Тема 1. Предмет, методы, история и основные направления психологии 2

15

В.А. Корнев

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

1.1. Предмет и методы психологии 2

1.2. Место психологии в системе наук 3

1.3. История развития психологических знаний 3

1.4. Основные направления в психологии 4

ТЕМА 2. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ 4

2.1. Психика и организм 4

2.2. Психика, поведение и деятельность 5

2.3. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза 5

2.4. Общее представление о личности 5

2.5. Формирование и развитие личности 5

2.6. Структура сознания и подсознания 6

2.7. Основные психические процессы 6

2.8. Составляющие познавательных процессов и их структура 6

2.9. Внимание: понятие, свойства и виды 6

2.10. Восприятие и его виды 6

2.11. Память, её основные процессы и виды. 6

2.12. Мышление 7

ТЕМА 3. ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА, ЭМОЦИИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 7

3.1. Психические свойства 7

3.1.1. Представление, воображение и творчество 7

3.1.2. Темперамент и характер 7

3.1. 3. Природа человеческих способностей 8

3.2. Эмоционально-волевая сфера 8

3.2.1. Эмоции и чувства 8

3.2.2. Стресс и фрустрация 8

3.2.3. Воля и структура волевого действия 9

3.3. Межличностные отношения 9

3.3.1. Общение и речь 9

3.3.2. Психическая регуляция поведения и деятельности коллектива 10

ТЕМА 4. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ. ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ 10

4.1. Объект, предмет и задачи педагогики 10

4.2. Функции и методы педагогики 10

4.3. Структура педагогики: образование, воспитание, обучение, развитие 10

4.4. Основные категории педагогики: педагогическая деятельность, задачи, взаимодействие и технологии 11

4.5. Образование как общечеловеческая ценность 11

4.6. Образование как педагогический процесс 12

4.7. Цели, содержание и процесс непрерывного образования 12

ТЕМА 5. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 12

7 стр., 3044 слов

Основные законы образования человека и их следствия для социологии, психологии и педагогики

Реферат по КСЕ Тема: «Основные законы образования человека и их следствия для социологии, психологии и педагогики» Содержание Введение . Основной закон образования . Периодизация развития . Сферная организация социума . Требования к педагогической деятельности Заключение Список литературы 1. Основной закон образования Основной закон образования может быть выражен предельно кратко в следующей ...

5.1. Основные функции обучения (дидактики) 12

5.2. Характеристика принципов дидактики 13

5.3. Воспитание в педагогическом процессе 13

5.4. Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение 13

5.5. Общие формы организации учебной деятельности 13

5.6. Виды учебных занятий 13

5.7. Проверка знаний обучающихся 14

5.8. Активные формы обучения 14

5.9. Методы, приёмы, средства организации и управления педагогическим процессом 14

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ, ИСТОРИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ

В кооперативном институте курс психологии и педагогики читается не для того, чтобы сделать из выпускников педагогов, а для того, чтобы подготовить их к работе с людьми и к воспитанию их собственных детей в условиях катастрофической нравственной деградации общества. Одним из путей нравственного обновления может быть знакомство с основными принципами психологии и педагогики.

1.1. Предмет и методы психологии

Предметом (или объектом) психологии является мир субъективных явлений, процессов и состояний, осознаваемых или не осознаваемых самим человеком.

Психологические явления настолько сложны и труднодоступны для изучения, что для их исследования применяются методы самых разных наук: философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии, истории и др.

С XIX в. в психологии применяются специальные технические устройства для проведения экспериментальных исследований. В начале XX в. к ним присоединились электрические приборы, а в наше время используется радио-, видео- и электронная аппаратура. Однако до сих пор не утратили значения традиционные методы сбора информации, такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос.

Внешнее наблюдение — это сбор данных о поведении человека путем прямого наблюдения за ним. Внутреннее применяется тогда, когда исследователь ставит перед собой задачу изучить явление в том виде, в каком оно представлено в его сознании. Свободное не имеет заранее установленных программы и процедур проведения. Стандартизированное заранее определено и четко ограничено в плане того, что;´ наблюдается, и ведется по определенной программе. При включённом наблюдении исследователь непосредственно участвует в процессе, за которым наблюдает. При стороннем не участвует. Каждый из видов наблюдения применяется там, где может дать наиболее достоверные результаты.

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальн

... .   Формирующий эксперимент – применяемый в возрастной и пед-й психологии метод прослеживания изменений психики ребенка ... с более частными и конкретными знаниями; 2.Знания, конституирующие данный учебный предмет учащиеся усваивают в процессе анализа ... на мнение индивидов методом «подставной группы». Экспериментатор заранее вступал в сговор со всеми участниками эксперимента, кроме одного ...

Опрос бывает устным и письменным. Устный позволяет наблюдать за реакциями отвечающего. Письменный — охватить большое количество людей (его наиболее распространенная форма — анкета).

Свободный — разновидность устного или письменного, при которой перечень вопросов и ответов заранее не ограничен. При стандартизированном опросе вопросы и характер ответов определены заранее.

При помощи тестовможно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Варианты теста: тест-опросник, тест-задание и проективные тесты — методика, предназначенная для диагностики личности, в основе которых лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. В проективных тестах тестируемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию.

Эксперимент заключается в создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход событий. Лабораторный предполагает создание искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего рассмотреть.

Моделированиеприменяется в том случае, когда наблюдение, опрос, тест или эксперимент затруднены или невозможны в силу сложности или труднодоступности. Тогда создаётся модель изучаемого фено;´мена, повторяющая его основные параметры и свойства. Модели могут быть техническими, логическими, математическими и кибернетическими.

Для получения вторичных результатов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации, применяются методы математической статистики и качественного анализа.

1.2. Место психологии в системе наук

Современная психология занимает промежуточное положение между общественными, естественными и техническими науками, однако во всех своих отраслях сохраняет свой предмет исследования, теоретические принципы и пути изучения. Дальнейшее развитие психологических знаний мыслится как максимальное расширение связей психологии со смежными науками при сохранении самостоятельного предмета исследования.

13 стр., 6060 слов

Золотой фонд психологии эксперименты до 1925 года

ЗОЛОТОЙ ФОНД ПСИХОЛОГИИ ЭКСПЕРИМЕНТЫ ДО 1925 ГОДА ЭКСПЕРИМЕНТ "МАЛЕНЬКИЙ АЛЬБЕРТ" Эксперимент c маленьким Альбертом был одним из самых известных психологических экспериментов. Его проводил бихевиорист Джон Б. Уотсон вместе с выпускницей факультета психологии Розали Рэйнор. Ранее русский психолог Иван Павлов проводил подобные эксперименты, демонстрирующие выработку условного рефлекса у собак. ...

