Жестокое обращение с ребенком в семье как социально-педагогическая проблема

Введение

В течение ряда десятилетий проблема семейного насилия не только не была предметом комплексного междисциплинарного исследования, но и не рассматривалась через призму общественного мнения. Сегодня не только специалисты социальных служб, но и школьные учителя, родители, работники различных образовательных, медицинских учреждений становятся потребителями специализированной литературы по данной проблеме.

По данным статистики от разных форм насилия в большей степени страдают дети и женщины.

Психологическое сопровождение при посттравматическом расстройстве и глубоком личностном переживании семейной драмы требует серьезной профессиональной подготовки в области психологического консультирования и психотерапии. Компетентность консультанта рассматривается как важнейшее условие эффективности оказания психологической помощи жертвам насилия.

Для предотвращения семейного насилия требуется кропотливая просветительская работа среди населения для повышения общего уровня психологической культуры, формирования социальных установок неприемлемости насильственных форм поведения.

В 2004 году на территории Российской Федерации было зарегистрировано свыше 50 тыс. 871 преступления, связанного с насильственными действиями в отношении несовершеннолетних, оборота детской порнографии, причем почти 6 тысяч несовершеннолетних явились потерпевшими от преступлений, связанных с насильственными действиями сексуального характера. По данным Генпрокуратуры России, количество преступлений сексуального характера, совершенных в отношении подростков, возросло более чем в 3,5 раза. По результатам проверки выявлено 2,5 тысячи преступлений, связанных с незаконным оборотом порнографических материалов. Более чем в 1,5 раза увеличилось число развратных действий, совершаемых в отношении детей. В целом по России в первом полугодии 2007 года от насильственных преступных посягательств разного рода пострадали 34 тыс. 087 несовершеннолетних.

1. Сущность и истоки жестокого обращения с ребенком в семье

Первый опыт переживания и разрешения конфликтов между ребенком и близкими родственниками закладывает основу его предрасположенности к возникновению того или иного типа конфликта в будущем, поведения в них и способов их разрешения. Постепенно растет сфера общения ребенка, в нее включаются различные учреждения, общественные институты и организации, где усвоенные конфликтные модели проявляются и видоизменяются, но лишь до определенной степени. Круг замыкается, когда подросший ребенок, вернее, уже взрослый, образует собственную семью. Начинается следующий цикл. Домашнее насилие способно заложить чрезвычайно неблагоприятные основы этого развития, запрограммировать тяжелейшие конфликты как в личности ребенка, так и в его взаимоотношениях с другими.

6 стр., 2939 слов

Насилие в супружеских отношениях

... собой семейными отношениями. Кроме того, досуговые преступления также являются важной составляющей сферы семейного насилия, поскольку конфликт ... а также и действия сексуального характера по отношению к несовершеннолетнему, нарушающие его психическое развитие. ) Принуждение ( ... осуществлению им его социальной роли. 1.2 Виды и формы семейного насилия Семейное насилие рассматривается как многогранное ...

Термин «домашнее насилие» обозначает одну из самых тяжелых и скрытых социальных проблем. Под ним понимаются различные формы травмирующего и неприемлемого физического, экономического, психологического, сексуального воздействий, производимых одним или несколькими членами семьи на одного или нескольких других ее членов. Домашнему насилию подвергаются те, кто в каком-то отношении слабее: это прежде всего йети, старики, инвалиды (в том числе лица с проблемами умственного и психического развития), а также, во многих случаях, женщины.

Нельзя не учитывать, что ситуации домашнего насилия являются наиболее разрушительными именно в отношении детей.

Среди наступающих после насилия последствий можно выделить физические, психологические (эмоциональные и поведенческие), социальные и нетипичные.

К физическим относятся синяки и травмы, расстройства сна, проблемы в школе, заикание, пищевые нарушения (например, переедание, отказ от еды и др.), энурез (недержание мочи), хронический озноб, попытки самоубийства и др.

Среди эмоциональных хронический шок, страх, гневливость, замешательство, трудности с концентрацией внимания, чувство вины, ненависть к себе, низкая самооценка, депрессия, ощущение беспомощности, беззащитности, разорванность, тревога. В поведении это — прилипчивость, плаксивость, нервность, постоянное беспокойство о том, где находится мать, и др.

Социальные — самоизоляция от общения, конфликтность, плохое понимание людей и их взаимоотношений.

Нетипичные реакции могут быть любыми в зависимости от возраста, пола, тяжести насилия.

Не говоря уже о моральном аспекте подобных действий, они закладывают основу для огромного количества проблем. Помимо ближайших последствий наблюдаются и отставленные, долгосрочные эффекты. Прежде всего это — эскалация насилия в настоящем и программирование общества и его членов на разыгрывание ролей насильника или жертвы в этом сценарии в будущем. Кроме того, это — подрыв психического и физического здоровья членов семьи вплоть до умственного недоразвития, инвалидизации и потери работоспособности. Чем младше дети, подвергающиеся насилию, тем более выражено его деструктивное воздействие на их психическое и физическое развитие. Характер ребенка формируется главным образом до 5 лет. Не случайно во многих мировых культурах маленьких детей стараются уберечь от столкновения с жестокостью, горем, темными сторонами жизни. Еще один особенно чувствительный к воздействию насилия период жизни ребенка — подростковый возраст.

4 стр., 1656 слов

Основные стадии эволюционного развития психики по А.Н. Леонтьеву

... бессмысленные движения нападения по отношению к камертону. Отражение животных, стоящих на этой стадии развития психики, подчиняетсязакону разнородной суммации, который, как было показано выше, установил на ... животные, которые способны решать такие задачи, находятся уже на следующей стадии развития психики - на стадии интеллекта. В чем специфика двухфазных задач? Первая фаза (фаза подготовления) ...

Домашнее насилие, в том числе над женщиной, может выглядеть ситуативным, случайным результатом несдержанности, яркой вспышки в ответ на «провокацию» жертвы именно так его и предпочитают объяснять насильники. Тем не менее, как правило, в подобных случаях существует определенная повторяющаяся динамика развития ситуации, которые описывается «циклом насилия». При этом с каждым новым витком выраженность проявлений насилия нарастает.

Типичным фактором риска развития подобного сценария является формирование созависимости, то есть нездоровой связанности друг с другом, на предварительной стадии, в самом начале знакомства и первой стадии, которую условно можно назвать «медовым месяцем». Партнеры переживают яркие чувства, противопоставляют себя всему миру, иногда даже враждебно относятся к нему и к остальным представителям своего или противоположного пола. Кроме них двоих им никто не нужен, не интересен. Тем самым, в частности, подготавливается изоляция будущей жертвы от возможных источников поддержки — знакомых, друзей, родственников.

