Вопрос №1: Психологическая диагностика как наука и практическая деятельность

План:

1) Основные понятия

2) История психодиагностики

3) Психодиагностика как наука

4) Психодиагностика как практическая деятельность

5) Авторы

6) Список литературы

1. Психодиагностика (Гуревич К.М)— психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека.

Психологический диагноз (Бурлачок Л.Ф.)- результат исследования, направленный на выявление сущности индивидуально- психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния.

Исследование (Д.Н.Ушаков) — научное сочинение, в котором исследуется какой-нибудь вопрос.

2. Собственно история психодиагностики как методологии разработки научно обоснованных компактных методов выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX века под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии. Первым ее источником стала экспериментальная психология. И это закономерно, так как экспериментальный подход лежит в основе психодиагностических методик. Началом возникновения экспериментальной психологии условно считается 1878 г., так как именно в этом году Вильгельм Вундт основал в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии. В его лаборатории изучались в основном ощущения и вызываемые ими двигательные акты — реакции, а так же периферическое и бинокулярное зрение, цветоощущение и пр. По образцу лаборатории Вундта создаются подобные экспериментальные лаборатории и кабинеты в других странах. В Англии кузен Ч.Дарвина Френсис Гальтон впервые включил в состав предложенной им новой комплексной науки «антропометрики» особые измерительные испытания не только физических характеристик человека, но также пробы на остроту зрения и слуха, время моторной и словесной ассоциативной реакции и т.п. Именно Гальтон предложил термин «тест», и с его именем по праву связывается начало уже не предыстории, а собственно истории психодиагностики.

Таким образом, первоначально психодиагностика стала складываться как наука о методах экспериментальной дифференциальной психологии, изучающая психологические различия между людьми экспериментальным путем.

3. Психодиагностика как теоретическая дисциплинарассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правила ʼʼдиагностических умозаключенийʼʼ, с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психического состояния, структуры, процес­са к констатации наличия и выраженности этих психологических ʼʼпеременныхʼʼ. Иногда такие правила сравнительно просты, иногда довольно сложны, в одних случаях ʼʼвстроеныʼʼ в сам диагностичес­кий инструмент, в других – требуют особой работы с диагностичес­кими показателями: стандартного сравнения профилей, расчета интегральных показателей, сопоставления с альтернативными диагностическими пробами, экспертной интерпретации, выдвижения и от­брасывания гипотез.

6 стр., 2640 слов

Индивидуально–психологические особенности проявлений мнестических процессов

... в этой работе.2 ОСНОВНЫЕ МНЕСТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МНЕМТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ2.1 ОСНОВНЫЕ МНЕСТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫОсновными процессами памяти являются: запечатление, ... сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально заученным в психологии называют реминисценцией (от лат. reminiscentia -- припоминание). Оно обусловлено снятием ...

4. Практическая психодиагностика относится к теоретической аналогично тому, как инженерная эксплуатация технических устройств к их разработке и конструированию. Т.е. практическая психодиагностика предполагает полезные навыки, интуицию, богатый опыт, свод правил применения психодиагностических инструментов, основанных на знании свойств измеряемых переменных и измеряющих инструментов, на знании этических и профессиональных норм психодиагностической работы. Психодиагност-практик должен понимать и уметь квалифицировать условия проведения обследования и учитывать их при сопоставлении индивидуальных данных с нормативами. Практическая психодиагностика предполагает также учет мотивации клиента на обследование и знание способов ее поддержания, умение оценить состояние обследуемого в целом, знание и навыки сообщения информации обследуемому о нем самом, чуткость к действиям, которые непроизвольно могли бы нанести вред обследуемому, способность интерпретировать полученную информацию и многое другое.

5. В. Вунд , Ч. Дарвин, Ф. Гальтон, Г. И. Россолимо, В. М. Блейхер, С. М. Морозов, А. А. Бодалев, В. В. Столин, А. Анастази и т.д.

6. Список литературы:

1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. – Спб.: Питер, 2004. – 351с.

2.

3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Вопрос №2: Проблема соотношения обучения и развития в отечественной и зарубежной психологии.

План:

1) Основные понятия

2) Проблема соотношения обучения и развития в отечественной психологии

3) Проблема соотношения обучения и развития в зарубежной психологии

4) Авторы

5) Список литературы

1. Обучение (Л.С.Выготский)— движущая сила психического развития.

