Факторы риска и техники, применяемые в социальной работе

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. «Группы риска»
    • 1.1 Факторы социального риска семьи
    • 1.2 Проблемы семей социального риска
    • 1.3 Девиантное поведение
  • Глава 2. Формы и методы социальной работы с группами риска
  • Заключение
  • Список литературы
  • Введение
  • Проблемы людей социального риска так же затрагивают и жизнь общества в целом. Если не будет оказываться помощь и не вестись профилактика, например, с беспризорностью, с зависимым поведением, с насилием в семье и т.п., то для нормального населения увеличится угроза социальной опасности, что непосредственно может привести к демографическим проблемам и упадку уровня жизни общества.
  • Для раскрытия темы курсовой работы я использовала учебные пособия, такие как: С.В. Тетерский «Введение в социальную работу», Е.И. Холостова «Социальная работа», чтобы ознакомиться с проблемами и методами социальной работы с группами риска, «Психосоциальная поддержка семей группы риска — как условие предупреждения семейного неблагополучия и семейного насилия», чтобы подробнее изучить причины, факторы риска и техники, применяемые в социальной работе с семьей.
  • Для достижения своей цели я поставила перед собой следующие задачи:
  • — узнать, что такое группы риска;
  • — раскрыть проблемы;
  • — рассмотреть виды помощи.
  • Глава 1.

    «Группы риска»

  • Группы риска — это категория людей, чье социальное положение по тем или иным критериям не имеет стабильности, кому практически невозможно в одиночку преодолеть те трудности, которые возникли в их жизни и в результате приводят к потере социальной значимости, и иногда и биологической гибели. К «группе риска» относят следующие категории людей: инвалиды, дети-сироты, дети с отклоняющимся (асоциальным, девиантным) поведением, матери-одиночки, неполные семьи, пожилые, одинокие престарелые люди и умственно отсталые, беженцы, люди, подвергшиеся насилию, алкоголики, наркоманы, бездомные, жертвы экологических катастроф, сексуальные меньшинства, преступники, СПИД-больные, люди, занимающиеся проституцией. К этой же группе относят одаренных людей, испытывающих затруднения в общении и становящихся «трудными» для других.
  • Критическая ситуация, в которую попали эти люди, психологические стрессы, финансовое неблагополучие, а зачастую просто нищета, полное отсутствие средств к существованию, социально низкий уровень жизни губительны не только для перечисленных клиентов социальной службы, но и имеют косвенное, а иногда и прямое влияние на атмосферу и уровень цивилизованности общества.

    6 стр., 2706 слов

    Социальные группы, их виды и основные черты

    ... ассимилировавшийся иммигрант; горничная, стремящаяся достичь высших социальных кругов. Просто эти индивиды взяли за образец людей, относящихся к другой социальной группе, отличной от той, членами которой являются ... безусловной значимостью для индивида: в нее входят люди, которые играют неповторимую роль в его жизни. Вторичные группы — это группы, в которые индивиды вступают для достижения конкретной ...

    [8, стр. 419]

  • В семьях социального риска затруднено исполнение различных функций — обычно как по отношению к обществу, так и относительно членов семьи. Эти семьи находятся в трудной жизненной ситуации. К ним относятся семьи беженцев и вынужденных переселенцев; семьи военнослужащих срочной службы; семьи, проживающие в неблагополучных регионах; семьи, связанные с предприятиями и учреждениями, где своевременно не выплачивают заработную плату.
  • Разрушение стабильности социального статуса, потеря уверенности в незыблемости семейного мира отрицательно действуют на взрослых и детей. Иногда это может привести к выталкиванию детей на улицу, к асоциальным формам их реакции. Сравнительно небольшая помощь, оказанная в такой момент семье, может помочь ей обрести благополучие, тогда как оставление без помощи способно перевести ее в категорию неблагополучных [2, стр. 82].

1.1 Факторы социального риска семьи

Факторы социального риска прежде всего отрицательно сказываются на репродуктивных функций семьи, то есть на способности семьи воспитать здоровых в физическом и психосоциальном плане детей.

К факторам социального риска, отрицательно сказывающимся на репродуктивных функциях семьи, можно отнести следующие:

Социально-экономические факторы: низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия.

Парадоксом времени является то, что и сверхвысокие доходы «новых русских» также являются фактором риска в воспитании детей.