Цикл запущен. На его первой стадии потенциальный насильник создает ситуацию, в которой у будущей жертвы не останется иного выбора, кроме поведения, оправдывающего насилия над ней. Этот этап можно назвать «стадией тысячи и одного правила». Потенциальный насильник устанавливает огромное количество все новых и новых иррациональных, бессмысленных правил поведения для будущей жертвы, в том числе противоречащих друг другу, которые часто касаются бытовых мелочей и неизбежно нарушаются, поскольку всех их невозможно предугадать и соблюсти. В результате происходит рост напряжения и «справедливого» раздражения с его стороны. Раз за разом насильник создает ситуацию, когда жертва не справляется с выполнением своих обещаний, обеспечивая завязку своего сценария насилия.

Например, с жертвы берется обязательство, что она будет поддерживать в доме образцовый порядок, а вернее, того образца, который задан насильником. Далее жертве задается очень напряженный график на определенный день, и у нее просто физически не остается времени на уборку, в том числе и последствий выполнения этого графика. Теперь насильнику остается только явиться в неубранный дом и устроить скандал или произвести справедливое возмездие. Если в «сценарий» насильника входит алкоголь, то он вполне может предварительно напиться, поскольку оправдание этого у него уже «в кармане» как же не выпить с горя, имея такую жену!

Вторая стадия — взрыв. Представляет собой высвобождение агрессии, насилия по отношению к жертве в той или иной форме, описанной выше, — от избиения, изнасилования, применения оружия до скандала, изощренного «интеллигентного» психологического издевательства, унижения. Таким образом насильник утверждает свою власть и право на контроль в доме.

На третьей стадии партнеры переживают новый «медовый месяц». В этот и последующие возвраты к данной стадии насильник раскаивается, просит прощения, обещает, что это никогда не повторится, даже соглашается (при последующих повторах) обратиться к семейному консультанту, приносит цветы, подарки, в прямом и переносном смысле носит жертву на руках. Жертва прощает, возвращается или позволяет насильнику вернуться (если имел место разрыв), забирает заявление из милиции или о разводе, если оно было подано. Она чувствует себя счастливой, тем более по контрасту с предшествовавшим ужасом, и полна надежд. Тем не менее чувство вины и раскаяние насильника не являются подлинны-ми, а продиктовано, скорее, страхом разоблачения и нежелательных последствий — обращения жертвы за помощью в соответствующие органы, ее уход и т.д. Насильник часто говорит или подразумевает, что хотя он не должен был «делать этого», но не смог совладал, со своим характером, был пьян и т.д.

21 стр., 10170 слов

Насилие в семье как социальная проблема современного общества

... насилие рассматривается как серьёзная социальная проблема и входит в сферу интересов различных академических и практико-ориентированных дисциплин. В западной критической мысли преобладают в основном три точки зрения на комплекс проблем, связанных с насилием в семье. Первая базируется на ...

На следующей стадии — рационализации, насильник находит для себя оправдания» псевдообъяснения своей вспышки, поскольку для него невыносимо долго испытывать чувство вины. Он говорит самому себе и жертве, что во всем виновата именно она: «Ты сама меня довела», «Ты не должна была мне возражать», «Ты просто напросилась» и т.д. Таким образом насильник уходит от какой бы то ни было моральной ответственности и дает сам себе разрешение на эскалацию насилия.

Тем не менее некоторое время он продолжает вести себя «нормально», по крайней мере без насилия, или даже лучше, чем обычно. Это — стадия нормального поведения-как будто бы ничего и не было. Все же время от времени он не упускает случая дать понять жертве, что если она кому-либо пожалуется, то ей не поверят, что ее могут лишить родительских прав или уволят с работы, если узнают, какова она на самом деле. Насильник провоцирует неуверенность, чувство вины, ощущение беспомощности у жертвы. Иногда при этом он проявляет недюжинные способности в манипулировании: «Ты ведь знаешь, что я единственный, кто любит тебя по-настоящему. Твои подруги рады рассорить нас из зависти. Твоя сестрица сама имеет на меня виды. Ты ведь не хочешь, чтобы у меня были неприятности, чтобы наши дети страдали, чтобы в школе на них показывали пальцем из-за того, что к нам в дом ходит милиция разбираться в наших ссорах».

Иногда насильник предпочитает особо не церемониться и говорит просто и доходчиво «Пожалуешься — убью!»

Для профилактики сопротивления жертвы насильник также создает различные ситуации, в которых жертва оказывается неспособна обойтись без его помощи. Он у жертвы ощущение собственной умственной несостоятельности, эмоциональной неуравновешенности, физической неполноценности, ненужности. Наличие техники в доме дает ему для этого богатейшие возможности.

Например, насильник вывинчивает одну из деталей миксера, отсоединяет контакт телевизора и т.п. После долгих безуспешных попыток наладить работу прибора жертва зовет его на помощь. Он в считанные секунды справляется с проблемой, незаметно вернув на место деталь или восстановив контакт, не преминув подчеркнуть бестолковость жертвы и ее неумение обращаться даже с элементарной техникой.

В течение года муж манипулировал женой, принуждая ее делать то, что он хотел, угрожая отказаться заполнять за нее налоговую декларацию их совместной небольшой фирмы, зарегистрированной на ее имя. Подходил крайний срок сдачи декларация, и это грозило большими неприятностями. Доведенная до отчаяния женщина обратилась к семейному консультанту. Ее уверенность в себе удалось поддержать, и вскоре женщина сообщила, что прекрасно справилась с декларацией самостоятельно, так как это оказалось совсем не так сложно, как представлял это ее муж.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... (Л. Берковец и др.). Так, З. Фрейд связывает становление агрессивного поведения ребенка со стадиями сексуального развития (Фрейд, 1989). Представитель теории инстинктов К. Лоренц (1994), ... всех этапах работы, особенно на начальной стадии, необходимым условием является установление доверительных отношений с ребенком. Чтобы работа с аутичным ребенком оказалась более эффективной, желательно начинать ...

На следующей стадии, когда насильник начинает представлять себе свою предыдущую вспышку и возможные будущие возможности «оторваться», круг замыкается. Его фантазии и планирование фактически оказываются возвратом к стадии «тысячи и одного правила» и заканчиваются новой завязкой. Для облегчения протекания этого процесса насильник использует накопленную до того информацию и материал своих оправданий.

Например, если насильник пришел к объяснению случившегося вспышкой ревности, он устраивает вечеринку или поход на танцы, где с легкостью находит повод приревновать жертву. Завязка обеспечена.

При возврате ко второй стадии насильник часто находится в плохом настроении, придирается по мелочам, проявляет грубость, может пить или принимать наркотики. Угрожает, может сломать что-то в доме, например мебель. Постоянно критикует жертву, демонстрирует ее несостоятельность и зависимость от него. Старается изолировать жертву, отводить ее родственников и друзей. Жертва старается «ходить по ниточке», угождать, успокоить партнера. Она беспокоится, но старается не афишировать своих сложностей, избегает родственников, плачет, старается не вмешивать детей, становится пассивной, со всем соглашается, боится роста агрессии насильника. Но события неотвратимо движутся по кругу насилия.

Одна из женщин очень ярко выразила типичные противоречивые чувства, которые испытывает жертва, втянутая в этот порочный круг: «Время от времени муж напивается и бьет меня, причем с каждым разом все более жестоко. Я боюсь, что, в конце концов, он меня просто убьет. Но Вы не представляете, какой он хороший, как он меня любит. Как он стоит на коленях, умоляя простить его, не бросать его, как искренне просит помочь ему! Вряд ли кто-то будет любить меня так, как он, я очень нужна ему, он без меня пропадет».

Многие признаки такого цикла можно обнаружить и в других видах насилия, не только во взаимодействии с женщинами, и в других видах дисфункциональных, плохо складывающихся отношений.

Стратегия насильника. Насильник проявляет немалую изобретательность, чтобы удержать жертву. Она нужна ему, чтобы удовлетворить свою потребность в разрядке напряжения, агрессии, причем довольно безопасным для насильника способом, безнаказанно. Большую роль в этом играют ситуативные факторы, такие как экономическая зависимость, отсутствие жилья, опасность мести, недостаток поддержки и понимания извне, социальная изоляция, недостаточность профессиональной квалификации, наличие детей, социальное неодобрение и др.

Очень важны также эмоциональные факторы. Среди них большое количество страхов, которые перевешивают опасность остаться: страх нанести эмоциональный вред детям, лишиться родительских прав, боязнь вовлечения милиции и суда, страх неизвестного, страх осуждения обществом, страх одиночества, страх, что с насильником что-то случится, и др. Велика также значимость чувства вины, самобичевания, вины за разваливающийся брак и другие события, поскольку жертва видит себя глазами насильника.

9 стр., 4237 слов

О НАСИЛИИ НАД ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ

... Положение осложняется еще и тем, что российским законодательством дети, подвергнувшиеся насилию незнакомцем, и дети, вовлеченные в сексуальные отношения родителями или близкими, определяются как жертвы одного и ... [9]. Российский психолог Е.Т. Соколова считает, что эмоциональное или психологическое насилие над ребенком в семье в не меньшей степени, чем физическое или сексуальное, создает ситуацию, « ...

2. Формы проявления жестокого обращения с детьми и индикаторы (симптомы) домашнего насилия

жестокий ребенок насилие домашний

Проблема насилия над детьми до недавнего времени оставалась закрытой в нашей стране. Эта тема замалчивалась и отвергалась обществом, порождало множество заблуждений и неверных представлений. Беспристрастные данные статистики МВД о количестве зарегистрированных преступлений в отношении детей говорят о росте насильственных действий и отсутствии должного внимания общества и государства в обеспечении безопасности и права на счастливое детство. Ежегодно в России 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений, из них 2 тысячи детей оказываются жертвами убийств. Более 10 000 несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. При этом от 30% до 50% детей убито родителями или лицами, их заменяющими. Отмечается рост числа случаев убийства матерью новорожденного.

Для предотвращения роста насильственных действий против детей и реабилитации лиц, пострадавших от различных форм насилия, требуется решение целого комплекса задач, прежде всего юридического, медико — социального, педагогического и психологического характера.

Психологическая помощь, по мнению многих специалистов, может рассматриваться как первоочередная. Разработкой программ и технологий психологического сопровождения лиц, переживших насилие, в настоящее время занимаются такие известные российские и зарубежные авторы, как: Н.К. Асанова, Т.И. Шульга, М. Клавдиева, Н.Д. Ярославцева, С.Я. Долецкий, Л. Берковец, Б. Барбара, Дж. Аллан, X. Ремшмидт, Дж.Г. Менделл, Л. Дамон, С.Г. Кемпе, Д. Финкелхор, Р. Бэджли, И.М. Киннард и др. Насилие рассматривается большинством из них как преднамеренные физические, психологические и сексуальные действия с целью нанесения ущерба человеку, произведенные против его воли.

В отношении детей выделяются следующие виды насилия:

üФизическое насилие

üПсихологическое (эмоциональное) насилие

üСексуальное насилие

üПренебрежение основными нуждами ребенка

Анализ особенностей проявления различных форм насилия, причин возникновения и последствия для детей разного возраста может способствовать созданию более эффективных технологий психологической помощи жертвам насилия.

Положение детей, чьи основные нужды не удовлетворяются родителями, лучше всего характеризует термин «депривация детства». Ярким примером этой формы насилия является проживание детей в так называемых неблагополучных асоциальных семьях. Родительская патология этих семьях связывается с поведением матери, от которой зависит физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие детей.

8 стр., 3963 слов

Психология детей с нарушением поведения

... созревания. 1. Понятия, используемые при характеристике детей с нарушением поведения Очевидная сложность данного понятия обусловлена прежде ... морального и материального ущерба, физическое насилие и причинение боли, ухудшение нарушение поведения зачастую является разрушительным: в ... хроническая или выраженная неуспешность в жизненноважных сферах (семья, работа, секс, здоровье) - конфликты с законом ...

3. Последствия домашнего насилия для развития ребенка

Физическое насилие — это преднамеренное применение физической силы, с целью нанесения физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка или вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии.

Признаки физического насилия, которые часто являются и его индикаторами, проявится:

.в резко выраженной боязливости ребенка;

.неадекватном поведении ребенка в новых ситуациях и с новыми людьми;

.ярко выраженном страхе взрослых людей;

.признаках физической и психической запущенности, не имеющие адекватного объяснения;

.наличие различных травм у детей: переломы черепа и костей, повреждениям мягких тканей, ожоги необычной этиологии (например, множественные ожоги от раскаленных предметов, сильные ушибы, ожоги промежности или ягодиц и др.);

.повторных подозрительных повреждениях у ребенка;

.необъяснимых отклонениях в физическом состоянии, связанные с травмами, полученными в прошлом;

.отсутствии желания поиска защиты у родителей в устрашающей для ребенка ситуации;

.формировании моделей приспособительного поведения;

.стремлении к избежанию конфликтных ситуаций и отсутствии
знаний и умений для разрешения конфликтов и т.д.
При оценке последствий физического насилия для состояния здоровья детей необходимо учитывать не только физический вред, но и психологические последствия насилия. Это прежде всего симптомы, обусловленные стрессом (напряжение, головная боль, психосоматические нарушения).

В ответ на физическую боль у ребенка возникает гнев, желание ответить тем же. Последующие проявления жестокости по отношению к другим воспринимаются окружающими как неконтролируемые агрессивные импульсы, что приводит ребенка к изоляции сверстниками и взрослыми.

8 стр., 3688 слов

Взаимоотношения детей и родителей в семье

... нашей школы с целью получения дополнительных сведений о взаимоотношениях в семье между родителями и детьми. Так же были опрошены учащиеся 5-ых, 8-ых, 10-ых классов. 70% из ... оказания помощи в преодолении непонимания между родителями и детьми; 5. способствовать внедрению в семьи навыков гармоничной жизни: поддержание в семье здорового психологического климата, атмосферы взаимоуважения, сохранения ...

Воздействие физического насилия на психическое состояние ребенка опосредуется:

·возрастом ребенка;

·уровнем его развития;

·личностными особенностями;

·характером;

·длительностью насилия;

·отношениемнасильника к ребенку;

·повторяемостью травматического события.

Опишем наиболее характерные особенности психического состояния и поведения детей разного возраста, подвергающихся физическому насилию.

Дети до шести месяцев не улыбаются, малоподвижны, безразличны к окружающим, у них отсутствует реакция на внешние стимулы.

Дошкольники (от трех до шести лет) проявляют чрезмерную уступчивость и заискивающее поведение во взаимоотношениях с взрослыми, агрессивны, лживы, замечены в воровстве, жестоки по отношению к животным и младшим детям, очень болезненно реагируют на любое замечание, склонны к поджогам. Их реакция на боль пассивна.

Младшие школьники боятся после школы идти домой и выискивают для себя множество убедительных причин их позднего появления дома. Одиноки, у них отсутствуют не только друзья, но и приятели. В этом возрасте дети уже понимают, что действия их родителей незаконны и безнравственны и по этой причине от страха, от боязни осуждения со стороны сверстников, они скрывают истинные причины собственных травм.

Подростки выражают свой протест случаям насилия побегами из дома, суицидальными попытками, употреблением алкоголя и наркотиков, криминальным поведением. Психологические последствия насилия проявляются в виде агрессивного поведения, депрессии, беспокойства, в признаках психических расстройств в поведении или проявлении патологических черт характера.

На основании изучения характеристик родителей, чьи дети пострадали от физического насилия, были выделены семьи, относящиеся к группе «риска»:

·семьи, где родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;

·семьи, где родители (или один из них) имеют психические заболевания;

·семьи, где нарушен эмоционально-психологический климат, что приводит к частым ссорам и скандалам;

·семьи, где родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и развитию;

11 стр., 5242 слов

Социальная работа в семьях разведенных родителей

... тему данной работы. Целью реферата является анализ технологии социальной работы с детьми в семьях разведенных родителей. Из поставленной цели вытекают следующие задачи: 1) рассмотреть специфику психических ... и направления социальной работы в семьях разведенных родителей. 1. СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ВСЛЕДСТВИЕ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ Нет, пожалуй, ни одной семьи, где ни разу бы не ...

·семьи, где родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, безработицей или тяжелыми социальными условиями проживания семьи.

Для этих семей характерным является хаотичная и закрытая структура; отсутствие сформированной структуры семейных ролей; инфантильные супружеские отношения; сильные психологические перегрузки родителей, связанные с высокой конфликтностью в семье.

Специальные исследования выделили поведенческие характеристики родителей, свидетельствующие о жестоком обращении с детьми. Рассмотрим особенности поведения взрослых, которые свидетельствуют о жестоком обращении с ребенком, но не являются бесспорным и однозначным доказательством его вины:

несоответствие состояния ребенка его описанию со стороны родителя;

необъяснимая отсрочка в обращении родителей ребенка за помощью в лечебное учреждение;

попытка обвинения ребенка в нанесении себе ущерба;

несформированная родительская роль и отсутствие желания и возможности в ее формировании;

отказ от посещения ребенка, который находится в стационаре;

неадекватная реакция родителей на телесные повреждения у ребенка;

использование большого количества психологических защит во взаимодействии членов семьи.

Последствия физического насилия — это не только синяки, уши-травмы различной степени, но и проявление энуреза, эпокреза, регресс в развитии, отказ от учебы, боязливость, возрастающее несоответствие ребенка ожиданиям родителей, низкий уровень его самооценки и рост агрессивности.

В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные вещи физического насилия, которое почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой. Поэтому, если телесные наказания приводят к нарушению здоровья, развития, а также психического благополучия ребенка, их следует расценивать как физическое насилие.

В качестве ведущих причин возникновения физического насилия в семье можно выделить следующие факторы:

Особенности личности ребенка: наличие уродства, неизлечимой болезни, инвалидность, умственная отсталость, нарушение психического и физического развития, недоношенные дети, несоответствие личности ребенка ожиданиям родителей, гиперактивность, импульсивность и агрессивность, отклоняющееся от нормы поведение ребенка и т.д.;

Особенности личности родителей: повышенный уровень тревожности, высокий уровень импульсивности, ригидность в поведении, взаимоотношениях, низкий уровень контроля собственных действий и поступков, признание необходимости использования в процессе воспитания системы физических наказаний, низкий уровень самооценки, низкий уровень образования, акцентуация характера (эпилептоидного, демонстративного типов), нежелание иметь ребенка и вынужденное исполнение роли родителя, наличие у родителей сценария, который содержит травматический опыт жестокого обращения (месть собственным детям за свое искалеченное детство, высокая степень психологической зависимости и нарциссичность, наличие садо-мазохистских тенденций во взаимоотношениях с детьми и т.д.);

Особенности психологической атмосферы семьи: отсутствие умений
в приемлемом и адекватном выражении эмоций и чувств, небольшой опыт (или его отсутствие) позитивного взаимодействия с людьми разного возраста, изменчивость и нестабильность идентификации, большие затруднения родителей при распознавании
собственных психологических потребностей и потребностей своих
детей, психические заболевания у родителей (депрессии, острые
бредовые реакции, тяжелые тревожные расстройства, приводящие
к агрессивным и аффективным реакциям, и другие заболевания).
Всесторонняя диагностика этих факторов позволяет выявить степень опасности нахождения ребенка в семьях группы «риска», провести оценку функциональной дееспособности семьи для разработки программ психологического сопровождения лиц, пострадавших от насилия с последующей коррекцией внутрисемейных взаимоотношений.
Психологическое (эмоциональное) насилие — это длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие на ребенка (словом, поступками, критикой, угрозами, замечаниями, высказываниями в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка, ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний, преднамеренной физической или социальной изоляцией).
Психологическое пренебрежение проявляется в последовательной неспособности родителя лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку заботу, внимание, поддержку, привязанность, принятие и понимание психологических нужд ребенка. Это может выражаться в словесном грубом обращении с ребенком, в нелюбви, нерасположенности к нему.
Различные типы разрушительного поведения родителей (или других взрослых, значимых для ребенка) приводят к психическим деформациям, снижению самооценки, веры в себя, к утрате чувства принадлежности к обществу детей и взрослых, к разрушению здоровья и вития ребенка.
Различные типы психологического насилия.

Игнорирование нужд ребенка проявляется в неспособности родителей выражать привязанность, любовь и заботу, по отношению к нему, лишении его эмпатии, игнорировании потребности в безопасном окружении, поддержке, общении;

Отвержение выражается в публичном унижении ребенка, предъявлении чрезмерных, несоответствующих его возрасту и возможностям требований, публичной демонстрации отрицательных качеств ребенка, постоянном формировании у него чувства стыда и вины за проявление естественных для них эмоций (страх, плач, гнев и т.д.), жестокой, несообразной возрасту критике и т.д.

Угрозы и терроризация проявляются в унижении достоинства ребенка, угрозах наказанием, побоями, угрозах совершения насилия отношению к ребенку или к тому, кого ребенок любит (по отношению к матери, сестре, брату, домашнему животному), оскорблении ребенка, использовании ненормативной лексики по отношении к ребенку.

