Особенности волевых качеств личности младших школьников с задержкой психического развития

12

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Развитие волевой регуляции в детском возрасте
  • 1.1 Понятие о волевой сфере в психологических исследованиях (обзор литературы по проблеме исследования)
  • 1.2 Развитие волевой сферы в онтогенезе
  • 1.3 Особенности волевой сферы детей с ЗПР
  • Глава 2. Изучение особенностей воли детей с ЗПР (констатирующий эксперимент)
  • 2.1 Цели, задачи и организация констатирующего эксперимента
  • 2.2 Содержание констатирующего эксперимента
  • 2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение Изучение формирования волевых качеств личности у младших школьников с задержкой психического развития, помогает выбрать наилучший подход для взаимодействия с ребенком и приступить к разработке психокоррекционной программы по развитию волевых качеств личности. Это будет способствовать оказанию помощи педагогу в дальнейшем обучении ребенка, подборе наиболее действенных методов и средств обучения и воспитания младших школьников с ЗПР.

Для наиболее комфортного их пребывания среди других учащихся и дальнейшей адаптации ребенка с задержкой психического развития в социуме. Актуальность исследования: Своеобразие эмоционально-волевой сферы, её недоразвитие является одним из основных проявлений психической деятельности детей с ЗПР. При задержке психического развития наблюдается неспособность ребенка к длительному психическому напряжению и волевому усилию, обусловленная органической недостаточностью центральной нервной системы. Поэтому вопросы изучения своеобразия и поиск путей коррекции недостатков волевой сферы этих детей не теряют своей актуальности. Целью исследования: является изучение особенностей и поиск путей коррекции недостатков волевых качеств личности, детей младшего школьного возраста с ЗПР. Объектом исследования: являются особенности волевых качеств личности младших школьников с ЗПР. Методами исследования являются: анализ статей и научных работ, по проблеме исследовании; анализ медицинской и педагогической литературы по проблеме исследования; беседа; наблюдение; эксперимент (Констатирующий); анализ результатов проведенного исследования. Гипотеза исследовании: Мы предположили, что изучение своеобразных особенностей волевой среды младших школьников с ЗПР позволит разработать систему заданий и упражнений для развития волевых качеств личности этих детей.

6 стр., 2924 слов

Формирование и развитие волевых качеств личности школьника

... В условиях сверхзаботы и гиперопеки волевые качество личности ребенка остаются в зачаточном состоянии. Проанализировав научную литературу по теме исследования и опираясь на полученные знания ... Глава 3. Исследование волевых качеств личности младшего школьника 56 3.1. Методика изучения волевых качеств личности младшего школьника 56 3.2. Результаты изучения волевых качеств личности младшего школьника ...

Задачи исследования: 1. Провести анализ общей и специальной литературы по проблеме исследовании 2. Изучить особенности волевой сферы младших школьников с ЗПР 3. Подвести итоги констатирующей части исследования 4. Разработать рекомендации по развитию волевых качеств личности детей младшего школьного возраста с ЗПР. Организация и экспериментальная база исследования: Исследование проводилось в 2015-2016 учебном году на базе государственного казенного общеобразовательного учреждения города Москвы «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы — интерната № 73» с двумя группами детей 3 класса. В каждую группу вошло по 10 детей с диагнозом: задержка психического развития. Структура исследования: исследование состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Развитие волевой регуляции в детском возрасте

1.1 Понятие о волевой сфере в психологических исследованиях (обзор литературы по проблеме исследования) Воля — свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в достижении сознательно поставленных целей. Положительные качества воли, проявления ее силы способствуют успешности деятельности. К волевым качествам часто относят настойчивость, решительность, самостоятельность, терпение, самообладание и другие. Понятие воля очень тесно связано с понятием свобода. Структура волевого акта состоит из: мотивации, влечения, желания, борьбы мотивов, исполнения. Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное. Целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий. Началом подробного изучение воли в психологии можно начинать с начала ХХ в. От работ немецкого психолога Н. Аха. Он рассматривает проблему мотивации только с точки зрения волевого процесса. Центральным понятием концепции Аха, было понятие детерминации (детерминирующей тенденции).

15 стр., 7423 слов

Ранние и современные этапы исследования воли

... П. Лысенко (1982), тоже приводят к нарушениям волевой регуляции действий. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Психологические исследования воли в настоящее время оказались разделенными между разными научными ... основное внимание сосредоточено на выделении и изучении соответствующих волевых характеристик личности. Исследованиями воли занимается также психология саморегуляции человеческого поведения. Иными словами ...

Было обнаружено, что процессы восприятия, представления и реагирования не подчиняются только законам ассоциации. Ведущую роль в развитии событий играют целевые представления, соответствующие осуществляемой задаче, при этом данные целевые представления по большей части остаются неосознаваемыми. В отечественной психологии изучение воли и волевых процессов экспериментальными методами можно начать с второй половины ХХ в. С.Л. Рубинштейн говорил о воле, как о действии. Воля — это действие, направленное на осуществление сознательно поставленной цели. Он не различал произвольную и волевую регуляцию действий. Воля, это любое целенаправленное действие. Виды волевого действия: — Простое — побуждение к действию, направленному на осознанную цель, непосредственно переходит в действие. — Сложное. Между импульсом и действием — опосредствующий действие сознательный процесс; включает целую цепь различных моментов, последовательность стадий. Изучением волевой сферы занимались еще А.Ф. Лазурский (1915-1917), и его ученик М. Басов (1922).

У них структура сознательного волевого процесса включала в себя: «желания или влечения, более или менее сознательные, которые в случае отсутствия других, противоположных, влечений, могут непосредственно вызвать соответствующие действия, появление других, противоположных первому, желаний (или мотивов) и борьба между ними; вытеснение одним каким-нибудь мотивом всех остальных и принятие определенного решения; напряжение волевого усилия, направленное на то, чтобы поддержать раз принятое решение и подавить стремление, ему противоречащее; обсуждение принятого решения, т.е. выяснение его деталей и способов его осуществления; наконец, ряд произвольных действий, внешних или внутренних, направленных на выполнение принятого решения» [22] Основные исследования того времени базируются на, анализе не волевой сферы как единого целого, а как волевые качества, волевые усилия, волевая активность. Это обосновано тем, что трудности в определении воли являются последствием неясности толкования самого понятия — воля. (Высоцкий, 1986).

говорил «до сих пор целый ряд понятий, относящихся к этой проблеме, трактуется психологами неоднозначно». Ученые Е.П. Ильин, Б.Г. Ананьев, А.И. Высоцкий, исследовали психологию подростков, отмечали доминирование эмоциональной сферы над волевой, что проявлялось в чрезмерной эмоциональности, раздражительности и агрессии. Стремление к самоутверждению и подражанию более, по их мнению авторитетных личностей. Ф.Н. Гоноблин делит волевые качества на две группы. Относя к первой — решительность, смелость, настойчивость и самостоятельность; ко второй — выдержку (самообладание), выносливость, терпение, дисциплинированность и организованность. Однако добавляя, что нельзя все волевые качества делить только на 2 группы, в зависимости от процессов возбуждения и торможения. Часто, преобладание одних действий, человек подавляет другие. В этом, по его мнению и есть дисциплинированность и организованность. В.И. Селиванов так же придерживается такой группировке волевых качеств, деля их на динамику процессов возбуждения и торможения. На идеи С.Л. Рубинштейна о соответствии различных волевых качеств фазам волевого процесса.М. Брихцин развил свой способ классификации волевых качеств.

