Музыка и движение в коррекционно — развивающей работе с глухими детьми

Оглавление

Введение 4

1. Основа восприятия музыки глухими. 4

2.Теоретические основы становления музыкально-коррекционной работы 5

2.1. Исследование влияния музыки на детей с проблемами в развитии ( 20 век).

5

2.2. Современный взгляд на значение музыки в жизни детей с проблемами в развитии 7

3.Музыкальное воспитание глухих 8

3.1Роль музыкальных занятий с глухими 8

3.2 Формирование восприятия музыки глухими. 9

3.3 Цели и задачи коррекционно-развивающей работы на музыкальных занятиях 10

4. Система работы по музыкальному воспитанию в специальной школе. 11

4.1 Фронтальные и индивидуальные музыкальные занятия 11

4.2 Музыкально ритмические занятия, как средство коррекции и развития глухих. 12

Список используемой 14

Введение

Музыка и глухие детей. Несмотря на необычность такого сочетания используются специальные методы и приемы в обучении и воспитании глухих, а также приобщение к миру эстетических ценностей.

Музыка, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие.

Музыкальные занятия включают разнообразные виды деятельности воспитанников. Успех обучения во многом определяется правильной организацией работы.

Вряд ли можно оспаривать тот факт, что именно детство особенно восприимчиво к прекрасному – музыке, танцу и это позволяет смотреть на хореографическое воспитание в специальных дошкольных учреждениях как на важный и нужный процесс развития с нарушениями слуха.

Формирование гармоничной социально – адаптированной личности ребенка с проблемами в развитии является необходимым условием воспитания и обучения. Коррекционно-развивающие возможности музыкального искусства в данном процессе обусловлены прежде всего тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает творческие потребности и способы их удовлетворения, активизирует потенциальные возможности в практической музыкально-художественной деятельности, обеспечивает всестороннее развитие ребенка, т.е. выполняет важнейшие функции – воспитательную ,образовательную, социализирующую.

Восприятие звуков окружающего мира, речи, музыки, при котором действие слухового анализатора подкрепляется другими анализаторами(зрительным, тактильным, двигательным) служит важнейшим средством развития психики ребенка. Восприятие окружающего мира посредством слуха дает возможность «озвучить» происходящее, отразить его значительно полнее, чем это происходит при работе лишь одного зрения.

19 стр., 9186 слов

Музыка как средство эмоционального развития младших школьников ...

... ребенок с нарушениями в развитии включится в музыкально-коррекционную деятельность, тем быстрее произойдут эмоционально-положительные изменения личности, активно будут преодолеваться имеющиеся нарушения. Помимо этого занятия музыкой ... внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с ... в изумление или оцепенение. Работу эмоциональной системы человека обслуживают ...

Сниженный слух в той или иной степени ограничивает возможности восприятия не только устной речи ,но и звуков музыки. Именно поэтому такое важное значение приобретает целенаправленная, специально-организованная работа.

Музыкальные занятия обеспечивают музыкально-эстетическое развитие детей с учетом их возрастных особенностей. На музыкальных занятиях осуществляются развитие остаточного слуха глухих детей, обогащение представлений о звуках окружающего мира, ориентировка на звук,как на одну из важнейших характеристик предметов и явлений живой и неживой природы; развитие слухового восприятия речи….

Список используемой

1. Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики. Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение. 1984.

2. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение -М.: «Просвещение», 1983

3. Битова А.Л., Константинова И.С., Цыганок А.А. Место музыкальной терапии в системе помощи ребенку с нарушениями развития // Обучение и воспитание детей с нарушениями развития. М., 2007, с. 56 — 69

4. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.

5. М.: Изд. центр «Академия». 2002.

6. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности М., 1997

7. Вилочкина Т.М. Слушание музыки на музыкально-ритмических занятиях // Дефектология. – 1990. — №2-с.15-22.

8. Гусева Е.П., Левочкина И.А., Печенков В.В., Тихомирова И.В., Эмоциональные аспекты музыкальности. Художественный тип человека (комплексные исследования).

М., 1994

9. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2001.

10. Декер-Фойгт Г.Г. Введение в музыкотерапию. — СПб.: Питер, 2003

11. Дмитриева Л.Г. Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе.

12. Евтушенко И.В. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей – сирот. М.; 2003.

13. Константинова И.С. Музыкальная терапия как средство невербальной коммуникации. // Педагогика, которая лечит. Опыт работы с особыми детьми. Под ред. Дименштейн М.С. М.: Теревинф. 2008.

14. Кузнецова Л.В.; Переслени Л.И., Солнцева Л.И. Основы специальной психологии. М.2002

15. Лёве А. Развитие слуха у неслышащих детей: История. Методы. Возможности. М.: Изд. «Академия». 2003.

16. М.: Изд. центр «Академия». 2002.

17. Мамойчук И.И. Психокоррекция детей и подростков с нарушением в развитии. Учебное пособие С.- П.2000

18. Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. М.2002

19. Медведева Е.А. “ Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.2001.

27 стр., 13327 слов

Общая характеристика детей с задержкой психического развития

+ Цв. вкладка / Серия: В помощь специалисту («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала»; Вып. 38). ISBN 5-9219-0521-6 В книге описаны ... обстоятельства, в которых происходит развитие ребенка. «Рост словаря, как и усвоение грамматического строя, находится в прямой зависи­мости от условий жизни и воспитания, и индивидуальные вариации здесь ...

20. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. – М.: Академия, 2002. – 200с.

21. Музыкально-ритмические занятия/ школа для глухих детей/ М.; НИИД АПН СССР , 1987.

22. Назарова Н.М. Специальная педагогика М. 2000 С.136

23. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. Москва: Владос 2000

24. Теплов Б.М. О музыкальном переживании // Психология и психофизиология индивидуальных различий; Москва — Воронеж. 1998.

25. Теплов Б.М: Психология музыкальных способностей, Избранные труды, Т.1, 1947

26. Яхнина Е.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2003.

27. Яхнина Е.З. Музыкально- ритмические занятия с глухими учащимися младших классов:. М.: РПО, 1997.

28. Яхнина Е.З. Развитие восприятия музыки глухими школьниками. ВПН СССР, 1989.

29. Яхнина Е.З. Содержание и организация музыкально-ритмических занятий в подготовительном классе школы для глухих детей. М.: 1991.

30. Яшунская Г.И. Музыкальное воспитание глухих дошкольников. М.; Просвещение,1997.