Морально-этические принципы проведения психодиагностического исследования.
К сожалению, в отечественной психодиагностике пока неоправданно мало внимания уделяется этическим проблемам, возникающим в диагностических исследованиях. В публикуемых работах чрезвычайно редко встречается обсуждение этических аспектов тестирования. В лучшем случае бегло упоминается о том, что необходимо сохранять в тайне полученные результаты, не повлиять пагубно на испытуемого. Разработанные в последние годы в некоторых странах СНГ (например, в России и Украине) этические кодексы психолога страдают обилием общих мест, а главное — отсутствует система контроля над их исполнением.
Опыт работы зарубежных психологов, специалистов в области психодиагностики свидетельствует о том, что в разработке, издании и использовании тестов мы сталкиваемся с многочисленными этическими проблемами. Образцом нормативно-правового регулирования практической, в том числе и психодиагностической, деятельности психолога являются достаточно многочисленные и постоянно дополняемые документы, принятые Американской психологической ассоциацией (подробнее см. А. Анастази, С. Урбина, 2001).
Упомянем лишь об основных проблемах, которые неоднократно обсуждались нашими зарубежными коллегами.
Несмотря на то что существует множество тестов, все они должны отвечать требованиям, которые достаточно полно описаны в «Стандартах для психологических и образовательных тестов», а деятельность психолога регулируется «Этическими стандартами и кодексом поведения». Каждый пользователь теста должен располагать сведениями о валидности и надежности используемого теста, ограничениях, связанных с его применением. Необходимо уделять большое внимание отбору тестов, интерпретации полученных результатов. Любой из используемых диагностических инструментов должен отвечать целям исследования. Профессиональные психологические инструменты должны быть недоступны для каждого, желающего их использовать (к сожалению, в странах СНГ приобретение тестов зависит лишь от желания и денег, необходимых для их покупки. Это достаточно яркая иллюстрация «действенности» принятых этических кодексов. Привычное у нас предание гласности — путем публикации «для всех» — отдельных тестов делает их невалидными).
Особые требования предъявляются к работе с компьютеризированными тестами. В этом случае всегда существует риск получения неточных данных. Нужно также всегда помнить о том, что компьютерное тестирование никогда не может проводиться непосредственно испытуемым, без участия психолога. Неквалифицированное применение таких методик способствует появлению у пользователя ошибочных, искаженных представлений о себе, своих возможностях, нередко оказывает психотравмирующее воздействие. Большое значение придается конфиденциальности результатов тестирования.
Понятие тест, тестирование
... педагогического теста принадлежит американскому психологу Э.Торндайку. Особым путем шло проникновение тестов в Россию. До 1917 года вопросам тестирования уделялось недостаточное внимание. Практическое значение тесты получили ... образования Запада. Специфика национальных систем образования такова, что в одних странах тесты как средство контроля получали активную правительственную и научную поддержку (в ...
Специалист в области психодиагностики не просто работает с людьми, но и обладает большими возможностями воздействия на них, а это налагает огромную ответственность. Мы должны постоянно помнить о том, что результаты наших исследований всегда приобретают личностный смысл для обследуемого. Отсюда вытекает важнейшее требование профессиональной этики психолога — не причинить морального ущерба личности. Психодиагностическим исследованиям должен быть чужд дух «наклеивания ярлыков», предвзятого отношения к обследуемому. Такое обоюдоострое оружие, как диагностическая методика, тест, может быть доверено только специалистам, имеющим необходимый опыт работы (а в случае функционирования системы контроля за профессионально-этической деятельностью психологов — имеющим соответствующую лицензию).
В противном случае создается возможность нанесения морального урона личности, происходит дискредитация психодиагностических исследований.
Следуает отметить, что процедура оценки как таковой, вызывает большое напряжение у испытуемых. В этих условиях необходимо, с одной стороны, минимизировать искажающее влияние эмоционального состояния на получаемые результаты, а с другой- не потерять диагностически важную информацию.
Правила использования психодиагностических тестов:
- Неорбходимо применять лишь теоретически хорошо обоснованные и практически проверенные методики;
- Обязательно соблюдать профессиональную тайну как в отношении технологии тестирования, так и по поводу его результатов;
- Строить отношения с обследуемыми на партнерской основе.