Изолирование формирует установление безосновательных ограничений на социальные контакты ребенка со сверстниками, родственниками или другими взрослыми, ограничение права ребенка на построение собственных взаимоотношений со сверстниками и отсутствие у ребенка права покидать свой собственный дом (например, родители принудительно переводят ребенка на домашнее обучение).

Развращение предполагает создание мотивации к развитию антисоциального поведения, включая воровство, проституцию, порнографию, поощрение самодеструктивного поведения, вовлечение ребенка в употребление алкоголя и наркотиков.

Диагностика особенностей поведения детей, которые живут в ситуации психологического насилия, выявили следующие характер логические особенности: длительно сохраняющееся подавленное состояние, чрезмерная уступчивость, заискивающее, сверхугодливое поведение, склонность к уединению, агрессивность, отсутствие навыков и умений для налаживания взаимоотношений с другими людьми разного возраста, неумения общаться, угрозы или попытки самоубийства, высокий уровень тревожности, нарушения аппетита (стремление в неограниченных количествах потреблять сладкое, либо полное отсутствие желания есть), низкая самооценка, плохая успеваемость и т.д.

Для детей, испытывающих постоянно вербальную агрессию со стороны родителей, характерным является проявление высокого уровня физической агрессии, что мешает их нормальной социальной адаптации, вызывая очень часто (начиная с детского сада), их отвержение или изоляцию. Такие дети, приспосабливаясь к ситуации, вырабатывают различные способы поведения, включая склонность к уединению, различные проявления агрессии, направленной как на других, так и на себя. Кроме того, у детей, живущих в условиях психологического насилия, могут также развиваться психосоматические и нервные расстройства, которые характерны и для других видов насилия.

Кроме того, индикаторами психологического насилия могут служить следующие особенности поведения взрослых:

üнежелание взрослого утешить ребенка, который действительно в этом нуждается;

üпубличное обвинение ребенка, бесконечные обвинения, оскорбления, брань (в том числе и нецензурная) в его адрес;

üотождествление ребенка с нелюбимым и ненавистным родственником;

üперекладывание на ребенка ответственности за неудачи взрослого;

üпостоянное сверхкритичное отношение к ребенку;

üоткрытое признание в нелюбви;

üненависть по отношению к ребенку, которая не скрывается, а в определенных ситуациях — подчеркивается.

Как показывает практика, а неблагополучным семьям, относящимся к группе «риска» по психологическому насилию, могут быть отнесены следующие типы семей:

üсемьи, где разные формы насилия являются стилем жизни;

üсемьи с авторитарным стилем воспитания;

üпроблемные семьи (имеющие детей-инвалидов, малообеспеченные, плохие жилищные условия, наличие безработных и т.д.);

üаморальные семьи, в которых родители употребляют алкоголь, нар-котики, страдают различными патологиями;

üсемьи, в которых преобладают психологические или иные проблемы.

Причинами, вызывающими эмоциональное отторжение ребенка, могут быть: несоответствие ребенка ожиданиям родителей, нежеланный ребенок, чувство вины по отношению к ребенку, сходство ребенка с одним из родителей и использование вторым родителем ребенка в качестве мишени для вымещения собственного конфликта с супругом, формирование в семье психологической защиты по отношению к ребенку «козел отпущения», инфантильность личности родителя, внутриличностный конфликт одного или обоих родителей, несформированность родительских ролей, отсутствие ясного определения правил поведения в семье, наличие в родительском сценарии травматического опыта психологического насилия и т.д.

Отсутствие эмоциональной поддержки со стороны родителей нарушает основные функции развития детей, что приводит к различным нарушениям:

üв аффективной сфере — нарушения проявляются в подавленном состоянии, беспокойстве и высоком уровне тревожности, невротических страхах, снижении эмоционального фона, низкой самооценке;

üв когнитивной сфере — нарушения связаны с задержкой интелектуального развития, трудностями с концентрацией и переключением внимания, низкой успеваемостью, плохой памятью;

üв поведенческой сфере — нарушения проявляются в делинквентном и антисоциальном поведении, замкнутости, агрессивности, потребности в формировании взаимоотношений, в ярко выраженном сексуальном поведении;

üв физическом развитии — нарушения характеризуются недостаточным весом ребенка, маленьким ростом, запущенным, неопрятным видом;

üво взаимоотношениях со сверстниками — ребенок не стремится к общению, замкнутый, агрессивен, проявляет сексуализированное доведение.

Только экстренное вмешательство специалистов по коррекции внутрисемейных отношений могут предотвратить катастрофические последствия психологического насилия, оказывающие разрушительное влияние на развитие ребенка, его настоящее и будущее социальное становление.

Сексуальное насилие относится к вовлечению детей и подростков в сексуальную деятельность с людьми более старшего возраста без понимания ими того, что они делают, и / или без их согласия.

Сексуальное насилие является одной из наиболее постыдных форм насилия над детьми. Специальные международные исследования, проведенные в 21 стране мира, показали, что от 8% до 36% женщин и от 3% до 29% мужчин перенесли в возрасте до 18 лет сексуальное насилие. 25% жертв сексуального насилия находились в возрасте до 5 лет; в возрасте от 6 до 11 лет — 35%; в возрасте от 12 до 17 лет — 41%.

В обществе существует значительное число мифов, которые являются осознанной или неосознанной попыткой искажения причины и последствия сексуального насилия над детьми.

Миф 1. Сексуальное насилие совершается в основном над детьми подросткового возраста. Насилие совершается над детьми любого возраста, причем самый уязвимый для сексуального насилия возраст — 9 лет.

Миф 2. Сексуальное насилие совершается незнакомыми людьми. Согласно статистическим данным (исследование в Томилино, зарубежные канадские исследования), 40% близкие родственники — отец, мать, братья и сестры, дяди, тети, дедушки, бабушки; из них 20% — инцест; 45% хорошо знакомые ребенку люди-друзья дома, гувернеры, соседи, приходящие репетиторы, различные помощники по дому и только небольшой процент сексуального насилия над детьми совершается вне стен дома

Миф 3. Сексуальное насилие совершается только над девочками. Действительно, девочки чаще являются жертвами сексуального насилия, но мальчики также подвергаются насилию со стороны взрослых. Чаще это случается вне родительского дома людьми, имеющими большой опыт совращения малолетних.

Миф 4. Сексуальное насилие случается только один раз. Чаще сексуальное насилие над детьми это длительный процесс, в котором эксплуатируются близкие доверительные отношения между взрослым и ребенком.

Миф 5. Дети соблазняют взрослых. У детей отсутствуют необходимые знания и умения для того, чтобы инициировать сексуальную активность. И любой взрослый осознает, что любые сексуальные действия по отношению к ребенку являются разрушительными для ребенка и наносят ему ущерб.

Миф 6. Только половой акт наносит ущерб ребенку. Любое сексуальное насилие разрушительно для ребенка. Ребенок, подвергаясь насилию со стороны взрослого, переживает, прежде всего, травму эмоционального характера, в которой разрушается его потребность в безопасности, возможность построения адекватных социальных, интеллектуальных и доверительных эмоциональных взаимоотношений. Взрослые перестают быть эталонами для подражания, что делает очень затруднительным процесс самосознания и развития. Дети, подвергшиеся насилию, испытывают стыд, чувство вины, тревогу, страхи, ощущение собственной незначимости и бессмысленности.