1.3. История развития психологических знаний

Интерес к психологическим явлениям зародился у людей уже с середины первого тысячелетия до н. э. В понимании души древними выделяются две линии: материалистическая и идеалистическая. Демокрит рассматривал душу как особый вид материи, представляющей собой мелкие подвижные атомы, сходные с теми, из которых состоит огонь. Чем больше огненного начала в душе, тем она суше, легче и возвышеннее; чем больше влаги, тем она тяжелее и низменнее. По Платону душа находится между идеями и материальными телами, но сама она — порождение мира идей и может пребывать в трех состояниях: животном, разумном и возвышенном. Все части души должны находиться в оптимальном соотношении друг с другом, а когда их соответствие нарушается, возникают разнообразные отклонения. Аристотель написал первый научный трактат «О душе», согласно которому душа есть начало, присущее живой материи, выделил пять основных органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние и вкус) и предложил им научное объяснение. Ему же принадлежит заслуга первого описания характеров.

В эпоху Возрождения Декарт ввел понятие рефлекса как автоматического способа реагирования живой системы на внешнее воздействие и определил самонаблюдение (или интроспекцию) как основной метод психологии. Начиная с него, учения о душе, к которым стали применять термин «психология», разделились на два направления: науку о поведении и учение о внутреннем опыте, включающем душевные, или психические, явления. Барух Спиноза попытался снять декартовский дуализм души и тела, т. е. представление об их независимом существовании, утвердив взгляд, согласно которому душа не существует без тела, как и тело без души, и предложил оригинальное объяснение высших человеческих эмоций — аффектов и страстей. К концу XVII в. Т. Гоббс попытался научным путем объяснить различия в способностях людей. Д. Локк, привел в систему эмпирические объяснения психологических явлений. Объяснительным принципом у него стала ассоциация — закономерное соединение одних психических явлений с другими.

19 стр., 9287 слов

Структура психики человека. Сознание как высший уровень развития психики

... осуществляются все поведенческие акты человека, они приобретают личностное единство —стиль поведения данной личности. Итак, психика человека, его сознание — ... цели, формируется абстрактное мышление человека, его воля. В процессе формирования психики человека его внешние физические действия с ... и механизмы. Их описание представляет задачу как психологии, так и других отраслей знания: физиологии, ...

В XIX в. психология выделилась как самостоятельная наука, и в нее был введен эксперимент. Вильгельм Вундт основал в Лейпциге Институт экспериментальной психологии, где учились русские психологи Вл. Мих. Бехтерев и Н.Н. Ланге. В России И.М. Сеченов книгой «Рефлексы головного мозга» (1863) заложил основы новой психологии, И.П. Павлов открыл условный рефлекс как механизм приобретения опыта, а Бехтерев основал первую отечественную психологическую лабораторию в Казани. В конце XIX в. произошёл общий кризис психологической науки: психология оказалась неспособной решать проблемы, связанные с сознанием, личностью и межличностными отношениями. Некоторые ученые объявили их вообще неразрешимыми и обратились к менее сложным.

В наши дни на первый план выходят отрасли психологии, ориентированные на практику. В сфере образования, на предприятиях, в армии и в медицине создаются различные психологические службы, обязательной становится психологическая подготовка учителей, экономистов, менеджеров, инженеров и спортивных тренеров.

1.4. Основные направления в психологии

Обсуждая проблему эмоций, основатель функционализм а Уильям Джемс (1842 — 1910, США) предложил концепцию, согласно которой первичными являются изменения в мышечной и сосудистой системах организма, а вторичными — вызванные ими эмоции: «Мы опечалены, потому что плачем и приходим в ярость, потому что бьем другого».

И.П. Павлов (1859—1963) и В.М. Бехтерев (1857—1927) обратились к исследованию высших нервных центров головного мозга и утвердили взамен изолированного сознания новый предмет — целостное поведение. Поскольку взамен ощущения в качестве исходного понятия у них выступил рефлекс, это направление получило название рефлексология.

Основатель американской школы бихевиоризма (от англ. bihaviour — «поведение») Дж. Уотсон (1878—1958) в качестве предмета психологии рассматривал поведение, понятое как совокупность реакций организма, обусловленных его общением со стимулами среды, к которой он адаптируется. Бихевиоризм называют «психологией без психики», поскольку он предполагал, что психика идентична сознанию. Исключив из научного рассмотрения сознание, бихевиоризм неизбежно оказался односторонним направлением.

9 стр., 4165 слов

Исследование личности в социальной психологии

... Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии. М.; Наука, 2007. . Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Изд-во политической литературы ... личности); ·социальные типы личности, национальные, профессиональные, половозрастные особенности личности; ·ценностные ориентации; ·закономерности проявления и формирования общественной активности личности; ·проблемы внутренней противоречивости личности ...

Австрийский врач Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) обратился от анализа сознания к глубинным слоям психической активности и с помощью сложной сети понятий уловил процессы, скрытые для самонаблюдения. Главной среди этих процессов была признана имеющая сексуальную природу энергия влечения (либидо), которая подавляется, вытесняется и тем не менее проявляется в различных симптомах: расстройствах движений, восприятия, памяти и т. д. Только благодаря осознанию причин подавленных влечений и потаенных комплексов удается (с помощью техники психоанализа) избавиться от душевной травмы, которую они нанесли личности, структура которой у Фрейда выступила в виде модели, компонентами которой являются: Оно (das Es — слепые иррациональные влечения), Я (das Ich) и сверх-Я (das Über-Ich — уровень моральных норм и запретов, возникающих в силу того, что в первые же годы жизни ребенок идентифицирует себя с родителями).

От напряжения, под которым оказывается Я из-за давления на него слепых влечений и моральных запретов, человека спасают защитные механизмы вытеснения (устранения мыслей и чувств в область бессознательного) и сублимации (переключения сексуальной энергии на творчество) и т. п.

Учениками Фрейда, создавшими собственные направления в психологии, были Карл Юнг (1875-1961) и Альфред Адлер (1870-1937).

Первый назвал свою психологию аналитической, второй — индивидуальной. Нововведением Юнга было понятие о «коллективном бессознательном» и разделение им человеческих типов на экстравертивный (обращенный вовне, увлеченный социальной активностью) и интравертивный (обращенный внутрь и сосредоточенный на собственных влечениях).