Медико-социальные факторы: экологически неблагоприятные условия, инвалидность либо хронические заболевания родителей, других членов семьи, вредные условия работы родителей, и особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами.

Социально-демографические факторы: неполная или многодетная семья, семьи с несовершеннолетним либо с престарелыми родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми.

Социально-психологические и психолого-педагогические факторы: семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями.

Криминальные факторы: алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни, семейные дебоши, проявления жесткости и садизма, наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной субкультуры.

Наличие того или иного фактора социального риска в семье не означает обязательного возникновения социальных отклонений в поведении детей, оно лишь указывает на большую степень вероятности этих отклонений.

При этом такая вероятность возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи. Медицинские исследования также показывают, что по мере увеличения числа факторов риска растет заболеваемость детей в семье.

Часть факторов социального риска влияет довольно стабильно и постоянно, другая часть с течением времени усиливает либо ослабляет свое влияние. Так, исследования разных времен показывают, что довольно стабильно среди семей подростков-правонарушителей поддерживается соотношение семей с низким прожиточным уровнем и составляет примерно 40%.

Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что особенно усиливается негативное влияние социально-экономического фактора, когда низкий прожиточный уровень семьи вступает в сочетание с низким общекультурным и общеобразовательным уровнем родителей, то есть в семье, имеющей скромные доходы, но достаточно высокий уровень духовной культуры, эмоциональной близости и стабильности значительно больше шансов воспитания нормального ребенка, чем в семье, где высокий жизненный уровень, но низкая духовная культура и неблагоприятный психологический климат [1, стр. 7-8].

1.2 Проблемы семей социального риска

Действие факторов, обуславливающих социальный риск, приводит к утрате семейных связей, росту числа детей, оставшихся без попечения родителей, постоянного места жительства, средств к существованию.

8 стр., 3683 слов

Школа и семья как партнеры в воспитании детей риска

... дети. Детская беспризорность — социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства. Отличительными признаками беспризорности являются: полное прекращение связи с семьёй, родителями, ... которые, по-моему, мнению, напрямую относятся к детям группы риска. Итак, дети группы риска это та часть детей, которая в силу различных обстоятельств своей жизни ...

Безнадзорность детей продолжает составлять одну из наиболее тревожных характеристик современного российского общества. Подавляющее число из них — социальные сироты, т.е. дети, брошенные родителями или отобранные у родителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка [10, стр. 517-518].

Так, причиной возникновения социальных проблем в неполных семьях является мало обеспеченность, поскольку в семье имеется только один трудовой доход (иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждена жить на пособие по безработице либо на детские пособия) Социально-экономические проблемы присущи не всем неполным семьям; во всяком случае, их разрешить проще, чем социально-психологические проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей.

Это, во-первых, обида, угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после развода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи. Во-вторых, чувство вины перед детьми, нередко у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи — это мать, одна воспитывающая детей).

Самая же большая сложность — затруднения в правильной полоролевой идентификации и ориентации детей.

Ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители [10, стр. 518-519].

Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присуще неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших сиблингов [10, стр. 522].

1.3 Девиантное поведение

Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой-то нормой. Нестандартное, отклоняющееся от нормы поведение часто называют девиантным.

Основные виды девиантного поведения — это преступность и уголовно ненаказуемые случаи аморального поведения, которые тоже представляют определенную общественную опасность. Связь преступности и аморального поведения состоит в том, что совершению преступления предшествует, как правило, какая-то разновидность девиантного поведения в форме пьянства, наркомании, распущенности в сфере сексуальных отношений и прочее [3, стр.

3 стр., 1359 слов

«Речевые нарушения как фактор личностно-социального развития ...

... нарушения как фактор личностно-социального развития детей и подростков». Цель исследования – изучить речевые нарушения как фактор личностно-социального развития детей и подростков. Задачи исследования: 1. Изучить ... конкретного индивидуума. Однако проблема речевых нарушений как фактора личностно-социального развития детей и подростков до конца не изучена. Это подчеркивает актуальность данной проблемы ...

126].

Девиантное поведение это:

1. Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, т. е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии. Эту группу, во-первых, составляют лица, которых условно можно отнести к третьей группе характеров, т. е. астеников, шизоидов, эпилептоидов и других психически ненормальных людей. Во-вторых, к этой группе примыкают лица с акцентуированными характерами, которые тоже страдают психическими отклонениями, но в пределах нормы.

2. Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляющееся в различных формах социальной патологии — пьянстве, наркомании, проституции и пр. Подобный вид девиантного поведения выражается в форме проступков или преступлений. Если эти проступки незначительны и не приносят большого вреда общественным отношениям, то лица, совершившие их, подвергаются наказанию по нормам трудового или административного права. Правоохранительные органы в лице милиции и судебных органов применяют к девиантам меры принудительного характера (административный арест, штраф и пр.), а социальные и медицинские службы проводят с ними комплекс мер по социальной и психической адаптации.

Если же девиантсовершает преступление, то такое деяние квалифицируется по нормам уголовного законодательства [6, стр. 56].

К основным субъектам девиантного поведения можно отнести лица, страдающих определенными формами психической патологии и склонных на этой основе к аморальному поведению, попыткам членовредительства и самоубийства.

К социальной патологии можно отнести наркоманию и токсикоманию, бытовое пьянство и алкоголизм, проституцию, бродяжничество и другие правонарушения [6, стр. 58-59].

К социальной патологии можно отнести наркоманию и токсикоманию, бытовое пьянство и алкоголизм, проституцию, бродяжничество и другие правонарушения.

Таким образом, психические расстройства проявляются в двух формах:

1) Акцентуированные характеры, т. е. крайние варианты нормы, когда отдельные черты характера очень усилены и человек уязвим для определенных психологических воздействий. Люди с ярко выраженными «тяжелыми» чертами характера часто являются клиентами социально-медицинских и правоохранительных служб;

2) Психопатия — это явное или скрытое отклонение от нормы психических качеств человека. Эти отклонения проявляются в поведении, поступках, вербальном и невербальном общении. Люди с латентной или явной патологией являются клиентами психиатрических служб [3, стр. 58-59].

Глава 2.Формы и методы социальной работы с группами риска

социальный девиантный молодежный беспризорник

3 стр., 1465 слов

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ...

... осуществляющих социальную защиту детей; - исследовать формы и методы осуществляющие социальную защиту детей; - проанализировать отделение психолого-педагогической помощи семье и детям; - рассмотреть работу отделения профилактики безнадзорности детей и подростков; - проанализировать сущность работы отделения социального обслуживания ...

Социальная работа с подростками

Часто психические расстройства обусловлены тем, что к подростку среда и общество предъявляют непосильные требования в виде усложненных учебных программ в старших классах или высшей школе, что ведет к появлению так называемой умственной отсталости, т. е. сознательному или бессознательному недовольству чертами своего характера. Если на врожденные отклонения в характере накладываются болезненные переживания с отрицательным эмоциональным знаком, то формируется комплекс неполноценности и как следствие возникает необходимость в искусственных компенсаторах — алкоголе, наркотиках, агрессивном поведении [6, стр. 59].

Важными направлениями деятельности социальных служб для молодежи становятся терапия кризисных состояний в молодежной среде и предупреждение девиантного поведения. В этих целях профилактика преступности среди подростков последовательно-педагогических и социально-педагогических приемов коррекции отклоняющегося поведения, оказанием соответствующих социальных услуг.

Проводится работа по созданию среды общения подростков, молодежи по месту жительства путем организации клубов общения, в том числе для молодых людей ограниченными возможностями.

Расширяется сеть социально-психологических центров для молодых людей, страдающих различными формами химической зависимости, наркологических служб, анонимных наркологических кабинетов для подростков и молодежи [7, стр.

237-238].

Для оказания помощи таким детям создаются специализированные учреждения по социальной реабилитации детей, утративших семейные связи, оставшихся без попечения, постоянного места жительства, средств к существованию. К таким учреждениям относятся социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшихся без попечения родителей [8, 430].

Задачами учреждений для дезадаптативных детей и подростков являются:

· профилактика безнадзорности, бродяжничества, дезадаптации;

· психолого-медицинская помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе в связи с физическим, психическим насилием или опасными для жизни и здоровья условиями проживания) в безысходное положение;

· формирование у детей и подростков положительного опыта социального поведения, навыков ощени я и взаимодействия с окружающими людьми;

· выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без родительского внимая и заботы, средств к существованию;

· психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности;

· содействие возвращению в семью;

· обеспечение возможности получить образование;

· забота о дальнейшем благоустройстве, месте жительства [7, стр.

