Case-study. Анализ случая
Содержание
1. Основные направления прикладных исследований в социальной психологии
2. Сравнительная характеристика структурных компонентов программ социально-психологического и социологического исследования
3. Сценарий фокус-групп по проблеме: «Насилие в семье над детьми»
4. Квалификация события в процессе наблюдения
5. Case-study. Анализ случая
6. Контент-анализ двух статей или книг
Задание № 1 Основные направления прикладных исследований в социальной психологии
Прикладные исследования в психологии не коренятся, чаще всего, в области теоретической психологии, но являются базой возникновения множества ее концепций. Актуальные прикладные исследования появляются на гребне основных и важнейших современных проблем в области социальной и экономическо-правовой сферы жизни общества. На настоящий момент это прикладные исследования в области:
· Толерантности общества и агрессивности (рост уровня агрессивности; толерантности представителей различных социальных групп; проблема жизненных ценностей).
· Информационных процессов и массовых коммуникаций (влияние средств массовой коммуникации на разновозрастные группы, интерес населения к различным темам и проблемам, особенности формирования стиля жизни с помощью средств массовых коммуникаций, значение информации как основного дефицитного ресурса в современном обществе).
· Образования (содержание образовательных программ, методы обучения и воспитания в современных условиях, рост количества знаний, умений и навыков, необходимых для усвоения, качество предоставляемых образовательных услуг, проблема преемственности различных уровней образовательной системы, гармонизация теоретического и практического компонента).
· Здравоохранения (исследование степени удовлетворенности потребности населения в медицинской и фармацевтической помощи, уровень здоровья всех слоев населения, уровень психического и психологического здоровья населения; исследование доминирующего стиля жизни, его влияние на уровень здоровья населения, исследование проблемы формирования здорового образа жизни).
· Межэтнического взаимодействия (особенности взаимоотношений между этносами и нациями внутри страны и с ее ближайшими соседями, уровень межнациональной напряженности, купирование межэтнических конфликтов, формирование межэтнической толерантности, наличие этнических стереотипов).
· Маркетинга (динамика спроса и сбыта, влияние рекламы на уровень продаж, формирование потребностей всех уровней с помощью рекламы, роль рекламы в формировании ценностей и жизненных стратегий).
Пикап как элемент психологии
Основой пикапа является общение, взаимодействие с другими людьми, в данном случае, с противоположным полом. Это связано с коммуникативной культурой личности, которая формируется из опыта общения. Пикап располагает психологическими приёмами, помогающими человеку налаживать контакт, а также развивать его и направлять в нужное русло. В английском языке можно встретить близкие по определнию ...
· Менеджмента (методы и факторы эффективности управленческой деятельности, их соответствие целям организации, отношение к управленческому персоналу, адекватность форм управления индивидуально-психологическим особенностям персонала, влияние руководителей на психологический климат в коллективе, гендерные различия управляющего персонала).
· Социальной защиты (определение актуальных потребностей населения в области социальной защиты, формирование правильного понимания роли психологов, социальных работников, занятых в этой сфере, выявления групп населения нуждающихся в социальной защите).
· Правоотношений (исследование особенностей правосознания, отношения населения к основным правовым нормам, особенности когнитивного, поведенческого и эмоционального компонента правосознания граждан).
· Науки (исследование малоизученных или дискуссионных явлений и фактов).
· Семейных отношений (культурные различия семейных отношений, динамика изменения семейных ценностей, особенности межпоколенных связей, роль семьи в психологическом здоровье).
· Политики (отношение населения к власти и основным политическим партиям и течениям, механизмы психологического влияния на населения со стороны политических партий и отдельных политиков и последствия такого влияния).
· Промышленного производства (исследование динамики и оптимизации производственных процессов, факторы влияющие на производство, контроль качества продукции, уровня удовлетворенности производимым товаром).
· И других сферах
Задание №2 Сравнительная характеристика структурных компонентов программ социально-психологического и социологического исследования
социальный психология фокус группа
Элементы программы |
Сходство |
Различие |
|
1. Структура программы |
Ход исследования. Этапы жестко определены и имеют определенную последовательность (теоретический, методический, организационный). |
Социологическое исследование может включать «многопроблемный» социологический анализ. Социально-психологическое исследование призвано изучать более конкретные проблемы. |
|
2. Теоретическая часть программы |
В основе теоретическая идея. Формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, план исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования. |
В социально-психологическом исследовании цель: информативность и полезность для общества. В социологическом исследовании цель: изучение дискуссионной массовой информации. |
|
3. Эмпирическая часть |
Выборка должна быть репрезентативной. Проведение исследования (сбор данных и обобщение полученной информации с учетом требований к проведению исследований). Интерпретация результатов (обработка и обобщение полученных данных, качественный и количественный анализ результатов). Выработка рекомендаций. |
Социологическое исследование проводится с учетом затрагивания разных слоев населения, на как можно большем количестве испытуемых. Чаще используются количественные методы анализа результатов. Эмпирическая часть может носить исследовательский, описательный и аналитический характер. В социально-психологическом исследовании чаще используются качественные методы анализа, численность респондентов имеет не столь большое значение, как в социологическом. |
|
Задание №3 Сценарий фокус-групп по проблеме: «Насилие в семье над детьми»
Выборка: родители детей младшего школьного возраста.
Условия: численность групп — 8-12 человек; члены группы до начала дискуссий не информируются о ее теме и целях; модератор не навязывает свое мнение, а лишь управляет дискуссией; средняя длительность дискуссии 80-90 минут.
Процедура: дискуссия проходит в форме «круглого стола» и записывается на диктофон, с целью последующего анализа.
Знакомство, представление каждого участника и модератора. (1,5-2 мин)
Вступление (15 минут в полуторачасовой дискуссии).
Объяснение цель встречи, важность мнения участников. Представление наблюдателей, объяснения причины их присутствия (если такие будут).
Объяснение использование технических средств (магнитофон).
Представление участников и команды исследователей. Разрядка обстановки.
— Как вы считаете, существует ли проблема насилия в семье?
— В каких формах встречается насилие в семье?
— Существует ли данная проблема в Мурманске?
Дискуссия по проблеме семейного насилия (10 минут).
— Мог бы кто-то из присутствующих рассказать о наиболее ярких случаях насилия над детьми? (Если дискуссии сразу не получается, то совместно выделяем и обсуждаем какой-либо яркий пример из собственного опыта.)
— Каковы признаки того, что ребенка подвергают насилию?
— Кто чаще всего подвергается насилию в семье?
— Кто чаще всего становиться насильником в семье?
— Необходимо ли рассказывать об этом окружающим?
— Часто ли дети, подвергающиеся насилию рассказывают об этом? Почему? Кому рассказать проще?
Механизмы оказания помощи ребенку и семье в ситуации насилия (30 минут).
— Каковы последствия переживаемого насилия? Когда они проявляются?
— Где человек может получить помощь?
— В какого рода помощи ребенок нуждается более всего в ситуации насилия?
— Необходимо ли просвещать родителей по данному вопросу?
— Необходимо ли рассказывать детям о том, что такое насилие?
— Есть ли необходимость учить детей моделям поведения? Как вести себя в ситуации насилия?
Окончание фокус-группы (5 минут).
Перед окончанием делается краткий перерыв, во время которого модератор сверяется со сценарием и обсуждает ход беседы с наблюдателем. Затем задаются завершающие вопросы, выражается благодарность группе за участие. На этом фокус-группа заканчивается.
По итогам дискуссии в группе осуществляется анализ и систематизация материала.
Задание №4 Квалификация события в процессе наблюдения
Событие: Межличностный конфликт.
Категории |
Единицы |
|
Субъекты конфликта |
1. Субъект — это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов. · Участник конфликта может сознательно (или не вполне сознавая цели и задачи противостояния) принять участие в конфликте, · а может случайно или помимо своей воли быть вовлеченным в конфликт. · Прямые участники конфликта. · Косвенные участники конфликта: а) провоцировать конфликт и способствовать его развитию; б) содействовать уменьшению интенсивности конфликта или в) поддерживать ту или иную сторону или обе стороны одновременно. 2. Ранг участника. 3. Статус участника. 4. Сила участника. |
|
Объект конфликта |
1. Объект — конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. 2. Вид объекта: · Объекты, которые не могут быть разделены на части, владеть · Объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между участниками конфликта. · Объекты, которыми оба участника конфликта могут владеть |
|
Факторы конфликта |
· Объективные факторы создают потенциальную возможность для возникновения конфликта. · Субъективные факторы в межличностном конфликте складываются на основе индивидуальных (социально-психологических, физиологических, мировоззренческих и др.) особенностей личностей. |
|
Основные стадии развития конфликта |
1. Предконфликтная ситуация — это рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. 2. Собственно конфликт. Начало открытого противоборства сторон является результатом конфликтного поведения, под которым понимают действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению. — Формы конфликтного поведения: · активно-конфликтное поведение (вызов); · пассивно-конфликтное поведение (ответ на вызов); · конфликтно-компромиссное поведение; · компромиссное поведение. — Фазы в развитии конфликта: · Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство сторон. Борьба ведется пока ограниченными ресурсами и носит локальный характер. Происходит первая проба сил. · Дальнейшая эскалация противоборства. Для достижения своих целей и блокирования действий противника вводятся новые ресурсы сторон. Почти все возможности найти компромисс упущены. Конфликт становится все более неуправляемым и непредсказуемым. · Конфликт достигает своего апогея и принимает форму тотальной войны с применением всех возможных сил и средств. На этой фазе конфликтующие стороны как бы забывают истинные причины и цели конфликта. 3. Разрешение конфликта. — Варианты развития событий: · очевидный перевес одной из сторон позволяет ей навязать более слабому оппоненту свои условия прекращения конфликта; · борьба идет до полного поражения одной из сторон; · борьба принимает затяжной, вялотекущий характер из-за недостатка ресурсов; · стороны идут на взаимные уступки в конфликте, исчерпав ресурсы и не выявив явного (потенциального) победителя; · конфликт может быть остановлен под давлением третьей силы. 4. Послеконфликтная стадия — Степень удовлетворенности или неудовлетворенности сторон заключенными мирными договоренностями во многом будет зависеть от следующих положений: насколько удалось в ходе конфликта и последующих переговорах достичь преследуемой цели; какими методами и способами велась борьба; насколько велики потери сторон (людские, материальные, территориальные и др.); насколько велика степень ущемленности чувства собственного удалось ли в результате заключения мира снять эмоциональное какие методы были положены в основу переговорного процесса; насколько удалось сбалансировать интересы сторон; навязан ли компромисс одной из сторон или третьей силой, или * какова реакция окружающей социальной среды на итоги конфликта. |
|
Форма межличностного конфликта |
соперничество — стремления к доминированию; спор — разногласия по поводу нахождения наилучшего варианта решения совместных проблем; дискуссия — обсуждение спорного вопроса. |
|
Межличностный конфликт может иметь следующие виды исхода: |
уход от разрешения конфликта, когда одна из сторон как бы не замечает возникших противоречий; сглаживание противоречий, когда одна из сторон либо соглашается с предъявленными ей претензиями (но только в данный момент), либо стремится оправдать себя; компромисс — взаимные уступки обоих сторон; эскалация напряженности и перерастание конфликта во все силовой вариант подавления конфликта, когда одну или обе стороны принуждают силой (угрозой применения силы) принять тот или иной вариант исхода противоречия. |
|
Задание №5 Case-study. Анализ случая
Ситуация наблюдения: Межличностный конфликт.
Условия наблюдения: семья из пяти человек.
Описание ситуации: играют два ребенка. Девочки 8 и 7лет. За игрой наблюдает старший брат (20 лет).
Младшая сестра играет с куклой, имитирует приготовление обеда. Старшая сестра наблюдает и перестает играть, затем подходит отбирает куклу и смотрит на брата, ожидая его реакции.
Катя (8 лет): Я хочу куклу! Дай мне куклу! Отпусти! Отпусти! (отбирает куклу, хочет расплакаться, если не получит игрушку)
Лена (7 лет): Я первая ее взяла! А она пришла и отобрала ее у меня. Пусть она мне ее отдаст.
Брат: Вижу у вас и вправду проблема из-за игрушки. Может быть перейдем на кухню и поговорим?
Лена (7 лет): Я хочу куклу! Дай мне! Миша, пусть она отдаст мне куклу!
Брат: Лена, ты хочешь что бы тебе вернули игрушку?
Лена (7 лет): Но я первая ее взяла!
Брат: Гена, ты считаешь, что кукла должна быть у тебя, потому что ты первая ее взяла? Катя, ты слышала. Какое решение предлагает Лена?
Катя (8 лет): А что еще она может предложить? Главное для нее, чтобы было как она хочет.
Брат: Лена, Катя говорит, что ей не нравится твое решение, потому, что в этом случае ты победишь, а она проиграет.
Лена (7 лет): Хорошо, я дам поиграть ей своей куклой, пока мне не надоест играть другими.
Брат: Катя, Лена предлагает другое — пока она играет с другими игрушками, ты можешь поиграть с ее куклой
Катя (8 лет): А потом она отдаст мне куклу?
Брат: Лена, Катя может быть уверена, что ты отдашь ей потом куклу?
Лена (7 лет): Хорошо, я буду играть не долго.
Брат: Катя, Лена говорит, что все будет нормально — она тебя не обманет.
Катя (8 лет): Ну тогда, ладно.
Брат: Надеюсь теперь вы решили свою проблему. Не так ли?
Наблюдаемые единицы:
1. Сознательно принимаемые участие в конфликте субъекты: Катя, Лена.
2. Вовлеченные в конфликт по мимо своей воли: нет.
3. Прямые участники: Катя и Лена
4. Косвенные участники: Брат
5. Ранг, статус и силу каждого из участников: наиболее авторитетным является Брат, а Катя и Лена равны в своих статусах.
6. Объект конфликта: кукла. Вид объекта: объект не может быть разделен на части и владеть им совместно не возможно.
7. Объективный фактор: объект один, а играть им хотят обе стороны
8. Субъективный фактор: соперничество, элементы детского эгоизма.
9. Основные стадии протекания конфликта:
· Предконфликтная ситуация: у детей много игрушек, но все они не одинаковы и поделены между сестрами.
· Собственно конфликт. Повод для конфликта: отбор игрушки у владельца. Причиной конфликта становится потеря возможности играть с игрушкой, возможно желание привлечь внимание. Формы конфликтного поведения участников: Катя — активно-конфликтное поведение (вызов); Лена пассивно-конфликтное поведение (ответ на вызов).
Фазы развития конфликта: отбор объекта конфликта (игрушки) — является этапом перехода конфликта из латентного состояния в открытое противоборство. Дальнейшая эскалация противоборства: отказ одного из братьев смириться с потерей игрушки. Для достижения своих целей наблюдаемый Катя ищет сторонников в лице брата. Конфликт достигает своего апогея когда число участников конфликта доходит до трех человек. Подключается брат. Но в данном случае характерная для этой фазы ситуация, когда конфликтующие стороны действительно забывают истинные причины и цели конфликта и останавливаются только на эмоциональных и обобщенных высказываниях, личных оскорблениях, переходит в переговорную.
· Разрешение конфликта. Конфликт остановлен под давлением третьей силы. Третьей силой является брат, как авторитетная фигура он предлагает переговоры для решения конфликта.
· Послеконфликтная стадия: удалось в ходе конфликта и последующих переговорах достичь преследуемой цели (обладать игрушкой будут обе стороны индивидуально, но в разное время); методы и способы ведения борьбы были социально приемлемы и даже социально одобряемы; потери сторон незначительны; чувства собственного достоинства сторон не ущемлялись; в результате заключения мира эмоциональное напряжение сторон снято; удалось сбалансировать интересы сторон; компромисс хоть и навязан третьей силой, но и явился результатом взаимного поиска решения конфликта; реакция окружающей социальной среды (брата) на итоги конфликта — одобрение.
10. Форма межличностного конфликта: соперничество.
11. Исход конфликта: компромисс.
Задание №6 Контент-анализ двух статей или книг
Категории |
Р. С. Немов, Психология, том 2. Психология образования. Москва. 2001. (учебное пособие) |
А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. Психология и педагогика. Санкт-Петербург. 2000. (учебное пособие) |
||
Структура оглавления А |
Предисловие А1 |
+ |
— |
|
Введение А2 |
— |
+ |
||
Части А3 |
+ |
— |
||
Раздел А4 |
+ |
+ |
||
Главы А5 |
+ |
+ |
||
Подпункты А6 |
+ |
+ |
||
Список литературы А7 |
— |
+ |
||
Страницы Б |
606 стр. |
432 стр. |
||
Тематика В |
Психология: |
+ |
+ |
|
Предмет, методы, принципы психологии В1 |
+ |
+ |
||
Познавательные процессы.В2 |
+ |
+ |
||
Личность.В3 |
+ |
+ |
||
Педагогика: |
+ |
+ |
||
Воспитание.В4 |
+ |
+ |
||
Образование.В5 |
+ |
+ |
||
Психология педагогической деятельности.В6 |
+ |
+ |
||
Система наглядности текстового материала Г |
Тезисы Г1 |
+ |
— |
|
Определения Г2 |
+ |
+ |
||
Цитаты Г3 |
+ |
— |
||
Наличие личной позиции автора Г4 |
— |
+ |
||
Практические задания Г5 |
+ |
+ |
||
Вопросы для самоконтроля Г6 |
+ |
+ |
||
Словарь основных понятий Г7 |
+ |
— |
||
Ссылки на литературу Г8 |
+ |
+ |
||
Наличие выводов Д |
Выводы в конце подпунктов Д1 |
— |
+ |
|
Выводы в конце главы Д2 |
— |
+ |
||
Выводы общиеД3 |
— |
— |
||
Наличие графических средств Е |
Схемы Е1 |
— |
— |
|
Рисунки Е2 |
— |
1 |
||
Таблицы Е3 |
3 — — |
22 — 1 |
||
Фотографии Е4 |
— |
— |
||
Графики Е5 |
— |
1 |
||
Примеры Ж |
Наличие практических примеров Ж1 |
— |
+ |
|
Примеры эмпирических исследований Ж2 |
+ |
+ |
||
Рекомендуемая литература З |
Отечественные авторы З1 |
+ |
+ |
|
Зарубежные авторы З2 |
— |
+ |
||
Итак, мы видим, что в учебных пособия хорошо структурировано оглавление, большой объем страниц. По тематике источники разнятся. В разделе психологии А.А. Реан делает упор на общую психологию, а Р.С. Немов на возрастную психологию. Однако в разделе педагогики тематика сходная, но в учебнике «Психология и педагогика» авторы особое внимание уделяют практической стороне, хотя отсутствие тезисов затрудняет работу, как и отсутствие выводов в учебнике Р.С. Немова.
В анализируемых учебниках даны определения, но систематизированы соответственно разным основаниям. Основным негативным моментом учебного пособия «Психология» является нехватка графической информации (нет схем, графиков, рисунков, что затрудняет восприятие информации).
По всем параметрам Учебное пособие А.А. Реана имею большую практическую направленность.
Исходя из выше перечисленного можно сделать вывод о том, что два этих учебных пособия отвечают своим целям, но студенту вероятно легче будет освоить информацию представленную в учебнике издательства Санкт-Петербург.
Список литературы
1. Анастази А. Психологическое тестирование. — М.: Сфера. — 1 том. — 1982. — 322с.
2. Анастази А. Психологическое тестирование. — М.: Сфера. — 2 том. — 1982. — 316с.
3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — СПб.: Питер — 1999. — 638с.
4. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство. СПб.: Питер — 1991. — 563с.
5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. М.: Академия. — 278с.
6. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер — 1997. — 289с.
7. Куликов Л.В. Введение в психологическое исследование. М.: Сфера — 1994. — 290с.
Размещено на