Миф 7. Только мужчины совершают сексуальное насилие над детьми. Статистические данные подтверждают ведущую роль мужчин в сексуальном насилии (80%), но не отрицают участие женщин. В современном обществе увеличивается процент сексуального насилия, совершаемого женщинами. 20% насильников — женщины, при этом 14% совершают насилие по отношению к мальчикам, а 6% — по отношению к девочкам. Кроме того, нередко субъектом насильственных действий становится мать ребенка. Мать занимает особое положение в жизни ребенка, развитие любви к ней является инстинктивным и естественным процессом, поэтому сексуальные отношения мать-ребенок имеют особенно тяжелые последствия. Когда ребенок подвергается со стороны матери эмоциональному, физическому или сексуальному насилию, то вместо доверия он испытывает чувство ненависти и предательства.

В научной литературе сексуальное насилие рассматривается как совершение сексуальных действий против воли ребенка. Сексуальное насилие может включать сексуальные отношения без согласия, нежелательные сексуальные прикосновения или принуждение вступать» оскорбительные неестественные сексуальные действия. Чтобы получил согласие жертвы, часто используются принуждение или угроза. Сот» сие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок:

не обладает свободой воли, он экономически, психологически, юридически находится в зависимости от взрослых;

может не осознавать значения действий взрослого в силу своей функциональной незрелости;

не может в полной мере предвидеть все негативные последствия сексуальных действий.

Таким образом, сексуальное насилие или растление рассматривается как вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми (или с человеком старше его не менее чем натри года) с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды.

Разделяют контактный и неконтактный способ сексуального насилия в отношении детей.

К контактному насилию специалисты относят:

üмануальный оральный, генитальный или любой другой телесный контакт с половыми органами ребенка, а также ласки эрогенных зон тела ребенка;

üвведение различных предметов во влагалище или анус;

üмастурбация обоюдная, со стороны ребенка и взрослого.

К «неконтактному» сексуальному насилию ребенка относят:

üдемонстрацию эротических и порнографических материалов;

üсовершение полового акта в присутствии ребенка;

üдемонстрацию обнаженных гениталий, груди или ягодиц ребенку (эксгибиционизм);

üподглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур (вуаеризм), принудительное раздевание ребенка.

К сексуальному насилию детей необходимо отнести сексуальную эксплуатацию ребенка и вовлечение ребенка в проституцию.

В зависимости от того, где совершается сексуальное насилие, различают внутрисемейное и институциональное сексуальное насилие. Высокая латентность внутрисемейного сексуального насилия детей обусловлена тем, что это, как правило, скрытый и постепенный процесс, в который дети втягиваются, часто не подозревая об этом. Большинство детей не могут оказывать сопротивление «сексуальным злоупотреблениям» взрослых в силу своих возрастных, индивидуально-психологических особенностей, различных форм зависимости от взрослых.

По фактору внутрисемейного сексуального насилия в отношении детей специалисты выделяют следующие типы семей из группы «риска»:

üСемьи с патриархально-авторитарным укладом жизни — для них

üхарактерным является власть и контроль со стороны главы семьи; использование физического насилия как воспитательной меры; отсутствие альтернативных путей для сексуального удовлетворения и т.д.;

üКонфликтные семьи характеризуются отсутствием доверительных отношений между взрослыми; неудовлетворенность родителей супружескими отношениями, что приводит к различным формам психологического насилия к членам семьи; недостаток у детей знаний по сексуальному образованию, что делает ребенка более уязвимым для любого вида насилия;

üНеполные семьи: отчим или сожитель матери и ребенок долгое время живет без родного отца. В этом случае табу на инцест не так сильно выражено, кроме того, для детей характерна депривация и отсутствие знаний о полоролевых функциях в семье;

üСемьи с инвалидами, где отсутствует должный присмотр за детьми, что приводит к недостаточности эмоциональной близости между детьми и родителями, к их социальной изоляции;

üНеблагополучные семьи, в которых родители или один из них являются алкоголиками или наркоманами. Для этих типов семей характерным является расторможенность сексуальных влечений, снятие табу на сексуальные отношения с детьми, что приводит к разрыву эмоциональных связей между членами семьи. Как правило, такие семьи живут изолированно, не поддерживая контактов | другими родственниками.

К другим факторам риска можно отнести наличие и использование порнографических материалов (видео, журналы) и легкий доступ к ним детей; кроме того, отсутствие общественного контроля над содержанием телевизионных программ подталкивает детей и подростков к разному сексуальному опыту.

Основные факторы, объясняющие выбор ребенка в качестве объекта сексуальных притязаний, были проанализированы Д. Финкелхором. Им были выделены особенности личности насильника, мотивация поведения, включая внешние и внутренние факторы. К ним были отнесены следующие факторы:

üэмоциональная конгруэнтность — соответствие особенностей детей эмоциональным нуждам насильника;

üсексуальное возбуждение, испытываемое насильником в присутствии ребенка;

üблокада альтернативных путей для удовлетворения сексуальных потребностей;

üвнешние и внутренние факторы, снимающие у насильника запрет на сексуальные отношения с ребенком (дезингибиторы).

Эмоциональная конгруэнтность со стороны насильника по отношению к ребенку обусловлена слабой психосексуальной идентификацией, задержкой психосексуального развития, отсутствием чувства власти и контроля во взаимоотношениях с взрослыми партнерами, низким социальным интеллектом, низкой самооценкой. Как правило, сексуальное возбуждение от контакта с детьми характерно для взрослых, которые испытывают сексуальное возбуждение от просмотра порнографических материалов, представляющих детей в эротическом свете. Для этих насильников характерно наличие раннего опыта сексуального возбуждения от контакта с взрослым, зафиксированного в сексуальных фантазиях.

Многие насильники не способны удовлетворять собственные сексуальные потребности в силу того, что у них существуют высокий уровень неудач при гетеросексуальных контактах со взрослыми партнерами, им присуща неудовлетворенность от супружеских отношений, социокультурные или моральные запреты на сексуальные внебрачные отношения.

Внешними и внутренними дезингибиторами для насильника являются следующие факторы: плохой контроль собственной импульсивности в силу употребления наркотиков и алкоголя; наличие различных внешних стрессогенных факторов, таких как: безработица или потеря близкого человека, психическое заболевание, а также плохой присмотр за ребенком и сопротивление самого ребенка.

Последствия сексуального насилия могут сказываться в течение всей последующей жизни человека, поэтому специалисты различают ближайшие и отдаленные последствия различных форм насилия. К физическим индикаторам относят различные виды травм и заболеваний, включая повреждения, кровотечения, различные виды инфекций, нервно-психические и соматические расстройства.

Эмоциональные расстройства или дистресс включают: беспокойства и страхи, которые приводят к формированию и развитию фобий; отрицание существования проблемы, так как сложившаяся ситуация представляется нереальной и плохо понимается и осознается жертвой насилия; сильные эмоциональные потрясения в связи с отсутствием альтернативных способов выхода из сложившейся ситуации; возникновение чувства беспомощности в связи с неудачными попытками сопротивления или в ситуациях равнодушия или враждебности окружающих; появления депрессии, более свойственной для подростков и взрослых; вспышки неконтролируемых приступов гнева, которые чаще всего проявляются по отношению к невиновным в ситуации насилия и формируются на основе «замещения» как формы психологической защиты.

По характеру ответных реакций психологические последствия выделяются:

üпосттравматические стрессовые расстройства;

üпроблемы поведения;

üрасстройства когнитивной сферы;

üличностные расстройства.

Посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР) — это продолжительные психологические симптомы, развивающиеся в ответ на сильно потрясшее травматическое событие. Диагноз ПТСР ставится в том случае, если травматическое событие имело место у данного ребенка, а так же если это событие регулярно переживается ребенком в виде ночных кошмаров, навязчивых мыслей, что приводит его к общей оцепенелости, избежанию, нервозности, расстройству сна, плохой концентрации внимания. Проявление симптомов при ПТСР можно разделить на три категории.

Первая категория симптомов характеризует повторное переживание травматического события, которое выражается в навязчивых болезненных воспоминаниях, кошмарных сновидениях о событии. Сновидения у ребенка могут иметь как конкретный, так и общий бессодержательный характер. Любые внешние или внутренние стимулы напоминающие о событии, формируют множество неприятных чувств. В играх маленьких детей можно наблюдать различные аспекты травматического события.

Вторая категория симптомов проявляется в пониженном интересе к событиям собственной жизни, а также различным ситуациям, которые случаются в жизни ребенка. Ребенок всячески пытается уклониться от малейших воспоминаний о травме, безразличен по отношению к себе и другим людям. Жизнь его становится серой, в ней отсутствуют надежды на будущее.

Третья категория — это симптомы стресса: бессонница, раздражительность, агрессивность, пугливость, чрезмерная бдительность, трудности в сосредоточении на конкретных наблюдениях, размышлениях, чувствах.

Симптомы ПТСР чаще отмечаются у девочек. Для них характерен более высокий уровень навязчивых мыслей, повышенная возбудимость, стыд и страх, так как девочки более уязвимы к повторным стрессам.

К проблемам поведения специалисты относят сексуализированное поведение, которое у девочек проявляется в форме сексуального беспокойства, у мальчиков — в форме эротизма. Сексуализированное поведение можно также наблюдать при некоторых нервнопсихических расстройствах. Выделяются три степени тяжести такого поведения.

Первая степень: дети демонстрируют осведомленность в сексуальных отношениях, которая не соответствует их возрасту, проявляют большой интерес к этим отношениям (сексуальная озабоченность).

Вторая степень: дети совершают сексуальные действия, направленные на самих себя — демонстрация интимных частей тела, мастурбация и т.д.

Третья степень: дети вовлекают в сексуальную активность других детей или взрослых, при этом могут проявлять агрессивность в форме употребления алкоголя и наркотиков, уходах из дома, попытках суицида. Нередко наблюдаются личностные расстройства, психические заболевания.

Расстройства когнитивной сферы проявляются в виде низкой самооценки» самообвинения, восприятия себя как уродливого, беспомощного, одинокого. Во взрослом возрасте все отрицательные событие» происходящие с ними, воспринимаются как наказание за то, что они плохие от рождения.

Личностные расстройства зарубежные специалисты классифицируй в соответствии с возрастом детей:

Дошкольники — тревога, интернализация (уходы, избегающее поведение, депрессии, чрезмерный контроль, боязливость), экстернализация (агрессия, антисоциальное поведение и малоконтролируемое поведение), неадекватное социальное поведение.

Дети школьного возраста — страхи, агрессия и самоагрессия, наличие большого количества школьных проблем, гиперактивность, регрессивное поведение, невротическое и общее психическое заболевание.

Подростки — сексуализированное поведение, отвращение к собственному телу, утрата потребности в соблюдении гигиенических навыков, депрессия, суицидальное и самоповреждающее поведение, побеги из дома, злоупотребление алкоголем, наркомания, быстрое снижение школьных успехов, агрессия и самоагрессия, различные многочисленные соматические жалобы, противозаконные действия.

Наличие перечисленных симптомов указывает на сексуальное насилие, но важно помнить, что существует достаточно большая группа детей, которые не имеют ярко выраженных симптомов после травмы насилия. Причинами отсутствия симптоматики является то, что асимптоматические дети аффективно подавляют переживания, либо травматизация наступает спустя довольно длительный срок на последующих стадиях развития, когда их статус детей-жертв становится более значительным как для них, так и для окружающих.

Согласно X. Ремшмидту, долговременные последствия сексуального насилия касаются в основном трех сфер:

Нарушения в развитии идентичности и принятия своей половой роли.

В результате насилия происходит обесценивание и искажение собственного образа, разрушается представление о ценности супружеских

отношений, возрастает неуверенность в возможности построения адектных взаимоотношений с противоположным полом, может сформироваться отрицание и пренебрежение к сексуальным отношениям, утрачивается возможность идентификации с приемлемым сексуальным поведением человека одного с жертвой пола.

Расстройство партнерских отношений и снижение сексуальной удовлетворенности.

Сексуальные взаимоотношения рассматриваются жертвой как отношения отверженности, беспомощности, лишенные инициативы и проявлений самостоятельности. Жертва отвергает для себя возможность испытывать позитивные эмоции и удовлетворения в этих отношениях. Как правило, в дальнейшей жизни воспроизводится этот травматический стиль партнерских взаимоотношений. И только опыт насилия партнера или высокая степень эмпатичности и желания помочь свое партнеру может изменить искаженный стиль взаимоотношений.

Психические расстройства и заболевания.

Как подчеркивают многие исследователи и практические работники, для понимания динамики психологических последствий сексуально насилия у детей неоценимую помощь оказывает теория травмогенных динамик при сексуальном насилии, разработанная Д. Финкелхором позволяющая наиболее полно оценить психологические последствия травматизации ребенка.

Любая форма внутрисемейного насилия над детьми требует обязательного вмешательства специалистов в семейную ситуацию. Основными направлениями работы могут быть конкретная социальная поддержка со стороны патронажной службы, а также решение психологических проблем жертвы насилия. Большое значение в этой связи имеет фактор времени (своевременность вмешательства), когда учитываются те границы, за которыми начинаются необратимые личностные процессы. Таким образом, целью профессионального вмешательства в кризисную ситуацию ребенка, пострадавшего от внутрисемейного насилия, становится мобилизация всех возможностей ребенка для достижения его оптимального функционирования.

Пренебрежение — это отсутствие заботы об удовлетворении основных физических потребностей ребенка, таких, как потребность в пище, одежде, гигиене, медицинской помощи и надлежащем контроле, в результате нарушается его эмоциональное состояние или появляется угроза для здоровья или развития.

