Понятия «личность», «индивид», «индивидуальность». Личность как субъект и объект деятельности и общественных отношений.

Тема 5. Личность как социальное явление

Человек как биологический вид существует более 3 млн. лет. Все это время продолжалась ее биологическая эволюция. Современный человек (по классификации Карла Линнея — человек разумный) как отдельный вид сформировалась примерно 200 тыс. лет назад: именно тогда оформились те фундаментальные признаки, которые отличают человека от животных (прямохождение, большой объем мозга, мышление, речь, овладение орудиями труда и огнем, длительный период детства и т.д.).

Человек – существо социальное. Но, в то же время и высшее млекопитающее, т. е. существо биологическое. Как и всякий биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков. Каждый из этих признаков у разных представителей может изменяться, причем даже в больших пределах.

«Индивид» (от лат. — неделимый) — это совокупность (система) социально значимых ка­честв, характеризующих индивида как члена того или иного общест­ва, как продукт общественного развития.

«Личность» — это отдельный, обособленный член социальной общности. Если понятие «личность» мы используем для исследования социальных качеств человека, свойственных многим людям, то понятие «индивид» в социологии употребляется для того, чтобы выделить социальные качества конкретного человека.

«Индивидуальность» — совокупность черт, отличающих данного индивида от всех других. Индивид становится личностью, когда он, взаимодействуя с обществом через конкретные социальные общности, группы, институты, реализует социально значимые свойства, социальные связи.

В момент рождения ребенок еще не является личностью, она является всего лишь индивидом. Чтобы стать личностью человек должен пройти определенный путь развития. Необходимым условием этого развития является наличие социальной среды, мира культуры с которым ребенок взаимодействует. Ребенок, который воспитывается в человеческом обществе, включена в социальные связи и взаимоотношения, которые со временем расширяются и углубляются. Вместе с тем, известно, что в случае тяжелого психического заболевания может наступить разрыв, распад социальных связей и тогда индивид теряет признаки личности. Или, например, ребенок, воспитанный среди животных («феральные дети»), так и не становится личностью.

В социологии личность — целостность социальных свойств человека. Личность является продуктом общественного развития и включения индивида в систему общественных отношений.

9 стр., 4315 слов

Субъект обследования – человек (ребенок), страдающий нарушени- ем речи

Лекция 1, 2: Логопедическое обследование, его предмет, объект, цели и задачи, принципы. Содержание логопедического обследования. Лит-ра Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи .Под редакцией Ю.Ф. Гаркуши Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2—4 лет: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005. Логопедическое обследование– ...

Личность как субъект общественных отношений характеризуется определенной степенью независимости от общества, способностью противопоставить себя ему. Личностными при этом признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Личная независимость сопряжена с умением контролировать свое поведение, что невозможно без самосознания, самооценки.

При рассмотрении личности как объекта общественных отношений акцент делается на влияние общества на точность, на ее зависимость от социальных и культурных ожиданий, социальных установок среды, где формируется личность. направление изучения личности рассматривает ее через набор функций, или ролей. Человек, действуя в обществе, проявляет себя в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий. Так, скажем, при родовом строе взаимоотношения в семье требуют от старших ее членов одних действий, в современном обществе — других.

В процессе развития индивида как личности он все более полно включается в систему общественных отношений. Процесс формирования личности раскрывается в социологии на основе понятия «социализация». Социализация — процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Человек может одновременно осуществлять действия, выполняя разные роли — работника, семьянина, спортсмена и др. Они меняются на протяжении все жизни (дедушка).

Тогда говорят, что социализация человека длится всю его жизнь. По своему содержанию социализация – это двусторонний процесс. С одной стороны, он состоит в передаче обществом социального исторического опыта, символов, ценностей и норм, а с другой – их усвоение индивидом. В этом также раскрывается человек, как объект и субъект.

Социализация начинается с первых минут существования индивида и протекает на протяжении всей его жизни. Каждый человек проходит свой путь социализации. Назвать человека личностью можно тогда, когда он достигает такого уровня психического и социального развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, давать отчет результатам и последствиям своих поступков и действий. Иначе говоря, личностью человек становится тогда, когда он оказывается способным выступать как субъект деятельности, когда он обладает той или иной степенью самосознания.

14 стр., 6784 слов

Глава 1 Социализация как процесс

... . Процесс социализации человека продолжается на протяжении всей его жизни, но особо интенсивно он протекает в молодые годы. Именно тогда закладывается фундамент духовного развития личности, ... социальные институты, например, такие, как государство. Функция социализации личности - процесс обучения, в результате которого человек учится исполнять социальные роли, следовать предписанным нормам. Эту ...

Приобщаясь к различным сферам жизни общества, личность приобретает и все большую самостоятельность, относительную автономность, т.е. ее развитие в обществе включает процесс индивидуализации — основополагающий феномен общественного развития человека. Один из его признаков (и показателей) состоит в том, что у каждой личности формируется ее собственный (и уникальный) образ жизни и собственный внутренний мир. Так личность не только научается произвольно регулировать своё поведение, но и что еще более важно — в процессе развития на определенной его стадии она начинает сама сознательно организовывать свою собственную жизнь, а значит, и определять в той пли иной мере свое собственное развитие.

Благодаря социализации, человек становится дееспособным членом общества.

Ни у кого, кроме человека, нет социализации — периода, когда человек обучается жить в обществе, в мире общественных отношений. Ни одно социальное свойство не является врожденным. Чувство совести, ответственность, честь и пр. генетически не передаются. Социализация — это не только обучение в школе, институте. Такое обучение — лишь формальное приобретение знаний. Школа не может научить человека быть хорошим мужем, деловым партнером, внимательным родителем, сыном и т.д. Этому приходится обучаться всю жизнь в реальных, а не лабораторных условиях. Каждая социальная роль включает в себя множество правил, культурных норм, стереотипов поведения, которые надо осваивать. Взрослея, человек приобретает новые роли (например, отца, начальника) и должен их осваивать. Поэтому социализация идет всю жизнь.

Понятно, что научиться жизни в обществе можно, только живя в обществе.

 

 

Социализация личности: функции, механизмы, этапы. Соотношение природного социального в становлении и развитии личности.

«Социализация» — это процесс формирования человека посредствомобучения, воспитания, образования, защиты и адаптации. Процесс, в данном случае, — это последовательность действий, в результате которых из родившегося существа формируется человек. Когда какой-то процесс рассматривается со стороны предметов, орудий, операций, результатов, он называетсямеханизмом — в данном случае механизмом социализации.

19 стр., 9076 слов

Дидактика как педагогическая теория обучения. Сущность, движущиеся силы, логика процесса обучения

... процесс. Сущность социализации и ее стадии. Факторы социализации и формирования личности. Понятие о дидактике. Объект и предмет, задачи дидактики. Основные дидактические концепции. Сущность обучения ... . Список литературы: Журавлев, В.И. Педагогика в системе наук о человеке / В.И. Журавлев. – М., 1990. Педагогика: учебник / В.А. Сластенин ...

В процессе развития индивида как личности он все более полно включается в систему общественных отношений. Процесс формирования личности раскрывается в социологии на основе понятия «социализация». Социализация — процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Человек может одновременно осуществлять действия, выполняя разные роли — работника, семьянина, спортсмена и др. Они меняются на протяжении все жизни (дедушка).

Тогда говорят, что социализация человека длится всю его жизнь. По своему содержанию социализация – это двусторонний процесс. С одной стороны, он состоит в передаче обществом социального исторического опыта, символов, ценностей и норм, а с другой – их усвоение индивидом. В этом также раскрывается человек, как объект и субъект.

Социализация начинается с первых минут существования индивида и протекает на протяжении всей его жизни. Каждый человек проходит свой путь социализации. Назвать человека личностью можно тогда, когда он достигает такого уровня психического и социального развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, давать отчет результатам и последствиям своих поступков и действий. Иначе говоря, личностью человек становится тогда, когда он оказывается способным выступать как субъект деятельности, когда он обладает той или иной степенью самосознания.

Благодаря социализации, человек становится дееспособным членом общества. Ни у кого, кроме человека, нет социализации — периода, когда человек обучается жить в обществе, в мире общественных отношений. Ни одно социальное свойство не является врожденным. Чувство совести, ответственность, честь и пр. генетически не передаются. Социализация — это не только обучение в школе, институте. Такое обучение — лишь формальное приобретение знаний. Школа не может научить человека быть хорошим мужем, деловым партнером, внимательным родителем, сыном и т.д. Этому приходится обучаться всю жизнь в реальных, а не лабораторных условиях. Каждая социальная роль включает в себя множество правил, культурных норм, стереотипов поведения, которые надо осваивать. Взрослея, человек приобретает новые роли (например, отца, начальника) и должен их осваивать. Поэтому социализация идет всю жизнь.

13 стр., 6097 слов

Влияние познавательных процессов на формирование личности

... человека, максимально умеющего использовать объективные условия и субъективные силы. Таким образом, формирование личности — сложный длительный, обусловленный социализацией процесс, ... отдельного (индивидуального, неповторимого) составляет личность. Личность — это «социальное лицо» человека, плод социализации человека в процессе онтогенеза. Процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы ...

Социализацию изучают психология, педагогика, социология, антропология и другие науки, обращая внимание на разные стороны этого процесса. Педагогика обращает внимание на обучение, психология — на образование, а социология — на обучение и воспитание. Так, Т. Парсонс считает социализациюобучениемролевому поведению, мотивам и ценностям: это «обучение любым ориентациям, имеющим функциональное значение для действия системы взаимных ролевых ожиданий».

