В области социальной работы Подготовительный этап — выбор проблемы

Тема: Методы планирования и организации исследований

Проблема исследования

Каждое исследование начинается с выбора и определения проблемы.

По своей характеристике это может быть социальная, социально-психологическая, социально-педагогическая или социально-медицинская проблема. Но, какой бы не была по своему характеру проблема, исследователь должен знать главное — эта проблема осложняет жизнь человека, «делает» его жизненную ситуацию сложной, трудной, а, иногда, опасной для физического или психического здоровья. Именно для решения таких проблем проводятся исследования в социальной работе.

Специалист проводит научное исследование, чтобы «найти» новые средства решения данной проблемы и помочь человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации. Другими словами, научная деятельность организуется для повышения качества социальной работы, организуемой для самых разных половозрастных и социальных групп населения.

Разработка понятийно-категориального аппарата

Каждая проблема имеет свое название и для исследования важно знать научную формулировку проблемы и использовать конкретные научные термины, понятия и категории.

Как известно, каждая наука имеет свой язык, то есть те научные понятия и категории, которые и определяют самостоятельную научную дисциплину.

Философские категории являются основополагающими понятиями и категориями для многих научных дисциплин, в том числе, и для социальной работы, как особой профессиональной области, имеющей свою теорию и технологии.

Кроме этого, базовыми науками для развития теории и практики социальной работы являются социология, психология и педагогика.

Поэтому в самом начале своей исследовательской работы автор должен определить те основные понятия и категории, которыми он будет пользоваться при описании результатов своего исследования.

11 стр., 5149 слов

Характеристика основных категорий социальной психологии. Методы социально-психологического иссле

1. Характеристика основных категорий социальной психологии. Методы социально-психологического исследования. Предмет и задачи социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания. Существует 4 точки ... вопросника – труднейшая работа, она не может выполняться поспешно, ибо всякий плохой опросник служит лишь компрометации метода. Отдельная большая проблема – применение интервью ...

В качестве основных категорий философии в исследовании могут использоваться следующие:

  • Качество (личности, свойство, особенность, специфика);
  • Количество (число участников, численность);
  • Причинность (причина возникновения трудностей и проблем человека);
  • Движение (динамика, изменение);
  • Время (год, число, месяц, промежуток времени, продолжительность работы);
  • Пространство (территориальное, среда — социальная, природная, социокультурная, воспитательная, образовательная);
  • Система (целое и часть, компонент, элемент системы);
  • Структура (строение, форма, вид);
  • Процесс (компоненты процесса, его динамика, изменение, временные показатели);
  • Ситуация (жизненная, трудная, проблемная, воспитательная);
  • Явление (социальное, позитивное, негативное);
  • Функция (обязанность);
  • Связь (взаимосвязь, взаимозависимость, взаимовлияние — позитивное, негативное);
  • Цель, задача (мысленное предвидение результата деятельности);
  • Формирование (качества, свойства личности, развитие личности, индивида, человека);
  • Личность, индивид
  • Воспитание (процесс, система, ситуация), воспитанность (качество, свойство личности человека);
  • Образование (процесс, система, ситуация), образованность (качество, свойство личности человека).

Этот этап исследования называется — разработка понятийно-категориального аппарата (или терминологического аппарата) — уточнение и обобщенная характеристика тех понятий и категорий, которые планируется использовать при оформлении текста исследовательской работы. Знание обобщенной характеристики каждого понятия или категории, которые автор использует в своей работе, помогают ему правильно дать название основным частям (главам, параграфам) исследовательской работы, написать введение и основной текст работы, сформулировать выводы, составить текст заключения, оформить результаты опытной или экспериментальной работы.

24 стр., 11570 слов

Диплом — Патопсихологическое исследование личности больных страдающих депрессивными расстройствами в рамках различных нозологических групп

... реальной динамикой жизни данной личности, ибо личность есть всегда формирующаяся, развивающаяся система. Патопсихологическое исследование личности всегда нацелено на исследование конкретного человека, он ... Решение этой проблемы становится затруднительным только в рамках психиатрии и требует интеграции усилий психиатров, клинических психологов, патопсихологов, а также специалистов по социальной работе ...

Обоснование актуальности исследования

Окончательный выбор проблемы исследования осуществляется на основе анализа актуальности данной проблемы. Чтобы обосновать актуальность, нужно ответить на вопрос: «Почему данную проблему надо изучать в настоящее время?»