- Это означает, что нельзя злоупотреблять их доверием; следует обязательно предупреждать о том, как будет использоваться диагностическая информация и кто будет иметь к ней доступ: необходимо создавать условия для получения испытуемым информации по данным тестирования;
- При запросе со стороны испытуемого о результатах тестирования предоставлять информацию в позитивном виде, делая ударение на потенциальных возможностях испытуемого избегая негативных оценочных суждений;
- Не допускать к психодиагностической и аналитической работе, требующей высокой профессиональной квалификации, лиц, не прошедших и специальное обучение, а так же нарушающих требования профессиональной этики.
Для содания благоприятной психологической атмосферы, снижения напряженности у испытуемого и в конечном итоге получения достоверного результата при тестировании следует придерживаться следующих основных правил:
- Заранее согласовывать с испытуемым дату, время обследования, обязательно сообщать о его продолжительности;
- Тестирование следует просводить в отдельном помещении, с соблюдением необходимых санитарно-гигиенических норм( площадь на 1 испытуемого не менее 3 м3, наличие вентиляции, окон, приятный интерьер и пр.) , при отсутствии телефонов и других отвлекающих моментов;
- Перед тестираванием важно установить психологический контакт с испытуемым, еще раз сообщить о времени, необходимом для прохождения тестирования, выразить уверенность в способности испытуемого справиться с заданиями, сообщить, что полученная информация является конфеденциальной, позволяет выявить потенциал кандидата (в том числе и скрытый) и является не только основанием для принятия кадрового решения, но и подспорьем в ходе его профессиональной адаптации на новом рабочем месте;
- Не следует сообщать испытуемому подробности об интерпритациии результатов- это може повлиять на уровень их достоверности и будет способствовать девализации методики;в отношении испытуемого следует занять партнерскую позицию (“Мы делаем с вами общее дело, мы заинтересованы в получении достоверной информации и будем благодарны за нее”), взаимодействие с позиции силы (“Сейчас мы все про вас узнаем!) недопустимо;
- Во время психодиагностического обследования следует буть приветливым, вежливым, проявлять готовность придти на помощь в случае необходимости;
- Во время тестирования следует предусмотреть 10-минутные перерывы через каждый час работы;
- При интересе со стороны испытуемого к результатам тестирования следует выразить готовность предоставить эту информацию в устой конспективной форме и сообщить, когда это может быть сделано;
- При завершении обследования следует проинформировать испытуемого о дальнейшем взаимодействии(сроки, форма и пр.) и обязательно поблагодарить за проделанную работу.
Поведение испытуемого во время выполнения тестов может служить дополнительным источником информации о его индивидуально-психологических особенностей.
Тема 1.Тесты интеллекта
... Столяренко. Р.на/Д., 2000. Психологические тесты: Тестирование интеллекта. Психологическое тестирование. Профессиональное тестирование / Сост. Ахмеджанов Э. – М., 1996. Психологические тесты-1: Профессиональная пригодность. Имидж и ... социально-психологический норматив, тестовый профиль испытуемого, интерпретация данных, коррекционность теста, профориентация, качество обучения, способности. Вопросы ...
2. Этические стандарты психологической диагностики
Этические стандарты психологической диагностикипредставлены в документе регламентирующем деятельность в области психометрических измерений(тестирования) –«Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик».
Они разработаны в соответствии с основными требованиями профессиональной этики, принятыми за рубежом, в странах с широкой и хорошо организованной сетью психологических служб. Поскольку в нашей стране практическая психология является относительно молодой и пока недостаточно структурированной отраслью, она не имеет действующих органов и способов контроля за практикой отдельных психологов. Поэтому предлагаемые «Нормы…» не носят характера закона, обязательного для исполнения, их нарушение не может повлечь за собой каких-либо официальных санкций. Цель «Норм…» — дать практикующим психологам четкие ориентиры в том, что касается этики поведения психодиагностических обследований. В основе Норм…» лежат общепризнанные права — человека, и основным критерием и контролером их выполнения должна являться -профессиональная честность и гуманность самих психологов.1
Заключение по результатам психологического обследования испытуемого 2
... рентную установку (симуляцию расстройств восприятия и мышления). Таким образом, по результатам обследования можно говорить о наличии признаков органического ППС (гиперстенический вариант): снижение ... ситуации, испытуемый спокоен, несколько отстранен, но импульсивен. Сложности… При проведении обследования темп работы замедленный, уровень трудоспособности… Целью психологического исследования явилось ...
По мере продвижения нашего государства к правовому будут приняты законодательные и нормативные акты, определяю права человека при психологических обследованиях и регламентирующие работу прикладных психологов, и настоящие «Нормы…» рассматриваются как первый шаг в продвижении к этой цели.