602-603].

Профилактика девиаций составляет ту важнейшую часть предупредительной работы, содержанием которой является целенаправленное выявление и устранение причин и условий конкретных девиаций. Чем успешнее профилактика, тем меньше приходится затрачивать усилий и средств на реабилитацию дезадаптивных детей и подростков, предупреждение перехода отклоняющегося поведения (девиантного) в преступное (делинквентное) [7, стр. 632].

Социальная работа с семьей

Применительно к семьям различных категорий клиентов: инвалидов, пенсионеров, военнослужащих, беженцев и т.д. — используются различные технологии социальной работы. Виды и формы социальной помощи, цель которых — сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семье, нуждающейся в поддержке, можно разделить на экстренные, т.е. направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление детей из семьи, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей), направленные на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов.

Социальный работник осуществляет связь между семьей и субъектами социальной помощи (служба занятости, органы социальной защиты, органы народного образования, юрист, психолог, органы здравоохранения, торговые организации, благотворительные организации, исполнительная городская власть[4, стр.

8 стр., 3588 слов

Роль старшего воспитателя в создании условий для самостоятельной ...

... ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Не нравится ни одна из предложенных педагогом технологий? Придумай свою, ... жизни ребенка в ДОУ и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально - интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы ...

71].

Социальная работа с инвалидами

Главным результатом социальной работы с инвалидами является достижение такого состояния инвалида, когда он способен к выполнению социальных функций, свойственных здоровым людям. При этом под социальными функциями (их еще называются социальными умениями) понимается трудовая деятельность, обучение, способность к чтению, письму, самостоятельному передвижению, коммуникативная способность и др. В то время как большинство людей могут научиться социальным умениям при минимальной формальном обучении, инвалиды нуждаются в тщательном и систематическом обучении этим навыкам. Главная цель — с детства научить инвалида двигательным и социальным навыкам, основам грамоты и счета (например, одевание, умывание, умение пользоваться столовыми приборами, обращаться с деньгами, делить покупки и приготавливать пищу, пользоваться телефоном, транспортом и т.д.).

Дети-инвалиды школьного возраста имеют возможность в рамках медико-социальной реабилитации изучать академические дисциплины и готовиться к трудовой жизни.

Социальная работа с инвалидами и их реабилитация приобретают в социальной политике весомое значение. В настоящее время организованы дневные стационары, в которых обеспечены условия для проведения комплекса реабилитационных мероприятий и необходимые условия для досуга.

Социальные службы, организующие и осуществляющие медико-социальную реабилитацию инвалидов, руководствуются основными принципами: как можно более раннее начало осуществления реабилитационных программ с реализацией их медицинского, педагогического, психологического, социально-бытового, технического аспектов; индивидуальный подход к определению объему, характера и направленности реабилитационных мероприятий. Это обеспечивается сосредоточением в учреждениях специалистов разных профессий (врачей, педагогов, психиатров, социальных работников, логопедов, трудотерапевтов, техников по протезированию, специалистов по профессиональному обучению и др.), а также необходимого оснащения и оборудования.

В целях профессионального обучения и переобучения в различных регионах организованы специальные учреждения профессиональной реабилитации или же профильные подразделения в составе центров реабилитации.

5 стр., 2046 слов

Психолого-социальная работа с детьми и подростками, находящимися ...

... Предмет исследования - особенности социальной работы с детьми и подростками. Цель исследования - проанализировать технологии психолого-социальной работы (далее ПСР) с детьми и подростками и определить ... особо трудное положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей семей вынужденных переселенцев и мигрантов; - высок уровень социальной патологии в детской ...

Для трудоустройства используются специальные предприятия и специально оборудованные цеха, щадящий режим, надомный труд.

Важнейшую роль в медико-социальной реабилитации играет организация восстановления инвалида не только в рамках социальных учреждений, в амбулаторно-санитарных условиях, но и по месту жительства — оказание помощи семьям, в которых воспитываются дети-инвалиды. В таких семьях возникает много сложных проблем, в том числе медицинских, экономических, проблем воспитания и ухода за больным ребенком, психологических проблем, связанных как с тяжелым заболеванием ребенка, так и с трудностями в установлении и поддержании контакта с ним, приобретении специального оборудования, социально-профессиональных проблем (смена места работы и характера труда с учетом интересов ребенка-инвалида, формирование специфического уклада жизни семьи) и др. [8, стр. 420- 421].

