«Психологическая помощь семьям, имеющим проблемного ребенка»

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Белгородский государственный национальный исследовательский университет»

Факультет психологии

Кафедра общей и клинической психологии

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

___________________Ткачев В.Н.

«_____»__________________2013г.

Рабочая программа дисциплины

«Психологическая помощь семьям, имеющим проблемного ребенка»

Направление подготовки

030401.65 Клиническая психология

Профиль подготовки

Психологическое обеспечение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях

Квалификация выпускника

специалист

Форма обучения

Очная

Белгород, 2013

КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Рабочая программа дисциплины

«Психологическая помощь семьям, имеющим проблемного ребенка»

Направление подготовки:

030401.65 Клиническая психология

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030401.65 Клиническая психология

Автор: кандидат психологических наук,

доцент кафедры возрастной и социальной психологии ______________Ткаченко Н.С.

Программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры общей и клинической психологии

от____ ____________ 20….г. протокол №

заведующий кафедрой ___________________ Герасимова А.С.

Программа пересматривалась на заседаниях кафедры

_______________________________________________ (дата, протокол, зав. кафедрой)

14 стр., 6659 слов

Уо «Барановичский государственный университет» Факультет педагогики ...

... ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..…..41 ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………...….42 ВВЕДЕНИЕ Учебная геологическая практика обеспечивает органическую связь теоретической подготовки по общей геологии с учебно-производственной деятельностью. Развивает профессиональные способности наблюдать и анализировать ...

Программа пересматривалась на заседаниях кафедры

_______________________________________________ (дата, протокол, зав. кафедрой)

Программа пересматривалась на заседаниях кафедры

_______________________________________________ (дата, протокол, зав. кафедрой)

Программа пересматривалась на заседаниях кафедры

_______________________________________________ (дата, протокол, зав. кафедрой)

1. Пояснительная записка

  1. Место дисциплины в структуре ооп впо

Дисциплина «Психологическая помощь семьям, имеющим проблемного ребенка», входящая в профессиональный цикл, вариативной части федерального государственного образовательного стандарта по направлению 030401.65 Клиническая психология предназначена для ознакомления будущих специалистов со спецификой работы с семьями имеющими проблемного ребенка.

В системе профессиональной подготовки современного психолога дисциплина «Психологическая помощь семьям, имеющим проблемного ребенка» выступает в качестве одной из базовых, на которой систематизируются знания, усвоенные в процессе изучения других учебных курсов. Учебный курс направлен на образование студентов как будущих субъектов профессиональной деятельности, на стимулирование потребностей в самообразовании, самовоспитании и самосовершенствовании, на формирование общей и профессиональной психологической культуры специалистов.

Содержание дисциплины логически взаимосвязано с другими частями ООП: модулями «История психологии», «Социальная психология», «Возрастная психология», «Психология развития», «Консультативная психология», «Психология семьи и семейная психотерапия».

Приступая к изучению дисциплины «Психологическая помощь семьям, имеющим проблемного ребенка», будущий специалист должен знать основы общей психологии, психологии личности, психологии развития и возрастной психологии, социальной психологии, психологии семейных отношений.

Вместе с тем, данный курс является своеобразным прологом к изучению таких дисциплин специализаций как: «Семейное консультирование и психотерапия», «Практикум по семейному консультированию», «Детская психотерапия».

Основными формами аудиторных занятий являются лекции и практические занятия. Программой допускается перестановка отдельных тем курса с сохранением общего времени для аудиторных занятий и соотношения между практическими и лекционными занятиями.

1.2.Цели и задачи освоения дисциплины

Образовательные цели освоения дисциплины (модуля):

Обеспечение профессионального образования, способствующего социальной, академической мобильности, востребованности на рынке труда, успешной карьере, в области овладения и применения знаний по психологической помощи семьям, имеющим проблемного ребенка в профессиональной деятельности.

Профессиональные цели освоения дисциплины (модуля):

Подготовка специалиста в овладении теоретическими и практическими знаниям и методами построения взаимодействия с людьми в различных условиях их жизнедеятельности; к работе с проблемами семей, имеющим проблемного ребенка.

