ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА

принятия решения включает формирование последовательности целесообразных действий для достижения цели на основе преобразования некоторой исходной информации.

К основным объективным и субъективным условиям, определяю­щим реализацию процессов решения в деятельности оператора, можно отнести:

наличие дефицита информации и времени, стимулирующего «борь­бу» гипотез;

наличие некоторой «неопределенностной ситуации», определяю­щей борьбу мотивов у субъекта, принимающего решение;

осуществление волевого акта, обеспечивающего преодоление неопределенности, выбор гипотезы, принятие на себя той или иной ответственности.

Условия принятия решения во многом зависят от степени не­определенности. В этой связи различают следующие виды неопре­деленности [см, 98]: обусловленную большим числом объектов, вклю­ченных в ситуацию; вызванную недостатком информации в силу технических и иных причин; порожденную слишком высокой или недоступной платой за определенность, вносимую субъектом, при­нимающим решение. Очевидно, что процедура принятия решения и его качество в различных ситуациях неопределенности будет иметь разный характер. Поэтому в зависимости от состояния исходной информации могут рыть три вида решения: детерминированное, вероятностное, предельное. Однако в любом случае в процессе принятия решения необходимо разумное снижение неопределен­ности.

С системных позиций проблема выработки и принятия решения условно имеет следующие основные аспекты: логико-психологичес­кий, операциональный, функционально-динамический, формали- зованный. Отдельно можно выделить личностный аспект, связанный с влиянием мотивационно-установочной и эмоционально-волевой сфер на протекание информационных процессов у человека.

С логико-психологической точки зрения процесс переработки информации и принятия решения (в рамках решения задачи) связан с формулированием задачи, поиском, накоплением и регулированием информации, необходимой для принятия решения; выявлением $ оценкой проблемной ситуации; выделением (построением) системы гипотез; реализацией выдвинутой программы действий.

 

 

С операциональной точки зрения процедура принятия решения складывается из информационной подготовки и собственно принятия решения. В данном случае речь идет о системе преобразований с использованием определенных методов и приемов. Так, например, показано [см. 102], что для деятельности оператора в системах конт­роля и управления информационная подготовка принятия решения складывается из «внешнего» и «внутреннего» информационного обес­печения.

14 стр., 6537 слов

Принятие решения человеком 2

... и вовлечена в обсуждение; без этой стадии, конечно, трудно понять, как складывается решение. Принятие решения представляет собо ... взаимодействии человека и информационно-логических машин в процессах приня­тия решения. 2. Психологические аспекты принятия решений Понятие “принятие решения” стало популярным в последние годы под сильным влиянием нейрофизиологии. Психологи ...

Основное содержание внешнего информационного обеспечения состоит из реализации двух проблем. Первая из них включает воп­росы определения количества и качества информации, необходимой и достаточной для принятия решения в том или ином случае. Вторая проблема связана с вопросами оптимального представления этой информации оператору |

Внутренняя подготовка принятия решения сводится к процеду­рам, объединенным в две группы:

поиска, выделения, классификации и обобщения информации о проблемной ситуации;

построения текущих образов, или оперативных концептуальных моделей.

Процедура выработки самого решения условно может быть опи­сана следующими операциями: предварительное выдвижение систе­мы эталонных гипотез; сопоставление текущих образов (концеп­туальных моделей) с рядом эталонов и оценка сходства между ними; коррекция образов (моделей) и «сообразование» гипотез с достигну­тыми результатами; выбор эталонной гипотезы или построение ее, принятие решения (принципа и программы действий).

Из сказанного видно, что рассмотренные операции также могут быть объединены в две группы: структурного сопоставления текущих и эталонных образов (моделей) и их преобразования (построения).

Функционально-динамические аспекты принятия решения свя­заны с реализацией комплекса внутренних психологических меха­низмов. Система этих механизмов до настоящего времени еще не ясна. По-видимому, организация процесса принятия решения весьма слож­на и требует взаимодействия различных психологических механиз­мов. Что же касается самого акта принятия решения, то он одно­моментен, подчиняется некоторому универсальному, видимо, прос­тому, но еще не выявленному закону.

 

 

Формализованное описание процедур принятия решения скла­дывается из двух частных проблем:

количественного описания входных и выходных данных, формализованного описания самих процессов.

Первая проблема решается более просто. Для ее решения исполь­зуется различный математический аппарат. Так, для формального построения гипотез решений может быть использован факторный анализ, для количественной оценки истинности и эффективности гипотез — аппарат теории вероятностей и статистических решений, а также теории игр и массового обслуживания. Во многих случаях возможно применение методов теории информации |

Вторая проблема реализуется значительно сложнее. Формаль­ное описание (моделирование) процессов принятия решения возмож­но лишь на основе использования методов, обладающих определен­ными лингвистическими возможностями. К ним прежде всего можно отнести аппарат формальных грамматик.

Общие требования к формальным моделям психических функций (в том числе и процессов принятия решений) сводятся к следую­щему. Модели должны вписываться в более общую модель и быть основой для детализации более частных моделей; выполнять опреде­ленные информационные функции, выявлять новую информацию о структуре моделируемых процессов, обеспечивать прогнозирова­ние их функционирования; быть физически реализуемыми и обладать практической полезностью. Кроме того, они должны соответствовать содержательным психофизиологическим моделям. Одним из приме­ров таких моделей являются рассмотренные в предыдущей главе эвристические машинные программы.

10 стр., 4959 слов

Классификация моделей процесса принятия управленческих решений

... каждый человек должен принимать свои управленческие решения. Цель данной работы: рассмотрение классификации моделей процесса принятия управленческих решений. Задачи: Исследование классификации моделей принятия управленческих решений Изучение типологии моделей процесса принятия управленческих решений 1. Подход к классификации моделей процесса принятия управленческих решений Модель как ...

Личностные аспекты процессов принятия решений человеком связаны с выявлением влияния эмоционально-волевой и мотива­ционно-установочной сфер на протекание информационных процес­сов. Прежде всего необходимо подчеркнуть, что процесс принятия решения представляет собой особую стадию волевого действия, реализуемого в рамках сложного волевого акта. Это действие свя­зано как с подготовительным этапом волевого акта, с постановкой и осознанием цели, так и с этапом исполнения и оценки принятого решения. При этом нужно учитывать, что волевые процессы всегда усложняются за счет действия эмоциональных факторов.

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

При всем своем своеобразии деятельность любого отдельного человека (индивида) включена в систему общественных отношений. Вне этих отношений она вообще не существует. Как именно она существует — это определяется характером общественных (прежде всего производственных) отношений, которые порождаются разви­тием производства и не могут реализоваться иначе, как в деятель­ности конкретных людей.

Как особый вид деятельности операторская деятельность сфор­мировалась в связи с достижениями научно-технического прогресса, с развитием сложной техники (систем управления, систем дистан­ционной связи и т. п.)

Развитие техники приводит к тому, что человек постепенно освобождается от энергетических, транспортных и технологических функций; его основными функциями становятся программирование работы машин, управление ими и контроль за их работой. В совре­менном автоматизированном производстве человек переходит от непосредственного участия в технологическом пршессе к выпол­нению подготовительных и контрольных функциОРассматривая труд человека в механизированном и автоматизированном произ­водстве, К. Маркс писал: «Труд выступает уже не столько как включенный в процесс производства, сколько как такой труд, при котором человек, наоборот, относится к самому процессу произ­водства как его контролер и регулировщик…

 

 

Отношение «человек—техника» было и остается отношением «субъект труда — орудие труда». Любая машина (в том числе и электронная вычислительная машина) — это орудие труда, поль­зуясь которым человек достигает сознательно поставленной цели. Поэтому при изучении автоматизированных систем управления (систем «человек — машина») центральным является вопрос об особенностях деятельности человека. Технические звенья системы должны рассматриваться относительно этой деятельности как ее орудия.

В современном производстве операторская деятельность приоб­ретает ведущее значение. Многие другие виды деятельности по своему характеру все более приближаются к операторской. Тенденция развития соотношений между неавтоматизированным, автоматизи­рованным н автоматическим производством показана на рис. 7.1. Как видно из рисунка, за последние 15 лет в наиболее развитых промышленных странах доля неавтоматизированного производства сократилась от 76% до 8%, доля автоматического — возросла от 12% до 32%. Но наибольшее развитие получило автоматизирован­ное производство: его доля возросла от 12% до 60%. Это означает вместе с тем и увеличение доли труда оператора в современном производстве. Поэтому изучение особенностей операторской дея­тельности и разработка научных основ ее организации приобретают очень большое значение для решения задачи дальнейшего развития повдзводстза.

7 стр., 3499 слов

Тема 5. Деятельность человека – оператора. Психомоторные качества человека

... – М., 2008. С. 39-77.     Тема 5. Деятельность человека – оператора. Психомоторные качества человека. 1. Антропометрические характеристики. 2. Рабочие движения сенсомоторная регуляция. 3. Психологические особенности ... 189-192.     Тема 7. Эргономические требования к орудиям труда и производственной обстановке. 1. Этапы и последовательность эргономического обеспечения. 2. Общие ...

; Операторская деятельность представляет собой специфический вяд^трудовой деятельности человека, возникший на определенной ступени развития техники и производства в целом] Поэтому прежде чем переходить к психологическому анализу операторской дея­тельности, кратко рассмотрим трудовую деятельность человека вообще

 

В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем ы свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий…» [там же].

Трудовая деятельность человека, как и любая другая, исходит из 01Ц)еделенных мотивов и направлена на достижение определен- ньш^целей. В общем смысле мотив — это то, что побуждает человека деятельности, а цель — то, чего он стремится достигнуть в резуль- Угате деятельности.

Когда речь идет о мотивах, имеются в виду некоторые субъек­тивно переживаемые побуждения к деятельности. Для субъекта мотив выступает как непосредственная побудительная сила, как непосредственная причина деятельности. При этом источник мотива нередко усматривают в мышлении, в сознании.

 

 

цель деятельности — это идеальный, или мысленно представ­ляемый, ее результат. Отношение «мотив — цель» образует своего рола «вектор», направляющий деятельность человека. Этот «вектор» существенно влияет на протекание психических процессов (перцеп­тивных, мвемнческнх, интеллектуальных), включенных в деятель­ность, на психические состояния и динамику работоспособности человека. В течение жизни у каждого человека формируется опре­деленная система мотивов, одни аз которых становятся доминирую­щими, другие — подчиненными. Определенную систему образуют также и цели, которые человек перед собой ставит.

Нужно отметить, что идеальная подготовка к той или иной трудовой деятельности и образование целей с развитием производ­ства становятся все более сложными. Формирование представления о результате труда у современного человека предполагает овладение системой знаний о технике, технологии, о производстве в целом.

Конечной целью любой трудовой деятельности является полу­чение некоторого полезного (и для данного человека, и для общества) результата. Но достигается эта цель поэтапно, путем решения част­ных задач. Так, цель деятельности диспетчера аэропорта состоит в том, чтобы обеспечить безопасный взлет, пролет и посадку в районе данного аэропорта. Выполняя эту деятельность, он решает такие задачи, как установление связи с бортом самолета, оценка воздуш­ной обстановки, получение информации о погоде и т. р|Каждая такая задача состоит из более мелких: просмотр расписания, наблю­дение за экраном радиолокатора, запросы и т. д.

Элемент деятельности, направленный на выполнение простой текущей задачи, в психологии принято называть действием. Более детальный анализ позволяет разложить действие на составляющие его рабочие движения (в случае, когда речь идет о моторных дейст­виях).

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

При таком рассмотрении действие выступает как система определенным образом организованных движений (рук, ног, всего тела).

Фактором, организующим движения в систему (в действие), является задача.

В принципе деятельность человека может быть описана как система последовательно выполняемых действий. Иногда некоторые действия выполняются параллельно, т. е. одновременно. Нужно отметить, однако, что деятельность не есть простая сумма элемен­тарных действий. Описание деятельности как аддитивного процесса дает лишь весьма приблизительное представление о ее структуре. В действительности соотношение действий в структуре деятельности более сложно. В процессе ее выполнения происходит объединение и расчленение действий, переходы одного в другое, преобразовани

 

АЛГОРИТМИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА

 

Одним из наиболее распространенных является метод алгоритмического описания дея­тельности оператора. При изучении сравнительно простых видов операторской деятельности он может быть Плодотворным.^Этот метод применительно к задачам инженерной психологии разработан в книгах [см. 35; 961.

В основу его положен метод алгоритмического описания процес­сов управления. Он опирается на положение о том, что всякое уп­равление производится при помощи переработки информации, которая осуществляется по соответствующим правилам — алгорит­мам. Понятие «алгоритм» определяется как совокупность элемен­тарных актов переработки информации.