Исследование можно считать актуальным, если оно отвечает потребностям практики и «заполняет теоретический пробел в науке» необходимыми средствами для ее решения.

Как доказать актуальность проблемы?

  • Провести анализ социально-экономической, политической, педагогической ситуации;
  • Выявить потребности людей и отдельных групп социума;
  • Уточнить потребность общества и государства в решении этой проблемы;
  • Выявить, причиной появления и развития, каких других проблем является данная проблема;
  • Доказывая актуальность, обязательно надо обобщить практический опыт, эмпирический материал, конкретные факты и статистические данные, доказывающие важность проблемы и подтверждающие необходимость изучения данной проблемы.
  • При доказательстве актуальности и важности исследования проблемы необходимо выделить аспект значимости решения данной проблемы для развития теории и практики социальной работы.

Определение степени изученности проблемы в методологическом, теоретическом и технологическом аспектах

  • На следующем этапе необходимо осуществить анализ изученности данной проблемы, используя источники научной, методической и справочной литературы в различных научных областях — т. е. осуществить поиск и отбор нужных источников;
  • Провести краткий анализ данной проблемы с помощью научной литературы, т. е. определить, что изучено, на основе каких методологических идей и научных подходов изучалась данная проблема в различных науках, какие накоплены теоретические знания, какой имеется практический (технологический) опыт решения данной проблемы;
  • Сделать вывод о том, что можно использовать в качестве теоретической, методической и практической основы своего исследования (научные идеи, концепции, теории, научные подходы, характеристики, принципы, технологии и т. д., то есть, весь тот теоретический и эмпирический материал, который исследователь использует при написании теоретической главы своей научной работы);
  • Уточнить и сделать вывод, почему, несмотря на теоретические работы, а также имеющийся практический опыт, данная проблема остается актуальной для большинства людей, что «недостает» в теоретическом или практическом аспекте для успешного решения данной проблемы;
  • Результатом этого этапа исследования является первый вариант библиографического списка.
  • Библиографический список — это перечень теоретических, методических и справочных материалов, которые помогают исследователю сделать вывод и определить: «что есть в науке — в теории и в практике, а что требуется найти, определить».
  • Библиографический список и материалы, доказывающие актуальность проблемы исследования, дают возможность исследователю определить: что необходимо изучить, дополнительно исследовать для того, чтобы решить данную задачу, найти средства решения проблемы. Название научных работ помогает исследователю уточнить правильную формулировку своей темы, а также дать название главам и параграфам.

Определение и выбор целевой группы

  • На подготовительном этапе важно уточнить, для какой половозрастной и социальной группы людей эта проблема является наиболее сложной, чтобы правильно выбрать целевую группу и базу опытной работы для своего исследования. Определив актуальность решения проблемы, исследователь уточняет, какой конкретно группе людей в большей степени необходима профессиональная помощь специалистов социальной работы.
  • Уточнив характер проблемы и доказав ее актуальность, исследователь определяет целевую группу, ориентируясь на которую он будет проводить опытно-экспериментальную работу.
  • Целевая группа — это конкретная группа людей, определенного пола, возраста, социального положения и социального статуса, нуждающаяся в профессиональной помощи специалистов социальной работы. Другими словами, это группа людей, которые чаще всего оказываются в данной проблемной — трудной жизненной ситуации.

Таким образом, Актуальность проблемы исследования определяется на первом подготовительном этапе исследования и письменно оформляется в первой части введения в соответствии со следующими исследовательскими действиями и научными критериями:

19 стр., 9242 слов

Проблемы социальной психологии и их междисциплинарное значение

... ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФИЛИАЛ ГОУ ВПО «ИГУ» в г. Братске КУРСОВАЯ РАБОТА Проблемы социальной психологии и их междисциплинарное значение г. Братск, 2008 Содержание Введение ... проблемы социальной психологии, связанные, например, с отношениями, существующими в обществе, или взаимодействием между большими социальными группами. Произошло заметное сближение социологических и социально-психологических исследований ...

