ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Психолого-педагогические особенности развития личности ребенка старшего дошкольного возраста 6

1.1. Научные подходы к изучению понятия «личность» в психологии 6

1.2. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста 11

Краткие выводы по первой главе. 16

Глава 2. Теоретические подходы к изучению дивергентного мышления детей старшего дошкольного возраста 18

2.1. Сущность понятия «дивергентность» в психологии 18

2.2. Дивергентное мышление как основа развития творческих способностей ребенка старшего дошкольного возраста 23

Краткие выводы по второй главе 27

Заключение 29

Список использованной литературы 32

Глоссарий 34

Введение

Актуальность исследования обусловлена высокой значимостью дивергентного мышления в целях активизации творческих способностей старших дошкольников, как фактора их личностного развития в современных условиях образования.

В настоящее время проблема интеллектуально-творческого развития дошкольников, как одного из основных критериев дивергентного мышления, становится весьма актуальной в связи с тем, что характерной чертой становления современной образовательной ситуации является развитие способности ее субъектов к познавательной деятельности. Основополагающими в этой стратегии является формирование устойчивой потребности в познаниях и творческих подход в решении различных задач, развитие способностей, направленных на создание свободного инициативного высказывания и развитие личностных характеристик ребенка.

В то же время, приходиться признать факт того, что для современных детей чаще характерна шаблонность, стандартность и поверхностность мышления, неумение проникать в сущность изучаемого факта и явления, неумение быстро и целенаправленно оперировать имеющимися знаниями для решения новых задач, реализовывать новые идеи, неординарно подходить к решению проблем в межпредметных областях. Принимая во внимание вероятные негативные последствия, к которым может привести не сформированность основных качеств дивергентного мышления у ребенка дошкольного возраста в будущей школьной и самостоятельной жизни, полагаем, что это достаточно значимая проблема современности, требующая активных поисков эффективного решения в педагогической практике.

3 стр., 1107 слов

ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ НА ТВОРЧЕСКОЕ И УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

... качеств на развитие детей старшего дошкольного возраста, а именно оценку влияния эмоциональной тревожности родителей на уровень развития умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Цель ... составляют следующие способности: способность рисковать; дивергентное мышление; гибкость в мышлении и действиях; скорость мышления; способность высказывать оригинальные идеи и ...

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) определены требования к структуре образовательной программы. Содержание, которой должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, в том числе познавательной и исследовательской, в форме творческой активности. Одной из структурных единиц, направленных на развитие личности ребенка, является образовательная область «Познавательное развитие», предполагающая развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий и творческих способностей каждого ребенка.

Вопрос о дивергентном мышлении, как базовой черте личности, рассматривается педагогами и психологами на протяжении многих лет. В исследованиях Е. Торранса, Д. Гилфорда, К. Тейлора, Г. Груббера подчеркивается, что целью дивергентного мышления является развитие исследовательского интереса, ориентированность на поиск новых форм деятельности. Сложный характер дивергентного мышления раскрыт в работах Е.Г. Юдина, И.В. Блаунберга, указывавших на позитивное его значение в развитии интеллектуального творчества личности ребенка. В работах В.В. Давыдова, Ю.Н. Кулюткина, И. Матюшкина, Н.И. Полякова развитие творческого мышления у старших дошкольников, рассмотрено как основа дивергентного мышления.

Объект исследования: процесс развития личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности дивергентного мышления, в развитии личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: выявить особенности дивергентного мышления как фактор развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста.

20 стр., 9564 слов

Особенности развития личности детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения

... развития личности детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения. Экспериментальное изучение личности детей дошкольного возраста с ... исследования А.Н. Леонтьева, первоначально происходит в непосредственной социальной ситуации общения со взрослым. Соотношение мотивов задаётся требованием старшего ... восприятие, образную память, наглядно-образное мышление, воображение, то есть в создание ...

В соответствии с поставленной целью в настоящей работе решаются следующие задачи исследования:

1. Проанализировать научные подходы к изучению понятия «личность» в психологии.

2. Изучить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

3. Рассмотреть понятие «дивергентность мышления» в психолого-педагогической литературе.

