Начиная с 50-х гг. Т. ведет исследования в тесном контакте с П.Я. Гальпериным. Первый цикл исследований был посвящен действиям, лежащим за понятиями, что позволило вскрыть психологические механизмы становления и функционирования научных понятий. Умственные действия, обеспечивающие выполнение логических операций доказательства, классификации, рассматривались как пути формирования логического мышления у детей; исследовались также особенности функционирования логических приемов мышления у взрослых. Это привело к разработке метода моделирования разных видов познавательной деятельности и формулировке принципов управления процессом их формирования, помогло понять соотношение психологического и логического подходов к изучению мышления… Эта теория рассматривает учение как систему определенных видов деятельности, выполнение которых приводит ученика к новым знаниям и умениям. Усвоение новых знаний и умений может происходить не только в учебном процессе, но и в других видах деятельности: игре, труде. Особенность учебной деятельности состоит в том, что она специально организована для усвоения социального опыта, в этом состоит ее цель. В других же случаях усвоение новых знаний и умений происходит как бы параллельно с реализацией совсем других целей. Если подойти к действиям, слагающим деятельность учения, со стороны их содержания, то их можно поделить на две группы: 1) Общие (планирование, контроль, действия, составляющие приемы логического мышления и др.).
Эти действия не зависимы от особенностей того или иного предмета. 2) Специфические; они отражают особенности изучаемого предмета, их применение ограничено его спецификой (звуковой анализ слова, действия, необходимые для геометрических преобразований ).
выполнение действий субъектом всегда предполагает наличие определенной цели, которая, в свою очередь, достигается на основе какого-то мотива. Действие всегда направлено на материальный или идеальный предмет (объект).
В результате исследования процесса такого формирования умственных действий были определены следующие этапы, через которые необходимо провести ребенка, для того чтобы у него было сформировано полноценное действие:
Первый — этап предварительного ознакомления с целью действия, создание необходимой мотивации у обучаемого. Второй — этап составления схемы ориентировочной основы действия. Третий — этап выполнения действия в материальном или материализованном виде. Четвертый — этап формирования действия как внешнеречевого без опоры на материальные или материализованные средства. На этом этапе учащиеся проговаривают своими словами (устно или письменно) все операции. Пятый — этап формирования действия во внешней речи про себя.. Шестой — этап выполнения действия в умственном плане.
Формирование счетной деятельности у детей дошкольного возраста
... литературе. ) Определить этапы формирования счетной деятельности у детей дошкольного возраста. ) Описать роль формирования счетной деятельности у детей дошкольного возраста. Гипотеза: формирование счетной деятельности детей дошкольного возраста ... лежит зубрежка, и рекомендовал учить детей счету конкретных предметов, пониманию действий над числами, умению определять время. Русский педагог - демократ ...
27. Предмет и задачи психологии воспитания
Воспитание является объектом изучения как педагогики так и психологии. Предметом изучения педагогики является содержание воспитательного процесса, его организация, методы, приёмы, формы. В отличие от педагогики предметом изучения психологии воспитания является изучение психологической сущности воспитательного процесса, его влияния на развитие личности. «Психология воспитания выявляет, как целенаправленные воспитательные меры взаимодействуют с внутренними психологическими особенностями человека» (А.В. Петровский) [13, с.230]. Разделение это достаточно условно, так, например, специфика содержания, форм и методов воспитания не может не учитывать психологических особенностей детей, их возраста, особенностей социальной ситуации, в которой находятся дети и т.п. Равно как и изучение психологической сущности воспитания не может остаться в стороне от приёмов и методов воспитания. Внимание педагогики сосредоточено на формах и методах воспитания, а психологии на особенностях взаимодействия воспитательных мер с психологическими и личностными особенностями детей. Однако при этом цели и задачи педагогики и психологии едины: это развитие личности ребёнка. Психология воспитания – это особая отрасль педагогической психологии, которая исследует внутреннюю психологическую сущность воспитательного процесса, психологические механизмы воспитания. Психология воспитания молодая отрасль педагогической психологии.
Её выделение в самостоятельный раздел обусловлено тем, что данные психологии детского развития невозможно перенести в педагогику, и тем более в школьную практику. Психология воспитания призвана соединить, связать психологию и педагогику. Задачи психологии воспитания: 1. Раскрыть психологические и личностные особенности и возможности каждого возрастного этапа, учёт которых позволит максимально развивать личность в каждом возрасте. В связи с этим — создание портрета личности для каждого возрастного периода. 2. Выявление качественных сдвигов в развитии личности ребёнка под влиянием воспитания. Выяснение того, как целенаправленные воспитательные меры взаимодействуют с внутренними психологическими особенностями человека, как это взаимодействие влияет на формирование его личности. 3. Изучение процесса формирования мотивационно — потребностной сферы: потребностей и мотивов, под влиянием которых складываются черты характера, привычки, развивающиеся под воздействием воспитания и обучения. 4. Выяснение оптимальных с точки зрения целей воспитания условий педагогического воздействия. 5. «устранение негативных факторов современной социальной ситуации развития детства. гуманизации прежде всего отношений взрослого сообщества к миру детства, в обеспечении особого (одухотворённого) пространства детской жизни. Это даст ребёнку защиту от негативного влияния агрессивной среды, повысит уровень его психоэмоционального благополучия и нравственно-духовного здоровья… Гармонизация связей личности с миром является условием полноценного взросления… и критерием его личностного развития.»
Воспитание и самовоспитание личности вопросы
... воспитание детей. Воспитание как педагогическая деятельность строится на соответствующих закономерностях и методологических принципах, ставит адекватную цель. Цель воспитания — формирование социально, духовно и морально зрелой творческой личности, ... установление причин отклонения в развитии и поведении ученика, формулирование проблем в его воспитании, определение путей и средств, влияющих на ...
28. Психологические механизмы воспитания
Психологические механизмы, лежат в основе осуществления конкретной деятельности. Данные, полученные в психологических исследованиях, показывают, что эти механизмы не сводятся к операциям и отношениям, специфическим для отдельных учебных предметов, они имеют обобщенный характер.
Так, Д. Н. Богоявленский, Е. Н. Кабанова, Шеллер, Н. А. Менчинская и другие психологи показали значение обобщенных приемов умственной деятельности (абстракции, сравнения, анализа, синтеза) в общем процессе умственного развития детей.
Механизмы формирования нравственных качеств младших школьников
Механизмы нравственного воспитания — это пути и способы реализации задач нравственного воспитания. Механизмы нравственного воспитания определяются его целью, содержанием, а также возрастными возможностями детей.
Механизмы формирования нравственного поведения
Основные функции методов данной группы формирование опыта общественного поведения и общественных отношений детей. К этой группе относятся приучение к формам общественного поведения, упражнение, организация разнообразной деятельности детей (игра, обучение, труд) и руководство ею.
Приучение к формам общественного поведения. Воспитание поведения начинается с приучения — практической выработки у детей определенных умений, навыков и привычек. Главный результат приучения — формирование навыков и умений поведения. Повторяясь ежедневно, эти умения и навыки превращаются в привычные способы поведения.
В школьном возрасте имеет место процесс приучения детей к коллективному ритму жизни, к организованности, культуре общения и поведения. Учащихся нужно учить более высоким формам такого соотношения, например умению связывать, соотносить конкретные и абстрактные знания. Тип, или уровень, развития психологических механизмов, лежащих в основе применения способов и знаний, у одного и того же учащегося обычно оказывается одним и тем же при выполнении разных деятельностей даже в разных учебных предметах. Например, дети, которые ориентируются преимущественно на конкретное содержание материала и затрудняются выделить абстрактное обобщенное значение, нередко обнаруживают это в математике, и в физике, и в истории, и в литературе. Точно так же тенденции к формализму, преобладание абстрактных схем в ущерб анализу и учету конкретных особенностей материала может проявляться у детей в разных видах деятельности. Итак, становление обобщенных психологических механизмов, лежащих в основе применения способов и знаний, составляет важную сторону процесса развития детей. В процессе развития происходит не только изменение, усложнение знаний и способов действия. Психическое развитие ребенка включает изменение его личности в целом, т. е. развитие общих свойств личности, включающее изменения разных сторон психики детей.
Психологические аспекты агрессивного поведения детей в младшем школьном возрасте
... поведения у детей младшего школьного возраста. В качестве методов исследования применялись: 1. Наблюдение. 2. Тестирование. 3. Опрос. 4. Изучение продуктов деятельности. ... индивидуальные особенности человека. Среди «нормальных» личностей более агрессивными являются люди раздражительные, с ... Проблема агрессии и агрессивного поведения в психологии 1.1 Основные понятия и концепции агрессии Агрессия (от ...
29. Психологические концепции воспитания.
Современные же концепции и теории воспитания имеют множество авторов, которыми являются ученые-исследователи в области формирования человеческой личности и роли педагога в процессе воспитания и развития ребенка.
Современные концепции обучения и воспитания включают в себя несколько основных теорий, основоположниками которых являются выдающиеся философы и психологи:
- гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу);
- поведенческая (бихевиористская) теория (Д. Уотсон, Д. Локк, Б. Скиннер);
- когнитивная теория (Д. Дьюи, Ж. Пиаже);
- биологическая (генетическая) теория (К. Лоренц, Д. Кеннел);
- психоаналитическая теория (З. Фрейд, Э. Эриксон).
В 60-70 гг. XX века появился так называемый технологический подход к обучению и воспитанию. Суть его заключается в систематическом и последовательном водворении на практике заранее запланированного учебно-воспитательного процесса. Благодаря этому подходу многие современные концепции и технологии воспитания обрели специфические черты процесса взаимодействия с воспитанником:
- постановка целей обучения, в которых описаны действия и отношения воспитанника (знание, понимание, применение);
- возможность воспроизведения всех обучающих компонентов: предварительная оценка уровня навыков, корректировка согласно обратной связи воспитанника и педагога, итоговая оценка результатов и постановка новых целей;
- обратная связь с воспитанником, контроль его знаний и умений и своевременная коррекция любого из этапов воспитания.
Общие закономерности современных концепций воспитания
Несмотря на разницу в подходах, характеристика современных концепций воспитания строится на общих закономерностях:
- воспитание происходит в тесной взаимосвязи с обучением, но все же, играет определяющую роль;
- эффективность воспитания зависит от активности самого воспитанника и его включенности в этот процесс;
- результаты воспитания зависят от всех структурных элементов, которые составляют этот процесс: формы, методы и цели, понятные ребенку и педагогу.
Согласно стратегиям модернизации образования в России современные концепции воспитания личности на сегодняшний день имеют несколько основных направлений:
- повышение роли воспитательной деятельности в формировании у молодежи новых жизненных установок;
- необходимость восстановления соответствия между содержанием, качеством воспитания и потребностями воспитуемой личности, общества и государства;
- восстановление роли государства в воспитании молодого поколения;
- расширение субъектов воспитания, таких, как социальные институты, учебные заведения и общественность.
Современные концепции воспитания направлены, прежде всего, на формирование в ребенке культурной личности. Несмотря на то, что многие социальные институты до сих пор пользуются устаревшими моделями воспитания, государство стремится усовершенствовать эту систему, чтобы у подрастающего поколения была возможность обретать знания и умения согласно требованиям современного общества и с помощью новейших технологий.
Индивидуальный подход к личности в процессе обучения и воспитания ...
... данные смогла разработать собственную концепцию формирования личности в онтогенезе 9индивидуальном развитии человека), она характеризует личность, как целостную ПС-структуру, возникающую в процессе жизни и воспитания и выполняющую определенную функцию ...
30. Цели средства воспитания
Цель воспитания — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия. Сегодня главная цель средней школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности. Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований. Цели воспитания, как и цели любой человеческой деятельности, являются исходным моментом в построении всей системы воспитания, ее содержания, методов, принципов. Цель — идеальная модель результата деятельности. Цель воспитания сеть заранее определяемое представление о результате воспитательного процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать. Выбор целей воспитания не может быть случайным. Современная педагогическая практика руководствуется двумя основными концепциями целей воспитания:
- прагматической;
- гуманистической.
Прагматическая концепция, утвердившаяся с начала XX в. в США и сохраняющаяся здесь до настоящего времени под наименованием «воспитание ради выживания». Согласно этой концепции, школа должна воспитывать прежде всего эффективного работника, ответственного гражданина и разумного потребителя.
Гуманистическая концепция, имеющая много сторонников в России и на Западе, исходит изтого, что целью воспитания должно быть оказание помощи личности в реализации всех заложенных в ней способностей и талантов, в осуществлении ею собственного «Я».
Методы воспитания применяются в единстве со средствами воспитания. Средства воспитания (в узком смысле) — совокупность предметов материальной и духовной культуры, предназначенных для организации и осуществления воспитательного процесса. Средствами воспитания (в широком смысле) является все, что способствует достижению целей воспитания: различные виды деятельности, коллектив учащихся, содержание образования, формы воспитания и т.п. Вся совокупность средств воспитания находится либо в природе, либо в сфере культуры. К ним, в частности, относятся наука, мораль, искусство, персоналии. образования, формы воспитанияучащиихся, оспитательного процесса. заимодедйствия с воспитанниками., материальные предметы, а также речь, отражающая в знаковой устной и письменной форме достижения культуры (по Н.Е. Щурковой).
31. Психология семейного воспитания.
Основные концепции и модели воспитания в семье. Выделяют р я д моделей воспитания, разработанных в разных научных школах. Адлеровская модель (А. Адлер).
Эта к о н ц е п ц и я основывается на сознательном и целенаправленном изменении поведения родителей, которое определяется ведущим принципом взаимоуважения членов семьи. По теории А. Адлера, семейная атмосфера, установки, ценности и взаимоотношения в семье являются главным Семейное воспитание как психолого-педагогическая прблема фактором развития личности. Дети учатся нормам общежития и воспринимают культуру через своих родителей. Поэтому семья и есть та первичная группа, в которой ребенок формирует свои идеалы, цели жизни, систему ценностей и учится жить. Основными понятиями адлеровского воспитания родителей являются «равенство», «сотрудничество» и «естественные результаты». С ними связаны и ведущие принципы воспитания: отказ от борьбы за власть и учет потребностей ребенка. По данной модели помощь родителям должна носить воспитательный характер. Нужно научить их уважать уникальность, индивидуальность и неприкосновенность личности ребенка с самого раннего детства. Необходимо помочь каждому из родителей понять детей, войти в их образ мышления, научиться разбираться в мотивах их поступков, развивать свои методы воспитания и развития личности. Естественные логические рассуждения, используемые в ходе воспитания, позволяют ребенку на практике осознать свое поведение или прочувствовать на деле результаты своих действий. Это способствует гармонизации отношений в семье и быстрому осознанию ребенком недостатков собственного поведения.
Модель социального воспитания личности в семейном социуме
... Целью работы является обоснование и доказательство того, что семья является социальным институтом формирования личности. Объект исследования - семья Предмет исследования - процесс формирования личности в семье. Задачи: 1. Изучить, что такое социальное воспитание ... уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения. В здоровых семьях родители и дети связаны естественными ...