ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Оглавление

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Исследования проблем формирования мышления и речи школьников в отечественной и зарубежной литературе

2.2 Характеристика процессов мышления и механизмы творческой деятельности в школьном возрасте

1.3 Взаимосвязь мышления и речи младших школьников

ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ 1

РАЗДЕЛ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Организация и методы исследования

2.2. Статистическая и математическая обработка результатов исследования

2.3 Практические рекомендации по профилактике мыслительных и речевых нарушений

ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ 2

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования заключается в том, что не только изучение механизмов развития речи является важной задачей системы образования, но так же, проблема недостаточности развития мышления, в конечном итоге в школьном возрасте, ведет к некачественному развитию мышления, его глубины, критичности, гибкости, что является основой самостоятельности личности.

Большой вклад в изучение речи и мышления в школьном возрасте внесли Рубинштейн С.Л., Выготский Л.С., Богоявленский Д.Н., Кабанова-Меллер Е.Н., Блонский П.П., Брушлинский А.В., Лурия А.Р., Тихомирова Л.Ф., Юлов В.Ф. Ж Пиаже, П.Я. Гальперин, Дж. Дьюи

Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами; но основным и определяющим для речи является ее отношение к мышлению. Нельзя отрывать мышление и речь друг от друга. Речь – не просто внешняя одежда мысли, которую она сбрасывает или одевает, не изменяя этим своего существа. Речь, слово служат не только для того, чтобы выразить, вынести во вне, передать другому уже готовую без речи мысль. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы сплошь и рядом ее формируем. Мышление и речь, не отожествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается. Единство речи и мышления конкретно осуществляется в различных формах для разных видов речи.

Объект исследования – школьный возраст

Предмет исследования – формирование у школьников приемов умственной деятельности.

21 стр., 10008 слов

Развитие мышления у младших школьников

... деятельности.). Объект исследования: Мышление. Предмет исследования: Развитие мышления у младших школьников. Цель работы: изучить особенности мышления младших школьников и подготовить ... темы заключается в том, что мышление в младшем школьном возрасте развивается на основе усвоенных ... такие весьма существенные признаки, как членораздельная речь, трудовая деятельность и производство орудий труда. ...

Целью курсовой работы является процесс формирования у школьников приемов умственной деятельности.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

1. На основе анализа возрастных особенностей учащихся выделить приемы развития умственной деятельности и речи, требующие приоритетного формирования.

2. Осуществить структурирование учебного материала на основе доминирующих понятий школьных курсов и логической последовательности формирования приемов развития речи и умственной деятельности.

3. Изучить теоретические аспекты развития речи школьников.

4. Определить влияние формируемых приемов умственной деятельности на уровень общего интеллектуального развития детей, качество их знаний и уровень умственной самостоятельности в учебной деятельности на начальном и конечном этапе эксперимента.

Методы и методики исследования:

– анализ научной литературы, учебников и пособий по психологии, педагогике, возрастной психологии и др.;

– наблюдение;

– беседа;

– тестирование

– методы статистической и математической обработки данных.

Практическое значение определяется тем, что комплекс подобранных методик может использоваться при выявлении детей с «неблагополучным» вариантом развития мышления, памяти и речи в процессе обучения ребенка в школе. Результаты исследования и программа коррекционно-развивающих занятий по формированию мышления, и речи могут быть использованы в работе школьных психологов и учителей.

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Исследования проблем формирования мышления и речи школьников в отечественной и зарубежной литературе

Педагогическая психология одной из важнейших проблем современности считает проблему умственного развития личности. В трудах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и других ученых изложены основные методологические подходы к решению проблемы умственного развития личности. В их работах анализ мыслительной деятельности проводился в трех направлениях:

— мыслительные процессы личности;

— свойства мыслительной деятельности;

— продукт мыслительной деятельности.

С точки зрения психологии, мышление — это специально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. А.Н. Леонтьев определяет мышление как процесс отражения объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого познания. В отличие от ощущения и восприятия, т.е. процессов непосредственно-чувственного отражения, мышление дает непрямое, сложно опосредованное отражение действительности.

9 стр., 4070 слов

Социальная ситуация развития младшего школьника

... мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Кроме того, ребенок должен обладать начальными умениями в области учебной деятельности.   Развитие психики младших школьников ... общих качеств и способностей, определяющих уровень развития психических процессов и самой учебной деятельности. Познавательное развитие младшего школьника Внимание Преобладающим видом внимания для ...

В психологии различают эмпирическиий и теоретический типы мышления[5, С. 26].

Эмпирическое мышление опирается на непосредственные восприятия, чувственные образы, не выходит за их границы. Данный тип мышления ограничивается выделением общего, существенного только на уровне представлений и образованием эмпирических понятий.

Теоретическое мышление, опираясь на чувственно-конкретное восприятие, выходит за его пределы и выявляет существенное общее, которое в непосредственном восприятии не дано. Результатом такого типа мышления является образование теоретических понятий, построение мыслительных моделей, гипотез и теорий.

Кроме эмпирического и теоретического в науке рассматривается разумное и рассудочное; дискурсивное (выводное) и интуитивное (невыводное); продуктивное и репродуктивное мышление. Каждая из этих форм характеризует какую-либо сторону мышления, но при этом они тесно связаны и взаимнообусловлены.

С позиции системного подхода, мышление как целостное явление состоит из отдельных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения и др.

Знание возрастных особенностей учащихся рассматривается педагогами и психологами как один из важнейших принципов эффективности педагогического процесса.

По мнению Н.А. Менчинской и А.А. Смирнова, в мышлении младших школьников проявляется нарастающая тенденция к причинному разъяснению явлений действительности. Учащиеся все более овладевают умениями обосновывать свои суждения, делать все более широкие обобщения. Эти авторы отмечают, что у школьников развиваются такие стороны мышления, как его последовательность, критичность, направленность и творчество. Существенно меняются интеллектуальные запросы учащихся, их познавательный интерес: наряду с интересом к фактам проявляется интерес к теориям. Мыслительная деятельность характеризуется высоким уровнем обобщения и абстрагирования [48]….

ВЫВОДЫ

Проведя теоретическое и экспериментальное исследование тестов интеллекта, можно сделать следующие выводы:

1. Проанализировали основные теоретические подходы к проблеме мышления и речи в отечественной и зарубежной психологии и увидели, что большой вклад в изучение данной проблемы внесли: Рубинштейн С.Л., Выготский Л.С., Богоявленский Д.Н., Кабанова-Меллер Е.Н., Блонский П.П., Брушлинский А.В., Лурия А.Р., Тихомирова Л.Ф., Юлов В.Ф. Ж Пиаже, П.Я. Гальперин, Дж. Дьюи.

2. Рассмотрели психологические особенности мышления и речи и выявили, что мышления и речи активно развиваются в процессе творческой деятельности.

3. Подобрали методы и методики исследования мышления и выявили, что из всех существующих методик на сегодняшний день наиболее распространенными являются тесты – достаточно краткие стандартизированные пробы, испытания, позволяющие в ограниченный период времени получить характеристики индивидуально-психологических особенностей человека по определенным параметрам. В нашем исследовании мы использовали методику для диагностики уровня мышления «Шкалу прогрессивных матриц» Дж. Равена, «Кубик Рубика», «Краткий тест творческого мышления (фигурная форма)» П. Торренса Это тесты на оценку мыслительных процессов.

4. Провели экспериментальное исследование мышления и выявили, что на основе тестирования можно прогнозировать успешность обучения, скорость протекания мыслительных процессов

9 стр., 4057 слов

Теоретические основы развития связной речи младших школьников ...

... работа, и составление предложений имеют целью подготовку учащихся к связной речи. Развивать связную речь школьников - это значит прививать им ряд конкретных умений, учить их. ... действий и рефлексия - центральное новообразование младшего школьного возраста. Характеризуя особенности мышления младшего школьника, Л.С. Выготский отмечал, что ребенок «еще недостаточно осознает собственные мыслительные ...

5. На основе результатов эксперимента разработали практические рекомендации по повышению мыслительных и речевых способностей. Рекомендуется чтение научной и научно-популярной литературы, просмотр познавательных фильмов, энциклопедии, играть в логические игры, разгадывать кроссворды и меньше смотреть телевизор все это способствует обогащению ума и эрудиции. Помимо коррекционной работы необходимо еще проводить различного рода тренинги и программы по повышению мышления и речи, это может быть гимнастика для ума, включающая в себя различного рода задания.

Таким образом, цель исследования достигнута, все задания решены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Артемьева, Т. И. Методологический аспект проблемы способностей / Т.И. Артемьева. — М.: Наука, 1987. — 184 с.

2. Асмолов А. Г. Психология личности. — М.: Издательство МГУ, 2008. — 367 с.

3. Богоявленская, Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей / Д. Б. Богоявленская // Психологический журнал. — 1995. — т.16. — № 5 — С. 49-58.

4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей/ Д.Б. Богоявленская. — М.: Академия, 2002. -320 с.

5. Бордовская Н.В. Педагогика. М.: Издательство Питер, 2011. — 304 с.

6. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2 т. Т.2./ Под ред. Петровского А.В. — М.: Педагогика, 1979. — 400 с.

7. Векнер Л. М. Психические процессы- т. 2, Мышление и интеллект- Л.: Ленингр. Ун-т им. А. А. Жданова, 1976, — 342с.

8. Возрастные возможности усвоения знаний. /Под ред. Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова- М.: Просвещение, 1966., — 442 с.

9. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка- М.: Акад. пед. Наук РСФСР, 1956. — 520с.

10. Гринченко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие – М.: ЦГЛ, 2002. – 80 с.

11. Зайдман И.Н. Развитие речи и психолого – педагогическая коррекция младших школьников // Начальная школа, № 6, 2003

12. Зайдман И.Н. Развитие речи и психолого – педагогическая коррекция младших школьников // Начальная школа, № 6, 2003

13. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении младших школьников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 224 с.

14. Коломенских Я.Л., Панько Е.А. Детская психология., Мн.: Университетское, 1988, — 223 с.

15. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения, М., 1998

16. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения, М., 1994

17. Кубасова О.В. Русский язык в начальных классах: сборник методических задач, М., 1995

18. Люблинская А. А. Очерки психологического развития — Изд. 2-е, перераб., М.: Просвещение,1965. — 356с.

19. Ляудис В. Я., Негурэ И. П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников.— Кишинев: Штиинца, 1983.– 87 с

20. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. — М.: Просвещение, 1977. — 224 с.

4 стр., 1552 слов

Практические занятия по психологии младшего школьника

... Просвещение, 2010.-152с. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка: Уч. пособие / Под ред. Е.Д.Божович – М., 1999 Хамблин Д. Формирование учебных навыков М. Педагогика , 1986 Цукерман Г.А. Как младшие ... младших школьников. – Обнинск, 1993 4. Заика Е.В. Игры для развития внутреннего плана действий школьников//Вопросы психологии, ... и гиперактивностью – СПб, Речь, 2001 2. Романчук О.И. ...

21. Менчинская Н. А. Мышление в процессе обучения//Исследования мышления в советской психологии. — М., 1966.- 372 с.

22. Меньшикова Е.А. Психология. Экспериментальная психология: изучение познавательных процессов на практических занятиях. Учебно-методическое пособие. — Томский государственный педагогический университет — Томск, 2006. 64 с.

23. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений: 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.

24. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 2, 1997. — 608 с.

25. Николаенко В.М., Залесов Г.М. и др. Психология и педагогика. — Москва — Новосибирск, 1999. — 46 с.

26. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1996. – 144 с.

27. Пиаже Жан Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа и ребенка. Логика и психология. — М.: Просвещение, 1969, — 659 с.

28. Психологический словарь. /Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др. – М.: Педагогика, 1983 – 565 с.

29. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / отв. Ред. Шорохова Е. В.- М.: Педагогика, 1973.- 423с.

30. Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006.

31. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. — М.: Академия, 2001. – 336 с.

32. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение, М., 1982

33. Цикото Г. В. Некоторые особенности наглядно-образного мышления умственно отсталых младших школьников // Доклады VI научной сессии по дефектологии – М.: АПН СССР, 1971.- 783 с.

34. Щебланова, Е. И. Одаренность как психологическая система: структура и динамика в школьном возрасте. / Е.И. Щебланова. — М., 2006. – 311 с.

35. Юнг К. Г. Аналитическая психология: прошлое и настоящее / К. Г. Юнг, Э. Сэмюэлс, В. Одайник, Дж. Хаббек; сост. В.В.Зеленский, А.М.Рудкевич — М: Мартис,1995.- 320с.

36. Яковлева, Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е. Л. Яковлева. — М.: Флинта, 1997. — 224 с.