Принцип формирования мыслеобразов. Данный принцип обусловливает использование в педагогическом процессе таких методов, которые формируют систему экологических представлений личности, как на основе научной информации, так и на основе произведений искусства, анализ лингвистического материала, различных философских теорий и т. п.
Представления личности о мире природы должны строиться не только на основе экспериментально логической деятельности, но и опираться на образы мира природы, возникающие вследствие его эмоционально-эстетического освоения, философского осмысления.
Метод экологической лабилизации (от лат. 1аЫИ8 — неустойчивый) заключается в целенаправленном педагогическом воздействии на определенные взаимосвязи в образе мира личности, в результате которого возникает психологический дискомфорт, обусловленный открывшимся пониманием неэффективности сложившихся (традиционных) стратегий экологической деятельности.
Лабилизирующие приемы могут быть самыми различными. Например, при создании биотопных экспозиций в одном биологическом музее, намеренно «вводились» в природный ландшафт несколько разбросанных окурков, обрывки молочного пакета и т. п. Очень интересны были реакции посетителей, которые, любуясь «прекрасным природным пейзажем», вдруг замечали эти «украшения». Люди уже были «запрограммированы» на любование, а мусор в экспозиции блокировал им процесс. Именно в малом объеме музейной витрины особенно остро ощущалась неестественность, чужеродность этих следов индивидуальной человеческой деятельности, посетители ощущали от этого дискомфорт, — у них начинались лабилизационные процессы.
Наряду с формированием экологических представлений, использование данного метода оказывает влияние и на подструктуру стратегий и технологий взаимодействия с миром природы.
Метод экологических ассоциаций (от лат. аззоааио — соединение) заключается в педагогической актуализации ассоциативных связей между различными образами в контексте поставленной перед личностью проблемы. Метод ассоциаций направлен на обогащение и углубление представлений личности о природных объектах и мире природы.
Примерами использования метода ассоциаций в формировании экологических представлений могут служить: экологическая пирамида, цепи питания, джентльменский вид пингвинов, танцы пчел, брачный сезон у животных и т. д.
Метод ассоциаций часто используется для установления определенной аналогии между какими-либо естественными проявлениями природных объектов и соответствующими социальными проявлениями. Формирующийся при этом мыслеобраз способствует более полному, разностороннему развитию представления личности об изучаемом феномене.
Наблюдение как ведущий метод экологического воспитания дошкольников
... сад рассматривается в качестве «эталона экологической культуры» (Т.В.Потапова). Одним из методов экологического воспитания дошкольников является наблюдение. В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное ...
Данный метод преимущественно связан именно с формированием подструктуры экологических представлений.
Метод художественной репрезентации природных объектов (от франц. гергезепШюп — представительство) заключается в формировании мыслеобразов природных объектов средствами искусства.
Согласно данному методу экологические представления личности формируются не только на основе информации научного характера, но и в большой степени на основе литературных произведений, изобразительного искусства, музыки и т. д.
Например, представление личности о лесе, безусловно, будет более адекватным, если наряду с ботанической, зоологической, географической и другой научной информацией, оно будет углубляться .средствами искусства. Это и стихи, и сказки, и соответствующие отрывки из классических литературных произведений, и творчество писателей-натуралистов, и лесные пейзажи художников, представляющих разные направления живописи, и деревянное зодчество, и музыкальные пьесы и т. д. Такой комплекс образов леса, отражающий все многообразие его восприятия человеком, позволяет формировать более глубокое представление о нем.
Особенно важно, что такое представление не оказывается «сухим», чисто сциентистическим, а становится эмоционально окрашенным, стимулирует субъективную значимость чеса для личности, формирует высокоинтенсивное отношение к нему. Лес уже представляется личности не только «лесным биоценозом», а уже как Мир леса.
Использование данного метода, наряду с формированием подструктуры экологических представлений, оказывает влияние и на подструктуру субъективного отношения к природе.
Тема 3(2)§ 2. Содержание экологического образования в сфере формирования отношения личности к миру природы
Второй задачей экологического образования является формирование у личности субъективного отношения к природе.
Важнейшей характеристикой экологичной личности является субъектное восприятие природных объектов, которое, с позиций экологической психопедагогики, в наибольшей степени складывается в процессе формирования субъективного отношения к природе.
В соответствии с этим, главным педагогическим ориентиром при решении данной задачи экологического образования является необходимость добиться того, чтобы:
а) природные объекты относились личностью к сфере «человеческого», равного ей в своей самоценности и, соответственно, взаимодействие с ними включалось в сферу действия этических норм, правил и т. д.;
б) природные объекты могли выступать для личности в роли референтных лиц, меняющих ее взгляды, оценки, от ношения к себе, вещам, природе и другим людям;
в) природные объекты могли выступать для личности в качестве полноправных партнеров по общению и совместной деятельности.
Наряду с формированием субъектной модальности отношения, необходимо уделять внимание и формированию количественных параметров отношения.
Понятия «личность», «индивид», «индивидуальность». Личность как ...
... что невозможно без самосознания, самооценки. При рассмотрении личности как объекта общественных отношений акцент делается на влияние общества на точность, ... формирования в человеке знаний: о себе, ближайшем окружении, природе, обществе, смысле жизни и т. п. Оно может ... периода, когда человек обучается жить в обществе, в мире общественных отношений. Ни одно социальное свойство не является врожденным. ...
(3)Формирование базовых параметров отношения личности к природе.
Специфика субъективного отношения к миру природы
может быть отражена путем содержательного описания таких его базовых параметров, как широта, интенсивность и степень осознанности отношения.
Широта отношения к природе. Формирование широты отношения обусловливает необходимость организации педагогического процесса таким образом, чтобы включить в субъективное пространство отношения личности к миру природы как можно больше природных объектов.
Формирование широты отношения не должно сводиться только к повышению экологической эрудиции школьников, как это часто бывает на практике. Важно, чтобы у ребенка не просто было сформировано понятие о многих природных объектах, а чтобы эти природные объекты стали для него личностно значимыми, чтобы по отношению к ним проявлялись чувства ребенка. О высоком показателе широты отношения к миру природы можно говорить, когда ребенок проявляет эмпатию к большому количеству природных объектов, способен идентифицироваться с ними, они ему симпатичны и, в конце концов, субъектифицируются ребенком.
Если при низком показателе широты ребенок эмоционально привязан только, скажем, к своему котенку, интересуется кошками, знает, как с ними обращаться, то при высоком — его влечения, интерес и склонность распространяются на многих животных, различные растения и даже неживые природные объекты. Чем больше таких личностно значимых объектов включено в субъективное пространство отношения к природе, тем выше показатель параметра широты.
Высокий параметр широты отношения к природе обусловливает также и расширение индивидуального экологического пространства личности — пространства, которое является для человека личностно значимым, за порядок в котором он чувствует себя персонально ответственным. Для кого-то это может быть только подоконник, на котором в идеальной чистоте и ухоженности растут любимые кактусы. Для другого — газон и клумба под окном. Третьего заботит состояние городского парка. Четвертый беспокоится за охрану «родной природы», но равнодушен к судьбе мира природы, скажем, в Африке или Южной Америке. И, наконец, для кого-то индивидуальным экологическим пространством является вся планета и даже космос.
Понятие «индивидуальное экологическое пространство» может быть раскрыто на следующем реальном примере. Группа воспитанников детского дома, увлекавшихся содержанием животных, содержала помещение живого уголка в идеальном порядке. Однако мусор из живого уголка порой выбрасывался школьниками прямо в школьный коридор, конечно, когда этого не видели педагоги. Индивидуальное экологическое пространство этих ребят ограничивалось стенами живого уголка, а коридор был уже «чужой», «ничьей территорией, личностно
не значимой.
Таким образом, чем больше природных объектов составляют широту отношения личности к миру природы, тем больше территорий, с которыми они непосредственно связаны, и эти территории, тем самым, становятся небезразличными для личности, расширяя ее индивидуальное экологическое пространство.
Особенности межличностных отношений младшего школьника
... рассмотреть понятие «межличностные отношения»; 2) рассмотреть классификацию межличностных отношений в коллективе; 3) выделить характерные черты взаимоотношений младших школьников в коллективе; 4) проанализировать ... роль учителя в формировании межличностных отношений в коллективе младших школьников. Методы исследования: анализ ...
Следовательно, педагогически целесообразно формировать широту отношения школьников к миру природы как по линии «систематической» (различные царства, типы, классы и т. п. природных объектов), так и по линии «географической» (привязанность природных объектов к различным ландшафтам, территориям, регионам).
Интенсивность отношения к природе. Педагогический процесс должен направлять и расширять возможности проявления ребенком своего отношения к миру природы в сфере чувств (перцептивно-аффективный компонент); в познавательной сфере (когнитивный компонент); в его практических действиях (практический компонент) и поступках (поступочный компонент интенсивности).
Достижение высокого уровня сформированности перцептивно-аффективного компонента интенсивности отношения к природе обеспечивается, если процесс экологического образования опирается на следующие ориентиры:
- Выявления эстетической ценности всего многообразия широты отношений природных объектов и явлений, их эстетической неповторимости и выразительности.
Актуализация комплекса естественных (визуальных, аудиальных, тактильных, обонятельно-вкусовых, поведенческих) и социальных (эстетического и этического характера) релизеров в процессе восприятия личностью природных объектов.
3. Формирование способности личности эмоционально и деятельностно откликаться на встречу с природными объектами: чувством, оценкой, ассоциацией, творческим сопоставлением, трансформацией воспринимаемого образа в воображении, творческим действием с ними или их образами (изобразительным, литературным, музыкальным, пластическим и т. д.).
Достижение высокого уровня сформированности когнитивного компонента интенсивности отношения к природе обеспечивается, если процесс экологического образования опирается на следующие ориентиры:
- Актуализация активности школьников в самостоятельном поиске экологической информации. Необходимо сформировать у школьников высокую сенситивность к сведениям о мире природы, показать, из каких источников и каким путем эти сведения могут извлекаться.
- Обучение школьников элементарным приемам и правилам самостоятельных натуралистических и экологических наблюдений. Самостоятельно «открытые» сведения о «тайнах природы» оказываются наиболее личностно значимыми, стимулируют дальнейшую познавательную активность школьников, обеспечивают развитие их интереса к миру природы.
Безусловно, педагог выступает как консультант школьника в потоке экологической информации, знакомит с научно-популярными материалами, доступными и интересными учащимся данного возраста, организует встречи с натуралистами; экологами; любителями, увлеченными аквариумистикой, разведением кактусов, фотоохотой и т. д.
В конце учебника приводится список литературы, который может служить определенным ориентиром для выбора педагогом подходящих источников, в соответствии с запросами школьников.
Достижение высокого уровня сформированности практического компонента интенсивности отношения к природе обеспечивается, если процесс экологического образования опирается на следующие ориентиры:
Методы и приемы формирования заботливого отношения к природе
... при самостоятельном общении с природой, не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети ...
- Стимулирование стремления школьников к непрагматическому взаимодействию с природными существами, общению, т. е. субъект-субъектному взаимодействию сними.
- Формирование высокой сенситивности к проявлениям природных объектов, их «ответам» в процессе взаимодействия с ними.
Именно высокий уровень сформированности практического компонента, в первую очередь, характеризует людей с высоко развитым субъективным отношением к природе1.
Достижение высокого уровня сформированности поступочного компонента интенсивности отношения к природе обеспечивается, если процесс экологического образования опирается на следующие ориентиры:
- Формирование сенситивности школьников к тем ситуациям, в которых природные объекты нуждаются в активной помощи со стороны людей.
- Формирование готовности пойти на определенные жертвы, подвергнуться той или иной опасности ради природных объектов.
Поступочный компонент отношения наиболее полно формируется в процессе природоохранной деятельности. Следует отметить, что ее экологическая целесообразность обеспечивается координацией отношения личности к миру природы и системы адекватных экологических представлений. Без подобной координации природоохранная активность школьников может оказать «медвежью услугу» природным объектам.
Например, обнаружив на поляне «брошенного», «выпавшего из гнезда» птенца, школьники часто стремятся ему «помочь» — поймать и выкормить. Не только дети, но и взрослые просто не знают, что подросших, но неумеющих гнезда. Если птенцов удается поймать, они, как правило, погибают, поскольку выкормить их в искусственных условиях достаточно трудно, а если нет — они все равно подвергаются смертельной опасности летать птенцов (орнитологи называют их «слетками») родители продолжают выкармливать вне: к ним привлекается внимание различных хищников, ведь единственное средство защиты таких птенцов — сидеть на земле тихо и незаметно.
Степень осознанности отношений. Педагогически целесообразно формировать осознанность отношений личности к миру природы на ранних этапах онтогенеза. Уже в младшем школьном возрасте школьникам следует задавать вопросы об их отношении к миру природы, предлагать вербально описать, охарактеризовать его. Безусловно, такое задание поначалу будет вызывать у учащихся определенные трудности (это нелегко сделать и взрослым), однако в результате можно добиться повышения уровня осознанности их отношения к природе. Осознанность отношения к природе необходима для возможности его рефлексивного анализа, который является условием волевой коррекции личности своего экологического поведения.
Устойчивость отношения. Экологическое образование должно быть ориентировано на формирование высокой устойчивости отношения школьников к природе. Это может быть достигнуто за счет непрерывности педагогического процесса. Если экологическое образование базируется только на периодических разовых акциях (День птиц, Экологический утренник, Неделя леса и сада и т. д.), то вряд ли можно добиться высокого уровня устойчивости отношения школьников к природе.
Требуется хорошо продуманное планирование разносторонней экологической активности учащихся, с ориентацией не только на психологические особенности школьников данного возраста, но и с учетом «естественного календаря природы».’Осенью это может быть сбор плодов и семян для зимней подкормки животных, изготовление кормушек и т. д. Зимой — подкормка зверей и птиц; знакомство с их следами, оставленными на сн^гу, и т. д. Весной — развешивание искусственных гнездовий, посадка деревьев. Летом — знакомство с миром растений и насекомых и т. д.
Межличностные отношения младших школьников
... скрытых механизмов, которые лежат в основе межличностных отношений в коллективе младших школьников. Объект исследования: межличностные отношения в младшем школьном возрасте. Предмет исследования: ... ГЛАВА I . ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Понятие межличностных отношений и их развитие. Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и ...
Уровень устойчивости отношения школьников к миру природы может контролироваться путем периодического тестирования школьников при помощи методик экологической психодиагностики. Такой эколого-психологический мониторинг позволяет также устанавливать индивидуальные особенности отношения школьников к природе, следить за динамикой уровня различных параметров этого отношения. Целесообразно проводить тестирование дважды в году — в начале и в конце учебного года. Результаты тестирования позволяют также делать выводы об эффективности педагогического процесса.
Тема 3 в.7(Света)Технологии взаимодействия с природными объектами в условиях антропогенной среды
Практически каждый человек в своей жизни сталкивается с проблемами содержания комнатных растений и животных. Популярность собак, кошек, аквариумных
рыбок, декоративных птиц постоянно растет. Комнатные растения можно встретить почти на каждом подоконнике. Однако» живые существа в человеческом жилище не всегда выглядят здоровыми и жизнерадостными. Бледные, хилые растения в грязных горшках и вялые рыбы в запущенном аквариуме не редкость в школьном интерьере. В то же время, в школьных биологических курсах (ботаники и зоологии) уделяется совершенно недостаточно внимания освоению соответствующих технологий, хотя это всегда вызывает живой отклик и интерес
учащихся.
В процессе экологического образования целесообразно познакомить учащихся с технологией содержания ближайших спутников человека — собак и кошек. Существуют специальные области науки кинология (о собаках) и фелинология (о кошках), в которых самым тщательным образом разработаны правила и приемы кормления, лечения, содержания и разведения этих животных. Учащихся также следует познакомить с характеристиками различных пород, принципами оценивания животных на выставках, приемами воспитания и дрессировки, племенной работы и т. д.
Совершенно особая технология содержания водных организмов — аквариумистика. К сожалению, во многих методических пособиях для учителей аквариумистика до сих пор представлена сведениями, взятыми из книги А.Я. Гер-да «Живые животные в школе», изданной в 1954 г., которые благополучно «кочуют» из пособия в пособие. Безусловно, почти за полвека технология содержания аквариумных растений, беспозвоночных и рыб значительно усовершенствовалась.
Краткое содержание Дон Жуан, или каменный гость Мольер
... и сценической терминологии эпохи названиями, лишь условно отвечавшими подлинному идейному и художественному содержанию того или иного произведения (Комедия плаща и шпаги, дворцовая комедия, комедия интриги, ...
Школьники должны узнать о современных способах изготовления аквариумов, их размещения, технического оснащения (освещение, обогрев, фильтрация); о различных группах аквариумных животных и растений; о приемах оборудования аквариума (подготовка и укладка грунта, заполнение водой, поставка растений); о беспозвоночных, служащих кормом для рыб (дафнии, циклопы, артемия и др.), о их добывании и сохранении; о разведении рыб и растений и многом другом. Овладение аквариумной технологией позволит школьникам открыть для себя совершенно непостижимый, фантастический мир подводной природы, мир, который продолжает оставаться для человека малодоступным и таинственным.
Содержание тропических птиц не менее увлекательное и также широко распространённое занятие. Однако по сравнению с волнистым попугаем и канарейкой, другие птицы как в школах, так и в квартирах встречаются значительно реже. Тем не менее, такие «надежные» и совершенно одомашненные птицы, как ткачики (например, японские и зебровые амадины), могут занять достойное место среди обитателей живых уголков, если школьники будут владеть технологией содержания птиц в человеческом жилище: требованиями к помещениям для птиц (это не только клетки, но и садки, и вольеры); особенностями ухода, кормления, профилактики болезней и лечения; тонкостями разведения и селекционной работы.
Наконец, комнатные растения. Нетрудно заметить, что на подоконниках от Сахалина до Калининграда встречается скудный набор одних и тех же растений — самых выносливых, самых неистребимых неумелыми человеческими руками. Распространено ошибочное мнение, что достаточно взять глиняный вазон, насыпать в него земли с клумбы, посадить растение, а затем раз в несколько дней поливать водой из-под крана и весь технологический цикл этим исчерпывается.
Многообразие комнатных растений не уступает многообразию аквариумных рыб и, безусловно, превосходит количество видов экзотических птиц, содержащихся в жилище человека. Но, чтобы украсить интерьеры тропическим садом, необходимо освоить ряд несложных технологических приемов, связанных с подбором посуды, устройством дренажа, подбором субстратов-,- правилами посадки, выбором режима освещения, полива и опрыскивания в зависимости от вида растения и времени года, применением удобрений, защитой от вредителей, наконец, с особенностями размножения различных групп комнатных растений.
Учащиеся должны знакомиться также с менее распространенными, но столь же интересными технологиями содержания террариумных животных, экзотических насекомых, мелких грызунов и т. д.
Общая стратегия содержания растений и животных заключается в отборе природных объектов, которые стали уже одомашненными, успешно живут и размножаются в неволе. Тем более, что «климатические условия» наших помещений близки климатическим условиям тропических регионов их «исторической родины». Педагогически целесообразно, чтобы школьники понимали, что животным и растениям нашей природы «лучше живется» в «родном» лесу, озере, болоте и т. д.
Внеклассная работа как средство формирования знаний об окружающем ...
... является развитие личности ребенка, сохранение физического и психического здоровья. Младшими школьниками осваиваются новые программы. Для них разрабатываются разнообразные формы работы, при ... провести серию внеклассных мероприятий, способствующих повышению познавательной активности у младших школьников; 5. Теоретически обосновать и экспериментально проверить степень влияния проведенных внеклассных ...
Второе стратегическое положение заключается в стремлении создать природным объектам условия для «полной самореализации», чтобы живые существа чувствовали себя в условиях искусственной среды всегда хорошо, могли размножаться, воспитывать потомство. В этом случае школьники действительно смогут гордиться своей технологической вооруженностью, а не ощущать себя натуралистами-тюремщиками.