4. Раскрыть роль дивергентного мышления в личностном развитии детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: анализ теоретической литературы по проблеме исследования, проведение эмпирического исследования, обоснование результатов исследования.

Практическая значимость исследования заключается в приобретении автором опыта исследовательской деятельности по обозначенной проблеме. Данное исследование может служить основанием для написания выпускной квалификационной работы.

Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, глоссария.

Во введении определена актуальность темы, цель, задачи.

В первой главе рассматриваются теоретические аспекты психолого-педагогических особенностей личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Во второй главе раскрывается теоретические подходы к изучению дивергентного мышления детей старшего дошкольного возраста и его роли в их развитии.

В заключении даются обобщенные выводы.

Список использованной литературы содержит 30 источников.

Глоссарий содержит 10 терминов.

Глава 1. Психолого-педагогические особенности развития личности ребенка старшего дошкольного возраста

1.1. Научные подходы к изучению понятия «личность» в психологии

Научное определение понятия «личность» одна из наиболее сложных категорий в психологии, используемая для сравнительной оценки специфических аспектов, психологических качеств и индивидуальных проявлений человека. Наличие и сосуществование множества разных определений этого понятия — следствие многогранности и сложности феномена личности. Каждое определение подчинено той или иной теоретической концепции его автора и его методическому инструментарию для проверки данной теории.

4 стр., 1587 слов

Исследование генотипической обусловленности черт личности

Исследование генотипической обусловленности черт личности Базыма И.В. Проблема соотношения наследственности и среды ... этих вопросов требует совместных усилий специалистов в области психологии и генетики.   Известно, что на разных уровнях ... Генетические аспекты маскулинности и фемининности / Актуальные проблемы современной психологии. Харьков, ХГУ. 1993. С. 347-349 Шустикова М.В., Атраментова ...

Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Но теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до этого времени. В истории соответствующих исследований выделяют три периода.

Первый, берет начало от работ древних мыслителей. Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период её изучения явились вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения понятия «личность» были достаточно широкими и включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: его культуру, биологию, имущество, психологию и т.п. Такое понимание личности отчасти сохранилось и в настоящее время, однако в психологии, данное определение представляется слишком широким.

В первые десятилетия ХIХ в. наряду с философами и писателями проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Которые первыми стали вести не только систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, но и делать общенаучные выводы о природе человеческой личности. Определения личности врачами-психиатрами были даны в терминах таких черт, пользуясь которыми можно описать и вполне нормальную, и патологическую, и акцентуированную личность. Недостаточность определения понятия «личность» состояла в том, что для целостного описания психологии нормальной личности являлось слишком узким, поскольку в него, не входили такие качества, которые при любых условиях всегда положительны, «нормальны».

Экспериментальный период в исследованиях личности начался в тот момент, когда в изучении основных познавательных процессов уже были достигнуты существенные успехи. Экспериментальные исследования личности в России были начаты А.Ф. Лазурским, а за рубежом-Г. Айзенком и Р. Кеттелом. Важной задачей экспериментального периода в изучении личности стала разработка надежных и валидных тестовых методов оценивания нормальной личности. Из всех определений личности, предложенных в начале экспериментального периода разработки проблемы личности, наиболее удачным оказалось данное Г. Оллпортом: «Личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизических систем-черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение».

6 стр., 2609 слов

Психология горя

Черепанова "Психология горя" Горе - это не просто одно из чувств, это одно из тех чувств, которое делает человека человеком. Ни одно самое разумное животное не хоронит своих собратьев. Хоронить - значит быть человеком. Но хоронить - это не отбрасывать, а прятать и сохранять. Человеческое горе не деструктивно (забыть, оторвать, отделится), а конструктивно, оно призвано не разбрасывать, а собирать, ...

В конце 30-х годов прошлого века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине прошлого века сложилось много различных подходов и теорий личности. Ряд теорий личности, характерных для возрастной и педагогической психологии, построен на рассмотрении ограниченного периода в развитии личности, от младенчества до ранней юности. Есть теории, авторы которых прослеживают развитие личности в течение всей жизни человека. Существенным основанием для деления теорий личности на типы, выступает то, на что в них обращено преимущественное внимание: внутренние свойства, черты и качества личности или её внешние проявления.

Так, Г. Оллпортом и Р. Кеттелом была разработана теория черт, согласно которой, люди отличаются друг от друга по набору и степени разновидности у них независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического обследования. Теория черт имела определённые недостатки, поскольку на основе знаний личностных черт практически невозможно точно предсказать поведение человека даже в тех ситуациях, которые по смыслу связаны с выявленными чертами, так как оно зависит и от многих других условий.

Как альтернатива теории черт за рубежом получила распространение концепция личности, названная теорией социального научения. Основная психологическая характеристика личности в данной теории- поведенческая, где на социальные действия человека, оказывают влияние другие люди. Примером, является концепция, разработанная американским ученым У. Майшелом, согласно которой личностные факторы совместн……..

Список использованной литературы

1 ФГОС приказа министерства образования и науки российской федерации ( Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г.№ 1155г. Москва.[сайт].URL: < document/499057887> (дата обращения 20.04.2015).

2 Арнхейм Р. Визуальное мышление. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. М. 1981. 98с.

3 Аверина И.С., Щебланова Е.И. Вербальный тест творческого мышления. М.: Просвещение. 2009. 114с.

4 Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М.: Просвещение, 2010.58с.

5 Блаунберг И.В., Юдина Е.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука. 1973. 274 с.

6 Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение. 1996. 464 с.

4 стр., 1618 слов

Диагностика черт личности.Общая характеристика черт личности.Методы диагностики черт личности.

СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Глава 1. Диагностика черт личности 4 1.1. Общая характеристика черт личности 4 1.2. Методы диагностики черт личности 10 Глава 2. Диагностика акцентуаций 20 2.1. Понятие и виды акцентуаций 20 2.2. Методики диагностики акцентуаций 27 Заключение 30 Список литературы 31 ВВЕДЕНИЕ Необходимой характеристикой личности является особая форма ее активности, связанная с наличием ...

7 Выготский Л.С. Психология. М.: Лабиринт. 2000. 298 с.

8 Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. М.: Мозаика-Синтез. 2006. 80 с.

9 Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2014. 304 с.

10 Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. М.: РАН АПН, 2006. 264 с.

11 Дорфман Л.Я. Дивергентное мышление и дивергентная индивидуальность: Ресурсы креативности Ежегодник РПО. Т. 8. Вып. 1. М.: МГПУ. 2002. 132 с.

12 Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн.: Высшая а света. 2000. 97 с.

13 Круглова Н.Ф., Конопкин О.А., Панов В.И. Возможность регуляторно-когнитивной диагностики скрытой одарённости. М.: Ярославль. 2011. 94с.

14 Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности. М.: Просвещение. 2012. 116 с.

15 Майданик И.А. Семантическая организация дивергентной мысли в процессе решения креативных исследовательских задач. М.: МГПУ, 2002. 190 с.

16 Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер.2007. 388 с.

17 Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. Тексты. М.: МГУ. 1992. 110 с.

18 Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М.: Воронеж, 2011. 65 с.

19 Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: ВЛАДОС. 2003. 345с.

20 Петровский А.В. Общая психология. М.: Просвещение. 1976. 479с.

21 Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольников. М. 1997. 262с.

22 Ребер А. Большой толковый психологический словарь. Том 1. М.: АСТ Вече. 2000. 592с.

23 Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 334 с.

24 Савенков А.И. Психология детской одаренности. М.: Просвещение. 2010.92 с.

25 Свеницкий А.Л. Социальная психология. М.: Проспект. 2003. 336 с.

26 Туник Е.Е. Опросник креативности Джонсона. СПб.: СПбУПМ, 2011.116с.

27 Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Флинта. 2010. 254 с.

28 Эльконин Д.Б. Психология. М.: Педагогика, 1999. 319 с.

29 Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога Школа здоровья. 2011. № 1.24с.

30 Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта. 2010. 254 с.

15 стр., 7342 слов

Изучение понятия и особенностей психологии творческого мышления

Оглавление Введение Глава 1. Психология творчества и творческого мышления 1.1 Понятие творчества 1.2 Определение понятия "творческое мышление" в психологии Глава 2. Вопросы психологии творческого мышления 2.1 Творческое мышление как предмет психологического исследования 2.2 Характеристики и оценка творческого мышления 2.3 Творческое и прогностическое мышление: к проблеме соотношения понятий ...