Метод тестирования в психолого-педагогическом исследовании, требования, предъявляемые к тестам

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Самарский государственный университет»

Контрольная работа

Метод тестирования в психолого-педагогическом исследовании, требования, предъявляемые к тестам

студента 2 курса

заочного отделения

психологического факультета

Генералова Татьяна

Самара 2011г.

Содержание

Введение

1.Тесты и тестирования

.Требования, предъявляемые к тестам

.Психолого-педагогические аспекты тестирования

.Особые требования, предъявляемые к методикам

.Правила проведения тестирования

Заключение

Список использованной литературы

Методы обучения в их традиционных вариантах подразделены на методы преподавания, методы учения и методы контроля.

Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе: оценочную, стимулирующую, развивающую, обучающую, диагностическую, воспитательную и др.

В сложившемся педагогическом процессе различают несколько видов контроля: предварительный, текущий, тематический, рубежный, итоговый и выпускной.

Систему контроля образуют экзамены и зачеты, устный опрос, контрольные работы, коллоквиумы, рефераты, семинары, лабораторные работы. Такие методы контролирования обученности школьников в настоящее время используют большинство образовательных учреждений. Выбор форм контроля зависит от цели, содержания, методов, времени и места.

.Тесты и тестирование

Тесты — стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств.

Стандартизированность методики — т. е. она должна применяться всегда и везде одинаковым образом, от начала ситуации до способа интерпретации результатов.

Сопоставимость — т. е. оценки, получаемые при помощи теста можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда и кем они были получены.

Классификация разновидностей тестов:

17 стр., 8324 слов

Метод тестирования как средство педагогического контроля обученности ...

... требованиями к этим результатам и недостаточностью их научно-методической обеспеченности. Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: изучение возможностей метода тестирования как средства педагогического контроля ... задач. Итак, на современном этапе педагогический контроль обученности старшеклассников проводится в виде тестирования. Тест - в общенаучном смысле это краткое ...

Признак группыНазвание вида тестаКраткая характеристика видаПо предмету тестирования (какое качество оценивается)интеллектуальныеПредназначены д/оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и отдельных когнитивных процессов — восприятие, внимание, воображение, память, речь.личностныеСвязаны с п/диагностикой устойчивых инд. особенностей чел., определяющих его поступки — темперамент, характер, мотивации, эмоции, способности.межличностныеОценивают чел. отношения в различных социальных группахПрактические тестовые заданияУпражнения с образами, картинками, рисунками, схемами, представлениями.предполагают активное использование воображения.По особенностям используемых задачОбразные заданияЗ-чи и упражнения, кот. испытуемый должен выполнить, практически манипулируя реальными предметами или их заменителями.Вербальные тестыЗадания на оперирование словами.определение понятий, умозаключений, сравнение объема и содержания разл. слов, и т. п.По характеру тестового материала, предъявляемого испытуемымБланковыеИспользуется тестовый материал в виде бланков: рисунков, схем, таблиц, опросников и т. п.АппаратурныеС применением различной аппаратуры для предъявления и обработки результатов тестирования — аудио- и ТV техника, ЭВМ.ПроцессуальныеИсследуют какой-либо психологический или поведенческий процесс, напр. процесс запоминания, процесс межличностного взаимодействия в группе.По объекту оценкиТесты достиженийОцениваются успехи человека в различных видах деятельности, или сферах познания — продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания и др.Тесты состояний и свойствДиагностика более-менее стабильных психологических качеств человека — черты личности, свойства темперамента, способности и др.Особая группаПроективные тестыОснованы на косвенной оценке психологических качеств человека. Оценка — результат анализа восприятия и интерпретации человеком некоторых многознвчных объектов, напр. бесформенных пятен, незавершенных предложений и т. д.преподавание педагогический тестирование обучение

2.Требования, предъявляемые к тестам

К тестам, как методам точной психодиагностики предъявляется ряд особых требований. Это:

Социокультурная адаптированность теста — соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране.

Простота формулировок и однозначность тестовых заданий — в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов, которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми.

Ограниченное время выполнения тестовых заданий — полное время выполнения заданий психодиагностического теста не должно превышать 1,5-2 часов, т. к. сверх этого времени человекцу трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне[1].

5 стр., 2242 слов

Вопросы на итоговый тест-контроль по теме № 2 (токсикология)

ФОВ относятся к: а) ингибиторам синтеза ГАМК б) антагонистам ГАМК в) ингибиторам ацетилхолинэстеразы г) блокатором ионных капольцев д) блокаторам высвобождения ацетилхолина Ответ: в 5. По виду токсического действия ФОВ принадлежит к веществам: а) общеядовитого действия б) психодисдислептического действия в) нервно-паралитического действия г) удушающего действия д) раздражающего действия Ответ: в ...

Наличие тестовых норм для данного теста -репрезентативные средние показатели по данному тесту, — т. е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития[4].

Норма теста — средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально — демографических характеристик.

.Психолого-педагогические аспекты тестирования

Введение в контекст обучения (шире российского образования) новой формы контроля-тестирования, приводит к изменению прежде всего восприятия и установок контроля, меняется вся обстановка, в том числе психологическая ситуация, связанная с формированием у участников тестирования положительного отношения к ним, с приятием, одобрением или неприятием, отторжением тестов как формы контроля.

Среди педагогов-русистов много таких, которые уже в течение ряда лет используют тестовые методы в обучении и в контроле. Они, как правило, успели оценить их преимущества: поучение более полной и объективной информации, возможность бесконфликтного разрешения ситуации при сдаче итогового экзамена, ряд других. Но есть педагоги, которые опасаются открытых процедур и, если не препятствуют и не демонстрируют отрицательного к ним отношения, то стараются не замечать стремления легкого нарастания новых форм оценки качества владения русским языком как иностранным[2].

создать мотивационную готовность у изучающих русский язык (как учебный предмет) и у педагогов;

систематическое информирование заинтересованных лиц, администрации методических комиссий о цели структуре, содержании, результатах тестирования;

обучение педагогов и учащихся методом тестирования.

Интересные данные об оценке учащимися методов традиционного и тестового контроля были получены Н.Ф.Ефремовой в ходе диагностического исследования такого рода предпочтений (опрошено около 500 респондентов).

Наибольшим баллом при этом респондентами-участниками теста была оценена объективность процедуры тестирования и независимость оценки от мнения педагога, а также постулат неразглашение оценок. В качестве преимуществ контроля традиционными методами были отмечены: возможность подсказки, чувство … , более низкий, чем в текстах, уровень трудностей задании. Вместе с тем ни один из респондентов не удостоил традиционный контроль такими качествами, как объективность, глубина и полнота проверки.

.Особые требования, предъявляемые к методикам

Для уверенности в достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований.

15 стр., 7160 слов

Использование психологических методик оценки риска рецидивизма ...

... исследования: осужденные, состоящие на учете в уголовно-исполнительных инспекциях. Предмет исследования: психологические методики оценки риска рецидивизма. Гипотеза: существует ряд критериев, который дает возможность с определенной ... к активу и другим осужденным; отношение к учебе и труду, т.е. показатели, которые дают возможность оценить степень исправления осужденного, но не отражают изменения ...

Такими требованиями являются:

Валидность — «полноценность», «пригодность», «соответствие».

Есть несколько разновидностей валидности.

Валидность теоретическая — определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик.

Теоретическую валидность проверяют по корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемым при помощи различных методик, опирающихся или исходящих из одной и той же теории.

Валидность эмпирическая — проверяется по соответствию диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. По критерию эмпирической валидности методику проверяют путем сравнения ее показателей с реальным жизненным поведением людей.

Валидность внутренняя — означает соответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т. п. общей цели и замыслу методики в целом. Она считается внутренне не валидной, когда все или часть вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется от данной методики.

Валидность внешняя — примерно то же, что и эмпирическая валидность, но тут речь идет о связи между показателями методики и наиболее важными внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.

Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования.

Критерии валидности:

. Поведенческие показатели — реакции, действия и поступки испытуемого в разных жизненных ситуациях.

. Достижения испытуемого в различных видах деятельности: учебной, трудовой, творческой и др.

. Данные о выполнении различных контрольных проб и заданий.

. Данные, полученные от других методик, валидность которых или связь с данной методикой считаются достоверно установленными.

Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами:

3 стр., 1455 слов

Принципы и методические основы изучения и оценки психофизиологических ...

... обоснованности на основании конкретных тестовых оценок или других форм оценивания; б) Надежность методики - это мера стабильности (постоянства, устойчивости) результатов, полученных с помощью конкретной методики при повторных исследованиях одного ...

путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми;

путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике в различных условиях.

Однозначность методики — характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценки которого данная методика применяется.

Точность — отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества, хотя в практической психодиагностике не всегда требуется очень высокая степень точности оценок[2].

.Правила проведения тестирования

В этом вопросе существуют определенные строгие правила

Наиболее важные из них:

Прежде, чем применять тест, психологу необходимо попробовать его на себе или другом человеке, что позволит избежать возможных ошибок из-за недостаточного знания его нюансов.

Важно заранее позаботиться о том, чтобы до начала работы испытуемые хорошо поняли задания и инструкцию к тесту.

Во время тестирования все испытуемые должны работать самостоятельно, не оказывая влияния друг на друга.

Для каждого теста должна быть обоснованная и выверенная процедура обработки и интерпретации результатов. Это позволяет избежать ошибок, возникающих на этом этапе тестирования.

Заключение

В Законе Российской Федерации «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государством образовательных уровней.

Образовательные уровни определяются на основе разрабатываемых и вводимых государственных образовательных стандартов, а констатация опирается на результаты аттестационных мероприятий.

Образовательные стандарты и способы оценки их достижения являются ключевыми моментами, определяющими качество образования и процедуры его оценки.

Перед педагогами школ поставлена задача подготовки детей к тестированию.

Тестирование является одним из важных элементов итоговой и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных учреждениях.

Этот метод диагностики качества обученности, по мнению многих авторов, один из наиболее достоверных и объективных.

Объективность достигается путем стандартизации и проверки показателей качества заданий и тестов целиком. Форма оценки, используемая при тестировании, позволяет соотнести уровень их достижений по предмету с требованиями ГОС[3].

11 стр., 5007 слов

Тестирование качества защиты программного продукта

... информационным звеном связи организации с окружением; Несёт формальную ответственность за результаты деятельности организации; Официально представляет организацию в различных мероприятиях. Таким образом, ... установленным. Методы школы научного управления широко применяются в фармации для количественной оценки уровня организации труда (анализ распределения рабочего времени, трудовых затрат). Согласно ...

Список использованной литературы

. Абрамова Г.С. Практическая психология. Изд. 3 Екатеринбург: «Деловая книга», 1998.-368 с.

. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. М.: «ВЛАДОС», 1998.-632 с.

. Рогов Е.И. настольная книга практического психолога: В 2 кн.-М.: изд. ВЛАДОС, 1998.-Кн. 1-384 c:

. Словарь практического психолога/сост. С.Ю Головин.- Минск: Харвест, 1998. — 800 с.

. Современный словарь по психологии.-Мн.: «Современное слово», 1998. — 768 с.