову перед тем, как снять платок.

ЧЕЧуЛИНА. Отдельная часть, кусок чего-либо.

ЧЕЧуЛЯ. Кусок сахара.

 

Одежда. Обувь

АГЛЕЧуХА. Устар. Старинный головной убор из плотной ткани с высоким щитком, расшитым бисером или стеклярусом, который носили замужние крестьянки.

БРоНЗЫ. Кружева.

ДЕЙША. Вид верхней женской одежды — широкое пальто со складками на спинке.

ГаЧНИК. Шнур или тонкая веревка, заменяющие пояс в юбке или ремень в брюках.

ГРИБ. Оборка на подоле или рукаве женской одежды.

ЗАНАПеРСНЯ. Манжета.

ИСКоСИНА. Легкий головной платок для повседневной носки, косынка.

ШЁПТАНИЧЕК. Детская обувь.

 

КУЛЬТУРА

НАиВКАТЬ. Напеть песен, частушек и т.п.

ЗАЧИЩЕ. Вечернее собрание молодежи, посиделки.

КУЛЕШМеНЦЫ 1. Нечистая сила, появляющаяся на Святки. 2. Ряженые.

Игры. Игрушки

БАБУШКА. Общее название детской игрушки.

ДОЛГИ. Пятнашки.

Свойства. Качества

ВЗБЕГОВаТЫЙ.Резко, круто заостряющийся кверху.

ВШУТи. Нареч. Легко.

ДиВНЫЙ1. Большой.

ДИВЬя. Хорошо.

ДОТЮКИ. Как нельзя более, до крайнего предела.

ВыПЛЕСТИ.Тлея, сгореть, выгореть.

ВыСЕКНУТЬ. Вытечь по капельке, иссякнуть.

ЗАПЛЕЛЫЙ. Опалённый огнём, пожелтевший от огня. ЗАПЛЕТЬ. Опалиться огнём, пожелтеть от огня.

КоЛБА. Утолщение, более толстая часть чего-л.

КоЛБКА. Куча, большое количество чего-л., наваленное или насыпанное в одном месте.

МОДеТЬ. Слабо гореть, тлеть; мерцать.

МоДОМ. Медленно, плавно, ровно, без напряжения.

НяШЕВАТЫЙ. Разжиженный, кашеобразный.

 

–––

КоВАДНИ. Нареч. На днях, недавно.

НА ЧИЛе. На месте, спокойно.

НЕ ВыЙ! Не мешай!