Социальная работа с беженцами

Для социальной помощи беженцам организуются ночлег, временное питание, медицинская помощь. Специалисты социальной защиты населения снимают или уменьшают психологические последствия таких категорий, как «травма», «утрата», «жестокое лишение». Такие стрессовые ситуации негативно влияют на состояние здоровья беженцев, вызывая серьезные последствия на долгие годы.

Главная задача социальной работы с беженцами — развитие у них способности самостоятельно преодолевать трудности.

Дети беженцев часто получают психические травмы, будучи свидетелями убийства своих родителей.

Реакция на травматические события, формы поведения, в которых дети проявляют себя обычно во время стрессовых состояний, зависят от возраста, стадии развития детей, а также и от умения привлечь различные средства для своего спасения.

Например, дети дошкольного возраста, особенно привязанные к родителям, в травматических ситуациях проявляют в своей поведенческой манере еще более страстную привязанность к ним. Дети младшего дошкольного возраста, пережив стрессовые ситуации, становятся раздражительными, грубыми, у них появляются жалобы на плохое самочувствие. Обычно после пережитого у них резко падает успеваемость в школе.

Категория «утрата» является определяющей характерной чертой статуса беженца. При этом дети лишаются своих домов, привычных вещей, своих друзей, а часто родителей и близких родственников. Для большинства детей потеря родителей- это полная катастрофа, вызывающие тяжелые психические расстройства, которые могут неоднократно повлиять на протяжении их дальнейшей жизни.

Для таких детей характерны нервозы, депрессии, ухудшение умственных способностей, ослабление активности. Не исключается для них и опасность оказаться в числе преступников.

Дети беженцев испытывают так же жестокие лишения из-за недостатка пищи, воды, отсутствия медицинского обслуживания, надлежащего жилья. Все это ведет к физическому истощению организма. Развитие ребенка в результате замедляется, истощается и его эмоциональный потенциал.

Случаются ситуации, когда ребенок может быть подвергнут риску, связанному с прямой угрозой его жизни или так называемому социокультурному риску, при котором он лишен жизненно необходимых социальных и психологических условий для нормального дальнейшего развития. Усиление того или другого может вызвать психические заболевания, нарушение поведения, что нередко проявляется в пристрастии к алкоголю, наркотикам. Такие обстоятельства могут сделать ребенка преступником или толкнуть его на самоубийство.

Одна из мер профилактики «трудности» беженцев — заблаговременный отбор регионов по возможного расселения беженцев с заранее предусмотренной системой инфраструктуры социальной защиты (жилье, транспорт, медобслуживание, социокультурная сфера и т.д.) [8, стр.

12 стр., 5807 слов

Социальная ситуация развития ребенка

... и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе. Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его «социальное бытие», в процессе которого ... семьи 4.2 Социальная ситуация развития в подростковом возрасте в школе Заключение Литература ВВЕДЕНИЕ Понятие социальная ситуация развития было введено Л.С. Выготским [1] как единица анализа динамики развития ребенка, ...

421-423].

Социальная работа с жертвами насилия

Постоянно меняющаяся ситуация развития общества рождает проблемы насилия.

Выделяются следующие социальные формы насилия:

1. Физическое, включая телесное повреждение.

2. Эмоциональное или психическое: в виде словесных оскорблений, постоянных агрессивных выпадов, преднамеренной терроризации.

3. Сексуальное, осуществляемое как внутри группы молодых людей, так и со стороны представителей старших возрастов.

4. Пренебрежительное, безразличное, умышленно невнимательное отношение к потребностям, интересам отдельной личности либо к молодым людям в целом в конкретной общественной группе [8, стр. 423-424].

Особую тревогу в современном российском обществе вызывает получившее достаточно широкое распространение семейное насилие, жесткость родителей по отношению к детям, пренебрежение прямыми обязанностями по содержанию и воспитанию [5, стр.17].

Защита более слабых членов семьи, и в первую очередь детей, от жестокого обращения в семье — одна из важнейших задач социального работника. Порой дети, подвергаемые жестокому обращению, запуганы или не в состоянии рассказать о том, что с ними происходит, в силу не понимания, малолетства, интеллектуально-психических ограничений или по иным объективным причинам.

Как правило, такой вид поведения скрыт от глаз окружающих [10,стр. 526].

В России для жертв насилия создаются специальные гостиницы и кризисные центры; телефонное и очное консультирование пострадавших от домашнего насилия; работают телефоны доверия, отделения психосоциальной разгрузки, отделы консультаций в социальных службах [8, стр. 424-425].

К технологиям, используемым в случаях семейной жестокости, относится также организация социальных приютов (гостиниц, убежищ), которые дают возможность женщинам и детям переждать в безопасном месте кризис семейной ситуации [10, стр. 527].

Социальная работа с бездомными

Бездомность как социальное явление присуще человечеству на протяжении его существования. Как правило ее обострение или «взрыв» приходится на периоды социальных потрясений: войн, голода, экологических локальных катастроф, землетрясений, наводнений, различных кризисных процессов и т.д.

Для России причинами, усугубляющими возникновение проблемы бездомности, в настоящее время являются:

— Отсутствие достаточного количества жилья, а также его дороговизна;

— Безработица, обуславливающая нехватку средств для оплаты жилья;

— Низкие доходы многих семей и отдельных граждан;

— Социальное нездоровье общества (доля душевнобольных, лиц с отклоняющимся поведением, наркоманов, алкоголиков; нездоровые отношения в семье; положение лиц, вышедших из мест заключения).

Формы и методы социальной работы с бездомными разнообразны: открыты дома ночного пребывания, ночлежки; для бомжей и бродяг организуются «телефоны доверия»; работают приюты, столовые и душевые с прачечными; социальные центры и т.д.

В работе с бездомными требуется особый подход: не унижать и не отталкивать, дать возможность почувствовать человеческое отношение. Предложение элементарных услуг (ночлег, питание, медицинская помощь) не должно вызвать чувства обиды и горечи за свое положение, а, наоборот, вселять надежду на положительное решение проблемы как своими силами, так и с помощью органов социальной защиты.

Для решения жилищной проблемы бездомных российские экономисты предлагают привлекать денежные средства населения за счет введения новой, дифференцированной системы оплаты квартир, расширение ЖСК, материального содействия индивидуальному жилищному строительству [8, стр. 425-426].

Социальная работа с беспризорными детьми

Основными побудителями к бегству ребенка из дома являются: принадлежность к социально неблагополучной семье; стыд за родителей (например, алкоголиков, недостойно ведущих себя с окружающими людьми, и т.д.); безразличие родителей к трудностям их детей в школе. Благоприятный выход из таких ситуаций во многом бывает связан с помощью школьнику со стороны учителей и социального работника.

Социальному работнику при любых конфликтах необходимо всегда принимать сторону ребенка и его семьи, решительно их поддерживать.

Социальному работнику необходимо не терять из поля зрения детей, оставшихся вне школы, и оказывать им своевременную помощь.

Для детей-беспризорников организуются приемники-распределители, одна из главных задач которых — предупреждение безнадзорности и противоправных действий среди детей.

В России действуют десятки общественных организаций и фондов, чья социальная деятельность направлена на профилактику беспризорности. Работают специальные социальные службы, службы социальной скорой помощи, приюты,

Главная задача социального работника — проникнуть в проблемы семьи и оказать ей помощь до того, как ребенок стал беспризорным [8, 430-233].

Социальная работа с больными алкоголизмом и наркоманией

Социальная работа предполагает вывод клиента из условно обозначенной стадии «алкоголик», «наркоман» и оказание ему содействия в процессе адаптации в обществе. Для работы с больными алкоголизмом и наркоманией создаются специализированные центры лечения. Чтобы выявить места дислокации наркоманов, действуют специальные уличные патрули и бригады. Для работы с больными алкоголизмом и наркомании в настоящее время создаются центры «Трезвость и семья», «Алкоголизму — нет», реабилитационные наркологические центры, разрабатываются различные методички, способствующие ускоренному лечению этих болезней. Представляет интерес программа Ассоциации учащейся молодежи Российского Союза молодежи «Спасибо, нет», включающая комплекс профилактических мер, используемых педагогами, родителями и самими детьми[8, стр. 436-437].

2 стр., 840 слов

Социально-психологический портрет современной российской семьи.Проблемы ...

... из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индив........ Список используемой литературы 1. Гурко, Т.А. Актуальные проблемы семей в России [Текст]/ ... ряд социальных функций, среди которых, прежде всего выделяют репродуктивную и воспитательную. Экономический спад повлиял на рождаемость. В большинстве городских семей всего один ребенок. Сегодня в России ...

При работе с семьей алкоголика диагностика подразумевает выявление основной причины злоупотребления спиртными напитками и сопутствующих обстоятельств. Для этого необходимо изучение личностей всех членов семьи, а также изучение социальной биографии.

Далее составляется программа работы с наркозависимым лицом, его семьей, социальным окружением — это лечебные мероприятия, консультации, психотерапия, психокоррекция, возможно, социально-трудовая реабилитация самого алкоголика и его семьи.

Одна из самых эффективных технологий создания благоприятной среды, способствующей длительному излечению от алкоголизма, — движение «Анонимные Алкоголики», а также программы «Анонимные дети алкоголиков», «Анонимные наркоманы» и др.[10, стр. 529-530].

При работе с больными наркоманией применяется междисциплинарный подход, включающий в себя работу нарколога, психолога, социального работника, который осуществляется как параллельно, так и одновременно.

Социальная работа с наркозависимыми клиентами состоит из нескольких стадий: оценка, определение средств вмешательства, работа с клиентом выбранным методом.

После выяснения картины наркотической зависимости разрабатывается план вмешательства в ситуацию клиента. Группы самопомощи основаны на взаимоподдержке людей, имеющих сходные проблемы. По аналогии с группами Анонимных Алкоголиков формируются группы Анонимных Наркоманов. Эти группы самопомощи используют те же принципы 12 шагов, что и группы Анонимных Алкоголиков. В процессе общения бывшие наркоманы рассказывают, как они стали наркоманами, к чему это привело, как они учились жить без наркотиков. Такое общение укрепляет волю только что вступивших на путь избавления от наркотической зависимости людей, внушает надежду [9, стр. 339-340].

Заключение В курсовой работе были рассмотрены основные проблемы групп социального риска и некоторые виды социальной помощи.На данном этапе развития социальной технологий этот вопрос крайне важен, все более ощутимым становится разрушение института семьи. Динамику и масштабы возникновения социологических групп риска в современной России следует оценивать как нарастающую угрозу национальной безопасности. Люди не всегда могут найти выход из трудного положения, считая нормой недопустимое поведение членов своей семьи, например, применение физической силы, рукоприкладства и др. Среди молодежи возрастают случаи девиантного поведения, в связи с доступностью запрещенных средств, и не внимательности ко многим проблемам со стороны взрослых. В подростковой среде многие виды отклоняющегося поведения считаются нормальными. Поэтому профилактика рискованного поведения среди детей и подростков крайне необходима. Уделяя больше внимания проблемам институту семьи, так же уделяется проблема будущего населения. Ведь только благодаря семье с самого детства закладываются основные нормы поведения и мораль. Поэтому социальная работа с семьей как профилактика и предупреждение, устранение социального риска в семье скажется наиболее позитивно на жизни общества в целом. Список литературы Основанная литература: 1. Беличева С.А. Психосоциальная поддержка семей группы риска — как условие предупреждения семейного неблагополучия и семейного насилия (Пособие для психологов и психосоциальных работников).

М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2005. 2. Бойко В. В. И др., Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России. СПб.: Сударыня, 1999 3. Бондарь, Л. А. Социальная работа и молодежные организации / Л. А. Бондарь. — М.: Институт молодежи, 2000. — 258 с. 4. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. Пособие для студ. сред.проф. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 224 с. 5. Психосоциальная поддержка семей группы риска — как условие предупреждения семейного неблагополучия и семейного насилия (Пособие для психологов и психосоциальных работников).

М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2005. Социально-медицинские аспекты работы с населением групп риска. В. Т. Кургузов. — М. :Хризостом, 2000. — 152 с 6. Основы социальной работы: Учебник / отв. ред. П. Д. Павленок. — М.:Инфра, 2007. — 358 с. 7. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие/Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова и др. — М.: ИНФА-М, 2004. — 427 с. — (Высшее образование).

8. Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. — М.: Академический проект, 2000.- 496 с. 9. Фирсов М.В. и др., Теория социальной работы 2001. — 432с. 10. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. — 6-е издание. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко». 2008. — 860 с. Размещено на