Технология социальной работы 3

1 .Классификацмя соц. технологий. По видам:Глобальные социальные технологии;Региональные социальные технологии;Локальные социальные технологии; Инновационные социальные технологии; Рутинные социальные технологии; Универсальны социальные технологии; Информационные социальные технологии; Интеллектуальные социальные технологии; Исторические социальные технологии; Демографические социальные технологии; Социальные технологии согласия; Политические социальные технологии; дминистративно-управленческие технологии; Административно-управленческие технологии; Психологические социальные технологии; Психофизиологические технологии. КСТ по уровням: Простые (доступные не специалисту); Сложные (требующие квалификации у специалиста, работающего в этой отрасли); Комплексные (требующие наличия квалификации у нескольких специалистов, работающих в разных отраслях).КСТ по сферам применения: Собственно-социальные технологии; Собственно-педагогические технологии; Собственно-психологические технологии; Социально-медицинские технологии; Организационно-распорядительные; Психолого-педагогические; Социально-экономические; Социально-профилактические. КСТ по масштабу: Технологии глобального характера; Технологии, применительно к обществу в целом; Технологии, применительно к обществу в целом; Технологии, применительно к социальной структуре; Технологии, применительно к социальным институтам; Технологии, применительно к процессам и явлениям.

ТСР по характеру решаемых задач: Универсальные социальные технологии; Частные социальные технологии. ТСР по объектам: Технологии социальной работы с пожилыми людьми; с инвалидами; с молодежью; с семьей; с детьми и подростками; с женщинами; с военнослужащими; с беженцами и вынужденными переселенцами; с мигрантами; с лицами БОМЖ; с заключенными. ТСР по субъектам: В зависимости от квалификации субъекта: простые; сложные ; комплексные. В зависимости от направленности социальной службы: социальный приют; консультация; социально-реабилитационный центр; центр социального обслуживания; центр помощи семье и детям; центр социального здоровья семьи. По средствам: индивидуальные; групповые; общинные. В зависимости от содержания, целей, функций: социальная диагностика; социальная адаптация; социальная терапия; социальный контроль; социальная профилактика; социальная реабилитация; социальное обслуживание; социальная защита; социальное обеспечение; социальное консультирование; социальное посредничество; социальное проектирование; социальное моделирование. По иерархии управления: государственные; региональные; территориально-отраслевые; местного самоуправления; трудового коллектива.

6 стр., 2661 слов

Социально-педагогическая реабилитация как технология социальной ...

... понятий «технологии социальной работы», «социально-педагогическая реабилитация» в научной литературе Для рассмотрения теоретических основ социально-педагогической реабилитации как технологии социальной работы с несовершеннолетними необходимо рассмотреть сущность понятий «технологии социальной работы», «социально-педагогическая реабилитация» ...

2.Социальная диагностика: цели, этапы и методы проведения.- процедура социальной технологии, направленная на оценку фактического состояния объекта технологизации, его состояния, оценку конкретной ситуации, проблемной характеристики.

Результатсоциальной диагностики: описание объекта в системе показателей.Соц. диагн.является звеном преобразовательной практики в цикле: диагноз – прогноз – проект – внедрение. И опирается на использование методов сбора и анализа социальной информации.Цель диагностики состояния социального объекта-установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи.Этапысоциальной диагностики:

Предварительное ознакомление с объектом;

Проведение общей диагностики;

Проведение специальной диагностики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ необходимых показателей.Построение выводов, на основе которых делается заключение.Методысоциальной диагностики:Методы сбора информации(Интервью;Анкетирование;Наблюдение;Анализ документов;Биографический метод;Экспертные оценки;Тестирование;Социометрия;МониторингМетоды обработки и анализа информации: Метод анализа проблем;Анализ факторов;Анализ взаимного влияния этих факторов;Сравнение информации;Метод ранжирования проблем;Метод анализа сил воздействия.Методы определения приоритетов проблем: Метод древа целей; Метод графа проблем

3.Технологии социальной работы в образовании

Социальная работа в школах: способствовать устранению и преодолению трудностей в процессе социализации школьников из неблагоприятных семе; ознакамливать всех учащихся с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, а также подготовить их к критическому восприятию этих перспектив; способствовать развитию личностных и социальных образовательных процессов на стадии обучения и выбора профессии. Для этого используются следующие методы: анализ, консультирование, методы активизации, охватывая не только группу школьников, но и их родителей, методы индивидуальной и групповой работы. Социальная работа в учреждениях дошкольного образования включает: разработка мер профилактики и устранения симптомов неблагополучия в семье ребенка; осуществление роли посредника между образовательным учреждением и семьей, между ребенком и родителями, между ребенком и воспитателем.

Социальная работа в школах: организация социальной помощи нуждающимся детям и оздоровление семейной среды; изучение условий жизнедеятельности учащихся школы, оформление социальных паспортов. Социальная работа в ПТУ: составление социальных паспортов на каждого учащегося; изучение проблем учащихся; ориентация в ситуации на рынке труда.Социальная работа в ВУЗах: организация социально-психологического центра для студентов; оказание помощи молодым людям в трудоустройстве в процессе учебы; формирование из студентов старших курсов групп поддержки в целях оказания помощи младшим курсам и студентам из общежитий; помощь студенческим семьям; помощь студентам – инвалидам, детям – сиротам, детям из многодетных семей; информирование студента о деятельности учреждений, которые могут оказать им посильную помощь; составление социальных паспортов студентов, нуждающихся в помощи.

15 стр., 7160 слов

Использование психологических методик оценки риска рецидивизма ...

... Список литературы 35 Введение В настоящее время оценка риска рецидивизма при работе с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, приобретает особую актуальность в ... к рецидивизму, обладают схожими психологическими характеристиками, такими как агрессивность, импульсивность, плохая социальная приспособленность и другие. Однако набор таких качеств совсем не означает, что ...

