Понятие технологии и консультирования в социальной работе

Содержание

Введение.…………………………………………………………………………………4

1 Понятие технологии и консультирования в социальной работе ……………….7

1.1 Технология в системе человеческой деятельности……………………………7

1.2 Понятие социального консультирования, его формы и виды..…………….9

1.3 Методы и принципы организации социального консультирования………….13

2 Технологии социальной работы с различными группами населения….….….19

2.1 Социальное консультирование безработной молодежи………………………19

2.2 Социальное консультирование пожилых людей ………………………….….23

2.3 Социальное консультирование многодетных семей, детей

и подростков с ограниченными возможностями………….…………………..27

Заключение………………………………………………………….……….…………..32

Список использованных источников……………………………………….…..…….35

социальное консультирование

Введение

Современный этап развития профессионального мира характеризуется возросшей потребностью в специалистах, способных успешно реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях. По мнению ряда отечественных и зарубежных исследователей, подобная ситуация требует одновременного проявления двух противоположных по своей функции индивидуально-психологических особенностей личности — лабильности, гибкости, обеспечивающей постоянную адаптацию к меняющемуся социальному миру, и развитой персональной идентичности, создающей тот внутренний «стержень», который служит отправной точкой процесса самоопределения, как личностного, так и профессионального.

Стремительные изменения общества в экономической сфере, в системе социальных институтов, в межличностных отношениях становятся сущностными характеристиками жизни в современном мире. Степень и скорость этих перемен приводят к тому, что человек переживает растерянность, страх, затруднения в адаптации к новым, быстро меняющимся условиям жизни; многие люди испытывают чувство безысходности, незащищенности и неуверенности в завтрашнем дне. В результате большое число людей нуждается в помощи консультантов.

Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест, несомненно, принадлежит консультированию.

Консультирование — это относительно новая область профессиональной деятельности социального работника, которая сравнительно недавно выделилась в качестве самостоятельной сферы деятельности наряду с традиционными формами работы. Определим консультирование как непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода социальных проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа. Несомненно, это требует специальной, довольно основательной личностной и профессиональной подготовки, которую нельзя просто заменить знаниями и умениями, хотя для консультанта и они необходимы.

11 стр., 5136 слов

Институт социализации – это учреждения и инструменты социальной жизни, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

Многие мыслители прошлых эпох, особенно эпохи Просвещения (ХVIII в.) обосновывали большую роль личности в развитии общества. Речь шла о целенаправленном воспитании людей, формировании просвещённых и полезных для общества личностей. Они говорили: «Человеком рождаются, а личностью становятся». А вот какими личностями становятся те или иные люди – это зависит от характера общества, в котором они ...

Важным этапом консультативной работы по вопросам занятости является профессиональное консультирование. В ходе его проведе­ния изучаются профессиональные интересы клиента, вы­являются психологические и психофизические особеннос­ти личности, предоставляются рекомендации по наиболее приемлемой для клиента сфере деятельности, направле­нию профессионального обучения. Личностная психологическая консультация необ­ходима тем безработным, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессими­стическим настроением и плохим самочувствием.

Изучение литературы по проблеме исследования показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по социальному консультированию. Вопросы, связанные с технологией социального консультирования, широко представлены в работах отечественных авторов — И.Г. Зайнышева, Г.В. Бурменской, Е. И. Холостовой и т. д. Особое место занимают труды, рассматривающие технологии консультирования с пожилыми людьми, безработной молодежью, многодетными семьями. Среди них следует выделить публикации Григорьева С. И., Гуслякова Л. Г., Гусова С. А., Е.И. Холостовой, Т. Шеляг, Т.Н. Овчинниковой и других авторов.

Объектом исследования является консультативная деятельность среди различных групп населения.

6 стр., 2661 слов

Социально-педагогическая реабилитация как технология социальной работы с несовершеннолетними

... социальной работы. К общим технологиям социальной работы относятся такие как социальная диагностика, социальная терапия, социальная коррекция, социальная профилактика, социальное обслуживание, социальное консультирование, социальное посредничество, социальное обеспечение, социальная реабилитация и др. К частным технологиям социальной работы относятся социальная работа с пожилыми, социальная работа ...

Предмет исследования — технологии социального консультирования

В этом свете тема курсовой работы особенно актуальна, поскольку посвящена технологии социальной работы, целью которой является рассмотрение консультирования как технологии социальной работы, основных направлений и методов.

Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

1. Определение понятий технологии и консультирования.

2. Рассмотрение основ консультирования в социальной работе.