11 стр., 5392 слов

Работа социального педагога с детьми, подвергавшимися насилию в семье

... семье. Предмет исследования: работа социального педагога с детьми, подвергавшимися насилию в семье. Методы исследования: - изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме; - наблюдение. База исследования: МОУ « ... Родители, демонстрирующие жестокое обращение с детьми, чаще являются эмоционально неуравновешенными людьми или находятся в состоянии эмоционального стресса [21, с. 248]. ...

исследовательские действия

  • изучение источников научной, методической и справочной литературы;
  • изучение и анализ эмпирических данных, то есть поиск и обобщенная характеристика свидетельств, доказательств и конкретных фактов, подтверждающих негативный характер данной проблемы;
  • поиск, анализ и характеристика данных социологических исследований, подтверждающих множественный характер проявления негативных фактов в реальной действительности, то есть в жизни и судьбе конкретной половозрастной и социальной группе населения;
  • поиск, анализ и характеристика статистических данных, иллюстрирующих динамику, увеличение количественных показателей, численности людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, свидетельствующих о росте негативных явлений из-за нерешенности данной проблемы;
  • оформление в письменном виде полученных исследовательских материалов в форме доклада-доказательства, подтверждающего необходимость исследования выбранной проблемы. Эта часть работы называется «Актуальность проблемы исследования» и является первой частью исследовательской работы, помещается во введении, начиная с 3-ей страницы (1 стр. — титульный лист работы; 2-я стр. — содержание);

научные критерии

12 стр., 5999 слов

Конфликты как объект и предмет социального изучения: теория и эмпирические исследования

... государственный университет» ФИСМО Кафедра социологии КУРСОВАЯ РАБОТА Конфликты как объект и предмет социального изучения: теория и эмпирические исследования Работу выполнил Шапин К.И. Направление 040100. ... позволяет получить информацию, достаточную для углубленного анализа проблемы. Так, при формулировке проблемы и гипотез исследования конфликтолог обращается к анализу таких письменных документов, ...

Обоснование актуальности включает указание на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики конкретного вида деятельности в социальной сфере.

Актуальные исследования дают ответ на наиболее острые в данное время вопросы, отражают социальный заказ общества, обнаруживают важнейшие противоречия, которые имеют место в практике социальной работы.

Критерий актуальности динамичен, подвижен, зависит от времени, учета конкретных и специфических обстоятельств. В самом общем виде актуальность характеризует степень расхождения между «спросом на научные идеи, практические рекомендации для удовлетворения той или иной потребности социума и предложениями, которые может дать наука и практика в настоящее время».

Затем исследователь уточняет, с помощью какой системы средств или технологии социальной работы он планирует решить данную проблему, то есть какие он планирует найти новые средства или инновационные технологии социальной работы с этой конкретной половозрастной социальной группой людей в решении их проблем.

15 стр., 7257 слов

Проблемы общения в социальной психологии

... исследования: рассмотреть проблемы общения в социальной психологии.Объектом исследования является общение как социальное явление.Предмет исследования - проблемы общения в социальной психологииЗадачи исследования:1. Изучить разработанность проблемы ... по существу за бортом интереса исследователей. Механизм же работает весьма ... взаимопонимания.Сходная классификация предлагается в работах Б. Ф. Ломова [17 ...

Образец оформления актуальности проблемы исследования — см. приложение 1.

Формулировка темы исследовательской работы

Используя эти исходные данные, а также, зная точную формулировку и научное название основных понятий и категорий, исследователь формулирует тему своей исследовательской работы. Тема исследования должна «отражать движение научного знания от достигнутого наукой к новому знанию и новому опыту», от «привычного к новому и содержать момент столкновения нового со старым».

Научная тема — это задача научного характера, требующая проведения научного исследования.

В социальной сфере тема исследовательской работы должна включать:

  • определение проблемы (т.е. трудной жизненной ситуации) человека или группы людей, которым требуется помощь;
  • системы средств социальной работы (формы, методы, содержание, определенные направления, технологии социальной работы);
  • уточнение, для какой конкретно половозрастной группы будет разработана и опытно-экспериментальным путем проверена (апробирована) эта система средств социальной работы.

Таким образом, организуя исследовательский процесс, специалист анализирует теоретические знания и практический опыт, выделяет необходимые научные знания в качестве основы своего исследования, осуществляет разработку, моделирование и проектирование такой системы средств, используя которую любой другой специалист сможет оказать действенную эффективную помощь этой конкретной половозрастной и социальной группе людей.

Теоретическое моделирование

При теоретическом познании человек должен выполнять особые познавательные действия — моделировать изучаемое явление, анализировать роль условий его существования, рефлексировать (осмысливать) характер собственных познавательных действий.

Моделирование — это исследование объектов познания на их моделях — построение и изучение моделей реально существующих объектов, предметов и явлений, разнообразных социальных процессов.

Моделирование— характерная черта теоретическогомышления при решении познавательных задач.

Моделирование — замещение изучаемого объекта другим, специально созданным. Этот искусственный объект есть модель. Под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте.

Теоретическая модель — это идеализированный объект, в котором определены его наиболее существенные связи. Построение идеализированного объекта помогает изучить его основные проблемы, выявить причины их возникновения и разработать программу их решения.

Научный аппарат исследования

Научный аппарат исследования — это последовательность логико-познавательных действий, обеспечиваюших выполнение исследования по конкретной проблеме. Научный аппарат организует поисковую деятельность в определенном порядке и последовательности.

Научный аппарат включает следующие исследовательские действия:

  • стратегические операции: поиск противоречия, выявление проблемы, определение цели;
  • технологические операции: объект исследования, предмет исследования, гипотеза исследования, задачи исследования, источники исследования, база исследования, методы исследования, этапы исследования;
  • аналитические операции:научная новизна исследования, теоретическая значимость исследования, практическая значимость исследования, положения, выносимые на защиту, достоверность результатов исследования, апробация результатов исследования.

В социальных и социально-педагогических исследованиях в качестве идеализированного объекта — теоретической модели исследования используется научный аппарат, включающий последовательность логико-познавательных действий, планируемых и осуществляемых на основе идей целостного подхода.

Философские категории — целое и часть, выражают отношение между совокупностью предметов (или элементов отдельного объекта) и связью, которая объединяет эти предметы и приводит к появлению у совокупности новых (интегративных) свойств и закономерностей, не присущих предметам в их разобщённости. Благодаря этой связи образуется целое, по отношению к которому отдельные предметы выступают в качестве частей.

Таким образом, исследователь, используя метод теоретического моделирования, разрабатывает научный аппарат (объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования), то есть определяет, формулирует изаписываетданные формулировки.

На их основе разрабатывает структуру и определяет содержание своей исследовательской работы.

Структура работы — это основные части работы (введение, главы, параграфы, заключение, библиографический список, приложения).

Содержание — это конкретные названия основных глав и параграфов работы, которые определяет и формулирует исследователь в соответствии с научным аппаратом.

Поэтому, научный аппарат исследования можно назвать — маршрутом исследования. Ведь, определив точно и грамотно научный аппарат, автор дает название основным частям своей работы, тем самымопределяет основное содержание- тот теоретический и эмпирический материал, который будет представлен в его исследовательской работе.

Объект и предмет исследования

Проблема «отражается» в объекте исследования. Та социальная проблема, в рамках которой исследователь планирует осуществить свое исследование, определяет научную область поиска исходных теоретических знаний и практического опыта. Поэтому, определяя объект исследования, мы всегда ориентируемся на конкретную проблему и ее основные характеристики.

Объект исследования

Определяя объект, следует дать ответ на вопрос «Что рассматривается»?

Реальная социальная действительность бесконечно разнообразна, а в исследовании надо прийти к определенному результату, поэтому важно определить главное направление в исследовании. Этим главным направлением и является — объект.

В социальном исследовании в качестве объекта выступают социальные, педагогические проблемы и явления негативного характера, различные трудные, сложные, конфликтные ситуации жизни и деятельности человека, разных социальных и возрастных подгрупп населения.

При определении объекта исследования необходимо определить «открытые научные знания», то есть, уточнить, какая есть научная информация, с помощью которой можно дать обобщенную характеристику изучаемой проблемы. С другой стороны, это такое научное знание, относительно которого исследователь получает новую информацию, то есть, дополняет, уточняет, систематизирует теоретическую информацию и, в свою очередь, «открывает новое знание» по данной проблеме. В этом заключается теоретическая значимость результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования, т. е. то новое, что открывает исследователь, может выделяться как специальный и оригинальный аспект изучения проблемы и это будет реальным вкладом в науку.

В качестве объекта исследования могут выступать:

  • Проблемы конкретного человека;
  • Проблемы социальной группы;
  • Проблемы возрастной группы;
  • Конкретная жизненная ситуация человека, группы, социума;
  • Негативное явление в обществе;
  • Методы, приемы и технологии социальной работы, социально-психологической и педагогической помощи, поддержки, профилактики.

Предмет исследования

Предмет — часть объекта, его сторона, специфика, особенность, характеристика.

Предмет — обозначает конкретный аспект изучения объекта и дает представление о том, как, в каком направлении рассматривается объект. Такое определение предмета избавляет от безнадежных попыток объять необъятное.

Предмет может включать ответ на следующие вопросы:

  • Какие новые отношения описываются в данном исследовании;
  • Какие новые аспекты, свойства и функции раскрывает исследование;
  • Определение предмета: результат учета задач, реальных возможностей и имеющихся эмпирических описаний объекта.

Предмет исследования чаще всего совпадает с определением темы исследовательской работы.

Объект и предмет: целое и часть

Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное, как целое и часть.

Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Предмет — это то, что находится в рамках, в границах объекта.

Объект — это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования — это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки.

Таким образом,

определяя объект исследования- исследователь ориентируется на название и характер проблемы исследования, а

уточняя предмет исследования- ориентируется на тему исследовательской работы.

Целеполагание

Целеполагание — это процедура определения и формулировки общей цели исследования, разработки системы задач, их последовательности в достижении общей цели, формулировки задач в соответствии с этапами исследовательских действий — теоретических и эмпирических.

Цель и задачи научного исследования

Цель и задачи исследования как научные категории соотносятся как общее и частное, как целое и часть.

Цель — это мысленное предвидение результата деятельности. Результатом исследовательской деятельности является исследовательская работа, выполненная по определенной теме. Значит, определяя цель, исследователь ее формулировку соотносит с формулировкой предмета — что планируется достичь, что сделать, что выполнить. Поэтому при формулировке цели предложение всегда начинается с глагола, обозначающего конкретное исследовательское действие.

Задачи — это частное выражение цели, своеобразный этап в достижении общей цели. Поэтому и при формулировке задач предложение начинается с глагола, с определения исследовательских действий, что планируется сделать на конкретном этапе исследовательской работы: теоретическом и эмпирическом (опытно-экспериментальном).

Задачи

1-ая задача, в соответствии с которой исследователь изучает различные научные источники, систематизирует теоретический материал, т. е. конкретные научные данные, характеристики, выявляет особенности, определяет специфику проблемы, дает характеристику той сложной трудной жизненной ситуации, в которой оказался человек.

В соответствии со 2-ой задачей — исследователь выявляет сущность, особенности, причины возникновения данной проблемы в жизненной ситуации человека (группы людей) конкретного возраста (социального статуса, конкретной жизненной ситуации).

Также 2-я задача может ориентировать исследователя на сбор, анализ, обобщение практического опыта, который есть в социальной работе в России и за рубежом.

В соответствии с 3-ей задачей исследователь обычно проводит диагностику или специальное социологическое исследование, чтобы иметь конкретную информацию о воспитанности, образованности, особенностях развития личности человека, его ближайшем окружении, качестве окружающей социокультурной среды и качестве жизни. Другими словами, прежде чем исследователь начнет разрабатывать и апробировать новые средства социальной работы с человеком — представителем целевой группы, он должен знать социальные условия жизни человека, иметь информацию о специфике его психологических особенностях и возможностях, а также уточнить уровень его образованности и воспитанности. Только в этом случае, авторская программа будет иметь успех.

4-я задача — это систематизация, обработка необходимых данных, средств, методов, методик, технологий оказания социальной, психологической или педагогической помощи конкретному человеку в конкретной жизненной ситуации в решении его проблемы; разработка и реализация системы средств, авторской программы или программы социальной работы.

Можно предусмотреть и поставить в качестве одной из задач исследования — обобщение, анализ, систематизацию полученных данных и разработку конкретных рекомендаций специалистам — практикам.

Таким образом,

В соответствии с 1-ой и 2-ой задачами, исследователь систематизирует теоретический и эмпирический материал, т. е. конкретные научные данные, характеристики, особенности, специфику, проблемы или явления, которые являются предметом исследования, а также практический опыт решения проблемы.

Например:

1-ая задача — Изучить / систематизировать теоретические данные / основы, методологические основы / проблемы…; или Выявление сущности / особенности / специфики проблемы относительно возраста представителей целевой группы (социального статуса, конкретной жизненной ситуации), которую исследует автор.

2-ая задача — изучение, обобщение практического опыта решения проблемы (т.е. практический опыт социальной работы с конкретной целевой группой по решению исследуемой проблемы);

3-я задача — диагностика;

4-ая задача — ориентирует исследователя на систематизацию или обработку необходимых данных, средств, методов, методик, технологий. Оказание помощи конкретному человеку в конкретной ситуации или решение данной проблемы.

Очень важно предусмотреть и поставить в качестве одной из задач исследования обобщение, анализ, систематизация полученных данных и разработка конкретных рекомендаций специалистам — практикам (можно рекомендовать студентам).

Гипотеза исследования

  • Гипотеза — это предположения, которые надо доказать;
  • Гипотеза — это метод развития научного знания;
  • Гипотеза — это структурный элемент теории;
  • Гипотеза — это предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления.

В гипотезе необходимо показать «новообразования» в старом известном научном знании и практическом опыте решения изучаемой проблемы.

Гипотеза — это система различных высказываний, где каждый последующий элемент вытекает из предыдущего и доказывает, что только при сочетании данных условий может быть достигнут положительный результат в решении данной проблемы.

Формулировка гипотезы включает предложение, раскрывающее основной смысл темы исследования, затем высказывается утверждение, что при соблюдении определенных условий, факторов, обстоятельств, а, главное, при использовании конкретной системы средств можно достичь положительного результата в решении данной проблемы.

Например: проблема наркозависимости младших подростков будет успешно решена, если …

— будут созданы следующие условия …;

Например: При использовании следующей системы условий можно достичь положительного результата в решении проблемы подростковой преступности среди девушек, если:

— будут использоваться …;

В качестве примера формулировки задач и гипотезы см. приложение 2.

Разработка структуры исследовательской работы в соответствии с научным аппаратом

Структура исследовательской работы — это определение основных частей исследовательской работы (курсовой, выпускной, дипломной или диссертации), т. е. главы и параграфы, в которых исследователь представляет:

в первой главе — материал теоретического анализа исследуемой проблемы и анализ опыта решения данной проблемы в практической деятельности;

во второй главе — материал опытно-экспериментальной работы.

Каждая глава в своем содержании может включать отдельные части, т. е. разделяться на параграфы, но объединенные одной научной идеей.

Каждая глава и каждый параграф должны иметь собственное название, отражающее основное содержание, представленное в тексте, в соответствии с конкретным аспектом, разработанного научного аппарата.

В качестве примера разработки структуры и содержания исследовательской работы в соответствии с научным аппаратом см. приложение 3.

При определении структуры и содержанияработы можно воспользоваться следующейсхемой:

Научный аппарат и его условные обозначения:

Объект А

Предмет Б

Цель В

Задачи:

  1. Г
  2. Д
  3. Е
  4. Ж

Глава 1. (в названии главы можно использовать основные понятия и термины,

используемые в формулировке и названии объекта (А)

  1. (в названии используются термины первой задачи (Г)
  2. (в названии используются термины второй задачи (Д)

Глава 2.

(в названии используются термины и понятия формулировки предмета и цели (Б и В)

2.1. (в названии используются термины третьей задачи (Е)

2.2. (в названии используются термины четвертой задачи (Ж)

Итоговое задание 7. по первой части предмета

«Методы исследования в социальной работе»:

Используя теоретический и методический материал, а также приложения, примеры и схемы-образцы, выполнить следующие задания:

  • Определить (выбрать) проблему исследования;
  • Доказать актуальность проблемы исследования;
  • Сформулировать тему исследовательской работы;
  • Разработать научный аппарат;
  • Определить структуру и содержание исследовательской работы.

Приложение 1.