Задачи дисциплины:

  1. получить знания об основных проблемах и особенностях семей, имеющим проблемного ребенка;
  2. способствовать формированию у студентов умений определять концепцию психологической помощи семьям, имеющим проблемного ребенка;
  3. изучить основные задачи, направления и методы работе с семьями, имеющими проблемного ребенка;
  4. сформировать представление об основных психотерапевтических подходах в работе с семьями, имеющими проблемного ребенка, и о направлении психокоррекционной работы с подобными проблемами в семье.

1.3. Требования к результатам освоения дисциплины

1.3.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ок):

  • пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1)
  • пониманию современных концепций картины мира на основе современного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук (ОК-2);
  • владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3)
  • использованию системы методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);
  • проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений (ОК- 9)

1.3.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (пк):

  • выявление специфики психического функционирования человека с учетом возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другими социальными группами (ПК-5)
  • ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8)
  • пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10)
  • Самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК — 19)

1.4. Образовательные результаты освоения дисциплины, соответствующие определенным компетенциям

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

Индекс компетенции

Индекс образовательного результата

Образовательный результат

ОК-1

3-1

Основы оптимизации семейных отношений, используя принципы гуманизма, свободы и демократии

3-2

Этапы становления семейных отношений в историческом аспекте

ОК-2

3-1

Современные концепции семейной психологии

3-2

Способен к восприятию и воспроизведению информации

ОК-3

3-1

Владеет обобщением, анализом и синтезом информации

3-2

Знает алгоритмы целеполагания и выбора путей их достижения

ОК-4

З-1

Перечисляет основные жизненные циклы семьи

З-2

Ориентируется в основных направлениях семейной психотерапии

ОК-9

З-1

Информационно-поисковые источники для последующего использования данных в семейном консультировании

З-2

Знает алгоритмы поиска ответов на возникающие вопросы в профессиональной деятельности

ПК-5

З-1

Знает факторы риска на различных этапах развития семейных отношений;

З-2

Знает типы и динамику супружеских отношений в браке, профили брака; психотерапевтические техники

ПК-8

З-1

Знает особенности супружеских конфликтов и нарушения коммуникации в семье и способы их разрешения;

З-2

Родительские стили воспитания, приводящие к аномальному развитию личности ребенка и пути коррекции

ПК-10

З-1

Понимает и четко ставит задачи в практической деятельности

З-2

Особенности работы с проблемами, возникающими в семейных взаимоотношениях

ПК-19

З-1

Приемы работы с литературой, поиска отбора необходимой информации;

З-2

Способы формирования навыков и умений когнитивной деятельности на основе рефлексивного процесса

2) Уметь:

Индекс компетенции

Индекс образовательного результата

Образовательный результат

ОК-1

У-1

Уметь реализовывать цели и задачи психологии семьи и семейной психотерапии как научной дисциплины

У -2

Уметь ориентироваться в основных кризисах семейных отношений

ОК-2

У-1

Умеет анализировать, синтезировать, обобщать необходимую информацию

У -2

Применяет алгоритмы постановки целей в работе с семейными проблемами и способов их достижения

ОК-3

У-1

Умеет анализировать и синтезировать полученную информацию

У -2

Действует логично, обосновывает свою позицию аргументировано

ОК-4

У-1

Применяет на практике свои знания по психологии семьи и семейной психотерапии

У -2

Обладает умениями по использованию системы методов диагностики семейных отношений

ОК-9

У-1

Умеет применять знания по психологии семьи и семейной психотерапии в решении профессиональных задач

У -2

Умеет использовать навыки поиска и переработки информации в подготовке и проведении семейной психотерапии

ПК- 5

У-1

Проводить работу по профилактике, коррекции и оптимизации семейных отношений и каждого члена семейной системы на основе выделения факторов риска и жизнестойкости

У -2

Применять техники семейной психотерапии по вопросам коррекции семейных отношений

ПК-8

У-1

Выстраивать стратегии оптимизации психического функционирования семейных подсистем

У -2

Осуществлять психологическое сопровождение возникающих проблем в семейных отношениях

ПК-10

У-1

Уметь решать конкретные профессиональные задачи при психологическом сопровождении разрешения кризисов семейных отношений

У -2

Ставить задачи проведению работы по профилактике, коррекции и оптимизации развития личности на основе выделения факторов риска и жизнестойкости в семейных отношениях