Пренебрежение основными интересами и нуждами ребенка как пространенная форма насилия может проявляться:

üв недостаточном удовлетворении его потребностей в еде, физической, и психологической безопасности, любви, познании;

üотсутствии должного обеспечения опекой и надзором;

üнедостаточном обеспечении ребенка необходимой медицинской помощью, когда он болен;

üпричинении умышленного вреда ребенку;

üвоздействии эмоционально травмирующих факторов, связанных с семейными конфликтами;

üэксплуатации ребенка непосильным трудом;

üвоздействии нездоровых, деморализующих обстоятельств (алкоголизм родителей, употребление наркотиков) и т.д.

Недостаток забот о детях может быть также следствием бедности, психологического стресса, педагогического невежества, сопи потрясений и стихийных бедствий. Для матерей, пренебрегающих своими детьми, характерны социальная незрелость, инфантилизм, импульсивность, самооценка, отсутствие навыков ухода за ребенком и т.д. Таким образом, пренебрежение основными нуждами ребенка является мультифакториальным феноменом, в развитии которого доминирующее качение имеют семейные обстоятельства.

В соответствии с системой диагностических признаков пренебрежения основными нуждами ребенка и разделил их на несколько групп в соответствии с разным возрастом детей, которым пришлось пережить пренебрежение.

Дети первого года жизни. Пренебрежение приводит к задержке физического развития, повторным инфекционным заболеваниям и частым госпитализациям, нарушениям психосоциального развития и т.д.

Дошкольники. Характерен маленький рост, низкий вес, микроцефалия, задержка речевого развития, уровня внимания, эмоциональная незрелость, гиперактивность, агрессивность, импульсивность, неразборчивость в формировании дружеских отношений, социальная безответственность.

Подростки, которые находятся в ситуации пренебрежения со стороны родителей или других значимых взрослых, имеют маленький рост, малый вес или ожирение, плохое здоровье, задержку полового развития, пропускают школьные занятия, употребляют алкоголь, токсические средства, наркотики, курят, воруют, лгут, деструктивны по отношению к себе, другим людям.

Поскольку пренебрежение не оценивается в обществе как вид насилия, то практически невозможно надеяться, что дети будут обращаться за помощью. Поэтому очень важно зафиксировать особенности внешнего вида и поведения ребенка, по отношению к которому проявляется со стороны родителей или лиц, опекающих ребенка, пренебрежение. Именно эти особенности выступают диагностическими признаками, позволяющими установить факты пренебрежительного отношения к ребенку.

Так, к характерным особенностям внешнего вида и поведения ребенка, живущего в ситуации пренебрежения, можно отнести:

üутомленный, сонный (часто опухший) вид;

üсанитарно-гигиеническую запущенность;

üналичие чесотки, педикулеза;

üсклонность к кражам вследствие постоянного голода;

üзадержку роста и отставание в физическом, речевом и моторном развитии;

üпривлечение внимания к собственной персоне любым способом,

üв том числе в неуемной потребности в ласке и внимании;

üпроявление агрессивности и импульсивности, которые часто сменяются апатией и подавленным состоянием;

üтрудности в обучении, приводящие к плохой успеваемости;

üпассивность во взаимоотношениях со сверстниками, обусловленная низкой самооценкой;

üделинквентность и мастурбации и т.д.

К обобщенным характеристикам детей, страдающих от пренебрежения их основными нуждами, можно отнести: существенное отставание в развитии, проблемы в обучении, пассивность, многочисленные эмоциональные и поведенческие проблемы, низкую самооценку, делинквентность, высокий уровень агрессивности, низкий уровень эмпатии, отсутствие навыков и умений в построении взаимоотношений, низкий социальный интеллект.

Группы «риска» выявляются для определения вопроса о степени опасности пребывания ребенка в семье с точки зрения его жизни и здоровья. Характер терапевтических и реабилитационных мероприятий зависит от результатов диагностики. В частности, работа с семьей может включать различные типы семейной терапии, консультирование ее членов для снижения уровня семейной дисфункции. Рост числа неблагополучных семей значительно повышает роль специалистов, работающих с детьми в различных учреждениях по выявлению детей, потребности игнорируются.

Заключение

Проблема жестокого обращения с детьми не только и не столько медицинская, а в большей степени это социальная проблема, которая может быть решена совместными усилиями вышеперечисленных структур на государственном уровне с привлечением квалифицированных специалистов, в том числе юристов. Вместе с тем, должны быть разработаны меры по профилактике этого явления, основанные на глубоком знании и анализе причин жестокого обращения с детьми. Одной из таких мер может послужить установление более строгих мер ответственности лиц, виновных в причинении вреда здоровью детям и подросткам, в частности усиление уголовного законодательства в отношении обидчиков. В действующем Уголовном кодексе РФ существует статья 245 за жестокое обращение с животными, однако статья, предусматривающая наказание за жестокое обращение с детьми, отсутствует.

Уместно будет проанализировать наше российское законодательство, где существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственность

Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежа административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерация о административных правонарушениях (ст. 5.35).

Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Уголовная ответственность

Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Примеры:

ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью);

ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью);

ст. 113 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта);

ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью);

ст. 116 (побои);

ст. 117 (истязание);

ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности);

ст. 131 (изнасилование);

ст. 132 (насильственные действия сексуального характера);

ст. 133 (понуждение к действиям сексуального характера);

ст. 134 (половое сношение н иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста);

ст. 135 (развратные действия);

ст. 125 (оставление в опасности);

ст. 124 (неоказание помощи больному);

ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего);

г. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей);

ст. 110 (доведение до самоубийства);

ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.

Гражданско-правовая ответственность

Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности и соответствии с семейным законодательством.

Пример: лишение родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации), ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации).

Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытия или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

Как известно, Российская Федерация ратифицировала ряд международных соглашений, предусматривающих борьбу с насилием в различных его формах и проявлениях. К числу относятся Конвенция о правах ребенка, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Декларация ООН «Об искоренении насилия в отношении женщин» и другие международно-правовые акты. Обеспечить достижение защитных и профилактических целей во многом призвана уже существующая законодательная база социальной работы, принятые на федеральном уровне Законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и др.

Список литературы

1.Антонян Ю.М., Ткаченко А.А. Сексуальные преступления. М., 1993.

2.Дети и насилие. Материалы международного семинара «Права ребенка: проблемы насилия над детьми». Минск, 1998.

.Забелина Т. Женщина и насилие. М., 1995.

.Кон И.С. Дети России: насилие и защита. М., 1997.

.Курасова Н.В. Сексуальное насилие в семье // Семейная психология и семейная терапия, №1, 1997.

.Луковцева З.В. Сексуальное насилие: мифы, факты, современное состояние проблемы // Насилие и социальные изменения. Ч. 1. М.: Центр АННА, 2000.

.Меньшикова Е.С. Жестокое обращение с детьми и его возможные и отдаленные последствия // Психологический журнал, №6, 1993.

.Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации. Учебное пособие / Под ред. Н.М. Платоновой и Ю.П. Платонова. — СПб.: Речь, 2004.