Введение
Как любой научный инструмент, психодиагностические тесты, чтобы быть эффективными, должны правильно использоваться. Неверным представление о природе и цели тестов, а также неправильной интерпретацией результатов тесов объясняются многие из распространенных критических замечаний в адрес психологических тестов. В руках недобросовестного или неквалифицированного пользователя тесты могут принести серьезный вред.
Поэтому две основные причины необходимости контроля за использование психодиагностических тестов таковы: а) предотвратить всеобщую доступность содержания теста, которая делает его невалидным; б) гарантировать использование тестов только квалифицированными специалистами.
Для того чтобы предотвратить неправильное употребление психологических тестов, возникает необходимость в соблюдении ряда требований как к разработке и проведению самих тестов, так и к использованию их результатов.
1. Общие этические принципы психодиагностического обследования
- Психолог, запрашивающий у человека в ходе обследования сведения о его личности или допускающий, чтобы ему доверили эту информацию, делает это только после того, как обследуемый полностью осознал цели обследования, а также цели и способы использования этой информации.
Комментарий. Для эффективности обследования может быть необходимо скрывать от испытуемого истинную цель тестирования и специфику интерпретации его ответов, тем не менее личность не должна подвергаться какому бы то ни было тестированию обманным путем.
- Любой человек имеет право отказаться от участия в психологическом обследовании или эксперименте и тем самым оградить от нежелательного вмешательства свой внутренний мир.
- Когда обследование проводится в интересах какого-либо учреждения, обследуемый должен быть полностью проинформирован относительно использования получаемых результатов. Желательно также объяснить, что адекватная оценка его личности будет выгодна самому испытуемому.
1.3.1. Результаты обследования, проведенного по личной просьбе и в интересах обследуемого, не могут быть предоставлены какому-либо учреждению, если испытуемый не дает на это согласия.
- Если обследование проводится в интересах личности и по инициативе организации (школы, предприятия, вуза, суда и т. п.), то для использования полученных результатов в рамках этой организации дополнительного согласия обследуемого не требуется. Для передачи полученной информации за пределы организации необходимо согласие обследуемого.
- Если в силу необходимости защиты интересов общества или прав граждан результаты психодиагностического обследования должны быть сообщены другому лицу или в официальный орган, обследуемый должен быть поставлен об этом в известность.
- Обязательство хранить профессиональную тайну теряет силу, если положение закона обязывает психолога сообщить о полученной информации.
- При тестировании детей до 16 лет в области учебных достижений, навыков и умений достаточным является согласие школьного или педагогического совета; в случае же оценки личности необходимо индивидуальное согласие ребенка и его родителей. По просьбе родителей им должны быть сообщены результаты тестирования ребенка с соблюдением условий, указанных в пунктах 1.6 и 1.7. Относительно передачи сведений другим людям соблюдаются требования пункта 1.3 (всех его подпунктов).
20 стр., 9953 слов
Тест "Способность к обучению в школе" Г.Вицлака
... Мухина, А.С. Спиваковская. Сегодня эта методика популярна как у зарубежных, так и отечественных психологов. Существует немало систем интерпретации результатов теста "Рисуем семью". И хотя все ... Развитие методики шло по двум направлениям: изменение инструкции к заданию и расширение диапазона интерпретируемых деталей. Существует множество модификаций применения теста и обработки результатов. Ребенка ...
Представителями ребенка в данном случае являются его родители.
При психодиагностическом обследовании подростка 16 лет и старше требуется только его согласие.
- Во избежание неправильного обращения с тестовыми данными необходимо, чтобы доступ к ним подлежал строгому контролю.
Комментарий. Целесообразно выработать точные критерии для сохранения, уничтожения и доступности сведений об индивиде.
- При сообщении результатов тестирования необходимо учитывать особенности того человека, которому они предназначаются.
Комментарий. Например, при сообщении тестовых результатов школьника следует помнить, что эмоциональная причастность родителей и учителей к жизни ребенка может препятствовать разумному пониманию фактической информации.
- Индивиду не должны сообщаться результаты его обследования без их интерпретации специалистом. В ряде случаев необходим также соответствующий комментарий специалиста.
Комментарий. Даже если тест тщательно проведен и верно интерпретирован, сообщение тестовых результатов индивиду без возможности обсудить их более подробно может ему повредить. Например, школьник может быть сильно озадачен, узнав, что он плохо выполнил тест способности к обучению; серьезные нарушения в развитии личности могут быть усугублены, если больному сообщить результаты его тестирования.