4. ТхСР в пенитенциарных учрежд. Согласно требованиям Минимальных стандартных правил обращения с заключенными целью соц. р. явл-я обеспечение ухода, защиты прав, образования и профессиональной подготовки осужденных с целью снижения уровня постпенитенциарного рецидива. Осужденным в исправительных учреждениях должна обеспечиваться вся необходимая помощь (соц., псих-кая, мед., физическая, в удовлетворении потребностей в области образования и профессиональной подготовки).

Работа с осужденными к лишению свободы направлена на исправление, формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, труду, на повышение образовательного и культурного уровня. Социальная работа в ИУ представляет собой комплексную деятельность по оказанию соц. помощи осужденным в период отбывания наказания и ресоциализации после освобождения. Организация и обеспечение соц. защиты всех категорий осужденных, особенно нуждающихся в ней (пенсионеров, инвалидов, утративших родственные связи, переведенных из воспитательных колоний, престарелых, страдающих от алкогольной или наркотической зависимости, не имеющих определенного места жительства, больных неизлечимыми или трудноизлечимыми заболеваниями);Содействие в обеспечении приемлемых социально-бытовых условий отбытия наказания; помощь в социальном развитии осужденного, включая повышение их социальной культуры, развитие социальных потребностей, изменение нормативно-ценностных ориентаций, повышение уровня социального самоконтрля; Помощь осужденным в поиске социально приемлемой для них среды, точки социального интереса (работа, семья, религия, искусство и т.д.).Развитие и укрепление социально полезных связей между осужденным и внешним миром; Содействие осужденному в получении помощи специалистов.Подготовка осужденных к освобождению занимает особое место в практике пенитенциарной соц.

работы.Система мероприятий по предварительному решению вопросов трудового и бытового устройства осужденных, предусматривающих их психологическую, нравственную, правовую подготовку, оказание непосредственной помощи в восстановлении и развитии социально полезных связей осужденных, решении вопросов их трудового и бытового устройства после отбытия наказания. повышение общеобразовательного уровня, профессиональное обучение либо повышение производственной квалификации, мероприятия по охране здоровья, приучение к порядку и условиям, установленным в учреждении, оказание помощи в установлении и поддержании социально полезных связей, формирование у осужденных знаний, необходимых в пенитенциарный и постпенитенциарный периоды.

4.Технологии социальной работы в пенитенциарных учреждениях

Пенитенциарное учреждение – спец. учреждение, предназначенное для выполнения функции наказания за уголовно-наказуемые деяния, исправления и перевоспитания осужденных..Нормативно-правовая базаУК РФ, исправительно-трудовой кодекс, Всеобщая Декларация Прав человека правила внутреннего распорядка в СИЗО. В УК указываются три цели наказания:— восстановление социальной справедливости;—исправление осужденного;предупреждение совершения новых преступлений.В соответствии с требованиями Всеобщей Декларации прав человека социальные работники призваны выступать против жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с заключенными, добиваться улучшения санитарно-гигиенических условий их проживания, проводить меры по охране их здоровья и т.д.Задачи пенитациарной работы:

10 стр., 4623 слов

Работа на тему «Социально-психологические факторы употребления ...

... ненормативной лексики. Цель . Изучение социально-психологических причин, влияющих на употребление ненормативной лексики. Задачи. 1) Анализ проблем взаимосвязи языка, сознания и культуры. ... низкий человек; ничтожный человек, ничтожество; проститутка, продажная женщина. Наименования «неприличных», социально табуированных частей тела — «срамные слова». Наименования процесса совершения полового ...

исследования системы исправления и возможность ее совершенствования в условиях пен. Уч.

Исследования форм и методов воспитательной работы. Исследования соц-пед. значения условного наказания как метод воздействия на личность.Исследования действительности исправительной деятельности пен.уч.

Разработка и обоснования путей совершенствования, адаптации бывших осужденных после освобождения, соц. проблем предупреждения рецедива. Изучение отеч. И зарубежного опыта.Субъекты – сотрудники исправительных учреждений. Объекты – лица, нарушившие закон и осужденные судом. В России ввиду долгой ориентации пенитенциарной системы на репрессивные методы воздействия на осужденных отсутствует описание методов социальной работы с осужденными. Поэтому необходимо обратиться к международному опыту и адаптировать его к Российской действительности. Методы работы:- воспитательное воздействие (индивидуальные консультации, групповое собрание) – основной метод;- исправительно-психологическая коррекция личности осужденного (метод «нерепрессивной системы исполнения наказания» — поэтапное смягчение наказания по мере повышения степени его исправления – наиболее эффективный).Психологическая коррекция должна проходить по следующим направлениям: — оказание психологической помощи, диагностическое консультирование и профилактические мероприятия, улучшение психологического состояния осужденных, проведение исправительной психологической коррекции осужденного; — «импорт» специалистов и возможных услуг (приглашение специалистов, неработающих непосредственно в правовой системе – консультации по правовым вопросам, регулирование денежных вопросов); — проведение в учреждении мероприятий общественного характера, на которых могут присутствовать заключенные и общественность; — организация опыта реальности вне учреждения (например, выход за покупками); — организация встреч с населением. Все эти мероприятия способствуют установлению и развитию социально-полезных связей с внешним миром. Этапы работы:Подготовительный этап( диагностика, цели и задачи работы); особенности взаимодействия с осужденными; методика реализаций технологий перевоспитания каждого осужденного.Этап непосредственной реализации(помощь в адаптации в новых для осужденных условий; индивидуальный подход к каждому: учет срока, количества осужденных, его негативных и позитивных воспитательных возможностей, опыта администрации и воспитателей).

Возникают проблемы: представление самообеспечением, восстановление связи с близкими людьми, наличие постоянного места жительства, трудоустройство. Заключительный этап(оценка действенности всей работы с человеком, выводы о том, что определяет перспективы рецедивности бывшего осужденного. Большая роль попечительского совета при воспитательной колонии).Направления: Правовое воспитание (формирование правосознания).

