Методологический анализ научной статьи

Методологический анализ научной статьи:

«Проблемы перевода психодиагностического теста на арабский и монгольский языки», автор Орсоо Туяа.

В данной статье указано следующее:

Проблемой исследования автор считает частое искажение теста, при переводе психодиагностической методики, что приводит к лингвистической неравноценности, смысловым и лексическим различиям исходного и переводного вариантов. Следовательно, необходимо учитывать языковые нормы каждого из культурных реалий двух соприкасающихся этносов. При этом автор отмечает, что важно соблюсти форму теста, общую его направленность по логико-психологическому содержанию, вес и значение каждого из утверждений теста.

Автор не указывает, что является объектом и предметом исследования. Из содержания статьи можно заключить теоретическую и практическую значимость: результаты данного исследования важны как для теории переводов, так и для специалистов-переводчиков, лингвистической психологии.

Цели и задачи четко не выделены в тексте, но исходя из общего контекста можно предположить, что цель исследования – выявление методов и приемов преодоления трудностей, возникающих при переводе тестов, на примере БТО А.И. Крупнова. Задачи исследования: рассмотреть БТО А.И. Крупнова, выявить в ходе анализа трудности перевода, разработать приемы преодоления трудностей при переводе, рекомендации.

Гипотеза в данном научном исследовании не сформулирована.

Автор рассматривает следующие научные категории: общая теория перевода, частная теория перевода, арабский язык, монгольский язык, БТО А.И. Крупнова, культурно-специфические реалии, организованность личности. В статье упомянуты концепции и взгляды таких исследователей и авторов как А.И. Крупнов, диссертационные исследования А.В. Кудинова, Р.В. Ершовой, Дж.Дж. Али Фадел, Н.В.Кириной, словари Е.В. Никошковой.

Для достижения целей исследования были использованы методы: антонимический перевод, кросскультурный метод (ссылка, но психологический метод не указывается конкретно), методика обратного перевода, метод грамматической трансформации.

20 стр., 9860 слов

Данная посвящена исследованию особенностей перевода оценочных ...

... работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Во введении определяется предмет исследования, обуславливается актуальность работы, ... представитель данного класса животных. [9, 17] Объект входит в оценочную структуру, если он может быть включен ... выводы по работе. Глава I. Теоретические основы исследования оценки 1.1 Понятие оценки перевод оценочный высказывание ...

Описан бланковый тест организованности А.И. Крупнова, так как именно на примере этого теста происходило исследование. Соответственно другие характеристики выборки (хотя в данном исследовании она отсутствует фактически) установить невозможно.

Выделены этапы теоретического анализа (последовательность действий исследования):

  1. Подбор эквивалентности слов при переводе со словарем (поиск соответствия слов).
  2. Подбор антонимов.
  3. Использование метода грамматической трансформации.
  4. Использование методики обратного перевода (привлечение по 2 независимых эксперта-переводчика – носителя русского языка, владеющих арабским и монгольским языками).
  5. Выводы, составление рекомендаций.

В ходе исследования было выявлено с помощью сопоставительного анализа двух полученных вариантов с исходным текстом БТО, что больше всего расхождений обнаружено при переводе понятий, относящихся к организации деятельности и времени, что отражает в какой-то мере действительные затруднения при переводе с русского на арабский и монгольский языки. Так же результатом исследования является систематизация всех возникших трудностей при переводе в 3 группы, которые описаны в статье.

Таблиц, графиков, количественных данных не представляется в тексте. Соответственно статистический анализ не проводился, так как исследование приобрело теоретический характер.

В данной статье, безусловно, есть слабые и сильные стороны, мы считаем, что автор очень подробно описал подход к изучению и переводу методик, а также систематизировал полученные результаты.