Помимо обоих принципов, используемых в работе с психодиагностическими тестами, имеется ряд требований к лицам, связанным в своей профессиональной деятельности с разработкой и применением тестов. Это могут быть лица трех категорий:
а) психолог-психометрист, занимающийся разработкой и адаптацией психодиагностических методик;
б) психолог-пользователь, использующий в своей работе психодиагностические методики;
с) специалист-непсихолог, работающий в смежных с психологией областях (учитель, врач, социолог, экономист и др.) и применяющий в своей работе отдельные психодиагностические методики.
2. Требования к разработчикам тестов
- Психологом-психометристом (разработчиком психологических метод— может являться специалист в области дифференциальной психометрии, имеющий психологическое образование, должен знать и применять на практике методы математической статистики, обеспечивать вновь созданной (адаптированной) методике необходимые психометрические характеристики репрезентативности, надежности, валидности, установленные в специальных психометрических экспериментах.
- С целью оптимального использования достижений науки психолог-психометрист должен быть в курсе достижени психологии в целом и своей узкой специальности в частности, применять самым современные научные методы и способствовать применению их другими.
Комментарий. Это требование обусловлено следующей тенденцией. Возрастающая сложность психологии неизбежно приводит к усилению специализации психологов. В этом процессе специалисты по психометрии все больше и больше сосредоточивают свое внимание на техническом совершенствовании тестов и незаметно теряют представление о том, что происходит в смежных областях, таких как педагогика, детская психология, психология индивидуальных различий и генетическая психология. Так, технические аспекты построения теста исподволь сужают психологический кругозор тесто- лога, хотя тестовые показатели могут быть правильно поняты только в свете соответствующих знаний относительно поведения, которое тест предназначен измерить.
Психофизиологические методики. Определения метода, методики, теста
... минимум дополнительных условий и основаны на психофизиологических особенностях человека: например, теппинг-тест. Малоформализированные методики ü методики наблюдения (наличие плана и критериев); ü опрос (интервью); ü анализ ... тесты? 5. Можете ли вы привести еще какую-нибудь классификацию методов (например, по Ананьеву). Используемая литература. 1. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. ...
- Разработчик подготавливает руководство по применению методики в полном соответствии с официально принятыми «Стандартными требованиями к психологическим тестам». При этом руководство должно давать фактическое представление о том, что известно о тесте, а не быть средством его рекламы, представляющим тест в выгодном свете. Кроме данных, позволяющих оценить тест сам по себе, и информации о проведении, способах вычисления показателей и нормах теста, разработчик должен включать специальные рубрики, обеспечивающие корректное использование теста с процедурной и этической точек зрения.
- Обязанностью авторов теста является перепроверка тестов и их норм, с тем чтобы предупредить их старение.
- Разработчик отвечает за правильное определение круга специалистов, которым могут быть предоставлены материалы по использованию методики. Доступ к психологическим методикам должен ограничиваться людьми, чьи профессиональные интересы гарантируют правильное использование методики и чья квалификация позволяет интерпретировать результаты надлежащим образом.
Комментарий. В каталогах тестов приводятся те требования, которые должны удовлетворять их пользователей.
- Не следует выпускать для широкого применения неподготовленные тесты (не соответствующие стандарту).
Когда тест распространяется только с исследовательскими целями, это условие должно быть оговорено, а распространение теста — соответственно ограничено.
Комментарий. При проведении тестирования с исследовательскими целями в ходе его разработки необходимо придерживаться всех требований к процедурам применения теста и сохранения тайны.
Реферат «Основные виды деятельности психолога».Методики диагностики
... Истратова, О. Н. Справочник психолога-консультанта организации [текст] / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакуство. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 638 с. 5. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. ... / ред.-сост. Райгородский Д.Я. – Самара : Бахрах-М, 1998. – 496 с. 9. Психологические тесты / Под. ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, ...
- Научно обоснованные психологические тесты нельзя печатать в газетах, популярных журналах или брошюрах ни в целях описания, ни для использования их при самооценке.
Комментарий. В этих условиях самостоятельное оценивание может не только привести к признанию бесполезности теста, но и оказаться для индивида психологически вредным. Более того, любое разглашение тестовых заданий и ключей может сделать невалидным последующее применение теста другими людьми. Предоставление тестовых материалов таким способом является одной из причин искажения картины психологического тестирования.
2.8. В своей работе психолог-психометрист и издатель придерживаются всех требований по охране авторских прав.
3. Требования к психологу-пользователю
3.1. Психологом-пользователем является лицо, имеющее психологическое образование, работающее по этой специальности в исследовательских и практических учреждениях и использующее в своей работе психодиагностические методики.
3.1.1. Квалификация пользователя должна быть не ниже той, которая указана в руководстве к тесту.
Комментарий. Требование, чтобы тесты использовались только квалифицированными экспериментаторами, призвано защищать индивида от неправильного использования теста. Квалификация пользователя должна соответствовать типу теста. Так, например, для правильного применения индивидуальных тестов интеллекта и большинства личностных тестов требуется относительно длительный период интенсивного обучения и наблюдения за процессом тестирования, в то время как для тестирования учебных достижений нужна минимальная психологическая подготовка. Следует также заметить, что студенты, участвовавшие в учебном тестировании, обычно не готовы к самостоятельному проведению тестов или к правильной интерпретации тестовых показателей.
- Психолог осознает границы своей компетентности и ограниченность своих средств и не предлагает свои услуги, а также не использует методы, которые не удовлетворяют профессиональным стандартам, установленным в конкретных областях исследования.
- Психолог-пользователь должен быть способен правильно выбрать тест, исходя из поставленной перед ним задачи и особенностей обследуемого человека или выборки. Он несет всю ответственность за правильное применение теста и интерпретацию его результатов, а также за соблюдение этических норм по отношению к обследуемому.
- В своей деятельности психолог должен всегда соблюдать принцип «не навреди». Это относится главным образом к сообщениям как обращенным к испытуемому, так и о нем. Психолог должен выражать свое мнение, устное или письменное, с осторожностью.
Комментарий. Пользователь должен избегать субъективизма, препятствующего правильному суждению в отношении испытуемых, а также исключить любое возможное отрицательное воздействие на них, проистекающее из его поведения. При интерпретации данных обязательно следует рассматривать наряду с наиболее вероятной и альтернативную диагностическую гипотезу.
Профессионально-важные качества студентов-психологов 2
... студенты психологического факультета ПВК психолога; · рассмотреть ПВК работающих психологов; · провести эмпирическое исследование; · проанализировать полученные результаты и сделать выводы Методики исследования: личностный опросник Кеттела, тест на социальный интеллект Гилфорда ...
- Психолог-пользователь обеспечивает тщательное соблюдение всех стандартных требований при использовании методики. Он не имеет права отклоняться от стандарта в использовании методики, вносить модификации в уже изданную методику и распространять скорректированные инструктивные материалы. Работа по модификации и адаптации методики проводится лишь с согласия автора теста или организации, обладающей правом на данную методику.
- Недопустимо тестирование по почте.
Комментарий. Выполнение индивидом каких-либо тестов не может быть правильно оценено с помощью бланков, высылаемых и возвращаемых по почте. Такой способ не только не обеспечивает контроль за соблюдением условий тестирования, но также предполагает интерпретацию тестовых показателей без привлечения необходимой для этого информации об индивиде. В этих обстоятельствах результаты теста могут оказаться бесполезными и даже вредными.
- В своей профессиональной деятельности психолог-пользователь руководствуется своими знаниями и опытом, на основе которых он самостоятельно принимает решение и лично несет за него ответственность. В сомнительных и спорных случаях психолог обязан проконсультироваться с экспертом в соответствующей области и объективно рассмотреть полученные рекомендации.
Комментарий. В случае, если обследуемый находится на лечении, результаты которого могут измениться вследствие вмешательства психолога, последний может действовать только с согласия лечащего врача.
Пользователь не имеет права собирать статистический и психологический материал по изданным методикам с целью публикации научных статей и отсылки этих материалов разработчикам методик.
4. Требования к специалистам- не психологам
- В качестве пользователей психодиагностических методик могут выступать специалисты в смежных с психологией областях: учителя, врачи, социологи, инженеры, экономисты и пр.
- Специалисты- не психологи имеют право использовать только некоторые, хорошо теоретически и психометрически обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации результатов (например, тесты учебных достижений или профессиональной умелости).
Методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов, не могут использоваться специалистами- не психологами.
- Пользователь- не психолог должен предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной практической отрасли, о том, какие именно методики могут быть применены для решения поставленных задач.
Комментарий. Если психологи предупреждают пользователя о том, что правильное использование методики требует общих знаний по психодиагностике или специальной подготовки по овладению методикой, то пользователь обязан либо выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога, либо отказаться от проведения психодиагностики.
Подбор методик для психолого-педагогического обследования дошкольников ...
... инструментария по выявлению особенностей основных принципов психолого-педагогического обследования детей с нарушением слуха. .Изучить методику психолого-педагогического обследования детей с нарушением слуха. В основу курсовой ... его родителями работают и другие специалисты: детский психиатр, психолог, сурдопедагог. Они знакомят родителей с методикой специальных занятий с ребенком, дают советы по их ...
4.4. Пользователь, получающий доступ к психодиагностическим методикам, автоматически берет на себя обязательство по соблюдению всех требований профессиональной тайны, следует всем этическим нормам в проведении обследования по отношению к испытуемому и третьим лицам.
Рекомендации по использованию конфиденциальной информации
Правила пользования информацией
- Психологическая информация используется исключительно в служебных целях.
- Психолог по запросам должностных лиц, допущенных к информации, сообщает конкретную информацию на конкретный вопрос, ориентируясь при этом на корректность, на защиту интересов личности.
- Копии с вышеуказанных документов переснимаются только с разрешения начальника учреждения.
- Учёт размноженной информации осуществляется по экземплярно.
- Полученная информация хранится в надёжно запираемых, опечатываемых сейфах.
Обязанности пользователей психологической информацией
- Формулировать вопрос к психологу в конкретной форме.
- Обеспечить конфиденциальность предоставленной им информации.
- Принять меры по защите информации. Открыто не ссылаться на источник получения информации.
- Использовать информацию о личности и рекомендации психолога в строго служебных целях. Не использовать сведения о личности для достижения каких-либо личных целей или преимуществ, а также в частных интересах других лиц.
- Не подвергать личность психологическому воздействию со своей стороны.
- Применять и использовать только те приёмы, формы и методы работы с личностью, в которых пользователь является компетентным.
- Не оказывать отрицательного воздействия на психическое состояние личности.
Ответственность за разглашение психологической информации
- Лицо, виновное в разглашении психологической информации, несёт ответственность в соответствии с требованиями нормативных документов, регламентирующих порядок ведения и хранения служебной документации.
- О фактах разглашения психологической информации ставится в известность начальник учреждения, которым назначается комиссия для расследования обстоятельств утраты или разглашения. Дисциплинарная ответственность налагается руководителем учреждения.
- Незнание правил пользования психологической информацией о личности не освобождает от ответственности за некорректное их использование в неслужебных целях.
Информацию довел:
________________________________________________________________________
Бланк заявления о согласии на прохождение психологического обследования информация о психологическом обследовании кандидата, поступающего на работу
На основании (указывается наименование внутренних приказов, согласно которым проводиться обследование кандидатов на работу психологом), поступающие на работу в (наименование предприятия(организации), в обязательном порядке проходят психодиагностическое обследование, которое является составной частью определения профессиональной пригодности и служит дополнительным критерием приема на работу.
Я,______________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество кандидата)
согласен пройти психологическое обследование и сообщаю, что непосредственно перед обследованием чувствую себя здоровым и работоспособным.
Дата___________________
Подпись______________________(______________________________)
Вывод:
1. Психолог-диагност несет всю полноту ответственности за возможный моральный ущерб, в том числе за ущерб для соматического и нервно-психического здоровья, который может быть причинен испытуемому при неправильном проведении психодиагностического обследования.
2. Профессиональные психодиагностические методики могут распространяться только среди аттестованных специалистов.
3. Принцип обеспечения суверенных прав личности: человек не должен подвергаться обследованию обманным путем, он должен знать, кто будет иметь доступ к результатам обследования и какие решения могут быть приняты.
4. Принцип объективности — обследование должно быть беспристрастным, в рамках доброжелательного нейтрального общения с испытуемым, без проявления симпатии или антипатии, без оказания помощи и подсказок.
5. Принцип конфиденциальности — вся информация, получаемая в процессе обследования, должна быть конфиденциальной и может быть доступна только для тех, для кого она предназначена.
6. Принцип психопрофилактического изложения результатов -результаты диагностики должны быть преподнесены в ободряющем, не травмирующем психику и самооценку испытуемого контексте.
Вопросы:
1. Назовите морально-этическикие принципы проведения психодиагностического исследования.
2. Почему вопросы морально-этических принципов важны в психодиагностике.
1* Текст воспроизводится по: Рукавишников А. А., Соколова М. В.Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик. Стандартные требования к психологическим тестам. — Ярославль: Дебют, 1991.
13