В качестве элементарных составляющих алгоритма берутся опе­ративные единицы, которые как нечто цельное используются челове­ком в его работе. Такими единицами (элементарными действиями) являются восприятие или извлечение из памяти образов, понятий, суждений, а также действия, простые или сложные, но имеющие законченность в деятельности оператора1. К числу их отно­сятся, например, считывание показаний с прибора, осуществление вычислительных операций, включение тумблеров и т. д. Состав

 

ические условия (образ, понятие, суждение), которые фигури­руют как информационные единицы в процессе формирования или выбора условия; во-вторых, «операторы»1, т. е. те или иные дейст­вия Человека. Рабочий процесс рассматривается как совокупность элементарных оперативных единиц переработки упра­вляющей информации.

Для записи алгоритма применяются две основные формы: логическая (J1CA) и блочная (БСА) схемы алгоритма.

В JICA большими латин­скими буквами обозначают­ся «операторы», малыми бук­вами — логические усло­вия, определяющие выбор того или иного «оператора».

Каждое логическое условие имеет два возможных исхо­да. От каждого символа ло­гического условия начи­нается нумерованная стрел­ка (f), которая оканчи­вается у какого-либо дру- 8

того члена (И Работа ЛСА начинается с того, что срабатывает самый левый член схемы. После этого

определяется, какой элемент должен работать следом за ним. Если первый член был оператор, то за ним должен сработать тот член схемы, который непосредственно следует за ним, т. е. второй. Если же первый член схемы — логическое условие, то возможно два исхода: или логическое условие выполняется (тогда срабаты­вает следующий член алгоритма), или же оно не выполняется. В этом случае срабатывает тот член, к которому ведет нумерованная стрелка, начинающаяся после данного логического условн^’Даль- нейшая работа схемы аналогична рассмотренному.

7 стр., 3412 слов

Психологический анализ деятельности. Мотивы и цели деятельности. ...

... формируется специфический вид трудовой деятельности. Прежде чем переходить к психологическому анализу операторской деятельности, кратко рассмотрим трудовую деятельность человека (рис.2) Структурная схема деятельности оператора (рис. ) мотив → ... в действии объекта (предмета, процесса, явлений), складывающееся по ходу выполнения конкретного действия и подчиненное задаче этого действия. Именно благодаря ...

 

 

В БСА «операторы» обозначаются прямоугольниками, логические условия — ромбами. Внутри каждого прямоугольника и ромба записывается смысл данного члена алгоритма. Если проверяемое логическое условие выполняется, то управление передается по стрелке с номером 1. Если же это условие не выполняется —по стрелке с номером 0.1Пример построения БСА для рассматриваемого вида деятельности приведен на рис. 7.6.

1 Основным достоинством описания деятельности оператора с по­мощью ЛСА является его компактность, достоинством БСА — боль­шая наглядность.^

Рассмотренный метод алгоритмического описания может быть применен и для анализа деятельности оператора. Поскольку он представляет собой описание структуры деятельности оператора, то, зная характеристики элементарных оперативных единиц (на­дежность, время выполнения), можно найти и аналогичные характе­ристики всего алгоритма в целом. Влияние режима работы на дея­тельность оператора должно быть учтено тем, что для каждого из режимов характеристики оперативных единиц будут различными. В необходимых случаях изменение режима работы учитывается и изменением структуры алгоритма, т. е. изменением объема и. состава оперативных единиц. Так, например, в экстремальном режиме могут добавляться мыслительные операции: то, что в нормальных условиях осуществляется автоматически, на уровне навыка, в эк­стремальном режиме может требовать специального обслуживания, поиска забытого решения. Это обусловлено тем, что действие экстре­мальных условий может приводить к затормаживанию некоторых процессов и утрате приобретенных ранее навыков.

 

 

Напряженность (интенсивность) выполнения алгоритма опре­деляется числом элементарных оперативных единиц, выполняемых в единицу времени. Этот показатель оценивается по формуле

i _k+m

а— ш

Общую сложность выполнения алгоритма человеком-опервто­ром, учитывающую все стороны выполнения этого алгоритма, пред­лагается оценивать ho формуле

I _ VaSZ

Рассмотренные показатели выполнения алгоритма определят сложность работы оператора I могут использоваться для сравни­тельной оценки однотипных видов операторской деятельности. Широкое применение они находят также при инженерно-психологи­ческой оценке систем «человек — машина» (см. главу XV).

Необ­ходимо только иметь в виду, что определение этих Показателей должно проводиться для всех режимов работы оператора, поскольку изменение режима может привести также и к изменению сложности его работы.