Адлер выделил как фактор развития личности чувство (комплекс) неполноценности, порождаемое, в частности, телесными дефектами. Как реакция на это чувство возникает стремление к его компенсации с тем, чтобы добиться превосходства над другими.

Новые представления о том, как организовано сознание, выразило понятие о гештальте (динамической форме, структуре).

В противовес трактовке сознания как «сооружения из кирпичей (ощущений) и цемента (ассоциаций)» утверждался приоритет целостной структуры, от общей организации которой зависят ее отдельные компоненты. Изучая мышление человека, гештальт-психологи доказывали, что умственные операции при решении творческих задач подчинены особым принципам организации гештальта («группировка», «центрирование» и др.), а не правилам формальной логики.

10 стр., 4672 слов

Личность в деятельности и общении

... личности. Общение - неотъемлемая часть формирования человека, как личности. Начнем с понятия о том, что такое общение. Общение - это вид деятельности ... анализа личности есть определенные понятия: ·индивид ·личность ·индивидуальность Из представленных понятий наиболее общее является - человек. Индивид представлен ... целей и возможных последствий. Возникший в сознании образ или слово, команда сразу) же ...

Тема 2. Психология личности. Сознание человека. Познавательные процессы

2.1. Психика и организм

Человеческий организм есть производное от природы и существует только в процессе систематического обмена продуктами с ней, поэтому он удерживает в себе и интенсивно использует физические закономерности природы. А функция психики и состоит в отображении, удержании, воспроизведении и развитии этого единства всех существенных сил природы. Тот же факт, что наше тело и психика включены во всеобщую связность мировых процессов и удерживают в себе природу как целое, предполагает существенное и непосредственное влияние природных пульсаций и ритмов на наш организм и наши психические состояния. Особое значение для психической деятельности имеют такие особенности человеческого организма как строение нервной системы и мозга, тип телосложения, пол, возраст, уровень гормональной активности и генетические аномалии.

2.2. Психика, поведение и деятельность

Важнейшая функция психики — управление поведением и деятельностью человека.

Под поведением в психологии принято понимать внешние проявления психической активности человека. К фактам поведения можно отнести: 1) отдельные движения и жесты (поклон, кивок, рукопожатие), 2) внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием или общением (поза, мимика, взгляд, дрожь, покраснение лица), 3) действия, которые имеют определенный смысл, и 4) поступки, которые имеют социальное значение, связанные с нормами поведения.

Деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями. Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности, — это общение, игра, учение и труд.

2.3. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза

Онтогенез — это процесс развития индивидуального организма, формирование основных структур психики индивида в течение его детства. Основное содержание онтогенеза составляет совместная предметная деятельность – общение ребёнка со взрослыми, на основе чего формируется его сознание и личность. В отечественной психологической традиции формирование психики, сознания и личности в онтогенезе понимается как процесс социальный, т. е. осуществляющийся в условиях активного и целенаправленного воздействия со стороны общества. Филогенез — это историческое формирование группы организмов, возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества. Основными проблемами при изучении филогенеза считаются: выделение главных этапов эволюции психики (одной из наиболее известных здесь остается схема Карла Бюлера: инстинкт — навык — интеллект), выявление условий перехода от этапа к этапу и установление соотношения основных этапов филогенеза и онтогенеза.

2.4. Общее представление о личности

Личность в психологии понимается 1) как индивид, т. е. субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) как определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Личность характеризуется активностью, т. е. стремлением субъекта выходить за собственные пределы; направленностью, т. е. устойчивой системой мотивов, интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т. д.; глубинными смысловыми структурами, обусловливающими ее сознание и поведение и степенью осознанности своих отношений к действительности. Развита;´я личность обладает развиты;´м самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоторых сторон её активности.

Субъективно для индивида личность выступает как его «Я» или «Я»-концепция, т. е. система представлений о себе, обнаруживающая себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и т. д. Соотнесение образа «Я» с реальными обстоятельствами жизни позволяет личности изменять свое поведение и осуществлять цели самовоспитания. Обращение к самооценке и самоуважению личности является важным фактором направленного воздействия на личность в процессе воспитания.

Индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную «потребность быть личностью», т. е. полагать себя в жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них.

2.5. Формирование и развитие личности

Формирование личности — это процесс её становления в конкретных условиях жизни общества. Развитие личности – это процесс её формирования как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. В процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых, которые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности, формами и особенностями поведения.

В качестве предпосылки развития личности выступает внутреннее противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. Система межличностных отношений в группах порождает противоречие между потребностью индивида в персонализации и объективной заинтересованностью группы принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют ценностям, задачам и нормам функционирования и развития этой группы. Это противоречие снимается в совместной деятельности.

В случае, если индивид входит в стабильную социальную общность, он проходит три фазы своего становления как личности. Первая фаза (адаптация) предполагает уподобление индивида членам общности через усвоение действующих в ней ценностей и норм. Вторая (индивидуализация) порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть таким как все» и стремлением к максимальной персонализации, поиском средств и способов обозначения своей индивидуальности. Третья (интеграция) детерминируется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями в общности и потребностью общности принять лишь те его индивидуальные особенности, которые способствуют ее развитию. При успешном прохождении фазы интеграции у индивида формируются такие качества, как гуманность, доверие, справедливость, коллективистское самоопределение, требовательность к себе и другим, и т. д. Тип развития личности определяется типом группы, в которую она интегрирована.

2.6. Структура сознания и подсознания

Сознание — это высшая форма обобщённого отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, с помощью которой формируется внутренняя модель внешнего мира. Функции сознания — это формирование целей деятельности, предварительное мысленное построение действий, предвидение результатов этих действий, разумное регулирование поведения и деятельности, формирование отношения к окружающей действительности и к другим людям. Свойства сознания: построение отношений, познание и переживание.

Выделяют два слоя сознания — бытийное и рефлективное. Бытийное включает в себя биодинамические свойства движений, опыт действий и чувственные образы, хранящиеся в памяти. Рефлективное обеспечивает функционирование самого сознания и включает значение (содержание общественного сознания, усваиваемое человеком, например, операционные, предметные, вербальные, научные, житейские значения) и смысл (субъективное понимание и отношение к ситуации или информации).

Высшей степенью развития сознания является самосознание, которое позволяет определить свое место в этом мире, выработать отношение к самому себе, оценивать свои поступки, осознавать мотивы и результаты своих действий.