Обучение — это процесс целенаправленного формирования в человеке определенных умений: практических (одеваться, здороваться и т. п.) и мыслительных (думать, анализировать и т. п.).

В нем формируется разнообразное ролевое поведение, нормы и ценности которого человек может и не осознавать. Обучение происходит преимущественно в семье.

Воспитание — это процесс целенаправленного формирования в человеке, с одной стороны, мотивов, а с другой стороны, — нравственных, эстетических, мировоззренческих ценностей, убеждений, верований, определяющих его жизнедеятельность. Оно осуществляется в семье, школе, через телевидение, прессу и т. п.

Образование — это процесс целенаправленного формирования в человеке знаний: о себе, ближайшем окружении, природе, обществе, смысле жизни и т. п. Оно может носить бытовой, технический, исторический и т. п. характер и происходит в школе и вузе.

Защита — это психические и практические процессы, посредством которых люди преодолевают внутренние конфликты: между различными потребностями, интересами и ценностями и внутри их (но вертикали) в процессе социализации. Защита опирается на волю человека.

Адаптация — это психические и практические процессы, посредством которых человек справляется с напряженностью в своих отношениях с ситуацией, частью которой являются идругие люди. В рамках этого механизма человек преодолевает угрозу потерять предмет потребности, интереса, ориентации. Адаптация опирается на познание, память, волю человека.

4 стр., 1691 слов

«ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ. ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

... организованного процесса и результата развития человека. Социализация личности - это основополагающая характеристика человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Социализация человека начинается с ...

Средствами социализации родившегося человека становятся:

· подражание поведению взрослых

· ролевые пробы и ошибки в процессе собственной деятельности

· язык, речь, познание (чувственное и мыслительное).

В жизни данные способы социализации тесно переплетены с самого детства каждого человека.

Первый способ социализации основан на генетически присущей человеку способностизапоминать ивоспроизводить различные типы поведения. Вначале он сознает их непосредственную пользу, затем начинает понимать скрытый моральный и мировоззренческий смысл, что сопровождается развитием мышления.

Второй способ социализации предполагает использование имеющихся навыков поведения в новой ситуации. Он связан с обобщением полученного навыка и переносом его в новую ситуацию. При положительном результате происходит усвоение этого навыка.

Третий (и главный) способ социализации — это научение становящегося человека языку и речи как способам передачи, понимания и хранения информации (знаний).

Он связан с развитием эмпирического, теоретического, философского познания.

Формирование мышления (анализа и синтеза, обобщения и выдвижения гипотез и т. д.) начинается с конкретных действий: уборка постели (практика),изучение (познание) родного языка и т. п. В первом случае человек будет переносить навыки уборки постели в другой контекст, а во втором — навыки мышления на незнакомый текст: узнавать, понимать и толковать его. Для формированиятворческого восприятия и мышления (что составляет важнейшую задачу социализации) нужно ставить изучаемый предмет в разнообразные связи, отделять существенное от несущественного, случайное от необходимого, причину от следствия и т. д., т. е. решатьмыслительные задачи.

В результате решения теоретических задач индивид видит предмет с разных сторон, переходит от одного его определения к другому, обнаруживает отдаленные аналогии (распад СССР и распад Римской империи).

Формирование творческого мышления — этоне запоминание на уроках каких-то формулировок, ведущее к развитиюпамяти, а обучениеанализу, синтезу, обобщению. Смысловое развитие языка, речи, мышления формирует ментальность человека., в которой уровень мышления связан со смысловым содержанием. Например, для западной ментальности «социализм» часто — тоталитарный, неэффективный, стагнируюший общественный строй. В СССР такое же смысловое содержание имело слово «капитализм». Это касается и множества других слов: общество, государство, народ, патриотизм, свобода. личность и т. п. При одинаковом уровне мышления можно иметь разный по смыслу менталитет.

15 стр., 7215 слов

Социализация личности 5

... человека, развитие его задатков и способностей, формирование гармонически развитой личности, формирование его нравственных и культурных качеств и соответствующего поведения в обществе. А частью процесса социализации ... из основных факторов риска здоровья учащихся. За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. По данным исследований, лишь ...

С социологической стороны социализация представляет собой процесс формирования системыстатусов — ролей, образующих социологическую структуру человека: ребенка, школьника, товарища, работника, гражданина, родителя и т. п. Подобная система включает в себя прежде всего формирование совокупностимотиваций: потребностей и интересов, когнитивных и оценочных способностей. Кроме того, в нее входит формирование ценностей, верований и убеждений, соответствующих культуре данного общества. И, наконец, она включает в себя формирование способности согласовывать мотивы и ценности людей, их индивидуальные и общественные потребности.

В мире происходят процессыдифференциации и интеграции человеческой деятельности, ролей, сознания (познания, воли, памяти).

Люди становятся профессионалами во все более узкой сфере, что сопровождается их отчуждением (непониманием и зависимостью) от других сфер жизнедеятельности людей и общества. Профессиональную специализацию компенсирует социализация общечеловеческих моральных, научных, художественных ценностей, формирование общей ментальности жителей Земли.

Привязанность к людям, возникающая в процессе социализации, является основой общества. Вместе с развитием человечества происходит усиление ееуниверсализма — от ближних к дальним. Ему противостоят другиеценности и нормы: например, привязанность к родственникам, семейственность и т. п., — оставшиеся от традиционного общества; универсализм может противоречить и личному долгу, и нормам права. Поэтому социализация должна включать в себя и усвоение все более универсальных норм и ценностей, сочетать как освобождение от некоторых норм и ценностей традиционного общества, так и сохранение некоторых из них.

Механизм социализации личности

Для того чтобы воздействовать на личность, необходимо четко представлять общий процесс становления личности, его факторы и стадии. Процесс становления личности часто называютсоциализацией, так как в его осуществлении большую роль играют различные общественные организации и институты.

Социализация — многоэтапный процесс изменения и развития психических качеств личности под воздействием окружающей социальной среды.

По теме социализации в научном мире обсуждаются следующие основные проблемы:

  • стихиен ли этот процесс или организован, упорядочен, т.е. имеются ли в нем определенные закономерности, стадии, этапы или он беспорядочен?
  • возможно ли управление этим процессом или он не поддастся управлению?

Так, сторонники поведенческой психологии (бихевиоризма) считают, что процесс становления личности происходит на основе случайности, под влиянием тех или иных обстоятельств, целиком от них зависим и поэтому плохо управляем.

Другие психологи, напримерИ. П. Павлов, признают упорядоченность, закономерность в развитии человеческой психики, наличие в процессе ее становления ряда последовательных этапов и, следовательно, возможность целенаправленного воздействия на нее, управления ею. Эту точку зрения разделяет большинство современных психологов. Каковы же устойчивые черты процесса социализации?

Этот процесс включает в себядве основные формы взаимодействия личности и среды:

  • пассивную форму потребления уже накопленного до ее проявления социального опыта, который обеспечивает вхождение личности в жизнь, в систему сложившихся социальных связей; это репродуктивная по своему характеру деятельность:
  • активную форму, проявляющуюся в создании или разрушении существующих социальных связей путем активной, творческой, креативной деятельности.

Эти формы социализации личности проявляются на всех этапах социализации, хотя и в разной степени. Обычно выделяют три этапа:

  • дотрудовой — детство, юность;
  • трудовой — зрелость:
  • послетрудовой — старость.

От этапа к этапу расширяются формы связей человека с миром, увеличивается количество выполняемых им социальных ролей — в семье, обществе, на производстве.

Первый этап — время учебы, усвоения социального опыта. Здесь преобладает первая, пассивная форма социализации; человек некритически усваивает социальный опыт, приспосабливается к среде.

Второй этап — период зрелости, трудовой деятельности. По своей форме — это время сочетания пассивной формы усвоения опыта и начала воспроизводства, творческого обогащения накопленного опыта, своего родавершина в развитии личности, ее, как говорили древние греки,акме, т.е. полный расцвет.

Третий этап — «осень жизни», этап сохранения, консервации опыта, его воспроизведения для подрастающих поколений, вступающих в жизнь.

На каждом этапе становления личности роль различных социальных институтов неодинакова. В этом процессе прежде всего участвуют организациимакроуровня, т.е. высшего уровня: государство, политические партии, общественные организации, средства массовой информации, система образования. 11о велика роль в социализации и организациймикроуровня, таких как семья трудовой коллектив, спортивные организации и др.

Подобно другим биологическим видам, человек имеет устойчивые разновидности, которые обозначаются, когда речь идет о человеке, понятием «расы». Расовая дифференциация людей связана адаптацией различных групп людей, населяющих различные регионы планеты, и выражается в формировании специфических биологических, анатомических и физиологических признаков. Но, несмотря на различие в определенных биологических параметрах, представитель любой расы относится к единому виду Homo-sapiens и обладает свойственными, всем людям, биологическими параметрами.

Каждый человек по своей природе индивидуален и неповторим, каждый имеет свой собственный набор генов, наследуемых им от родителей. Уникальность человека усиливается и в результате влияния социальных и биологических факторов в процессе развития, ибо каждый индивид обладает уникальным жизненным опытом. Следовательно, род человеческий бесконечно многообразен, бесконечно многообразны человеческие способности и дарования.

Человек включен сразу в два мира: мир природы и мир общества, что порождает ряд проблем. Рассмотрим две из них.

Аристотель называл человека политическим животным, признавая в нем сочетание двух начал: биологического (животного) и политического (социального).

Первая проблема заключается в том, какое из этих начал является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств, поведения, действий человека и каким образом осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке.

Суть другой проблемы заключается в следующем: признавая, что каждый человек уникален, своеобразен и неповторим, мы, тем не менее, постоянно группируем людей по различным признакам, одни из которых определяются биологически, другие – социально, а некоторые – взаимодействием биологического и социального.

Наступает третье тысячелетие. Во всем мире происходят существенные изменения в сфере труда, информации и власти. Образование становится самостоятельным фактором глубоких социальных и экономических перемен. Высокообразованные люди являются теперь не просто носителями лучших образцов национальной культуры, но и особым общественным потенциалом, без которого общество становится не конкурентно-способным.

 

 

Изменение социальной роли личности в процессе социально-экономической и политической переориентации российского общества.

Наиболее характерной чертой современного российского общества становится все более усиливающееся взаимопроникновение целей, ценностей различных стран.

Распространение влияния США является очевидным в современном мире. В начале XXI века, так называемая «мягкая сила»– идейно-культурное воздействие США на мир, все более проявляет себя.

Как пишет Дж. Най, это воздействие представляет собой непрямолинейный способ приложения силы. Страна может достигнуть определенных результатов в мировой политике за счет того, что другие страны имеют желание следовать ей, подражать, воспринимать ценности, стремиться достичь того же уровня. Данный процесс имеет большую актуальность для России.

По мнению З. Бжезинского, политика США в отношении России имеет под собой уверенность в том, что чем скорее Россия примет принципы рыночной и глобально взаимозависимой экономики, тем скорее ее политика станет отвечать «всеобщим» стандартам по меркам западной цивилизации.

По заявлению В.В. Путина, Россия в настоящее время сталкивается с воздействием различных механизмов давления, в том числе и мягкой силы.

Глава ФСБ А. Бортников прямо обозначил страну, оказывающую влияние на Россию. Он заявил о том, что геополитическое влияние США, «которые по-прежнему рассматривают наше государство как одного из соперников на международной арене», за последний год значительно возросло.

По мнению В.И. Добренькова, США и некоторые ее союзники из числа западных держав фактически развязали третью мировую войну против всего человечества, имеющую целью полностью подчинить мир диктату Запада во главе с США. Во многом этому способствовал развал СССР, который ранее сдерживал глобальную экспансию западных держав.

В работе «Правда о глобализации» В.И. Добреньков отмечает, что данная война ведется по трем направлениям.

Во-первых, это информационно-психологическая пропагандистская обработка общественного сознания населения, во-вторых, создание специальной агентуры влияния для внедрения этих людей в экономические, политические и государственные структуры власти, в-третьих – открытая вооруженная агрессия против стран с целью замены власти и создания в них управляемых проамериканских правительств.

Американское влияние очевидно в современной России. Мир превратился в единообразную массу потребителей, обладающих схожими вкусами, происходит унификация потребления. Количество ресторанов Макдоналдс увеличивается с каждым годом и на данный момент составляет 360 ресторанов по всей России, гамбургеры превратились в любимое блюдо среднестатистического гражданина. Самой популярной одеждой стали джинсы. Музыка и кинофильмы по большей части производятся в Америке.

 

Можно выделить несколько особенностей, характерных для трансформации российского общества под влиянием американских ценностей:

  • глобальность изменений – изменяются все параметры социальных структур, изменяются даже устойчивые структуры социального сознания и поведения
  • глобальные ценности доминируют над ценностями локальными
  • происходит гибридизация культуры, то есть сочетание прежде несовместимых частей культурных феноменов
  • мозаичность восприятия и конструирования реальности (фрагментарность мира).

Воздействие таких ценностей как свобода и демократия, лежащих в основе мировоззрения США, приобрело в России специфический смысл.

Россией признается, что существуют некоторые универсальные нормы демократии, защиты прав человека и экономической свободы. Однако идея демократии приобрела в России искаженную форму, когда внешне демократическая форма процесса скрывает под собой глубоко недемократическую суть и представляет, таким образом, «театральную демократию».

По данным правозащитной организации Freedom House, Россия на 2013 год числится в списке несвободных стран с рейтингом 5.5. Лучшим в данном рейтинге считается 1 балл, худшим – 7 баллов. РФ не является демократической страной, в качестве доказательства тому приводятся президентские выборы 2012 года, во время которых были многочисленные злоупотребления должностями, процедурные нарушения во время подсчета голосов.

Такая ценность, как свобода слова, также приобрела своеобразную форму. На уровне закона данная ценность закреплена в Конституции РФ – гражданин России имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способов.

Однако если обратиться к статистическим данным, то согласно Мировому индексу свободы прессы (World Press Freedom Index) Россия на 2013 год по свободе слова занимает 148-е место и находится между Филиппинами и Сингапуром.

Приоритет прав человека также подкрепляется действующей российской Конституцией (статьи 17, 18).

Однако данную ценность можно отметить как наименее воспринятую институтами власти и гражданами России.

По мнению В.А. Ядова, это обусловлено присущей российскому обществу пирамидальной формой общественной системы, историко–культурным наследием. Данная позиция подчеркивается, проведенным в 2013 году исследованием о свободе в мире (см. Приложение 2), согласно данным которого Россия по критерию индивидуальные права имеет рейтинг в два раза ниже, нежели чем Соединенные Штаты Америки.

По мнению М.А. Шабановой для реализации российских реформ по аналогии с западными образцами первостепенное значение должна иметь независимость от регламентирующих предписаний и произвола государственных чиновников в различных сферах жизнедеятельности социальных субъектов.

Трансформационные процессы происходят также в сфере культуры.

Можно выделить некоторые особенности влияния американских ценностей в области культуры:

· приоритет количественных характеристик,

· иррационализация элементов культуры,

· использование символических форм,

· гарантированное качество на определенном уровне,

· готовность к употреблению.

Все эти характеристики были описаны еще в работе Дж. Ритцера «Современные социологические теории», в которой он давал характеристику структурам общества, подвергшихся макдональдизации.

Дж. Ритцер выделял следующие измерения макдональдизированных структур: эффективность – уменьшение времени и усилий для удовлетворения потребностей; калькулируемость — оценка в количественных показателях, при этом количество становится важнее, чем качество; предсказуемость – уверенность потребителя в неизменности получаемых им продуктов и услуг, в любом месте и в любое время, «существование мира без неожиданностей» ; контроль над человеческими действиями посредством материальных технологий – «растущий контроль над людьми при помощи нечеловеческих технологий», минимальное использование умственных способностей работников, контроль поведения потребителей.

Процесс макдональдизации он определял, как процесс, при котором различные сферы жизни приобретают характеристики ресторана быстрого обслуживания, в результате чего становятся стандартизированными, упрощаются.

В России действие данного процесса можно проследить на примере широкого распространения американской массовой культуры, особенно популярной среди молодежи.

Основной особенностью данного типа культуры является изменение характера производства и потребления. Важнейшим фактором становится огромная массовость и чрезвычайная скорость распространения, что приумножает сферу удовольствия и развлечения. «Современное общество становится фабрикой развлечений, потребителями продуктов которой становится всё общество».

Как утверждается в статье «Американская звездная сила по-прежнему правит миром», распространение массовой культуры оказывает значительное влияние на людей различного возраста по всему миру, в том числе и в России.

Влияние потребительской культуры Америки оказывает давление на людей, заставляет менять стиль жизни, уменьшает значение традиционных ценностей, ломает самобытную идентичность.

Широкое распространение получают свойственные США стили музыки и соответствующая им мода, образцы поведения. Как пример, распространение в России с начала 80-х гг. субкультуры хип-хопа, изначально появившейся в США в афроамериканских кварталах Нью-Йорка. Данный процесс сопровождался насаждением определенного стиля одежды, манеры поведения, ценностей, а в результате изменял и весь образ жизни. Таким образом, в результате распространения американских ценностей сокращается культурное пространство других культур, лишая их возможности сохранить свою уникальность, быть отличными от Америки.

Еще одним примером является распространение американских фильмов в российском кинематографе. На 2011 год доля американских фильмов составляла 75-80% всего российского проката. Большинство развлекательных программ, сериалов представляют собой адаптированные версии американских фильмов.

В сфере образования также можно заметить трансформационные процессы под воздействием американских ценностей.

Если раньше высшее образование являлось источником распространения фундаментальных научных ценностей, то теперь, прежде всего, ценятся его доступность или удобность (минимум усилий для получения результата, нередко выбор ВУЗа основывается на близости к дому), последующая максимальная реализация полученных знаний в коммерческом плане.

То есть в сфере образования стала преобладать рыночная психология, при которой потребителям предлагаются эффективные продукты, готовые к употреблению. Аналогичные трансформации можно наблюдать и в развитии современных форм труда.

Легкая и постоянная смена мест работы и специализаций порождает новые ценности в трудовой деятельности, имеющие мало общего с традиционной концепцией труда. Все большее значение начинает придаваться внешним аксессуарам престижности и соответствующим формам престижного потребления.

Одним из важнейших инструментов культурного самовыражения является язык. Именно язык отражает специфику культуры. Как отмечает Джон Сазерленд в статье «Лингвицид: смерть языка» («Linguicide: the death of language») «что касается причин языковой катастрофы, которую мы наблюдаем, то тут нет ничего загадочного. Поезжайте в любую страну. Когда вы будете слушать инструкции по безопасности (на английском языке), пилот самолета будет говорить с диспетчером по-английски. Вы увидите логотип кока-колы. На телеэкране будет канал MTV. Английский язык проникает в массовую культуру. А так как доступ к данной культуре открыт для любого человека, то элементы английского языка начинают встречаться в русском все чаще. Знание английского языка становится важным условием возможности работы в крупных организациях и компаниях. Содержание передаваемой информации оказывает влияние на поведение и поступки индивида, его мышление. Потребление этой информации быстро входит в привычку. Интернет, реклама, СМИ, фильмы воспроизводят американскую культуру, которая меняет традиционные национальные ценности, стиль жизни.

Таким образом, в сфере культуры происходит процесс обесценивания культурных и нравственных традиций, утраты значения русской культурной составляющей, подмена традиционных ценностей ценностями США.

Также необходимо отметить изменения в экономической сфере.

В России сложилась олигархическая структура экономики, при которой большая часть капитала контролируется несколькими бизнес — структурами, решения при этом принимаются определенным кругом лиц, составляющих деловую и административную элиту России.

Подлинный рынок со здоровой конкуренцией, оформлением стабильного законодательства, реальной денационализацией в России так и не сложился. То, что имеет место сейчас, назвать зрелой рыночной экономикой нельзя.

На январь 2011 года Россия была на 144-м месте в рейтинге самых свободных экономик мира, составляемом Фондом Наследия (Heritage Foundation).

C 2010 года Россия опустилась на строчку ниже, тогда как ее прежние соседи (Гаити, Гвинея, Алжир, Боливия, Китай) продвинулись наверх.

Таким образом, американские ценности оказывают значительное влияние на все сферы жизни российского общества, изменяя и трансформируя традиционные ценности и представления. В результате, единственной культурно-социальной реальностью, имеющей значение, становится американская реальность.

Процесс распространения американских ценностей в российском обществе оценивается неоднозначно.

С одной стороны, данный процесс рассматривается как угрожающий уничтожению национальной самобытности, традиций и ценностей, исконно присущих русскому обществу.

Однако существует мнение, определяющее распространение ценностей США как процесс скорее положительный, нежели отрицательный. В таком случае американские ценности и образ жизни рассматриваются, как способные привести к такому же стандарту жизни как в Америке.

Отношение россиян к происходящим в результате воздействия американских ценностей изменениям

Опросы общественного мнения (глобальный обзор точек зрения («The Pew Global Attitudes»), проведенные в 2002 году, свидетельствуют о нарастании критического и даже враждебного восприятия Америки.

Большинство опрошенных выражают недовольство «американской односторонностью», обзор также выявил, что «американское общественное мнение резко расходится с мировым в оценке роли США в мире и глобальных результатов действий США».

По данным опроса, проведенного ФОМ, в феврале 2013 года отрицательно к США относятся 18% опрошенных, в начале 2001 года таковых было 17%. Значительно снизилось положительное отношение – с 35% в 2001 г.– до 23%, а также наблюдается существенный рост безразличия – с 43% до 56%.

Восприятие США как недружественного по отношению к России государства характерно для 54% россиян (в 2001 году 47%), дружественным США считают 27% респондентов (в 2001 году 36%).

Прежним осталось представление опрашиваемых об отношении США к России. 25% респондентов считают, что мнение американцев о россиянах плохое, 13% полагают, что хорошее, а 33% думают, что люди в Америке к России равнодушны. Необходимо отметить ассоциации, которые вызывает Америка у наших сограждан. 27% – рассматривают США с точки зрения оценки внешнеполитической угрозы от них исходящей, как страну, навязывающую свои интересы. Положительные ассоциации – 15% связаны с благосостоянием, величием Америки. 26% опрошенных дали без оценочных ответов, то есть США ассоциируется с определенными символами, брендами (Макдоналдс), с Голливудом, валютой и т.д. В США опросы, в которых интересуются отношением американцев к России, проводятся достаточно редко.

В качестве одного из последних можно привести опрос службы Gallup, проводимый в 2012 году. Тогда положительно относились к России 50% американцев, негативное отношение проявили 44%.

 

Выводы

Таким образом, распространение американских ценностей оказывает влияние на национальные особенности страны, формируемые ее историей и традициями.

В результате воздействия американских ценностей возникает тенденция к унификации и стандартизации образа жизни, навязывается единообразная культура, в которой доминируют ценности, присущие американскому стандарту. Необходимость этих ценностей другим народам, национальные особенности стран при этом во внимание не принимаются.

Данный процесс вполне закономерно вызывает «возмущение и недовольство огромных масс людей в разных странах мира, ибо этнокультурное и цивилизационное многообразие мира является богатством человечества, служит источником его духовного развития».

Необходимо отметить специфические характеристики российского общества, которые обусловлены тем, что оно принадлежит к цивилизации, отличающейся от западноевропейских исторических условий развития, что повлияло на формирование таких явлений как патернализм, коллективизм, неприятие индивидуализма.

Поэтому влияние, оказываемое американскими ценностями и их восприятие российским обществом связано с национальными особенностями государства. Отсюда основным вопросом становится возможность самостоятельного развития России, ориентированное на собственные ценности, но и использующее позитивные аспекты развития других стран.

Американские ценности – свобода, демократия, законность, права человека и частная собственность – в значительной степени обусловлены идеей о национальной исключительности и особой миссии США в мире. Это обуславливает их стремление распространить свои ценности по всему миру, что приводит к унификации и стандартизации образа жизни других культур в соответствии с американским стандартом. Право других культур на различие, наличие собственной культуры и необходимость привнесения американских ценностей при этом не учитывается. Данный процесс вполне логично вызывает недовольство людей в разных странах мира, что является основанием для возникновения движение антиамериканизации в попытке сохранить свое культурное и национальное своеобразие.

На основе полученного теоретического материала были рассмотрены изменения, происходящие в российском обществе под влиянием американских ценностей, проанализированы основные тенденции изменений, происходящих в российском обществе.

Россия, как и другие страны, без связи с глобальным социумом не может двигаться в будущее, ибо является его составляющей. Влияние, оказываемое другими странами, в том числе и США, определяют направление изменений в системах общественной жизни.

В экономике происходит заимствование современных технологий, форм организации экономического процесса – ТНК, массовое производство.

Для сферы политики характерна ориентация на демократическое устройство, свободу слова.

В социальной и культурной сферах изменяются нормы социальной регуляции, права человека становятся приоритетом, провозглашаются мультикультурализм и свобода информации.

Однако данные трансформации оказываются связанными с особенностями социальных институтов, российской культуры, менталитета.

Отличная от американской религиозная система, присущий обществу коллективизм, иная трудовая этика, специфический исторический опыт России обусловили своеобразный подход к восприятию американских идей и ценностей.

Таким образом, влияние американских ценностей в российском обществе, экономическая, политическая и культурная экспансии в нашу страну очевидны.

Опираясь на данные социологических исследований, проводимых различными авторами, можно проанализировать отношение российских граждан к распространяемым американским ценностям, происходящим в результате этого трансформациям, отношению к США в целом.

В результате воздействия ценностей США создается унифицированная без религиозная культура, которая разрушает традиции и национальную культуру России. Традиционные ценности перестают играть значительную роль, их место занимают насаждаемые США идеи.

Как отметил В.И. Добреньков в статье «Правда о глобализации»: «все это создает человека-зомби, лишенного веры и исторической памяти, оторванного от национальных корней, религиозных традиций, не помнящего своих предков, равнодушного к своей Родине, способного только на потребление, то есть ориентированного исключительно на удовлетворение своих чисто физиологических потребностей.

Поэтому важным моментом является восприятие опыта собственного народа, необходимость признания специфики своей страны, а не переноса на нее шаблонов других стран.

Список использованной литературы:

· Анурин В.Ф. Общая социология. М., 2003.

· Бикметов Е. Ю. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида // Социологические исследования. 2009. №9.

· Волков Ю. Г. Социология: Лекции и задачи: Учебник. М., 2003.

· Горбунова М. Ю. Социология. Ответы на экзаменационные вопросы. М., 2005.

· Гревцов Ю. И. Социология. Спб., 2003.

· Най Дж. Гибкая сила. Как добиться успеха в мировой политике. — М.:Тренд, 2006.

· Най Дж. Soft power, или «мягкая сила» государства// Альманах «Восток», выпуск №5, 2009.

· Бжезинский З. Выбор. Глобальное господство или глобальное лидерство»// Пер. с англ. — М.: Междунар. отношения, 2005.

· Резчиков А. «Право мягкой силы», URL: http://vz.ru/politics/2013/2/14/615822.html

· Доклад В.И. Добренькова на 36-м Всемирном конгрессе Международного института социологов (IIS) в Пекине, URL:

· Количество ресторанов Макдоналдс, URL:

· Покровский Н.Е. Российское общество в контексте американизации // Социологические исследования 2000, №6, стр. 5.

· Freedom in the world: Russia, URL: http://www.freedomhouse.org/report/freedom-world/2013/russia

· Конституция РФ, статья 29. URL: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm

· 2013 World Press Freedom index, URL: http://en.rsf.org/press-freedom-index-2013,1054.html

· Конституция РФ, Глава 2 Права и свободы человека и гражданина, статья 17-18 URL: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm

· журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова «Медиа скоп», выпуск №2, 2009.