ПК-19

У-1

Ориентироваться в потоке информации; оценивать значимую для профессиональной деятельности информацию

У -2

Умеет применять знания о психологии семьи и семейной психотерапии в соответствии с адекватной ситуацией

  1. Владеть:

Индекс компетенции

Индекс образовательного результата

Образовательный результат

ОК-1

В-1

Анализом психологических условий эффективности взаимоотношений в семейных подсистемах

В-2

Принципами семейной психотерапии

ОК-2

В-1

Способен формулировать, систематизировать и представлять информацию, используя достижения естественных и общественных наук

В-2

Владеет и ориентируется в основных направлениях семейной психотерапии и основных теориях психологии семьи

ОК-3

В-1

Владеет культурой научного мышления

В-2

Владеет анализом и синтезом информации для подбора необходимых психотерапевтических методов в работе с семьей

ОК-4

В-1

Владеет основными методами диагностики семейных отношений

В-2

Владеет системой методов, необходимых для решения задач психотерапии семьи

ОК-9

В-1

Навыками информационно-поисковой работы в подборе необходимого материала для психотерапии

В-2

Владеет навыками определения ролевых позиций в семейных отношениях, как фактора конструктивного функционирования семьи

ОК- 5

В-1

Приемами составления рекомендаций по профилактике и оптимизации семейных взаимоотношений

В-2

Методами научного анализа теорий семейной психологии

ПК-8

В-1

Техниками психологического сопровождения и совладающего поведения в кризисные периоды функционирования семьи

В-2

Основами психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации функционирования как каждого индивида в отдельности, так и семейных холонов и семьи в целом

ПК-10

В-1

Знаниями по постановке профессиональных задач в нормативных и ненормативных семейных кризисах.

В-2

Знаниями об особенностях психического развития ребенка в зависимости от порядка рождения, пола, интервала между рождениями

ПК-19

В-1

Основными приемами работы с литературой, поиском и отбором необходимой информации;

В-2

Владеет техникой личной работы с источниками информации

2. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

№ 6

часов

Аудиторные занятия (всего)

54

54

В том числе:

Лекции (Л)

36

36

Практические занятия (ПЗ)

18

18

Самостоятельная работа студента (СРС) (всего)

106

106

В том числе:

Тестирование (Т)

40

40

Эссе (Эс)

10

10

Презентации (Прз)

10

10

Коллоквиум (Кл)

10

10

Работа над практическими заданиями и кейсами (К)

36

36

Всего:

150

150

Промежуточная аттестация

экзамен(Э)

Э

Э

3. Содержание дисциплины

3.1. Содержание тем учебной дисциплины

№ п/п

Наименование темы учебной дисциплины

Содержание раздела темы

в дидактических единицах

1

2

3

Тема 1. Анализ проблем в семьях, имеющих проблемного ребенка

Уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений. Социальный, психологический, психосоматический уровни. Трудности, которые постоянно испытывает семья с проблемным ребенком. Влияние нарушений развития ребенка на родителей. Особенности стилей семейного воспитания при различных заболеваниях детей. Метод холдинг-терапии в работе с родителями аутичных детей. Особенности личностного развития детей и детско-родительских отношений. Личностные характеристики родителей детей с отклонениями в развитии. Типология психологических портретов родителей. Ценностные ориентации и мотивационные установки родителей. Модели семейного воспитания.

    Тема 2. Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии

    Теоретические основы организации психологической работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Понятие специальной коррекционно-развивающей среды в семье. Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. Цели психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии: обеспечение адекватных микросоциальных условий развития ребенка с психофизическими недостатками в семье; оптимизацию самосознания родителей; формирование позитивного отношения близких лиц к ребенку с отклонениями в развитии. Основные концептуальные положения помощи семьям, имеющим больного ребенка. Направления психологической помощи семьям: психологическое изучение проблем, возникающих у разных членов семьи в связи с воспитанием в ней ребенка (лица) с нарушениями развития; психологическое консультировании семей; психолого-педагогическая и психокоррекционная работа с детьми и их родителями. Принципы изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии. Основные направления психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Принципы коррекционной работы с детьми и их родителями.