Только очень небольшая часть сигналов из внешней и внутренней среды попадает в зону ясного сознания и используется человеком для управления своим поведением. Бо;´льшая же их часть попадает в подсознание. Если на подсознательном уровне возникают проблемы, то информация о сигнале временно передается в сознание, но как только решение найдено, сознание вновь освобождается для решения новых задач.

2.7. Основные психические процессы

Основными психическими процессами считаются: внимание, восприятие, память, мышление, воображение, эмоции, речь и др.

2.8. Составляющие познавательных процессов и их структура

С помощью познавательных процессов человек получает и осмысливает информацию и отображает объективный мир, который преобразуется в субъективный образ. Познавательные процессы включают ощущения, восприятия, представление и мышление.

Ощущения — это отражение конкретных отдельных качеств предметов и явлений, воздействующих на органы чувств в данный момент. Для их появления необходимы раздражители, т. е. предметы и явления, воздействующие на органы чувств. Системы клеток, осуществляющие анализ раздражений, называются анализаторами. Раздражитель воздействует на органы чувств, и возникают нервные импульсы, которые поступают в мозг, там обрабатываются, формируются ощущения и складывается целостный образ восприятия предмета. Этот образ сопоставляется с эталонами памяти и происходит опознание предмета (возникает представление о нём).

Затем посредством мышления и сопоставления информации и прежнего опыта происходит осмысление информации.

2.9. Внимание: понятие, свойства и виды

Вниманием называют направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. К свойствам внимания относятся избирательность, объём, устойчивость, возможность распределения и переключаемость.

Выделяют три вида внимания. Наиболее простым является непроизвольное. Оно имеет пассивный характер, и навязывается субъекту внешними событиями. Если деятельность осуществляется в русле сознательных намерений субъекта и требует с его стороны волевых усилий, то речь идёт о произвольном внимании, которое отличается активным характером, сложной структурой и по происхождению связано с трудовой деятельностью. По мере развития деятельности возможно появление постпроизвольного внимания.

2.10. Восприятие и его виды

Восприятие — это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Выделяют четыре вида восприятия: 1) обнару;´жение; 2) различение; 3) идентификация и 4) опознание. Обнаружение и различение относятся к перцептивным действиям, а идентификация и опознание — к опознавательным.

2.11. Память, её основные процессы и виды.

Памятью называют отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или думал. В составе памяти можно выделить отдельные процессы, основные из которых — запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение и узнавание. Виды памяти: образная, словесно-логическая, двигательная (моторная) и эмоциональная.

Забывание бывает полным или частичным, длительным или временным. Психологами замечен феномен, называемый реминисценцией: заученный материал воспроизводится лучше не сразу, а через 1 — 2 дня. Забывание может быть обусловлено и работой защитных механизмов нашей психики, которые вытесняют из сознания в подсознание травмирующие нас впечатления.

2.12. Мышление

— это высшая наиболее обобщенная и опосредованная форма отражения мозгом окружающего мира, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Оно позволяет человеку «узнать» то, что он не воспринимает непосредственно. Мыслительная деятельность совершается при помощи мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение и конкретизация.

Виды мышления: наглядно-действенное (опирается на реальные предметы и действия с ними); наглядно-образное (опирается на образы, хранящиеся в памяти) и словесно—логическое (осуществляет логические операции с понятиями).

Основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.

Развитие мышления происходит постепенно. К 18 годам, когда использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта, процесс формирования мышления переходит в процесс его совершенствования.

Тема 3. Психические свойства, эмоции и межличностные отношения

3.1. Психические свойства

3.1.1. Представление, воображение и творчество

Представления — это образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или воображения. В отличие от восприятия, представления могут носить обобщенный характер. Если восприятия относятся только к настоящему, то представления относятся к прошлому и возможному будущему и отличаются от восприятия значительно меньшей степенью ясности и отчетливости, однако их чувственно-предметный характер позволяет классифицировать их по модальности (зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и др.).

Опора на представление хорошо знакомых сцен или мест служит одним из наиболее эффективных мнемонических (способствующих запоминанию) средств. Преобразования представлений играют важную роль в решении мыслительных задач, особенно тех, которые требуют нового «видения» ситуации.

Воображение – это создание образов таких предметов, которые никогда не воспринимались человеком раньше. Воображение бывает непроизвольное (не требует от нас усилий: читая интересную книгу, человек живет жизнью ее героев), произвольное (инженер смотрит на чертеж детали и пытается представить ее себе), воссоздающее (ученик представляет себе то, что учитель ему объясняет) и творческое (самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности).

Творчество — это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральным, специфически творческим моментом считалось озарение — интуитивное схватывание искомого результата. Экспериментальные исследования показали, что интуитивное решение возникает в предметной деятельности, доступной объективному анализу. Выделяя специфику психической регуляции процесса творчества, К.С. Станиславский выдвинул представление о сверхсознании как высшей концентрации духовных сил личности при порождении продукта творчества. С развитием кибернетики предпринимаются попытки моделировать процессы творчества на ЭВМ (эвристическое программирование).

Передача техническим устройствам доступных формализации умственных операций резко повысила интерес к процессам творчества, которые не могут быть формализованы. Зависимость от них научно-технического прогресса (открытий, изобретений и т. д.) направила усилия психологов на разработку методов диагностики творческих способностей и стимуляции творчества (например мозговая атака и др.).

3.1.2. Темперамент и характер

Темперамент – это характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа и ритма психических процессов. Гуморальная система объяснений связывала состояние организма с соотношением в нём различных жидкостей, в связи с чем выделялись четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический. Темперамент относительно устойчив, однако изменяется в онтогенезе. Темперамент не характеризует содержательную сторону личности, однако свойства его могут как благоприятствовать, так и противодействовать формированию определенных её черт.

Характер — это система существенных и устойчивых свойств личности, которые проявляются в отношении человека к себе, окружающим, работе, жизни и т. д. Большую роль в его формировании играют родители. Характер формируется с первых дней жизни, но оптимальные условия для формирования положительных черт характера создаются в период с 2 до 10 лет. При этом черты, определяющие отношение к людям, формируются в самом раннем возрасте; деловые качества — в детских играх, в подростковом возрасте (от 10 до 15 лет) формируются волевые черты, а нравственные и мировоззренческие в ранней юности (от 15 до 18 лет).

