коррекция психо-эмоционального состояния ребенка о семье.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3

Глава 1. Теоретические основы представления ребенка о семье………..…….6

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по представлениях ребенка о семье………………………………………………………………………..….…14

Глава 3. Рекомендации по эффективному развитию о представлениях

ребенка о семье ………………………………………………………………….22

Заключение……………………………………………………….………………24

Список использованной литературы……………………………….………..…26

Введение

Становление личности — сложный и многоплановый процесс. Широко известное словосочетание «личностью не рождаются, личностью становятся» отражает необходимость приложения определенных усилий для формирования всех разносторонних качеств человека, которые в совокупности и представляют собой личность.

Формирование личности в процессе социализации, воспитания и обучения требует осмысленного отношения со стороны самого человека, его окружения; создания специальных институтов.

Семья, являясь для ребенка первым проводником социального влияния, вводит его во все многообразие ролевого поведения, родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, психических свойств.

Большое значение в развитии полноценных семейных отношений имеет дошкольный возраст, когда дети, воспитываясь в семье, приобретают представления о семейных ролях, которыми наделены их родители.

Выявлено, что стихийно формирующиеся у дошкольников представления о семье отличаются фрагментарностью, бедностью эмоциональной окраски, часто искажены, деформированы в связи с кризисными явлениями в современной семье. Такие представления негативно сказываются на развитии ожиданий ребенка в отношении своей будущей семьи, сопряжены с неблагоприятным эмоциональным фоном для их формирования. Однако в настоящее время теоретические положения сопровождения родителей и детей в условиях дошкольного учреждения и педагогические условия, способствующие становлению представлений о семейных отношениях у старших дошкольников, не разработаны в достаточной мере.

Актуальность исследования и выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая состоит в выявлении сущности и возможностей формирования представлений о семейных отношениях у старших дошкольников и необходимости поиска соответствующих педагогических условий, способствующих данному процессу.

Проблема ознакомления детей дошкольного возраста со столь сложным и многогранным явлением общественной жизни, как семья, требует строгого научного обоснования, прежде всего, из-за многочисленных, зачастую противоречивых, а иногда и взаимоисключающих точек зрения на определения сущности и функции семьи, ее исторического прошлого и перспектив развития.

17 стр., 8174 слов

Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей ...

... семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества. Следовательно, важность семейного воспитания в процессе развития детей ... дальнейшего углубления имеющихся представлений о семье в свете современных подходов, расширения представлений о содержании, формах и методах взаимодействия с семьей и выработке индивидуального ...

Целью нашего исследования является коррекция психо-эмоционального состояния ребенка о семье.

Объект исследования: дети дошкольного возраста в количестве 20 человек.

Предмет исследования: роль семейных отношений как фактора, влияющего на личность ребенка.

Гипотеза исследования: Мы полагаем, что проблема будет решена, если климат в семейных отношениях будет благоприятен, т.к. социально психологическая ситуация в семье является решающим фактором становления личности ребенка.

Задачи исследования:

— рассмотреть семью как функциональную систему.

— изучить особенности формирования представлений о семье у детей;

— отразить опытно-экспериментальную работу о представлениях ребенка о семье;

— отражение рекомендаций по эффективному развитию личности в условиях семейного воспитания.

В исследовании использовались: научные труды специалистов в области изучения формирования личности ребенка в условиях семьи таких как: Калинченко, А. В., Петровский, A. B., Поддьяков, H. H. и др.

Научная новизна — теоретически обоснована и экспериментально проверена педагогическая система обучения родителей по формированию личности ребёнка в неполной семье.

Теоретическая значимость исследования заключается в проведении анализа литературы и разработки теоретических основ формирования личности у ребенка в условиях семьи.

Практическая значимость подобранная и составленная нами система анкетирования может быть использована в работе педагогов в дошкольных образовательных учреждений.

Исследовательская работа состоит из введения, основной части, состоящей из трех глав, заключение, списка использованной литературы и приложений.

База исследования: Данное исследование проводилось на базе МДОУ «Родник» с. Батырево. В эксперименте принимали участие мальчики и девочки в количестве 20 человек (из них 10 девочек и 10 мальчиков).

Возраст воспитанников 5-6 лет.

Глава 1. Теоретические основы представления ребенка о семье

Семья является самой древней и наиболее широко распространенной социальной группой. Как малая группа она создает своим членам такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональной потребности, которые дают возможность человеку ощущать свою принадлежность к обществу. Семья отличается от других малых групп многообразием, глубиной и длительностью связей, объединяющих ее членов. Именно эти особенности семьи делают её незаменимой в воспитании подрастающего поколения, т.к. они обеспечивают длительное, многостороннее влияние на формирование личности ребенка [7].

8 стр., 3824 слов

Личность в исследованиях отечественных и зарубежных психологов

... процессов, потребностей, психофизиологических функций.) Объект исследования: личность как психологический феномен. Предмет исследования: теории личности. Цель исследования: выявить особенности теорий личности. Задачи исследования: .Исторический анализ представления о личности в зарубежной и отечественной психологии. ...

Семья — это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни и частью которого является. К сожалению, широко распространено мнение о том, что нет необходимости в специально организованном ознакомлении дошкольника с семьей. Если ребенок живет в семье, он сможет познакомиться с этим явлением в повседневной жизни. Ведущие специалисты в области ознакомления дошкольников с окружающим миром С. А. Козлова, Э. К. Суслова и др. подчеркивают необходимость воспитания с самого раннего детства любви к родному дому и своей семье. Эти задачи входят в сферу нравственного воспитания.

Семья играет огромную роль в становлении и развитии личности, оказывает существенное влияние на процессы, происходящие в обществе, необходима для нормального функционирования государства, поэтому проблемы семьи и семейных отношений изучают специалисты различных областей научного знания. Социология семьи, семейное право, демография изучают особенности становления, функционирования и распада семей в соответствии со своими задачами и спецификой каждой из этих научных дисциплин. Медицина, социология здоровья, экономика семьи и домохозяйства, социология бюджетов времени исследуют различные стороны условий жизни семей. Исторические аспекты семейного быта, семейных ритуалов, обрядов и обычаев, их этнические особенности изучают этнография и антропология. Генеалогия рассматривает проблемы возникновения и развития родов лиц различного социального происхождения. Психология и социальная психология исследуют закономерности межличностных отношений в семье, внутрисемейные отношения с точки зрения их устойчивости и стабильности. Социальная педагогика рассматривает семью как объект педагогического воздействия, целью которого является всесторонняя поддержка и помощь [5].

Для ребенка дошкольного возраста семья — первая и часто единственная общественная среда, первый и наиболее долго действующий фактор, формирующий личность, а влияние на дошкольника всех остальных общностей лишь корректирует семейное воспитание. Форма и содержание семейных отношений, в которые ребенок включен с самого раннего детства в известном смысле являются для него основой определенных социальных образцов нравственного поведения. Главными компонентами здесь следует признать систему ценностей и социальных установок семьи; стиль взаимоотношений между членами семейного коллектива и окружающими людьми, семейные традиции, уровень психолого-педагогической культуры родител……..

Список использованной литературы

1. Агафонова, А. С. Практикум по общей педагогике: учеб.пособие.- СПб.: Питер, 2010. — 411 с.

2. Бордовская, Н. В. Педагогика: учеб.для вузов. — СПб.: Питер, 2011, 302 с.

3. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. вузов / И. А. Колесникова и др.- М.: Академия, 2009. — 202 с.

4. Дошкольная педагогика: Методика и организация воспитания в детском саду: учебное издание для студентов пед. инс-ов/ под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. — М.: Просвещение, 2010. — 288 с.

10 стр., 4523 слов

"Педагогика и психология высшей школы"

... педагогической и психологической наук, их отраслями – педагогикой и психологией высшей школы; овладение понятийным аппаратом педагогики и психологии, методологией и методами педагогических и психологических ... Курсовое и дипломное проектирование. Система практической подготовки будущих специалистов в вузе. Виды практик. Тема 3. Структура педагогической деятельности Сущность профессиональной ...

5. Егоров, С. Ф. Педагогика. — М.: Инфра — М., 2008. — 312 с.

6. Калинченко, А. В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2009. — 112 с.

7. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учебное издание для студентов сред. пед. учеб. Заведений, — 2 изд., перер. и доп. — М.: Изд. центр «Академия», 2009. — 416 с.

8. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитавтелей детского сада — М.: Просвещение, 2012. — 128 с.

9. Михайленко, Н. Я., Короткова, Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду, — М.: Мозаика-синтез — 2010. — 156 с.

10. Новоселова, С. Л. Игра дошкольника. — М.: Просвещение, 2010. — 203 с.

11. Парыгин, Б. П. Социальная психология / Б. П. Парыгин.- СПб.: СПбГУП: ТЗТК, 2011. — 591с.

12. Педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. М., 2010. — 354 с.

13. Петровский, A. B. Индивид и его потребность быть личностью / A.B. Петровский, В. А. // Психология личности: хрестоматия. — Самара, 2007. — Т. 2. — С. 457.

14. Петровский, A. B. Психология и приоритеты в семейном воспитании / A. B. Петровский // Перспектива: вопросы образования. 2010. — № 4.-С. 126-133.

15. Петровский, A. B. Педагогика / A. B. Петровский. — М.: Академия, 2010. — 384 с.

16. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже,- М.: Просвещение, 2011. — 659 с.

17. Пиаже, Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже // Избранные психологические труды. М., 2009. — С. 109 — 142.

18. Поддьяков, H. H. Особенности психического развития детей дошкольного возраста / H. H. Поддьяков. М.: Профессиональное образование, 2010. — 32 с.

19. Подласый, И. П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. пед. Вузов. В 2 кн. Кн. 2. Процесс воспитания / И. П. Подласый. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. — 256 с.

20. Психологические тесты: в 2-х т. / под ред. A. A. Карелина. М.: Гуманит, 2012. — Т.2. — 248 с.

21. Психологический словарь / под ред. В. В. Юрчук Минск: Элайда, 2011. — 704 с.

22. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования : учеб. пособие для студентов вузов / Е. И. Артамонова и др.; под ред. Е. Г. Силяевой. 3-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2009. — 192 с.