Технология работы социального педагога с семьей подростка, находящегося в трудной жизненной ситуации.

 

Для профессиональной работы социального педагога с семьей важны такие характеристики семьи, как дееспособность и активность.

Дееспособность семьи может быть ограниченной, временно ограниченной, неограниченной (в зависимости от возможности самостоятельно зарабатывать средства к существованию).

Активность семьи характеризует ее ориентацию на наращивание ее ресурсов:

— собственно активность ( ориентация на свои силы, высокая мобильность);

— ограниченная активность (ориентация на самообеспечение в какой-либо одной сфере жизнедеятельности);

— пассивность (ориентация на иждивенчество, низкая мобильность, неразвитость адаптационных способностей).

Технология планирования и осуществления работы с семьей (каждое последующее действие вытекает из предыдущего).

 

1. Сбор первичной информации.

2. Исследование особенностей функционирования семьи:

— правила и нормы (система внутрисемейных правил поведения в семье, при нарушении их возникает напряженность в семье);

— динамика (как члены семьи ежедневно общаются между собой);

— структура власти семьи (в чьих руках власть, скрытая или открытая власть);

— эмоциональность семьи (эмоциональная шкала семьи (бурно, сдержанно, сочувствие, равнодушие и пр.);

— система семейных ценностей;

— роли в семье (примиритель, защитник. авторитет);

— сильные стороны семьи.

3. Определение цели работы с семьей:

— основные этапы формулирования целей:

а) установка контакта с семьей;

б) составление перечня того, в чем нуждается семья;

в) помощь семье в определении приоритета целей и задач совместной работы (что является первоочередным);

г) формулирование общей цели (семья, социальный педагог, представители соответствующих служб).

4. Конкретные действия по улучшению проблемной ситуации.

5.Определение временных рамок решения проблемной ситуации.

6. Этап завершения работы с данной проблемной ситуацией семьи.

Формы работы социального педагога с семьей.

27 стр., 13290 слов

Оптимизация отношений в семье: проблема удовлетворенности семейно-брачными ...

... результаты активно используются психологией для создания и совершенствования моделей современной семьи. Особый всплеск активности в изучении семьи и брака приходится на период до середины 90-х годов ... факторы супружеской совместимости и их влияние на стабильность брака. Большой блок работ посвящен проблеме ориентаций супругов в сфере семейных ролей Н.Н. Обозов, Н.Ф. Федотова, В.В. Матина, ...

1. Индивидуальная работа:

— беседы, консультирование, посещение семьи.

2. Групповая работа:

— тренинги для группы родителей, группы взаимопомощи и пр.

3. Коллективная (различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, организация досуговых мероприятий и пр.

4. Наглядно-информационные :

-выставки творческих работ детей и родителей, выпуск газет, школьных журналов, выставки книг по проблемам семейного воспитания и пр.

 

Классификация типов семьи:

1. По структуре:

Полные семьи: Неполные семьи:
с 1, 2, 3-мя детьми; одинокая мама;
многодетная (с 4 детьми и более); родители разведены;
со старшими членами семьи (бабушка и др); воспитывает один отец;
  дети сводные;
  дети неродные, усыновленные

 

2. По материальной обеспеченности:с высоким материальным достатком; со средним материальным достатком (обеспеченная); с низким материальным достатком (малообеспеченная); нуждающиеся (за чертой бедности).

3. По воспитательному потенциалу:

· социально здоровая: в воспитательном отношении сильная, устойчивая, неустойчивая;

· социально здоровая, но неблагополучная в воспитательном отношении:

утрата контакта с детьми, утрата контроля;

· социально нездоровая, неблагополучная, в воспитательном отношении слабая с постоянно конфликтной атмосферой;

· социально нездоровая, негативная, в воспитательном отношении слабая с агрессивно-негативной атмосферой; маргинальная ( с алкогольной, сексуальной деморализацией, наркотической зависимостью); преступная; психически отягощенная.

4. По взаимоотношениям:гармоничная; компромиссная; неустойчивая; мнимая; конфликтная; резко конфликтная; потребительская.

5. По направленности:семьи, ориентированные на деятельность; на общение; на самоудовлетворение (эгоистическая).

6. По социально-правовой устойчивости: социально устойчивая; социально неустойчивая; асоциальная; криминогенная.