Введение

Актуальность проблемы исследования. Социально — экономические реформы в России привели к снижению уровня жизни значительной части населения, изменили привычный уклад и нравственно — ценностные ориентации человека. Резкие переменыпривели …

(текст — краткий анализ социально-экономической или политической ситуации в России …)

Статистические данные свидетельствуют о том, что в настоящее время в Рос­сии свыше …(текст с указанием источника)

Эти данные показывают, что для современной России решение проблемы … (свой самостоятельный вывод о значимости и необходимости решения данной проблемы)

Анализ эмпирических фактов показывает, что основными причинами …

Степень изученности проблемы в различных отраслях научного знания. Анализ научной литературы в области философии (социологии) показывает, что исследований, так или иначе связанных с проблемой …(проблемами …), проводилось и проводится достаточно много: исследуются…(указать, что конкретно и кем) (научные работы ф.и.о. …), изучаются … (исследования ф.и.о.). В психолого-педагогических исследованиях рассматриваются … (научные работы психологов ф.и.о… педагогов… ф.и.о.).

Проблема (проблемы) … стали объектом внимания ученых …(перечислить …) специалистов, занимающихся изучением теоретических основ социально-педагогической работы в сфере …

Анализ Российского и международного опыта социальной работы в решении проблемы … показывает, что, несмотря на достаточное количество теоретических исследований в данной сфере, необходимо осуществлять целенаправленное изучение …, разрабатывать…

Тем более, что как показывает изучение опыта практической деятельности, социальные педагоги и специалисты социальной работы испытывают трудностипроблемы … сложности … затруднения… в организации … при оказании помощи… в условиях … Поэтому, …

Таким образом, проблема исследования состоит в необходимости теоретической разработки и практической апробации форм, методов и программ социальной профилактики …

Актуальность и недостаточная разработанность решения проблемы … определили выбор темы исследовательской работы: «____________________________».

Объект исследования —

Предмет исследования —

Цель исследования —

Задачи исследования:

1 — …;

2 — …;

3 — …;

4 — …

Приложение 2.

Схема-образец

Объект исследования — …

Предмет исследования — …

Цель исследования — …

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить научную литературу и систематизировать научные знания о проблеме …
  2. Проанализировать и обобщить зарубежный и российский практический опыт социальной работы с … в решении проблемы …
  3. Разработать и апробировать систему диагностических методов, выявляющих основные проблемы. . причины… особенности… склонности… характер…
  4. Разработать и реализовать программу (проект, систему средств, …) социальной(на примере использования средств художественно-творческой деятельности).

Гипотеза исследования: организация социальной профилактики. … … …, будет более эффективной, если:

  • в качестве теоретических основ … будут использоваться … …;
  • будет проведена социальная, психологическая и педагогическая диагностика, позволяющая выявить особенности жизненной ситуации и возможности подростка самостоятельно и при помощи специалиста преодолеть конфликтную ситуацию;
  • процесс социальной профилактики будет реализован в индивидуальной и групповой формах;
  • в процессе социальной профилактики будут применяться … …

Приложение 3.

Тема исследовательской работы: «Социальная профилактика насилия в подростковой среде».

Научный аппарат:

Объект исследования: проблема насилия в подростковой среде

Предмет исследования: особенности социальной профилактики насилия в подростковой среде

Цель исследования: выявить особенности социальной профилактики в подростковой среде на примере использования художественно-творческих технологий

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Систематизировать научные знания по проблеме насилия среди подростков;
  2. Проанализировать опыт деятельности специалиста по социальной профилактике подросткового насилия;
  3. Разработать систему диагностических методик, выявляющих социально-психологические особенности личности подростков, склонных к насилию и жестокости;
  4. Разработать систему средств художественно-творческой деятельности по социальной профилактике подросткового насилия;
  5. Разработать и апробировать программу социальной профилактики подросткового насилия.

В соответствии с этим научным аппаратом можно определить структуру и основное содержание исследовательской работы содержание

Введение… 3−8

Глава 1. Теоретические основы социальной профилактики насилия

в подростковой среде… 9−32

  1. Проблема насилия в подростковой среде: общая характеристика… 9−18
  2. Анализ опыта деятельности специалиста по социальной профилактике подросткового насилия… 19−31

Выводы по первой главе…31−32

Глава 2. Процесс социальной профилактики насилия в подростковой среде… 33−55

2.1. Диагностика особенностей личности подростков, склонных к насилию

и жестокости… 33−39

2.2. Система художественно-творческих средств социальной профилактики

насилия в подростковой среде (авторская программа социальной

профилактики подросткового насилия)… 40−55

Выводы по второй главе… 55

Заключение… 56−58

Библиографический список… 59−63

Приложения … 63−77

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector