ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Оглавление

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Исследования проблем формирования мышления и речи школьников в отечественной и зарубежной литературе

2.2 Характеристика процессов мышления и механизмы творческой деятельности в школьном возрасте

1.3 Взаимосвязь мышления и речи младших школьников

ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ 1

РАЗДЕЛ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Организация и методы исследования

2.2. Статистическая и математическая обработка результатов исследования

2.3 Практические рекомендации по профилактике мыслительных и речевых нарушений

ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ 2

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования заключается в том, что не только изучение механизмов развития речи является важной задачей системы образования, но так же, проблема недостаточности развития мышления, в конечном итоге в школьном возрасте, ведет к некачественному развитию мышления, его глубины, критичности, гибкости, что является основой самостоятельности личности.

Большой вклад в изучение речи и мышления в школьном возрасте внесли Рубинштейн С.Л., Выготский Л.С., Богоявленский Д.Н., Кабанова-Меллер Е.Н., Блонский П.П., Брушлинский А.В., Лурия А.Р., Тихомирова Л.Ф., Юлов В.Ф. Ж Пиаже, П.Я. Гальперин, Дж. Дьюи

Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами; но основным и определяющим для речи является ее отношение к мышлению. Нельзя отрывать мышление и речь друг от друга. Речь — не просто внешняя одежда мысли, которую она сбрасывает или одевает, не изменяя этим своего существа. Речь, слово служат не только для того, чтобы выразить, вынести во вне, передать другому уже готовую без речи мысль. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы сплошь и рядом ее формируем. Мышление и речь, не отожествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается. Единство речи и мышления конкретно осуществляется в различных формах для разных видов речи.

4 стр., 1831 слов

Развитие мышления у младших школьников 2

... мышления у младших школьников. Мышление - это процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира. Психологические исследования ... психических процессов: восприятия, памяти, речи. С развитием мышления связано возникновение таких новообразований младшего школьного ... отдельные факты, делать простейшие выводы и пр. Однако основной формой мышления детей этого возраста является ...

Объект исследования — школьный возраст

Предмет исследования — формирование у школьников приемов умственной деятельности.

Целью курсовой работы является процесс формирования у школьников приемов умственной деятельности.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

1. На основе анализа возрастных особенностей учащихся выделить приемы развития умственной деятельности и речи, требующие приоритетного формирования.

2. Осуществить структурирование учебного материала на основе доминирующих понятий школьных курсов и логической последовательности формирования приемов развития речи и умственной деятельности.

3. Изучить теоретические аспекты развития речи школьников.

4. Определить влияние формируемых приемов умственной деятельности на уровень общего интеллектуального развития детей, качество их знаний и уровень умственной самостоятельности в учебной деятельности на начальном и конечном этапе эксперимента.

Методы и методики исследования:

— анализ научной литературы, учебников и пособий по психологии, педагогике, возрастной психологии и др.;

— наблюдение;

— беседа;

— тестирование

— методы статистической и математической обработки данных.

Практическое значение определяется тем, что комплекс подобранных методик может использоваться при выявлении детей с «неблагополучным» вариантом развития мышления, памяти и речи в процессе обучения ребенка в школе. Результаты исследования и программа коррекционно-развивающих занятий по формированию мышления, и речи могут быть использованы в работе школьных психологов и учителей.

2 стр., 943 слов

Рефлекторная теория психики и психическое развитие личности умственно отсталых детей

... отих воспитания и обучения. Возникла более оптимистическая оценка перспективпсихического развития умственно отсталых детей.Поскольку болезнь центральной нервной системы ребенкапредставляет собой сочетание ... возрастных этапах.В последнее время собственно психологические вопросыразвития познавательной деятельности и личностной, эмоционально-волевой сферыумственно отсталых детей активно изучались ...

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Исследования проблем формирования мышления и речи школьников в отечественной и зарубежной литературе

Педагогическая психология одной из важнейших проблем современности считает проблему умственного развития личности. В трудах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и других ученых изложены основные методологические подходы к решению проблемы умственного развития личности. В их работах анализ мыслительной деятельности проводился в трех направлениях:

— мыслительные процессы личности;

— свойства мыслительной деятельности;

— продукт мыслительной деятельности.

С точки зрения психологии, мышление — это специально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. А.Н. Леонтьев определяет мышление как процесс отражения объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого познания. В отличие от ощущения и восприятия, т. е. процессов непосредственно-чувственного отражения, мышление дает непрямое, сложно опосредованное отражение действительности.

В психологии различают эмпирическиий и теоретический типы мышления[5, С. 26].

Эмпирическое мышление опирается на непосредственные восприятия, чувственные образы, не выходит за их границы. Данный тип мышления ограничивается выделением общего, существенного только на уровне представлений и образованием эмпирических понятий.

15 стр., 7314 слов

Психолого-педагогические основы развития творческого мышления младших школьников

... (креативного) мышления у младших школьников ) разработать методические рекомендации по развитию творческого мышления младших школьников Исследование зарубежных психологов ... и начать, при необходимости, коррекционную деятельность На этапе продуцирующих действий прослеживается четкая ... и произвольное внимание, развитие логического мышления, устную речь; воспитание инициативы и активности, привитие ...

Теоретическое мышление, опираясь на чувственно-конкретное восприятие, выходит за его пределы и выявляет существенное общее, которое в непосредственном восприятии не дано. Результатом такого типа мышления является образование теоретических понятий, построение мыслительных моделей, гипотез и теорий.

Кроме эмпирического и теоретического в науке рассматривается разумное и рассудочное; дискурсивное (выводное) и интуитивное (невыводное); продуктивное и репродуктивное мышление. Каждая из этих форм характеризует какую-либо сторону мышления, но при этом они тесно связаны и взаимнообусловлены.

С позиции системного подхода, мышление как целостное явление состоит из отдельных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения и др.

Знание возрастных особенностей учащихся рассматривается педагогами и психологами как один из важнейших принципов эффективности педагогического процесса.

По мнению Н.А. Менчинской и А.А. Смирнова, в мышлении младших школьников проявляется нарастающая тенденция к причинному разъяснению явлений действительности. Учащиеся все более овладевают умениями обосновывать свои суждения, делать все более широкие обобщения. Эти авторы отмечают, что у школьников развиваются такие стороны мышления, как его последовательность, критичность, направленность и творчество. Существенно меняются интеллектуальные запросы учащихся, их познавательный интерес: наряду с интересом к фактам проявляется интерес к теориям. Мыслительная деятельность характеризуется высоким уровнем обобщения и абстрагирования [48]…

ВЫВОДЫ

Проведя теоретическое и экспериментальное исследование тестов интеллекта, можно сделать следующие выводы:

1. Проанализировали основные теоретические подходы к проблеме мышления и речи в отечественной и зарубежной психологии и увидели, что большой вклад в изучение данной проблемы внесли: Рубинштейн С.Л., Выготский Л.С., Богоявленский Д.Н., Кабанова-Меллер Е.Н., Блонский П.П., Брушлинский А.В., Лурия А.Р., Тихомирова Л.Ф., Юлов В.Ф. Ж Пиаже, П.Я. Гальперин, Дж. Дьюи.

19 стр., 9096 слов

Характеристика возможностей использования пересказа в процессе развития речи у младших школьников с задержкой психического развития

... чтения как средства развития речи младших школьников. Глава 1. Значение навыка пересказа в развитии речи младших школьников 1.1 Развитие речи в онтогенезе Речь ребенка формируется под влиянием ... эффективных приемов развития их мышления и речи. В связи с этим встает вопрос о путях формирования навыка пересказа у младших школьников, а также о ...

2. Рассмотрели психологические особенности мышления и речи и выявили, что мышления и речи активно развиваются в процессе творческой деятельности.

3. Подобрали методы и методики исследования мышления и выявили, что из всех существующих методик на сегодняшний день наиболее распространенными являются тесты — достаточно краткие стандартизированные пробы, испытания, позволяющие в ограниченный период времени получить характеристики индивидуально-психологических особенностей человека по определенным параметрам. В нашем исследовании мы использовали методику для диагностики уровня мышления «Шкалу прогрессивных матриц» Дж. Равена, «Кубик Рубика», «Краткий тест творческого мышления (фигурная форма)» П. Торренса Это тесты на оценку мыслительных процессов.

4. Провели экспериментальное исследование мышления и выявили, что на основе тестирования можно прогнозировать успешность обучения, скорость протекания мыслительных процессов

5. На основе результатов эксперимента разработали практические рекомендации по повышению мыслительных и речевых способностей. Рекомендуется чтение научной и научно-популярной литературы, просмотр познавательных фильмов, энциклопедии, играть в логические игры, разгадывать кроссворды и меньше смотреть телевизор все это способствует обогащению ума и эрудиции. Помимо коррекционной работы необходимо еще проводить различного рода тренинги и программы по повышению мышления и речи, это может быть гимнастика для ума, включающая в себя различного рода задания.

Таким образом, цель исследования достигнута, все задания решены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Артемьева, Т. И. Методологический аспект проблемы способностей / Т.И. Артемьева. — М.: Наука, 1987. — 184 с.

2. Асмолов А. Г. Психология личности. — М.: Издательство МГУ, 2008. — 367 с.

25 стр., 12454 слов

Психология в системе наук. Отрасли психологической науки и практики.

... тесно связанной с психологией, является педагогика. Воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности. Существует связь между психологией и техническиминауками. ... минут. К психическим процессам относятся: ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание, эмоции, воля. • Психические образования — это психические явления, ...

3. Богоявленская, Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей / Д. Б. Богоявленская // Психологический журнал. — 1995. — т.16. — № 5 — С. 49−58.

4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей/ Д.Б. Богоявленская. — М.: Академия, 2002. -320 с.

5. Бордовская Н.В. Педагогика. М.: Издательство Питер, 2011. — 304 с.

6. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2 т. Т.2./ Под ред. Петровского А.В. — М.: Педагогика, 1979. — 400 с.

7. Векнер Л. М. Психические процессы- т. 2, Мышление и интеллект- Л.: Ленингр. Ун-т им. А. А. Жданова, 1976, — 342с.

8. Возрастные возможности усвоения знаний. /Под ред. Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова- М.: Просвещение, 1966., — 442 с.

9. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка- М.: Акад. пед. Наук РСФСР, 1956. — 520с.

10. Гринченко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие — М.: ЦГЛ, 2002. — 80 с.

11. Зайдман И.Н. Развитие речи и психолого — педагогическая коррекция младших школьников // Начальная школа, № 6, 2003

12. Зайдман И.Н. Развитие речи и психолого — педагогическая коррекция младших школьников // Начальная школа, № 6, 2003

13. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении младших школьников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 224 с.

14. Коломенских Я.Л., Панько Е.А. Детская психология., Мн.: Университетское, 1988, — 223 с.

15. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения, М., 1998

16. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения, М., 1994

17. Кубасова О.В. Русский язык в начальных классах: сборник методических задач, М., 1995

18. Люблинская А. А. Очерки психологического развития — Изд. 2-е, перераб., М.: Просвещение, 1965. — 356с.

17 стр., 8095 слов

Тема 1: Предмет, задачи и значение курса «Психология школьника с интеллектуальной недостаточностью»

... ) Связь ее с другими науками. Основные понятия: олигофренопсихология, психология школьника с интеллектуальной недостаточностью, коррекционная педагогика и другие смежные науки, межпредметные связи. Вопросы для ... память // Т. А. Процко. Психолого-педагогическое обследование учащихся младших классов вспомогательной школы: уч.-метод. пособие; Миннаробраз РБ, БГПУ им. М. Танка. – Мн ...

19. Ляудис В. Я., Негурэ И. П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников.— Кишинев: Штиинца, 1983.- 87 с

20. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. — М.: Просвещение, 1977. — 224 с.

21. Менчинская Н. А. Мышление в процессе обучения//Исследования мышления в советской психологии. — М., 1966.- 372 с.

22. Меньшикова Е.А. Психология. Экспериментальная психология: изучение познавательных процессов на практических занятиях. Учебно-методическое пособие. — Томский государственный педагогический университет — Томск, 2006. 64 с.

23. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений: 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.

24. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 2, 1997. — 608 с.

25. Николаенко В.М., Залесов Г. М. и др. Психология и педагогика. — Москва — Новосибирск, 1999. — 46 с.

26. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Пособие для учителя. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1996. — 144 с.

27. Пиаже Жан Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа и ребенка. Логика и психология. — М.: Просвещение, 1969, — 659 с.

28. Психологический словарь. /Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др. — М.: Педагогика, 1983 — 565 с.

29. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / отв. Ред. Шорохова Е. В.- М.: Педагогика, 1973.- 423с.

30. Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова — Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006.

31. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. — М.: Академия, 2001. — 336 с.

32. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение, М., 1982

33. Цикото Г. В. Некоторые особенности наглядно-образного мышления умственно отсталых младших школьников // Доклады VI научной сессии по дефектологии — М.: АПН СССР, 1971.- 783 с.

34. Щебланова, Е. И. Одаренность как психологическая система: структура и динамика в школьном возрасте. / Е.И. Щебланова. — М., 2006. — 311 с.

35. Юнг К. Г. Аналитическая психология: прошлое и настоящее / К. Г. Юнг, Э. Сэмюэлс, В. Одайник, Дж. Хаббек; сост. В.В.Зеленский, А.М.Рудкевич — М: Мартис, 1995.- 320с.

36. Яковлева, Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е. Л. Яковлева. — М.: Флинта, 1997. — 224 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector