Соц.-псих. работа с женщинами

«Технологизация социально-психологической работы с женщинами в системе социального обслуживания: теоретико-методологические аспекты»

Социально-психологическая работу в системе социального обслуживания – это деятельность психологов социальных служб, направленная на содействие психически здоровым индивидам в улучшении их психологического здоровья и повышение уровня социализированности путём предоставления им информации, идей и специальных приёмов, позволяющих изменить своё положение или отношение к нему. При этом клиентом считается индивид, непосредственно обратившийся за помощью в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социально-психологические услуги. Основными видами социально-психологической работы являются: диагностика, коррекция, консультирование, профилактика, просвещение и активное социально-психологическое обучение. Её феноменальность заключается в том, что она позволяет улучшить общество и среду посредством внутренних изменений самих клиентов.

Отмечается, что психолог в системе социального обслуживания выступает в роли помощника, организатора, психодиагноста, консультанта, информатора, инноватора, методолога, психотерапевта, реабилитолога, эксперта. Его поле деятельности составляют социально-психологические проблемы трёх типов: 1) проблемы развития той социальной службы, в которой он работает; 2) проблемы самого психолога как субъекта деятельности в системе социального обслуживания; 3) проблемы клиентов, в данном случае — женщин. Методологической основой его работы с клиентами в трудной жизненной ситуации являются теории взаимоотношений клиента и психолога: подходы и концепции, разработанные в руслах психоанализа, бихевиоризма, когнитивизма, гештальт-психологии, телес-но-ориентированной теории, экзистенциально-гуманистической школы психологии. Обращается внимание на динамику понимания роли клиента в процессе помогающих отношений: в психоанализе ему отводится пассивно-восприни-мающая роль, в следующих за ним подходах он становится соучастником помогающего процесса, а в гуманистически-ориентированных теориях и деятельностном подходе превращается в субъекта собственной жизни. Восприятие клиентом его ТЖС реже рассматривается как ошибочное, чаще как отличное, и в работе с ним предпочтение отдаётся методам активного социально-психологического обучения, мягко направляющим на «свой путь».

12 стр., 5738 слов

Определение основных направлений реформирования системы социального ...

... Объектом исследования данной работы является социально незащищенная часть населения Алтайского края. Предмет исследования -- система социального обслуживания населения Алтайского края. Главной целью настоящей работы является определение основных направлений реформирования системы социального обслуживания населения Алтайского ...

Анализируются само понятие «трудная жизненная ситуация» и теории, объясняющие поведение человека в ней, констатируется факт того, что научная дискуссия о том, «Что в большей степени определяет исход трудной жизненной ситуации: личность (персоналисты) или ситуация (ситуационисты)»? – привела к необходимости изучать личность-В-ситуации, а, следовательно, и работать с клиентом-В-ситуации.

Систематизируются признаки трудных жизненных ситуаций (высокая сте-пень значимости происходящего для человека; отсутствие или невозможность использования привычных схем решения возникающих задач; неопределённость перспектив развития ситуации; уровень «биографического стресса»; субъективная оценка человеком его ситуации как трудной; возможные потери; варианты решения; ресурсы и возможности — физические, психологические, интеллектуальные, моральные, временные; опыт преодоления трудных ситуаций).

Отмечается, что понятие «трудная жизненная ситуация» сформулировано в Законе «Об основах социального обслуживания населения РФ» (1995 г.) и в Национальных стандартах социального обслуживания». Оно ориентирует работников социальных служб в первую очередь принимать к сведению объективные признаки положения клиента, тогда как субъективная составляющая ТЖС игнорируется. Поэтому при категоризации ситуации и моделировании технологии социально-психологической работы с женщиной, предлагается пользоваться следующим определением: трудная жизненная ситуация – это положение, в котором человек обнаруживает рассогласование между субъективным образом мира и внешним миром, придаёт большое значение происходящему, безуспешно использует привычные схемы переживания, осмысления и решения возникающих задач, не видит перспектив благоприятного развития событий, достиг­нутый им уровень социально-психологической адаптации снижается.

На основании проведённого анализа исследований личностных и ситуативных факторов ТЖС делается ряд выводов относительно организации работы психологов социальных служб с женщинами, суть которой — социально-психологическая помощь (информация, идея, специальные приёмы), направленная: а) на преобразо­вание внутреннего мира клиентки и коррекцию её социально-психологических качеств; б) на изменение её социальной ситуации; в) на коррекцию взаимодействия между личностью и средой.

Большое внимание уделяется концепции совладания и её методам. Раскрывается содержание термина «копинг-поведение» — то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом. В отечественной психологии термин «совладающее поведение» стал употребляться в 1990-е гг. В настоящее время изучается совладающее поведение в семье, на разных этапах возрастного развития, в ситуации болезни, формирующейся зависимости и др. Основная масса исследований направлена на изучение таких ресурсов совладания, как локус контроля, социальный интеллект, самооценка, «Я»-концепция Основные техники и приёмы совладания представляются в соответствии со стратегиями преобразования трудных жизненных ситуаций: а) защиты; б) совладание (преодоление и приспособление); в) переживание.

5 стр., 2287 слов

Практическое занятие № 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ...

... Практическое занятие № 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ.. 7 Практическое занятие № 4. ... г.     Утверждено методической комиссией факультета транспортных технологий, протокол № 5 от 13 января 2015 г. & ... от их ранга. Однако, хотя смысл этой концепции состоит в делегировании прав и обязанностей для ...

В работе с женщинами автор отдаёт предпочтение ресурсному подходу, сложившемуся в рамках концепции преодолевающего поведения, и подчёркивает, что в психологической науке ресурс является основой механизма замещения одного психического явления другим. Работа с ресурсом отличает профессиональную психологическую помощь от информационной, предлагаемой в форме совета, наставления, рекомендации или инструктажа.

Показываются возможности применения в социально-психологической работе с женщинами концепции и метода индивидуальной психологии А.Адлера, концепции и метода индивидуации К.Юнга, характерологического анализа и метода самоанализа К.Хорни, концепции и методов психосинтеза Р.Ассаджиоли, концепции и методов трансактного анализа Э.Берна, гуманистической концепции и клиент-центрированного метода К.Роджерса, концепции и конфликт-центрированного метода Н.Пезешкиана, концепции «кризисного вмешательства» и методов кризисной интервенции, концепции и методов арт-терапии, трансгенерационной концепции и её методов, имиджелогической концепции и методов персонального имиджмейкинга, контактологической концепции Л.Б.Филонова, а также коучинга; возможности использования акмеологического подхода и его методов в целях супервизорской помощи самим работницам социальных служб.

Отмечается, что по мере расширения прикладных функций научного знания появились такие термины, как «технология управления», «технология успеха», «психотехнология», «человековедческие технологии». Раскрываются понятия: «технология», «социальная технология», «социально-психологическая технология»; определяются виды и формы социально-психологических технологий в системе социального обслуживания, а также их сущность и содержание.

Подчёркивается, что социально-психологические технологии представляют собой вид социальной технологии, учитывающей особенности и специфику социально-психологических процессов – внутриличностных, межличностных, между личностью и группой, межгрупповых, а также завершённую, строгую систему действий, нацеленную на решение конкретной практической задачи.

Представлена общая схема технологизации, выделены три основных направления технологизации работы с женщинами в системе социального обслуживания: 1) индивидуальная социально-психологическая работа; 2) работа с диадами (женщина +…); 3) групповая работа.

Социально-психологические технологии в системе социального обслуживания определяются автором как совокупность методов, методик, техник, способов и приёмов организации взаимодействия психолога и клиентов (групп), находящихся в трудной жизненной ситуации, применяемая первым по запросу и при непосредственном участии вторых с целью изменения их состояния, отношений, положения, социально-психологических характеристик и свойств, затрудняющих процесс социализации, а также с целью профилактики возможных осложнений.

21 стр., 10476 слов

Интернет-консультирование в качестве новой технологии психологического ...

... Целью исследования является изучение социально-психологических содержательных особенностей технологии психологического Интернет-консультирования. Гипотеза ... психологического консультирования и психологического консультирования в Интернете Психологическое консультирование это, прежде всего, работа с эмоциями и чувствами человека. Психологическое консультирование это психологическая работа ...

Раскрываются сущность и содержание технологии индивидуальной социально-психологической работы с женщинами, основным методом которой является диалог, а условием помощи – качество межличностных отношений в диаде «консультант — клиент». Выделены факторы, обусловливающие их эффективность.

Подчёркивается, что большинство современных отечественных консультантов придерживается эклектического подхода, т.е. конструирует собственную технологию, используя различные возможности и общую схему технологизации

Анализируются и представляются отечественные и зарубежные технологии работы с родительско-детскими и супружескими диадами. Рассматриваются технологии социально-психологической работы с женщинами, «отравленными» обидами, не удовлетворёнными отношениями с супругом, сожителем, ребёнком, с одним или обоими родителями.

Характеризуется технология групповой работы с женщинами, основанная на использовании интерперсональной помощи в условиях малой группы, где эксплуатируется групповой контекст для достижения индивидуальных и групповых целей, и на знаниях закономерностей функционирования группы. Охарактеризована общая модель групповой работы.

Представлена технология «балинтовской группы» для женщин — работниц социальных служб. Подчёркивается, что балинтовская группа для этой категории женщин одновременно является группой поддержки, тренинга и исследовательской группой, причём больше последней. Рассматриваются технологии социально-психологической работы с семьёй клиентки.

Анализируются применяемые в России технологии феминистской социальной работы. Подчёркивается сходство и указываются принципиальные отличия феминистской социальной работы и деятельности психолога с женщинами в системе социального обслуживания.

В итоге автор приходит к выводам:

1) теоретико-методологическую основу технологизации социально-психологической работы с женщинами в системе социального обслуживания составляют: а) социально-психологическая теория личности; б) теория социализации, в т.ч. гендерной; в) теория социально-психологической работы; г) концепции и методы социально-психологической помощи клиентам и группам в трудной жизненной ситуации, разработанные в руслах психоанализа, бихевиоризма, когнитивизма, экзистенциально-гуманистической школы психологии, гештальт-подхода и др.; д) принципы разработки эффективных технологий (универсальность, конструктивность, результативность, оперативность, простота и доступность в исполнении, надёжность, гибкость, экономичность, удобство в эксплуатации, оптимальное сочетание традиции и новации);

18 стр., 8640 слов

Социально-психологические технологии работы с условно осуждёнными ...

... срока . Социально-психологические технологии работы с условно-осужденными .1 Социально-психологические технологии работы с условно-осужденными .2 Социально-психологические технологии работы с условно-осужденными женщинами, несовершеннолетними, семьями Заключение Список использованной литературы Введение Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской ...

2) социально-психологические технологии в системе социального обслуживания имеют две формы – это программы, содержащие процедуры и операции, и сама деятельность, построенная на основе этих программ. Они соотносятся с основными видами социально-психологической работы и перечнем социально-психологических услуг населению. Их роль заключается в том, что они упорядочивают деятельность психологов, позволяют достичь заведомо предсказуемого позитивного результата во взаимодействии с клиентами, причём с наименьшими затратами и в оптимальные сроки;

3) современный этап совершенствования технологии социально-психологической работы с клиентами характеризуется интегративно-эклектическим подходом психологов к технологизации собственной деятельности. Он позволяет создавать новые модели целевых, интегративных и метапсихотехнологий путём интеграции принципов и методов нескольких психологических школ и в большей степени способствует удовлетворению социально-психологических потребностей клиентов и групп, но требует от психологов социальных служб высокого уровня технологической грамотности;

4) поскольку социально-психологическая работа в системе социального обслуживания в настоящее время преимущественно развивается по актуальной модели, постольку психологи социальных служб в большей степени нуждаются в моделях целевых и интегративных технологий работы с женщинами в трудной жизненной ситуации, которые включают методы работы с запросами о снятии симптома, о самопознании, об информации, о саморазвитии, о трансформации;

5) главным условием качественного улучшения социально-психологической работы с женщинами является её концептуализация.