Обладание целями жизни — главное условие образования характера. Выделяют такие типы характеров как гипертимный (люди энергичные, инициативные, общительные, словоохотливые, с ярко выраженной жестикуляцией и мимикой, и одновременно легкомысленные, раздражительные, не переносящие дисциплины и одиночества); дистимный (низкая контактность, пессимизм, пассивность) и циклоидный (частые беспричинные перемены настроения).

Существуют такие типы характеров как педантичный, демонстративный, экстравертированный, интровертированный, садомазохистский, конформистский, мыслительный и чувствующий.

3.1. 3. Природа человеческих способностей

— то есть индивидуально-психологических особенностей личности, являющихся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Формирование их происходит на основе врождённых задатков. Специальными называются задатки к определенному виду деятельности. Установлено, что дети, обладающие специальными задатками, достигают значительно более высоких результатов и продвигаются в избранной области деятельности быстрыми темпами. При сильной выраженности таких задатков они проявляются в раннем возрасте, если человеку предоставляются необходимые условия. Специальными задатками называют музыкальные, художественные, математические, лингвистические, спортивные и многие другие.

Развитие специальных способностей (математических, художественных, музыкальных, сценических, литературных и т. п.) опирается на соответствующие задатки, например, музыкальный слух и память. Определенный уровень специальных способностей может быть сформирован практически у любого здорового ребенка в условиях специально организованного обучения. Большинство зарубежных педагогических систем исходит из того, что воспитание должно следовать за развитием, оно лишь помогает вызреванию того, что заложено в человеке от природы, и поэтому должно быть лишь приспособлено к задаткам и способностям человека.

3.2. Эмоционально-волевая сфера

3.2.1. Эмоции и чувства

Эмоции — это особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей. Многообразные проявления эмоциональной жизни делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и страсть. Аффект — это бурное кратковременное эмоциональное переживание, полностью захватывающее психику человека и предопределяющее единую реакцию на ситуацию в целом. Аффекты протекают быстро, сопровождаются двигательными реакциями, препятствуют нормальной организации поведения и способны оставлять устойчивые следы в долговременной памяти. Собственно эмоции — более длительные состояния. Они носят опережающий характер, могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями и коммуницируются, т. е. передаются другим людям. Чувства — более устойчивые, чем эмоции, психические состояния, выражающие устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым).

В зависимости от направленности, они делятся на моральные (по отношению к другим людям), интеллектуальные (связанные с познавательной деятельностью), эстетические (чувства красоты) и практические (связанные с деятельностью).

Устойчивые чувства умеренной или слабой силы именуются настроениями. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).

3.2.2. Стресс и фрустрация

Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стрессы оказывают отрицательное влияние на здоровье человека и представляют собой главные «факторы риска» при возникновении и обострении сердечно-сосудистых и заболеваний желудочно-кишечного тракта. Возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, т. е от самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т. д. К понятию стресса близко понятие фрустрации, переживаемой как напряжение, тревога, отчаяние и гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными и непреодолимыми препятствиями. Для снятия стресса или фрустрации нужны правильная оценка значимости события, достаточная информированность по данному вопросу или событию и запасные отступные стратегии, что снижает возбуждение, уменьшает страх и создает оптимальный фон для решения проблемы. Важный способ снятия психического напряжения — активизация чувства юмора.

3.2.3. Воля и структура волевого действия

Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий на пути к достижению цели. Волевые действия бывают простыми (когда человек без колебаний идет к намеченной цели) и сложными (осознание цели и стремление ее достичь; осознание ряда возможностей достижения цели; появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности; борьба мотивов и выбор; принятие одной из возможностей в качестве решения; осуществление принятого решения; преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения).

3.3. Межличностные отношения

3.3.1. Общение и речь

Общение — это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме осуществляемых воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения — об общей культуре и грамотности. В наиболее обобщенных классификациях общения выделяется три его стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. Коммуникативная связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами, т. е. с учетом отношений между партнерами, их установок, целей и намерений, что приводит не просто к «движению» информации, но к уточнению и обогащению тех знаний, сведений и мнений, которыми обмениваются люди. Средствами коммуникативного процесса являются различные знаковые системы, прежде всего речь, а также оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомимика), пара- и экстралингвистическая системы (интонация, неречевые вкрапления в речь, например, паузы), система организации пространства и времени коммуникации, наконец, система «контакта глазами». Важной характеристикой коммуникативного процесса является намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, обеспечить свою идеальную представленность в другом (персонализацию), необходимым условием чего выступает не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации, в которой происходит общение. Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Различают ряд типов взаимодействия между людьми, прежде всего кооперацию и конкуренцию. Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками человека его психологических свойств и особенностей поведения. Основными механизмами познания другого человека являются идентификация (уподобление) и рефлексия (осознание того, каким воспринимают субъекта познания другие люди).

Рассмотрение трех сторон общения в единстве — важное условие оптимизации совместной деятельности людей и их отношений. Одной из задач социальной психологии является разработка средств корректировки и оптимизации общения, развития способностей и навыков общения, особенно необходимых тем категориям людей, которые профессионально связаны с процессом общения (руководители, педагоги, врачи и др.).

Бессодержательное общение, использующее коммуникативные средства исключительно с целью поддержания самого процесса общения в психологии называется фатическим (от лат. fatuus — глупый).

Важнейшим достижением человечества стали язык и речь, с появлением которых стала возможной передача информации от одного поколения к другому. Язык — это система знаков, включающая слова (лексика) и набор правил, по которым строятся предложения (грамматика).

Речь — это процесс использования языка в целях общения. Одна из функций речи — служить средством общения между людьми, другая вытекает из того, что мышление происходит в речевой форме, и речь (в том числе внутренняя) является средством мышления. По видам речь делят на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя речь — это беззвучный речевой процесс. Она коротка и свёрнута. Внешняя бывает письменная и устная. Устная делится на монологическую и диалогическую. Свойства речи: информативность, понятность и выразительность.

3.3.2. Психическая регуляция поведения и деятельности коллектива

Силу всякого коллектива составляет его сплоченность, которая зависит от стадии его развития.

