Психологический анализ коллектива осужденных

§ 2. Психологический анализколлектива осужденных

Создание коллектива осужденных является важнымфактором в пере­воспитании. В исправительном учреждении воздействие на личностьвсегда происходит через коллектив, и это воздействие бывает тем более полным, правильными целенаправленным, чем скорее удается создать коллектив. В соответствии с этимдеятельность воспитателя в значитель­ной мере и направлена на организациюколлектива осужденных. Кол­лектив осужденных не представляет однообразнуюмассу. Он состоит из отдельных ячеек — индивидуальностей, личностей, которые всвою оче­редь образуют группы и другие категории. При создании групп должнаучитываться интенсивность прошлой преступной деятельности, вид ее, отбываниенаказания в прошлом, проявляющиеся отношения к мерам воздействия, труду, режимуи т. д.

Этот принцип должен соблюдаться применительно кразличным группам осужденных, находящихся в колониях разного режима. Но и вколонии каждого типа продолжается процесс распределения осуж­денных на болеемелкие группы, соответствующие индивидуальным особенностям личности. Здесь, какправило, учитываются личные сим­патии и антипатии, конкретные связи и общиеинтересы по професси­ональной деятельности, бригадные принципы и т. д.Существенную помощь в создании коллектива осужденных оказывает и сам режим ИТУ,который формирует одинаковые привычки в действиях, навыках, поведении: а это всвою очередь способствует возникновению традиций, скрепляющих коллектив’.

Процесс создания коллектива сопровождаетсяпостоянным изучени­ем каждого из членов, продолжением отбора и изменением этихгрупп Значительный интерес в этом отношении представляет воспитательнаядеятельность А.С. Макаренко, который писал: «Я то и дело пересматри-

‘См.: Глоточком АД., Пирожков В.Ф. Психологические основырежима. М., 1968, с. 9.

вал их состав и раскладывал его на кучки,классифицируя с точки зрения социальной и человеческой ценности»’.

Для того чтобы правильно воздействовать на коллективзаключенных, каждому воспитателю необходимо иметь ясное представление о егоструктуре, об удельном весе каждой входящей в него группировки и о местеличности в данном коллективе. Главное место в этой структуре занимает актив.Это группа осужденных, которые твердо встали на путь исправления, принимаютактивное участие в трудовом процессе и об­щественной жизни, и что самоеглавное, активными действиями спо­собствуют перевоспитанию других осужденных.Чем больше группа активистов, тем, естественно, легче вести воспитательнуюработу и тем, как правило, выше оценивается потенциал коллектива в целом.

13 стр., 6101 слов

Понятие коллектива и группы

... взаимоотношений. Когда такой процесс происходит, случайное скопление людей становится группой. «Коллектив — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном ... коллектива в организации, заключается в первую очередь в недостаточной разработанности этого вопроса в современных стремительных условиях развития общества. Постоянное усиление конкуренции и постоянное воздействие ...

Группа резерва — это осужденные, которые твердовстали на путь исправления, принимают активное участие в трудовой деятельности,но по собственной инициативе не оказывают помощи в перевоспитании других лиц.

Группапассива — осужденные, колеблющиеся в выборе стратегии своего поведения.Поступки их в значительной степени зависят от создавшейся ситуации.

Последнейявляется группа тредновоспитуемых, к которым относятся лица, не только невставшие на путь исправления, но и уклоняющиеся от участия в трудовом процессе,стремящиеся активно противодейство­вать положительному воспитательномувоздействию администрации и активной части осужденных. Эта группа в союзе сосужденными из группы пассива может разлагающе действовать на весь коллектив.Если нельзя положительно воздействовать на отдельных членов этой группы,целесообразно бывает прибегнуть к переводу их в другие, более сильныеподразделения и коллективы.

Воспитательи коллектив контактируют с осужденным не только прямо и непосредственно, но ичерез малую группу. И от того, на чьей стороне она находится, во многом зависитуспех воздействия на кон­кретную личность. Малые группы возникаютсамостоятельно, незави­симо от администрации, как правило, стихийно.Практически в любом коллективе осужденных на любой стадии его развития имеютсямалые группы. В исправлении и перевоспитании осужденных они играют особую роль:в них создается тот «микроклимат», который оказывает нередко решающее влияниена поведение осужденных, со всей силой здесь действуют механизмы подражания,соперничества и самоутверж­дения. В малой группе воспитателю приходится иметьдело с групповой убежденностью, групповыми интересами, повседневнымитрадициями.

‘Макаренко А.С.Соч. Т.1, М., 1957. с. 241.

Междувоспитателем и осужденным, как и между коллективом и лич­ностью осужденного,всегда стоит малая группа. Возникнув, она про­ходит свой путь развития, внутригруппы создается определенная структура, выражающаяся в установлении иерархииотношений членов группы. Любой член каждой из этих групп выполняет обязанностив соответствии с отведенной ему ролью. В такой группе всегда имеется лидер,вожак, вторые, третьи и т. д. В малой группе с положительной направленностьюобычно складываются товарищеские, дружеские от­ношения, проявляются взаимныесимпатии. В процессе организации и становления отрицательно направленной малойгруппы часто воз­никает нездоровое соперничество, а порой и борьба междуотдельными лидерами. Побеждает тот, кто сумеет подчинить себе остальных осуж­денных.Захватив лидерство, вожак перестает сам лично творить суд и расправу. Всючерную работу он поручает другим осужденным, остав­ляя за собой функциюорганизатора. Ни о какой истинной дружбе между членами отрицательнонаправленной малой группы не может быть и речи.

Формы проявления конфликтов в ИТУ чрезвычайномногообразны:

отскрытых состояний неудовлетворенности, которые могут быть очень длительными, дооткрытых столкновений интересов, до групповых аф­фективных действий.

3 стр., 1132 слов

Методы психологического воздействия и процесс ресоциализации осужденных

... или в группах осужденных, хорошо знающих друг друга, близких по психическому складу личности. В таких группах легче складываются ... коллективе основным фактором психологического воздействия является общественное мнение и коллективное (групповое) настроение, а механизмами воздействия -- убеждение и внушение. Специальная психологическая подготовка имеет конкретные и узкие задачи воздействия на личность: ...

Каждыйконфликт в своем развитии проходит ряд стадий: 1) начало, характеризующеесявозникновением отрицательных чувств, столкнове­нием интересов,противоречивостью мнений, вкусов; 2) формирование конфликтных отношений; 3)открытое столкновение конфликтных сто­рон; 4) разрешение возникшихпротиворечий. Все это важно знать для профилактики, предупреждения и разрешенияконфликтов. Правильное разрешение конфликтов всех индивидов, особеннопсихопрофилактика, имеет важное значение для исправления и перевоспитанияосужденных.

Гуманизацияисправительно-трудовой системы, очевидно, будет осу-, ществляться черезразработку и внедрение более мягких мер наказания, сокращение сроков наказания,введение альтернативных лишению сво­боды мер по отношению к лицам, совершившимпреступление. Все это потребует более серьезных и всесторонних психологическихисследо­ваний по разработке и внедрению широкого спектра психолого-педа­гогическихметодов воздействия на личность, группу, коллектив осуж­денных. Перспективнымявляется исправление правонарушителя через исповедь, покаяние, примирение спотерпевшим, что создает предпо­сылки для подлинной перестройки личности, еересоциализации и со­здания перспективы для социальной адаптации.

В ряде ИТУ достигаютсязаметные успехи в ресоциализирующей деятельности, особенно там, гдеадминистрация и персонал приобща­ются к опыту и теоретическому наследиюизвестных педагогов и психо-логов, где образуется сплоченный коллективквалифицированных со­трудников, формируются механизмы социально адаптированнойгруп­повой интеграции в среде заключенных, создаются перспективы лич­ностногосамоутверждения, определяются перспективы исправления, сопровождающиесяполучением определенных льгот, создается пер­спектива будущего.

§ 3. Методы психологического воздействия на осужденных в процессе ихперевоспитания

Процесс создания коллективав колонии во всех случаях проходит при активном участии воспитателя.Воспитатель должен стремиться к укреп­лению самосознания коллектива, чувстваколлективизма, взаимозави­симости и взаимоответственности. Его деятельностьнаправляется на оказание воздействия на каждую конкретную личность, наколлектив осужденных в целом. Это определяет развитую систему и специфич­ностьтех методов воздействия, которые должны применяться в ИТУ. Все методы повозможности должны обеспечивать определенное вос­питательное воздействиеодновременно и на конкретную личность, и на создаваемый коллектив; должныпереплетаться и дополнять друг друга. Меры воздействия со стороны воспитателянаправлены на коллектив, а в условиях коллектива эти меры уже оказывают свое действиена каждого осужденного. А.С. Макаренско писал: «Мы имеем дело только с отрядом.Мы с личностью не имеем дела. Такова официальная фор­мулировка. В сущности этоесть форма воздействия именно на лич­ность, но формулировка идет параллельносущности. На самом деле мы имеем дело с личностью, не утверждая, что доличности нам нет ника­кого дела»’.

Воздействие на коллектив,использование коллектива для воздей­ствия на отдельную личность не исключает ицеленаправленного лич­ностного воздействия воспитателя на каждого отдельногоосужденного. Для этого применяются следующие основные методы.

11 стр., 5212 слов

Методы педагогического воздействия на личность

... последнем разделе содержится информация об ученическом коллективе, его влиянии на развитие личности, о способах изучения личности ученика в подобном коллективе. Актуальность данных тем задается их ... "широкая психологическая категория, которая охватывает разные виды интегрированного отражения ситуации (воздействий на субъект как внутренних, так и внешних стимулов) без отчетливого осознания их ...

Метод убеждения. Он чащевсего реализуется в ходе проведения индивидуальных бесед. Как и любоепсихическое общение, беседа со­четает в себе цели изучения и воздействия на личность.

Во время бесед разъясняютсясущность и конечная цель действий администрации исправительного учреждения,чтобы осужденные поня­ли, что цели действий администрации полностью совпадают сих соб­ственными интересами. Осужденные должны знать, какими путями они могутоблегчать себе переходный период к жизни и деятельности в об-

‘ Макаренко А.С. Соч. Т. 5, с. 169.

щемколлективе российских граждан. Эти знания будут способствовать направленностиих деятельности, волевых и интеллектуальных способ­ностей на достижение такихпромежуточных целей. Создается отрица­тельное отношение осужденного к своемупрошлому поведению, которое в конечном итоге и привело его к совершениюпреступления. Без подобного изменения отношения к своему прошлому поведению неможет создаться новое отношение ктруду, к жизни, новое мировоззрение.

Убеждениенаправлено и на пробуждение у осужденного чувства совести и т. п.

Методрегулирования психических общений. Воспитатель имеет большую возможность влиятьна психические общения, регулировать те из них, которые складываются уосужденного с работниками колоний, с другими осужденными, с родными, близкимиему людьми.

Воспитательноевоздействие представителей общественных организа­ций и коллективов существеннодополняется встречами с лицами, ранее отбывавшими наказание в данной колонии иставшими полноценными гражданами российского общества.

Особоезначение имеет осуществление контакта осужденного с семьей, который во многомспособствует выработке у него положи­тельных качеств, изменению его отрицательныхпсихических состояний. В этом немаловажная роль принадлежит и воспитателямколонии, ко­торые должны обеспечить в необходимых случаях связи с семьей, соот­ветствующееотношение членов семьи к осужденному. Особенно важно правильно использовать вцелях воспитательного воздействия свидания с родственниками, которые надотщательно подготавливать. Перед сви­данием воспитатель информирует их о техизменениях, которые произо­шли в психологии данного осужденного, о возможныхпутях укрепления в нем положительных интересов, качеств, тактично подсказатьнаиболее целесообразную линию их поведения при свидании и т. д. Для достиже­нияцелей перевоспитания воспитатель должен использовать все психи­ческие общения,в которые вступает осужденный.

Методпередачи информации. Специально и целенаправленно от­бираемая информация,поступающая к осужденному, должна способ­ствовать восполнению его социальногоопыта, получению и переработ­ке им сведений, которых он раньше не получал, и т.д. Опыт многих воспитателей показывает, что очень важно собирать» сведенияо том, как живет семья осужденного в настоящее время, как ей оказывают помощьгосударство, коллектив, где он раньше работал. На наглядных примерах он видит,что, хотя он и причинил вред государству, коллективу, они оказывают помощь егосемье, делают все, чтобы его дети росли нор­мальными гражданами. Такие фактысущественно влияют на выработку твердого решения перевоспитываться, повыситьактивность в труде, скорее вернуться к нормальной жизни.

9 стр., 4470 слов

Воспитательная работа с осужденными

... собственными силами. Схожие по содержанию положения касаются и оказания воспитательного воздействия на осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества. Правовая регламентация ... РФ. 2011. № 7. Ст. 900. предусматривает усиление психолого-педагогических методов воздействия на осужденных, стимулирования их правопослушного поведения. Для реализации данного положения в исправительных ...