Отечественные теории личности Общие представления о личности в отечественной психологии

Отличия от западных:

Западные авторы писали для широкой публики. Отечественные теории были предназначены для специалистов.

Не все авторы были практиками, в основном разрабатывались именно теории, часто без планируемого эмпирического применения.

Основные вопросы,которые решались в отечественных теориях личности:

  1. Что такое личность?
  2. Что входит в личность? И что в нее не входит?
  3. Структура личности.
  4. Соотношение биологического и социального в человеке – соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность».
  5. Развитие личности (сколько раз рождается личность, какие этапы развития проходит).
  6. Факторы, влияющие на формирование и развитие личности.
  7. Типология личности.

Личность –это общественный индивид, объект и субъект исторического процесса (Ананьев Б.Г.);

т.е. как объект личность подвергается влиянию различных факторов, а как субъект – сама влияет на них, хотя и в меньшей степени (см. рисунок).

Формирование и развитие личности определено совокупностью условий социального существования в данную историческую эпоху.

Б.Г. Ананьев рассматривал личность в единстве четырех сторон:

1) человека как биологического вида;

2) онтогенеза и жизненного пути человека как индивида;

3) человека как личности;

4) человека как части человечества.

Личность– это орган индивидуальной интеграции, сознательного самоуправления и формирования активной жизненной позиции (Столин, Петухов и др.)

Отсюда три «рождения» личности:

1. Индивидуальная интеграция

— ребенок осознает себя как индивидуальность, как отдельное «я» и говорит об этом (ок. 3 лет).

2. Сознательное самоопределение

— кризис подросткового возраста: «кто я?», «какой я?», «зачем я?» и т.д.

11 стр., 5060 слов

Социально — антропологические взгляды на феномен человека. ...

... отношений, объективной социальной среды на развитие человека. Общество производит человека как человека. При этом данная связь не охватывает индивидуальность личности, которая, обладая ... человека; рассмотрение единства и взаимосвязи биологического, социального и духовного в человеке; антропологический взгляд на творчество человека. Вступление Антропология как биологическая наука о природе человека ...

3. Формирование активной жизненной позиции

— может происходить в любом возрасте, но не обязательно формируется у каждого человека.

К.К. Платонов отмечает, что за период с 1917 по 70-е годы в советской психологии можно выделить четыре доминирующие теории личности:

1917–1936 гг.– личность как профиль психических черт;

1936-1950 гг.- личность как опыт человека;

1950-1962 гг.- личность как темперамент и возраст;

1962-1970 гг.- личность как совокупность отношений, проявляющихся в направленности.

С середины 60-х годов предпринимаются попытки выяснения общей структуры личности.

К концу 70-х гг. ориентация на структурный подход к проблеме личности сменяется тенденцией применения системного подхода, требующего выделения системообразующих признаковличности.

В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий. Она не является сугубо психологиче­ской и изучается, по существу, всеми общественными науками.

В этой связи возникает вопрос о специфике исследования лич­ности психологией: все психические явления формируются и развиваются в деятельности и общении, но принадлежат они не этим процессам, а их субъекту — общественному индивиду, личности. Наряду с другими принципами в психологии сформу­лирован личностный принцип, который требует исследовать пси­хические процессы и состояния личности(Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов).

Приступая к обзору основных отечественных концепций психологии личности, следует отметить, что в содержательном плане все же доминирует структурный, а впоследствии сменивший его системно-структурный подход. Наибольшую известность приобрели концепции личности в школах С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова (Москва); В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева (С-Петербург), Д.И. Узнадзе (Грузия).

А. Н. Леонтьев (1903-1979) Концепция личности

По мнению А.Н. Леонтьева «личность человека производится – создается общественными отношениями».

Рассматривал соотношение понятий «индивид» и «личность».

Индивид – биологическая основа человека, это целостность и неделимость отдельной особи данного биологического вида, во-вторых, особенности конкретного субъекта, отличающего его от других представителей этого вида.

Это генотипическое образование, но в него входят и свойства, который складываются в онтогенезе (т.е. изменение физических характеристик человека в течение жизни).

А.Н. Леонтьев не относил к личности прежде всего генотипически обусловленные особенности человека: физическая конституция, тип нервной системы, темперамент, аффективность, природные задатки, а так же прижизненно приобретенные навыки, знания и умения, в том числе и профессиональные. Все перечисленное составляет индивидуальные свойства человека.

3 стр., 1090 слов

Понятие о личности человека в психологии

... существующего, реального объекта; с 7 до старости)   Понятие о личности человека в психологии Для психологического анализа важны следующие аспекты: индивид (природные ... форме психики, а также заложил основу культурно-исторической концепции психического развития человека. А.Н. Леонтьев провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций ...

Понятие «личность» можно употреблять только к человеку начиная с определенного момента его развития.

Свойства индивида не переходят в свойства личности, они так и остаются индивидуальными свойствами, не определяя складывающейся личности, а составляя предпосылки и условия ее формирования.

Личность — это целостное образование особого рода, не обусловленное генотипически, не данное кем-то или чем-то, а произведенное, созданное в результате множества предметных деятельностей.

Развитие личности – процесс взаимодействий множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Т.е. личность формируется, развивается и изменяется в деятельности.

Личность как иерархия мотивов.

Иерархия мотивов составляет мотивационную сферу личности, центральную в структуре личности А.Н. Леонтьева.

Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию мотивов. Внутренние отношения главных мотивационных линий образуют как бы общий психологический профиль личности.

В основе мотивов лежат потребности.

Ценности – это высшие, «старшие» мотивы, ради которых человек готов пожертвовать другими мотивами.

Отсюда внутриличностный конфликт – это противоречие между двумя разнонаправленными и (обязательно!) равноуровневыми (равнозначными) мотивами. Чем выше конкурирующие мотивы, тем острее и болезненнее воспринимается человеком конфликт. Самый тяжелый конфликт – на уровне ценностей.

Варианты снятия противоречия (решения конфликта):

  1. Опустить один из мотивов (снизить его значимость).
  2. Повысить значимость одного из мотивов, часто с помощью объединения его с другими мотивами или присоединения к какой-либо ценности.
  3. Уйти от ответственности – часто с помощью внезапных болезней, травм и т.д. – пока противоречие не снимется само.

Поступок – это сознательный выбор между конкурирующими мотивами.

Личность – это способность к поступку (Столин В.В.),

т.е. сознательное разрешение мотивационного конфликта всегда ведет к личностному росту.

Три основных параметра личности с точки зрения Леонтьева А.Н.:

  • широта связей человека с миром (посредством его разнообразных деятельностей);
  • степень иерархизованности (соподчиненности) этих связей, преобразованных в иерархию смыслообразующих мотивов (смыслов-целей);
  • общая структура этих связей, мотивов-целей.

Таким образом, процесс становления личности по А.Н. Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов».

Мясищев в.Н. (1892-1973) Теория отношений

Личность рассматривал как совокупность отношений.

Отношения – система связей человека с различными сторонами действительности:

  • отношение к себе
  • отношение к людям
  • отношение к окружающему миру в целом.

«Отношение личности – это активная, сознательная, интегральная, избирательная, основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности. Это системообразующий элемент личности, которая предстает как система отношений. Сами отношения личности формируются под влиянием общественных отношений, которыми личность связана с окружающим миром в целом» (Мясищев В.Н.).

Сущность личности определяется на основе социальной обусловленности и значимости ее отношений («Скажи мне кто твой друг, и я скажу тебе кто ты»).

Именно отношение является интегратором все психологических характеристик личности, что и обеспечивает целостность, устойчивость, глубину и последовательность поведения личности.

Психологические модальности отношений:

  • Позитивные /негативные отношения.
  • Пассивные/активные отношения.
  • Противоречивые/гармонично связанные друг с другом отношения.

Виды (стороны) отношений (соотносятся с тремя сферами психики – мотивационной, когнитивной, деятельностной)

  1. Оценочные отношения (эмоциональный компонент — способствует формированию эмоционального отношения личности к объектам среды, людям и самому себе)
  2. Интерес, как особое интеллектуальное отношение (познавательный (оценочный) компонент — способствует восприятию и оценке (осознанию, пониманию, объяснению) объектов среды, людей и самого себя)
  3. Отношение к деятельности (поведенческий компонент — способствует осуществлению выбора стратегии и тактики поведения личности по отношению к значимым (ценным) для нее объектам среды, людям и самому себе).

Каждая сторона отношения определяется характером жизненного взаимодействия личности с окружающей средой и людьми.

Каждый объект из внешнего мира оценивается по двум критериям отношения:

Отношение

(виды)

Эмоциональное

отношение

Морально-правовое отношение

нравится/не нравится,

хочу/не хочу;

любовь, интерес, антипатия и т.д.

можно/нельзя,

надо/не надо,

долг, совесть, этические, моральные и юридические нормы

Пример:

Мне нравится ноутбук моего коллеги, я его хочу иметь (эмоциональное отношение), но при этом я осознаю, что это чужая вещь и брать ее нельзя (морально-правовое отношение).

Если объект оценивается одинаково по обоим критериям, то речь идет о внутренней гармонии.

Если оценка по разным шкалам не совпадает – ситуация потенциального внутреннего конфликта.

Для личностного роста необходимо, чтобы при конфликте побеждало морально-правовое отношение.

Характер– единство отношений и способов их осуществления в переживаниях и поступках человека.

Характер определяется и проявляется (формируется) только на уровне активных отношений.

Т.е. невозможно дать человеку какую-либо характеристику до тех пор, пока он не вступил в отношения с окружающей средой.

Определенность и устойчивость характера определяется определенностью и устойчивостью отношений.

Процесс развития личностиобусловливается ходом развития ее отношений.

  • У 2-3-х летнего ребенка развивается выраженная избирательность отношения – к родителям, воспитателям, сверстникам.
  • В школьном возрасте увеличивается число отношений, возникают внесемейные обязанности, учебный труд, необходимость в произвольном управлении своим поведением.
  • В старшем школьном возрасте формируются принципы, убеждения, идеалы.

Личностный рост– перевод персональных отношений в принципиальные (умение принимать решения и действовать не потому, что так хочет кто-то, а исходя из собственных идеалов и убеждений).

Рубинштейн сл. (1889-1960) Концепция личности

Рассматривал как личность развивается и формируется в деятельности.

Для понимания психологии личности, с точки зрения С. Л. Рубинштейна становятся важными следующие положения:

1) психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются,

2) психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности;

3) процесс изучения психического облика личности предполагает решение трех вопросов (структура личности):

  • чего хочет личность, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах (ценности, направленность личности);
  • что может личность? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности,
  • что личность есть, что из его тенденций и установок вошло у нее в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере (что из выше перечисленного закрепилось в его характере).

Ввел понятие направленности.

Направленность– совокупность сознательных жизненных устремлений и способов их выражения (совокупность ведущих мотивов).

Личность как открытая система.

Личность является субъектом своего жизненного пути, она сама организует и структурирует свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и реализует свой выбор.

Все поступки и поведение человека закрепляются по средством механизмов обобщения в его характере.

Характер человека, с одной стороны обусловлен обстоятельствами его жизненного пути, а с другой стороны сами эти обстоятельства создаются и изменяются в результате поступков человека.

Платонов к.К.

На основе критерия соотношения социального и биологическогов качествах личности в ее структуре К.К. Платоновым выделены четыре иерархически соотносящиеся подструктуры:

1) направленность,

2) опыт,

3) особенности психических процессов,

4) биологические свойства.

Таблица 1. Иерархическая структура личности (К.К. Платонов)

УРОВЕНЬ (подструктура

СОДЕРЖАНИЕ

СООТНОШЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО

МЕТОД ВОЗДЕЙСТВИЯ

Подструктура биологических, конституциональных свойств

Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения, половые, возрастные особенности

Биологический уровень

воспитание

Подструктура форм отражения

Особенности познавательных процессов (ощущения, восприятие, мышление, память, внимание, эмоции)

Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)

обучение

Подструктура опыта

Знания, умения, навыки, привычки

Социобиологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)

упражнения

Подструктура направленности

Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы

Социальный уровень

тренировка

Узнадзе д.И. Теория установки

Установка– готовность действовать определенным образом.

Интегральное образование, объединяющее все остальные составляющие личности.

Согласно концепции Узнадзе в случае «наличия какой-нибудь потребности и ситуации ее удовлетворения в субъекте возникает специфическое состояние, которое можно охарактеризовать как установку – склонность, направленность, готовность к совершению определенной деятельности, направленной на удовлетворение актуальной потребности». Таким образом, установка, выражает готовность человека к активности, определяет его направленность и избирательность поведения. Установка как динамическое состояние включает в себя как момент мотивации, так и момент направленности.

По мнению Д. Н. Узнадзе установка регулирует поведение на двух уровнях регуляции психической активности:

  • бессознательном
  • сознательном.

Поведение на бессознательномили импульсивном уровне осуществляется на основе импульсивной (моментной) установки практического поведения целостного состояния индивида, которое возникает под действием ситуации, с одной стороны, и импульсов актуализированной потребности – с другой. Условиями такого поведения являются наличие потребности и ситуации ее реализации.

На сознательномуровне наличная ситуация становится предметом познания субъекта.

Этот процесс Узнадзе назвал объективацией.

Объективация– осознание действительности такой, какая она есть объективно, безотносительно к потребностям. Субъективное умение руководствоваться логикой объекта.

Необходимость в ней возникает при задержке удовлетворения актуальной потребности в связи с изменившейся обстановкой, в результате чего перед субъектом встает вопрос о дальнейшей программе поведения. Ведущая роль при этом переходит от установки к «активированному на основе объективации мышлению».

Иными словами, возникшая перед индивидом проблемная ситуация требует от него потребности познания (объективации) ее. Результатом объективации становится установка.

Процесс обучения объективации начинается с раннего детства. Сначала на примере конкретных предметов, затем на примере абстрактных понятий и постановки целей.

Выготский л.С.

Концепция получила название культурно-исторической теории психики человека.Иногда ее называюттеорией общественно-исторического происхождения высших психических функций человека.

Личностьимеет более узкий смысл, чем в обычном словоупотреблении.

«Мы не причисляем к этому поня­тию все признаки индивидуальности, отличающие ее от ряда других индивидуальностей, составляющие ее своеобразие или относящие ее к тому или иному определенному типу. Мы склон­ны поставить знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием».

Личность, таким образом, есть понятие социальное, оно охватывает надприродное, историческое в че­ловеке.

Она не врожденна, но возникает в результате культур­ного развития, личность поэтому есть понятие историческое. Она охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения.

Личность развивается как целое. Только тогда, когда лич­ность овладевает той или иной формой поведения, только тогда она поднимает ее на высшую ступень.

В концепции Л. С. Выготского можно выделить три крупные логические части.

1. Первая часть может быть озаглавлена: «Человек и природа».Она относится к общефилософским предпосылкам теории. В этой части содержится два основных положения.

1. Первоеположение опирается на мысль, неоднократно высказывавшуюся классиками марксизма о том, что при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение взаимоотношений субъекта с окружающей средой.

На протяжении всего существования животного мира среда действовала на животное и видоизменяла его; животное приспосабливалось к среде, и это обусловило биологическую эволюции животного мира. С появлением же человека начался процесс противоположного смысла. Человек ознаменовал свое появление тем, что начал действоватьна природу ивидоизменятьее.

Итак, человек оказался способен к овладению природой. Это первоефундаментальное положение.

2. Второе.Человеку удалось сделать это, т. е. наложить на природу «печать своей воли», благодаряиспользованию орудий,а обобщенно говоря, благодаря развитию материального производства. Легко понять, что это действительно так, если представить себе, что именно материальное производство привело к эволюции средств воздействия на природу: от неотесанного камня или копья-палки до современных станков и атомных двигателей.

Итак, Л. С. Выготский подчеркивает измененное взаимоотношение человека и природы, во-первых, и механизм этого изменения через использование орудий, во-вторых.

II. Вторая часть может быть озаглавлена: «Человек и его собственная психика».Она содержит тоже два положения, которые звучат не только как точные аналоги обоих положений первой части, но и имеют с ними внутреннюю связь.

1.Первое.Способность к овладению природой не прошла бесследно для человека в одном очень важном отношении: он научился также овладевать собственной психикой. Появилисьпроизвольныеформы деятельности, иливысшие психические функции.

Самый низший этаж в структуре деятельности занимают психофизиологические функции: сенсорная функция, моторная, мнемическая и др. Л. С. Выготский называет их низшими,илинатуральными,психическими функциями. Они есть и у животных.

У человека же появляются произвольные формы таких функций, которые Л. С. Выготский и называет высшими:человек может заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-то предмет, организовать свою умственную деятельность.

Итак, овладение природой и овладение собственным поведением — параллельно идущие процессы, которые глубоко взаимосвязаны.

2. Второеположение. Подобно тому как человек овладевает природой с помощью орудий, он овладевает собственным поведениемтоже с помощью орудий,но только орудий особого рода —психологических.Этознаки.

Итак, человек сам вводит дополнительный стимул, который не имеет органической связи с ситуацией и потому представляет собой искусственное средство-знак; с помощью этого знака он овладевает поведением — запоминает, делает выбор и т. п.

III. Третью часть концепции л. С. Выготского можно озаглавить «Генетические аспекты»

Культурно-историческое развитие человека и онтогенез (развитие ребенка) имеют принципиальное сходство.

Итак, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человекаиз внешних отношений приказа-подчинения. Сначала функции приказывающего и исполнителя были разделены и весь процесс, по выражению Л. С. Выготского, былинтерпсихологическим,т. е. межличностным. Затем эти же отношения превратились в отношения с самим собой, т. е. винтрапсихологические.

Превращение интерпсихологических отношений в интрапсихологические Выготский назвал процессом интериоризации.В ходе него происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, коготь, жребий, громко произнесенное слово) во внутренние (образ, элемент внутренней речи и т. п.).

В онтогенезенаблюдается принципиально то же самое. Л. С. Выготский выделяет здесь следующие стадии интериоризации.

  • Первая:взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать.
  • Вторая:ребенок перенимает от взрослого способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого.
  • И третья:ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.

Итак, высшие психические функции основаны на использовании внутренних, преимущественно вербальных, средств, которые первоначально отрабатываются в общении.

Резюмируемосновные положения теории развития высших психических функций Л. С. Выготского.

  1. Принципиальное отличие человека от животных состоит в том, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику: он научился овладевать собственными психическими функциями. Для этого он также использует орудия, но орудия особые, психологические. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение. Наиболее типичной и универсальной системой знаков является речь.
  2. Первоначально — в фило- и онтогенезе — психологические . орудия выступают во внешней, материальной форме и используются в общении как средства воздействия на другого человека. Со временем человек начинает обращать их на себя, свою собственную психику. Интериндивидуальные отношения превращаются в интраиндивидуальные акты самоуправления. При этом психологические орудия из внешней формы переходят во внутреннюю, т. е. становятся умственными средствами.
  3. Таким образом, высшие психические функции человека отличаются от низших, или естественных, психических функций животных по своим свойствам, строению, происхождению:онипроизвольны, опосредованы, социальны.

Самосознание как особый феномен

Самосознание – это динамическая система представлений человека о самом себе, осознание им своих физических, интеллектуальных и других качеств, самооценка этих качеств, а так же субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов (Митина 2004).

Это выделение человеком себя из объективного мира, осознание и оценка своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов (Психологический словарь 2006).

В отечественной психологии исследования самосознания сконцентрированы в основном вокруг трех групп вопросов:

— философско-методологические и историко-культурные аспекты самосознания, связанные с личностной ответственностью, моральным выбором, моральным самосознанием (Кон 1978, Спиркин 1972 и др.);

— общепсихологические аспекты становления самосознания в контексте проблемы развития личности (Божович 1968, Чеснокова 1977, Рубинштейн 1989 и др.);

— социально-перцептивные аспекты самосознания, связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих, с самосознанием и познанием других людей (Захарова 1989, Липкина 1976, Столин 1983 и др.).

Понятие «самосознание» используется как обобщающее для обозначения всей области в целом, включая как процессуальные, так и структурные характеристики. Термины «самосознание», «представление о себе» применяются для описания когнитивной сторонысамосознания, знание человека о себе.Эмоциональная сторонасамосознания описывается с помощью терминов «отношение к себе» и «самооценка». «Образ Я» рассматривается, как структурное образование самосознания, своего рода «итоговый продукт» неразрывной деятельности трех его сторон –когнитивной, эмоциональной и регуляторной(Столин 1983).

По мнению В.В. Столина (1983) самосознание осуществляется на трех уровнях: это отражение субъекта в системе его органической активности, в системе его коллективной предметной деятельности и детерминированных ей отношениях и в системе его личностного развития, связанного с множественностью его деятельностей.

По мнению М.И. Лисиной (1986), образ себя имеет аффективно-когни­тивный характер и состоит из эмоционального отношения человека к себе и когнитивных представлений (знаний) о себе. Она считает, что Я-образ имеет сложную архитектонику: есть центральное, ядерное образование, в котором представлено в наиболее переработанной форме знание о себе как субъекте, в нем рождается общая самооценка, тут она постоянно существует и функционирует; существует также «периферия», на которую поступают самые новые и свежие сведения человека о себе, оказывающие влияние на изменение представлений о себе.

Таким образом,самосознание – это, прежде всего, сложный многоступенчатый процесс, с помощью которого человек познаёт себя и формирует собственное представление о самом себе и отношение к себе.

Уровни и единицы самосознания (Столин в.В.)

Эмпирические исследования разви­тия самосознания ребенка показывают, что это раз­витие проходит ряд стадий, или фаз.

Так, В. С.Мер­линвыделяет четыре таких фазы:

  • «сознание тожде­ственности» (первый год жизни) — при этом про­исходит то, что мы обозначили как самовыделение и принятие себя в расчет; «сознание Я» (появляется к двум-трем годам), связанное с осознанием себя как субъекта деятельности;
  • осознание своих психических свойств, происходящее в результате обобщения дан­ных самонаблюдения,
  • фазу социально-нравственной самооценки, возникающей в юношеском возрасте.

Понятие уровней в том смысле, в котором мы бу­дем его употреблять’ в дальнейшем, предполагает:

а) каждый из уровней развития того или иного про­цесса или структуры является необходимым для по­следующего;

б) каждый из уровней развития имеет свою собственную «природу», т. е. образован суще­ственно различными связями, отношениями, опосредованиями;

в) каждый из нижележащих уровней до определенной степени является условием развития вышележащего;

г) вышележащий уровень управляет нижележащим;

д) имманентное развитие каждого уровня не прекращается с развитием вышележащего.

И. И. Чесноковапредлагает различать два уров­ня самосознания по критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о себе.

  1. На первом уровне такое соотнесение происходит в рамках со­поставления «Я» и «другого человека». Сначала не­которое качество воспринимается и понижается в другом человеке, а затем оно переносится на себя. Соответствующими внутренними приемами самопоз­нания являются преимущественно самовосприятие и самонаблюдение.
  2. На втором уровне соотнесение знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникации, т. е. в рамках «Я и Я». Человек оперирует «уже готовыми знаниями о себе, в какой-то степени уже сформированными, полученными в разное вре­мя, в разных ситуациях». В качестве специфического внутреннего приема самопознания указываются са­моанализ и самоосмысление. На этом втором уровне человек соотносит свое поведение с той мотивацией, которую он реализует. .Оцениваются и сами мотивы с точки зрения общественных и внутренних требо­ваний. Высшего развития самосознание на этом вто­ром уровне достигает при формировании жизненных планов и целей, жизненной философии в целом, своей общественной ценности, собственного достоинства.

И. С, Кон:

В целом образ «Я» понимался как установочная система; установки обладают тре­мя компонентами:

  1. когнитивным,
  2. аффективным
  3. про­изводным от первых двух поведенческим (готовность к действиям в отношении объекта).

Нижний уровень образа «Я» «составляют неосознанные, представлен­ные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с«самочувствием» и эмоциональным отношением к себе;

выше располо­жены осознание и самооценка отдельных свойстви качеств; затем эти частные самооценки складывают­ся в относительно целостный образ;

наконец, сам этот образ «Я» вписывается в общую систему цен­ностных ориентации личности,связанных с осозна­нием ею целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей».

Для решения проблемы выделения уровней необ­ходимо прежде всего решить вопрос о специфике форм активности человека, форм его жизнедеятель­ности. Такое решение возможно на пути анализа тех специфических качеств и тех форм отношений с дей­ствительностью, которыми обладает человек как организм, как социальный индивид, как личность.

В.В. Столин:единицами самосознания личности являют­ся не образы сами по себе, и не самооценки в когни­тивной или эмоциональной форме, и не образы + самооценки.

Единицей самосознания личности явля­ется конфликтный смысл «Я»,отражающий столкно­вение различных жизненных отношений субъекта, столкновение его мотивов и деятельностей.

Это столк­новение осуществляется путем поступков, которые, таким образом, являются пусковым моментом обра­зования противоречивого отношения к себе. В свою очередь, смысл «Я» запускает дальнейшую работу самосознания, проходящую в когнитивной и эмоцио­нальной сферах.

Таким образом, единица самосозна­ния (конфликтный смысл «Я») —это не просто часть содержания самосознания, это процесс, внутреннее движение, внутренняя работа.

Этапы развития самосознания

Этапы формирования самосознания совпадают с этапами психического развития ребенка – становления его интеллектуальной и личностной сфер, которые разворачиваются от рождения по подростковый период включительно.

Первый этап связан с формированием у младенца схемы тела – субъективного образа взаимного положения состояния движения частей тела в пространстве. Этот образ формируется на основе информации о положении тела и его частей в пространстве (проприоцептивной информации и о состоянии движения органов (кинестетической информации).

Схема тела простирается за пределы физического тела и может включать в себя предметы, долго находящиеся с ним в прикосновении (одежда).

Ощущения, возникающие у ребенка на основе проприоцептивной и кинестетической информации, создают у него эмоционально окрашенное впечатление комфорта или дискомфорта, т. е. то, что можно назвать самочувствием организма. Таким образом, схема тела – изначально первый компонент в структуре самосознания.

Следующей ступенью в формировании самосознания является начало ходьбы. При этом существенно не столько техника овладения, сколько изменения во взаимоотношениях ребенка с окружающими людьми. Относительная автономность ребенка в его передвижении порождает некоторую самостоятельность ребенка по отношению к другим людям. С осознанием этого объективного факта связано первое представление ребенка о своем «Я». С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что не существует «Я» вне отношений к «ТЫ».

Следующий этап в развитии самосознания связан с формирующейся у ребенка полоролевой идентичностью, т. е. отнесение себя к полу и осознание содержания половой роли. Ведущим механизмом усвоения половой роли является идентификация, т. е. уподобление себя в форме переживаний и действий другому лицу.

Важный этап в становлении самосознании – овладение ребенком речью. Возникновение речи изменяет характер отношений между ребенком и взрослым. Овладевая речью, ребенок получает возможность направлять действия других людей по своему желанию, т. е. из состояния объекта воздействий окружающих он переходит в состояние субъекта своих воздействий на них.

Соотношение сознания и самосознания

Известны две противопоставляемые друг другу точки зрения.

  1. В соответствии с первой акцент делается на том, что самосознание является высшей ступенью развития сознанияи в соответствии с этимсознание есть нечто целое, в структуре которого самосознание определяется как существенный, но частный аспект. В данной позиции объединяются весьма разнородные взгляды на природу сознания, и говорить о единодушии по вопросу соотнесения категорий «сознание» и «самосознание» можно только условно. Преобладающее в психиатрических работах представление о самосознании как части сознания, таким образом, обусловлено утверждением в теоретическом и практическом обиходе только одной из возможных конкретно научных точек зрения. Самосознание здесь полностью детерминировано сознанием.
  2. Другая точка зрения по поводу соотношения сознания и самосознания в отечественной психологии восходит к исследованиям И.М.Сеченова (1947), Д.И.Дубровского (1971) и др. Здесь утверждается, что самосознание является необходимой стороной каждого сознательного акта.«Самосознание больше сознания… самосознание есть нечто целое, а сознание — его «часть«, аспект, момент, и это положение хорошо иллюстрируется в рассмотрении измененных состояний сознания» (Черносвитов, Курашов, 1987, с.89).

Рубинштейн:

Не сознание развивается из самосознания, личностного «я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности,по мере того как она становится самостоятельно действующим субъектом.

Этапы самосознания Рубинштейн рассматривает как этапы обособления, выделения субъекта из непосредственных связей и отношений с окружающим миром и овладения этими связями.

Согласно Рубинштейну, сознание и самосознание – это построение личностью через свои действия отношений с миром и одновременно выражение своего отношения к миру посредством тех же действий. Самосознание в таком смысле есть не столько рефлексия своего «я» сколько осознание своего способа жизни, своих отношений с миром и людьми.

И. И. Чеснокова:

Вопрос о соотношении сознания и самосознания, с одной стороны, самосознания и личности — с другой, для советской психо­логии принципиально решен.

Самосознание — это особая форма сознания,которая, так же как и сознание, имеет отражательную природу.

Человек не только осознает воздействия объектов реального мира и в своих переживаниях выражает отношение к ним, но, выделив себя из этого мира и противополагая себя ему, осознает себя как личность, свой внутренний мир и соответствен­но со своими индивидуальными особенностями, сформировавшимися в процессе жизни, относится и к самому себе.

Самосознание не есть самостоятельный вид сознания. Оно —то же созна­ние, только с измененной направленностью.

Сознание ориентировано на весь объективный мир; объектом самосознания являются сама личность, ее мысли, чувства, потребности, весь ее внутренний мир.

В самосознании личность выступает в качестве и субъекта и объекта познания. Сознание и самосознание имеют свою специфику, но разделить их можно только в абст­ракции.

В любом процессе сознания присутствует и самосознание в специфической своей форме — в форме осознавания отнесенности акта сознания именно к моему Я. Процессы самосознания могут осуществляться только на основе явлений сознания.