3. Характеристика основных направлений и методов консультирования.

4. Изучение технологии социальной работы с различными группами населения (консультативная деятельность среди безработной молодежи, многодетных семей и пожилых людей).

Данная работа состоит из введения, где определены актуальность, разработаны цель, объект, предмет и задачи изучения, двух глав, заключения и списка использованных источников. В первой главе рассматриваются технология в системе человеческой деятельности и теоретические аспекты консультирования в социальной работе. Вторая глава посвящена основным направлениям консультативной деятельности среди различных групп населения. В заключении сделаны выводы по работе.

1 Понятие технологии и консультирования в социальной работе

1.1 Технология в системе человеческой деятельности

В условиях современного мира, ставящего перед человеком и обществом задачи различной степени сложности, одним из условий их эффективного решения является возможность организации человеческой деятельности таким образом, чтобы добиться максимально возможного результата с минимальными затратами ресурсов, средств и времени. Подобная организация деятельности формирует такой феномен как технология.

В современной лексике, как научной, так и повседневной, обыденной, термин “технология” используется достаточно часто и широко. При этом мы не всегда отдаём себе отчёт в том, насколько корректным и оправданным является употребление данного термина в каждом конкретном случае. Попробуем установить границы его использования как научного понятия, имеющего достаточно определённую область применения.

4 стр., 1546 слов

Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся начальных классов в социальной деятельности

СОДЕРЖАНИЕ введение………………………………………………………………………..3 глава 1. духовно - нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка 1.1. Сущность понятий духовность и нравственность………………...5 1.2. Методы и приемы духовно - нравственного воспитания младших школьников……………………………………………………….9 1.3. Социальное развитие младшего школьника……………………...16 глава 2. Социально-преобразующая деятельность ...

Можно утверждать, что для современного научного знания сущность технологии определяется через два основных понятия: операция и процедура, где операция — это конкретные действия, направленные на решение определённой задачи, а процедура — это набор определённых необходимых действий. Исходя из этого, можно предложить следующее определение понятия “технология” -это способ реализации людьми конкретного сложного процесса путём расчленения его на систему последовательных, взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью эффективное достижение поставленной цели.

Таким образом, технология — это определённый алгоритм какого-либо вида деятельности. Выступая в подобном качестве, технология позволяет при необходимости воспроизводить процесс человеческой деятельности в различных условиях и тиражировать его.

При этом, технология выполняет ряд важных и значимых для процесса осуществления деятельности функций:

1. Регулирует и направляет ход процесса в нужное русло;

2. Контролирует деятельность субъекта соответствующими стандартами, правилами, нормами, техническими условиями и т.п.;

3. Гарантирует достижение заданных свойств, при соблюдении соответствующих условий;

4. Обеспечивает рациональность самого процесса деятельности.

Дальнейшее развитие человеческого общества, возникновение новых возможностей человека и формирование новых сфер их реализации, необходимость решения людьми новых, более сложных задач — всё это является основанием и причиной для последующего развития технологических основ человеческой деятельности.

Современная социальная жизнь всё больше технологизируется. Успех многих, если не большинства, социальных проектов и программ напрямую зависит от того, насколько чётко и последовательно разработана вся система соответствующих процедур и операций. В настоящее время социальные технологии разрабатываются в соответствии с потребностями различных социальных субъектов (социальных движений, организаций, структур и т.п.) и непосредственно включаются в систему социального управления и социальной жизнедеятельности.

10 стр., 4593 слов

Технологии консультирования добрачной пары

... ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра социальной работы и социальной педагогики КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: «Семейное консультирование» на тему: “Технологии добрачного консультирования” Выполнила: студентка ... 5 курса психологического факультета Специальность: социальная работа Ясенко Оксана ...

Многообразие социальной жизни и социальных объектов, постоянно возникающих социальных задач и возможностей их решения формируют условия, в которых становится возможным появление и существование самых разнообразных социальных технологий.

Таким образом, социальные технологии — это неоднозначное и многообразное явление. Решение любой социальной проблемы подразумевает использование ряда технологий в их взаимосвязи и взаимозависимости.

Несмотря на отмеченное выше многообразие социальных технологий, общим для всех технологий является обязательное наличие у них определённой цели. Без чётко поставленной цели нет и не может быть социальной технологии. Служить средством достижения социальной цели — в этом состоит основная функция социальной технологии. Именно цель определяет содержание социальной технологии и её направленность.

При определении целей конкретных социальных технологий необходимо как можно точнее осуществить выбор тех изменений в человеке, группе или социуме, которые могут быть достигнуты в процессе реализации данной технологии.

В качестве основных целей социальных технологий могут выступать:

— изменения в сознании и психологии субъекта (педагогические технологии);

— изменения в определённых участках социальной структуры и социальных организациях (управленческие технологии);

— изменения в системе субъект — объектных отношений (макроэкономические преобразования).

Однако, при всём многообразии целей социальных технологий конечной целью любой из них является человек, его взаимоотношения с другими людьми, внешней средой и самим собой [9].

1.2 Социальное консультирование, его формы и виды

В широком смысле консультирование — это то, чем занимаются консультанты. Слово «консультант» обычно ассоциируется со словами советник, помощник, наставник. Эти функции близки друг другу и всегда ценились. Этимологически слово «консультирование» происходит от латинского consulatio, что обозначает «совещание». Большинство словарей определяют консультанта как человека, «подготовленного для дачи советов по личным, социальным или психологическим проблемам».

Консультация — это, прежде всего общение, установление эмоциональных контактов, определенная динамика этих контактов, создавшая условия для самораскрытия с помощью эмоционально-рациональных факторов внутренних ресурсов личности.

Развитие в обществе системы органов и учреждений, осуществляющих

8 стр., 3649 слов

Технология подготовки и проведения классного часа

«Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками» (В. П. Созонов) «Классный час можно назвать специально- ориентированной деятельностью, способствующей формированию у школьников отношений к окружающему миру» (Н.Е.Щуркова) “Классный час. В нашем понимании это не какая-то определённая форма работы, а час классного руководителя . (М. Л. Маленкова) Одной из основных форм ...

профессиональную деятельность в сфере социального консультирования, укоренение в общественном и массовом сознании представлений об эффективности подобной помощи, развитие системы подготовки соответствующих специалистов позволит в будущем значительно повысить уровень социальной защищённости как общества в целом, так и каждого отдельного человека.

Консультирование может быть юридическим, медицинским, психологическим, социально-психологическим, социально-педагогическим в зависимости от ситуации, в которой необходимо принять решения. Более разработанным является психологическое консу……..

Список использованных источников

1. Алешина, Ю. Е. Индивидуальное и семейное консультирование / Ю. Е. Алешина — М.: РИЦ Консорциума, 2011. — 187 с.

2. Бадхен А.А. Мастерство психологического консультирования / А.А. Бадхен, А.М. Родина — СПБ.: 2010. — 184 с.

3. Басов Н. Ф. Социальная работа с молодежью / Н. Ф. Басов — 3- е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. — 328 с.

4. Баранов А.П. Социальная работа с молодежью. М.: Инфра, 2010. — 114с.

5. Бурменская Г.В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г.В. Бурменская, Е.И.Захарова, О.А.Карабанова и др. — М.: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений, 2010. — 416 с.

6. Григорьев С. И. Социальная работа с молодежью, / С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, С. А. Гусова — М.: Учебник для студентов вузов, 2010. — 450с.

7. Дивицына Н.Ф. Семьеведение. Многодетная семья и ее социальная защита. Учебное пособие / Н.Ф. Дивицына. — М.: МГУ, 2006. — 127 с.

8. Ермолаева М.М. Практическая психология старости / М.М. Ермолаева — М., 2011. — 86с.

9. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы / И.Г. Зайнышев — М.: Издательство МГСУ «Союз», 2010. — 273 с.

10. Кочюнас Р. Р. Основы психологического консультирования / Р. Р. Кочюнас — М., 2012. — 96с.

11. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы / Л.П. Кузнецова — М.: Учебное пособие, Владивосток, ДВГТУ, 2010. — 92с.

19 стр., 9293 слов

Психолого-социальный аспект работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра социальной работы и социальной педагогики Специальность «Социальная работа» Курсовая работа По предмету Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальных служб Тема: «Психолого-социальный аспект работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями» Выполнила: ...

12. Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе / Е.И. Холостова — М.: Социально-технологический институт, 2010. — 320с.

13. Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика / Е.И. Холостова, А.С. Сорвина — М.: ИНФРА-М, 2010. — 427 с.

14. Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие / Е. И. Холостова. — 6-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. — 344 с.

15. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А. П. Чернявская — М.: ИНФРА-М, 2013. — 390с.

16. Шеляг Т.А. Социальный статус многодетных семей и их способность к самопомощи/ Т.А. Шеляг — М.: Социальная педагогика, 2010. — 42 с.