Развитие (по Пиаже)— это переход от низший стадии к высшей.

Зона ближайшего развития (Л.С. Выготский)- уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности

Зона актуального развития (Л.С. Выготский)— представляет собой совокупность знаний, умений и навыков ребенка, которыми он владеет на высоком уровне в данный момент времени.

2. В отечественной психологии эта проблема была впервые сформулирована Л. С. Выготским в начале 30-х гг. Он обосновал ведущую роль обучения в развитии, отметив, что обучение должно идти впереди развития, быть источником нового в развитии. Введенное им понятие «зона ближайшего развития» раскрывает это общее теоретическое положение: ребенок, обучаясь с помощью взрослого, успешно начинает выполнять то, чего он до этого не мог выполнить самостоятельно. Мера этой помощи (способность ее воспринять) выступает как показатель потенциальных возможностей ребенка к обучению. То, чего ребенок уже достиг к моменту обучения, характеризуется Л. С. Выготским как «зона актуального развития».

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... мышления, памяти, ощущения, эмоций, мотивации. Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Предмет: факты, механизмы и ... отражающий саморегуляцию индивида. Социальная психология личности исследует закономерности и причины поведения личности в контексте реальной группы, проблемы лидерства, эмоциональных связей между ...

Интенсивные исследования отечественных психологов в 40 — 60-е гг. способствовали дальнейшей разработке проблемы О. и Р. прежде всего по линии выявления условий, при которых обучение становится развивающим, определения конкретных форм обучения, обеспечивающего более высокое умственное развитие детей различного школьного возраста в условиях как индивидуальных, так и групповых экспериментов (с целыми классами).

При этом одни психологи придавали решающее значение изменению содержания образования (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов), другие достигали развивающего эффекта обучения г. о. посредством усовершенствования методов обучения (Л. В. Занков), третьи пытались средствами обучения изменить способы умственной деятельности школьников и тем самым повысить эффективность усвоения (Н. А. Менчинская, Б. Н. Богоявленский, Е. Н. Кабанова-Меллер и др.).

3. Между обучением и развитием отсутствует связь (Ж.Пиаже).

Эта независимость выражается, в частности, в том, что мышление ребенка проходит через известные стадии, независимо от того, обучается он или не обучается. А относительность независимости этих процессов состоит в том, что для того, чтобы обучение стало возможным, развитие должно подготовить для этого соответствующую основу. Обучение в этом случае «идет в хвосте развития», оно как бы надстраивается над созреванием. Согласно этой теории, развитие ребенка есть следствие внутреннего, спонтанного самоизменения, на которое обучение не оказывает никакого влияния;

Обучение и развитие — тождественные процессы (У. Джемс, Э. Торндайк и др.).

Считается, что ребенок развивается в меру того, как он обучается, поэтому развитие есть обучение, а обучение и есть развитие. Каждый шаг обучения считался и шагом развития ученика. При этом Э. Торндайк не видел разницы между обучением человека и обучением животного, отрицал роль сознания в обучении.

Между обучением и развитием существует тесная связь (К. Коффка).

Она рассматривает само развитие как двойственный процесс: как созревание и как обучение. А отсюда следует, что созревание как-то влияет на обучение, а обучение, в свою очередь, влияет на созревание. При этом обучение понимается как процесс возникновения новых структур и усовершенствования старых, а поэтому обучение может идти не только вслед за развитием, но и впереди него, вызывая в нем новообразования. Данная теория разводит процессы обучения и развития и вместе с тем устанавливает их взаимосвязь (развитие подготавливает обучение, а обучение стимулирует развитие).

3 стр., 1486 слов

Развитие сохраннных анализаторов

... предметы более ускоренно, в соответствии с жизненными задачами. Это необходимо для успешного обучения ребѐнка в школе. Известно, что в дошкольный период освоение мира ... произвольное внимание и восприятие, память, творческое воображение. Только организованная коррекционно-воспитательная работа по развитию ранней сенсорной сферы детей с нарушением зрения обусловливает положительный результат в ...

4. Авторы: Л.С. Выготский, Ж.Пиаже, К.Коффка, У.Джеймс, Э.Торндайк, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков

5. Список литературы:

1.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976

2. http://agespsyh.ru/shpargalki-po-vozrastnoj-psikhologii/30-voprosy-k-jekzamenu-po-discipline-psihologija/603-problema-obuchenija-i-psihicheskogo-razvitija-v.html

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.

4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