4 стр., 1859 слов

Технология работы социального педагога с семьей подростка, находящегося ...

... решении личных и социальных проблем семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями; - информирование государственных органов о состоянии той или иной проблемы в сфере своей деятельности; - ведение активной работы по пропаганде ...

Нравственное воспитание (формирование гражданина).Трудовое воспитание (закрепление у осужденных трудовых умений и навыков).Физическое и санитарно-гигиеническое. Режим как средство перевоспитания осужденных.Получение проф. образования.Соц. терапия.Консультации.Методы: методы, способствующие формированию положительных потребностей, методы коррекции (поощрение, критики).

Формы: формы пед. взаимодействия, формы пед. воздействия, формы пед. процесса.Социальный работник в пенитенциарном учреждении призван также содействовать социально-правовой защищенности персонала. В его обязанности входит планирование, моделирование и прогнозирование социального развития учреждения в целом. Работа педагога с персоналом должна соответствовать тому, чтобы само наказание служило цели сознательного лечения, чтобы служба надзора сознательно и активно участвовала в лечении клиента.

Правозащитная деятельность социальных работников в системе пен.уч. в России еще только формируется. Однако его перспективы тесно связаны с общими тенденциями развития системы СО и диктуются настоятельной необходимостью помочь заключенным в их самоисправлении, подготовить их к выходу на свободу, обеспечить успешное прохождение процесса их последующей ресоциализации.

Во многих странах в определенных случаях законом предусмотрено участие социального работника в судебном разбирательстве. В суде социальный работник, как правило, выступает в роли адвоката или защитника интересов клиентов, чаще всего несовершеннолетних, инвалидов или пожилых людей.

5.Технологии соц. работы в наркологии. Алкоголизм — хроническое заболевание, вызванное злоупотреблением спиртными напитками (напитками, содержащими этиловый спирт), характеризующееся патологическим влечением к алкоголю.Пьянство – систематическое употребление алкоголя характеризующееся не болезненным пристрастием к нему. Алкоголизм, наркомания, токсикомания – наиболее значимые социальные болезни, имеющие широкий круг социальных проблем, с одной стороны, массовое и индивидуальное злоупотребление алкоголем или наркотиками и развитие наркотических заболеваний, а с другой стороны, неадекватные в социальном плане отношения к употреблению ПАВ или различные негативные проявления и последствия наркологической патологии. Необходимо учитывать специфику медико-социального статуса различных групп пациентов наркологического профиля при составлении программ медико-соц.работы. Группа повышенного риска развития наркологических заболеваний характеризуется наличием клинической и субклинической патологии, формирующей предрасположенность к употреблению ПАВ и развитию наркологических заболеваний, а также наследственной отягощенностью, совокупность внутренних и внешних факторов, способствующих вовлечению, правовые проблемы. С данной гр.необходимо проводить профилактику неблагоприятного развития соматического и психического статуса, выявлять принадлежность к группе. Требуется комплексная психокоррекционная работа (гр.и индивид. Тренинг, вовлечение в благоприятную среду).

5 стр., 2410 слов

Роль отца в системе социального воспитания детей в семье

... изучить особенности социальной работы с неполными семьями отца-одиночки. Объектом исследования в работе выступают социальные проблемы неполной семьи - отца-одиночки. Предмет исследования - процесс социальной помощи и поддержки неполной семьи отца- ... отмечал И.С. Кон, внутрисемейных обязанностей, моделей поведения, функцией ухода за детьми и воспитания. При этом обратим внимание на исторические корни ...

Группа, особенностями которой явл.мед.проблемы, связанные с личностной реакцией. (потребность в мед.помощи возникает периодически в период обострений конфликтов, «семейное пьянство»), правовые проблемы. Социальная работа с данной гр. – целенаправленна профилактика как недекватного поведения больного члена семьи, так и развития декомпенсации психического и соматического статуса у членов семьи, информирование соответ.служб о наличии соц.проблем, организация наркологической и др.помощи с целью оптимизации личностного и социального статуса. Мероприятия, направленные на соц.оздоровление – коммуникативный тренинг, соц.-псих.тренинг, техника самоконтроля, сменная психотерапия, оценка соц.статуса, выявление потенциальных проблем, приобщение к соц.благополучному кругу общения.

Группа длительно и часто болеющих пациентов наркологического профиля – характерны мед.проблемы, обусловленные тяжестью основного заболевания, его осложнениями и последствиями, отсутствие выраженных терапевтических установок, возможны нарастающая вторичная соц.дезадаптация и созависимость в ближайшем соц.окружении, возникновение правых проблем. Мероприятия – содействие в обеспечении спецефического долгосрочного лечения в оптимальных условиях, решении проблем определения трудоспособности и инвалидности, семейное консультирование и семейная психотерапия, выявление потенциальных проблем и их предупреждение, содействие включению в работу терапевтических сообществ.Группа больных наркологического профиля, имеющих выраженные соц.проблемы (тяжесть наркологических расстройств, сопровождающиеся личностными и псих.отклонениями, антисоциальными установками, анализ соц.дезадаптации, криминальный анамнез, прохождение принудительного лечения в прошлом и актуальные правовые проблемы. Мероприятия – выявление окружающего больного неблагополучного контингента и его оздоровление, личностно. Технологии медико-социальной работы с наркологическими больными предусматривают профилактические, лечебные и специализированные программы. Профилактические направлены на предупреждение потребления алкоголя или наркотиков, злоупотребления ими, а также предупреждение любых форм отклоняющегося поведения. Объекты — дети, подростки, гр.риска. К ним относятся дети с отягощенной наследственностью, воспитывающихся в неблагополучных семьях, в семьях с наличием лиц, злоупотребляющих, отягощенные в органическом, личностном, поведенческом плане, с пониженным уровнем интеллекта. Рабата с такими гр. ведется в учебных заведениях, специализированных учреждениях и др.

6. Технологии соц. Работы в онкологии

В стране сохраняется высокой заболеваемость злокачественными опухолями. За последние годы специалистами достигнуты определенные успехи в лечении злокачественных новообразований и, таким образом, в целом улучшается прогноз заболеваний. Вместе с тем увеличивающаяся продолжительность жизни значительного числа пациентов не может оставаться единственным критерием уровня онкологической помощи. В организации медико–социальной помощи важнейшим является показатель излеченности от злокачественных новообразований, который означает не только клиническое выздоровление больных, но и возвращение их к прежнему социальному статусу. Онкологического больного следует рассматривать как человека, находящегося в стрессовой ситуации. Длительное тяжелое телесное заболевание, госпитализация, отрыв от привычного окружения, потеря социального статуса, оперативное вмешательство, ведущее к инвалидности, угроза смерти и другие факторы разрушают привычные стереотипы поведения, изменяют систему ценностей, перестраивают личность больного и ставят его перед проблемой адаптации к новым условиям жизни. Своеобразие клинического течения злокачественных опухолей, особенности их лечения, анатомо–функциональные нарушения, неизбежно возникающие после лечения и требующие коррекции вместе с тяжелым психологическим стрессом, определяют проблему реабилитации онкологических больных как важнейшую. Базируясь на общих принципах, социальная работа в онкологии имеет и свои особенности. Известно, что диагностика онкологических заболеваний на ранних стадиях дает больным большой шанс на полное выздоровление. В этой связи социальная работа с группами риска онкологических заболеваний приобретает особое значение. Здесь специфическими являются формы профилактической работы, направленные на лиц, страдающих предопухолевыми заболеваниями, из «раковых» семей, работающих на вредных производствах, проживающих на загрязненных радионуклидами территориях. Специалист социальной работы участвует в разработке и реализации целевых профилактических программ, проведении социально – гигиенического мониторинга, определении факторов риска, информировании населения о состоянии среды обитания и др.Важнейшее место в социальной работе с онкологическими больными занимает взаимодействие с членами семьи пациента и его ближайшим окружением. Первоочередными мерами в этой группе можно назвать решение психологических проблем. Психологическая дезадаптация пациентов и членов их семей неблагоприятно влияет как на лечение, так и на качество их жизни. Психологические проблемы таких семей усугубляются материальными трудностями, связанными с расходами на лечение и уход за больными, ухудшением трудовой занятости родственников больных. Часто семья, борющаяся за жизнь близкого человека, не в состоянии сама справиться с обрушившимися на нее проблемами, и становится объектом социальной работы.Особенности социальной работы с онкологическими больными двух групп – длительно и тяжело болеющие, а также больные с выраженными социальными проблемами, – достаточно однородны, так как все длительно и тяжело болеющие онкологические больные имеют выраженные социальные проблемы. Поэтому рассматривать их целесообразно совместно.

6 стр., 2883 слов

Организация социальной работы с семьями безработных

... социальной работы с семьями безработных. Задачи курсового исследования: 1. Рассмотреть государственные гарантии безработным. 2. Ознакомиться с существующими методами социальной работы с безработными. 3. Изучить проблемы ... наиболее трудной ситуации находятся семьи с детьми до 6 лет и семьи одиноких матерей с детьми. В семьях безработных значительно больше проблем с проведением свободного времени, ...

7. Технологии соц. Работы в службе планирования семьи

Основные методы и роль социальной работы в службе планирования семьи

«Цель деятельности специалиста по социальной работе в области планирования семьи — добиться того, чтобы каждый человек, пришедший к нему на прием, стал сознательнее относиться к своему репродуктивному поведению: чтобы беременность перестала быть случайностью и неожиданностью в жизни женщины, чтобы каждый ребенок был желанным в семье». Исходя из указанной цели, задачи деятельности социального работника в службе планирования семьи заключаются в том, чтобы убедить клиента, что его репродуктивное здоровье представляет ценность не только для него, но и для окружающих, так как оно играет роль в построении благополучных семейных отношений, оказывает огромное влияние на здоровье его детей; использование средств контрацепции должно стать нормой в его половой жизни в те периоды, когда он не намерен иметь детей; каждый гражданин должен сознательно и ответственно относиться к своему репродуктивному поведению. Социальный работник всегда должен помнить – его деятельность носит рекомендательный характер. Для достижения своей главной цели социальному работнику необходимо, прежде всего, поднять уровень знаний, информированности клиентов на более высокую ступень, что послужит условием формирования сознательного отношения клиента к своему репродуктивному здоровью. Опытный специалист обращается к сознанию клиента. Он побуждает клиента задуматься о своем здоровье и предпринять конкретные шаги по его улучшению; осознать значимость собственных поступков, совершаемых сегодня для дальнейшей жизни; способствует пробуждению чувства собственного достоинства, любви и уважения к себе, что, в конечном счете, является необходимым условием для правильного репродуктивного поведения. Основным методом социальной работы в службе планирования семьи является консультирование. Социальное консультирование — значит оказание помощи в виде квалифицированного совета. Консультирование проходит по трем основным направлениям:- консультирование по вопросам контрацепции (проходит индивидуально с женщиной); — психологическая подготовка беременных женщин к рождению ребенка и сознательному родительству (используется в основном групповая работа); — индивидуальное консультирование по вопросам преодоления супружеских конфликтов. Психологическая подготовка беременных женщин к рождению ребенка. Это направление основывается на том, что течение родового процесса тесно связано с эмоциональным благополучием беременной женщины. У современной будущей матери нет возможности доверить свои эмоции медицине, так как эмоциональная жизнь беременной не учитывается этой сферой. Тут-то и приходит на помощь опытный специалист, готовый оказать психологическую поддержку будущей матери или семье.Индивидуальное консультирование обеспечивает клиенту лучший уровень знаний, поскольку дает возможность предоставить именно ту информацию, в которой он заинтересован. Консультирование является базовым методом социальной работы, в том числе и в области планирования семьи. Помимо данного метода, активно используется метод профилактики. В данном случае подразумевается профилактика абортов. Профилактика абортов необходима, прежде всего, для сохранения репродуктивного здоровья девушек и женщин. Социальная служба играет немаловажную роль в социальной поддержке женщин, способствует предупреждению и решению их проблем, представляет им необходимые виды помощи. Основная роль социальной службы и специалистов в области этой сферы – быть посредником между тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации и обществом в целом. Специалист по социальной работе не решает проблем клиента. Он всего лишь содействует, с одной стороны, эффективной адаптации клиента в обществе и, с другой стороны, процессу очеловечивания этого общества, преодолению его отчужденности от забот реальных людей.