Первая стадия называется притиркой. На этой стадии люди приглядываются друг к другу. Взаимодействие происходит в привычных формах при отсутствии коллективного творчества. Решающую роль в сплочении группы на этой стадии играет руководитель. Вторая стадия — «конфликтная» — характеризуется тем, что в рамках коллектива образуются группировки, открыто выражаются разногласия и приобретают значение личные взаимоотношения. Начинается борьба за лидерство и поиски компромиссов. На третьей стадии — экспериментирования — потенциал коллектива возрастает, возникает желание работать лучше, другими методами и средствами. На четвертой стадии в коллективе появляется опыт успешного решения проблем. В зависимости от ситуации функции лидера переходят от одного к другому. На пятой стадии внутри коллектива формируются прочные связи, людей принимают и оценивают по достоинству, а личные разногласия быстро устраняются. Отношения складываются неформально, что позволяет демонстрировать высокие результаты работы и стандарты поведения. Для высокоразвитого сплоченного коллектива характерно наличие положительного психологического климата, доброжелательного фона взаимоотношений, эмоционального сопереживания и сочувствия друг к другу. Наличие или отсутствие этих качеств служит диагностическим признаком для различия просто группы людей и коллектива.

Тема 4. Основные категории педагогики. Образование как общечеловеческая ценность

4.1. Объект, предмет и задачи педагогики

Термин педагогика (от греч. paides – ребенок и gogos — вести) дословно обозначает «детовождение», т. е. воспитание и обучение детей. Педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека. Объектом педагогики является человек, развивающийся в результате воспитательных отношений, а предметом — педагогический процесс, то есть процесс обучения и воспитания как особая функция общества.

Педагогика как наука решает такие теоретические задачи как выяснение закономерностей процесса воспитания и образования, изучение и обобщение опыта педагогической деятельности, разработка новых методов, средств, форм и систем обучения, воспитания и управления образовательными структурами, внедрение результатов исследований в практику преподавания и планирование образования на будущее. Практическое воплощение теории лежит на отдельных образовательных учреждениях.

4.2. Функции и методы педагогики

Функции педагогики: теоретическая — изучение структуры и содержания педагогического процесса; прикладная (по отношению к другим наукам) — нахождение закономерностей, основных принципов и методов учебно-воспитательной работы и практическая — разработка новых моделей обучения и воспитания и методик подготовки педагогов и воспитателей. Основными методами педагогики являются: педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся, педагогический эксперимент, изучение и обобщение педагогического опыта. Методы педагогического процесса, т. е. способы взаимодействия педагога и учащихся, которые способствуют передаче, усвоению и использованию содержания общественного опыта: объяснительно-иллюстративный, который предполагает, что учащиеся получают знания в «готовом» виде — на лекциях или из литературы; репродуктивный, заключающийся в повторении учащимся некоторого образца; метод проблемного изложения состоящий в том, что педагог ставит проблему, а затем, сравнивая различные точки зрения, показывает систему доказательств; эвристический (поисковый), который проявляется в активном поиске решения поставленной задачи на основе указаний педагога; и исследовательский при котором учащийся полностью независим, и процесс обучения постепенно перерастает в процесс самостоятельного исследования.

4.3. Структура педагогики: образование, воспитание, обучение, развитие

Образование — это развитие личности в процессе усвоения знаний, умений и навыков, формирование образа мыслей и действий в обществе, процесс приобщения человека к ценностям науки, искусства, религии, нравственности, права и экономики. В понятие образования включены не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и способность критически мыслить, творить и адекватно оценивать происходящее. Основная цель образования — становление творческой личности. Самообразование — система внутренней самоорганизации по усвоению социального опыта, направленной на собственное развитие. Воспитание — это передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению. Воспитательные отношения — разновидность отношений людей, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования и обучения. Самовоспитание — процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних факторов, обеспечивающих развитие. Обучение – это процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности; двусторонний процесс учения и преподавания. Учение в широком смысле — это познание человеком мира. Преподавание — это руководство процессом познавательной и учебной деятельности. Таким образом, педагогическая деятельность включает в себя управление деятельностью ученика и управление процессом взаимодействия с учеником. Самообучение — это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и им самим выбранных средств. Развитие — объективный процесс внутренних последовательных количественных и качественных изменений физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его жизненного потенциала, сущности и назначения. Движущими силами развития выступают внутренние противоречия между возможностями личности и ее потребностями и внешние противоречия между возможностями личности и требованиями общества. Внутренними факторами развития являются наследственный генотип и психофизиологические свойства, внешними – воспитание и среда.

4.4. Основные категории педагогики: педагогическая деятельность, задачи, взаимодействие и технологии

Педагогическую деятельность определяют как решение педагогических задач. Так как педагогическая деятельность может быть только совместной, то строится она по законам взаимодействия учителя и ученика.

Термин «взаимодействие» используется для обозначения способа реализации совместной деятельности, цель которой требует разделения и кооперации функций, а следовательно, взаимного согласования и координации индивидуальных действий. Основными признаками межличностного взаимодействия являются: 1) предметность — наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели, осуществление которой по разным причинам предполагает необходимость сопряжения усилий; 2) эксплицированность — доступность для стороннего наблюдения и регистрации; 3) ситуативность — достаточно жесткая регламентация конкретными условиями межличностного взаимодействия длительности, интенсивности, норм и правил интеракции; 4) рефлексивная многозначность — возможность для межличностного взаимодействия быть как проявлением осознанных субъективных намерений, так и неосознаваемым или частично осознаваемым следствием совместного участия в сложных видах коллективной деятельности. Различают два основных типа межличностного взаимодействия — сотрудничество (или кооперацию), когда продвижение каждого из партнеров к своей цели способствует или, как минимум, не препятствует реализации целей остальных, и соперничество (или конкуренцию), когда достижение цели одним из взаимодействующих индивидов затрудняет или исключает осуществление целей других участников совместного действия.

Педагогическая технология — это специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Основные педагогические технологии – это традиционное обучение, педагогика сотрудничества, развивающее, игровое, проблемное, программированное, контекстное (в той или иной мере реализующие и развивающие отдельные принципы активного обучения), собственно активное обучение, частнопредметные технологии, компьютерные и авторские педагогические технологии.

4.5. Образование как общечеловеческая ценность

Признание образования в качестве общечеловеческой ценности подтверждается конституционно закрепленным в большинстве стран правом человека на образование. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования, которые отличаются по принципам организации. В них находит отражение мировоззренческая обусловленность исходных концептуальных позиций.

Реализация тех или иных ценностей приводит к функционированию различных типов образования. Первый тип характеризуется стремлением ограничить содержание общеобразовательной подготовки минимумом сведений, имеющих отношение к обеспе;´чению жизнедеятельности человека. Второй основан на широкой культурно-исторической ориентации, т. е. на получении сведений, которые заведомо не будут востребованы в непосредственной практической деятельности. Оба эти типа аксиологических (ценностных) ориентаций неадекватно соотносят реальные возможности и способности человека, потребности производства и задачи образовательных систем.

Для преодоления их недостатков создаются образовательные проекты, решающие задачи подготовки компетентного человека, который должен понимать сложную динамику процессов социального и природного развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни. Вместе с тем человек должен обладать умениями оценивать собственные возможности и способности, выбирать критическую позицию и предвосхищать свои достижения, брать на себя ответственность за все происходящее с ним.

4.6. Образование как педагогический процесс

Согласно последним государственным документам, понятие образования отождествляется с определением воспитания в широком смысле слова и понимается как процесс передачи накопленных поколениями знаний, опыта и культурных ценностей. В Законе РФ «Об образовании» образование рассматривается как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государственных образовательных уровней – цензов. В данном случае понятие «образовательный процесс» отождествляется с понятием «педагогический процесс» (специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе).

Таким образом, внутри образовательного процесса можно выделить два компонента: обучение (овладение знаниями, умениями, навыками, способами творческой деятельности, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями) и воспитание (формирование социальных, нравственных, эстетических отношений, чувств, взглядов, убеждений, привычек и поведения).

Эти процессы (обучение и воспитание) имеют как общее, так и особенное. Общность заключается в том, что процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания невозможен без обучения воспитуемых. Оба процесса влияют на сознание, поведение, эмоции личности и ведут к ее развитию. Специфика процессов обучения и воспитания заключается в следующем. Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире. В содержании воспитания преобладают нормы, правила, ценности и идеалы. Обучение влияет преимущественно на интеллект, воспитание – на поведение и потребностно-мотивационную сферу личности.

4.7. Цели, содержание и процесс непрерывного образования

Более четырехсот лет назад основатель теории обучения Ян Амос Коме;´нский пытался найти ответ на вопрос «Как всех учить всему?» И еще тогда впервые было заявлено о создании панпедеи — системы непрерывного образования, ибо «каждый возраст способен объять свои знания, на своем уровне возможного». Сегодня идея образования через всю жизнь стала особенно актуальной. Современная культура предъявляет как никогда ранее высокие требования к личности каждого. И одной из значимых составляющих профессиограммы компетентного специалиста является способность к саморазвитию, постоянное повышение уровня своего образования.

Понятие «непрерывное образование» (целенаправленное получение и усвоение человеком знаний, умений и навыков в течение всей жизни с целью поддержания общественно и индивидуально необходимого уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки) впервые было использовано в печати П. Пренцом в 1955 г. В 1956 г. он сформулировал 4 цели непрерывного образования: 1) распространение культуры; 2) подготовка гражданина к изменяющимся условиям общественного развития; 3) дополнительное общее образование для всех; 4) профессиональная подготовка и повышение квалификации.

Таким образом, непрерывность означает процесс постоянного образования-самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе. Как следствие необходимо «учить учиться», чтобы человек был конкурентоспособен в будущем и умел компенсировать недочеты в своем образовании на следующих этапах.

Система образования Российской Федерации отличается единством общего и профессионального, разработанностью ступеней образования, обладает целостностью и взаимосвязью всех компонентов. Непрерывное образование обеспечивается комплексом государственных, частных и общественных образовательных учреждений, обеспечивающих организационное и содержательное единство и преемственную взаимосвязь всех звеньев образования.

Тема 5. Педагогический процесс и его составляющие. Организация учебной деятельности

5.1. Основные функции обучения (дидактики)

Дидактика изучает принципы, закономерности, цели, содержание, формы и методы обучения. Научно-теоретическая функция дидактики заключается в изучении реальных процессов обучения, в установлении фактов и закономерных связей между различными сторонами обучения, в раскрытии их сущности, выявлении тенденций и перспектив развития. Разрабатывая проблемы отбора содержания образования, устанавливая принципы обучения, нормативы применения методов и средств обучения, дидактика выполняет нормативно-прикладную, конструктивно-техническую функцию. В единстве этих функций дидактика — понимание сущности процесса обучения, реализация его образовательной, воспитательной и развивающей функций

Обычно обучение характеризуют как передачу человеку определенных знаний, умений и навыков. Но знания нельзя просто передать, они могут быть сформированы только в результате активной деятельности самого ученика. Если нет его встречной активности, то никаких знаний у него не появится. А педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию. Таким образом, функция обучения состоит в максимальном приспособлении знаковых и вещественных средств для формирования у людей способности к деятельности.

5.2. Характеристика принципов дидактики

Наиболее важными дидактическими принципами являются мировоззренческая направленность; проблемность; наглядность; активность и сознательность; доступность; систематичность и последовательность; единство образования, развития и воспитания.

5.3. Воспитание в педагогическом процессе

Воспитание — целенаправленный процесс формирования личности с помощью специально организованных педагогических воздействий — подразумевает следующие основные понятия: социализация — процесс формирования личности в определенных социальных условиях. В ходе этого процесса человек усваивает социальный опыт, избирательно вводит в свою систему поведения такие нормы и правила поведения, которые приняты в данном обществе или в данной социальной группе; становление — достижение ребенком такого уровня развития, когда он может: самостоятельно жить в обществе, самостоятельно выстраивать свое поведение, осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый ценностный выбор; формирование личности — процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью и самовоспитание — деятельность, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Общность процессов обучения и воспитания в реальном образовательном процессе заключается в том, что процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания невозможен без обучения воспитуемых. Оба процесса влияют на сознание, поведение, эмоции личности и ведут к ее развитию.

5.4. Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение

Идеал человеческой личности — это представление о совершенном человеке, которое живет в произведениях литературы и искусства, народном творчестве. Идеалы личности у разных народов очень близки друг другу. Они обязательно включают в себя такие качества как ум, трудолюбие, физическая сила, красота, выносливость, доброта и отзывчивось и т. п. Идеал телесной и духовной красоты занимал умы педагогов уже с античных времен. Однако там гармоничное соединение физического и духовного в человеке полностью исключало труд. Дети свободных граждан воспитывались в презрении к труду, который был уделом рабов. В средние века идеалом становится духовный аспект. Церковь считала, что физические радости отвлекают человека от церковных догм и объявила их греховными. Идея гармонического развития получила дальнейшее воплощение в трудах педагогов-гуманистов эпохи Возрождения. Труд, как добродетель, а не как проклятие, расценивали социалисты-утописты. Они видели идеал воспитания в соединении обучения с трудом, в котором принимают участие все члены общества. Сейчас идея всестороннего развития личности как высшей цели воспитания признается всем миром. Тем не менее, ни одна страна до сих пор не может похвалиться ее достаточно полной реализацией.

5.5. Общие формы организации учебной деятельности

Выделяют 3 основные формы организации учебно-познавательной деятельности на уроке: фронтальная, индивидуальная и групповая.

При фронтальной форме работы на уроке учитель обращается ко всему классу. Обращаясь к отдельному ученику, учитель учитывает весь класс, значение ответа одного ученика для всего класса. Учащиеся непосредственно контактировать не могут.

При индивидуальной работе учащиеся на основе ранее полученных устных или письменных инструкций работают каждый самостоятельно. Инструкции могут учитывать индивидуальные особенности того или иного ученика. Непосредственно контактировать с учителем и одноклассниками учащиеся при этом не могут. При необходимости они обращаются за разъяснениями к учителю.

При групповой форме работы происходит непосредственное общение между учащимися, их совместная деятельность. С учителем постоянного контакта нет. Руководит процессом работы в группе звеньевой. До начала работы учитель даёт устные и письменные инструкции.

Самостоятельная работа организуется с помощью индивидуальных форм обучения. Ученик работает самостоятельно дома при выполнении домашних заданий, написании рефератов и т. д.

Индивидуальная форма предполагает деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий без контакта с одноклассниками, в едином для всех темпе. Она преимущественно используется при закреплении знаний, формировании умений и навыков, контроле знаний.

5.6. Виды учебных занятий

Форма обучения представляет собой ограниченную по времени и организованную в пространстве познавательную совместную деятельность учителей и учащихся. Ведущая форма обучения — урок — коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные рамки занятий и жесткая регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом. Методически разнообразные уроки могут быть классифицированы по следующим типам: 1) уроки-лекции (обычно монолог учителя на заданную тему, хотя иногда такие уроки приобретают характер беседы); 2) лабораторные (практические) занятия (такого рода уроки обычно посвящены отработке умений и навыков); 3) уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы); 4) комбинированные уроки, которые проводятся по следующей схеме: повторение пройденного — воспроизведение учащимися ранее пройденного материала, проверка домашнего задания, устный и письменный опрос и т. д.; освоение нового материала. На этом этапе новый материал излагается учителем либо «добывается» в процессе самостоятельной работы учащихся с литературой; отработка навыков и умений применения знаний на практике (чаще всего — решение задач по новому материалу); выдача домашнего задания.

Факультативные занятия как форма обучения призваны дать более глубокое изучение предмета всем желающим. Экскурсии — форма организации обучения, при которой учебная работа осуществляется в рамках непосредственного ознакомления с объектами изучения. Домашняя работа — это форма организации обучения, при которой учебная работа проходит при отсутствии непосредственного руководства учителя. Внеклассная работа (олимпиады, кружки и т. п.), способствует развитию индивидуальных способностей учащихся.

Каждая форма приобретает конкретную структуру, специфические черты и особенности в зависимости от содержания учебной работы и возраста учащихся.

5.7. Проверка знаний обучающихся

Основные типы контроля знаний обучающихся – это текущий контроль самостоятельной работы обучающихся по изучению учебных материалов, промежуточный – зачет или экзамен в устной или письменной форме по части изучаемой дисциплины в середине семестра, итоговый — контроль знаний и умений обучающихся непосредственно после завершения курса по дисциплине в форме зачета или экзамена, промежуточная аттестация  – зачет или экзамен в устной или письменной форме при наличии положительной оценки текущего контроля по изучаемой дисциплине, а также преддипломная практика и итоговая аттестация — государственный экзамен и  защита выпускной квалификационной работы бакалавра или специалиста.

5.8. Активные формы обучения

Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, комплексного использования педагогических и организационно-управленческих средств.

Выделяют следующие принципы активного обучения, реализуемые при организации учебного процесса: индивидуализация — создание системы многоуровневой подготовки специалистов, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся; гибкость — сочетание вариативности подготовки с запросами заказчиков и с учетом пожеланий обучающихся; элективность — предоставление слушателям максимально возможной самостоятельности выбора образовательных маршрутов, отвечающих индивидуальным склонностям, специфике будущей профессиональной деятельности или просто познавательным интересам; контекстный подход — подчинение содержания и логики изучения учебного материала исключительно интересам будущей профессиональной деятельности; развитие сотрудничества — осознание необходимости доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности обучающихся и преподавательского состава в деле подготовки специалиста.

К дидактическим предпосылкам активного обучения можно отнести педагогические технологии реализующие и развивающие отдельные его принципы. Проблемное обучение развивает подход к активизации творческой деятельности посредством представления проблемно сформулированных заданий. Программированное внесло вклад в разработку подходов к индивидуализации обучения на основе специально построенных учебных курсов индивидуального пользования в связи с развитием дистанционного обучения. Контекстное исходит из положения теории деятельности, в соответствии с которым усвоение социального опыта осуществляется в результате активной деятельности субъекта. В нем получают воплощение принципы активности личности; проблемности; единства обучения и воспитания; последовательного моделирования в формах учебной деятельности содержания и условий профессиональной. Игровое доказало высокую использования игровых, соревновательных и командных методов обучения.

5.9. Методы, приёмы, средства организации и управления педагогическим процессом

Педагогический процесс – это система организации учебно-воспитательной деятельности, в основе которой — органическое единство и взаимосвязь преподавания и учения; он направлен на достижение целей обучения и воспитания. Педагогический процесс определяется учебными планами, учебными программами, а также планами воспитательной работы соответствующих учебных заведений, включает все виды обязательных учебных занятий (уроки, лекции, семинары, лабораторные занятия, учебную и производственную практику) и внеаудиторной работы учащихся.

Учебный процесс в средних общеобразовательных школах, профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведениях имеет специфические особенности и организуется применительно к их типу и профилю, к форме обучения — дневной, вечерней, заочной и комбинированной (дневной — вечерней), а также к системе обучения — классно-урочной, курсовой, предметно-курсовой и предметной, которая устанавливается в зависимости от типа учебного заведения и формы обучения. Например, в общеобразовательной школе, профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях (на дневных и вечерних отделениях) — классно-урочная система, в вузах — курсовая (на заочных отделениях — предметно-курсовая), в институтах (и на факультетах) повышения квалификации специалистов — курсовая и предметная.

Важнейшим вопросом в организации учебного процесса является планирование всех видов учебных занятий, включая самостоятельную работу студентов.