 

Характеристика благополучной и неблагополучной семьи

 

Фактор Благополучная семья Неблагополучная семья
Самооценка Высокая самооценка у всех членов семьи Низкая самооценка
Коммуникация Честная, открытая, ясная, адекватная, прямая Нечестная, запутанная, неопределенная, неадекватная
Семейные правила Правила гибкие, меняющиеся при необходимости. Свобода любых обсуждений, допускается свое мнение. Правила скрытые, жесткие, неизменные. Мелочная опека и контроль. Запреты на любые обсуждения.
Социальные связи Многообразие социальных связей, семья открыта для внешних контактов. Страх перед социумом, закрытость, отсутствие социальных связей, или заискивание перед социумом.

Характер взаимоотношений в семье:

* между взрослыми членами семьи (гармоничные, компромиссные, неустойчивые, мнимые, конфликтные, аморальные и др.);

* между другими членами семьи и ребенком (слепое обожание, заботливость, доверие, дружба, равноправие, отчужденность, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность);

* позицию ребенка в семье (педагогически оправданная; «кумир семьи»; объект постоянных ссор взрослых, каждый их которых стремится привлечь его на свою сторону; предоставлен самому себе, никто им не интересуется; запуган авторитарным отношением, неуверен в себе, избегает общения с родителями; на положении «Золушки»);

* отношение ребенка к родителям (дорожит семейными отношениями; родители авторитетны; относится безразлично; относится пренебрежительно; остро переживает семейную драму; тяготеет к одному из членов семьи.

Выделяют четыре установки ребенка по отношению к родителям и самому себе:

«Я нужен и любим, и люблю вас тоже»;

« Я нужен и любим, и вы существуете ради меня»;

«Я не нужен и не любим, но я от всей души желаю приблизиться к вам»;

«Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое».

Первые две позиции более благоприятны для развития ребенка, так как эти позиции обеспечиваются демократическим отношением к ребенку – признанием такого же права на существование его вкусов, мыслей, чувств, как у взрослого.

 

Позиция ребенка в семье

Работа с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.

К детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, относят детей, имеющих физический или психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных стандартов без создания специальных условий для получения образования.

Для школьного социального педагога важно выяснить отношения ребенка и родителей, а также реагирование взрослых членов семьи на степень неполноценности ребенка. Здесь необходима чуткость социального педагога, современная семья и так переживает сегодня огромные трудности, но если ко всем социальным и экономическим бедам добавляется больной ребенок – это сверхтяжелое испытание для родителей. Обычно в такой семье мать или отец работать не могут, это зачастую приводит к трагедии, родители разводятся, кончают жизнь самоубийством, становятся алкоголиками.

Кроме помощи ребенку, социальный педагог должен обращать свое внимание на родителей. Им зачастую помощь нужна нисколько не меньше, чем больному ребенку. Нужно убедить родителей искать выход из горя и направить все силы на их развитие. Нужно помочь найти пути и возможности ухода за больным ребенком, его воспитания и обучения. Родителей следует связать с другими родителями, у которых также больной ребенок; это поможет им легче переносить свои тяготы, побороть чувство беспомощности и одиночества.

При работе с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями, школьному социальному педагогу необходимо учитывать следующие моменты:

— обеспечение педагогической направленности содержания, форм, методов, используемых в ходе работы;

— изучение медико-психолого-педагогических условий, влияющих на личность ребенка с ограниченными возможностями, его интересов, потребностей;

— организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества детей с ограниченными возможностями и взрослых;

— представление и защита интересов детей с ограниченными возможностями, их семей во взаимоотношениях с различными общественными инстанциями и структурами;

— представление и защита интересов детей с ограниченными возможностями и их семей в органах законодательной и исполнительной власти;

— накопление информации, связанной с нуждами клиентов;

— проведение социальных опросов, диагностических обследований;

— подготовка официальных запросов в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении личных и социальных проблем семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями;

— информирование государственных органов о состоянии той или иной проблемы в сфере своей деятельности;

— ведение активной работы по пропаганде позитивного опыта семейного воспитания, используя средства массовой информации.

 

Примерная тематика социально-педагогического семейного консультирования:

 

— воспитание детей в семье (решение проблем школьной дезадаптации, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения, педагогический «ликбез», помощь в правовых вопросах);

— проблемы внутреннего и внешнего общения семьи (помощь в налаживании нормального общения как внутри семьи, так и ее ближайшего окружения, содействие в разрешении внутрисемейных конфликтов и т.д.);

— пропаганда здорового образа жизни (профилактика детской заболеваемости, наркомании, токсикомании, алкоголизма);

— духовно-ценностные ориентации (семейные устои и традиции, расхождения в ценностных ориентациях членов семьи);

— организация жизнедеятельности (привитие навыков гигиены детям, организация в квартире уголка для подготовки уроков и отдыха ребенка, организация контроля внешкольного пребывания ребенка, его досуга, профессиональной ориентации, трудоустройство и т.п.).

 

 

Социально-педагогическое сопровождение подростка, находящегося в трудной жизненной ситуации.

Понятие трудная жизненная ситуацияв целом определяется как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов (мотивов, стремлений, ценностей).

Классифицировать трудную жизненную ситуацию школьника и его семьи можно по источнику возникновения, по основаниям, по охвату функций жизнедеятельности, по последствиям, по способности семьи к преодолению трудных жизненных ситуаций. Классификация позволяет осуществить адресность педагогической поддержки семьи, дифференцированно подойти к работе с отдельным ребенком.

К специалисту, осуществляющему педагогическую поддержку ребенку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, предъявляются следующие требования:

• понимание сути оказываемой поддержки;

• профессиональная готовность;

• формирующее начало;

• личностные качества;

Профилактические функции в работе с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации, осуществляет непосредственно классный руководитель. Он помогает получить сведения о ребенке, о положении дел в семье, так как чаще общается с учащимися, их родителями и лицами, их заменяющими, с другими родственниками. Классным руководителям необходимо своевременно выявлять несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, с целью организации индивидуальной профилактической работы регулярно общаться с законными представителями учащихся, строя свою работу на принципах доверительного, не ущемляющего достоинства общения и соблюдая принцип конфиденциальности полученной информации.

Особое место занимает работа социального педагога с семьями, где ребенок находится в трудной жизненной ситуации, включающая в себя три основные функции:

— образовательную (организация и проведение консультаций для родителей);

— психологическую (организация работы с привлечением специалистов- психологов);

— посредническую (информирование, организация и координация деятельности смежных специалистов, установление связей и партнерских отношений между семьей и образовательным учреждением).

Социально- педагогическая помощь более эффективна, если она проводится в комплексе. Работе социального педагога может помочь родительский актив, но к вопросу его привлечения необходимо подходить осторожно, не забывая о главном принципе «не навреди ». Это должны быть люди искренне желающие оказать помощь, понимающие сложность положения несовершеннолетнего.

В своей работе социальный педагог постоянно сталкивается с необходимостью совместить усилия с психологом школы. На практике психологи часто делают основной упор на проведение диагностики, не осуществляя в полной мере коррекционных и профилактических мероприятий. Психолог, не обманывая доверия ребенка, должен обратить внимание социального педагога на случаи нарушения прав несовершеннолетних или возникшие подозрения по поводу их нарушений. Без этой информации социальный педагог не может своевременно принять действенные меры по защите прав ребенка. Как показывает практика, наиболее результативна деятельность социального педагога и психолога по совместному консультированию.

Не менее важно взаимодействие всех субъектов образовательного процесса с родителями ребенка. Создание в семье благоприятной атмосферы принятия и поддержки, отказ от конфликтов любого происхождения позволит сформировать у учащегося ощущение психологической безопасности и комфорта.

Таким образом, педагогическая поддержка ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, является приоритетным направлением деятельности социального педагога в средней школе и должна осуществляться комплексно при тесном взаимодействии с другими педагогами.
Существуют две стадии развития трудной жизненной ситуации семьи и, в зависимости от стадии, осуществляется разная работа с семьей и детьми со стороны различных социальных органов и специалистов социальных служб.

1 стадия определяется как трудная жизненная ситуация семьи:

· семья, в которой дети под опекой;

· семья, в которой есть дети-инвалиды;

· семья беженцев;

· семья временно находящаяся на территории России (из стран СНГ в основном);

· малообеспеченная семья.

Таким семьям оказывается различная помощь:

— управа района выделяет материальную помощь, организует отдых детей, оказывает помощь к праздникам;

— для малообеспеченных выделяется денежная помощь в отделе жилищных субсидий, родители сами могут обращаться в управу района или посредническую функцию оказывает социальный педагог школы, где учится ребенок;

-психологическую помощь оказывают Центры ПМС и ЦППКР;

— Центры занятости помогают получить бесплатно специальность подростку, посредником в этом процессе является школа.

2 стадия определяется как социально опасное положение семьи:

— смерть одного из родителей;

— развод родителей;

— одинокая семья;

— многодетная семья, если дети школьного возраста;

— неблагополучная семья (алкоголизм, наркомания, криминальная среда).

Трудная жизненная ситуация подростка также определяется трудной жизненной ситуацией семьи. Кроме того, к трудной жизненной ситуации подростка относятся:

— ситуации жестокого обращения;

— ситуации психологического насилия;

— конфликтные ситуации в школе, в семье;

— ситуации острого горя (смерть близких, катастрофы и т.д.)