13 стр., 6427 слов

Курсовая работа. Дети из неблагополучных семей

... лишь в соотношении с конкретным ребенком, на кого это неблагополучие действует. Разные бывают семьи, разные встречают-ся дети, так что только система отношений «семья - ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная ... в том числе и сексуальное. По данным центра социальной и судебной психиатрии имени Арбского, особенно часто страдают дети в возрасте 6 - 7 лет. Из них 70% ...

10 стр., 4979 слов

Особенности работы социального педагога в ДОУ

... трудовым договором (контрактом). Социальный педагог соблюдает Конвенцию о правах ребенка. 1.2 Направления работы социального педагога в современных условиях Профессиональная деятельность социального педагога обширна и имеет ... и реабилитации в школе, детском саду, семье, обществе, содействие в оказании ему социальной, юридической, медицинской помощи. Для решения этих задач специалист изучает ...

8. Технологии соц. Работы с безнадзорными детьми и подростками

В словаре по социальной работе безнадзорные дети также определяются как лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, их замещающих.

социальной политики профилактики детской безнадзорности и социального сиротства, создание специализированной системы учреждений для дезадаптированных детей и подростков, предназначенной для целенаправленной работы по их социальной реабилитации. Основная цель деятельности таких учреждений – социальная защита и поддержка нуждающихся в этом детей, их реабилитация и помощь в жизненном определении. Задачами учреждений для дезадаптированных детей и подростков являются:- профилактика безнадзорности, бродяжничества, дезадаптации;- оказание медико – психологической помощи детям;- формирование у детей и подростков положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;- выполнение попечительских функций;- психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности;- содействие возвращению в семью;- обеспечение возможности получить образование;- забота о дальнейшем благоустройстве, месте жительства.В системе социально – реабилитационных служб для несовершеннолетних создаются социальные приюты для детей и подростков. Одной из главных задач приютов, в которых дети могут получать кров и пищу, является восстановление широкого спектра их отношений с миром, обучение их общению со взрослыми, сверстниками, обретение чувства семьи, своей значимости.Программа реабилитации детей и подростков в приютах осуществляется в двух формах: индивидуальной и групповой. Индивидуальная программа реабилитации ребёнка создаётся на основе изучения его личности, которая предусматривает не только проведение общих оздоровительных мероприятий, но и лечение хронических заболеваний, которые имеются у ребёнка на момент поступления в приют. Большое значение в реабилитации подростка имеют психологическая диагностика и коррекция. Участие ребёнка в психокоррекционных группах способствует его личностному росту, самораскрытию, приобретению определённых знаний, умений, навыков; индивидуальная же реабилитация, прежде всего, призвана снять у ребёнка чувство тревоги и неуверенности, повысить его самооценку, помочь справиться со страхами, сформировать доверие к людям.Существует ещё один способ социальной помощиподросткам – создание семейных (воспитательных) групп.

Правовую основу деятельности по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства, беспризорности, безнадзорности составляет ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

9.Технологии социальной работы с молодыми семьями

Молодая семья – семья в первые 3 года после заключения брака , в которой никто из супругов не достиг 30 лет. Формы: денежные выплаты семьям на детей и в связи с рождением, содержанием, воспитанием детей (пособия и пенсии); трудовые, налоговые, жилищные, кредитные льготы семьям; бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, питание беременным); социальное обслуживание (оказание психологической, юридической, педагогической помощи, социальные услуги).

Технологии(направления): психолого-педагогическое консультирование по проблеме формирования брачного союза; организация работы клубов «Молодая семья», «Молодожены»; патронаж, помощь молодым родителям в выработке навыков по уходу за ребенком; просветительская работа по вопросам супружеской адаптации и взаимоотношениям с родителями, другими семьями; психологическая диагностика семейных взаимоотношений на ранних стадиях развития ребенка; оказание помощи семье в поиске необходимых специалистов медицинского, психолого-педагогического, юридического профиля.

Учреждения: департаменты проблем семей, женщин и детей, комитеты по делам семьи, женщин и молодежи, центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи по телефону, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, органы опеки и попечительства.

-социальная защита и поддержка семьи, материнства, отцовства и детства

-обеспечение граждан пособиями и компенсациями — социальная защиты граждан пожилого возраста, ветеранов и инвалидов.

10. Технологии социальной работы с неполными семьями

Неполные семьи – семья с одним родителем и детьми. Формы: денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием, воспитанием детей (пособия и пенсии); трудовые, налоговые, жилищные, кредитные льготы семье; бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, питание беременным); социальное обслуживание (оказание психологической, юридической, педагогической помощи, социальные услуги).Технологии (направления): выявление проблем требующих срочного вмешательства и решения, поиск удобной работы для родителей, юридическое консультирование, психолого-педагогические консультации по вопросам взаимоотношения родителей и детей, выявление девиантности у членов семьи и детей, помощь в выборе профилактических мер девиантного поведения родителей и детей, организация медико-социального патронажа.Правовое обеспечение:Конституция, Семейный кодекс, Постановление Правительства РФ № 883 от 4.09.95 г. «Об утверждении положения «О порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей», ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», 95 г.Семья – социальный институт, малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве и индивидуальных потребностей людей в союзе друг с другом.

11. Технологии социальной работы с многодетными семьями

Семья – социальный институт, малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве и индивидуальных потребностей людей в союзе друг с другом.

Работа с семьей – микроуровень.

Многодетная –от 3-х детей до 18л. Указ президента «О мераэх поддержки» — льготы в области ЖК, транспортных, медицинских, образовательных услуг, льготы в области трудовых и земельных отношений. Обеспечение жильем по определенным стандартам. Областной закон «О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Архангельской области» с 01.01.2006г, которым установлены меры социальной поддержки многодетных семей в части бесплатного проезда детей-школьников из многодетных семей, оплаты Жку — 30% скидки по оплате коммунальных услуг, а проживающим в домах без центрального отопления – по оплате стоимости твердого топлива, лекарственного обеспечения до 6 лет, школьной формы.

Формы: денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием, воспитанием детей (пособия и пенсии); трудовые, налоговые, жилищные, кредитные льготы семье; бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, питание беременным); социальное обслуживание (оказание психологической, юридической, педагогической помощи, социальные услуги).

Технологии (направления): оказание всех видов помощи (социальная, материальная, правовая, психолого-педагогическая), организация дополнительного образования для развития потенциальных возможностей детей, подготовка детей к школе, к семейной жизни и трудовой деятельности, помощь в профориентации и трудоустройстве детей, активное включение семьи в общественно-полезную деятельность и искоренение у нее иждивенческих потребностей.

12.Технологии соц. работы с семьями с конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей.Педагогически несостоятельная семья, как и конфликтная, не оказывает на детей непосредственно десоциализирующего влияния. Формирование антиобщественных ориентаций у детей в этих семьях происходит потому, что за счет педагогических ошибок, нездоровой морально-сихологической атмосферы здесь утрачивается воспитательная роль семьи, которая по степени своего воздействия начинает уступать другим институтам социализации, играющим неблагоприятную роль. Педагогически

несостоятельные, конфликтные семьи оказываются наиболее труднодоступными для выявления причин и неблагоприятных условий, оказывающих негативное воздействие на детей. Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо, как правило, длительное и близкое знакомство, установление доверительных отношений и с детьми, и с родителями. Принципы работы с еблагополучными семьями: 1) неиспользование обвинений и упреков, пусть даже вполне заслуженных; вместо этого — социальная защита, создание уверенности в возможности выхода из кризиса; 2) индивидуальный подход: решение конкретных проблем конкретной семьи и ребенка в реальных жизненных условиях и местах их пребывания; 3) постоянный контакт с семьей; 4) доверительные отношения между социальным работником и

всеми членами неблагополучной семьи; 5) построение отношений с семьей на деловой основе с применением таких методов, как контракт, план; 6) уважение норм и ценностей членов семьи; 7) ориентация на развитие, основываясь на позитивном потенциале семьи, ее способности к самопомощи; 8) использование широкого спектра методов и подходов в работе специалистов. Этапы работы с неблагополучной семьей: знакомство;

вхождение в семью; изучение семьи; анализ полученной информации; коррекция, восстановление отношений внутри семьи; выход из семьи. Целью работы с родителями являются профилактика и коррекция дисгармоничных семейных отношений, а также устранение недостатков семейного воспитания. Задачи работы с родителями: осуществлениеинформационно-просветительской работы с целью профилактики дисгармоничных отношений и нарушений в семейном воспитании: разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей; ознакомление родителей с теми формами семейных отношений и семейного воспитания, которые могут привести к негативным отклонениям в поведении детей. Работа может осуществляться как на федеральном, региональном уровнях, так и на уровнях отдельных общеобразовательных учреждений. Формами такой работы могут быть лекции, семинары, беседы, тематические родительские собрания с привлечением специалистов и т.д.; осуществлениедиагностической работы с родителями с целью диагностики типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и своей семье. Результаты не только дают информацию о возможных отклонениях в системе семейного воспитания, но и позволяют выявить область возможных проблем в тех семьях, где дисбаланс еще не наступил, но уже имеются негативные тенденции. Работа может проводиться групповым или индивидуальным методом, при помощи тест-опрос-

ников; осуществление коррекционной работы с семьей с целью восстановления нормальных взаимоотношений между ее членами и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании. Формы проведения коррекционной работы весьма разнообразны: групповая семейная психотерапия, индивидуальная психотерапевтическая работа с отдельной семьей или отдельным ее членом, совместная групповая психотерапия детей и родителей. Таким образом, работа специалистов по социальной работе с семьей с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей должна быть ориентирована на реализацию комплекса мер по раннему выявлению и профилактике семейного неблагополучия, конфликтности и включать в себя деятельность по коррекции сложившейся семейной ситуации, созданию условий социальной реабилитации кризисных семей.

13. Технологии соц. работы с семьями, находящимся в ситуации развода. Проблемы семей в ситуации развода не могут быть эффективно решены лишь собственными усилиями. Необходима своевременная и комплексная поддержка со стороны различных социальных институтов и служб. Нейтрализация негативного влияния развода — цель социальной работы с семьями в ситуации развода. Для ее достижения требуется комплексное применение таких социальных технологий, как диагностика, профилактика, адаптация, реабилитация, терапия, коррекция, консультирование, посредничество. Эффективность мер по решению какой-либо проблемы прежде всего зависит от объективности и точности ее оценки как на момент возникновения, так и в процессе сбора и анализа данных о ней, т.е. многое определяет правильный социальный диагноз. В рамках изучения развода в семье с детьми главной целью диагностики становится определение социальной проблемы клиента и поиск правильных средств для ее разрешения. Как уже отмечалось, принятые на основе социальной диагностики решения и рекомендации реализуются посредством различных процедур и технологий социальной работы. Одной из таких технологий является социальная профилактика. Социальная профилактика, с одной стороны, предполагает предупреждение самого отрицательного воздействия развода, т.е. снятие внешних причин, которые могут приводить к состоянию психологического напряжения и дискомфорта у всех членов семьи, что особенно актуально в периоды до и во время развода (первичная профилактика); с другой стороны, она означает предупреждение дальнейшего развития возникших в результате распада семьи проблем (вторичная профилактика).

Необходимость вторичной профилактики обусловлена уже наличием или проявлением проблем, а значит, и желанием тех, кто проводит профилактическую работу, не дать этим проблемам полностью деформировать личность, не дать многочисленным негативным последствиям развода разрастись до уровня патологии. Вторичная профилактика осуществляется через своевременную психолого-педагогическую помощь, коррекцию поведения, деятельности и отношений, снятие отрицательного эмоционального состояния у ребенка и других членов семьи и т.д. Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности в социальной работе с семьей, находящейся в ситуации развода. Легче с гораздо меньшими издержками для общества и личности не допустить возможных отклонений в развитии, действиях и поведении всех членов семьи, особенно детей, чем бороться с уже наступившими негативными последствиями. Огромную роль приобретают знания и умения социального работника в области посредничества.Социальное посредничество —это процесс содействия достижению согласия между социальным субъектом и объектом для решения социальных проблем последнего и оказания ему помощи. В связи с этим социальные работники являются своеобразным связующим звеном между семьей и различными государственными и негосударственными учреждениями и социальными институтами, дошкольными учреждениями и школой, органами здравоохранения, правоохранительными службами. С другой стороны, они выступают в роли посредника между супругами, родителями и детьми. Подобная работа не может быть качественной без применения такой технологии, какконсультирование: брачно-семейное консультирование (иначе — терапия семейных отношений) — одна из его разновидностей. . Консультирование имеет целью повысить качество внутрисемейного взаимодействия. Его регулирующее воздействие на брачно-семейные отношения связывается, во-первых, с возможностью согласования и упорядочения внутренних и внешних зачастую противоречивых влияний в процессе выработки семейных норм и ценностей, а во-вторых, с помощью семье и ее членам в формировании, коррекции и согласовании личных норм, касающихся брачно-семейных отношений.Коррекционное воздействие может идти в разных направлениях:восстановление предполагает воссоздание тех качеств социального объекта (в данном случае семьи), которые преобладали до появления отклонения;стимулирование направлено на активизацию положительных качеств, деятельности социального объекта, формирование определенных ценностных ориентаций, установок отдельных клиентов, создание положительного эмоционального фона, отношений в микросоциуме;исправление предполагает замену отрицательных свойств социального объекта на положительные.Социальная терапия означает целенаправленный процесс практического взаимодействия соответствующих государственных структур, общественных организаций и объединений, в том числе и религиозных, на конкретные формы проявления социальных отношений или социальных действий. Подкомпенсацией в ситуации развода в семье с детьми понимается возмещение тех характеристик, условий жизни, социальных связей, которые были утрачены в результате развода. Подадаптацией понимают процесс и результат взаимодействия индивида (группы) с кардинально меняющейся средой, в ходе которого постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон, в результате чего индивид получает возможность выживания (и процветания), а макросреда — воспроизведения и вступления в иную, восходящую стадию. Социальная адаптация семьи в ситуации развода направлена на восстановление норм, социально полезных отношений с субъектами (группами и ее отдельными членами), изменение в позитивную сторону общения, поведения и деятельности. Психологическая адаптация в данном случае есть усвоение социально полезных стандартов поведения и ценностных ориентаций, сближение установок личности ребенка и разведенных родителей с ожиданиями социальной среды. Таким образом, решение проблем комплексного, организационного, социально-педагогического, психологического, нормативно-правового, финансово-материального и кадрового обеспечения реабилитационной деятельности с разведенными семьями невозможно без глубокого изучения негативных последствий развода, путей их минимизации, а также активной практической деятельности и конкретных мер со стороны органов власти. Решение проблем перестройки социально-реабилитационной работы существенно затрудняется тем, что в настоящее время, с одной стороны, к участию в данной деятельности привлечено большое количество социальных институтов и общественных организаций, а с другой стороны, наличествует ведомственная разобщенность этих служб, не решены вопросы организационно-управленческого, методического, нормативно-правового и кадрового обеспечения.

14.Технология социальной работы с одинокими пожилыми людьми и семьями состоящими из пенсионеров

В соответствии с классификацией ВОЗ к пожилым относятся люди в возврасте от 60 до 74 лет, к старым – 75-89, к долгожителям – 90 и старше. К пожилым относятся разные люди – от относительно здоровых и крепких до глубоких стариков, обремененных недугами, выходцы из самых разных социальных слоев, имеющие разн.уровни образования. Среди пожилых больше женщин чем мужчин. (Теории старения: т.освобождения, т.активности,т.меньшинства, т.субкультуры).

Современная соцработа с престарелыми должна строится в соответствии с Планом действий по проблемам престарелых, разработанных ООН более 15 лет тому назад. В России приняты ряд фед.социальных программ «Старшее поколение». Но продолжается снижение уровня жизни стариков, ухудшается здоровье.

Проблемы пожилых людей: 1. Фрустрация сознания, т.е. преобладание пессимистических взглядов на жизнь. 2. Негативное отношение к существующей власти. 3. Высокий уровень субъективного отношения к политике государства и низкая оценка возможности воздействия на нее. 4. Неудовлетворительность жизнью, 5. Наличие заниженных стандартов жизни (маргинальные слои общества , БОМЖи)6. Сохранение здоровья. 7. Материальная проблема. 8. Лишены возможности поправить свое здоровье.

Социальная работа с пожилыми людьми заключается в следующем: — создание сети учреждений социального обслуживания, способствующих формированию благоприятных ситуаций, полезных контактов, удовлетворение потребностей пожилых людей как особой социальной группы населения и создания хорошей атмосферы для достойной поддержке их возможностей.- развитие нетрадиционных форм занятости среди пожилых. – вовлечение пожилых людей в политическую жизнь общества. – создание инфраструктуры досуга пожилых людей. – корректировка действующей пенсионной системы (т.е. создание совершенного механизма, который должен стимулировать заработать хорошую пенсию).

Организация социального обслуживания в России – явл.одной из форм поддержки пожилых. Учреждения социального обслуживания: — комплексные центры соц.обслуживания населения, — территориальные центры социальной помощи семье и детям. – центры социального обслуживания с 1 или 2 направлениями, — центры экстремальной психологической помощи по телефону. – специальные дома для одиноких престарелых. – центры (отделения)социальной помощи на дому. – дома ночного пребывания. – геронтологические центры. – стационарные учреждения соц.обслуживания. – госпиталя для ветеранов войн. – медико-социальные благотворительные учреждения.

Виды социального обслуживания соцобслуживание на дому, соцобслуживание в стационарных учреждениях, представление временного приюта, организация временного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, материальная (отделения срочной помощи), реабилитационные услуги, оказание соцпомощи нуждающимся пожилым в паллиативной помощи.

Социальное обслуживание – деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию видов всех видов услуг (соц-быт,соц-мед, псих-педаг, соц-правовых и материальной помощи), проведение соцадаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Государственная система социальных служб – это система состоящая как из гос-х предприятий соцобслуживания (федеральная собственность) так из гос-х предприятий и учреждений соцобслуживания явл. собственностью субъекта РФ. В муниципальной системе соц.служб относятся муниципальные предприятия и учреждения находящихся в ведении органов местного самоуправления. Соц.обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями занимающимися предпринимательской деятельностью. Соц.обслуживание регулируется Федеральным законом РФ от 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»

15.Технология социальной работы с безработными

Безработица — такая совокупность общественных отношений, при которой часть активного населения не может применять свои способности к труду и выполняет роль резерва.Безработными признаются граждане трудоспособного возраста, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, и готовы приступить к ней.1)СЗ анализирует, прогнозирует спрос и предложение на рабочую силу, информирует о состоя­нии рынка труда. Ведет счет свободных рабочих мест и граждан, которые обращаются по вопросам трудоустройства. Оказывают помощь гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям — в подборе необходимых работников. 2)СЗ организует проф. подготовку, переподготовку и повышение квалификации, оплачивает проф. подготовку граждан,. 3)СЗ осуществляет регистрацию безработных и оказывает им необходимую помощь: выдает пособия по безработице, разрабатывает программы обеспечения занятости и мероприятия по соц. защищенности различных групп населения. 4)СЗ имеет право запрашивать у предприятий информацию о предлагаемых структурных изменениях и др. мероприятиях, в результате к-х может произойти высвобождение работ­ников,. 5)СЗ разрабатывают и вносят на рассмотрение местных органов власти предложения об установлении для рабо­тодателей минимального количества спец. рабочих мест для граждан, испыты­вающих затруднения в трудоустройстве. По доверенности пред­приятий и СЗ заключают договоры с гражданами о трудоустройстве, выдают им пособия при переезде на новое место жительство и работы. СЗ направляют безработных граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы. 6)В некоторых ЦЗ проводятся ярмарки вакансий, на к-х представлена информация об учебных заведениях и условиях приема в них, сведения о факультетах и специальностях, о свободных вакансиях в городе/регионе. Все услуги, связанные с обеспе­чением занятости граждан, предоставляются бесплатно.

Правительство РФ утвердило Положение «О порядке регистрации безработных граждан». В соответствии с данным положением регистрация безработных граждан осуществляется по месту жительства в следующей последовательности: первичная регистрация безработных граждан; регистрация в целях поиска подходящей работы; регистрация граждан в качестве безработных; перерегистрация безработных граждан; снятие граждан с регистрационного учета по безработице. Пособие по безработице. Пособие по безработице можно определить как выплаты, предоставляемые в течение установленного законом срока лицам, признанным безработными в размере, пропорциональном утраченному заработку.Материальная помощь.Преимущественное право на получение материальной помощи должно предоставляться членам семьи, находящимся на иждивении следующих категорий безработных:Инвалидов; Одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей; Женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста, детей – инвалидов; Вынужденных переселенцев; Женщин, уволенных в течение 12 месяцев, предшествующих дню официального признания их безработными с предприятий по причине сокращения численности или штата работников. Граждан, впервые ищущих работу, а также стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва – в период временной нетрудоспособности, длящейся более 30 дней. В исключительных случаях материальная помощь в виде разовых денежных выплат может оказываться безработному в случае смерти члена семьи, совместно проживающего с ним, а также одному из членов семьи безработного, в случае смерти самого безработного.Социальная защита детей безработных.Финансовые средства могут выделяться службой занятости для оплаты детских путевок в оздоровительные учреждения и лагеря и транспортных расходов, связанных с переездом ребенка к месту отдыха и обратно.Общественные работы. общедоступные виды трудовой деятельности, не требующие предварительной профессиональной подготовки и имеющие социально полезную направленность, организуемые для обеспечения временной занятости граждан, ищущих работу (Положение Правительства РФ от 14.07.1997 г. «Положение об организации общественных работ»).Содействие трудоустройству в другой местности. Органы СЗН также оказывают содействие гражданам в трудоустройстве в другой местности. Они предоставляют безработным гражданам компенсации материальных затрат в связи с их направлением на работу в другую местность по предложению службы занятости.Профессиональная подготовка и переподготовка по направлению органов СЗН.