Особенности изучения школьниками младших классов темы «Охрана животного мира».

Тема курсовой работы:

Охрана животного мира

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения темы охрана животного мира в начальной школе. ………………………………………………………………..5

1.1 Особенности изучения темы с детьми младшего школьного возраста…5

1.2 Психолого-педагогические особенности младших школьников при изучении темы «охрана животного мира»…………………………………….8

1.3 Опыт работы или анализ программы. ……………………………………11

Выводы по 1 главе………………………………………………………………15

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по изучению темы «охрана животного мира в курсе окружающего мира»………………………16

2.1 Результаты этапа……………………………………………………………16

2.2 Красная книга по Тюменской области (созданная детьми)………………21

2.3. Результаты контрольного этапа педагогического эксперимента ……..25

Выводы по 2 главе………………………………………………………………28

Заключение…………………………………………………………………….29

Список литературы …………………………………………………………….32

Введение

Актуальность работы. Исследования проблемы изучения охраны животного мира, о которой пойдет речь в данной работе, показали, что складывающиеся стихийно представления детей об этом ограничены и бедны по содержанию. Поэтому изучение генофонда охраняемых животных является одним из перспективных путей формирования знаний учащихся об этом.

Противоречие заключается в том, что наша область очень богата природными животными ресурсами, в то время как в начальной школе краеведческому материалу уделяется недостаточно внимания и времени, а изучение животных родного края является важной и неотъемлемой частью формирования природоведческих представлений и понятий младших школьников. Решение данной проблемы должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической теории и школьной практики, поскольку будущее планеты зависит от того, насколько экологически грамотными будут дети. Формируя природоведческие представления и понятия на краеведческом материале, можно решать ещё одну не менее важную задачу – бережное отношение к природному окружению.

Объект исследования: школьники младшего школьного возраста.

Предмет исследования: особенности изучения темы «Охрана животного мира» в младших классах.

Цель работы: рассмотреть особенности изучения школьниками младших классов темы «Охрана животного мира».

Гипотеза: формирование знаний при изучении охраняемых животных на уроках окружающего мира в начальной школе будет эффективно, если: формирование представлений и понятий будет выделяться как одна из основных задач; если учащимися будет составлена Красная книга.

8 стр., 3903 слов

Формирование представлений у детей дошкольного возраста о многообразии ...

... Ребёнок называет животное, которое узнал (задание для малыша), рассказывает какое оно (задание для ребёнка среднего возраста), классифицирует по принципу «домашние и дикие животные», «кто плавает, ползает, бегает» (задание для детей ... Детей знакомят с представителями 4-х классов животного мира: млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся и насекомые. С млекопитающими детей знакомят с 1-й младшей ...

Задачи исследования:

1. Изучить научную литературу по теме работы.

2. Выяснить методические особенности изучения темы «Охрана животного мира».

3. Определить психолого-педагогические особенности младших школьников при изучении темы «Охрана животного мира».

4. Проанализировать программы по проблеме исследования.

5. Экспериментальным путём выявить знания учащихся по теме «Охрана животного мира» и сравнить их со знаниями, полученными после составления учащимися Красной Книги, направленного на повышение знаний младших школьников по теме.

В соответствии с целями и задачами, нами были использованы такие методы исследования, как анализ, синтез, обобщение, сравнение, тестирование, констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент.

Методологическая база исследования. Особенности развития детей младшего школьного возраста, специфику их взаимодействия с окружающим миром, особенности восприятия детьми младшего школьного возраста природных объектов раскрывают Л.Н.Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др. Проблемой охраны природы и животного мира занимались такие учёные как Н.М. Верзилин, И.Д. Зверев, Н.А. Рыков, М.Н. Скаткин, К.Д.Ушинский, К.П. Ягодовский.

Опытно-экспериментальная база: Тюменская область, г.Тобольск, МАОУ СОШ №1, 2А класс.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты расширяют круг научных представлений о влиянии составления Красной книги на знания учащихся, полученных по теме предмета окружающего мира – «Охрана животного мира».

Практическая значимость исследования: практический материал может быть использован учителями начальной школы, как на уроках окружающего мира, так и на внеклассных мероприятиях. Может являться методическим пособием для студентов при разработке пробных уроков. Альбом «Охраняемые животные Тюменской области» можно использовать и в средней школе.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические особенности изучения темы «Охрана животного мира»

1.1. Методические особенности изучения темы «Охрана животного мира»

Одной из основных задач обучения теме «Охрана животного мира» младших школьников является визуализация понятийного аппарата и интерактивность. Один из путей формирования знаний по теме «Охрана животного мира» – это создание образа словом, когда нет возможности организовать работу ни с натуральными объектами, ни с их изображениями. Такие представления создаются силой творческого воображения [7, c.24]. При этом полезно опираться на уже имеющиеся восприятия и представления. Значение восприятий и представлений очень велико. Достаточно эффективным методом здесь является беседа, но в этом случае образованное понятие должно быть закреплено. Для этого используются различные упражнения, зарисовки по памяти, вопросы и задания, позволяющие выявлять применение знаний в практической деятельности. Деятельность ученика заключается в слушании слова.

4 стр., 1748 слов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

... данной работы: Изучить психологические особенности исследования супружеских отношений. Объектом исследования являются супружеские отношения. Предметом исследования являются психологические особенности исследования супружеских отношений. Задачи работы: ... с. 16. Сермягина, О.С., Эткинд, А.М. Применение цветового теста отношений при изучении неврозогенной семьи // Вопросы психологии. - №6. – 1990. – ...

Результативность того или иного вида общения с объектами и явлениями природы усиливается путем постановки перед детьми ясной цели общения, последовательной системы вопросов, направляющих внимание детей на те или иные особенности, свойства объекта, заставляющие учащихся всматриваться, вслушиваться. Закреплению и уточнению представлений, образовавшихся на основе восприятий, способствуют зарисовки по памяти, упражнения по различию, узнаванию [5, с.17].

Значение восприятий и представлений в процессе становления личности очень велико. Так Г. Песталоцци писал, что «чем больше разных чувств использует человек для узнавания сущности или проявления какого-либо предмета, тем правильнее будет его знание о нем» [15, c.56]. По мнению К.Д.Ушинского, «истинная педагогика дает ученикам прежде материал, а по мере накопления этого материала, приводит его в систему. Чем более и разнообразнее накапливается материал, тем выше становится система и, наконец, доходит до отвлеченностей логических и философских обобщений» [26, c.126]. Данное положение подтверждено исследованиями в области высшей нервной деятельности И.М. Сеченовым и И.П. Павловым. По мнению И.П. Павлова, «каждая маленькая первая ассоциация, это есть момент рождения мысли. Эти ассоциации растут и увеличиваются. Тогда говорят, что мышление становится все глубже и шире…» [9, c.18].

Еще одной оптимальной формой организации процесса изучения темы «Охрана животного мира», по В.М. Пакуловой, является игра. По её мнению, «игра может применяться как отдельный метод образования» [18, c.34]. Детские игры представляют собой жизненное отражение, подражание взрослым отношениям и взрослой деятельности в них не автоматическое, оно связано с творчеством, с работой воображения, с переживанием подлинных чувств в воображаемых ситуациях.

Игра превращается в средство образования и средство развития личности. Игры, используемые для формирования знаний по данной теме, могут варьироваться по видовой форме (дидактические, творческие, ролевые, деловые, игры-соревнования, игры-путешествия).

Дети, играя, учатся жить в этом мире, общаться с его обитателями, предметами и явлениями [7, с.85].

Нельзя забывать и об организации внеклассных форм работы. Внеклассная работа является формой разнообразной организации добровольческой работы учащихся вне урока под руководством учителя для возникновения и проявления их познавательных интересов и творческой самостоятельности.

Средствами обучения могут выступать также работа с учебником; иллюстрации учебного пособия; учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы, художественные альбомы и открытки; тексты художественных произведений; творческие работы самих учащихся – рисунки, поделки, лепка, кроссворды. Так, использование альбома будет одновременно способствовать формированию представлений об охраняемых животных и воспитанию бережного отношения к природе [19, c.11].

Часто для информационного поиска по теме используются электронные ресурсы. Также по работе с темой может помочь набор карточек, который поможет осуществлению индивидуального подхода к ученику. Наиболее рационально компоновать варианты карточек к каждому уроку, к каждому понятию. Дифференцированные задания на карточках успешно используются, если нужно подвести ученика к формулированию какого-то положения, т. е. провести обобщение.

10 стр., 4874 слов

Педагогический аспект организации индивидуальной работы с младшими школьниками

... индивидуальной работы с младшими школьниками». Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия, необходимые для организации индивидуальной работы с младшими школьниками в процессе ... осуществлении индивидуальных образовательных траекторий и существующей традиционной системой образования. Или психолого-педагогический аспект: между необходимостью раскрытия творческих способностей ...

Причем, учитывая, что часть учеников уже имеют обобщать, для других – это сложная, но вполне выполнимая задача, а третьи смогут ее выполнить только при определённой помощи, не только ход работы, но и окончательный вывод может иметь несколько различные формулировки. В течение урока учитель может использовать фронтальную, групповую и индивидуальную формы работы. Причем, в задание можно включить и какие-то небольшие выводы, суждения [20, с.56].

В формировании знаний по теме могут помочь творческие дискуссии. Например, спор можно развернуть вокруг групп животных, которые в основном курсе окружающего мира не рассматриваются. Класс можно разделить на две группы: «критики», призванные показывать негативное в представителях, говорящие об их уничтожении и «защитники», которые призваны рассказывать о достоинствах этих животных, об их необходимости [22, с.100].

Немаловажное значение в формировании экологических понятий в учебном процессе имеют экологические ситуации, включенные в урок. Решая задачи, учащиеся ищут правильный ответ; как можно поступить, что можно сделать. Дети обращаются за помощью к дополнительной литературе, знакомятся самостоятельно с определенными понятиями. Задания должны быть обращены к каждому школьнику, и побуждать его самого оценить и подумать [14, с.49].

Нужно помнить, что ребенок – это не столько объект, сколько деятельный субъект обучения. Нужно обоснованно подводить детей к выводу, почему именно так необходимо поступать, а не иначе. При рассмотрении темы важно, чтобы ребенок понял, какое влияние имеет поведение человека и вся его деятельность при охране животного мира. Это позволит мотивированно и обоснованно подвести детей к выводу о необходимости защиты и охраны природы. Технология разработки заданий, отражающих экологические взаимодействия в природной среде доступна каждому учителю, нужно только смотреть на мир глазами ребенка, системно воспринимать окружающий мир и уметь обсуждать возникающие проблемы с ребенком, как с партнером. Экологические задания должны быть занимательны, но и познавательны одновременно.

1.2. Психолого-педагогические особенности младших школьников при изучении темы «Охрана окружающего мира»

При изучении темы «Охрана животного мира» актуальны следующие психолого-педагогические особенности младших школьников…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе нами была достигнута цель исследования – рассмотреть особенности изучения школьниками младших классов темы «Охрана животного мира».

В ходе достижения цели исследования были решены следующие задачи: изучена литература по теме работы, определены психолого-педагогические особенности младших школьников при изучении темы «Охрана животного мира». Также в ходе работы мы выяснили методические особенности изучения данной темы; проанализировали программы по проблеме исследования и, наконец, экспериментальным путём выявили знания учащихся по теме «Охрана животного мира» и сравнили их со знаниями, полученными после создания альбома «Красная книга», направленного на повышение знаний младших школьников по теме.

9 стр., 4101 слов

Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы ...

... том, что результаты исследования могут использоваться учителями начальной школы в процессе работы по развитию речи младших школьников. Материалы дипломной работы могут применяться в качестве ... в России, не могли не затронуть современную начальную школу. Начальное звено, являясь важным и неотъемлемым этапом образования личности, начало внедрение информатизации, личностно-ориентированного и ...

В данной главе нами было проведено исследование, состоящее из трёх этапов: констатирующий, формирующий и контрольный.

Исследование состояло из трёх этапов: 1 этап – констатирующий. На данном этапе была проведена первичная контрольная работа по проверке знаний учащихся младшего школьного возраста по теме: «Охрана животного мира». 2 этап – формирующий. На этом этапе со школьниками совместно был создан альбом «Красная книга», направленный на повышение знаний по теме. 3 этап – контрольный. На этом этапе была проведена повторная контрольная работа с усложнением заданий, а также был проведён анализ и сравнение полученных результатов.

Из полученных данных на констатирующем этапе, можно сделать следующие выводы о том, что знания ребят находятся в большей степени на низком уровне. После проведения формирующего этапа, результаты контрольного эксперимента были зафиксированы, что позволило сделать нам следующие выводы: на «неудовлетворительно» написали всего 30% ребят вместо 80%. Столько же детей написали удовлетворительно вместо 10% изначальных и 50% написали на «хорошо» вместо 10%. Появился один респондент, написавший работу на «отлично» и допустив только одну ошибку.

Полученные в результате исследования сведения помогли установить не только уникальных представителей фауны Тюменской области, но и получить рекомендации как их не потерять.

Таким образом, мы достигли нашей цели и гипотеза была подтверждена.

Список литературы:

1. Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе/ Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина.- М.,2001. – 240 с.

2. Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. //Начальная школа, 2012. – №1. – С.12-15.

3. Выготский Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6т. – М., 2003.-Т.З.-328 с.

4. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. – 2002. – № 3-4.–14-19 с.

5. Дмитриев Ю.Д. Твоя Красная книга/ Ю.Д. Дмитриев, Н.Н. Пожарицкая. – М., 2010. – 110 с.

6. Зверев И.Д. Организация экологического образования в школе. – М. – 2012. – 186 с.

7. Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу. //Начальная школа плюс и минус. – 2010. – №8. – С.23-30.

8. Казакова О.В. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас»/ О.В. Казакова, Н.А. Сбоева. – М., 2007. – 287 с.

9. Каткова Е.Г. Окружающий мир: итоговая аттестация за курс начальной школы: типовые тестовые задания/ Е.Г. Каткова. – М., 2010. – 44 с.

10. Квасцова Л.С., Фролова Н. А. О некоторых аспектах экологического образования школьников. // Биология в школе. – 2014. – №3. – С.17-21.

22 стр., 10756 слов

Готовность ребёнка к школе 2

... на осознание сущности феномена "готовность к школе" и подходы к его дальнейшему изучению. Готовность ребенка к современному школьному образованию выступает как совокупный результат системы воспитания, ... вопросов. Можно с полным основанием сказать, что большинство наиболее крупных исследователей в области отечественной детской психологии и дошкольной педагогики, так или иначе, затрагивали проблему ...

11. Климцова Т.А. Экология в начальной школе. // Начальная школа, 2013. – №6. – 45 с.

12. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания/ Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян. — М., 2004. – 494 с.

13. Лазарева О.Н. Методика преподавания окружающего мира. Теоретические основы методики обучения естествознанию в начальных классах [Текст]: учебное пособие / О.Н. Лазарева. – Екатеринбург. – 2011. – 262 с.

14. Красная книга Тюменской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: >15. Красная книга Тюменской области: Животные, растения, грибы / Отв. ред. О.А. Петрова. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2014. – С. 217-427. – 496 с.

16. Материалы ко второму изданию Красной книги Тюменской области / ООО «ТюменНИИгипрогаз»; гл. ред. С. Н. Гашев. – Тюмень, 2013. – 190 с.

17. Образовательная программа школьного образования «Зелёный дом». – Под. ред. Плешакова А.А. – М., «Просвещение». – 2013.

18. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания окружающего мира. – М.: Просвещение, 2014. – 156 с.

19. Пахомов А.П. Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями. //Начальная школа, 1998, №6.

20. Симонова Л.П. О перспективах развития экологического образования в начальной школе. //Начальная школа, 2016. – №6. – 50 с.

21. Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе. //Начальная школа, 2010. – №10. – 45 с.

22. Терехина Л.А. Экология/ Л.А. Терехина. – Тула, 2014. – 172 с.

23. Тихомирова Е.М.: Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир». 3 кл. – М.: Экзамен, 2009. – 320 с.

24. Труфанов В.Г. Уроки природы родного края/ В.Г. Труфанов. – М.: Просвещение, 2013. – 64 с.

25. Чикишева О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г.Пермь, май 2012 г.).

– Пермь: Меркурий, 2012. – С. 90-92.

26. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения/ К.Д. Ушинский. – М., 1985. – 353 с.