      Тема 3.Программа психологического изучения семей. Задачи, направления, методы и диагностической работы

      Технологии психологического изучения семьи. Классификация методов диагностики психологических особенностей семей, воспитывающих проблемного ребенка. особенностей Метод наблюдения. Беседы и интервью. Клинико-психологические методы. Методы изучения внутрисемейных отношений и воспитательских позиций родителей. Схема психологического изучения семьи: общие сведения о семье, определение психологического типа родителей и избранной ими модели воспитания в семье, изучение психологических особенностей ребенка и детско-родительские отношения.

        Тема 4.Психологическое консультирование семей, имеющих проблемного ребенка

        Консультирование семей с проблемными детьми осуществляется в следующих направлениях: психолого-педагогическое консультирование; семейное консультирование; профориентированное консультирование. Этапы консультирования и диагностика семейных проблем. Тактика психолога в процессе консультирования. Особенности консультирования отцов. Особенности консультирования матерей.

          Тема 5. Организация и содержание психологической помощи семьям, воспитывающим детей с  отклонениями в развитии

          Субъекты личностной психологической коррекции: ребенок с отклонениями в развитии; его родители или лица, их замещающие; другие члены семьи. Предмет психологической коррекции. Направления психокоррекционной работы: коррекция эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей с отклонениями в развитии; коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах родителей. Цели и задачи психокоррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, в рамках психологической помощи семьям. Роль психолога в работе с родителями. Особенности работы с авторитарными родителями. Особенности работы с невротичными матерями. Особенности работы с психосоматичными матерями. Механизмы коррекционного воздействия. Индивидуальные и групповые формы психокоррекционной работы с родителями, имеющими проблемного ребенка. Этапы групповых психокоррекционных занятий. Формирование и организация работы психокоррекционной группы.

          3.2. Лабораторный практикум или практикум не предусмотрен

          3.3. Примерный перечень вопросов к экзамену:

          1. Уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений.
          2. Особенности стилей семейного воспитания при различных заболеваниях детей.
          3. Метод холдинг-терапии в работе с родителями аутичных детей.
          4. Особенности личностного развития детей и детско-родительских отношений.
          5. Личностные характеристики родителей детей с отклонениями в развитии.
          6. Теоретические основы организации психологической работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии.
          7. Понятие специальной коррекционно-развивающей среды в семье.
          8. Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии.
          9. Цели психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии.
          10. Основные концептуальные положения помощи семьям, имеющим больного ребенка.
          11. Принципы изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии.
          12. Основные направления психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
          13. Принципы коррекционной работы с детьми и их родителями.
          14. Технологии психологического изучения семьи.
          15. Классификация методов диагностики психологических особенностей семей, воспитывающих проблемного ребенка.
          16. Методы изучения внутрисемейных отношений и воспитательских позиций родителей.
          17. Схема психологического изучения семьи.
          18. Направления консультирования семей с проблемными детьми.
          19. Этапы консультирования и диагностика семейных проблем.
          20. Тактика психолога в процессе консультирования.
          21. Особенности консультирования отцов и матерей.
          22. Субъекты личностной психологической коррекции: ребенок с отклонениями в развитии; его родители или лица, их замещающие; другие члены семьи.
          23. Предмет психологической коррекции.
          24. Направления психокоррекционной работы: коррекция эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей с отклонениями в развитии; коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах родителей.
          25. Цели и задачи психокоррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, в рамках психологической помощи семьям.
          26. Роль психолога в работе с родителями. Особенности работы с авторитарными родителями. Особенности работы с невротичными матерями. Особенности работы с психосоматичными матерями.
          27. Механизмы коррекционного воздействия.
          28. Индивидуальные и групповые формы психокоррекционной работы с родителями, имеющими проблемного ребенка.
          29. Этапы групповых психокоррекционных занятий.
          30. Формирование и организация работы психокоррекционной группы.
          31. Характеристика системного подхода и его роль в оказании помощи семьям, имеющим особого ребенка.
          32. Исторические аспекты семейно ориентированной помощи семьям с особыми детьми.
          33. Теории семейных систем (С. Минухин, М. Боуэн, Д.Х. Олсон, В. Сатир): основные теоретические идеи и направления психологической помощи семьям с особыми детьми.
          34. Этапы жизненного цикла семьи в обычных семьях и семьях с особым ребенком: сравнительный анализ (определение целей и задач каждого этапа жизненного цикла семьи).
          35. Особенности «нормализации» (адаптации) на каждом из этапов жизненного цикла семьи (по М. Селигман, Р. Б. Дарлинг).
          36. Направления работы психолога в оказании помощи семьям с особыми детьми на каждом из этапов жизненного цикла.
          37. Понятие ненормативного семейного кризиса: специфика протекания и спектр проблем.
          38. Особенности семейного воспитания детей раннего возраста с нарушениями в развитии. Характеристика психологической помощи семьям с особыми детьми в раннем возрасте.
          39. Особенности семейного воспитания детей с интеллектуальными нарушениями и специфика психологической помощи семьям, имеющим ребенка с данными нарушениями.
          40. Особенности, задачи и содержание семейного воспитания умственно отсталых детей. Специфика психологической помощи семьям, имеющим ребенка с данными нарушениями.
          41. Особенности задачи и содержание семейного воспитания детей с задержкой психического развития. Специфика психологической помощи семьям, имеющим ребенка с данными нарушениями.
          42. Особенности, задачи и содержание семейного воспитания детей с нарушениями слуха. Характеристика психологической помощи семье имеющей ребёнка с нарушениями слуха.
          43. Особенности, задачи и содержание семейного воспитания детей с нарушениями зрения. Характеристика психологической помощи семье имеющей ребёнка с нарушениями зрения
          44. Особенности, задачи и содержание семейного воспитания детей с нарушениями речи. Характеристика психологической помощи семье имеющей ребёнка с нарушениями речи.
          45. Особенности, задачи и содержание семейного воспитания детей с ДЦП. Характеристика психологической помощи семье имеющей ребёнка с ДЦП.
          46. Особенности, задачи и содержание семейного воспитания детей с ранним детским аутизмом. Характеристика психологической помощи семье имеющей ребёнка с РДА.
          47. Особенности, задачи и содержание семейного воспитания детей с синдромом дефицита внимания. Характеристика психологической помощи семье имеющей ребёнка с СДВГ.
          48. Особенности, задачи и содержание семейного воспитания детей с синдромом Дауна. Характеристика психологической помощи семье имеющей ребёнка с СД.
          49. Особенности, задачи и содержание семейного воспитания детей с шизофренией. Характеристика психологической помощи семье имеющей ребёнка с шизофренией.

          4. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины

          4.1. Основная литература

          № п/п

          Наименование

          Автор(ы)

          Год и место издания

          Используется при изучении тем

          1

          2

          3

          4

          5

          Психология семейных отношений и основы семейного консультирования

          Карабанова О.А.

          Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005

          1-3

            Психологическая помощь детям с проблемами в развитии

            Мамайчук И.И

            СПб:Речь2001

            1-4

              Семейное воспитание семей с проблемами в развитии

              Мастюкова Е.М., Московкина А.Г.

              М.:ВЛАДОС,2003

              1-4

                Психология семьи

                Николаева О.А.

                — СПБ.Питер,2013. 336 с.

                1

                  Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития

                  Мишина Г.А.

                  // Дефектология.2001.№1

                  4

                    Влияние наличия ребенка-инвалида в семье на характер брачно-семейных отношений

                    Полухина Е.А.

                    : автореф..дис…канд.психол. наук. – СПб, 2009

                    2

                      Обычные семьи, особые дети

                      Селигман М., Дарлинг Р.Б.

                      М.:Теревинф, 2007

                      2

                        Организация и содержание деятельности психолога специального образования:Метод.пособие

                        Семаго М.М., Семаго Н.Я.

                        М.:АРКТИ, 2005

                        3

                          Семья нетипичного ребенка:социокультурные аспекты

                          Смиронова Е.

                          Саратов:Изд.Сарат.ун-та, 1996

                          3

                              Психология семейных кризисов

                              Олифирович Н.И., Зинкевич_Куземкина Т.А., Велента Т.Ф.

                              – СПБ, 2006

                              4-7

                                Психология семейных отношений. Курс лекций.

                                Шнейдер Л.Б.

                                М.: Апрель – Пресс, изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000 — 526с.

                                1-2

                                  Психология и психотерапия семьи.

                                  Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.

                                  СПб.: Питер, 2000 – 656с.

                                  1-7

                                    Семейный диагноз и семейная психотерапия

                                    Эйдемиллер Э.Г.,Добряков И.В., Никольская И.М.

                                    СПб.: Речь, 2007 – 352с.

                                    1-7

                                      Введение в системную семейную психотерапию

                                      Варга А.Я.

                                      М.:Когито-центр, 2011 – 190с.

                                      2-4

                                        Семейное консультирование

                                        Гагай В.В.

                                        СПб.:Речь,2010 – 317с.

                                        4

                                          Практикум по семейной психотерапии

                                          под ред. Э.Г. Эйдемиллера

                                          СПб.:Речь,2010 – 425с.

                                          3-7

                                          4.2. Дополнительная литература

                                          № п/п

                                          Наименование

                                          Автор(ы)

                                          Год и место издания

                                          Используется при изучении тем

                                          1

                                          2

                                          3

                                          4

                                          5

                                          1

                                          Теория и практика семейной психотерапии.

                                          Браун Дж, Кристенсен Д.

                                          СПб.: Питер, 2001, 352с.

                                          4-7

                                          Психологическое обследование семьи

                                          Лидерс А.Г.

                                          М.2007

                                          3

                                          Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников

                                          Богданова Т.Г., Мазурова Н.В.

                                          //Дефектология, 1998. №3

                                          4

                                          О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями вразвитии

                                          Ткачева В.В.

                                          //Дефектология, 1998. №4

                                          3

                                          Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

                                          Шпицына Л.М., Мамайчук И.И.

                                          М.: Владос, 2004

                                          2

                                          «Необучаемый» в семье и обществе

                                          Шпицына Л.М.,

                                          СПб.:Дидактика плюс, 2002

                                          3

                                          Концепция «независимой жизни» в социальной работе с детьми с ограниченными возможностями

                                          Ким Е.Н.

                                          : автореф. дис….канд. соц.наук. – М.,1997

                                          2

                                          Социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых

                                          Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б.

                                          //Социс.1993.№1

                                          4

                                          Изучаем обучая. Методичексиерекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной усталостью

                                          Исаева Т.Н., Забрамная С.Д.

                                          — М.: Сфера,2007

                                          3

                                          Опыт создания и сопровождения групп взаимопомощи и самозанятости семей с детьми-инвалидами

                                          Нестерова Г.Ф.

                                          //Ученые записки СПбГИПСР. 2010. Т.13, вып. 1

                                          4

                                          Профилактика детских неврозов. Комплексная психологическая коррекция

                                          Спиваковская А.С.

                                          М.:МГУ, 1988

                                          2

                                          Психотерапия: игра, детство, семья

                                          Спиваковская А.С.

                                          М.:Апрель-Пресс, 2000

                                          2

                                          2

                                          Психология семейных отношений с основами психологического консультирования

                                          / Под ред. Е.Г. Силяевой

                                          М. 2005

                                          2-3

                                          3

                                          Практикум по семейной психотерапии. Современные модели и методы

                                          / под ред. Эйдемиллера Э.Г.

                                          СПб: Речь, 2010

                                          5

                                          4

                                          Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний

                                          Кратохвил С.

                                          М. 1991

                                          6

                                          5

                                          Основы психологии семьи и семейного консультирования —

                                          / под ред. Посысоева Н.Н.

                                          М.2004

                                          4-5

                                          7.

                                          Семья глазами ребенка

                                          Хоментаускас Г.Т.

                                          М.1998

                                          11

                                          8.

                                          Как строить себя и свою семью

                                          В. Сатир

                                          М.1995

                                          4-11

                                          9.

                                          Силы семейных уз: Пер. с англ.

                                          Ричардсон Р.У.

                                          — СПб.: Изд. «Акцидент», 1994

                                          11

                                          10

                                          Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы

                                          Хамяляйнен Ю.

                                          М: просвещение 1993.

                                          11

                                          11

                                          Психологическое сопровождение родительства

                                          Овчарова Р. В.

                                          — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.

                                          11

                                          12

                                          Теория семейных систем Мюррея Боуэна

                                          Варга А.Я., Хамитова И.Ю.

                                          / Московский психотерапевтический журнал, 2005, № 1, 2007, С. 137-146

                                          6

                                          13

                                          Системная семейная психотерапия. Основные направления современной психотерапии.

                                          Варга А.

                                          М.:Когито-центр 2000

                                          4-7

                                          14

                                          Системная семейная терапия

                                          Черников А.

                                          М.: Класс. 2001.

                                          5-6

                                          15

                                          Рассогласование родительских ролей как причина супружеских конфликтов

                                          Борисенко Ю.В.

                                          /Семейная психология и семейная психотерапия. №1. 2010, С.24-33

                                          2

                                          16

                                          Согласованность ролевых представлений супругов

                                          Бакланова О.Э.

                                          / Вопросы психологии. №1 2012, С.63-74

                                          2

                                          17

                                          Психологические особенности добрачных отношений

                                          Мариченко М.А.

                                          / Семейная психология и семейная психотерапия. №2. 2007, С.12-17

                                          2-3

                                          18

                                          Коммуникативная компетентность членов семьи и коммуникативные модели в семье

                                          Алимова Л.Р.

                                          /Семейная психология и семейная психотерапия. №2. 2011, С.13-21

                                          2-4

                                          19

                                          Помощь детям, переживающим развод родителей

                                          Духова О.Б.

                                          /Семейная психология и семейная психотерапия. №3. 2008, С.53-63

                                          2-4

                                          20

                                          Родительское отношение и его связь с интеллектом сиблингов

                                          Алексеева О.С.

                                          / Вопросы психологии. №5 2010, С.25-32

                                          2-4

                                          22

                                          Психология семьи. Учебно-методическое пособие

                                          Слепкова В.И., Костюкович А.А.

                                          М.2001

                                          2-3

                                          23

                                          Семья в психологическом консультировании.

                                          / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина.

                                          М 1988

                                          4

                                          24

                                          Полночные размышления полночного терапевта

                                          К. Витакер

                                          М., «Класс», 1998

                                          2-6

                                          25

                                          Психология супружеских отношений возможные альтернативы

                                          Роджерс К.

                                          М.: «Эсмо», 2002

                                          3

                                          26

                                          Женская психология

                                          Хорни К.

                                          СПб., 1993

                                          3

                                          4.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

                                          NTERNET-ресурсы:

                                          1. http://www.koob.ru – библиотека психологической литературы;

                                          2. http//www.myword.ru – библиотека психологической литературы (свыше 2500 книг по психологии);
                                          3. http: // www.psi.webzone.ru/ – Психологический словарь;
                                          4. http: // www.azps.ru – Справочные материалы по психологии;
                                          5. http: // www.rasvitie.com.ru (собрание психологических тестов);
                                          6. http: // www.flogiston.ru – Справочные материалы и первоисточники классиков психологии;
                                          7. http: // www.phsylib.ru – (электронная библиотека психологической литературы)
                                          8. http: // www.psychology.com.ru – (электронная библиотека психологической литературы);
                                          9. http: // www. ihtik. lib. ru (электронная библиотека психологической и философской литературы);
                                          10. Молодежный научный портал «Ломоносов» http://www.lomonosovmsu.ru/
                                          11. Газета «Школьный психолог» http://psy.1september.ru/
                                          12. Всероссийское издание для психологов «Психологическая газета» http://www.psygazeta.ru/
                                          13. Интернет-портал «Детская психология» http://childpsy.ru/
                                          14. Детская психология для родителей http://www.psyparents.ru/
                                          15. Психологический центр «Адалин» http://adalin.mospsy.ru/
                                          16. Институт экзистенциальной психологии и жизнетворчества http://institut.smysl.ru/
                                          17. Сайт журнала «Вопросы психологии» http://www.voppsy.ru/
                                          18. Электронный журнал «Психологическая наука и образование» http://www.psyedu.ru/
                                          19. Портал психологических изданий http://psyjournals.ru/
                                          20. Научно-популярный информационный психологический портал http://psychology.net.ru/
                                          21. Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие» http://psylib.kiev.ua/
                                          22. Библиотека психологической литературы http://bookap.info/

                                          5. Материально-техническое обеспечение дисциплины

                                          Учебные аудитории, ноутбук, проектор.

                                          17