4 стр., 1565 слов

Расстройства воли и влечений

- нарушения поведения. Выделяют количественные изменения и извращения влече­ний. Гипербулия – общее повышение воли и влечений, затрагивающее все основные влечения человека. - увеличение аппети­та - гиперсексуальность… !!! Одновременное повышение влечений и воли, как правило, не позволяет боль­ным совершать очевидно опасные и грубые противоправные действия, сексуальное насилие. Обычно не ...

Он выделил 11 звеньев психического управления и каждому из них приписал проявление определенных волевых качеств. В.В. Никандров выделяет волевые качества из представления о наличии в проявлениях воли пространственно-временных и информационно-энергетических параметров. Пространственная характеристика заключается в направлении волевого действия на самого субъекта; временная — в ее процессуальности; энергетическая-вволевомусилии, прикотором затрачивается энергия; информационная — в мотивах, цели, способе Спортивные психологи П.А. Рудик, Е.П. Щербаков делят волевые качества на общие, имеющие отношение ко всем видам спортивной деятельности и основные, определяющие результативность в конкретном виде спорта. Ф. Генов и А.Ц. Пуни разделили волевые качества на: ведущие для данного вида спорта, ближайшие к ведущим и следующие за ними (поддерживающие).

В.К. Калин делит волевые качества на базальные (первичные) и системные (вторичные).

К первым он относит энергичность, терпеливость, выдержку и смелость. Низкий уровень развития каких-либо базальных качеств вынуждает образовывать более сложные системные (вторичные) волевые качества из элементов, выполняющих компенсаторные функции, к системным вторичным волевым качествам ученый относит настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность, целеустремленность, инициативность, организованность. Виды волевых качеств личности: — ответственность — самостоятельность — настойчивость — решительность — терпеливость — дисциплинированность — целеустремленность — упрямство — негативизм — безынициативность — несамостоятельность — безответственность — безволие — слабоволие (И.М. Сеченова, А.И. Высоцкий, Ч. Шеррингтон, В.К. Калина, Л.М. Веккер, Р. Мэй В. Франкл, В.И. Селиванов, М.Я. Басов, П.А. Рудик, Е.П. Щербаков Р. Ассаджоли Л.С. Выгодский, Д. Бех С.Л. Рубинштейн).

1.2 Развитие волевой сферы в онтогенезе Воля формируется в процессе возрастного развития человека. Сознательное проявление волевых качеств начинается с середины дошкольного возраста. Эксперимент Н.И. Непомнящей выявил, что отношения цели к мотиву, это первые формы произвольного действия возможные в этом возрасте.

17 стр., 8342 слов

Концепции одарённости и её развития

... видах двигательной активности. Мотивация двигательной активности моторно одарённых детей. Значение волевых качеств в развитии двигательных способностей и психомоторной одарённости. Типичные формы и ... способы самовыражения моторно одарённых детей. Личностные проблемы детей с психомоторной одарённостью. ...

Желания ребенка быстро сменяют друг друга и носят неустойчивый характер. И лишь начиная с 4 лет они имеют более менее устойчивый характер. В этом же возрасте у детей впервые отмечается возникновение борьбы мотивов. Осознанный выбор ребенка становится возможен тогда, когда он может контролировать свое поведение. Для этого необходимы, уровень развития и сформированность моральных качеств. Все это формируется в процессе воспитания и обучения взрослого. Подражая и анализируя действия взрослого. Исследования В.А. Иванникова, показали, что у детей до 6 лет введение дополнительных мотивов не дает значимых увеличений волевого компонента действия, по этому до этого возраста говорить о полном осознании своих мотивов нельзя. Желания ребенка, носят неустойчивый характер, поэтому не могут до конца осознаваться и регулироваться. Многие исследователи отмечают, что дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного развития воли. В зависимости от личности ребенка. Встречается высокое или низкое развитие воли в дошкольном возрасте. Это может быть связанно с увлечением ребенка какой либо деятельностью, рисованием спортом, музыкой и т.д. Систематическое увлечение каким-либо трудом, способствует формированию волевых качеств, во всей жизни. Следовательно, волю можно понимать как осознанное овладение своими желаниями и стремлениями. В дошкольном возрасте ведущая деятельность это игра, с нее у ребенка формируется воображение и фантазия. Развитию воли помогает то, что любая воображаемая ситуация позволяет осуществлять произвольное поведение. Начиная с младшего школьного возраста развивается произвольность памяти, внимания, мышления, действия ребенка начинают носить организованный характер в связи обучением в школе.

9 стр., 4005 слов

Воля и ее основные признаки. Теории воли. Волевая регуляция поведения. Развитие воли

... одних и активизацию других комплексов мышц. В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным и далее ... хорошими задатками, в основном за счет повышенной работоспособности и воли. Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы ...

волевая регуляция задержка психическое развитие

Положение ученика сопровождаются изменениями в жизни ребенка и в его взаимодействии с людьми. Расширяя круг своего общения, появляются новые лица возможности взаимодействия с детьми в школе.

У ребенка появляются новые требования, необходимые соблюдать ему, с чем бывает очень сложно справляться ребенку.

Исследования ученых показывают, что учебная деятельность проходит организованно и без принуждения тогда, когда она не идет в разрез с мотивами школьника и самой учебной деятельности.

Говоря о подростковом возрасте, можно считать их волевые усилия наиболее слабыми в период онтогенеза. Они не организованны, быстро сдаются и подвержены влиянию со стороны.

Остановимся на этом вопросе подробно. Повышаются требования к подростку, его основной деятельностью остается обучение, но отношение подростка становится менее ответственным и его внимание переключается на заинтересовавшую его деятельность, хобби, развлечения, общение со сверстниками. Со стороны предъявляются большие требования, такие как помощь по хозяйству. Участие в общественно жизни школы и т.д.

Отвлекаясь от выполнения своих основных обязанностей, появляются трудности в выполнении своих обязанностей. Несовпадение взглядов подростка и окружающего его мира приводят к недовольству собой, своими качествами и чувству неполноценности. Волевые качества приобретают особую ценность для подростка, и многие стараются воспитать их у себя.

Так происходит расхождение между требованиями жизни и его интересами, с другой стороны расхождение между возможностями подростка и требованиями к себе. Что требует высокой степени силы воли, не всегда достаточной у подростка, основанной на борьбе мотивов. В такой ситуации значение имеет сформированность личных качеств подростка такие как: чувство ответственности, привычка поведения, выполнение устоявшихся обязанностей, наличие различных интересов и конечно осознание той роли, которую обучение занимает в его жизни.

В основном же, развитие волевой происходит в нескольких направлениях. С одной стороны — это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой — обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей — выработка волевых качеств личности. Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Человек ставит перед собой цель, в способе достижении которой не имеет достаточных навыков или природных задатков. Однако используя волевые усилия, человек способен достичь желаемого результата.

1.3 Особенности волевой сферы детей с ЗПР Клинико-психологическая классификация детей с ЗПР К.С. Лебединской: 1. ЗПР конституционального происхождения. Причина возникновения — несозревание лобных отделов головного мозга. «Можно говорить о гармоническом инфантилизме, где эмоционально-волевая сфера находится ранней ступени развития, напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста». Для таких детей характерны яркие, но поверхностные и нестойкие эмоции, преобладание игровой мотивации, повышенный фон настроения, непосредственность. Волевые качества у таких детей незрелы, имеют неустойчивый, непостоянный характер. 2. ЗПР соматогенного происхождения. Причина — перенесение ребенком соматического заболевания. Этот тип психической задержки обусловлен влиянием различных тяжёлых соматических состояний, перенесённых в раннем возрасте (операции с наркозом, болезни сердца, малая подвижность, астенические состояния).

«Иногда проявляется задержка эмоционального развития — неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанные с ощущениями физической неполноценности» Волевые качества у таких детей имеют 3. ЗПР психогенного происхождения. Причина — неблагоприятные условия воспитания, рано возникшие и длительно действующие. ЗПР этого типа связана с неблагоприятными условиями воспитания. Так, при безнадзорности может формироваться патологическое развитие личности с ЗПР по типу психической неустойчивости: неумением тормозить свои эмоции и желания, импульсивностью, отсутствием чувства долга и ответственности. В условиях гипперопеки психогенная задержка эмоционального развития проявляется в формировании эгоцентрических установок, неспособности к волевому усилию, труду. В психотравмирующих условиях воспитания преобладают жестокость либо грубая авторитарность, нередко формируется невротическое развитие личности, при котором ЗПР будет проявляться в отсутствии инициативы и самостоятельности, робости, боязливости. Задержка психического развития церебрально-органического генеза имеет наибольшую значимость для специальной психологии ввиду выраженности проявлений и частой необходимости специальных мер психолого — педагогической коррекции.

4. ЗПР церебрально-органического происхождения. Причина — мозговая дисфункция. Это наиболее часто встречающийся вариант. Среди детей с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения И.Ф. Марковская выделяет группы с проявлениями психической неустойчивости и психической тормозимости. Дети первой группы шумные и подвижные: на переменах и прогулках забираются на деревья, катаются на перилах, громко кричат, пытаются участвовать в играх других детей, но, не умея следовать правилам, ссорятся, мешают другим. С взрослыми бывают ласковыми и даже назойливыми, но легко вступают в конфликт, проявляя при этом грубость и крикливость. Чувства раскаяния и обиды у них неглубокие и кратковременные. При психической тормозимости наряду с личностной незрелостью особенно проявляется несамостоятельность, нерешительность, робость, медлительность. Симбиотическая привязанность к родителям приводит к трудностям привыкания к школе. Такие дети часто плачут, скучают по дому, избегают подвижных игр, теряются у доски и часто не отвечают, даже зная правильный ответ. Низкие оценки и замечания могут вызвать у них слезы. При исследовании детей с задержками психического развития установлена их неоднородность как по причинам, их вызывающим, так и по основным проявлениям.

(И.Ю. Кулагина, Т.Д. Пускаева, С.Г. Шевченко и др.) отмечают специфику развития познавательной деятельности детей с ЗПР. Для таких детей характерна слабость волевых процессов, эмоциональная неустойчивость, неустойчивость, импульсивность или вялость и апатичность. (Л.В. Кузнецова) отмечает характерные для детей с ЗПР слабость волевых процессов, эмоциональную неустойчивость, импульсивность либо вялость и апатичность. Для игровой или какой-либо практической деятельности для многих детей с ЗПР характерно неумение (без помощи взрослого) развернуть совместную игру, выполнить задание без дополнительного стимула со стороны взрослого. Данные некоторых исследований показывают различия внутри групп детей с ЗПР, касающиеся их волевого развития. Можно отчетливо проследить за тем, что в процессе выполнения заданий количество отвлечений у детей с нормой и детей с ЗПР уменьшалось от задания к заданию. Разница между ними в области волевого усилия практически сглаживалась. При некоторых типах ЗПР приведенных выше,эмоции, воля и мотивация находятся ниже на уровень развития, и соответствуют более раннему возрасту. У детей с ЗПР незрелая эмоционально-волевая сфера тормозит развитие познавательной деятельности, по причине из-за не сформированности мотивов низкого уровня контроля.

Недоразвитие эмоционально-волевой сферы ярко проявляется в процессе системного обучения в школе. В исследованиях М.С. Певзнер и Т.А. Власовой отмечается, что для детей с ЗПР характерна, не критичность поведения, неорганизованность, неадекватная самооценка. Дети с ЗПР не могут на длительное время концентрироваться на одном виде деятельности. Одной из причин является низкий уровень произвольной психической активности. Выводы по первой главе: Анализ литературы по проблеме исследования, в целом показал следующее: 1. Что понимается под волевой сферой (способность к психическому напряжению, к волевому усилию); изучили различные подходы ученых к понятию воля; изучили структуру волевого акта и волевую регуляцию поведения. 2. Волевая сфера проходит определенный путь развития в детском возрасте: развитие волевой регуляции у детей неотрывно связанно с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Благодаря общению с взрослыми происходит психическое развитие ребенка, направленное на воспитание устойчивых ценностей и нравственных мотивов. 3. У детей с ЗПР волевые качества личности формируются с опозданием и характеризуются некоторыми особенностями. И в старшем дошкольном и в младшем дошкольном возрасте чаще всего выражаются в снижении мотивации, безынициативности, неспособности к волевым усилиям произвольной регуляции различных психических процессов. Можно сделать вывод, что анализ литературы по проблеме исследования показал необходимость в разработке рекомендаций по развитию и коррекции волевых качеств личности детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Глава 2. Изучение особенностей воли детей с ЗПР (констатирующий эксперимент)

2.1 Цели, задачи и организация констатирующего эксперимента Целью констатирующего эксперимента является выявление особенностей волевых качеств личности младших школьников с задержкой психического развития. Задачи исследования: 1. Подобрать диагностические задания для изучения волевой сферы детей с ЗПР младшего школьного возраста; 2. Выявить и описать особенности волевых качеств личности детей с ЗПР младшего школьного возраста; 3. Подвести итоги проведенной экспериментальной работы; 4. Разработать рекомендации по коррекции волевых качеств личности младших школьников с ЗПР. Организация эксперимента: Исследование проводилось в 2015-2016 учебном году, на базе государственного казенного общеобразовательного учреждения города Москвы «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы — интерната № 73» С двумя группами детей 3 класса. В каждую группу вошло по 10 детей с диагнозом: задержка психического развития церебрально-органического происхождения.

2.2 Содержание констатирующего эксперимента При исследовании нами были подобраны задания, направленные на выявление особенностей волевого усилия. Задания были адаптированы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Для исследования особенностей волевой сферы детей младшего школьного возраста с ЗПР использовались следующие диагностические здания и методики: Диагностическое задание №1. (Тест Н.Н. Обозова по «самооценки силы воли») Цель: изучение обобщенной характеристики проявления силы воли. Оборудование: Бланки с 15 вопросами и 5 вариантами ответа. Инструкция и порядок проведения: детям предлагалось ответить на приведенные 15 вопросов такими вариантами: «да»; «не знаю»; «бывает»; «случается»; «нет». Анализ результатов: Отмечаются зрительные реакции на каждый вопрос, выполнение ответов, вопросы возникающие в процессе выполнения. Оценивается: «да» — 2 балла, «не знаю»; «бывает»; «случается»; — 1, балл»нет» — 0 баллов. показали в некоторых случаях выраженную неуверенность в правильности ответа, невозможность выполнения задания без словесной поддержки взрослого. Результаты теста фиксируют завышенную самооценку личности и во многом не показывают реальную картину состояния силы воли испытуемых. Диагностическое задание №2. (Упражнения на определение настойчивости и выдержки при многократном приседании с произвольной скоростью) Цель: выявление выдержки, уровня волевого усилия. Оборудование: свободное помещение, спортивная форма. Инструкция и порядок проведения: детям предлагалось после урока физкультуры, следуя указаниям специалиста выполнить упражнение «приседание» с произвольной скоростью. Главным условием было продержаться наибольшее количество времени. Анализ результатов: фиксируется время затраченное детьми на упражнение. Так же учитываются все высказывания ребенка в процессе эксперимента. Диагностическое задание №3. («Лабиринт») Цель: исследование настойчивости в достижении цели. Оборудование: 2 лист А4 с изображением среднего и сложного лабиринтов. Инструкция и порядок проведения: детям предлагается пройти лабиринты, сначала среднего уровня сложности, затем сложный, дается 30 минут на прохождение лабиринтов. Анализ результатов: Фиксируется время, затраченное на прохождение лабиринтов до момента, когда ребенок отказывается от задания или требует другое. Отмечается реакция ребенка в процессе выполнения задания, зрительная, эмоциональная, физическая. Диагностическое задание №4. (автор: В.И. Калинин) Цель: выявление целеустремленности, выполнение задачи в условиях отвлечения и помех. Оборудование: лента длинной около 10 метров, мяч или другой круглый катящейся предмет, машинка. Инструкция и порядок проведения: детям предлагается прокатить мяч по ленте, не сходя с линии до указанного отрезка, чуть подталкивая его двумя руками по ленте. Когда половина дороги пройдена, с другого конца запускается машинка. Анализ результатов: если ребенок увидев машинку, только бросает взгляд на нее, но продолжает идти с мячом, значит задание выполнено без отвлечений (2 балла).

Если ребенок останавливается и отвлекается на машинку, а затем продолжает катить мяч, фиксируем отвлечение (1 балл).

Если машинка заставляет забыть о задаче, задание считается не выполненным (0 баллов).

Диагностическое задание №5. (День-ночь) Цель: выявление особенностей контроля и самоконтроля, преодоление импульсивности и двигательных автоматизмов, целеустремленности. Оборудование: большие надувные мячи-прыгуны. Инструкция и порядок проведения: на задание выделялось детям предлагалось прыгать на мячах по сигналу педагога. В это время экспериментатор произносил слова поддержки или связный текст (стих, сказка).

Сигналом для прыжка служило слово «день» в любом контексте. Услышав «ночь» ребенок должен был замереть. Экспериментатор мог путать детей, заменяя слова, например: начали, вперед, прыгаем или стоп, не прыгаем, остановитесь и т.д. Анализ результатов: Обращается внимание на выполнение инструкции, отвлечение, способность применять волевое усилие для исполнения команд.

2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента Результаты выполнения диагностического задания №1 детьми ЭГ: Таблица №1

Испытуемые

Сумма баллы

Общая сумма баллов

Испытуемый 1

20

186

Испытуемый 2

18

Испытуемый 3

20

Испытуемый 4

19

Испытуемый 5

20

Испытуемый 6

17

Испытуемый 7

15

Испытуемый 8

20

Испытуемый 9

18

Испытуемый 10

19

«да« 2 балла, «не знаю«; «бывает«; «случается«; — 1, балл «нет« 0 баллов.

Результаты показали в некоторых случаях выраженную неуверенность в правильности ответа, неуверенность в себе, невозможность выполнения задания без словесной поддержки взрослого. Результаты теста показали завышенную самооценку личности и не выявили общей картины способности к волевому усилию.

Результаты выполнения диагностического задания №1 детьми КГ:

Таблица №2

Испытуемые

Сумма баллы

Общаясумма баллов

Испытуемый 1

20

184

Испытуемый 2

15

Испытуемый 3

17

Испытуемый 4

20

Испытуемый 5

19

Испытуемый 6

19

Испытуемый 7

19

Испытуемый 8

18

Испытуемый 9

18

Испытуемый 10

19

«да« 2 балла, «не знаю«; «бывает«; «случается«; — 1, балл«нет« 0 баллов.

Результаты выполнения заданий детьми контрольной группы не имели существенных отличий, та же неуверенность в правильности ответа, неспособность выполнения задания без словесной поддержки взрослого. Обнаружилась завышенная самооценка личности, не было выявлено способности к волевому усилию у детей.

Результаты выполнения задания №1 детьми ЭГ и КГ: Результаты выполнения этого задания детьми ЭГ и КГ показали неспособность к волевому усилию и завышение самооценки у испытуемых обеих групп. Таким образом, при выполнении задания № 1 дети ЭГ и КГ проявили следующие волевые качества личности:

— неуверенность в себе;

— нерешительность;

— неспособность выполнения задания без словесной поддержки взрослого.

Результаты выполнения диагностического задания №2 детьми ЭГ:

Дети выполняли упражнение без желания, не стремясь продолжать упражнения, однако участие их вызывало положительные отношения к этим видам упражнений.

Результаты выполнения диагностического задания №2 детьми КГ: Различий в выполнении упражнений на приседания с произвольной скоростью у детей ЭГ и КГ выявлено не было.

Результаты выполнения задания №2 детьми ЭГ и КГ: Наблюдение за выполнением диагностического задания № 2 детьми ЭГ и КГ позволили выявить следующие волевые качества личности испытуемых:

— безынициативность;

— нетерпеливость;

— нецеленаправленность поведения во время выполнения задания.

Результаты выполнения диагностического задания №3 детьми ЭГ:

Во время, затраченное на прохождение лабиринтов до окончания заданий, дети отказывались или требовали другое задание. В отдельных случаях было зафиксировано проявление внешнего интереса у некоторых детей. В целом отмечалась пассивность при встрече с трудностями, проявляющаяся в непоседливости, вставании с мест, просьбах о другом задании, частых отвлечениях.

Результаты выполнения диагностического задания №3 детьми КГ: Существенных отличий в деятельности детей КГ от результатов, полученных у детей ЭГ при выполнении диагностического задания № 3 выявлено не было.

Результаты выполнения задания №3 детьми ЭГ и КГ:

В целом, наблюдения за детьми ЭГ и КГ при выполнении лабиринтов выявили следующие волевые качества личности:

— неуверенность в своих силах;

— нерешительность;

— безынициативность;

— несамостоятельность;

— неспособность преодолевать встречающиеся трудности и доводить задание до конца;

— неспособность к волевому усилию и напряжению.

Результаты выполнения диагностического задания №4 детьми ЭГ:

Таблица №3

Процент от общего числа испытуемых ЭГ

Количество баллов

40%

0

40%

1

20%

2

2 балла — выполнение задания без отвлечений; 1 балл — наличие отвлечения; 0 баллов — невыполнение задания.

Результаты показали, что большинство с заданием не справились (4 человека) или отвлекались от цели, (4 человека).

Только 2 человека из 10 выполнили задание верно, проявив способность к достижению поставленной цели до конца выполнения задания.

Результаты выполнения диагностического задания №4 детьми КГ:

Таблица №4

Процент от общего числа испытуемых КГ

Количество баллов

30%

0

40%

1

30%

2

2 балла — выполнение задания без отвлечений; 1 балл — наличие отвлечения; 0 баллов — невыполнение задания.

Результаты показали, что большинство детей КГ с заданием не справились (3 человека) или отвлекались от цели, (4 человека).

Только 3 человека из 10 выполнили задание верно, проявив способность к достижению поставленной цел до конца выполнения задания.

Результаты выполнения задания №4 детьми ЭГ и КГ:

В целом, при выполнении диагностического задания № 4 испытуемые ЭГ и КГ проявили следующие особенности волевых качеств личности:

— нецеленаправленность поведения при выполнении задания;

— неспособность преодолевать препятствия и доводить задание до конца.

Результаты выполнения диагностического задания №5 детьми КГ:

Таблица №5

Испытуемые

Количество ошибок

Испытуемый 1

5

Испытуемый 2

10

Испытуемый 3

7

Испытуемый 4

10

Испытуемый 5

4

Испытуемый 6

9

Испытуемый 7

8

Испытуемый 8

10

Испытуемый 9

7

Испытуемый 10

6

Из детей ЭГ лишь 2 ребенка допустили минимальное количество ошибок (4 и 5); 7 детей из 10 учащихся допустили от 6 до 10 ошибочных действий. Это свидетельствует о значительном недоразвитии самоконтроля и о неспособности удерживать цель задания до конца его выполнения.

Результаты выполнения диагностического задания №5 детьми ЭГ:

Таблица №6

Испытуемые

Количество ошибок

Испытуемый 1

10

Испытуемый 2

9

Испытуемый 3

6

Испытуемый 4

9

Испытуемый 5

5

Испытуемый 6

10

Испытуемый 7

10

Испытуемый 8

10

Испытуемый 9

8

Испытуемый 10

9

Видимых отличий в выполнении задания № 5 детьми КГ от результатов, полученных у детей ЭГ выявлено не было. Из 10 детей контрольной группы при выполнении данного задания лишь 1 ребенок допустил минимальное количество ошибок (5); один ребенок из 10 допустил 6 ошибочных действий. 8 детей КГ из 10 допустили от 8 до 10 ошибочных действий.

Результаты выполнения задания №5 детьми ЭГ и КГ:

В целом, при выполнении диагностического задания № 5 дети ЭГ и КГ проявили следующие особенности волевых качеств личности:

— нецеленаправленность поведения при выполнении задания;

— неспособность удерживать цель до конца выполнения задания;

— снижение контроля и самоконтроля.

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента позволили выявить следующие особенности волевых качеств личности учащихся ЭГ и КГ, принявших участие в исследовании:

— нерешительность;

— неуверенность в своих силах;

— безынициативность;

— нетерпеливость;

— несамостоятельность;

— неспособность преодолевать трудности и доводить задание до конца;

— снижение контроля и самоконтроля при выполнении диагностических заданий;

— нецеленаправленность поведения при выполнении диагностических заданий;

— неспособность к волевому усилию.

В целом, результаты констатирующего эксперимента согласуются с данными полученными при анализе психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и подтвердили необходимость проведения коррекционной работы по развитию волевых качеств личности детей с ЗПР младшего школьного возраста.

Рекомендации по развитию и коррекции волевых качеств личности детей младшего школьного возраста с ЗПР

Взяв за основу результаты констатирующего эксперимента, мы разработали 3 блока коррекционных заданий по развитию и формированию волевых качеств личности младших школьников с ЗПР:

Блок 1

— нерешительность;

— неуверенность в своих силах;

— безынициативность;

Задание №1

Цель: развитие упорства, инициативности, уверенность в своих силах.

Оборудование: бланки с заданиями, цветные карандаши.

Инструкция и порядок проведения: детям необходимо как можно точнее скопировать представленный рисунок. При анализе результатов, необходимо учитывать насколько число и расположение точек, линий соответствует образцу. Возможно небольшое (не более чем в 2 раза) увеличение или уменьшение общего размера рисунка.

Задание №2

Цель: развитие инициативности, уверенности в себе.

Оборудование: нет.

Инструкция и порядок проведения: Каждый из детей рассказывает известную всем сказку, например «красная шапочка» от лица одного из героев. Остальным необходимо следить за верностью рассказа и задавать вопросы (что ты чувствовал?; мог бы сделать иначе? и т.д.)

Задание №3

Цель: развитие упорства, инициативности, уверенность в своих силах.

Оборудование: бланк с заданием, карандаши.

Инструкция и порядок проведения: ребенку предлагается монотонная работа (таблица с изображением мелких фигурок).

Необходимо зачеркнуть как можно больше бабочек до момента исчезновения желания выполнять задание.

Задание №4 Цель: развитие контроля, инициативности. Оборудование: 5 кеглей, волейбольный мяч.

Инструкция и порядок проведения: на земле чертят большой круг. Все играющие становятся за линией круга, лицом к центру. Лишь один водящий остается в круге. В середине круга ставится пять кеглей. Это

крепость, которую водящий должен защищать. Играющие, перебрасывая мяч между собой, стараются уловить удобный момент, когда защитник крепости зазевается, и ударом мяча сбить булавы. Защитник имеет право отбивать мяч любым способом. Тот, кому удастся разрушить крепость, становится новым защитником.

Задание №5

Цель: развитие уверенности в себе.

Оборудование: не требуется.

Инструкция и порядок проведения: играющие располагаются вдоль одной из стен зала. Они делятся и берутся за руки. Это команда. Задачи команд — по сигналу учителя, прыгая на одной ноге, достичь линии, нарисованной перед ними в десяти шагах. Затем команды поворачиваются и совершают прыжки в обратную сторону. Выигрывает команда, которая первой достигла границы.

Правила: 1. Нельзя вставать на обе ноги. 2. Игроки не должны расцеплять руки. 3. При нарушении правил команде засчитывается поражение.

Задание №6

Цель: развитие уверенности в своих силах, решительности.

Оборудование: веревочка 5-6 м, флажки или кубики

Инструкция и порядок проведения: На землю кладут веревочку длиной не менее 1 м, на расстоянии 5-6 м от ее концов ставят флажки, кубики или другие предметы. Двое детей встают у концов веревочки лицом к своим флажкам. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три — беги!» дети бегут каждый к своему флажку, стараясь обежать его как можно быстрее, вернуться к веревочке и дернуть ее за конец в свою сторону. Побеждает тот, кому это удалось сделать первым. При подборе пар для игры воспитатель должен учитывать физическую подготовленность детей.

Важно, чтобы дети в парах были примерно равны по силам.

Задание №7 Цель: развитие решительности, инициативности. Оборудование: нет

Инструкция и порядок проведения: 6 — 8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев. Задача «поезда» — проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (ведущий указывав какие именно) и не столкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощью других игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из их числа), при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно близкое расстояние могут издавать предостерегающие звуки — например, начинать петь. Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда». Если участников много и размеры помещения позволяют, можно сделать игр более динамичной, запуская одновременно по два «поезда».

Задание №8

Цель: развитие уверенности в своих силах, инициативности.

Оборудование: нет

Инструкция и порядок проведения: Участники поочередно встают и рассказывают о каком-либо деле, которое им особенно хорошо удается. Потом они отвечают на два вопроса:

*Как им удалось этому научиться?

*Где может пригодиться это умение?

Задание №9

Цель: развитие уверенности в своих силах, инициативности.

Оборудование: нет

Инструкция и порядок проведения: Детям поручается провести перестановку (уборку) в игровой комнате, например перестановка кукольного уголка (у девочек) и перепланировка автомобильной парковки (у мальчиков).

Задание №10

Цель: развитие решительности, уверенности в себе, инициативности.

Оборудование: нет.

Инструкция и порядок проведения: Детям предлагается отправиться в веселое путешествие на автобусе. Выбирается Водитель автобуса, проводится обсуждение, что должен делать водитель в дороге, какие инструменты нужно взять с собой на случай поломки. Пассажиры собирают необходимые в дороге вещи. Так же детям напоминают, что нужно соблюдать правила дорожного движения, и все отправляются в путь. В дороге можно читать стихи, петь любимые песни. Автобус делает остановки, Пассажиры отдыхают, а Водитель проверяет состояние автомобиля, при необходимости ремонтирует.

— несамостоятельность;

Блок 2

— неспособность преодолевать трудности и доводить задание до конца;

— неспособность к волевому усилию.

Задание №1

Цель: развитие способности преодолевать трудности и доводить задание до конца, самостоятельности.

Оборудование: бланки с заданиями, шифры, цветные карандаши. Инструкция и порядок проведения: Учащимся предлагается расшифровать текст (пословицы и поговорки направленные на преодоление трудностей и проявления силы воли), написанный цифрами, в котором каждая буква алфавита закодирована цифрами. Дети получают текст-шифр и образец алфавита. Задание проводится в группе для создания атмосферы соперничества. Инструкция: » сейчас мы проверим ваше упорство и умение преодолевать трудности. Вам необходимо расшифровать как можно больше букв за определенное время. В конце мы сравним ваши результаты. Если ваше терпение кончится можете прекратить выполнение задания, вы не должны отвлекаться и подсматривать у соседей.

Задание №2

Цель: развитие способности преодолевать трудности и доводить задание до конца, самостоятельности.

Оборудование: пазлы из 30 и 55 элементов.

Инструкция и порядок проведения: Детям предлагается собрать 2 вида пазлов от легкого к сложному. Затем наклеить их на картон.

Задание №3

Цель: развитие самостоятельности, ответственности, способности анализировать ситуацию.

Оборудование: нет

Инструкция и порядок проведения: после выполнения какого либо задания детей просят рассказать вслух всей группе, как они действовали после получения задания, каким образом они его выполняли. Для повышения мотивации отчеркивается важность данной работы, просим детей уже выполнивших задание объяснить остальным, что бы стало понятно тем, кто затруднялся с выполнением.

Задание №4

Цель: развитие способности к волевому усилию, способности преодолевать трудности и доводить задание до конца.

Оборудование: список вопросов для игры.

Инструкция и порядок проведения: педагог задает ребенку вопросы, а он должен отвечать на них так, чтобы не сказать при этом «запретных слов»:

«да», «нет», «зеленый».

Примерный список вопросов:

— Тебя зовут Таня?

— Какой твой любимый праздник?

. Какого цвета у елки иголки?

Ты когда — нибудь ела торт?

— Ты умеешь водить машину? И т.д.

Задание №5

Цель: развитие переключаемости, целенаправленности. Оборудование: перечень вопросов, счетные палочки или фишки для подсчета очков.

Инструкция и порядок проведения: педагог задает ребенку вопросы, а он отвечает на них «по-болгарски»: кивая, если хочет сказать «нет», и качая головой, если хочет ответить «да».

Примерный перечень вопросов:

— Тебя зовут Саша?

— Сейчас лето?

— Ты умеешь считать до 10?

— Апельсины синего цвета?

— Бегемот больше, чем муха?

— Лимон кислый?

— Правда, что ты не умеешь качать головой? И т.д.

Задание №6

Цель: развитие самостоятельности, целенаправленности.

Оборудование: палка.

Инструкция и порядок проведения: все становятся в круг и рассчитываются по порядку номеров. Первый номер выходит в середину круга водить. Водящий, держа палку за верхний конец, громко называет какой-нибудь номер и отпускает палку. Игрок с названным номером должен подскочить и схватить палку, пока она не упала на пол. Если ему удастся поймать палку, он возвращается на своё место, а водящий продолжает водить. Если же он не поймает палку, то становится водящим, а бывший водящий идёт в круг на своё место. Выигрывает тот, кто ни разу не был водящим.

Задание №7

Цель: развитие целенаправленности поведения.

Оборудование: 5 небольших кружков вырезанных из картона, ведерки, кубики-камешки, песок, лейки.

Инструкция и порядок проведения: Дети строятся в 2-3 колонны по 6 человек за линией на одной стороне площадки. Стоящие первыми в колоннах держат в руках по 5 небольших кружков, вырезанных из картона. У вторых детей в руках — ведерки с мелкими кубиками или камешками, у третьих — ведерки с песком, у четвертых — лейки, у пятых — пустые ведерки, шестые — без инвентаря. На расстоянии 5-6 м от линии, за которой стоят дети, проведена еще одна черта. По сигналу воспитателя стоящие в колонне первыми бегут ко второй линии, раскладывают за ней кружки — как бы делают лунки — на расстоянии шага один от другого. Затем быстро возвращаясь в конец своей колонны, на ходу дотрагиваются рукой до стоящих вторыми. Вторые игроки бегут за линию и кладут в каждый кружок по кубику или камешку («сажают картофель»).

Стоящие третьими бегут и сыплют в каждый кружок горсть песка («удобряют посадки»).

Четвертые игроки подбегают с лейками и делают имитационные движения, как бы поливают каждую посадку. Пятые бегут с ведерками, «собирают урожай» (складывают в ведра кубики) и возвращаются в конец колонны. И, наконец, последние быстро собирают кружки. Выигрывает та колонна, которая быстрее «посадит овощи» и «соберет урожай».

Правила: начинать игру по сигналу воспитателя; не бежать, если еще не дотронулся предыдущий игрок; раскладывать предметы аккуратно.

Задание №8

Цель: развитие самостоятельности, способности к волевому усилию.

Оборудование: нет

Инструкция и порядок проведения: Для игры необходимо нечетное число игроков. Все игроки свободно перемещаются, водящий произносит:

«Рука к руке!». И все участники игры, в том числе ведущий, должны найти себе пару и соприкоснуться с партнером руками. Тот, кто остался без пары, становится, водящим. Ира продолжается. Команды могут быть разнообразными, например: «Мизинец к мизинцу», «Пятка к пятке», «Ухо к уху».

Задание №9

Цель: развитие самостоятельности, способности преодолевать трудности и доводить задание до конца, способности к волевому усилию.

Оборудование: нет

Инструкция и порядок проведения: Каждый из детей может предложить букву, начиная с которой все присутствующие должны по очереди перечислять предметы, находящиеся в этой комнате. Например, кто-то предложил букву «С». Все наперебой начинают говорить: «стул, стекло, стол» и т.д. Выигрывает тот, кто назвал последнее слово. В паузах предложивший букву может громко считать до 3

Задание №10

Цель: развитие самостоятельности, способности преодолевать трудности, способности к волевому усилию.

Оборудование: нет

Инструкция и порядок проведения: При помощи считалки дети выбирают «журналиста», а остальные роли распределяются. Затем ведущий объясняет правила: «Представьте себе, что в вашу сказочную страну прибыл хитрый журналист, которому надо определить, кто кем является. Он будет просить вас выполнить его задание или задавать вопросы. Но напрямую спрашивать «Кто ты?» он не может. Например, журналист в лесу видит персонажа, занятого колдовством (кто-то из детей изображает какое-либо действие) — это может быть фея или баба-яга. А может быть, это лиса варит журавлю кашу. Журналист должен спросить: «Что вы варите?», «Кому вы хотите помочь?», «А станцуйте для меня!» — но все вопросы обязательно должны быть добрыми и веселыми. Угадав персонажа, журналист может взять у него интервью

Блок 3

— снижение контроля и самоконтроля при выполнении диагностических заданий;

— нетерпеливость;

— нецеленаправленностьповеденияпривыполнениидиагностических заданий;

Задание №1

Цель: развитие дисциплинированности, развитие контроля и самоконтроля, произвольности поведения, направленности поведения.

Оборудование: музыкальное сопровождение, просторное помещение. Инструкция и порядок проведения: играет спокойная, но не медленная музыка. Неожиданно музыка прекращается. Дети движутся в колонне друг за другом. Дети останавливаются и слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «положите левую руку на спину соседа») и выполняют ее. Затем вновь звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока дети в состоянии хорошо слушать и выполнять задание.

Задание №2

Цель: развитие контроля, терпеливости, направленности поведения.

Оборудование: бланки с заданиями, цветные карандаши.

Инструкция и порядок проведения: необходимо соединить все точки точечного рисунка одной линией, не отрывая карандаш от бумаги. Для обеспечения контроля это задание проводится индивидуально или в группах по 2-3 человека

Задание №3

Цель: развитие выдержки, терпеливости.

Оборудование: нет.

Инструкция и порядок проведения: Ребенку задается ряд вопросов, но отвечать на них разрешается только после команды «говори!». Например:

«Какое сейчас время года?» (пауза)»говори!»; «какого цвета потолок в классе?»…»говори!»; «какой сегодня день недели?»…»говори!» и т.д. Задание можно проводить как в группе, так и индивидуально.

Задание №4 Цель: развитие самоконтроля, терпеливости. Оборудование: музыкальное оборудование.

Инструкция и порядок проведения: ребенок выполняет какие-либо двигательные упражнения или свободно двигается под музыку. По условному сигналу он должен замереть и держать позу, пока не прозвучит сигнал для продолжения движения.

Задание №5

Цель: развитие самоконтроля в речевой сфере, терпеливости.

Оборудование: перечень слов, фишки для подсчета очков.

Инструкция и порядок проведения: ведущий произносит разные слова, а ребенку нужно их четко повторять. При этом задается условие («секрет»): например, нельзя повторять названия цветов; услышав название цветка, ребенок должен молча хлопнуть в ладоши один раз. В этой игре важно менять «секреты».

Примерный список слов: окно, стул, ромашка, ириска, плечо, василек и т.д. Варианты «секретов»:

— нельзя повторять лова, начинающиеся на звук «р»;

— нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука;

нельзя повторять имена девочек и т.д.

Задание №6

Цель: развитие самоконтроля, целенаправленности поведения при выполнении диагностических заданий.

Оборудование: мяч.

Инструкция и порядок проведения: Детям говорят: «Сейчас мы вместе будем считать по порядку до 100 и перекидывать друг другу мяч с каждым новым числом. Но у нас будут запретные цифры, которые нельзя называть вслух (например, это цифры 2, 5 и 8).

Когда будет подходить черед этих цифр или чисел, в которых есть эти цифры, мяч надо кидать молча и продолжать счет в уме». Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется

Задание №7

Цель: развитие контроля, терпеливости, целенаправленности поведения.

Оборудование: не требуется.

Инструкция и порядок проведения: дети садятся в круге. Все по очереди, начиная с педагога, произносят по одному слову из фразы: » Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак, а если не треугольный, то это не мой колпак». Затем фраза повторяется, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак», должны заменять его жестом (легким хлопком ладошкой по голове).

Затем фраза повторяется еще раз, но при этом жесты заменяются на два слова: «колпак» (легкий хлопок ладошкой по голове) и «мой» (показать рукой на себя).

При повторении фразы в третий раз заменяются жесты на три слова: «колпак», «мой» и «треугольный» (треугольник изображается руками).

Задание №8

Цель: развитие терпеливости, целенаправленности поведения.

Оборудование: не требуется.

Инструкция и порядок проведения: среди детей выбирается одна «совушка». Играющие на площадке располагаются произвольно.

«Совушка» в гнезде. По сигналу ведущего: «День наступает, всё оживает!» — дети начинают бегать, прыгать, подражая различным животным. По второму сигналу: «Ночь наступает, всё замирает!» — сова вылетает. Играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. «Совушка» выходит на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берёт его за руку и уводит в гнездо. За один выход она может добыть двух или трёх играющих. Затем «совушка» возвращается в своё гнездо и дети вновь начинают свободно резвиться на площадке. Побеждают игроки, которые не были пойманы ни разу.

Задание №9

Цель: развитие контроля, целенаправленности поведения.

Оборудование: не требуется.

Инструкция и порядок проведения: Несколько детей становятся за линию и по сигналу взрослого бегут на противоположную сторону площадки до обозначенного чертой места (примерно на расстоянии 5-6 м).

Каждый из играющих старается делать шаги как можно длиннее и считает их. По окончании бега дети говорят, кто сколько сделал шагов, и определяют, у кого их меньше. Вначале воспитатель предлагает пробежать установленное расстояние по очереди и сам считает шаги каждого ребенка, а затем дети делают это сами. Упражнения в беге можно усложнить дополнительными заданиями.

Задание №10

Цель: развитие контроля, целенаправленности поведения.

Оборудование: мяч, флажки.

Инструкция и порядок проведения: Дети прокатывают мяч друг другу по прямой между двумя флажками. Цель игры прокатить мяч как можно ровнее по центру между флажками. Выигрывает тот, кто меньше ошибется.

Заключение Изучение проблемы формирования волевых качеств личности у младших школьников с задержкой психического развития имеет важное теоретическое и практическое значение. Данная работа была направлена на выявление особенностей волевых качеств личности и разработку коррекционных заданий по развитию волевых качеств личности у младших школьников с ЗПР. В процессе достижения поставленной цели нами решался ряд задач, что отражен во введении к данной работе. Анализ литературы по проблеме исследования, позволил сделать вывод о необходимости более глубокого изучения проблемы развития волевых качеств личности у младших школьников с ЗПР. Констатирующий эксперимент, проводящийся с двумя группами детей: ЭГ и КГ, был направлен на изучение волевых качеств личности младших школьников с ЗПР. В процессе диагностики были подобраны задания, адекватные возможностям детей с ЗПР младшего школьного возраста: тест Н.Н. Обозова (самооценки и силы воли), упражнение на определение настойчивости и выдержки при приседаниях, лабиринты, методика В.И. Калинина на выполнение предложенного задания в условиях помехоустойчивости и способности к самоконтролю («день — ночь»).

Итоги констатирующего эксперимента показали, что при выполнении диагностических заданий существенных различий в результатах у детей ЭГ и КГ не выявилось. Опираясь на результаты диагностического исследования нами был подобран комплекс развивающих упражнений для развития волевых качеств личности у младших школьников с ЗПР. Задания были распределены на три блока, соответствующие выявленным особенностям волевых качеств личности у детей, принявших участие в исследованиях: блок 1. — нерешительность; — неуверенность в своих силах; — безынициативность; блок 2. — несамостоятельность; — неспособность преодолевать трудности и доводить задание до конца; — неспособность к волевому усилию. блок 3. — снижение контроля и самоконтроля при выполнении диагностических заданий; — нетерпеливость; — нецеленаправленность поведения при выполнении диагностических заданий; При систематическом использовании этих заданий в психокоррекционной и развивающей работе в образовательных организациях для детей с ЗПР, в их волевой сфере произойдет положительные сдвиги. Подобранные задания и упражнения могут использоваться в практической работе с младшими школьниками с ЗПР для развития их волевой сферы. В данной дипломной работе были решены поставленные задачи и цели, полученные результаты подтвердили оправданность рекомендованного способа решения проблемы развитие волевые качества личности детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Список использованной литературы

1. Лубовский В.И. Специальная психология

2. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность, 2003

3. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. — 2-е изд. — СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. — 860 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

4. Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы, ред. В. Барабанщиков, Издатель: Издательство «Институт психологии РАН» Год издания: 2010

5. Развитие воли в онтогенезе — Проблемы формирования личности — Л.И. Божович, Академия педагогических и социальных наук московский психолого-социальный институт, Издание 2-е, стереотипное, Издательство «Институт практической психологии», 1995.

6. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. — Т. 3. — М., 1983. (Проблема воли и ее развития в детском возрасте: 454-465.)

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. II. — М., 1989. (Воля: 182-211.)

8. Страхов И.В. Психология характера. — Саратов, 1970. (Волевые и эмоциональные черты характера: 15-36.)

9. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. — Киев, 1971. (Проблема воли в психологии: 11-31. Основные понятия психологической теории воли: 32-51.)

10. Левитов Н.Д. Психология характера. — М., 1969. (Воля как компонент характера: 42-54.)

11. Общая психология. — М., 1986. (Воля: 385-400.)

12. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. Челябинск, 1979

13. Ладанов И.Д. Управление стрессом. — М., 1989. (Тренировка воли. Саморегуляция. Владение собой)

14. Хрестоматия по вниманию. — М., 1976. (Теория волевого внимания (Н. КЛанге)

15. Экспериментальные исследования волевой активности. — Рязань, 1986. (Основные подходы к психологическому исследованию волевой активности личности).

16. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

17. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. — М.: Просвещение, 1980.

18. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. Сред. Пед. Заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. — 2-е изд., стер., — М.: Издательский центр «Академия», 2005.

19. Гоноблин Ф.Н. Психология. Учебное пособие. — М

20. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. — Рязань, 1992

21. Брихцин М. Воля и волевые качества // Психология личности в социалистическом обществе. — М

22. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. — М

23. Рудик П.А. Психология воли спортсмена. — М., 1973.

24. Общая психология. Мотивация, эмоции, воля (Аристова И. Л.)

25. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность, 2003

26. Д.А. Леонтьев. Теория личности А.Ф. Лазурского: от наклонностей к отношениям // Методология и история психологии. 2008.

27. Непомнящая Н.И. Структура произвольной деятельности у детей дошкольного возраста // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца и Я. 3. Неверович. М., 1965.

28. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. СПб.: Питер, 2006

29. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. Киев, 1971.

30. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.

31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М., 1989.

32. Комплексная коррекция трудностей обучения в школе. Под редакцией Ж.М. Глозман и А.Е. Соболевой; Издательство «смысл», Москва 2016

33. Арбузов В.Н. Тесты Коса. // Советская психотехника. — Т. VII. — 1934

34. Психологический словарь / Под ред. Давыдова В.В., Запорожца А.В., Ломова Б.Ф. и др. — М.: Педагогика, 1983.

35. Ильин Е.П. ПСИХОЛОГИЯ ВОЛИ 2-е издание, 2009

36. Альманах 9/2005Э, Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития, К.С. Лебединская.

37. Коррекционно-развивающая работа. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников

38. Боязитова, И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции при переходе детей от дошкольного к младшему школьному возрасту: автореф. дис. канд. психол. наук /

39. Боязитова И.В. — М., 1998

40. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. — Москва: Эксмо, 2003.

41. Ключникова, Е.А. Методика диагностики сформированности нравственно-волевых качеств личности детей старшего дошкольного возраста

42. Е.А. Ключникова, Е.А. Чернявская // Методист: науч. — метод. журн. — 2004. — № 5.

43. Коломинский, Я.Л. Развитие волевой сферы ребенка / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов // Психическое развитие детей в норме и паталогии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. — СПб., 2004.

44. Левина, Н.А. Система работы по эмоционально-волевому развитию: ст. и подгот. группы / Н.А. Левина. — Волгоград: Корифей, 2009.

45. Мельникова, Л.В. О значении развития воли у ребенка: (по И.А. Сикорскому [1842-1919 гг.]) / Л.В. Мельникова, В.Д. Столбун, Ю.В. Столбун // Научно-исследовательские материалы по истории российской психологии. Ярославль; Тверь; Красногорск, 2001.

46. Мещерякова, Н.П. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников. Диагностика, упражнения, занятия, игры (о формировании у малышей волевых качеств) / Н.П. Мещерякова, Л.Н. Жуковская, Е.Б. Терешкова. — М.: Учитель, 2009.

47. Безносиков И.Я. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. Мн.: » Четыре четверти», 1998. —

48. 43. Бланин А.А. Становление физических качеств дошкольников в зависимости от их двигательной активности и соматотипа. Автореферат диссертации на соискание учебной степени кондидата пед. Наук. МГАФК — Малаховка, 2000,44 Быкава А.И. и Осокина Т.И. Развитие движений у детей в детском саду.М., Академия пед. наук РСФСР, 1968.

49. Грохольский Г.Г. Двигательная активность детей дошкольного возраста: Метод. Рекомендации, АФВ и СРБ. — Мн, 1992.

50. Гужаловский А.А. Основы методики и теории физической культуры: учебник для техникумов физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1986

51. Запорожец А.В. и Т.А. Маркова. Основы дошкольной педагогики. М., 1980

52. Ильин Е.П. Психология воли. 2-е изд. — СПб.: Питер, 200.

53. Кенеман А.В. Семинарские, лабораторные и практические занятия по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». — М: Просвещение, 1985.

54. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика ФВ детей дошкольного возраста: учебник — М.: Просвещение, 1985.

55. Коряковский И.М. Теория ФВ: учебник для средних физкультурно-учебных заведений. — М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1998.

56. Леонтьев А.Н. Современная психология. М., 1983,

57. Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов

58. Е.А. Стребелева «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии» Издательство: «»Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»» (2001)

59. Бардина Р.И., Булычева А.И., Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В., Холмовская В.В. диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста (от 5-ти до 6-ти лет).

Москва. Серия «Психологическая диагностика» 1996

60. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. — Изд. 2, испр. Москва, 2009, «Когито-Центр»

61. М. Волокитина Очерки психологии младших школьников, Москва, 1955 год. Издательство Академии педагогических наук РСФСР

62. К.Н. Корнилов Воля и ее воспитание — М., «Знание», 1967

63. Александр Венгер, Галина Цукерман Психологическое обследование младших школьников М.: Владос, 2007. — (Библиотека школьного психолога).

64. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей, пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С.Г. Шевченко. — М.: АРКТИ, 2001.

Размещено на